Китай обучит студентов компьютерным играм. Кто возьмет на работу бакалавров компьютерного спорта? Какими личностными качествами должен обладать киберспортсмен

В Китайском университете коммуникаций с 2017 года появится первая в стране специальность «Киберспорт». Китай станет второй страной в мире после Южной Кореи, которая занимается подготовкой специалистов в этом направлении, сообщает «Сина синьвэнь». /сайт/

Кафедру по киберспорту в Университете создали в 2016 году, а первый набор студентов ожидается весной 2017 года. В заведении студенты получат навыки по стратегии и тактике, методике проведения киберспортивных соревнований.

«Вы одержимы такими играми, как League of Legends, Overwatch, World of Warcraft? Вы хотите стать частью самых сильных киберкоманд в Китае? Добро пожаловать! Китайский университет коммуникаций объявляет первый набор абитуриентов на обучение по программе „Киберспорт“», - говорится в сообщении Университета, размещённого в социальной сети Weibo

Первая группа студентов будет состоять из 20 человек, которые на протяжении 4 лет пройдут обучение по программе бакалавриата. Для первых трёх выпусков киберспортсменов уже запланирована работа в пекинской компании по производству игр Hero Entertainment.

Южная Корея и киберспорт

Южную Корею называют колыбелью киберспорта, который зародился в стране ещё в 1990 году. В те годы власти страны приложили усилия для продвижения технологий и интернета с целью дальнейшего развития экономики страны. Толчок к увлечению играми в 1998 году дала знаменитая стратегия StarCraft (стратегия в реальном времени, созданная компанией Blizzard, повествующая о противостоянии трёх сторон: протоссов, терранов и зергов). За 10 лет в стране выросло целое поколение геймеров, для которых компьютерные игры заменили все виды спорта. В 2001 году Южная Корея учредила ассоциацию профессиональных игроков в компьютерных играх (KeSPA).

В 2014 году в Университете Чунан, который находится в первой десятке лучших вузов страны, открылся факультет по киберспорту. Университет принимает профессиональных геймеров. Кроме того, он выпускает профессиональных спортсменов в разных видах спорта: футболе, баскетболе, сноуборде и прочих.

Корейцы признали киберспорт олимпийской дисциплиной второго уровня, приравняв его к шахматам и шашкам.


Несмотря на развитие в стране киберспортивных турниров, государство ограничивает молодёжь в их пристрастиях к онлайн-играм. Так, с 2001 года в стране действует запрет для подростков до 16 лет играть по ночам в компьютерные игры. Некоторые политики требуют приравнять компьютерные игры к наркотикам и алкоголю.

Киберспорт в России

В 2001 году Россия признала киберспорт официальным видом спорта. Однако через несколько лет это решение отменили, поскольку киберспорт недостаточно был развит в регионах. В июне 2016 года Минспорт снова включил киберспорт в список официально признанных видов спорта.

В 2014 году Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма впервые сделал набор на первый курс по специализации «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» в рамках направления подготовки бакалавров «Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка». Студенты этой специальности изучают две дисциплины: «Теория и методика избранного вида спорта» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Наиболее подготовленные студенты работают в Федерации компьютерного спорта России, профессиональных киберспортивных командах и других видах.

Преимущества киберспорта

В мире киберспорт признали Китай, Южная Корея, Малайзия, США и другие. Главным источником денег в киберспорте стали крупные бренды, среди которых производители компьютерных игр. Таким образом, они продвигают свой товар среди геймеров и привлекают внимание многомиллионной аудитории.

«Киберспортсменам будет проще реализовать себя в жизни, - считает основатель образовательной платформы США для геймеров MMO Coach Антон Богер. - У них отличные навыки мышления и работы в условиях многозадачности, у капитанов команд развиты лидерские качества. Так что киберспорт - это кузница будущих управленцев и предпринимателей».

В этом году Международная киберспортивная ассоциация IeSF направила запрос на признание киберспорта олимпийской дисциплиной. Международный олимпийский комитет выдвинул два условия: составить список игровых дисциплин и доказать популярность киберспорта хотя бы в 25 странах.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

ВУЗы по всему миру уже запустили курсы, которые помогут вам найти место в быстро растущей индустрии. Украина в том числе.

Киберспорт с каждым годом становится все более популярным. Растет не только число поклонников, но и количество игроков, команд, организаций. Индустрия активно расширяется, создавая спрос на различные профессии. И чем больше денег вливается в нее, тем выше должен быть уровень специалистов.

Подойти к индустрии можно с разных сторон: организация турниров, физическая подготовка игроков, финансовый менеджмент и многое другое. Несмотря на это, сейчас практически нет профильных специалистов и рынок остро ощущает дефицит кадров. Многие ВУЗы по всему миру чувствуют эту тенденцию и стараются направить свои ресурсы на изучение киберспорта.

Например, Сиракузский университет в Нью-Йорке с нового учебного сезона запустит курс по киберспорту и средствам массовой информации. В чем заключается его суть? Студенты будут изучать историю развития киберспортивных соревнований, от самого его начала, скоромных LAN-турниров, до превращения в крупную мульти миллиардную индустрию.

Это университет или школа Ксавье?

Разработан курс программы при поддержке Школы общественных коммуникаций университета. Также к пилотному проэкту была привлечена популярная стриминговая платформа Twitch. Она поможет университету проводить лекции, а также сделает специальный канал для студентов, на котором они будут вести живые трансляции. Плюс ко всему Twitch пригласит гостевых спикеров из числа представителей киберспортивной индустрии.

Во время обучения учащиеся будут составлять письменную аналитику, маркетинговые стратегии, изучать азы стриминга. Профессор Сиракузского университета Крис Хансон заявил, что киберспортивный мир стремительно развивается, и постоянно появляются новые профессии в этой индустрии. Поэтому их курс будет крайне востребован.


Смотреть

Вот так в Испании приветствуют киберспорт

Ещё одним первопроходцем в этом направлении стал Испанский институт юриспруденции и экономики. Он запустил магистерскую программу по обучению специалистов в индустрии киберспорта. В качестве партнеров учебное заведение пригласило компанию-организатора DreamHack, а преподавателями на курсе будут Александр Кохановский, глава Natus Vincere, и Ральф Райхерт, исполнительный директор ESL.

Украина также старается не отставать от мировых тенденций. Так, с 2018/2019 учебного года в Харьковской государственной академии физической культуры на кафедре информатики и биомеханики на специальности «Физическая культура и спорт» также будут готовить киберспортивных специалистов.

Просто сравните объявление харьковчан и испанцев

Как готовится к этому ВУЗ, с кем из украинских киберспортивных организаций он будет сотрудничать и какой спрос будет на выпускников? Ответы на все эти вопросы есть у доцента кафедры информатики и биомеханики Пятисоцкой Светланы Сергеевны .

Какие цели ставит перед собой ВУЗ, вводя такой курс?

Целью любого Вуза является предоставление образовательных услуг и осуществление научной деятельности по профильным направлениям. Харьковская государственная академия физической культуры (ХГАФК) много лет успешно занимается профессиональной подготовкой тренеров по различным видам спорта, учителей физической культуры, спортивных менеджеров, психологов, а также специалистов по физической терапии. Поскольку киберспорт – это новое направление для Украины, то нашей основной задачей является разработка научно-методического обеспечения подготовки тренеров по компьютерному спорту. Открытие такой специализации вызвало большой интерес среди абитуриентов.

По каким направлениям будет идти курс?

Учебная программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов по играм разной направленности, исходя из существующей классификации. Большое внимание уделяется вопросам применения информационных технологий в физической культуре и спорте, статистическим методам исследований в спорте. Также студенты будут изучать дисциплины, необходимые для профессиональной подготовки тренеров: теория и методика спортивной тренировки, педагогическое мастерство, психология спорта, методы научных исследований, анатомия, физиология и т.д.

Почему нужна биология для поступления?

Это обязательная дисциплина, которую сдают абитуриенты для поступления на специальность «Физическая культура и спорт» во всех профильных вузах Украины. Это обусловлено тем, что тренер должен не только разбираться в аспектах избранного вида спорта, но и следить за физическим состоянием игрока. В ходе соревнования спортсмены испытывают большое физическое и психологическое напряжение. Поэтому задача тренера – добиться максимального результата, не навредив здоровью спортсмена.

Обучают только тренеров? Будут ли курсы для игроков?

Сейчас мы открыли специальность только для подготовки тренеров, т.к. это соответствует профилю нашего учебного заведения.

Какие будут экзамены: выиграть матч, успешно выбрать персонажей?

Экзамены будут включать теоретические вопросы и практические задания, учитывая специфику игры.

Планируется ли сотрудничество с киберспортивными организациями Украины?

У нас есть диалоги с украинскими компаниями. Пока все на стадии переговоров, так что раскрывать ничего не будем. Конечно, звезд пока не позовем, но сотрудничать всегда готовы.


Стоит ли ждать этих парней в качестве лекторов?

Как выбирали преподавателей? Искали новых или переквалифицировали имеющихся?

Будем работать со своим педагогическим коллективом, оптимистично смотрим в будущее. Планируем также привлечение узконаправленных специалистов. Общаемся с коллегами из других стран, в которых такие специальности уже открылись, они делятся с нами опытом. Для нас важна как практическая, так и научная сторона подготовки специалистов.

Сколько стоит обучение?

Стоимость обучения и информация по правилам приема размещена на сайте нашей академии. Есть бюджетная и контрактная форма обучения, студенты могут проходить обучение на дневном и заочном отделении. Условия приема одинаковы для всех спортивных специализаций, по которым осуществляется подготовка в ХГАФК.

Как вы считаете, насколько такой курс актуален для современной Украины?

В Украине киберспорт официально признали видом спорта. Тренировочный процесс киберспортсменов, несомненно, отличается от подготовки в других видах спорта, но присутствие тренера в этом процессе обязательно. Мы видим, что в нашей стране есть молодые, активные люди, которые в этом заинтересованы. Поэтому считаем, что открытие такой специализации является актуальным. Сейчас проводится множество турниров и чемпионатов по киберспорту, так что, если у человека есть к этому склонность и желание, мы с удовольствием готовы помочь найти себя в данной профессии.

На какое трудоустройство может рассчитывать выпускник факультета?

Киберспорт в настоящее время активно развивается, так что с этим проблем не предвидится. Наши выпускники получат качественное высшее педагогическое образование и будут специалистами о сфере информационного обеспечения физической культуры и спорта, а эти навыки сейчас высоко ценятся работодателями.

Следует отметить, что Харьковская государственная академия физической культуры славится своими спортивными достижениями, выпускниками - победителями и участниками олимпиад, чемпионами мира и Европы. Будем надеяться, что этот уникальный опыт поможет и в новом направлении деятельности, тем более, что руководство академии во главе с ректором А.Ю. Ажиппо прикладывает к этому максимальные усилия.


У выпускников по киберспорту вместо диплома будет коврик для мышки?

Сравнивая подготовку украинской академии и зарубежных университетов можно заметить определенное отставание отечественного рынка обучения. Сиракузский и Испанский университеты уже имеют выстроенные курсы, базу преподавателей разбирающихся не только в технических аспектах своих профессий, но и в индустрии в целом, а также заключенные соглашения с пулом киберспортивных компаний, которые очевидно помогут не только с обучением и получением практических навыков студентами, но и с их дальнейшим трудоустройством. Харьковчане, несмотря на энтузиазм и желание развивать данную сферу, пока не могут похвастаться не только партнерством с такими гигантами, как DreamHack , ESL или StarLadder , но и пониманием индустрии и того зачем они в неё пришли в целом.

Тем не менее преподаватели решительно настроены на развитие виртуального спорта в своем ВУЗе. Да, это новая для них сфера, но они готовы учиться, принимать опыт со стороны и привносить свое видение в индустрию. Несмотря на все огрехи и слабые места курса, нужно понимать, что академия создает все с нуля, а это всегда тяжелый труд. Надеемся со временем, подобных проектов в CIS регионе будет становится всё больше, и они будут помогать развивать отечественную киберспортивную индустрию.

Эта профессия позволяет тем, кто на досуге играл в компьютерные игры, заработать деньги и получить международное признание

Эта профессия позволяет тем, кто на досуге играл в компьютерные игры, заработать деньги и получить международное признание

Сегодня трудно поверить, что первая лига киберспортсменов возникла ровно двадцать лет назад. Она сложилась в США вокруг популярной игры Quake. Поначалу даже само слово «киберспорт» было воспринято как курьез.

Но уже с сетевой игры Counter-strike о компьютерном спорте заговорили как о новой международной реальности…

Неужели это – спорт?

Да, сегодня спортивные состязания с использованием симуляторов на основе видеоигр - это полноценный вид спорта, с международными и национальными состязаниями, с национальными командами и их фанатами, с многомиллионными призовыми фондами и миллионами болельщиков.


Более того: в киберспорте есть даже свой аналог Олимпийских игр: WorldCyberGames (WCG).

Еще в 1977 году американец Эрик Эриксон отметил, что игры, которые переносят детей в незнакомые ситуации, очень важны для их развития: они учат адаптироваться к новым условиям и облегчают им дальнейшее решение сложных проблем.

Эксперты считают, что занятия киберспортом сродни шахматам: они оттачивают интеллектуальные навыки, тренируют память, помогают справляться с психологическими нагрузками.

Это – гуманный спорт, в котором не важны пол, возраст или физические недостатки человека. В нем могут на равных состязаться и победить айтишник с многолетним опытом и школьница на инвалидной коляске.

Кто такой киберспортсмен

Это – вчерашний игрок в компьютерные игры, который от своей любительской приставки перешел к активному участию в национальных и международных он-лайн и офф-лайн турнирах по видеоиграм.

Одним киберспортсменам нравится чувствовать себя частью коллектива, другие хотят добиться личного успеха и выиграть сетевое единоборство у сильного соперника.

Для первых существуют командные ролевые игры, для вторых – одиночные состязания, выстроенные по самым разнообразным моделям (например, авто-и авиасимуляторы или симуляторы спортивных состязаний).

В он-лайновых кибер-соревнованиях можно принять участие, сидя дома за компьютером. На офф-лайновые состязания надо приехать. Этот формат еще называют «клубным», потому что иногда он проводится в интернет-кафе и компьютерных клубах.

Южная Корея, которая первой внедряет в образование новые технологии, проводит соревнования по киберспорту на огромных стадионах. Зрители с энтузиазмом следят за двумя командами игроков, сидящими за компьютерами, а элементы игры транслируются на большие экраны.


Сколько зарабатывает киберспортсмен?

Киберспортсмен международного уровня – это высокооплачиваемая профессия. В той же Южной Корее их зарплаты составляют до 600 000 долларов в год.

В 2017 году призовые фонды на кибер-турнирах достигли 24, 79 миллионов долларов США.

В России призы пока скромнее. В 2017 году в финале открытого турнира по киберспорту (на основе видеоигры Tom Clancy"s Rainbow Six® Siege) который проводился в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, приз за первое место составил 100 тыс. рублей.


Киберспорт признан в России?

В России он называется «компьютерным спортом». Он был признан в 2001 году, но включен в официальный Всероссийский реестр видов спорта только в 2016 году (с номером-кодом 1240002411М).

В июне 2017 года Федерация компьютерного спорта России получила аккредитацию. Теперь в нашей стране будут проводиться всероссийские соревнования по киберспорту, а их участники смогут получать спортивные звания.

Какими личностными качествами должен обладать киберспортсмен

За прошедшие двадцать лет многие из тех, кому мама когда-то твердила: «Нет, ты сначала сделай уроки, не то я выброшу твою приставку!» - конвертировали свою любовь к играм в жизненный успех и высокие гонорары.

Киберспорт можно сравнить с профессиональным спортом: чтобы добиться в нем успехов, надо посвящать ему большую часть своего времени и развить в себе ряд необходимых личных качеств.

Среди них: быстрая реакция, целеустремленность, умение концентрироваться, способность выстраивать стратегию, стремление к победе, готовность применять в неожиданных ситуациях уже существующие знания, умения и навыки.

Кроме того, для овладения профессией киберспортсмена необходимы: хорошее зрение и развитая мелкая моторика рук.

Руки для сетевого игрока – то же самое, что ноги для бегуна. От согласованности и быстроты движения рук зависят его успехи в игре.


Какие знания и навыки необходимы киберспортсмену?

Во-первых, он должен владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя.

Во-вторых, киберспортсмен должен знать все интернет- площадки, где можно пообщаться с другими игроками.

А третье вытекает из первых двух: чтобы вырасти до уровня международного турнира, игроки должны бегло общаться на английском языке (устно и письменно). Общение в интернете помогает найти единомышленников из разных стран, узнать об обновлениях своих любимых игр или о появлении новых интересных игр.

Какое оборудование необходимо киберспортсмену?

Тому, кто решил перейти от увлекательного хобби к настоящим интернет-турнирам, понадобятся: мощный компьютер с игровой видеокартой и выходом в интернет, игровая приставка, профессиональные наушники с микрофоном (которые стоят не дешевле самого компьютера, а ломаются, в среднем, раз в год). Поэтому надо быть готовым вкладывать личные средства в свое развитие.

Самая эффектная часть занятий киберспортом – это, конечно же, международные турниры (LAN-сореврования (Local Area Network) с большими призовыми фондами от рекламодателей.

На такие турниры, которые проводятся офф-лайн, командам или начинающему игроку чаще всего приходится ехать за свой счет.

Недостатки профессии киберспортсмена

Рискованно начинать карьеру в киберспорте с хронически плохим зрением. Даже при любительской игре в компьютерные игры нагрузка на зрение бывает огромной. Ведь профессиональный игрок зачастую принимает участие сразу в нескольких сетевых турнирах. При многодневной подготовке к соревнованиям к ней может добавиться дополнительный стресс.

Главный недостаток профессии киберспортсмена – это сидячий образ жизни. Чтобы побеждать в соревнованиях, нужно найти время для занятий активными видами спорта. Если не получается, не забывайте, по крайней мере, каждый день заниматься физкультурой.

Большинство проблем со здоровьем возникают у представителей этой профессии из-за гиподинамии – низкой двигательной активности. В результате увлекательных компьютерных турниров можно заработать болезни сердца, легких, проблемы с суставами и с пищеварением.

Впрочем, можно возразить, что к этим болезням склонны 99% офисных клерков, которые, в отличие от киберспортсменов, заняты совершенно не интересной им работой.

Преимущества профессии киберспортсмена

Для занятий этим видом спорта не нужны спортивные площадки. Не нужно рабочее место в офисе, с начальниками, дедлайнами, часами прихода и ухода.

Киберспортсмен оборудует свое рабочее место дома и выстраивает свой график сам. Играя в любимые игры, он находит друзей в разных странах мира и зарабатывает деньги на своих победах.

Киберспорт – это возможность реализовать свою мечту. Для человека, которого в детстве пилили: «Сколько можно играть?» «Я выкину твою приставку!» очень важно доказать окружающим: компьютерная игра – это серьезное дело, а хобби приносит международное признание, когда есть инициатива и воля к победе.


Можно ли получить в России профессию, связанную с киберспортом?

Да, если вы имеете степень бакалавра или специалиста и готовы поступить в магистратуру.

Образовательная программа «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» уже третий год реализуется в магистратуре . Там же проводятся увлекательные турниры по киберспорту.

Возможно, в будущем году в одном из отраслевых вузов России появится факультет киберспорта, на который можно будет поступить после окончания школы. С таким предложением обратился Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) к министру образования и науки Ольге Васильевой

«-Многие недооценивают значение киберспорта, хотя это такая же спортивная борьба, это дух соперничества, азарт и стремление добиться успеха, как в других видах спорта» - заявил парламентарий.

К сожалению, в России еще не созданы образовательные программы среднего профессионального образования для подготовки мастеров киберспорта.

Однако выход есть всегда! Следите за интернет-форумами, посвященными компьютерным играм. Они помогают освоить новые игры и отвечают на вопросы пользователей. Вы сможете усовершенствовать свои навыки, узнать о новых играх или об обновлениях своей любимой старой игры.

Недавно, впервые в истории в России, один из ВУЗов открыл набор абитуриентов на специальность, связанную с киберспортом. Теперь вы сможете стать бакалавром по направлению "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)". Каковы перспективы такого шага, и какое будущее ждет ученых киберспортсменов – рассуждаем далее.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСиТ) недавно объявил набор на специализацию "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта) " в рамках направления 49.03.01 "Физическая культура". Поступающим предлагается квалификация в этой области уровня бакалавр.

Помимо прочего, в официальном анонсе присутствуют следующие строки:

«Вашими преподавателями станут лучшие профессора и научные сотрудники РГУФКСМиТ, руководители Федерации компьютерного спорта России, а также известные киберспортсмены. Кроме того, вы получите высшее гуманитарное образование и станете специалистом широкого профиля в областях, связанных с физической культурой, туризмом и традиционным спортом.»

При должной фантазии уже можно представить лекцию от НС по вардингу или от Иллидана по мастерству владения «Посохом черного короля». Также отмечаем, что после получения вышеупомянутой квалификации вы сможете работать тренером физкультуры в школе или музейным гидом.

Однако если говорить более серьезно, то кто способен преподавать киберспорт в России? И что более важно – какое будущее ждет «бакалавра киберспорта»? На данный момент слабо представляется, что крупнейшие киберспортивные организации будут брать выпускников этого ВУЗа на работу.

Нельзя упускать из виду и странные вступительные экзамены по физической подготовке (90% дотеров сразу отсеиваются?), необходимые баллы ЕГЭ по биологии, а также некоторые категории вопросов собеседования (см. ниже). В общем, пока в воздухе витает больше вопросов, чем адекватных ответов. Остается лишь наблюдать за попытками развития этого направления в России. Ну а напоследок мы приводим информацию для тех, кто хочет стать дипломированным киберспортсменом.

Информация для поступающих

Минимальное количество баллов ЕГЭ при поступлении на любую форму обучения:

Русский язык: 36 баллов.

Биология: 36 баллов.

Минимальные результаты вступительных экзаменов для поступления

На бюджет: профессиональное испытание (60 баллов), собеседование (60 баллов)

На контракт: профессиональное испытание (30 баллов), собеседование (30 баллов)

Профессиональное испытание состоит из двух частей:

1) общая физическая подготовка, где вам предстоит сдать бег на 1000 м, подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места. По результатам трех тестов можно набрать суммарно до 50 баллов.

2) компьютерное тестирование на запоминание и внимание в программе “ORBITA – PS 1” (макс. 50 баллов)

Собеседование проводится фактически как школьный экзамен по гуманитарным предметам. Вначале вам предлагается письменно ответить на 10 вопросов, после чего вы уже устно беседуете с преподавателем на те же темы.

Вопросы выбираются из следующих категорий:

История компьютерного спорта;

Компьютерный спорт в международном спортивном движении;

Организация и правила проведения соревнований по компьютерному спорту (на примере избранной дисциплины);

Особенности настройки программного обеспечения в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Особенности тактики в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Читерство в компьютерном спорте;

Основы общей и специальной физической подготовки (ОФП) в компьютерном спорте;

Медико-биологические основы компьютерного спорта;

Физика в компьютерных играх;

Психологические особенности киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Ответ на каждый вопрос оценивается по 10-бальной шкале, соответственно максимум за собеседование можно получить 100 баллов.

Киберспорт - молодая и перспективная отрасль, которая развивается слишком быстро, чтобы восполнять возрастающую необходимость в кадрах. Поэтому уже открываются программы по компьютерному спорту, курсы, онлайн-платформы и даже специальности в вузах, которые позволяют студентам стать киберспортивными специалистами.

Такая возможность есть и в России: первые школы начали открываться еще в конце 2000-х, а через несколько лет в одном из государственных университетов страны появилась киберспортивная специальность.

В этой статье вы узнаете об основных возможностях получить киберспортивное образование в РФ.

1. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Этот вуз стал первопроходцем, решившись открыть специальность «Теория и методика компьютерного спорта». Сейчас на 4 курсах очно обучается 56 студентов.

На первом и втором курсах студенты проходят предметы из основной программы: анатомию, философию, биохимию, психологию. На третьем - начинаются специализированные предметы: киберспортивный менеджмент, организация соревнований, теория и методика киберспорта, история компьютерного спорта и другие.

Для поступления на специальность абитуриенту нужно:

  1. сдать ЕГЭ по биологии и русскому языку;
  2. пройти тест на уровень когнитивных способностей и моторики;
  3. пройти спортивное испытание: подтягивание на перекладине или бег на 1000 метров, или прыжки в длину.
  • Сроки обучения: 4 года (бакалавриат) и 2 года (магистратура).
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная.
  • Возможности трудоустройства: организаторы турниров, судьи, тренеры.
  • Стоимость: 120 000 руб. в год.
  • Документ по окончании: государственный диплом.

2. Высшая школа экономики

В этом учебном заведении не открыли полноценную киберспортивную специальность, но совместно с образовательной программой Федерации компьютерного спорта России разработали образовательную программу профессиональной переподготовки «Управление киберспортом» для решения проблемы нехватки кадров в менеджменте кибериндустрии.

Дмитрий Смит, президент Федерации киберспорта России, уверил, что преподаватели программы - лучшие практики, топ-менеджеры и эксперты из большого спорта. Например, среди них - региональный директор компании по разработке игр Riot Games, представитель ESL, генеральный секретарь Международной федерации киберспорта.

Начался курс 6 декабря 2017 года. На него было зачислено 17 абитуриентов, которые окончат обучение 13 июня 2018 года.

  • Сроки обучения: 6 месяцев.
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очно-заочная.
  • Возможности трудоустройства: в киберспортивных отраслях - руководитель клуба или отдела, начальник управления, менеджер.
  • Стоимость: 200 000 руб.
  • Документ по окончании: диплом о профессиональной переподготовке.

Итак, приведенные выше вузы дают возможность получить высшее киберспортивное образование.

3. Киберспортивная школа «Белая ворона» в Томске

«Белая ворона» - частная киберспортивная школа, созданная специально для детей и подростков. В первый год обучения здесь знакомятся с компьютерными технологиями, формируют активные рефлексы для киберспорта. На второй и третий год начинается командная работа, а с четвертого - дети участвуют в киберспортивных состязаниях.

  • Сроки обучения: 5 лет.
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очная.
  • Возраст участников: 10-18 лет.

4. Обучающий онлайн-сервис MoreMMR

Учиться киберспорту можно и онлайн, в этом помогут обучающие сайты с заданиями и видеоматериалами. Например, на платформе MoreMMR, которая запущена в 2017 году. Лицом проекта является спортивный комментатор Павел Занозин. Сервис обучает игре в Dota 2.

По своему принципу ресурс напоминает Battle Pass, но участник должен платить за задания. Обучающий материал разделен на 5 направлений: базовое, мид, керри, офлейн и саппорт. В каждом направлении есть отдельные блоки с видеоматериалами и заданиями разного уровня сложности.

Стоимость: первые 5 блоков - в бесплатном доступе, следующие открываются за монеты.

3 апреля в Москве пройдет главная в России конференция, посвященная российскому и международному киберспорту, - . По теме образования выступят спикеры:

  • Гавриил Леви - генеральный директор и основатель компании «Дневник.ру». Его тема - киберспорт в образовании: кейс «Дневник.ру». Он расскажет о барьерах на пути к реализации проекта, об особенностях аудитории и специфике отдельных игр.
  • Мирослава Валькевич - журналист, экс-ведущая телеканала Game Show. Она расскажет о том, как геймеры изменили бизнес-среду: какие у игроков преимущества перед не-игроками на рынке труда, с помощью каких игровых навыков можно сделать карьеру, как управлять новым поколением сотрудников-геймеров и о многом другом.

на конференцию, чтобы получить ценную информацию и лично задать спикерам свои вопросы.