Классный час на тему "лес и его обитатели"

Цель: познакомить детей с интересными сведениями о грибах и ягодах, потренировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Оборудование: рисунок старичка-боровичка (см. приложение №1), кроссворд «Грибы» (см. приложение №2), таблица «Ягоды» (см. приложения №3).

Учитель . Сегодня нас ждет встреча со старичком-боровичком.

«... Мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик- боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами».

Учитель. Кто помнит, из какой сказки эти строки? (В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик».)

Старичок-боровичок приглашает нас на экскурсию по своим владениям.

Вывешивается рисунок с изображением старичка-боровичка. (См. приложение №1)

Старичок-боровичок. Прежде чем, ребята, мы отправимся в лес, обходить мои владения, хочу я задать вам несколько вопросов, чтоб проверить, хорошо ли вы знаете все то, что может встретиться в лесу.

Что это? Кто это?

➢ Сладкие, душистые, сочные. (Ягоды)

➢ Высокие, могучие, раскидистые. (Деревья)

➢ Скромные, душистые, красивые. (Цветы)

➢ Дикие, сильные, осторожные. (Звери)

➢ Дикорастущие, густые, лекарственные. (Травы)

➢ Чистые, прозрачные, холодные. (Родники)

➢ Скользкие, съедобные, червивые. (Грибы)

Старичок-боровичок. Вот с них-то, с грибов, мы и начнем. Обойдем все грибные места. А знаете ли вы, на пне какого дерева чаще всего встречаются опята? (На березовом пне.) А какой гриб считается царем среди грибов? (Белый, или боровик.)

Это меня так называют — царем грибов. А за что, вы знаете? (Отклик детей.)

А скажите-ка, ребятки, почему нельзя рвать грибы с корнем? (Разрушается грибница, и на этом месте уже не вырастут новые грибы.) Знаете ли вы, шляпки каких грибов в любую погоду скользкие? (Шляпки маслят.) А почему грузди так называются? (Их название произошло от церковно-славянского «груздиу». Что значит «груда», «куча». Грузди так и растут — кучками.)

Про этот гриб есть пословица. Расшифруйте ее.

Ответ: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Старичок-боровичок. Вот и грибные места начались. Что за грибы перед нами? Впишите их названия в кроссворд. (См. приложение №2.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Пока дети — каждый в берете.

Повзрослели — шляпы надели. (Рыжики)

Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Царь грибной на толстой ножке

Самый лучший из лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он... (белый).

Телом с грушею он схожий,

Только с очень белой кожей.

Постареет — скажут так:

«Курит дедушка табак». (Дождевик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые... (лисички).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это — ... (сыроежки).

Старичок-боровичок. Если попадется вам на пути мухомор или поганка, что вы с ними сделаете? (Грибы несъедобные ни срывать, ни сбивать нельзя: ими лечатся или питаются обитатели леса.) А если встретится странный гриб и вам неизвестно — съедобный он или нет, как вы поступите? (Ответы детей.)

Расшифруйте и запомните правило всех грибников.

БИРГ ЙОВТ ЕН — БИРГ ЕБЕТ ЙЫНТСЕВЗИ ЕН

Ответ: «Не известный тебе гриб — не твой гриб».

Старичок-боровичок . Съедобный гриб от места в лесу до подачи на стол проходит долгий путь. Сейчас я назову его дважды, а вы постарайтесь запомнить.

Дорожкино,

Лукошкино,

Опушкино,

Засушкино,

Кастрюлькино,

Бульбулькино,

Сельдерюшкино,

Морковкино,

Перловкино,

Немножкино—Картошкино

Лаврушкино—Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино!

(Дети повторяют.)

Старичок-боровичок . А теперь сделаем обход ягодных мест. По дороге я расскажу вам кое-что интересное о ягодах. Например, клюква и морошка растут только на болтах. Из клюквы получается самый вкусный и полезный, богатый витамином С морс. А вот облепиху называют царицей ягод и сибирским ананасом. Очень уж ценная ягода! Знаете ли вы, листья какой ягоды до весны зелеными сохраняются? (Брусники.) А какие ягоды можно даже зимой собирать? (Рябину, шиповник, облепиху, калину, клюкву.) Чай, заваренный с шиповником, получается ароматным и очень вкусным, а главное — полезным, ведь в шиповнике витамина С во много раз больше, чем в лимоне!

А вот и ягодные места пошли. Что за ягоды перед нами?

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж.

Вот и назван... (ежевика).

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь -— слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

На доске появляется таблица. (См. приложения №3)

Старичок-боровичок . Найдите эти ягоды среди остальных на таблице. Назовите все ягоды по порядку.

Я придумал для вас интересные задания, связанные с ягодами.

Первое задание : запомните тройки слов, связав их между собой по смыслу. Затем я буду называть первое слово, а вы — два следующих.

Бусы, рябина, мама.

Медведь, малина, мед.

Еж, ежевика, иголки.

Чернила, черника, пятно.

Шипы, шиповник, камешки.

Морс, клюква, ангина.

Фонарик, земляника, лукошко.

Ананас, облепиха, царица.

Тундра, морошка, мох.

Голубь, голубика, небо.

Второе задание : подумайте, какое слово лишнее в каждой строке и почему.

➢ Клубника, черника, клюква, земляника. (Варианты: а) клубника, т.к. не растет, в лесу; б) клюква, т. к. растет только на болоте.)

➢ Рябина, шиповник, голубика, калина. (Голубика, т к. не растет на деревьях и кустарниках.)

Третье задание : нарисуйте лес и все, что в нем есть. Условие: каждый человек рисует только по одному предмету. (Дети выполняют рисунок мелками на доске или фломастерами на листе ватмана.)

Старичок-боровичок . Наша экскурсия закончилась. А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, скажите, что нового вы узнали о ягодах и грибах.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Цели и задачи:

  • познакомить с книгами, рассказывающими о жизни леса;
  • учить самостоятельному поиску информации;
  • прививать детям любовь к родной природе;
  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: детские энциклопедии; карточки с индивидуальными заданиями для учащихся. Урок рассчитан на два – три занятия в зависимости от подготовленности класса, проводится в форме игры-викторины.

Вступительная беседа

Наши предки жили в окружении дремучих лесов, где хозяйничали медведи, волки и лисы. Предания самых разных народов населили лес еще и всякой потусторонней силой: ведьмами и колдунами, единорогами и драконами. Жили там и добрые феи, гномы и эльфы.
Все мы с детства слышали о лесе то, что:

«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей».

Посреди дремучего сказочного леса живут хорошо нам знакомые Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Соловей-разбойник, там же страшный Серый Волк вероломно нападает на Красную шапочку, а семь богатырей спасают прекрасную царевну, которую злая мачеха приказала отвести «в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам».
Наше время лишило лес его тайн, колдунов и заколдованных замков, а заодно и многих животных. Волшебные чащобы стали обычными лесосеками, где тарахтят тракторы и бензопилы. Такого леса, пожалуй, уже никто не боится – напротив, теперь он нуждается в нашей защите. Но его красота и величие по-прежнему завораживает душу. И если мы будем относиться к деревьям с почтением и любовью, то сказочный лес и его обитатели подарят нам немало интересного.

Игра-викторина, посвященная обитателям растительного и животного мира российских лесов

(После отгадывания загадки учитель сообщает детям интересные сведения об угаданном)

Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаешь…(березку) ?

Один гектар березняка испаряет 47 тыс. л. воды в день. Это и очищение воды, и увлажнения воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л. сока.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг Меда, а гектар липняка – 1т меда. Живет дерево 300-400 лет.

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся цветами.

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший…(Одуванчик)

Первым вышел из земли
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.(Колокольчик)

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцвет и т.д. (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов).
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами. Лишь в России на болотистых землях и в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, 800 тысяч тонн черники и брусники. А в урожайные годы с каждого гектара без всякого ухода можно получить 2900кг клюквы, 2000кг черники и брусники клюквы, 1200кг голубики и 3600кг морошки.

– Давайте решим задачу – сколько кг лесных ягод можно собрать с одного гектара в урожайный год? А вот и загадки о лесных ягодах.

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил, –
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (Черника)

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники. Но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7 – 8 лет.

– Есть в лесу такие жители, за которыми человек в конце лета начинает “тихую” охоту. Угадайте, кто это? Правильно, это грибы.
На нашей планете почти 100 тыс. видов грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом, а есть грибы-великаны – до 1.5м. в диаметре.

– Какие грибы можно встретить в наших лесах?

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносит летом,
Очень дружные сестрички,
Золотистые…(лисички).

– А вы знаете, как нужно собирать грибы? Давайте вспомним.
Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли.
Чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.

– А разве можно представить лесную полянку без насекомых? Кого из них вы знаете?

Сначала ползет,
Червяком живет,
Потом умирает,
Сучком засыпает,
Затем оживает,
Как птичка летает.(Бабочка)

В нашей стране занесено в Красную книгу 100 видов бабочек.

Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела. (Божья коровка)

Этот жучок и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений.

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5кг меда в день.

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором –
А под елью вырос дом. (Муравей)

Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.

– А этих пернатых обитателей леса вы наверняка видели.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит.
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
«Ку-ку…ку-ку…» –
Не спит опушка.
А птицу эту звать…(кукушка).

Кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых, все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся.

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка.
Звать ее…(синичка).

Одна синица за день поедает столько насекомых, сколько весит сама.
К сожалению, за последние 350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц. В Красную книгу занесены черный аист, беркут, дрофа, кречет, орел, белый журавль и другие птицы. И в этом виноват человек. Задача нашего поколения – сохранить оставшиеся животные и растения.

– Трудно представить лес без больших и малых зверей. Они очень разные, но все очень нужны в природе. Послушайте, о ком идет речь в следующих загадках.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это… (белка).

Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь
Кто это?(Еж)

У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. Ежи живут на земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? (Лиса)

Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А? проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь).

Сегодня насчитывается более 100 тыс. косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте – это…(лось).

К 30-м годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей. Есть лоси и в Сибири.

Благодаря заповедникам в нашей стране сохранены многие редкие животные, в том числе зубр, кулан, уссурийский тигр, выхухоль и др. В этом – заслуга человека.
Одной из причин исчезновения многих видов растений и животных леса является пожар. Это страшное бедствие для всего живого.
Ежегодно в мире 20 млн. гектаров леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Особенно опасен огонь в лесу при сухой погоде, когда от него не могут спастись даже крупные звери и птицы. Человек, приходящий в лес, должен чувствовать себя гостем и помнить о том, что останется после него.

Пожары бывают низовые, верховые и почвенные.
При низовых пожарах погибают мхи и лишайники, сгорает сухая трава, опавшая хвоя и листва, а также кустики брусники, черники и вереска. Обгорает кора у основания деревьев и молодая поросль.

При сильном ветре или в сухую погоду от низового пожара начинается верховой. Огонь охватывает кроны деревьев и быстро переносится ветром на огромные расстояния. Бороться с таким пожаром особенно тяжело, а после него остается выжженная безжизненная гарь.
Низовые пожары могут превратиться и в почвенные. При этом тлеет верхний слой земли – обычно торф.

Перегорают корни деревьев, которые падают как подкошенные. Горит тайга. Услышав эти страшные слова, люди – и стар, и млад – выходят на борьбу с огнем. Ведь лес дает пищу и кров не только всякому зверю и птице. Но и человеку. Деревья в лесу создают кислород для дыхания всех обитателей планеты. Лес дает жизнь всему живому на Земле.
Даже после пожара лес может восстановиться. Но происходит это крайне медленно. Вот послушайте, как это происходит.

Рос дремучий лес. От непогашенного костра загорелись сухие ветви. Вспыхнул пожар. Лес сгорел. Экосистема елового леса нарушена. Только через много лет она может восстановиться. Корни трав под землей сохранились живыми, от них пойдут новые побеги. Многие семена при высокой температуры не теряют всхожести. А семена ели могут прорасти даже из обгоревших шишек. Сначала на месте бывшего леса будет много травянистых светолюбивых растений: иван-чая, лапчатки, зверобоя, земляники.
Потом вырастут кустики малины, лещины, поросль березы, осины и липы.

Под пологом светолюбивых деревьев и появятся теневыносливые елочки.
Лес будет смешанным.
А когда осины состарятся, а потом упадут, останутся долгожители – ели. Лес вновь станет хвойным, как и до пожара. Вернуться потомки животных, убежавших от огня в соседние леса».

– А знаете ли вы, что бывает еще более страшное для леса бедствие, которое длится не дни и недели, а месяцы и годы, и разрушительные последствия которого по своим масштабам в сотни, тысячи раз превышают ущерб, наносимый огнем?
Это бедствие специалисты называют вспышкой массового размножения лесных вредителей. И главный, самый известный среди них – сибирский шелкопряд, сибиряк, как называют его энтомологи.

Практическая работа по поиску информации в энциклопедиях

  • Учащиеся разбиваются на творческие группы.
  • Каждая группа получает карточки с заданиями.
  • На каждой карточке написаны ключевые слова.
  • С помощью алфавитного указателя или оглавления дети должны самостоятельно найти ответ.

Окружающий мир

УМК «Начальная школа XXI века»

2 класс

ТЕМА « ЛЕСНАЯ АПТЕКА».

ЦЕЛИ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формирование представлений о понятиях « лекарственное растение», «целебные свойства», « лесная аптека» .
2. Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса и их целебными свойствами.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ:
1. Развитие познавательного интереса.
2. Развитие умения выстраивать коммуникации со взрослыми. Взаимодействие с одноклассниками в группе, умение высказывать аргументировано свою точку зрения, учиться высказывать свою точку зрения, учиться выслушивать чужое мнение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитание бережного отношения к растениям и к окружающей среде;

2. Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
ЗАДАЧИ УРОКА:

Научить распознавать лекарственные растения леса.

Учить понимать различия между ними, анализировать применять свои знания в практической деятельности, внимательно слушать учителя, товарищей участвовать в беседе.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Предметные: знать и правильно употреблять термины и понятия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к лекарственным растениям леса.

Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия с лекарственными растениями леса.

Познавательные: узнавать в процессе наблюдения (по рисункам, загадкам) лекарственные растения леса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Лесная аптека, лекарственные растения, целебные свойства.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство.

РЕСУРСЫ ОСНОВНЫЕ:

Учебник «окружающий мир 2 класс» 2 ч, Н.Ф. Виноградова,2013 по программе « Школа 21 век»

Рабочая тетрадь «Морянка» 2 класс (региональный компонент).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

компьютер, экран.

Демонстрационный материал: таблица «Ярусы леса», карточки для демонстрации в лукошко. Презентация «Лесная аптека».

Раздаточный материал: карточки с текстами для самостоятельной работы в группах.

Лукошко.

Иллюстрация земляника для рефлексии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Изучение растений леса: трав, кустарников и деревьев.

ПРИЛОЖЕНИЕ (ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ)

ПОДОРОЖНИК

Я травянистое растение с зелёными широкими листьями с прожилками. Имею тонкий стебель, на конце которого серёжки. Помогаю при кашле, болях в животе, коликах, болезнях печени, отвар применяют для укрепления дёсен. Расту не только возле дороги, но часто так и прошусь всем зверям или людям в попутчики. Мои созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей. известно около 250 видов этого растения. Меня можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах.
Сок из подорожника применяют для лечения желудка и так же для улучшения пищеварения. Дети часто прикладывают лист подорожника к разбитым коленкам и локтям.
ПОКАЗ СЛАЙДА.

КРАПИВА

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня – так говорят про меня. Я трава, листья тёмно – зелёные, покрыты множеством жгучих волосков. Применяют при кожных заболеваниях, для укрепления волос, от перхоти, как кровоостанавливающее средство. Ценное пищевое растение. В России весной из молодых листьев и варят . Крапиву любит есть бабочка крапивница.

ПОКАЗ СЛАЙДА.

БЕРЁЗА

Многие части берёзы используются в хозяйстве: , , (поверхностный слой коры), . Почки и листья применяют в . Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в . Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, - 100-120 лет 150 (300) лет 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в . Берёзовый сок укрепляет организм.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать постановку цели урока;

Организовать составление совместного плана действий;

Определить средства.

Расставляют карточки по порядку, составляя план действий на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы из презентации.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

И, чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Кто из вас любит уроки окружающего мира? Почему?

Что мы делаем на уроках окружающего мира?

Составьте план нашей работы сегодня.

Ребята,сегодня к нам пожаловали гости – педагоги из других школ.

«Здравствуйте!» - мы скажем педагогам.

«Здравствуйте!» - услышим мы в ответ.

Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причём крепкого здоровья.

Что вам даёт мама, если заболели?

А можно обойтись без лекарств? когда мы заболеем, на помощь приходит сама природа.

А какие это будут растения?

Что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их называют лекарственные?

А где можно найти лекарственные растения?

А как вы думаете. О чём мы сегодня с вами будем беседовать на уроке? Цель нашего урока?

Куда мы сегодня совершим прогулку? Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Дом – богатырь богат,

Угощает всех ребят.

Это дом не простой,

Он дремучий и густой.(Лес) СЛАЙД

Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так радостно дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила.

Для всех умеющих их тайну разгадать. СЛАЙД

О каких растениях сказано? О какой тайне говорится в этом стихотворении?

А вы хотите какие – то тайны разгадать сегодня?

Самопроверка готовности к учебной деятельности. (наличие учебников и ученических принадлежностей)

Повторение правил укрепления и сохранения здоровья.

Знакомство с новыми понятиями –лекарственные растения, целительные свойства.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД ).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД ).

Формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

II . «Открытие» нового знания детьми.

Цели:

Реализовать план;

Зафиксировать новое знание в речи;

Организовать устранение затруднения;

физкультминутка

III . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель:

- организоватьусвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.

IV . Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Под руководством учителя и с помощью отвечают на вопросы и отгадывают загадки, получая новые знания.

Кладут в лукошко растения и находят среди других растений леса.

Формулирование вывода.

Участие в физкультминутке.

Выполняют задание в тетрадях.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Подводят итог урока.

Показывает растения в презентации, читает загадки

Организует реализацию построенного плана.

Организует подводящий диалог.

Беседа по содержанию изучаемого материала.

Анализ существенных характеристик каждого растения.

Подведение к выводу.

Проведение физкультминутки

Организует усвоение учениками материала с проговариванием во внешней речи через игру.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует проверку

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Я продолжаю вам загадывать загадки, а вы отгадывайте и рассказывайте, какая целительная сила есть у этого растения.

СЛАЙДЫ

    Я красна, я кисла,
    На болоте я росла,
    Дозревала под снежком,
    Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква) (лечит кашель, простуду, укрепляет дёсна)

Положим в лукошко.

    Осторожнее с кустом,
    С тем, что с пильчатым листом,
    Нежно-розовым цветет,
    Но обидчиком слывет.

Не смотри, что так он дивен,
Он обычно агрессивен,
Вмиг колючий нрав покажет,
Правоту свою докажет.

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в лесу. (Шиповник)

(укрепляет организм, очищает кровь, при простуде помогает)

Положим в лукошко.

    Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы её все собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко. .(черника)

Положим в лукошко.

    Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке он без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей! (мох)

Положим в лукошко.

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.(Сосна)

(при простуде, укрепление дёсен, от боли в горле, кожные заболевания…)

Положим в лукошко.

    Если стебель отломить,
    Руки трудно уж отмыть!
    Желтый сок в листочках,
    В маленьких цветочках –
    Тот сок для добрых чистых дел,
    А что за травка? (Чистотел)

    (от бородавок,веснушек,мозолей)

Положим в лукошко.

    Цветёт он майскою порой,
    Его найдёшь в тени лесной:
    На стебельке, как бусы в ряд,
    Цветы душистые висят. (ландыш) (сердце)

Положим в лукошко.

    На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка) (от простуды, диареи, раны заживляет, лечит чесотку).

Положим в лукошко.

II .А теперь вы сами друг другу будете загадывать загадки. Работаем в паре. Каждой паре дана будет информация - её много. Но ваша задача- составить загадку и найти целебные свойства этого растения.

    Рассмотрите таблицу в учебнике.

Как бы вы назвали таблицу? Почему?

Что вы можете добавить к нашему разговору?

Брусника и липа – лекарственные растения. Положим в лукошко.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ.

Молодцы, ребята. Мы сходили с вами в лес за растениями. Вот сколько насобирали разных лекарств. Как можно назвать лес? (аптека) какая? (Лесная)значит мы с вами ходили в лесную аптеку!!

Физминутка ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Звучит название растения, если дерево – руки вверх, кустарник – руки вперёд, трава – присед.

Людей, которые собирают растения называют ТРАВНИК.

Игра «аптека » роли: 1 группа - фармацевт и 2 группа - больные.

Больные называют что у них болит, а фармацевты говорят, чем это можно вылечить. Потом поменяемся ролями.

Например: у меня бородавки – чистотел

У меня перхоть – крапива и т.д.

Работа в тетради «Морянка» стр 21. Задание

« Собери лесную аптечку»

Ситуация

Название растения

Какое растение можно приложить к разбитому колену?

Подорожник

мох

Настоем какого растения надо полоскать больное горло?

Липа, почки сосны

Листья берёзы

Какая лесная ягода поможет при простуде?

Клюква

брусника

Настой какого растения избавит от кашля?

Подорожник, сосна, клюква, крапива

Какие растения помогут укрепить здоровье?

Шиповник

Берёза, сосна

Знакомство с лекарственными растениями леса и их целительными свойствами.

Уметь анализировать по намеченному плану.

Уметь выделять из текста,таблицы главное и существенное.

Знакомство с правилами сбора трав.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

Уметь точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД ).

Создание ситуации успеха.

Закрепление нового способа действий.

V . Рефлексия учебной деятельности на уроке подведение итогов.

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку.

оценки за урок

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Проводят самооценку результатов своей деятельности.

Называет этап.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
- Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока? Нужен был сегодня нам такой разговор?

СЛАЙД

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Нужно только научиться,

Это в жизни пригодится-
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.

Нам пора уже прощаться,

Каждый должен постараться

Подвести сейчас итог-

Что я сделал за урок?

Вот подсказка со словами,

Об итогах скажем сами. Оцените свою работу. Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.

Уметь рефлексировать.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

VI. Домашнее задание (по выбору)

1. Составить список лекарственных растений леса.2. Сделать рисунок растения, подписать и написать его целебные свойства.

Можно и того растения, про которое не говорили, если оно тоже лекарственное.

Урок окончен!!