Конспект открытого урока "Литературное чтение". Прием олицетворения. М.Ю. Лермонтов. "Утёс"

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

О чем плачет утес?

Урок чтения

2-й класс

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.

Оборудование. Свеча, произведение Бетховена "Фуга ре диез минор", романс "Выхожу один я на дорогу", человеческий профиль, фланелеграф, изображения тучки, звезд, утеса, портрет М.Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Выключается свет, играет музыка, горит свеча.

Учитель.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

Музыка выключается.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди... о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке чтения мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

На доске возникает черный профиль человека.

– После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Включается свет.

– Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

У. Сегодня мы прочитаем произведение Михаила Юрьевича Лермонтова "Утес".

III. Первичное восприятие текста

У. Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Учитель читает стихотворение "Утес" с горящей свечой в руках.

– Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети высказывают свое мнение.

–На столах у вас лежит текст стихотворения. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.

IV. Анализ произведения

У. От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?

У. Сколько героев в стихотворении?

Д. Утес, тучка.

У. Кто главный герой?

Д. Утес.

На фланелеграфе появляется изображение утеса.

У. Почему?

Д. Так называется стихотворение.

У. Сколько строф в стихотворении?

Д. Две строфы.

У. Сколько строк в каждой строфе?

Д. Четыре строки.

У. Как называются такие строфы?

Д. Четверостишия.

У. Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

–Кто из героев присутствует в первой строфе?

Д. Утес и тучка.

У. Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Д. Тучка.

Дети зачитывают первую строку.

У. Известно ли, откуда она взялась?

Д. Нет, она уже ночевала.

У. Какая она?

Д. Золотая.

У. Почему золотая?

Д. Она обычная, а золотой стала от света луны.

На фланелеграфе появляются изображения луны и звезд.

У. Большая тучка или маленькая?

Д. Маленькая.

У. Почему вы так думаете?

Д. Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

У. Живая ли тучка?

Д. Да.

У. Что она делала?

Д. Ночевала.

У. Где ночевала тучка?

Д. На груди утеса.

У. Почему именно на груди?

Д. Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

На фланелеграфе появляется изображение тучки.

У. А какой был утес?

Д. Великан.

У. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Д. Ничего не делает, он неживой.

У. Почему утес ничего не делает?

Д. Боится спугнуть тучку.

У. Живой ли он вообще?

Д. Да.

У. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Д. Умчалась.

У. Куда умчалась?

Д. В путь.

У. Есть ли у тучки путь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она летит, куда ветер дует.

У. Как умчалась тучка?

Д. Весело играя.

У. Почему весело, как это характеризует тучку?

Д. Она легкомысленная.

У. Перечитайте вторую строфу.

Дети перечитывают вторую строфу.

– Кому она посвящена?

Д. Утесу.

У. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Д. Влажный след.

У. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Д. Она плакала, ей было плохо.

У. Где остались слезы тучки?

Д. В морщине утеса.

У. Почему они остались?

У. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?

Д. Остался стоять.

У. Как он стоит?

Д. Одиноко.

У. Почему?

Дети дают разнообразные ответы.

–Что делает утес?

Д. Задумался глубоко.

У. О чем задумался?

Дети отвечают.

–Что еще сказано о том, как он стоит?

Д. Тихонько плачет.

У. Почему он тихонько плачет?

Д. Ведь он великан...

– Никто не должен видеть его слезы.

У. О чем плачет утес?

Дети отвечают.

– Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Д. В пустыне.

У. Почему? Куда все исчезло?

Д. Тучка унесла все с собой.

У. Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

С фланелеграфа исчезают все изображения.

–Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке?

Д. Он ее любил, оберегал, заботился.

V. Физкультминутка

Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения (продолжение )

У. Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

Д. Чувство одиночества.

У. О чем это стихотворение?

У. Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.

Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.

Дети шепотом перечитывают стихотворение.

– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.

Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.

–Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.

Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.

– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Дети оценивают чтение своего товарища.

VII. Итог урока

У. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта ХIХ века Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

Выслушиваются ответы детей.

– С кем сравнивал себя поэт? Почему?

Д. С утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

У. Почему он был одинок?

Д. Рядом не было любимого человека.

У. Когда человек может почувствовать себя одиноким?

Д. Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.

У. Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание

У. Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

IХ. Заключительная часть

У. В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством Лермонтова. А закончим мы урок еще одним его произведением, положенным на музыку. Пусть оно прозвучит как награда поэта вам за ваши понимание и отзывчивость.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..."

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.