Краеведение наука. Значение слова краеведение. Примеры употребления слова краеведение в литературе

05.02.2014 10:48

кто такой краевед?

В журнала «Известия Русского Севера» начали дискуссию «Кто такой краевед»? Размышлениями на эту тему поделился один из старейших краеведов области, автор известных статей и книг Александр Александрович Тунгусов. В этом году ему исполнилось 94 года, из них 70 лет его называют краеведом.

Александр Александрович, как Вы думаете, кто такой краевед?

– Краеведом называют того, кто любит Родину. Сам я историю своего края начал изучать еще со школы. Сначала меня увлекли частушки, затем праздники. Постепенно накапливались знания. И как-то сами люди стали называть меня краеведом.

Все краеведы – историки, они проникают в глубь времени, как золотодобытчики достают из прошлого события, даты, имена забытых людей.

Считаю, что стремление к краеведению заложено в человеке с молодости. Как себя помню, всю свою жизнь учился. Как-то в районном архиве нашел судебные дела. В одном из них рассматривалось преступление подростков военного времени, перевозивших ящики с патронами. Один из ящиков раскололся, патроны высыпались. Ребята подобрали десяток и хотели продать. Их арестовали. В это же время погиб отец одного из мальчиков. Может, ему не хватило патронов? Из этой истории получился документальный рассказ о войне.

Каковы взаимоотношения краеведов и власти? Зачем краевед, его исследования нужны власти?

– Мои исследования помогли установить точную дату основания Верхней Тоймы. В результате, можно сказать, я подарил праздник району.

Недавно я следил за перипетиями в отношении краеведа Ивана Мосеева. Весь процесс считаю надуманным.

Может ли заниматься наукой любитель?

– Конечно, да. Считаю, что краевед помогает ученым в работе правильно освещать местные события. Он собирает большой фактический материал. А ученые-историки его используют в своих исследованиях. Например, об основании города Пустозёрска у меня была публичная дискуссия с профессором Михаилом Беловым, известным исследователем Арктики. Он не знал фактов об образовании этого города, утверждал, что Мангазея была основана раньше. В этом споре, на фактах, я доказал, что город Мангазею основали пустозерцы. Поэтому считаю проводимые краеведами исследования очень важными.

Над чем Вы сейчас работаете?

А в перспективе задумана книга о детских годах... Сидеть без дела некогда, работы много.

Спасибо за беседу. Успехов в ваших краеведческих исследованиях!

Вопросы задавал и записывал С.Клочев

Сравнительно недавно пришел в краеведение Валерий Григорьевич Карьялайнен. Одна из первых его статей была опубликована четыре года назад в нашем журнале. Сегодня он наш постоянный автор. Что толкает краеведа на поиски истины? Об этом он делится с читателями.

Начну со слов поэта Ю.Вольного:

«Краевед - как жук архивный,

в паутине вех и дат

вдруг отыщет свиток дивный,

и конечно, будет рад».

Кто и когда становится краеведом? У каждого свой путь. Например, для меня отправной точкой стала старинная фотография родственников моей жены. К началу поиска я обладал минимальными сведениями об этих людях. Начались кропотливые поиски необходимых сведений в областном архиве.

Благодарю судьбу за то, что подарила мне встречу с удивительным человеком – Евгением Ивановичем Овсянкиным. Ряд его советов и замечаний очень помогли, особенно на первых порах. На одной из книг, подаренных мне Е.И.Овсянкиным, есть надпись: «Валерию на память о наших страданиях – в поисках истины...».

Я испытал радость и гордость, когда впервые опубликовал первую статью и получил положительные отзывы о ней. Далее появились новые темы и новые статьи.

Конечно, требуется много времени и терпения краеведа, исследователя, чтобы собрать воедино отдельные разрозненные исторические сведения и факты. Всю полученную информацию необходимо не единожды проверить и сопоставить, чтобы избежать ошибок. Все расходы, связанные с распечаткой копий архивных материалов и фотодокументов, краевед оплачивает из личных средств.

Фактически, краеведы получают только моральное удовлетворение за свой труд, так как за напечатанный в СМИ материал гонорар не выплачивается.

Считаю, что труд краеведа необходим для понимания правдивой истории о людях, времени, событиях. Очень жаль, что нет притока новых исследователей.

В течение семи последних лет я не вижу новых имен в области краеведения. В чем здесь дело?

Санников Леонид Иванович – краевед, кандидат исторических наук, доцент

Поддерживаю дискуссию по вопросу «Кто такой краевед?», начатую редакцией журнала «Известия Русского Севера» в 2013 году и размышлениями его редактора С. Ю. Клочева.

В литературе приводятся различные мнения о том, кого считать краеведом. Одни авторы, опираясь на «Академический словарь русского языка», изданный в Петрограде еще в 1916 году, считают, что краеведы – это лица, контингент людей, изучающих свой край главным образом силами местного населения, местными силами 1 , другие сводят краеведение только к деятельности местного населения 2 .

По мнению С. И. Ожегова, автора известного «Словаря русского языка», краевед – это специалист по краеведению, а специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности 3 . Но как специальность краеведение в нашей стране не существует. Кстати, ни в советских, ни в российских энциклопедиях нет рубрики «краевед».

Сторонники ограничения (сведения) краеведения только к изысканиям, или, главным образом, к усилиям, местного населения, фактически отлучают от краеведческой работы ученых. А это неправильно. Именно лица с научными степенями и учеными званиями могут более всесторонне изучить местную проблему, научно и грамотно обработать добытые материалы и представить их читателю, зрителю.

В этом плане наиболее точно определение краеведения и краеведов дано доктором исторических наук, профессором, патриархом российского краеведения С. О. Шмидтом: краеведение – это «форма общественной деятельности, к которой причастны как ученые-профессионалы, так и местные жители» 4 .

Из определения видно, что краеведение не специальность, а среди краеведов на первом месте по важности стоят ученые-профессионалы. Это особенно необходимо в областях природы, литературы, языка и так далее.

Поскольку краеведение в России не считается особой, самостоятельной специальностью, то и только на краеведа никто и нигде специально не учит. Но определенная подготовка по краеведению дается студентам педагогических учебных заведений.

Еще в 80-е годы прошлого века в АГПИ доктором педагогических наук, профессором Т. С. Буториной была разработана программа «Региональный компонент в образовании», в соответствии с которой студентов учили краеведческой работе.

Программа не утратила своего практического значения и в настоящее время.

В ходе учебных практик студенты-историки работают в архивах, изучают документы, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы, доклады на научные конференции, студенты-географы занимаются краеведением во время туристических походов, обобщают материалы в виде докладов на конференциях, курсовых и дипломных работ на местные темы. Студенты-филологи в ходе практик собирают местные поговорки, песни, частушки, изучают говоры и так далее.

Уже в годы учебы в вузе у части студентов появляется устойчивая тяга к краеведению, которой многие остаются верны, пополняя ряды краеведов и в будущем.

Вся краеведческая работа со школьниками ведется под руководством учителей географии, истории, русского языка и литературы и так далее. Учащиеся знакомятся с природой родного края, пополняют музеи предметами местного труда и быта, готовят доклады для выступлений на конференциях по краеведению. Так, на последних X «больших» Стефановских чтениях, состоявшихся в Котласе в марте 2013 года, с докладами выступили школьницы А. Заборская и
З. Якубова.

Бывшие школьники, местные жители и интеллигенция составляют, видимо, самую многочисленную часть краеведов.

Премудростям местных народных ремесел, то есть краеведению, учат также в Архангельской областной школе народных ремесел, руководимой В.Н. Бурчевским.

С конца прошлого столетия работа краеведов в России значительно оживилась. В 1990 году создан Союз краеведов России, председателем которого в 1990-2006 годах, затем до кончины 22 мая 2013 года почетным председателем был уже упоминавшийся С.О. Шмидт. В субъектах федерации образованы региональные организации Союза. Краеведческая ассоциация создана и в Архангельской области (КААО).

В число краеведов вливаются новые люди, занимающиеся изучением родного края, публикацией своих исследований, пополнением экспонатами музеев и коллекций.

В связи с этим я не согласен с краеведом В.Г. Карьялайненом в том, что в настоящее время «нет притока новых исследователей», то есть краеведов 5 . Например, 2012 год был самым «урожайным» на краеведческие публикации. Среди авторов-краеведов много новых фамилий.

В области активизируется деятельность музеев, развивается туризм. В то же время историко-культурный потенциал региона используется далеко не полностью. Более открытой должна быть деятельность краеведческих организаций. Аббревиатура КААО мало кому известна.

В ходе дискуссии о краеведах следует обсудить вопрос о том, кого считать краеведом из 730 авторов статей в томе «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

ТРУБИН Михаил Кузьмич – краевед, Вилегодский район

Слово «краевед» у всех на слуху. Но не каждый, даже из братии журналистов, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побыв в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете определение краеведа. Я полагаю, слово «краевед» заслуживает более широкого толкования (разъяснения), чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.

В обычной жизни встречаясь с людьми, когда заходит разговор о краеведах, люди по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров.

Одна радиожурналистка на вопрос, кто такой краевед, не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой. – И добавила: – Завтра у нас выставка цветов, приходите посмотреть».

Моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».

Я думаю, здесь не надо много мудрствовать. Само слово «краевед» говорит само за себя: владею краем, то есть знаю историю своей местности, деревень, сел, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию, встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.

Так человек-краевед из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.

Теперь перейдем к вопросу: «Какая разница между ученым и краеведом?». И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего, выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформлять командировки в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее.

Ученый в своей научной деятельности прежде всего опирается на археологические раскопки. Одним словом, деятельность проявляет масштабно, на государственном уровне.

Деятельность краеведа осуществляется локально, то есть внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, достигает широких познаний в исследовательской работе и в некоторых вопросах разбирается не хуже любого ученого.

И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.

Да, в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-любителя. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, в районе). Ему верят. Ценят опубликованные статьи, ибо он заменяет как бы недостающего на селе ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.

В моем понимании есть три типа краеведов:

1. Краевед-любитель, читает труды ученых, знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой он проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая свой домашний архив. И на этом вся его деятельность заканчивается.

2. Краевед-архивариус, который протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания книг и отчетов использует труд своих подчиненных в рабочее время. Не совершает хождение по забытым местам.

3. Краевед-исследователь отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный материал. На свои собственные средства забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов-статей.

Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее».

Понятие « краеведение» означает всестороннее изучение определенной части страны, города, села, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

В разное время в понятие « краеведение» вносилось различное содержание. В 20-х годах ХХ века оно рассматривалось как «метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории» [Барков 1960: 3]. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве своего края на основе всестороннего его изучения» [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 9].

А. С. Барков считал, что « краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического» [Барков 1960: 12].

Сам термин « краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край» » [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 3].

Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В государственном краеведении изучение края находится в ведении местной администрации, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность различными организациями, клубами; в этом случае краеведение называют общественным. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.

Понятие « школьное краеведение» определяется как наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно–воспитательного характера» (Барков 1960: 311). Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя, исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя – верный путь к научно-исследовательской деятельности. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках и постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В процессе краеведческой работы учащиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 11].

В школах, начиная с конца 80х годов ХХ века, разрабатывались и апробировались различные концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Краеведение в школе изучается в разных формах: 1) на уроках по различным учебным дисциплинам; 2) на факультативных занятиях; 3) во внеклассной и внешкольной работе; 4) как самостоятельный интегрированный курс.

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения. Школьное краеведение – важный фактор нравственного, патриотического, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся; оно способствует общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Объектами краеведения являются природа, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. По мнению Н.Г. Дайри, понятие «край» - условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Для районного музея краем может быть один или несколько административных районов, город. Для школы край, как правило, район, сведения о котором могут быть использованы как местный материал. Это может быть окрестность школы или город, область, республика и т. д. [Дайри 1978: 6].

Г. Н. Матюшин отмечал, что историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края [Матюшин 1964: 9].

С точки зрения Д.С. Лихачева, историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, т. к. «свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства – отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого» (Лихачев 1985: 135).

Одна из главных особенностей краеведческой работы в школе состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с доступными методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания. Исследование помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Всестороннее изучение родного края, на которое направлена работа в системе школьного краеведения, в настоящее время немыслимо без познания культуры и достояния современного края, которое способствует расширению общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, повышает их общую и эстетическую культуру, воспитывает патриотизм и бережное отношение к прошлому и настоящему.

Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов обладает колоссальным потенциалом природного и культурного наследия – как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Признание России великой державой во многом обусловлено авторитетом ее замечательных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, ученых, вписавших свои имена не только в многонациональную культуру нашей страны, но и в мировую культуру. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, естественно, к связанным с объектами культурного наследия. Сохранение всей палитры историко-культурных ценностей является залогом сохранения самобытности многонациональной культуры России перед лицом глобализационных тенденций нашего времени. Уместно здесь привести высказывание академика Д.С.Лихачёва: «От того, знает ли общество свою историю, зависит тот нравственный климат, в котором оно живет» (Лихачев 1985: 135). Познание, сохранение и приумножение многонационального культурного наследия России – одна из тех благородных идей, которые сегодня способны консолидировать наше общество.

Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у местного населения, особенно у молодёжи, чувства «малой родины», ответственности за судьбу своего села, города, укреплении чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину. К сожалению, сегодня для большинства людей, земля, на которой они живут, известна значительно хуже, чем другие города, страны и континенты. История и природа места, где мы живем, его люди – все это остается вне активного информационного пространства. Поэтому многие люди, родившиеся или прожившие всю свою жизнь в том или ином городе или селе, практически ничего об этих местах не знают. Между тем, любой уголок страны (село, посёлок, малый город) отличается от других, внешне похожих, именно уникальностью своего историко-культурного и природного наследия.

Выявление уникальных черт истории, культуры и природы на таких территориях осуществляют, преимущественно, краеведы. Нередко краеведы осуществляют и подготовку выявленных объектов наследия для туристского использования: разработку экскурсионных программ и маршрутов, музеефикацию объектов, подготовку материалов для информационного обеспечения (путеводители, карты–схемы, словари, энциклопедические справочники и т.п.).

Таким образом, участие детей и молодёжи в краеведческой деятельности помогает значительно расширить и углубить знания, полученные при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. Следовательно, культурное и природное наследие, его изучение краеведческими средствами, становится важным элементом в структуре отечественной педагогики. Все педагоги отмечают воспитательное свойство наследия. Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории своего края, своего рода, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют в подростках уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы земляков, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины (Маханева, Князева 2005: 32).

Важными объектами для развития краеведения являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны. Серьёзным резервом для перспективного развития музейной сети являются музеи, создаваемые краеведами на общественных началах. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время в стране функционируют 4,8 тысяч школьных музеев, в которых собраны объекты местного наследия. Школьные музеи способствуют реализации задач обучения и воспитания школьников, пропаганде истории и культуры родного края среди местного населения (Жукова 2005: 24).

Вместе с тем, у государства ещё не сложилось чёткой программы действий в сфере развития краеведения. Это проявляется в недостаточном финансировании программ детского туризма, что отразилось на сокращении числа организованных путешествий и экскурсий школьников. Негативные тенденции проявляются в отношении к общественным музеям, в том числе и к школьным, число которых за последнее время заметно сократилось. В городе Санкт-Петербурге ликвидирован школьный музей Ольги Берггольц, музей генерала Д.М.Карбышева, музей защитников Волховского фронта и ряд других. В плачевном состоянии находится школьный музей «А музы не молчали», посвящённый истории культуры блокадного Ленинграда, в котором хранятся уникальные реликвии, являющиеся подлинными историческими и культурными ценностями. Гибель общественных музеев – не только прямой ущерб государству, но и моральный урон для местного населения, воспринимающего ликвидацию таких музеев как личную потерю, поскольку именно местные жители их создавали и пополняли (Ермолаева 1994: 23).

Особенно важную роль играет организация краеведческого движения в связи с воспитанием школьников. Исследованием С.А. Жуковой установлено, что туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения, дома (дворцы) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединений учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 425 тысяч обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, в экскурсиях – 3,3 млн. человек (Жукова 2005: 31).

В настоящее время школьное историческое краеведение достигло многого. Совершенствуются формы и методы работы по краеведению. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе.

Стратегия модернизации образования в России предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Так, в «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004: 14).

При наличии разных концепций и учебных программ очень важно согласовать общие требования к подготовке учащихся: при завершении обучения в начальной школе все дети должны иметь одинаковый уровень краеведческого образования, поэтому необходимо иметь стандарт, в котором сформулированы общие требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих разные программы краеведческих курсов.

В документе «Базисный учебный план» во всех регионах России устанавливаются часы регионального и школьного компонента, называются принципы обновления содержания образования, указываются основные содержательные линии. Это основания, но для практики реализации краеведения, особенно в условиях сельского поселения, этого явно не достаточно. В этих условиях педагог, реализующий курс краеведения в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетенции:

Определять модель реализации краеведческого курса;

Проектировать учебные программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения;

Проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательного стандарта;

Организовывать и проводить самоэкспертизу и экспертизу разработанных средств.

Например, Базисный учебный план Тверской области предполагает на краеведческие курсы до 1,5 часов в неделю во 2, 3, 4 классах. Область краеведения вычерчивается следующими тематическими линиями: история и культура Тверской области. Тем самым 20 % содержания обучения предусматривается в начальной школе на региональном материале. При условии, что курс «Окружающий мир» занимает временную нишу в 2 часа, а краеведение 1,5 часа в неделю, то становится актуальным вопрос об интеграции содержания федерального и регионального компонентов и выделении акцентов при проектировании содержания исторического аспекта краеведческих курсов (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004: 15).

Краеведческом, локализованным в пространстве села и района;

Научности, он реализуется в способах работы, которые предлагается освоить школьникам, подборе материалов для изучения, содержащих разные версии оценки событий, различные исторические источники: вещественные и письменные (учебные пособия, исследования, периодическая печать, мемуары);

Соответствия возрастным возможностям учащихся; этот принцип реализуется в праве выбора учителем и учащимися уровня заданий, методике работы с предложенным содержанием с опорой на жизненный опыт учащихся, самостоятельном выборе учащимся вида и способа выполнения домашнего задания, деятельностной основе изучения курса.

Основными критериями эффективности разрабатываемых курсов выделяют динамику личностного продвижения в определении стратегии коммуникативного поведения, достижение наиболее высоких показателей информационно-процессуальной грамотности по предметно–содержательным линиям. Подход в проектировании исторического аспекта краеведческого курса сводится и в настоящее время у большинства педагогов к тому, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности»: умение сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал; педагогу важно уметь проводить ознакомление учащихся с климатом, флорой, фауной и хозяйственной жизнью своего села, района, города, края, знать «великих» людей своей местности (Пирожков 1996: 32).

В настоящее время существуют проблемы выбора модели изучения курсов краеведческой направленности (отдельный курс или курсы, интегрированное включение отдельных краеведческих тем в курс "Окружающий мир", включение краеведческой тематики во все предметы, которые изучает ученик, внеклассные факультативные занятия и т.д.), оснащения учебно-методическими комплектами учащихся по курсам краеведческой направленности; оценки результативности изучения курсов краеведения.

Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

С конца ХХ века интерес к краеведению возрастает с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена.

Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям (Ермолаева 1999: 27).

Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников.

Формы внеклассной краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, походы, вечера, конкурсы, олимпиады. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея. В некоторых школах стало традиционным проведение конференций по историко-патриотическому направлению, на которых делятся опытом, подводят итоги педагоги и учащиеся.

Работая по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отдел образования, Совет ветеранов войны и труда, педагогические коллективы школ разработали мероприятия по реализации этой программы. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным Дню Победы. В школах с целью формирования гражданско-патриотического сознания, привития любви к своей малой родине оформляют уголки боевой Славы, альбомы, витрины с музейными экспонатами (солдатские письма, награды, фронтовые газеты, фотографии и др.), которые собрали учащиеся в экскурсиях и походах. Материалы школьных музеев используются не только на уроках, но и на школьных и классных мероприятиях. Все это работает на воспитание подрастающего поколения.

Создавая воспитательную систему, многие педагогические коллективы основным направлением в работе выбрали краеведение. Работая по теме «Моя малая Родина», учащиеся школ совершают походы по родному краю, посещают исторические места, собирают богатый материал. В школах созданы: «Красная книга природы моего края», «Книга памяти», альбомы, карты, где отмечены исторические места округа, исчезнувшие деревни и т.д.

В целях изучения истории культуры края (обычаев, традиций, народных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства) учитель может использовать разнообразные формы: экскурсии в музеи, по городу; просмотр документальных фильмов, прослушивание музыкальных произведений, встречи с деятелями литературы и искусства, выступления учащихся с докладами и т. д. Все это будет способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитию кругозора.

При грамотном преподавании заинтересованными педагогами краеведения можно достичь высоких результатов. Однако для этого необходима серьезная специальная подготовка учителей-краеведов, учителей начальных классов, дальнейшая работа по созданию учебно-методического комплекса. Актуальными до сих пор остаются слова историка-краеведа В.Ф. Помарнацкого о том, что именно благодаря творчеству учителей краеведения, их заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом.

Таким образом, организация краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Школьное краеведение создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития общественных интересов учащихся.

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед - это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед - это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа - это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед - это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

Понятие, цели и задачи краеведения.

(доклад)

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села,района, области» В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения:«Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

  1. фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
  2. газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
  3. правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
  4. безработица, пьянство, наркомания.
  5. бездомные и нищие.
  6. никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
  7. компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  1. беречь природу и окружающую среду в целом,
  2. сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
  3. беречь памятники истории и культуры.
  4. относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек -звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям -вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того,дети должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить ребят осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнатьчто-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.


КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта - от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома главным образом силами местного населения. Краеведение опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретические научные положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций. Краеведение - комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) краеведения - историческое, литературное, географическое краеведение и др. Как учебная дисциплина краеведение включается в школьные программы, преподаётся в вузах.

Краеведение в 18 - середине 19 века . Как научное знание краеведение начало формироваться в России с 18 века (сам термин «краеведение» вошёл в употребление лишь в начале 20 века). Важную роль в становлении краеведения сыграла деятельность В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера, М. В. Ломоносова (разработанная им в 1760 анкета для «сочинения нового исправленного Российского атласа» - первая программа краеведческого изучения России) и др. Первым членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук в 1759 избран за свои краеведческий труды П. И. Рычков. В 1759 создано первое краеведческое общество - Архангельское общество для исторических исследований. Целый ряд материалов краеведческой направленности был опубликован в трудах возникшего в 1765 году Вольного экономического общества. Сенатским указом от 1(12).11.1777 предписывалось подготовить топографические описания всех губерний России (проведены в 1784-86; составлялись по единой программе, в которой, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривалось изложение вопросов местной истории). В 1782 в Иркутске возник первый местный музей - Музей естественных произведений. С конца 18 века появлялись десятки сочинений по истории отдельных краёв, городов, монастырей, издавались описания путешествий, статистические труды. В 1800 с изданием труда Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» «местнография» утвердилась как самостоятельная отрасль исторического знания.

В 1-й половине 19 века значительную роль в привлечении интереса к местной истории и источникам её познания сыграли труды Н. М. Карамзина «История государства Российского» (особенно примечания к ней; 1816-29) и «Записка о московских достопамятностях» (1818), которую можно признать образцом путеводителя. Важную роль в развитии краеведения сыграла деятельность губернских статистических комитетов. В приложениях к выходившим в подавляющем большинстве губерний «Губернским ведомостям» публиковались материалы по истории края и информация об исторических памятниках. Распространению «краеведных» знаний способствовала и РПЦ, прежде всего изданием историко-статистических описаний епархий, организацией комиссий, изучавших памятники церковной старины (со 2-й половины 19 века - введением обычая составления церковно-приходских летописей). Продолжали возникать местные музеи, в том числе музей при Управлении Колывано-Воскресенских заводов (Барнаул, 1823), Астраханский губернский Музеум (1837) и др. Со 2-й четверти 19 века в краеведческих исследованиях стали принимать активное участие политические ссыльные. С усилением интереса к изучению народного быта организовывались этнографические экспедиции, а также система анкетирования разного рода. При активном участии созданного в 1845 году Русского географического общества (РГО) издавались различные сборники материалов по краеведению.

Краеведение во 2-й половине 19 - начале 20 века. С 1860-х годах инициатива краеведческой работы перешла к местной общественности; в неё вовлекалась интеллигенция, она поддерживалась местными благотворителями (из дворян, а затем и из купечества). При этом важную роль в развитии краеведения играли крупные научные общества, в частности Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (1863), много способствовавшее организации провинциальных музеев. В изучении археологических и архитектурных памятников велико значение Московского археологического общества (1864), организовывавшего в «исторических городах» России в 1869-1911 археологические съезды. В 1884 году учреждены первые губернские учёные архивные комиссии, издававшие свои труды и много сделавшие для организации местных музеев, архивов, для составления словарей уроженцев и деятелей своего края. Тематика местных изданий (обычно малотиражных) многообразна; возникали и серийные издания (в том числе публикации документов). Развитию краеведения на местах способствовали сводные труды под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. с подробным описанием отдельных регионов страны.

Увеличилось число краеведческих обществ, в основном находившихся в губернских городах (Общество изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Общество любителей изучения Кубанской области, Екатеринодар, 1897; Вологодское общество изучения Северного края, 1909; Костромское научное общество по изучению местного края, 1912; Общество изучения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественноисторический характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-11). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведческих объединений между собой и с научными обществами и учёными Санкт-Петербурга и Москвы. К 1917 в России существовало около 300 обществ краеведческого характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологические комитеты, другие провинциальные научные общества).

По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистических комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологический и кустарный музей, 1903), при научных и научно-просветительных обществах (при Обществе исследователей Астраханского края, 1888; при Обществе изучения Смоленской губернии, 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах городского самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т. п. В 1887 на 7-м археологическом съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к началу 20 века, отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественноисторический, исторический (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографический, нумизматический, художественный, художественно-промышленный. С начала 20 века в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 году составляло, по разным источникам, от 65 до 94.

Предпринимались попытки включить краеведческие знания в программы школьного образования (в методических трудах педагогов, в частности Д. Д. Семёнова, с середины 19 века для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).

Краеведение в 1920-30-е годы. 1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения, когда оно воспринималось и как сфера научной и научно-просветительной деятельности, и как широкое общественное движение. В 1921-1930 один раз в три года проводились всероссийские (с 1924 всесоюзные) краеведческие конференции, посвящённые проблемам краеведческого движения и результатам краеведческих исследований (наряду с ними систематически созывались краевые, губернские, областные, уездные и волостные; всего к середине 1927 состоялось свыше 100 научных краеведческих конференций). На 1-й краеведческой конференции (1921), созванной Академическим центром Наркомпроса, первоочередными задачами краеведения были признаны охрана и собирание разнообразных памятников, раскрывающих специфику регионов. Был создан координационный и научный центр - Центральное бюро краеведения (ЦБК), принято решение о выпуске специального периодического издания (в 1923-29 выходил журнал «Краеведение», ответственный редактор академик С. Ф. Ольденбург, с 1926 совместно с Н. Я. Марром; в 1925-29 также журнал «Известия Центрального бюро краеведения»). На 1-й и 2-й (1924) краеведческих конференциях работали музейные секции, обсуждавшие проблемы краеведческих музеев: их структуру, обусловленную комплексным характером краеведения, цели и задачи, определявшиеся как накопление, изучение и популяризация краеведческих материалов. Подчёркивалась необходимость их сотрудничества с другими краеведческими организациями. Развитию краеведения уделяли значительное внимание органы государственной власти, оказывая и материальную поддержку, а также пресса.

Большинство дореволюционных краеведческих обществ продолжили свою активную работу и в этот период (например, «Старая Москва», возглавлявшаяся П. Н. Миллером и А. М. Васнецовым и др., естественноисторические общества - Архангельское, Костромское, Вологодское, Ярославское и др.). Ряд местных обществ истории, археологии и этнографии, археолого-этнологических комиссий образовались на базе упразднённых губернских учёных архивных комиссий (в Ставрополе, Симферополе, Нижнем Новгороде и др.) и возглавлялись бывшими председателями этих комиссий. Губернские краеведческие общества сосредоточили наиболее квалифицированные научные кадры, продолжавшие традиции дореволюционных обществ. Новым явлением в 1920-х годах было учреждение большого числа уездных и волостных организаций, как правило, являвшихся отделениями губернских. Местные краеведческие общества возглавляли такие известные учёные, как В. И. Гошкевич (в Херсоне), А. И. Маркевич (в Симферополе), А. Я. Садовский (в Нижнем Новгороде), В. И. Смирнов (в Костроме), М. И. Смирнов (в Переславле-Залесском), С. Д. Яхонтов (в Рязани) и др. Наряду со старыми организациями, плодотворно работали общества «Старый Петербург» (1921; с 1925 - «Старый Петербург - Новый Ленинград»), Общество изучения русской усадьбы (1922) и др. Они исследовали усадьбы, монастыри, открывали в них музеи. Деятельность и структура краеведческих обществ определялись «Нормальным уставом научных, литературных и научно-художественных обществ, не преследующих целей извлечения прибыли и состоящих в ведении Главнауки и Наркомпроса» (1923). В 1923 в РСФСР насчитывалось 516 краеведческих организаций, в 1929 - более 1,5 тысячи (под это определение подпадали собственно краеведческие общества, кружки, музеи, а также некоторые научно-исследовательские институты, биологические и метеорологические станции). Краеведческие организации разных уровней [краевые, губернские (областные), уездные] регулярно проводили свои съезды. Более 150 краеведческих организаций в 1920-х годах имели свои периодические издания.

Краеведы сыграли важнейшую роль в сохранении памятников истории и культуры, частных коллекций (особенно в усадьбах, покинутых хозяевами после Октябрьской революции 1917), пополнении собраний государственных музеев, архивов, библиотек, организации новых музеев. Основные поступления шли в коллекции мебели, керамики, фарфора и стекла; живописи, рукописных и старопечатных книг (Дмитровский, Курский, Воронежский и другие музеи). В 1923 году музеи бывших губернских учёных архивных комиссий и статистических комитетов, а также образцовые музеи «краеведческого характера» (Дмитровский, Переславский) получили статус общегосударственных и были включены в соответствующие списки, поступив в ведение Главного управления научными, художественными и музейными учреждениями Главнауки Наркомпроса. Кроме того, в эти списки вошли как наиболее органично сложившиеся Казанский, Вятский, Пермский, Вологодский, Нижегородский, Астраханский, Смоленский, Уфимский и другие музеи. Из государственного бюджета финансировались научная обработка и охрана музейных коллекций, прочие виды работ - из местных средств. Остальные местные музеи финансировались из фондов местных бюджетов; управление ими осуществлялось губернскими комитетами по делам музеев и охраны памятников (губмузеями) при отделах народного образования. В среднем каждый пятый музей выпускал свои издания, среди которых преобладали краеведческие периодические и непериодические научные и научно-популярные сборники. При краевом музее в Екатеринославе существовала кафедра краеведения (заведующий Д. И. Эварницкий). Преобладавшее в краеведческой и музейной литературе этого периода понимание местных музеев как «провинциальных академий наук», «живых энциклопедий края» свидетельствовало о том, что им отводилось место своеобразных культурных центров, сосредоточивавших и популяризировавших краеведческие материалы и знания.

Широко развернулась экскурсионная работа, научно-методическими центрами которой стали Московский и Петроградский экскурсионные институты, связанные с культурологической проблематикой, созданием представлений об «образе», «душе» города (труды И. М. Гревса, Н. П. Анциферова), о «культурном гнезде». Большое внимание уделялось повсеместному внедрению краеведения в школьное образование. Краеведческая тематика занимала значительное место в программах обучения в провинциальных вузах. Особенно заметно краеведение содействовало подъёму культуры в национальных регионах страны и изучению прошлого населявших их народов (например, труды П. Н. Луппова об Удмуртии и др.). В ряде городов были созданы институты краеведения, в регионах готовились отдельные издания энциклопедического типа (Сибирская советская энциклопедия).

Из-за своей роли в культурной жизни регионов краеведческие музеи одними из первых испытали идеологическое давление советской власти. Положение о губернском музее, разработанное Наркомпросом в 1925 году, предусматривало обязательное включение в название музея слова «краеведческий» и единую структуру музея, который должен был состоять из отделов: естественноисторического, культурно-исторического, социально-экономического и революционного (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). В результате реорганизации музейной сети на местах во 2-й половине 1920-х годов произошло механическое объединение различных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи, руководство ими возлагалось на политико-просветительные отделы местных исполкомов.

В условиях идеологической перестройки науки в СССР и отказа от изучения и преподавания истории многие видные учёные именно в трудах краеведческой направленности получили возможность вести разработку проблем истории города, торговли, промышленности (Н. М. Дружинин, М. Н. Тихомиров в Москве, С. И. Архангельский в Нижнем Новгороде, А. Н. Вершинский в Твери и др.), сельского быта и изменений, происходивших в деревне после установления советской власти (М. Я. Феноменов, К. В. Сивков и др.), культуры провинции (П. М. Дульский в Казани, С. Д. Яхонтов, А. А. Мансуров в Рязани, А. М. Путинцев в Воронеже, и др.), взаимосвязи общества и природы (Д. О. Святский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский). В рамках краеведения много было сделано для развития источниковедения и архивоведения (С. Н. Чернов, И. Л. Маяковский), библиографии, методики этнографических наблюдений (В. В. Богданов, Ю. М. Соколов и др.) и археологических исследований, для выявления, описания, атрибутирования памятников истории и культуры, музейных предметов, совершенствования приёмов их реставрации. В рамках краеведения формировались научные направления, которые позднее получили названия «история повседневности» и «экология культуры».

В разработку краеведческой проблематики (как в общеметодологическом, так и в конкретном плане) были вовлечены крупнейшие учёные Москвы, Петрограда (Ленинграда), других крупных научных центров: историки С. В. Бахрушин, М. М. Богословский, С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, С. Ф. Платонов, А. А. Спицын и др., языковеды Н. М. Каринский, Н. Я. Марр, Д. Н. Ушаков, литературовед Н. К. Пиксанов, географы и геологи Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. П. Павлов, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, библиограф Н. В. Здобнов, искусствоведы В. В. Згура, А. И. Некрасов, А. М. Эфрос и др. Наряду с ними, авторами трудов о предмете и задачах краеведения, его методике стали ведущие краеведы Н. П. Анциферов, А. В. Бакушинский, И. М. Гревс, Н. А. Гейнике и др.

В конце 1920-х - середине 1930-х годов отечественными краеведами разрабатывались проекты региональных энциклопедий, были подготовлены и опубликованы некоторые их словники-проспекты. Однако лишь единичные региональные энциклопедии увидели свет (Сибирская советская энциклопедия, т. 1-3, 1929-33, 4-й том опубликован в Нью-Йорке в 1992; «Челябинская область», в 3 тт., 1939, т. 1).

Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразного развития научной мысли, государственная власть стремилась подчинить краеведение политическому диктату. К концу 1920-х годов чётко определилась тенденция свести краеведение к удовлетворению насущных и утилитарных хозяйственных и политико-просветительных нужд и тем самым противостоять свободному развитию историко-культурного направления в краеведении. В 1929 году начался разгром краеведения и арест его видных деятелей по «академическому делу», «краеведов делу» и пр. 4-я краеведческая конференция (1930) поставила вопрос о «перестройке всей краеведческой работы в помощь социалистическому строительству», что на практике привело к формализму и снижению научного уровня краеведческих исследований. Основой нового краеведения провозглашались низовые краеведческие ячейки, формируемые в районах по разнарядкам. Эти решения подтвердил и 10-й пленум ЦБК (январь 1931). Многие историко-бытовые музеи (прежде всего в усадьбах и монастырях) были закрыты, памятники старины (особенно храмы) стали интенсивно разрушать, коллекции рассредоточивались, из обращения были изъяты прежние издания краеведов, содержание краеведческих периодических изданий изменилось. Новым печатным органом ЦБК и краеведческой секции Коммунистической академии стал журнал «Советское краеведение» (1930-36). В 1931-33 при Коммунистической академии действовало Общество краеведов-марксистов (ОКРАМ; председатель И. Г. Клабуновский - директор Информационного отдела Главного управления организации и планирования Наркомпроса РСФСР), задачей которого стало поставить «краеведное движение на те рельсы, которые нужны нашему советскому строительству». ОКРАМ стало одним из основных инструментов борьбы с традиционным краеведением. В 1932 году основан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы (в 1966-68 Научно-исследовательский институт музееведения и охраны памятников истории и культуры, в 1968-92 Научно-исследовательский институт культуры, с 1992 Российский институт культурологии). Созданные на местах бюро краеведения вскоре показали свою полную несостоятельность, в результате чего в 1934-35 возникли оргбюро по созданию краеведческих обществ, во главе которых обычно стояли председатели плановых комиссий или заместители председателей исполкомов. Был утверждён типовой устав общества изучения края, но желаемого возрождения краеведения не произошло, так как краеведческая сеть и кадры уже были потеряны.

Негативные последствия для развития краеведческих музеев имели решения 1-го Всероссийского музейного съезда (1930), в соответствии с которыми типовая структура краеведческих музеев (включали 3 отдела - природы, истории, социалистического строительства) должна была облегчить реализацию установок, обязывающих все музеи раскрывать «всеобщие законы диалектики... иллюстрировать конкретные положения, высказанные классиками марксизма-ленинизма». Краеведческие музеи, как самая значительная группа в музейной сети страны, были в массовом порядке вовлечены в проведение различных агитационных и политических кампаний (по поднятию урожайности, предвыборных и др.), в том числе через внемузейные формы, главным образом передвижные выставки. В результате краеведческие музеи утратили возможность полноценно заниматься научно-координационной деятельностью в области краеведения.

Окончательно краеведческое движение как форма культурной общественный деятельности исчезло после постановления СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» (10.6.1937). Согласно последовавшему за этим указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» (1938) ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах как «крайне засорённые врагами народа».

Краеведение в 1950-е - середине 1980-х годов. В условиях либерализации политической и культурной жизни в стране в середине 1950-х годов возродился интерес к краеведению. Особенно интенсивно оно начало развиваться в национальных регионах, где краеведение было связано с работой по написанию истории отдельных народов. Возобновилось изучение истории отдельных городов, мемориальных достопримечательностей. По всей стране активизировалась деятельность краеведческих музеев: возобновились регулярные экспедиции по изучению местной истории, оживилась издательская деятельность (практически каждый областной музей имел собственное издание). Однако краеведческие музеи были ориентированы на постоянные перестройки экспозиций к очередным юбилейным датам. При комплектовании фондов основное внимание уделялось материалам, которые должны были демонстрировать успехи социалистического общества. В результате интерес посетителей к краеведческим музеям заметно снизился, они оказались не в состоянии конкурировать с получившими, начиная с 1950-х годов, распространение музеями-заповедниками, музеями под открытым небом (этнографическими, деревянного зодчества и др.). Одной из новых форм развития краеведения стало создание общественных музеев.

Отечественные краеведы сыграли ключевую роль в деятельности созданного в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческая тематика занимала всё большее место в программах педагогических вузов, создавались учебные пособия по краеведению, увеличилось число издаваемой краеведческой литературы. Важное место краеведческая информация заняла в энциклопедиях национальных республик СССР, а также в изданиях по региональной истории союзных республик (например, «Icтopiя мicт i ciл Украïнськоï РСР», т. 1-26, 1967-74).

Краеведение с середины 1980-х годов . В середине 1980-х годов возродилась традиция созыва краеведческих конференций, прежде всего на региональном уровне. Одновременно начали проводиться всесоюзные (с 1995 всероссийские) конференции по историческому краеведению и изучению культуры российской провинции (1-я состоялась в Полтаве в октябре 1987; 2-5-я - в Пензе в 1989, 1995, 2000, 2001). В 1990 году создан Союз краеведов России [председатель С. О. Шмидт (с 2007 почётный председатель), с 2007 - В. Ф. Козлов] - добровольная общественная организация краеведов и краеведческих объединений, создаваемых в регионах.

В этот период возродился ряд краеведческих организаций, существовавших до 1917 и в 1920-х годах (например, Общество изучения русской усадьбы), возрос интерес к изучению и публикации наследия краеведов прежних лет. С начала 1990-х годов начался новый период в развитии краеведческих музеев: принципиально менялось содержание экспозиций, которое вышло за пределы социально-экономической истории 20 века. Многие из краеведческих музеев возвратили себе роль важнейших центров изучения местной истории в регионах, однако некоторые музеи закрылись, попав в тяжёлое экономическое положение, ряд музеев по решению местных властей лишился экспозиционных помещений.

Расширилось преподавание краеведения в вузах; в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга образованы специальные краеведческие подразделения: в 1997 в Историко-архивном институте РГГУ создана кафедра региональной истории и краеведения, в 2007 - кафедра москвоведения; в 2002 в Санкт-Петербургском государственном университете основана кафедра исторического регионоведения. Они организуют всероссийские конференции по краеведению. Крупными центрами развития краеведения становятся Воронеж, Иркутск, Омск, Оренбург, Тверь, Тула и др.

С конца 1980-х годов возродилось такое направление краеведения, как создание региональных энциклопедий. К 2008 году практически во всех регионах Российской Федерации существует своё энциклопедическое издание. Издания этого типа имеют различный уровень охвата информации: от субъекта Российской Федерации до отдельного района, города и даже городского района. Для издания некоторых региональных энциклопедий созданы специальные научные учреждения (например, Институт Татарской энциклопедии).

В 1990-2000-е годы резко возросло число местных краеведческих изданий всех видов (книг, периодических изданий и пр.), научных конференций (всероссийских и региональных), краеведческая тематика стала преобладающей на конкурсах школьных сочинений на исторические темы, с 2005 проводятся конкурсы краеведческой литературы. Бурный рост переживает церковное краеведение.

В Западной Европе и США исследования, подобные краеведческим, ведутся в рамках научных школ локальной истории и микроистории.

Лит.: Краеведные учреждения СССР. 2-е изд. Л., 1927; Соловьев К. А. Краеведные музеи РСФСР // Советский музей. 1932. № 6; Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX в. (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Формирование государственной музейной сети (1917 - I половина 60-х годах). М., 1988; Моисеев А. М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. 1967. № 6; Милонов Н. А. Литературное краеведение. М., 1985; Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М., 1987; Первая Всесоюзная научная конференция по историческому краеведению. К., 1987; Мамонтов А. В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. 2-е изд. М., 1989; Филимонов С. В. Краеведение и документальные памятники (1917-1929 годы). М., 1989; он же. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). М., 1991; Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. К., 1991; Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992; Историческое краеведение. Пенза, 1993; Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996. Кн. 1-2; Малые города России: проблемы истории и возрождения. М.; Переславль-Залесский, 1998; Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России. М., 1999; Методология региональных исторических зарубежных исследований: [российский и зарубежный опыт]. СПб., 2000; Отечественная культура и развитие краеведения. Пенза, 2001; Преподавание краеведения и москвоведения в высших учебных заведениях. М., 2001; Les Etudes regionales en Russie (1890-1990). Origines, crise, renessaince. Р., 2002; Краеведение в России. История. Современное состояние. Перспективы развития. М., 2004; Проблемы создания региональных энциклопедий. СПб., 2004; В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. М., 2005. Кн. 1-2; Тихомировские чтения 2004 г. «Источники по историографии краеведения» // Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005; Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития. М., 2006.