Кто такие запорожцы из рассказа тарас бульба. Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатно. Гоголь «Тарас Бульба» – описание казаков

21 апреля 1729 г. родилась принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Церптская, будущая императрица Екатерина 2 Великая. Семья принцессы была весьма стеснена в средствах. И потому образование Софья Фредерика получила только домашнее. Однако именно оно во многом повлияло на формирование личности Екатерины 2, будущей русской императрицы.

В 1744 году произошло событие, значимое и для юной принцессы, и для всей России. На ее кандидатуре в качестве невесты Петра 3 остановилась Елизавета Петровна . Вскоре принцесса прибыла ко двору. Она с энтузиазмом занялась самообразованием, изучением культуры, языка, истории России. Под именем Екатерины Алексеевны была крещена в православие 24 июня 1744 г. Венчание с Петром 3 произошло 21 августа 1745 г. Но, брак не принес Екатерине семейного счастья. Петр не обращал на молодую жену особого внимания. На довольно долгое время единственными для Екатерины развлечениями стали охоты и балы. 20 сентября 1754 г. родился первенец Павел. Но, сына у нее забрали сразу же. После этого отношения с императрицей и Петром 3 значительно ухудшились. Петр 3, не стесняясь, заводил любовниц. Да и сама Екатерина изменила супругу со Станиславом Понятовским, королем Польши.

Возможно, по этой причине Петр испытывал весьма серьезные подозрения по поводу отцовства дочери, которая родилась 9 декабря 1758 г. Это был сложный период – императрица Елизавета серьезно заболела, открылась переписка Екатерины с австрийским послом. Решающей оказалась поддержка фаворитов и соратников будущей императрицы.

Вскоре после смерти императрицы Елизаветы Петр 3 взошел на престол. Это произошло в 1761 году. Супружеские покои заняла любовница. А Екатерина, забеременев от Орлова, родила в строгой тайне сына Алексея.

Политика Петра 3 и внешняя, и внутренняя спровоцировала негодование практически всех слоев русского общества. Да и не могло вызвать никакой иной реакции, к примеру, возвращение Пруссии захваченных во время Семилетней войны территорий. Екатерина же, напротив, пользовалась немалой популярностью. Неудивительно, что в такой ситуации вскоре сложился заговор, возглавила который именно Екатерина.

Гвардейские части 28 июня 1762 г. принесли Екатерине присягу в Санкт-Петербурге. Петра 3 вынудили отречься от престола на следующий же день и арестовали. А скоро он был убит, как полагают, с молчаливого согласия жены. Так началась эпоха Екатерины 2, именуемая не иначе, чем Золотым Веком.

Во многом внутренняя политика Екатерины 2 зависела от приверженности ее идеям Просвещения. Именно так называемый просвещенный абсолютизм Екатерины 2 способствовал унификации системы управления, усилению бюрократического аппарата и, в конечном счете, укреплению самодержавия. Реформы Екатерины 2 стали возможны благодаря деятельности Уложенной Комиссии, в которую входили депутаты от всех сословий. Тем не менее, стране не удалось избежать и серьезных проблем. Так, сложными стали 1773 – 1775 гг. – время восстания Пугачева.

Внешняя политика Екатерины 2 оказалась очень активной и успешной. Особенно важным было обезопасить южные границы страны. Турецкие кампании имели огромное значение. В их ходе сталкивались интересы величайших держав – Англии, Франции и России. Во время правления Екатерины 2 большое значение придавалось и присоединению к Российской империи территорий Украины и Белоруссии. Этого Екатерина 2 царица смогла достичь с помощью разделов Польши (вместе с Англией и Пруссией). Нужно упомянуть и указ Екатерины 2 о ликвидации Запорожской Сечи.

Царствование Екатерины 2 оказалось не только удачным, но и долгим. Она правила с 1762 по 1796 год. По некоторым источникам, задумывалась императрица и о возможности отмены крепостного права в стране. Именно в то время в России были заложены основы гражданского общества. В Петербурге и Москве открылись педагогические училища, создавались Смольный институт, Публичная библиотека, Эрмитаж. 5 ноября 1796 года у императрицы произошло кровоизлияние в мозг. Смерть Екатерины 2 наступила 6 ноября. Так завершилась биография Екатерины 2 и блистательный Золотой Век. Престол унаследовал Павел 1 , ее сын.

14 февраля 1744 года произошло событие, для последующей истории России чрезвычайно важное. В Санкт-Петербург в сопровождении своей матери прибыла принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика . На 14-летнюю девушку возлагалась высокая миссия — ей предстояло стать женой наследника русского престола, нарожать мужу сыновей и тем самым упрочить правящую династию.

Придворная чехарда

Середина XVIII века в России вошла в историю как «эпоха дворцовых переворотов». В 1722 году Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому император сам мог назначать себе преемника. Этот указ сыграл злую шутку с самим Петром, который перед смертью не успел выразить свою волю.

Очевидного и безоговорочного претендента не было: сыновья Петра к тому времени умерли, а все остальные кандидаты не находили всеобщей поддержки.

Светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову удалось возвести на престол супругу Петра I Екатерину , ставшую императрицей под именем Екатерина I . Её царствование продлилось всего два года, а после её кончины на престол взошёл внук Петра Великого, сын царевича Алексея Пётр II .

Борьба за влияние на малолетнего царя кончилась тем, что несчастный подросток простудился на одной из многочисленных охот и скончался накануне собственной свадьбы.

Вельможи, перед которыми вновь встала проблема выбора монарха, отдали предпочтение вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне , дочери Ивана V , брата Петра Великого.

Анна Иоанновна не имела детей, которые могли бы законно занять русский престол, и назначила наследником своего племянника Иоанна Антоновича , которому к моменту восшествия на престол не исполнилось и полугода.

В 1741 году в России произошёл очередной переворот, в результате которого на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета .

В поисках наследника

Елизавета Петровна, 1756 год. Художник Токе Луи (1696-1772)

Перед взошедшей на престол Елизаветой Петровной, которой к тому времени было уже 32 года, сразу встал вопрос о наследнике. Российская элита не хотела повторения Смуты и стремилась к стабильности.

Проблема заключалась в том, что официально незамужняя Елизавета Петровна, так же как и Анна Иоанновна, не могла подарить империи, так сказать, естественного наследника.

У Елизаветы было много фаворитов, с одним из которых, Алексеем Разумовским , она, по одной из версий, даже вступила в тайный брак. Более того, императрица, возможно, даже родила ему детей.

Вот только в любом случае они не могли стать наследниками престола.

Поэтому Елизавета Петровна и её окружение начали искать подходящего наследника. Выбор пал на 13-летнего Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского , сына сестры Елизаветы Петровны Анны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха .

Детство у племянника Елизаветы было трудным: мать умерла от простуды, которую получила во время фейерверка в честь рождения сына. Отец воспитанию сына большого внимания не уделял, а назначенные учителя из всех педагогических методов предпочитали розги. Совсем худо мальчику стало, когда в 11 лет умер и отец и его забрали к себе дальние родственники.

При этом Карл Петер Ульрих приходился внучатым племянником Карлу XII и являлся претендентом на шведский престол.

Тем не менее русским посланникам удалось добиться переезда мальчика в Санкт-Петербург.

Что не получилось у Елизаветы и Екатерины?

Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет Георга Христофора Грота (1716-1749)

Елизавета Петровна, впервые увидевшая племянника живьём, пребывала в лёгком шоке — худой, болезненного вида, с диковатым взором подросток с трудом говорил по-французски, манерами не владел, да и вообще знаниями обременён не был.

Императрица довольно самонадеянно решила, что в России парня быстро перевоспитают. Для начала наследника перевели в православие, нарекли Петром Фёдоровичем и назначили ему педагогов. Но даром преподаватели время с Петрушей тратили — до конца дней Пётр Фёдорович так и не освоил русский язык, да и вообще был одним из самых малообразованных российских монархов.

После того как нашли наследника, нужно было подыскать ему невесту. У Елизаветы Петровны вообще были далеко идущие планы: от Петра Фёдоровича и его супруги она собиралась получить потомство, а затем самостоятельно воспитать внука с рождения, дабы он стал преемником императрицы. Однако в итоге этому плану не суждено было сбыться.

Любопытно, что Екатерина Великая впоследствии попытается осуществить аналогичный манёвр, готовя в наследники своего внука, Александра Павловича , и тоже потерпит фиаско.

Принцесса в роли Золушки

Однако вернёмся к нашему повествованию. Главной «ярмаркой царских невест» в XVIII веке была Германия. Единого государства не было, зато существовало множество княжеств и герцогств, мелких и незначительных, зато обладающих переизбытком родовитых, но бедных молодых девушек.

Рассматривая кандидатуры, Елизавета Петровна вспомнила про голштинского принца, которого в юности прочили ей в мужья. У сестры принца, Иоганны Елизаветы , подрастала дочь — София Августа Фредерика. Отцом девочки был Христиан Август Ангальт-Цербстский , представитель древнего княжеского рода. Однако к громкому имени не прилагались большие доходы, потому Христиан Август состоял на службе у прусского короля. И хотя завершил свою карьеру князь чином прусского фельдмаршала, большую часть жизни он с семьёй провёл в бедности.

Софья Августа Фредерика получила домашнее образование исключительно потому, что нанимать ей дорогостоящих наставников отцу было не по карману. Девочке приходилось даже самостоятельно штопать себе чулки, так что ни о какой избалованности принцессы и говорить не приходилось.

При этом Фике, как звали Софью Августу Фредерику дома, отличалась любознательностью, тягой к учёбе, а также к уличным играм. Фике была настоящей сорвиголовой и принимала участие в мальчишеских забавах, что не слишком радовало мать.

Царская невеста и горе-заговорщица

Новость о том, что русская императрица рассматривает Фике в качестве невесты наследника российского престола, поразила родителей девочки. Для них это было настоящим подарком судьбы. Сама Фике, обладавшая с юности острым умом, понимала, что это её шанс вырваться из бедного родительского дома в другую, блистательную и яркую жизнь.

Екатерина после приезда в Россию, портрет кисти Луи Каравака.

Исторический смысл малороссийского казачества заключался в борьбе за народность и веру. Эта борьба с турками, татарами и поляками закалила народный характер, придала казакам Украины черты железной энергии, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов. Жизнь казаков была сложна: приходилось бороться и хитростью, и силой, приходилось быть и дипломатом, и солдатом. Именно так эту жизнь и описывает в «Тарасе Бульбе» Гоголь . Нужды времени требовали многих практических знаний: каждый казак должен был быть и землепашцем, и охотником, и скотоводом, и садовником, и врачом, и ремесленником. Это развивало разносторонность, находчивость, предприимчивость, но не привязывало человека к какому-нибудь одному определенному делу. Гоголь показывает, что постоянная готовность казака идти навстречу опасности, неуверенность в завтрашнем дне приучали равнодушно смотреть в глаза смерти, не дорожить своей головой, но не стесняться и чужой судьбой...

Атака запорожцев в степи. Картина Ф. Рубо, 1881

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи . Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы однако наполняли жизнь казаков смыслом, очищали облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками .

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). Многие из этих черт сохранились в душе малороссов и до времен Гоголя , и в своих «Вечерах », в «Вии » он собрал все эти измельчавшие остатки прежних чувств, скованных блестящим прошлым, но уже не находящих себе объяснения в настоящем... В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской семьи. Несмотря на свой возраст, автомобиль является бессменным героем анекдотов. Давайте познакомимся с историей этого народного авто, узнаем о его техническом оснащении и характеристиках. Обзор ЗАЗа - далее в нашей статье.

Легенда, о которой слышали все

СССР входил в 1960-е, а на Запорожском заводе «Коммунар» в производство запустили забавный по внешнему виду небольшой автомобиль - ЗАЗ-965. Внешность отечественной разработки напоминала культовый тогда Чуть позже машину подвергнут огромному количество изменений, среди которых - установка нового кузова. Инженеры увеличат его размеры - это будет двухдверный седан. Также существенным доработкам подвергнется и двигатель. Впрочем, и это авто через некоторое время уйдет в анналы истории.

В 1980-м автомобильной общественности СССР был представлен ЗАЗ-968а, который практически без изменений собирался на конвейерах Запорожского завода вплоть до 1994 года.

Интересно, что эта комичность проявляется уже в названии модели. Так, индекс 968 наводит на ассоциацию с «Порше-968». Буква намекает на то, что конструкция является родственником мощных баварских машин, созданных в тюнинговом отделении Motosport. Самыми первыми такой индекс стали использовать именно в Запорожье. До сих пор неясно, почему западные автопроизводители не подали в суд на СССР за нарушение авторских прав.

Но как бы там ни было, ЗАЗ-968а «Запорожец» был наиболее доступным автомобилем для любого советского гражданина. Естественно, рассчитывать на какой-то комфорт в процессе эксплуатации этой машинки совершенно не приходилась. Но для утилитарных задач автомобиль более чем подходил - едет, и это хорошо. Такие простые задачи машинка выполняла не хуже, а может быть даже и лучше, чем прочие отечественные модели.

По уровню проходимости запорожское авто могло сравниться только с монстрами-внедорожниками. За счет заднемоторной компоновки ЗАЗ-968а не хуже УАЗов преодолевал болота и сугробы зимой.

Сейчас на дорогах эти машины еще кое-где встречаются. Но свою задачу они уже не выполняют, и их эксплуатируют только в качестве хобби (например, часто покупают под проект). Те, кто не настолько любит автотематику, чтобы тюнинговать «Запорожец», с удовольствием продают свои ЗАЗы. Сейчас купить такую машинку может любой. Продают ее по цене хороших кроссовок или недорого смартфона - до 200 долларов.

Таким образом, даже небогатые студенты могут получить беспрецедентные возможности - например, имея «Запорожец», можно легко разбогатеть. Автомобильные блогеры установили на ЗАЗ-968а двигатель от BMW-520 e34, сняли про это серию роликов и неплохо заработали. Ну и вдвойне приятней, когда такой «Запорожец» рвет на дороге в клочья какую-то современную мощную иномарку.

Немного истории

Глядя на то, с какой интенсивностью развивается автомобильная промышленность в мире, в СССР решили, что необходимо полностью переработать ЗАЗ-965, или «Горбатый». Сняв эту модель с производства, команда инженеров-конструкторов принялась за активную работу по созданию более современного автомобиля. И вот в 71-м году с конвейеров сходит появится на пару лет позже - в 74-м году.

Придерживаясь стратегии общедоступности, конструкторы решили не уделять слишком много внимания уровню комфорта. Поэтому новая машинка имела всего-навсего базовый комплект электрических приборов, заднее расположение двигателя, а также примитивный салон.

Последняя модернизация с машиной случилась в 79 году - это ЗАЗ-968М. Здесь появилась новая передняя часть, новые задние габаритные огни, другая приборная панель.

Внешний вид

По сравнению с прошлой модификацией ЗАЗ-968а выглядел более новым и современным. Размеры стали пропорциональными. Кузов машины несущий, цельнометаллический. Отделка его стала более приемлемой. На задних крыльях дизайнеры расположили интересные по форме воздухозаборники. Также можно выделить задние арки - они сделаны низко опущенными.

"Запорожец" - это все-таки седан малого класса, рассчитанный на четырех пассажиров. Но ни о каком комфорте речи не идет. Интересен тот факт, что инженеры применили в конструкции универсальные замки - открыть их можно было чем угодно.

А вот окрашивался автомобиль очень качественно. Красили в единый цвет. Сейчас многие считают это одним из главных преимуществ модели. Краска не обдиралась и не облезала даже через десятки лет жесткой эксплуатации. Также можно выделить высокую стойкость кузова к воздействию коррозии. Эти автомобили никто не обрабатывал, и они дошли до наших дней без дыр. На многих ЗАЗ-968а днище целое и ни разу не ремонтировалось.

Двери были штампованными и состояли из двух частей. Они были оснащены ручным механизмом опускания/подъема стекол и поворотным стеклом-форточкой с защелкой изнутри.

Интерьер

Внутри автомобиль ЗАЗ-968а (фото салона есть в нашей статье) удивляет своей скромностью, если не сказать больше. Здесь минимум приборов, небольшое зеркало, печка независимого типа, достаточно сжатое пространство. Отделка салона сделана однотонными материалами без какого-либо намека на минимальный уют. Но при этом можно выделить неплохие кресла.

Из опций, которые можно было встретить в салоне, выделяют обивку потолка, козырьки от солнца, бардачок. Печка, хоть и была автономной, но, судя по отзывам владельцев, работала она неважно. Ездить в «Запорожце» русской зимой было просто нереально.

Багажник по своему объему напоминает хороший «бардачок». В него не поместится даже большой сабвуфер. Но из положения можно легко выйти - просто снимают переднее пассажирское кресло или устанавливают багажник на крышу.

ЗАЗ-968а: технические характеристики

Модель выпускалась с 1974 по 1980 годы. Длина кузова составляла 3730 мм, ширина - 1570 мм, высота - 1400 мм. Величина дорожного просвета - 190 мм. Снаряженная масса - 840 кг. Далее мы отдельно расскажем про мотор и коробку.

Двигатель

Силовой агрегат в этом авто расположен сзади; в процессе ремонта и обслуживания он доступен полностью. Это четырехтактный карбюраторный мотор МеЗМ 968 объемом 1,2 л. Мощность его 40 л. с. При работе этот агрегат издавал жуткие звуки, но при исправной выпускной системе голос мотора был вполне сносный. Ресурс силовых агрегатов не отличался длительностью - в среднем он составлял около 40-50 тыс. км. Однако это связывали с тем, что владельцы использовали любые масла и даже отработку. При этом мотор не терял своих характеристик и выдавал всю мощность. Также на таком «питании» не наблюдалось серьезных поломок.

МеЗМ-968 отличался верхним расположением клапанов и воздушной системой охлаждения. Нужно сказать, что с охлаждением у машины всегда были большие проблемы. Цилиндры чугунные, V-образные - их можно было легко снять, и они отличались ребристой поверхностью. А вот ГБЦ были алюминиевыми. Коленчатый вал изготовлен чугуна и отличался хорошей балансировкой с маховиком и центрифугой. ГРМ был шестеренчатого типа с верхним расположением клапанов. Механизм имел балансир, штанги, распредвал, а также коромысла.

Двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч за вечные 38 секунд. Средний расход топлива никогда не был выше, чем 7,8 л/100 км. И здесь следует учесть, что машину эксплуатировали исключительно на плохих дорогах.

Трансмиссия

Инженеры использовали вместе с этим силовым агрегатом четырехступенчатую механическую КПП. Отличалась она тем, что имела три хода и была объединена вместе с дифференциалом. Конструкция ее не менялась со времен 965-й модели. Поначалу коробка работала вполне исправно. Но в процессе эксплуатации тяги разбалтывались, и переключение теряло свою четкость. На автомобилях, доживших до наших дней, КПП воет, передачи сами вылетают. На некоторых моделях отсутствует задняя передача. Быстро изнашивается сцепление, хотя система имела гидравлический привод.

Подвеска

Подвеска использовалась рычажно-торсионного типа. Система представляла две трубы, соединенные при помощи кронштейнов. Также в системе использовались гидравлические амортизаторы с пружинами. Задняя подвеска оснащалась стальным двойным рычагом. К нему крепился пол автомобиля. Все те машины, что есть в продаже сегодня, имеют уже изрядно разбитые рулевые тяги и подшипники в ступицах. Ездить на таких авто может быть просто опасно.

Тормозная система

Тормоза на эти автомобили устанавливали барабанные (на переднюю и заднюю ось). Особенность их была в плавающем типе колодок. Зазор между колодками регулировался при помощи специального регулятора.

Естественно, эта конструкция не соответствует современным требованиям. Но для машины с такими характеристиками этого достаточно. Главный тормозной цилиндр ЗАЗ-968а иногда подтекал, и постоянно приходилось его ремонтировать. Со временем ухудшается сцепление колодок с барабаном. Тормоза требуют постоянного обслуживания (впрочем, как и все детали подвески).

Заключение

Итак, мы выяснили историю происхождения и технические характеристики ЗАЗ-968а. До наших дней сохранилось очень мало таких экземпляров. Но, несмотря на раритетность, машина всегда есть в продаже. Ценник редко когда превышает 200 долларов. Конечно, после покупки придется изрядно потратиться на ремонт. Но ЗАЗ-968 - это один из самых бюджетных автомобилей, которые можно взять под проект.