Лев Шлосберг. Заметки на камнях. Основные работы Всеволода Петровича Смирнова

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!

Скатилось с неба тяжелое колесо.

Может быть, кто-то покатил его с горки, или, скажем, отвалилось от телеги, которой правил Фаэтон. Завернулся, к примеру, небесный возница в ватник, пригрелся на весеннем солнце, задремал (кони дорогу знают) и не заметил, как ось обломилась.

Докатилось колесо до Пскова, до реки Великой, закатилось в подвал звонницы XV века, где была кузница скульптора и реставратора Всеволода Смирнова, попрыгало по ступенькам и затихло у горна.

Смирнов взял предмет: что ж, колесо как колесо, только спица негодная, надо менять. Сунул он железный прут в горн, раскалил, расковал и сотворил железную розу. Воткнул в обод. Закрепил. Посмотрел внимательно — вроде красивее стало. Вышел из кузницы и катнул колесо вверх по косогору. Долго грохотало в небе, потом зарницы пошли (видно, на большой камень наскочило колесо, искру высекло), потом стихло.

Снял Смирнов кожаный фартук и поднялся из кузницы в мастерскую. Там, под железной птицей, им сработанной, сидели товарищи его и ученики.

— Ну, раз все готовы, — говорит Смирнов сыну, — неси кузнечный борщ.

И сын с товарищем вносят кастрюлю в полтора ведра, и пар валит, и молкнут все, и автор сей заметки, сидя за столом, думает: «Беспечно расточительна порой бывает природа, наделяя одного человека красотой, силой, сноровкой строить новое, возрождать из руин старое, ковать из железа розы и птиц… Хватит бы, кажется, на одного. Так ведь нет — и борщи у него особые…»

Необходимые добавления к романтической сказке

Всеволод Петрович Смирнов — фигура былинная. Так что я мало что приврал. В этом красивом и талантливом человеке была мощь и широта. И про борщи тоже правда. Застолья у него собирали людей со всей страны. Но мало ли у кого добрые застолья. Так он и дел добрых сотворил немало. Войну закончил в Берлине с ранением, двумя орденами Красной Звезды и двумя Отечественной войны. Вернувшись с фронта, окончил архитектурный факультет Ленинградского института имени Репина и приехал на родину, в Псков, где принялся реставрировать Псково-Печерский, Снетогорский монастыри, Покровскую башню Псковского кремля, немало древних церквей, дом Осиповых-Вульф в Тригорском, а потом стал у горна в своей мастерской и взялся ковать невероятной красоты железо. Чего там только не было: прапоры для украшения отреставрированных башен, кованые скульптуры, панно, птицы, люстры… Он был большим художником и невероятным умельцем.

Меня познакомил со Смирновым и привел в его мастерскую другой персонаж из русских былин, Савелий Васильевич Ямщиков, с которым мы в ту пору дружили. Их объединяла привязанность к Псковской земле, любовь к древнерусской культуре и глубокое ее знание (Савва, кстати, консультировал Тарковского на фильме «Андрей Рублев»). Ямщиков был близок с тогдашним настоятелем Псково-Печерского монастыря, бывшим фронтовиком и художником Алипием, и помогал ему атрибутировать иконы и русскую живопись, а Смирнов занимался восстановлением архитектурного облика монастыря, пострадавшего от времени и войны. Работали они истово, но и отдыхали иной раз по-богатырски. Всеволод Петрович был хлебосолен, а Савелий Васильевич весел и вынослив. Да и мы старались не ударить лицом в грязь деревни Малы, где стоял смирновский дом… Иной раз получалось.

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

, Удомельский район , деревня Мста

Дата смерти Работы и достижения Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Награды

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.

ПСКОВСКИЙ АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР, КУЗНЕЦ ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ СМИРНОВ. Родился Всеволод Петрович 2 апреля 1922 года. С 1940 по 1946 год воевал, дошел до Берлина. В 1955 году окончил архитектурный факультет института им. Репина. На последних курсах стажировался в мастерской Ивана Владиславовича Колтовского в Москве. Иван Владиславович считал, что в основе творчества любого современного архитектора должно базироваться знание архитектуры предков. Всеволод Петрович решил начать свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры. Он собирался поехать в Ярославль для работы в реставрационных мастерских этого города. Однако, незадолго до распределения в институт приехал Росляков, директор Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Он пригласил Смирнова на работу в г. Псков на должность архитектора. В августе 1955 года Всеволод Петрович переехал из Ленинграда во Псков. Псков. С 1955 по 1957 годы он работает в ПСНРПМ. Первой его работой было спасение памятника архитектуры XV века - церкви Ильи Пророка в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Памятник был в тяжелом техническом состоянии: связи сгнили, барабан наклонился и мог в ближайшее время рухнуть. В сжатые сроки был создан проект реставрации, и проведены работы. Барабан был выпрямлен при помощи домкрата. Работа была сложной и опасной, т.к. в толще кладки стен барабана размещались керамические горшки для облегчения веса и голосники. Исследование церкви было проведено Всеволодом Петровичем совместно с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной. Одновременно Смирнов начал исследование выдающегося памятника архитектуры крепостного зодчества - Покровской наугольной башни Окольного города во Пскове. Башня, как и большинство строений Окольного города, была засыпана землей по приказу Петра I в начале XVII века и превращена в бастион. Созданный Смирновым проект предполагал расчистку сооружения от земли с сохранением фрагмента бастиона. Исследования проводились при непосредственном участии архитектора Ю.З.Сусленникова. Работа была прервана «Постановлением ЦК КПСС» о необходимости беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу - в «Ремстройконтору». Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение. Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую на должность главного архитектора и продолжил работу над Покровской башней. После расчистки земли раскрылся величественный интерьер строения, хотя изначально башня имела мосты, конструкция которых была вполне обоснована. Однако, было принято решение не разрушать раскрывшийся объем и экспонировать все ярусы башни одновременно. Для чего был создан проект деревянного шатра без опор, по типу северных построек. Шатер простоял до 1995 года, когда, к сожалению, сгорел от пожара. В непосредственной близости от башни, в так называемом «Покровском углу», находилась церковь Покрова и Рождества Богородицы XIV века, второе ее название - церковь Покрова от Пролома. Исследование церкви было начато в 1958 году. Существование двух бесстолпных четвериков и иконография определило формы реставрации этой очаровательной «сдвоенной» церквушки. К 1963 году производство работ по церкви и башне было окончено. Псково-Печерский монастырь. В апреле 1960 года Всеволод Петрович был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Следует отметить, что в те времена подобный договор мог заключить только человек, не состоявший в рядах КПСС. Монастырь финансировал работы самостоятельно и регулярно, при этом взяв на себя подсобные работы. Поэтому реставрация Псково-Печерской крепости двигалась очень быстро. Соавтором Всеволода Петровича был архитектор Семенов Михаил Иванович. Каменная часть стен и башен хорошо сохранилась. Шатры и покрытие стен в какой-то степени - авторский замысел Смирнова, который можно оспаривать, но нельзя им не восхищаться. Изборск. Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю.В.Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ - есть плод творчества двух архитекторов. Остров. Пушкинские горы. К 60-м годам относятся реставрации церкви Николы в городе Острове и церкви Пустое Воскресение XV века, осуществление реставрационных работ по объектам Снетогорского монастыря: часовни и Святым воротам. Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника - также авторская работа Смирнова. Окончена она была в 1961 году. Художественное творчество. Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В первую очередь, это касается возрождения традиций кузнечного искусства. Его первыми учителями были кузнецы-старообрядцы Васильев Кирилл Васильевич и Ефимов Петр Андреевич, работавшие в 50-60-х годах в ПСНРПМ. Свои первые кузнечные изделия, а их при реставрации псковских памятников архитектуры потребовалось много, Смирнов ковал вместе с ними. В дальнейшем, трудами Всеволода Петровича были созданы основные прапоры Псковского кремля, Псково-Печерского монастыря, кресты для храмов. В 1967 году, после увольнения из мастерской Смирнов занялся художественной ковкой, исполняя заказы в том числе и по линии художественного фонда Российской Федерации. За сорок лет творческой деятельности им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д. Смирнов является автором значительных произведений монументального искусства, среди которых «Могила Неизвестного солдата» в городе Пскове, надгробие на могиле Анны Ахматовой и многие другие композиции. Псков явился питательной средой для Смирнова: он работал над оформлением нескольких спектаклей Псковского театра, в Псковском музее хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря. Притягательная сила Всеволода Петровича привлекала к нему людей. Он снискал всеобщую любовь и уважение, слывя авторитетным судьей даже в тех вопросах, которые были далеки от его специальности. Нет в Пскове ни одного краеведа, ни одного мало-мальски интересующегося историей города человека, который не знал бы о деятельности Всеволода Петровича. Его мастерскую в звоннице церкви Успения с Парома посещали многочисленные поклонники его таланта и друзья, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, М. Дудин., Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина. Великолепные акварели Смирнова хранятся в Псковском музее-заповеднике. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной. В течение жизни у него прошло восемь персональных выставок. В конце жизни у Смирнова были большие огорчения - его отселили из творческой мастерской, которую он арендовал около тридцати лет. Сгорел шатер Покровской башни… Скончался Всеволод Петрович 1 января 1996 года. В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.