Любовь гласит преданье союз. Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.

Оборудование: Занавес или ширма, 4 кресла; портреты Ф.И. Тютчева, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой; диск с классической музыкой.

Заранее необходимо освободить в классе место, где будет развиваться действие.

Действующие лица

Двое ведущих (юноша и девушка)
Ф.И.Тютчев
Амалия Лерхенфельд
Элеонора Петерсон
Эрнестина Дернберг
Елена Денисьева

Ведущий. Лет через 20 после кончины Ф.И. Тютчева (напомню, что умер он в 1873г.) критик Скабичевский утверждал, что у поэта нет будущего. Однако уже 21 век, а мы, посмеиваясь над “пророчеством”, говорим о гениальном поэте.

Ведущая. Тютчев любил повторять фразу Декарта “Я мыслю, следовательно, существую” в самые трудные минуты своей жизни. И, думается, чтобы понять поэта, нам нужно воспользоваться силой мысли и перенестись в 19 век.

Выходит Ф.И.Тютчев, произносит задумчиво:

Всесилен я и вместе слаб,
Властитель я и вместе раб,
Добро иль зло творю - о том не рассуждаю;
Я много отдаю, но мало получаю,
И в имя же свое собой повелеваю,
И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

Останавливается, смотрит на зрителей.

Да, жизнь меня хорошо потрепала. Родился я 23 ноября в дворянской семье, знал Жуковского, смутно помню Отечественную войну 1812г. Учился не так уж плохо и в 18 лет стал кандидатом Московского университета.

В 1822г. я уехал в Мюнхен, стал дипломатом, а через год познакомился с Амалией Лерхенфельд – прелестной девушкой. Ей было 14. Удивительно милая и непосредственная, она покорила меня, вызвала бурю чувств, я стал ухаживать, а потом попросил ее руки.

Смотрит на занавес, из-за которого появляется Амалия Лерхенфельд.

Федор - чудесный юноша, не менее пылкий мой поклонник, чем Пушкин, Вяземский и Гейне. Ах, как мы развлекались: гуляли в окрестностях Мюнхена, любовались дворцами и парками. Он был мил, а потом сделал мне предложение.

Тютчев, подает девушке руку и ведет ее к креслам:

Да, и нашу дань любви сердечной
Ты отвергнула шутя,
Да еще и поклонниками отгородилась, я чуть не дуэли не подрался.

А что мне было делать? Вы настаивали, родители были против, называя Вас бедняком. Я была вынуждена им подчиниться и выйти замуж за барона Крюденера.

А позже мы встретились в Карлебаде и, глядя на Вас,

Я вспомнил время золотое,
Я вспомнил сердцу милый край
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит;
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень

А потом Вы навестили меня за 3 месяца до моей смерти, словно знали и хотели попрощаться.

А Вы чуть раньше подарили мне чудесные стихи

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,
Так, весь овеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тютчев, глядя на нее.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..

Задумчиво проходит вперед, назад

Да, какое светлое было чувство.

Вообще, любовь - удивительное состояние. Оно всегда дарило мне крылья. Что может быть прекраснее момента, когда любимая

Стояла молча предо мною,
Вздымалась грудь ее волною,
Алели щеки как заря,
Все жарче рдея и горя!
И вдруг как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее...

Появляется Элеонора Петерсон

В 1926 г. вы женились на мне.

Тютчев, целуя ей руку, включается в диалог.
- Я был счастлив, а Вы? Мои отлучки, разлука. Я был поражен, узнав о вашем мужестве во время пожара на пароходе “Николай”. Можно сказать, дети дважды обязаны вам жизнью.
- Бросьте, какое мужество. Я так испугалась, что здоровье мое не выдержало.
- А я так любил вас, что, проведя ночь подле вашего гроба, поседел.
И долго потом еще томился я тоской желаний,

Стремился я к тебе душой
И в сумраке воспоминаний
Еще ловил я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда

А в 1839 я допустил непозволительную вольность: перечеркнул свою карьеру ради свидания с любимой.

Появляется Эрнестина Дернберг.

А ведь когда мы первый раз встретились, я была замужем.

И ваш муж поручил мне вас, а потом умер.

В итоге заботилась я о вас, а не вы обо мне.

И я благодарен Вам за все, а особенно за понимание, когда появилась Елена.

Тютчев отступает к занавесу, из-за которого выходит Денисьева.

Елена. И кто бы мог сказать, что я влюблюсь в отца моих подруг, влюблюсь настолько, что не испугаюсь скандала, осуждения друзей и света, отречения семьи.

Тютчев. Я лишился карьеры, многих друзей.

Денисьева. Не раз я слышала признанье:

“Не стою я любви твоей”.
Пускай мое она сознанье –
Но как я беден перед ней…

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Тоска вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

Денисьева. Мы были счастливы 14 лет.

(Уходит )

Тютчев. А потом я снова учился жить.

Эрнестина Дернберг поднимается из кресла и подходит к Ф.И.Тютчеву. Я была рядом

Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

Все участники собираются вместе

Ведущий . Поэт любил жизнь, движение, свет, звук.

Ведущая. И до самой смерти он остался верен единственной возлюбленной, с которой не могла соперничать ни одна из его женщин.

Ведущий. Имя ее - Россия.

Ведущая. Любой вспомнит знаменитые четыре строки, ставшие вершиной признания в любви своей стране, написанные Ф.И. Тютчевым 28 ноября 1866 года.

Участники читают по одной строке.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Фёдор Иванович Тютчев являлся известным русским поэтом, публицистом, дипломатом, а также член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Родился великий автор на территории Орловской губернии в поселке с неприметным названием Овстуг. Семья Федора относилась к древнему дворянскому роду и была уважаемой.

Начальный курс образования был получен автором в домашних условиях. Уроки вел известный на то время поэт и переводчик, которого звали Раич Семён Егорович. Именно он привил Федору любовь к литературе, языкам, искусству Древнего Рима. Следует отметить, что к 14 годам Тютчев без особенного труда мог перевести произведения, написанные Горацием. Первое опубликованное произведение автора датируется 19-м годом 19-го столетия. Оно представляло собой перевод вольного типа.

В 14-летнем возрасте Федор Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный словесности. Первым делом он является вольнослушателем, а потом становится настоящим студентом.

Окончание университета оказалось блестящим. В 21-м году Федор покидает стены учебного заведения и поступает на работу в государственную коллегию по иностранным делам. Помог ему в этом родной дядя. Спустя один год, Тютчев уезжает за границу в качестве представителя дипломатической миссии – в Баварию, Мюнхен. В Германии он знакомится со многими культурными деятелями и интересуется философским направлением.

В ранней молодости Тютчев не отличается обширной публикацией. Стихи автора появлялись в свет весьма редко и не производили впечатлений у критиков того времени. Сильно изменилась ситуация в 36-м году. Именно в это время тетрадь с записями Тютчева попала в руки А.С. Пушкина. Александру Сергеевичу весьма сильно приглянулись стихи, и он решил опубликовать их в своем журнале «Современник».

За границей Федор Тютчев провел более 22 лет. Именно здесь он встретил свою первую любовь – Элеонору Петерсон, которой посвятил огромное количество произведений. Чуть позже у автора закручиваются отношения с Эрнестиной, из-за которой Тютчеву пришлось покинуть Германию.

Автор скитался без работы до того момента, пока его не заметил Николай Первый. Он оценил вклад, созданный Тютчевым в историю формирования России, и решил вернуть его на должность, предложив работу в Министерстве по иностранным делам. Этот период не отмечен большим количество стихов.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – это изысканный русский поэт, который создал множество произведений. Некоторые исследователи утверждают, что их было более 400. Все творчество можно смело подразделить на несколько этапов. Первый этап считается ранним и относится к различным философским суждениям, а вот второй относится к чувствам поэта, а также личным переживаниям.

Вторая половина девятнадцатого столетия отличается особенной любовной тематикой. Жизнь автора была переполнена любви, как и многих культурных деятелей того времени. Фёдор Тютчев имел бесчисленное количество увлечений, поэтому в его творчестве так много стихов любовного и интимного содержания. Не стоит, однако, забывать, что Тютчев был поэтом разносторонним, его затрагивали различные темы: философия, природа, любовь к Родине.

Дипломат и поэт, Фёдор Иванович был очень любвеобильным человеком. Был дважды женат и имел многочисленные связи. Особое место в его сердце занимала Елена Денисьева, с которой он познакомился в зрелом возрасте. Она была племянницей инспектрисы, находящейся при Смольном институте. Именно в этом учреждении воспитывались дочери поэта.

Елене было всего 24 года. Она была весьма очаровательной, и с первых же минут знакомства влюбилось в личность Тютчева и его особенное творчество. Автор изысканных произведений ответил Денисовой взаимностью и весьма страстной привязанностью, которая продлилась до самой смерти Елены.

Следует отметить, что высшее петербургское общество не одобрило взаимоотношения Елены и Федора. Возник грандиозный скандал. И хотя у пары за время отношений родилось трое детей, этот союз никогда не был принят общественностью. Сильное осуждение легло на плечи именно Денисовой, от нее отрекся даже собственный отец. Практически каждый человек указывал на то, что дети Елены рождены незаконно. Лучшие заведения закрыли перед девушкой свои двери.

Несмотря на то что Фёдор Иванович закрутил роман с Еленой Денисовой, он продолжал поддерживать отношения со своей законной семьей. Детей и жену он называл земным проведением.

Елена постоянно находилась в состоянии двусмысленности, это приводило к нервозности и взвинченному состоянию. Постоянная раздражительность привела к тому, что у девушки развилась чахотка, которая привела к смерти в 64-м году.

После смерти Елены на тот свет ушли и их двое детей – сын и дочь. Федора Ивановича Тютчева весьма потрясли такие события и он на протяжении долгого времени считал себя виновником в произошедшем. Именно такие чувства, переполненные смыслом и горечью, отражались в произведениях автора. Чуть позже эти произведения отнесли к определенному циклу, который известен и в настоящее время, являясь интересным для читателей со всего мира.

Наиболее яркими произведениями, затрагивающими жизненную ситуацию автора, являются стихи под названием «Предпочтение», «Я очи знал…», «Накануне годовщины…» и многие другие. Все данные стихотворения весьма драматичны и напоминают своей манерой письма исповедь. Они усиливаются формой написания – в виде диалога, когда определенный лирически герой просит прощения у девушки, которой на момент высказывания нет рядом.

Анализ произведения «Предопределение»

Стихотворение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, максимально качественно раскрывает сущность любви. Автор не рисует иллюзий, и честно заявляет, что как бы не были близки люди по душевным качествам, их союз может быть роковым. Поэт дважды подчёркивает слово «роковой», будто придавая трагичности тем отношениям, к которым его привела сама судьба.

Те ощущения счастья, которые должна дарить любовь, в сочетании со страданиями, муками, угрызениями совести кажутся неизбежными. Запутанная и порочная связь с любимой, запятнанная репутация, полное отторжение и неприятие - вот расплата за чувства, которые должны в идеале делать мир чище и добрее.

В строках время от времени повторяются эпитеты, раскрывающие главную идею произведения, что любовь – это максимальное высокое чувство, которое может возникнуть у человека. И плата за это чувство может быть непомерной.

Особенности произведения «Предопределение»

Автор отмечает, что каждой личности суждено перенести муки и всевозможные страдания, исходящие от любви. Человек обязан смириться такими явными вещами. Любовь – это поединок, в котором обязательно будет проигравшая сторона. Федор отмечает, что проигрывает всегда тот, кто сильнее любит, чье сердце просто-напросто изнывает от высоких ощущений.

Лирический герой произведения «Предпочтение» страдает не менее, чем проигравшая сторона. Данные страдания основаны на том, что произошедшее ранее уже никак не вернуть и ничего невозможно изменить. Именно на такое осмысление указывают многие многоточия, присутствующие в строках. Именно они передают особенную взволнованность, присутствующую у лирического героя. В строках постоянно сохраняется накал, но и присутствует своеобразная недоговоренность.

Лирический герой прекрасно понимает, что за время взаимоотношений причинил много боли своей возлюбленной, но уже поздно, изменить ситуацию невозможно. Поединок, который организуется с высшими силами, предначертан судьбой, а результаты не зависят от человека. Поэт отмечает, что нанесенные раны никогда не заживут, а будут постоянно кровоточить и напоминать о себе.

Стихотворение «Предпочтение» написано с использованием четырехстопного ямба, который был весьма распространен во второй половине девятнадцатого столетия. Такая форма позволяет передать чувства читателю весьма бравурно и по-особенному жизнеутверждающе. Именно поэтому автор использует в строках клаузул и пиррихиевы, которые способны немного снизить жизнерадостность в строках и вызвать у читателя ощущение, связанное с поединком человеческой личности и судьбы.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Любовь стара, как мирозданье;

Но кто пришел и кто придет на свет,

Приходит обновить ее завет...

Дж. Байрон

Стихи о любви - как страницы одной большой книги. Каждый, кто испытал это чувство, может дописать к ней новую главу. Как сказал Хафиз, «любовь - как море. Ширь ее не знает берегов». Читая стихи о любви, мы каждый раз открываем новые грани этого чувства. Но не многие возьмут на себя смелость дать точное и исчерпывающее определение его.

Ф. И. Тютчев оставил нам своеобразную «формулу любви» в пяти строчках:

Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

«Союз души с душой родной», по мнению Тютчева, предполагает не только единенье и сочетанье любящих сердец, но и «поединок роковой». С судьбой ли или друг с дру­гом, но борьба неизбежна, и исход ее предопределен: «В борьбе неравной двух сердец» неизбежна гибель того, чье сердце нежнее. «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец...», растворившись в любви без остатка.

Это стихотворение Тютчева интересно еще и тем, что написано оно в самом начале романа поэта с Еленой Александровной Денисьевой, «между июлем 1850 и серединой 1851», как указал сам автор. Они познакомились в июле 1850 года. Елене Денисьевой было двадцать четыре года, Тютчеву - сорок семь. И в самом начале их отношений поэт почувствовал их «роковую неизбежность» и предвидел трагический исход этого «рокового поединка». Связь их длилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Денисьевой.

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

День смерти Денисьевой остался в памяти Тютчева как день невосполнимой утраты и скорби. С самого начала их отношений поэта не покидало предчувствие трагедии и чувство вины перед возлюбленной:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

Эти строки написаныв 1851 году, за тринадцать лет до смерти Денисьевой.

Стихи «денисьевского» цикла интересны тем, что поэт чаще пишет не о себе, не о своем чувстве. «Жизнь, обнаженная до дна», открывалась ему в глазах любимой жен­щины:

Я очи знал, - о эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

В своих стихах Тютчев не раз признавал «первенство» своей возлюбленной. Ее чувство глубже, полнее, богаче:

Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье, Но как я беден перед ней.

Строки тютчевской лирики рисуют любовь как подлинно «роковую» силу, которой невозможно противостоять. Ее следует принять со всеми восторгами и страданиями, как принял и понял ее сам поэт:

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе.

Тютчев, не раз любивший в своей жизни, рассказал нам в своих стихах и о том, что с годами «не скудеет нежность»:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Тютчевские строки о любви - это целая «энциклопедия». Любовь в его стихах - чувство сложное и противоречивое. В нем и восторг, и боль, и вечная борьба, и вечная вина, «блаженство и безнадежность», но это и «очарованье», с которым всегда жаль расставаться.