Мкад расшифровка. Как выглядела московская кольцевая много лет назад. Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ

Четверг, сентября 7, 2017

МКАД – волшебная аббревиатура, известная практически каждому жителю России. Хотя границы Москвы уже давно выплеснулись далеко за Московскую кольцевую автомобильную дорогу, жители города до сих пор делят себя на москвичей и «замкадышей». МКАД и по сей день остаётся психологической границей города, альфой и омегой, где Москва начинается и где она же заканчивается.

Конечно, так было далеко не всегда и сама МКАД относительно недавно отпраздновала полувековой юбилей.

Так как всё начиналось, как дорога развивалась в разные годы и как реконструируется сейчас —>

Прототип МКАД

Идея строительства объездной кольцевой дороги вокруг всего города, далеко за его пределами родилась ещё до войны. В 1937 году вопрос начал прорабатываться, в 1939 году будущую трассу (не везде совпадающую с нынешней МКАД) нанесли на местность, а в 1940 году была завершена работа над проектным заданием на постройку новой автодороги, но начавшаяся война отменила эти планы.

В 1941 году в авральном порядке была проложена кольцевая дорога, по максимуму использовавшая существующие дороги. Она не совпадала МКАД и изначально прокладывалась как временная для быстрой переброски войск. Эта дорога во многом способствовала успешному контр-наступлению под Москвой.

На кадре хроники выше предположительно можно видеть как раз эту дорогу. Нельзя сказать наверняка, но выглядела она примерно так.

Рождение МКАД

Первые километры новой и по тем временам очень современной дороги, четырехполосной, с твёрдым асфальтовым покрытием начали строить в 1956 году в районе Ярославского шоссе.


Строительство МКАД в конце 1950-х

Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года, а окончательно кольцо замкнулось 5 ноября 1962 года.

Никакого освещения, жестких разделителей, да даже разметки тогда на МКАД не было в помине. Но при этом в стране, где большая часть дорог была с грунтовым покрытием новая магистраль с твёрдым покрытием воспринималась как что-то из будущего.

Под стать новой магистрали были и футуристичного вида автобусные остановки:

Кстати, именно в 1960 году, как видно на схеме на стене остановки, границы Москвы официально раздвинули до МКАД, несмотря на то, что в то время в некоторых местах она на многие километры отстояла от фактических районов города. Подмосковный город Бабушкин, деревни Черемушки, Крылатское, Марьино и многие другие официально стали районами города.

МКАД ещё как минимум десять лет воспринималась как загородная объездная магистраль


МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х


Развязка «Рублёвки» и МКАД в 1960-х


Обочина МКАД в 1967 году. Обратите внимание: разметки не было, зато обочины были выложены рельефными плитами, чтобы отклоняющиеся от траектории засыпающие водители сразу просыпались.

На недавно построенном МКАД снимались знаменитые сцены погони в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)

Здесь и сам МКАД без разметки, и бензоколонка, и много других интересных деталей. Особенно рекомендуем посмотреть с 6-й минуты. Движение по МКАД было в то время совершенно ненапряженным, и для съемок фильма даже не пришлось перекрывать дорогу.

Даже в 1970-х движение по МКАД было спокойным:

Обратите внимание, что несмотря на большую ширину дороги машины спокойно едут друг за другом.


Сейчас примерно в этом месте располагается огромная развязка на М-11


А на этой фотографии из середины 1970-х машины сделали остановку на месте будущей парковки Крокус-Экспо.


ЗиЛ вальяжно выезжает на МКАД с Волгоградского проспекта, 1970 г.

Отдельной гордостью Москвы были двухуровневые развязки «клевер»:

В мульфильме «Ну, погоди!», 3 выпуск, 1971 г. на подобной развязке волк долго и безуспешно пытается поймать свой мотоцикл:


В 1980-х гг. МКАД практически не изменился, это всё также была четырехполосная дорога с небольшим разделителем-газоном:

Правда, к тому времени количество машин в стране и городе резко выросло, и МКАД без разделителей, ограждений и фонарей стали часто называть «дорогой смерти»


МКАД перед съездом на Можайское шоссе в начале 1980-х


Подобные знаки стояли на МКАД вплоть до середины 1990-х

В постсоветское время машин стало в несколько раз больше и магистраль уже не справлялась с потоком. В середине 1990-х все 109 км МКАД подверглись реконструкции


Реконструкция МКАД, 1997 год.

По масштабам эта реконструкция была сопоставима лишь со строительством дороги в начале 1960-х: появились разделители, но, самое главное, количество полос увеличилось до 10.

Теперь самым слабым местом МКАД стали морально устаревшие развязки с узкими съездами при десятиполосной дороге, до реконструкции которых дошли руки только в 2010-х

В 2011 году была принята программа реконструкции 11 транспортных развязок. Посмотрим лишь на самые грандиозные и интересные из недавно реконструированных:


Волгоградский проспект


Дмитровское шоссе


Можайское шоссе


Каширское шоссе

На этой неделе, 6 сентября, открыли движение по новой развязке на пересечении с Профсоюзной улицей:

Работы на этом сложном участке начались в 2015 году

Сложно представить на в начале 1960-х все выглядело так:

Было шоссе за городом, а теперь магистраль вокруг мегаполиса

Традиционных пробок на Профсоюзной станет сильно меньше.

МКАД интенсивно развивается и в наши дни, город растёт, а выражение «За МКАДом Москва кончается» в наше время стало звучать примерно, как сто лет назад «Москва за Садовым кольцом кончается». Центр становится пешеходным, а дороги для машин на окраинах.

История создания Московской Кольцевой автомобильной дороги (МКАД).

Впервые проект на строительство МКАД начал разрабатываться в 1936 году. В 1939 году трасса дороги была вынесена в натуру, закреплена на местности и одобрена экономическим советом при СНК СССР. В 1940 году завершено проектное задание на строительство МКАД, и дальнейшие работы по МКАД были приостановлены. После окончания В.О.В. в 1949 г. проектные работы были возобновлены. В 1950 году институтом Союздорпроект был составлен технический проект на строительство МКАД. В 1957 году было начато её строительство, около Ярославского шоссе. В 1960 году была сдана в эксплуатацию первая восточная часть, а в 1962 году – западная часть МКАД, тогда же и началось движение по все магистрали, общая протяженность которой составила 108,7 км. Средний радиус от центра города – 17,35 км. Строительство было осуществлено в соответствии с НиТу 128-55 по параметрам I технической категории: ширина земляного полотна – 24 м; ширина полосы движения – 3,5 м; количество полос движения – 4; ширина разделительной полосы – 4; ширина обочин – 3 м каждая; габарит мостов и путепроводов – 21 м; ширина тротуаров на путепроводах – 1,5 м; высотный габарит под путепроводами – 4,5 м. (ТЭО МКАД Союздорпроект т.1.,1996).

Магистраль представляла собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами. На трассе было построено два моста через реку Москву :

  • Бесединский мост , 1960, инж. Р. М. Гальперин, арх. Г. И. Корнеев (в районе Капотни и села Беседы)
  • Спасский мост , 1962, инж. В. Д. Васильев, арх. К. П. Савельев (в районе Строгино и села Спас).

В 1970 г. Союздорпроект по Заданию Мосгорисполкома разработал технический проект реконструкции МКАД на участке от Горьковского до Новорязанского шоссе (участок 0 – 11 км), которая была осуществлена в 1973-1977 годах. При реконструкции МКАД было осуществлено расширение земляного полотна с 24 м до 36 м с сохранением существующей разделительной полосы; устройство 6-ти и 8-ми полос движения переустройство съездов и транспортных развязок. К 1994 г. работала на пределе пропускной способности. В складывающихся условиях развития промышленности МСР прогнозируется существенный рост транспортных нагрузок, где МКАД отводиться ведущая роль (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 1 1996 г.).

В генеральном плане развития Москвы и Московской области до 2010 г. для МКАД предложена новая классификация – главная магистральная улица 1-го класса, предназначенная для пропуска смешанных потоков, движения транспорта – непрерывное, расчётная скорость – 100 км/час, пешеходное движение – в разных уровнях (Генплан, Москва 1999).

Резкое увеличение количества гаражей в границах зона застройки МКАД привело к появлению большого количества стихийных съездов к ним в одном уровне, значительно повышающих деформацию насыпей и склонов. Экологическое состояние покрытия в 1994 г. на всём протяжении МКАД оценивалось как удовлетворительное (Союздорпроект, МАДИ 1994 г.).

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) МКАД реконструкции МКАД разработано во исполнение постановления правительства Москвыот 6 декабря 1994 года и в соответствии с заданием, Утверждённым Министром Правительства г. Москвы. Нормативный срок реконструкции определён в пять лет и согласован Правительством Москвы – начало работ – 1995 год, окончание 1999 год. Реконструкция автодорожных путепроводов осуществлялась, в соответствии со «Схемой комплексного развития транспорта города Москвы» (площади, занятые дорогами возрастают как минимум в три раза).

В перспективе на кольцевой дороге запроектировано 49 автодорожных путепроводов, из которых 17 – в теле дороги, 32 – над дорогой; 14 пересечений с железными дорогами, в том числе 2 путепровода под железнодорожные пути и 12 – через пути железных дорог, 8 мостовых переходов.

Реконструкция мостов происходила с минимальным переустройством.

Ось проектируемого моста у с. Беседы реконструировалась на расстоянии 40 м от оси существующего моста в сторону области. Подходы к мосту в плане запроектированы с R – 2000 м и составляют по длине 1000 м, в том числе: 484 м до начала существующего моста; 516 м., после конца существующего моста.

Мостовой переход через р. Москву у с. Беседы характеризуется широкой поймой, которая местами слабо заболочена. Геологический разрез в районе мостового перехода представлен современными четвертичнымиотложениями (а Q ш- IV ) глинами юрского возраста ( J 3 ) и известняками каменноугольного возраста (С 3). Мощность современного аллювия, представленного песками различной крупности с отдельными линзами заиленных суглинков реже гравийными грунтами, изменяется от 9 м на левом берегу до 20 м на правом. Грунтовые воды на обоих берегах приурочены к аллювиальным отложениям и гидравлические связаны с водами р. Москвы (в данных условиях строительство мостового перехода шло путём применения забивных и буронабивных свай).

Ось проектируемого мостового перехода у с. Спас принята на расстоянии 35 м от оси существующего моста в сторону области. Подходы к мосту запроектированы с R – 1500 м и R – 2000 м и составляют 1762 м, в том числе: 458 м до начала существующего моста; 1304 м послеконцамоста с учётом строительства 2-х новых путепроводов (одобрены протоколом от 30 июня 1995 г.).

Мостовой переход через р. Москву у с. Спас занимает правый борт долины р. Москвы и пойму шириной до 1,- 1,2 км, которая местами слабо заболоченной. Левый борт – обрывистый, обнажённый, но, несмотря на это достаточно устойчивый. Район мостового перехода сложен четвертичными отложениями, залегающими на породах каменноугольной системы. Четвертичные отложения на берегах представлены толщей переслаивающихся песков, супесей, суглинков, слюдистых глин с прослоями торфа. Мощность их составляет от 14 м на правом берегу, до 32 м на левом берегу. Русло реки сложено аллювиальными песками мощностью 5- 7 м. Коренные породы представлены трещиноватымиизвестняками с прослоями мергелей и плотных глин. Грунтовые воды приурочены к аллювиальным отложениям, которые связаны с уровнем воды в р. Москве и к трещиноватым известнякам (опоры сооружались на свайных фундаментах).

Ось проектируемого моста у г. Химки, смещена на 35 метров, от своей оси в сторону города. Подходы к мосту в плане запроектированы с R – 1500 м и R – 2000 м составляют 1295 м, в том числе: 652 м до начала существующего моста; 643 м после конца существующего моста. Мостовой переход через канал им. Москвы у г. Химки, расположен на склонах Химкинского водохранилища в районе проектируемого моста склоны пологие, устойчивые, заросшие лесом, сложены четвертичными отложениями, представленные мореннымисуглинистыми грунтами залегающимина коренных породах юры. Мощность четвертичных отложений составляет: 14- 16 м. Грунтовые воды на обеих, берегах приурочены к кровле флювиогляциальных песков и гидравлически связаны с уровнем воды в канале; по отношению к бетонам не агрессивны (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996).

Реконструкция средних мостов (мостовые переходы через рр. Сетунь, Сходня, Яуза,) производилась путём расширения существующего сооружения путём пристраивания симметрично относительно оси с двух сторон конструкций опор и установки пролётных строений и строительство нового. Склоны долин задернованы, устойчивы. Выходов грунтовых вод на склонах не отмечено, лишь в основании склонов в долине р. Сетунь происходит разгрузка подземных вод в виде родников. Поймы местами заболочены. На участках сооружения путепроводов почти повсеместно вскрыты грунтовые воды, чаще «верховодка», на глубине от 3 до 7 м; в районе Щёлковского путепровода и путепровода ж/д. Москва-Минск (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996).

Значительные площади отведены под дождевую канализацию, газоснабжение, трубопроводы, системы очистки, сети связи и другие коммуникации (Общая протяжённость реконструируемых сетей дождевой канализации вблизи МКАД составит около 768 м.)

В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения г. Москвы на период до 2010 г. общая протяжённость перекладываемых кабелей связи по всей МКАД составит 78,08 км.На реконструируемой автодороге построено всего 65 мостов и путепроводов общей длинной 6140.54 п.м.

Грунт выемок в объёме 589,9 тыс. м³ используется для отсыпки насыпей, непригодный грунт выемок в объёме 671,93 тыс. м³ вывозиться в кавальер. Общий объём грунта с учётом замены слабого основания насыпей и выемок, устройства кюветов и срезки недоборов, вывозимого в кавальер, составляет 7284,96 тыс. м³. Потребность в песке для возведения насыпей составила около 1064 тыс. м³. Полоса постоянного отвода непосредственно под реконструкцию и реконструкцию транспортных развязок составляет 516,9 га, в том числе: Лес– 126,82 га; сады, огороды 47,94 га; пашня 21,78 га; выгон 8,38 га; луг 144,04 га; неудобные земли 167,94 га;

Для возможностирасширения МКАД в две стороны от оси 70- 71 км., спрямлено русло р. Сходня со стороны области, т.к. бровка проектируемой насыпи дороги вплотную подходит к руслу реки, а в двух местах пересекает его.Временный отвод земель на период строительства для проезда и работы машин и механизмов вдоль дорог и съездов, размещения строительных площадок составил 186,21 га. Под площадки зданий и сооружений землеотвод составляет 15 га, в том числе: Лес 4,5 га; Пашня 5,5 га; Неудобные земли- 5,0 га;

Рельеф, продольный профиль и земляное полотно магистрали.

В плане МКАД имеет 34 угла поворота с вписанными в них кривыми радиусами: R >3000 м- 11 шт. R =2000 м- 20 шт. R =1500 м- 1 шт. R =1000 м- 1 шт. Без разбивки- 1 шт. Это позволяет обеспечить расчётную скорость движения автомобилей до 150 км/час. В продольном профиле радиусы: выпуклой кривой – 10 000 м, вогнутой кривой - 5 000 м, максимальный продольный уклон – 40%, что обеспечивает расчётную скорость движения автотранспорта 100 км/час. При этом начало и конец трассы 0- 109 км принят в районе пересечения МКАД с Горьковским шоссе. При реконструкции МКАД сохранена ось дороги. Расширение земляного полотна и проезжей части произведено в обе стороны от существующей оси, поэтому план дороги и её продольный профиль, в основном сохранён.

Изменение плана рельефа трассы произошло в случаях: I . Проектирование трёх новых больших мостов, II . Обход с целью сохранения Востряковского и Перловского кладбища, III . Прохождение вдоль МКАД магистральных коммуникаций нефтепровода и газопровода в районе Кузьминского лесопарка.

Изменение плана трассы произведено в местах: Расположение трёх новых больших мостов через р. Москвуу с. Беседы (19 км) и с. Спас(68 км) и канала им. Москвы (76 км); Обхода Востряковского и Перловского кладбища; Прохождение вдоль МКАД магистральных нефтепровода и газопровода в районе Кузьминского лесопарка.

При реконструкции МКАД приняты следующие параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна таб. №

Таблица№1 Параметры поперечного профиля полотна МКАД (Союздорпроект т.,2 1996).

Число полос движения

от 4 х 2; до 5 х 2;

Ширина полосы движения

3,75

Ширина проезжей части

15 м х 2

Число переходно - скоростных полос

1 х 2 м

Ширина переходно-скоростной полосы

3,75 м

Ширина разделительной полосы между основным движением и переходно-скоростной полосой

0,75

Ширина обочин

3 м

Ширина укреплённой части обочины

1,25 м

Ширина разделительной полосы между разными направлениями движения

5 м

Наименьшая ширина укреплённой полосы на разделительной полосе

1 м

Ширина земляного полотна

50 м

Для сохранения ландшафтов национального парка «Лосиный остров» на 95 – 103 км МКАД запрещено размещение стоянок, объектов обслуживания, съездов. На этом участке МКАД имеет 4 полосы движения в каждую сторону (при перспективной интенсивности движения на 2015 г. – 75,6 тыс. авт/сут). На этом участке МКАД от Ярославскогодо Щёлковского шоссе 96- 103 км интенсивность движения, как существующая – 38 тыс. авт./сут, так и перспективная на 2015 год – 75,6 тыс. авт./сут выше средней интенсивности движения по всей МКАД, и составляет соответственно 35,3 тыс. авт./сути 70,2 тыс. авт./сут.

Крутизна склонов земляного полотна: выемок и насыпей высотой до 2 м – 1: 1:1,75; внешнего откоса выемок 1:2 насыпи высотой: от 3 до 6 м – 1: 1,5; от 6 до 12 м -1:1,75. Крутизна откосов насыпей на подтопляемых участках 1: 2. (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996 г.).

Продольный профиль МКАД при реконструкции в основном не изменился, за исключением подходовк новым большим мостам. Общий объём земляных работ составил 9307,7 тыс. м³. Для обеспечения устойчивости проектируемого земляного полотна укрепление откосов предусмотрено в основном растительным грунтом толщиной 0,15 м., с засевом семян многолетних трав площадью 1004,22 тыс. м². (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996 г.).

На подтопляемых участках откосы насыпей укреплены: железобетонными плитами размером 3х2, 5х0,16 м – 24,4 тыс. м²; бетонными плитами размером 1х1х0,16 м – 12,2 тыс. м³ на щебёночном основании толщиной 0,1 м; георешёткой с заполнением растительным грунтом – 158,9 тыс. м²; бетонными решетчатыми плитами с заполнением щебнем – 491,4 тыс. м². Общая протяжение быстротоков – 720 м.

Конструкции дорожных одежд разработаны в соответствии с транспортно-эксплутационными требованиями для дороги I технической категории (по заданию – главная магистральная дорога). Расчётная приведённая интенсивность движения на одну наиболее загруженную полосу, исходя из общей перспективной интенсивности и состава движения (в обоих направлениях), на расчётный 2015 год составит 6045 автомобилей в сутки. К строительству рекомендована полужёсткая дорожнаяодежда: верхний слой покрытия из асфальтобетона из горячей мелкозернистой щебёночной смеси типа «А» I марки (ГОСТ 9128-84) на дроблёном (или природном с добавлением дроблёного песка), гранитном щебне и модифицированном битуме, толщиной 0,08; нижний слой покрытия из высокопористого асфальтобетона из горячей крупнозернистой щебёночной смеси.

История

МКАД в районе Ясенева

Строительство дороги началось в конце г. около Ярославского шоссе . Первый участок был открыт для движения в г. Движение по всему кольцу открыто в г. Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами. На трассе было построено два моста через реку Москву :

  • Бесединский мост, 1960, инж. Р. М. Гальперин, арх. Г. И. Корнеев (в районе Капотни и села Беседы)
  • Спасский мост, 1962, инж. В. Д. Васильев, арх. К. П. Савельев (в районе Строгино и села Спас).

Всего на кольце было 7 мостов и 54 путепровода . Изначально кольцевая дорога имела 33 двухуровневые развязки с автодорогами, выходящими из Москвы , а в начале 1980-х гг. на пересечении с Симферопольским шоссе построили трёхуровневую. Первоначально дорога не имела асфальтового покрытия. Был использован заливной бетон. С августа 1960 года по начало полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы. В декабре была открыта первая станция Московского метрополитена за пределами МКАД - «Бульвар Дмитрия Донского» .

МКАД в районе Строгина

Нулевой километр МКАД

Реконструкция МКАД

Поводом к слухам о хищениях стало также то обстоятельство, что информационные щиты установлены на дороге не в том количестве, которое требуется.

Пересечение с Ярославским шоссе

Характеристики магистрали

Ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость - 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») по ходу часовой стрелки.

Несмотря на то, что МКАД является одной из самых современных и имеющих наибольшую пропускную способность дорог в регионе, с потоком автотранспорта она уже давно не справляется. Так называемые «пробки » - ежедневное явление на МКАД. Причинами пробок являются: недостаточная пропускная способность выездов со МКАД и отсутствие специальных парковочных мест для аварийных машин ; а в зимнее время к тому же - пробуксовывание фур на съездах/въездах с/на МКАД.

Общественный транспорт

В настоящее время по разным участкам МКАД проходят маршруты городского пассажирского транспорта Москвы (автобус). В списке перечислены маршруты, имеющие хотя бы одну официальную остановку. Если не указано иное, маршрут обслуживается ГУП Мосгортранс.

  • На участке МКАД от шоссе Энтузиастов до Кетчерской улицы проходит маршрут автобуса № ;
  • от Волгоградского проспекта до улицы Верхние Поля - № 655;
  • от улицы Верхние Поля до 16-го км МКАДа - № 54 и 655;
  • от 16-го км до Каширского шоссе - № 95 и 995;
  • от Каширского шоссе до Липецкой улицы - № 37, 37э, 471;
  • от Липецкой улицы до Куликовской улицы - № 37, 37э, 39 (Видное), 40 (Видное), 42 (Видное);
  • от Куликовской улицы до 37-го км МКАД (выезд из Ясенева) - № 37, 39 (Видное), 40 (Видное), 42 (Видное), 101, 165, 202, 262, 710;
  • от выезда из Ясенева до Профсоюзной улицы - № 37, 37э, 39 (Видное), 40 (Видное), 42 (Видное), 642;
  • от Профсоюзной улицы до Ленинского проспекта - № 642, 767, 781;
  • от Ленинского проспекта до Озёрной улицы - № 767, 781, 816;
  • от Озёрной улицы до Рябиновой улицы - № 779, 781, 816;
  • от Рябиновой улицы до Троекуровского проезда - № 816;
  • от Троекуровского проезда до Сколковского шоссе - № 612 (только по внутренней стороне МКАД), 816;
  • от Сколковского шоссе до Молодогвардейской улицы - № 816;
  • от Молодогвардейской улицы до 3-й Черепковской улицы - № 660 (только по внутренней стороне МКАД), 798, 816;
  • от 3-й Черепковской улицы до Рублёвского шоссе - № 798, 816;
  • от Рублёвского шоссе до Лыковского проезда (Хорошевского проспекта) - № 626, 798;
  • от Лыковского проезда до Мякининского проезда - № 626 (только по внешней стороне МКАД), 798;
  • от Мякининского проезда до улицы Маршала Катукова - № 631, 640, 736 (только по внешней стороне МКАД);
  • от улицы Маршала Катукова до Волоколамского шоссе - № 631, 640, 736;
  • от улицы Свободы до Ленинградского шоссе - № 173, 199, 472, 817;
  • от Ленинградского шоссе до Библиотечной улицы - № 5, 32, 472 (Все маршруты- Химки/Долгопрудный);
  • от Дмитровского шоссе до Ярославского шоссе - № 24-25 (Мытищи), 136;
  • от Щёлковского шоссе до шоссе Энтузиастов - № 133, .

Участки МКАД от Кетчерской улицы (4 км) до Волгоградского проспекта (10-11 км), от Волоколамского шоссе (67-68 км) до улицы Свободы (73-74 км), от Ленинградского шоссе (75 км) до Дмитровского шоссе (81-82 км), от Ярославского шоссе (94 км) до Щёлковского шоссе (104 км) - маршрутами городского пассажирского транспорта Москвы (автобус) не обслуживаются. Хотя во время реконструкции МКАД (в середине 1990-х годов) предполагалось организовать автобусное движение по всем участкам МКАД.

Примечания

Ссылки

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

МКАД - это крупная автомобильная магистраль, окаймляющая российскую столицу. Долгое время она была административной границей Москвы. Какова общая длина МКАДа? И когда была построена эта дорога? Об этом вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

МКАД - что это такое?

Трудно найти москвича, который не знал бы, что означает аббревиатура МКАД. Однако для гостей столицы и России это слово вполне может оказаться незнакомым. Так что же такое МКАД?

Расшифровывается это слово следующим образом: Московская кольцевая автомобильная дорога. Подобные кольцевые дороги характерны для многих крупных мегаполисов мира. Их основное предназначение - снизить транспортную нагрузку на центральную часть города.

Кольцевая дорога окаймляет по кругу всю Москву. Интересно, что довольно длительное время МКАД совпадал с административной границей города. Однако в 80-х годах прошлого века в состав столицы начали включать жилые массивы, которые находились за его пределами. И сегодня дорога остается границей города разве что символично.

Какова же общая длина МКАД - московской кольцевой? Об этом пойдет речь далее.

Длина московского МКАДа и другие характеристики магистрали

Дорога, которая полностью окружает один из крупнейших мегаполисов планеты, само собой разумеется, должна иметь колоссальную протяженность. Какова же длина МКАД - кольцевой дороги российской столицы? Попробуем ответить на этот вопрос.

Если верить источникам, то общая длина МКАДа - 109 километров. Если быть точнее, то эта цифра составляет 108,9 км. Правда, здесь в точном определении этого параметра есть один нюанс. Дело в том, что протяженность внешнего круга кольцевой дороги будет несколько большей, нежели длина её внутреннего круга. Таким образом, длина МКАДа будет неодинаковой на разных полосах магистрали.

В каждом из направлений МКАД насчитывает по 5 полос движения. Максимальная скорость, которую можно развивать на этой магистрали - 100 км/час. По состоянию на 2011 год МКАД способен пропускать до 9000 тысяч автомобилей в час. Однако для крупного мегаполиса этого недостаточно. Именно поэтому городские власти недавно запланировали масштабную реконструкцию МКАДа. В частности, будут построены дублёры автомагистрали, модернизированы все транспортные развязки, а также сооружены новые транспортно-пересадочные узлы.

Кольцевая дорога в среднем удалена от географического центра Москвы на 17,3 километра.

История строительства МКАДа

Процесс проектирования автомагистрали вокруг столицы СССР начался еще в конце 30-х годов. Однако планы по её строительству сорвала Великая Отечественная война. Поэтому работы начались лишь в 1956 году, а спустя шесть лет движение по кольцевой было официально запущено.

Во время строительства также было возведено два моста - Спасский в 1962 году и Бесединский в 1960. В начале 90-х годов была осуществлена масштабная модернизация кольцевой автомагистрали.

МКАД: он или она? Как правильно говорить?

Еще один интересный момент относительно МКАДа относится к области филологии. Многие не знают, как грамотно говорить: МКАД - это он или же она?

С точки зрения логического мышления, раз это дорога (она), то и аббревиатура должна иметь женский род. Однако в обществе и даже в прессе МКАД очень часто употребляется в мужском роде. Как же все-таки нужно говорить правильно?

В официальной речи все же необходимо употреблять женский род аббревиатуры. Например: "МКАД в следующем году будет реконструирована". В то же время в неофициальной речи вполне допустимо употреблять это слово в мужском роде.

МКАД и общественный транспорт

В 90-х годах, во время крупной реконструкции МКАДа, планировалось, что вся кольцевая дорога будет охвачена автобусным сообщением. Однако так не случилось. На сегодняшний день около 50-ти автобусных маршрутов проходят по разным участкам МКАДа. В то же время отдельные сегменты кольцевой общественным транспортом города не обслуживаются вовсе.

Заключение

Московская кольцевая автомобильная дорога - одна из самых крупных и самых современных магистралей в России. Длина МКАДа составляет почти 109 километров, а в ширину он занимает десять дорожных полос. Несмотря на это, дорога не полностью справляется с транспортной нагрузкой в столице. И дорожные пробки уже давно стали привычным и ежедневным явлением для МКАДа.

В начале 1990-х пришлось признать, что ресурсы дорожного кольца вокруг Москвы исчерпаны. Водители, которым в те годы приходилось пользоваться МКАД, прекрасно помнят, какое прозвище получила эта транспортная артерия — «Дорога смерти». Кольцо длиной 109 километров было построено еще в 1962 году и тогда совпадало с административными границами города. Проектировать его начали еще в конце 30-х годов, однако реализации планов помешала Вторая мировая война. Строительство МКАД началось в 1956 году, через 4 года открылось движение по первому участку от Ярославского до Симферопольского шоссе, но «закольцевали» дорогу только в 1962 году.

МКАД в 60-е/фото oldmos.ru

Событие это было масштабное, но современных водителей тот МКАД вряд ли поразил бы. Всего две полосы в каждую сторону. Не было ни освещения, ни разделительных ограждений, ни асфальта — вместо него был заливной бетон. Зато были наземные пешеходные переходы. По некоторым данным, изначально хотели построить сразу 4 полосы в каждую сторону, однако Никита Хрущев счел, что такого количества машин в Москве не будет, и проект «урезал».

В 1990-х МКАД прозвали «Дорогой смерти»

К 90-м годам ежегодное количество смертей на этой дороге возросло до двухсот, около тысячи получали различные травмы. Если посмотреть на фотографии МКАД тех времен, становится понятно, почему основными ДТП были лобовые столкновения. С другой стороны, на дороге начали образовываться большие пробки, а средняя скорость не превышала 40 километров в час.


Север МКАД в 1972 году

С историей МКАД теперь неразрывно связано имя градоначальника Юрия Лужкова. Именно при нем началась масштабная реконструкция кольцевой дороги. Политологи и историки сейчас говорят, что это был очень умный ход — Лужкову удалось сразу завоевать симпатию москвичей. На то, чтобы заменить «Дорогу смерти», ушло три с половиной года: с 1995-го по 1998.



МКАД в 1994 году. Фото ТАСС

Стройка была не только масштабной, дорогостоящей, но и яркой. Коррупционные скандалы буквально сотрясали столицу. Самый расхожий слух — что мэр Лужков присвоил себе деньги, заузив МКАД на 10 сантиметров с каждой стороны. Однако последующие замеры показали, что это не соответствует действительности. На МКАД действительно есть места, где дорога чуть уже, но в других — она шире заявленных размеров. Хищения во время реконструкции МКАД были, но именно в этом случае обвинения оказались несостоятельными. Что же касается масштабности, то здесь все эксперты сходятся во мнении, что объем работ был колоссальным. В ряде источников указывается, что операция по расширению Московской кольцевой дороги практически не имеет аналогов в мировой практике. Ширину полотна дороги довели до 50 метров. Полос для движения в одном направлении сделали 5. Для этого необходимо было очистить от всех строений прилегающую территорию, построить новые мосты и путепроводы, переложить все существующие подземные коммуникации и инженерные сооружения, при этом дорога продолжала действовать во время реконструкции.



Реконструкция МКАД в 90-е/фото oldmos.ru

Водители, разумеется, были очень рады новой дороге. Некоторые даже слишком. На МКАД действовало ограничение скорости — 100 километров в час. «Горячие головы» считали, что можно ехать и намного быстрее. Как писал в 1998 году журнал «За рулем», через некоторое время после открытия реконструированной дороги сотрудники ГИБДД зафиксировали рекордное превышение скорости одним из автомобилистов — 256 километров в час.

Рекордное превышение скорости, зафиксированное на МКАД, — 256 км в час

Время не стоит на месте, в 2011 году началась новая реконструкция МКАД. Давно стало понятно, что старые двухуровневые развязки, сделанные в виде «бабочки» или, как некоторые говорят «клеверные», становятся причиной больших пробок. На сегодняшний день часть развязок уже изменены, но этого недостаточно. В начале этого года в московском правительстве вновь заговорили о новой комплексной реконструкции МКАД. В плане работ обозначено строительство дублеров на некоторых развязках, разгонных полос, приведение в порядок съездов и выездов с МКАД, а также развитие прилегающей территории.