На каком озере петр построил потешную флотилию. История создания русского флота петром i

Краткая историческая справка

События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672-1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700-1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.

На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу ("Осударева дорога"). Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах.

В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки - Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь. Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота "Штандарт", который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.

Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.

Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.

В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые ("марциальные") воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были - три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720-1721 г.г.

Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте - в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в "Марциальные воды" Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена "новоманерная" Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707-1711 г.г., сгорела в 1924 г.). Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.

В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский завод.

Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В 1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем - Олонецкой губернии).

30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас - площадь Ленина).

В настоящее время с именем Петра I связаны:

  • музей истории первого российского курорта "Марциальные воды" с церковью апостола Петра с иконостасом XVIII в. - филиал Карельского государственного краеведческого музея (далее - КГКМ), объект отечественного и зарубежного туризма. В фондах музея хранятся два стула, стол, канделябры, приписываемые работе Петра I (сделаны во время его лечения на курорте).
  • выставка "Небывалое бывает" с восковой "персоной" царя. Создана усилиями музея-заповедника "Кижи" и Беломорско-Онежского пароходства при поддержке КГКМ (ряд экспонатов) в 1997 г. Располагается в здании речного вокзала.
  • на трассе "Осударевой дороги" в течение ряда лет ведет поисковую работу экспедиция под руководством М.Ю.Данкова.
  • на месте Петровской слободы два сезона ведутся археологические работы студентов ПетрГУ под руководством А.М.Спиридонова (на территории городского парка). Находки передаются в КГКМ.
  • в фондах Карельского музея изобразительных искусств имеется небольшая коллекция гравюр петровского времени, живопись и графика по теме, в том числе портретные изображения Петра I.

Основная литература:

  1. Беспятых Ю.Н., Коваленко Г.М. Карелия при Петре I - Петрозаводск, 1988.
  2. Мулло И.М. Памятники истории и культуры Карелии. - Петрозаводск, 1984.
  3. Мулло И.М. Петровская слобода. - Петрозаводск, 1981.

Справку составил Д.Н.Кузнецов. Карельский государственный краеведческий музей

Введение

Моя курсовая работа посвящена теме «Потешная флотилия Петра Первого». В ней рассматривается история «потешной флотилии» Петра Великого на Плещеевом озере, история создания музея-усадьбы Ботик, рассказывается об экспозициях, выставках и программах музея, а также предлагаются новые проекты, связанные с темой «Потешная флотилия Петра», и которые пока не осуществлены.

Я выбрала данную тему, потому что Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России и является крупным туристским центром. И как будущего работника туриндустрии, и как человека, родившегося в этом городе, мне стало интересно развитие туризма в данном регионе.

В Переславле очень много достопримечательностей: 5 монастырей, Озеро Плещеево, музей-ботик «Ботик Петра I», Переславский музей-заповедник, «Музей утюга», «Музей чайника», «Дом берендея», дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, многочисленные церкви, самая известная из которых Спасо-Преображенский собор XII века. Здесь родились Александр Невский, великий русский полководец, М.И.Кошкин, конструктор Т-34, жил и работал Михаил Пришвин, и многие другие. Все это богатство можно и нужно показывать туристам.

Поэтому развитие туризма в этом регионе очень важно.

Также меня заинтересовал именно тот факт, что Переславль является колыбелью российского морского флота.

«Потешной флотилии» посвящены многие научные работы и труды. Известный краевед, Михаил Смирнов написал целую книгу о Переславле-Залесском, и одну из глав он назвал «Начальная база Русского флота». О музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно найти информацию в путеводителе «Переславль-Залесский», который был составлен Пуришевым, а также на сайте самого музея, который называется «Филиал Переславского музея-заповедника «Ботик Петра I». О потешной флотилии можно узнать в путеводителе «По Переславлю-Залесскому и его окрестностям», составленным К. Ивановым.

Целью данной работы является изучение темы «Потешная флотилия Петра I» в туриндустрии Переславля-Залесского и разработка идей новых проектов, связанных с этой темой. Для этого необходимо тщательно изучить историю строительства потешной флотилии, историю музея-усадьбы «Потешная флотилия Петра I», экскурсии, выставки, праздники, связанный с данной темой, и после этого приступить к разработке новых предложений.

глава. История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере

Начало строительства кораблей на Плещеевом озере

«...Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта - преданность той идеи, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни». Костамаров, Н.Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/ Н.Н. Костамаров. М.,2010.С32.

Переславль-Залесский - древний русский город, один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро" (см. приложение А).

Озеро Плещеево считается вторым по величине озером Ярославского Поволжья после ростовского озера Неро. Площадь его поверхности достигает 50 квадратных километров, длина - 9,5 километров, ширина - 4,5 километра, наибольшая глубина - 25 метров. Озеро необыкновенно живописно благодаря своим холмистым берегам. В нем водится знаменитая "царская селедка" - ряпушка, местный подвид лососевых рыб, обитающий только в его водах. В Московской Руси XIV-XVII веков ряпушка была ритуальной рыбой. Копченой "переславской селедкой" завершался коронационный пир наследника московского великокняжеского, а затем и царского престола. Ныне герб города украшают две ряпушки, плывущие навстречу друг другу.

Сам город Переславль-Залесский стоит на восточном берегу Плещеева озера. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, одним из младших сыновей Владимира Мономаха и вначале назывался Переяславлем Новым. Впоследствии буква "я" выпала из названия, и с XV века город стал называться Переславлем. В XIII веке Переславль был столицей удельного княжества Владимиро-Суздальской земли. Около 1220 года здесь родился выдающийся политический деятель и полководец князь Александр Ярославович Невский. История города связана с именами великих князей и царей - Ивана III и его сына Василия III, Ивана Грозного и Бориса Годунова. В конце XVII века на берегах Плещеева озера под руководством юного царя Петра велось строительство, так называемой, "потешной флотилии", положившей начало российскому военному флоту. Ныне, единственный дошедший до нашего времени, корабль "потешной флотилии" - бот "Фортуна", который хранится в музее-усадьбе "Ботик Петра I", расположенной в 2 километрах от города, возле старинного села Веськово.

В центральной части Переславля-Залесского высятся белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152-1157) и земляные валы - остатки древней городской крепости. В центральной России нет более древних сооружений. На земляных валах в XII-XVII вв. находились деревянные крепостные стены и башни - современники основания города. Это - самая большая крепость, из построенных Юрием Долгоруким в середине XII столетия. Протяженность валов составляет 2,5 километра, высота колеблется от 10 до 16 метров, а ширина достигает 6 метров. Валы окружают территорию старого города площадью 28 гектаров.

В городе и его ближайших окрестностях сохранились пять старинных монастырских ансамблей. Самый древний из монастырей - Никитский, был основан в XII веке, Горецкий, Никольский и Федоровский датируются XIV веком, Троицкий Данилов XVI веком. В этих монастырях сохранились памятники архитектуры XVI-XIX веков. Наибольшей известностью пользуются архитектурный ансамбль Никитского монастыря, созданный в середине XVI века по повелению Ивана Грозного, и Троицкий собор Данилова монастыря, расписанный в XVII веке артелью выдающегося костромского мастера фрески Гурия Никитина. Здания Горецкого монастыря занимают экспозиции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в четырех других монастырских комплексах расположены обители Русской Православной Церкви: в Никольском и Федоровском - женские, в Никитском и Даниловом - мужские.

В Переславле в последние годы построены и новые храмы - Никольский собор Свято-Никольского монастыря и Георгиевская часовня.

Современный Переславль-Залесский - город промышленности, науки и туризма, центр Переславского района, занимающего южную часть Ярославской области. Население города - более 45 тысяч человек.

В 1984 году в городе был создан Институт программных систем Российской академии наук , известный своими работами в области параллельного программирования, искусственного интеллекта, информационных систем для медицины, системного анализа, а также разработкой экономически-эффективных технологий для региональных телекоммуникационных систем. Результатом этих разработок было создание системы телекоммуникаций города Переславля-Залесского - СТ "Ботик". Сегодня система является основным средством доступа к городским компьютерным ресурсам и к сети Интернет для большинства предприятий и учреждений города Переславля-Залесского и для сотен горожан. Институт программных систем - инициатор создания на его базе уникального в России научно-образовательного центра, включающего: Университет города Переславля им. А.К. Айламазяна , который является первым в России университетом малого города; Международный детский компьютерный центр им. А.К. Айламазяна и детский сад "Почемучка" .

Наиболее значительным учреждением культуры Переславля является Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник . Большой популярностью у гостей города пользуются частные музеи - "Музей утюга", "Музей чайников", "Музей масок" . Гостям города будет интересен и дендрологический сад имени С.Ф. Харитонова, в коллекции которого много экзотических для средней полосы России растений.

Переславль - город с большими художественными традициями. Произведения местных мастеров деревянной резьбы, иконописи, живописи прошлых столетий можно увидеть в залах музея. Здесь же можно познакомиться и с мемориальной экспозицией одного из самых знаменитых переславцев - академика живописи Д.Н. Кардовского, прославившегося своими иллюстрациями к произведениям русской и зарубежной литературной классики. Сейчас в городе живет и работает много современных художников. Написанные ими пейзажи Переславля и окрестностей, натюрморты и декоративные композиции, а также изделия местных народных промыслов можно увидеть и приобрести в частных художественных салонах, галереях, расположенных в старом городе. Город Переславль-Залесский: краткая справка // Botik URL:http://www.botik.ru/2/local-resources/pz-spravka.html

Переславль - один из городов, которые считают себя "родиной российского флота". В принципе, удивляться тут особенно нечему - у такого большого флота должно быть несколько "настоящих" родин: Архангельск, Воронеж, Переславль. В 1688 году молодой и энергичный царь Петр учинил в городе строительство потешных кораблей. Для царских развлечений со всей страны собрали мастеровых людей, которых можно было приспособить к кораблестроению.

Достоверной истории о появлении же первого ботика в России источники не сохранили. Предположительно первый ботик изготовлен в Англии и доставлен в Россию около 40-х годов XVII столетия. Длительное время находился в запущенном состоянии в царских амбарах подмосковного села Измайлово. Здесь и был впервые увиден царем Петром Алексеевичем (Петром I) в амбаре своего двоюродного деда боярина Н.И. Романова. По приказу царя голландский мастер К. Брандт в мае 1688г. отремонтировал ботик; он был спущен в московскую реку Яузу, а затем переведен в Просяной пруд. На ботике Петр I приступил к изучению морского дела, учился ходить под парусом. Именно с этих юношеских прогулок началось серьезное увлечение Петра морским делом, флотскими науками и кораблестроением. Ботик, по его замечанию, стал своеобразным "плодоносным семенем" для Российского флота (см. приложение Б).

Ботик представлял собой дубовое парусно-гребное судно с плавными обводами носовой оконечности, транец был украшен декоративной резьбой, днище обшито медными листами. Водоизмещение 1.28 тонны, длина 6.1 метра, ширина 1.97 метра, высота борта 0.8 метра, осадка 0.3 метра, высота мачты 6.61 метра. Вооружение составляли 4 легкие пушки.

С 1701 г. ботик, получивший наименование "Дедушка Российского флота", хранился в Московском Кремле в специально отведенном месте под навесом. В связи с празднованиями победы над Швецией в Северной войне (1700-1721), бот перевезен в 1723 г. в Санкт-Петербург. Во время начала праздника в Москве (январь 1722) мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных кораблей, что символизировало приветствие флотом своего первенца. При прибытии в столицу в мае 1723 г. ботик торжественно встречали у Александро-Невского монастыря, а затем у Петропавловской крепости на Неве салютом в 31 артиллерийский залп. В Петербурге ботик расположили на специальном четырехугольном пьедестале, расписанном живописцем И. Зарудным. По двум граням была сделана надпись: "Детская утеха принесла мужеский триумф". В августе 1723 г. ботик торжественно встречал Балтийский флот; 20 линейных кораблей салютовали ему на рейде Кронштадта. Управляли ботиком в тот триумфальный день составившие его команду Петр I, ближайшие сподвижники царя А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, К.Г. Отто, Н.А. Сенявин, Ф.М. Апраксин, Т. Гордон и Т. Сандерс. 30 августа ботик был окончательно поставлен на пьедестал в Государевом больверке Петропавловской крепости, однако не стал "недвижимой" реликвией. По специальному указу Петра I от 2 сентября 1724 г. предписывалось в каждую очередную годовщину Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией "ботик в 30-м числе августа для торжествования выводить повсегодно на воду". На специально подготовленном судне, буксируемом галерой, ботик провозили вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость. Так случалось в августе 1724 г. при переносе останков Александра Невского в монастырь-лавру, в 1744 и 1745 гг. при церемониальном шествии в честь "Дедушки Российского флота". В 1761 г. на территории крепости близ Петропавловского собора по проекту архитектора А.Ф. Виста построен павильон для ботика - "Ботный домик". В XIX столетии ботик не раз покидал свою памятную стоянку: во время празднования 100-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 г. он был установлен на шкафуте линейного корабля "Гавриил", стоявшего на Неве у Сената; в 1836 г. ботик провезли по реке на шканцах парохода "Геркулес" под салютование кораблей Балтийского флота. В 1872 г. отреставрированный ботик возили на Всероссийскую политехническую выставку в Москву. С 1928 г. он хранился в Новом Петергофе, а в 1940 г. передан Центральному военно-морскому музею. Ботик Петра I (Дедушка Российского флота)// Национальная историческая энциклопедия URL: http://www.allross.ru/yar/pereslavl/his.htm

Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.

Сохранился народный рассказ крестьянки села Веськово Устиньи Ароновой, видевшей Петра в его приезд в Переславль летом 1688 года.

"Тот, кто ехал впереди, остановился недалеко от меня и стал пристально смотреть на озеро, - рассказывает она. - Долго он смотрел, и я досыта насмотрелась на него. Он был велик ростом и статен в одежде, похожей на охотничью. Из-под шляпы с навесом видны были кудри русых волос. Лицо у него было несколько смугловатое, глаза карие, большие, ус только пробивался. На бедре его висел меч, за поясом торчал охотничий нож, при нем был небольшой огнестрел".. Иванов К, Пуришев И. Переславль-Залесский/ К. Иванов, И. Пуришев. Я., 1986. С.133.

« Ко времени приезда Петра, - свидетельствует М. Поссельт, - английский бот был привезен сухим путем в Переславль, и царь в первый же свой приезд наслаждался эволюциями этого судна на озере под парусом. Затем водный простор навел на него мысль не ограничиваться одним судном, а приступить к приведению в исполнение более обширных планов. Он тотчас же решился завести еще несколько других судов и начать с ними совершенно другие опыты». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.193.

Местная легенда уверяет, что он поселился в настоятельских комнатах Никитского монастыря, где самая большая комната второго этажа, выходящая на озеро и город, до сих пор носит имя Петровской. Никитский монастырь стоит на берегу озера. Нет ничего невероятного в том, что Петр остановился там, тем более что построенная еще во времена Грозного трапезная палата с настоятельскими комнатами была лучшим зданием Переславля. Петр приехал не один, привез сюда иноземцев, корабельных мастеров, которые жили тут, не меняя образа жизни, принятого в немецкой слободе, смущая монахов.

Но проживание в Никитском монастыре, стоящем на горе довольно далеко от озера, устраивало Петра, пока он увлекался только катанием по озеру, к постройке судов не приступал и по-настоящему не огляделся в Переславле. Ему не столько важны были удобства, сколько близость к озеру, и к устью Трубежа, где причален московский бот и где вскоре началось строительство судов. Петр переехал в здание Горицкого монастыря, а его иностранные мастеря-корабельщики жили на так называемом «птичье дворе» Горицкого монастыря за оградой. Впоследствии поселились в специально построенных домах на горе близ села Веськово, на правом берегу реки Веськовки, отчего она стала назваться с тех пор Мемеки (Немеки), так как иностранцы, очевидно, плохо или совсем не говорили по-русски. Из них главным Карштен Брант, кроме него Корт, позднее Класс или Никлассон.

Подготовка к постройке кораблей началась в июле 1688 года под руководством Карштена Бранта. Но главные работы по сооружению больших судов, делавшихся по типу морских, происходили зимой 1688-1689 годах ускоренными темпами, и ко времени вскрытия озера были готовы яхты и другие корабли, кроме большого корабля. Об этом мы узнаем из следующего письма самого Петра.

« Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке,- писал он из Переславля 20 апреля 1689 года,- государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающей Петрушка, благословением прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами встанет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжается. По сем паки благословения прошу». Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.13.

Это письмо, как и ряд других писем, посланных Петром с берегов Плещеева озера, единственные документы, освещающие этот момент в истории «потешной флотилии».

В первом же письме имеется указание на то, что Петр не просто увлекался катанием по озеру или терпеливо ждал, когда иностранные сработают ему суда, но и сам «пребывал в работе», первый раз в жизни взялся за топор и начал проходить науку кораблестроения, законченную им в Голландии и Англии. Корабельным потником он стал в Переславле.

На переславской верфи впервые познакомились с кораблестроением, ставшие впоследствии знаменитыми мастерами-корабелами, Гаврила Меншиков и Лукьян Верещагин; местные парусные мастера, или вейль-макеры, Иван Кочет и Фадей Попов; блоковый мастер Тихон Лукин и мачтовый мастер Степан Васильев.

В создании кораблей флотилии принимал участие и дворянский сын, зачисленный в 1691 году сержантом в бомбардирскую роту Преображенского полка,-- Василий Корчмин, в будущем выдающийся артиллерист. Спустя годы, уже на Балтийском флоте, он разработал проекты артиллерийского вооружения многих кораблей и даже предлагал оснащать корабли ракетными установками для стрельбы зажигательными ракетами, ближайший друг Петра А.Д. Меншиков также принимал участие в строительстве “потешной флотилии”. Петр и его юные помощники, называвшие себя на голландский манер “шкипманами”, с увлечением работали над созданием кораблей. Вместо отдыха они часто засиживались над чертежами проектов будущих судов. Спуск новых крупных (по масштабам потешной флотилии”) кораблей нередко проходил в торжественной обстановке, порой даже сопровождался крестным ходом под оружейный салют пушек. А торжественная процессия по распоряжению Петра начиналась из переславского собора. Исправников, А., Зайцев, A. У истоков петровского флота// Бот Фортуна URL: http://hobbyport.ru/ships/fortuna.htm

Несмотря на угрозы, «что житье продолжится» в Переславле по случаю задержки канатов, царица прислала повеление возвратиться в Москву: 27 апреля была годовщина смерти царя Федора Алексеевича, и на панихиду по этикету в Архангельский собор следовало собраться всем чинам царского семейства. На это Петр писал ей: «Недостойный твой сынишка Петрушка, о здравии твоем присно слышите желаю. А что изволила ко мне приказывать, чтобы мне быть в Москве, и я готов; только, гей, гей, дело есть. И то присланный сам видел. Известит яснее: а мы молитвами твоими во всякой целости пребываем. О бытии моем пространнее я ко Льву Кирилловичу писал и он тебе, государыне, донесет. Посем и наипокорственне предаются в волю вашу».

Кроме матери, требовавшей сына через посланца, Петру в Переславль писала его жена Евдокия Федоровна, рожденная Лопухина. Письмо это весьма характерно для суждений о ней и быте того времени. «Государю моему, радости, царю Петру Алексеевичу,- писала она.- Здравствуй, свет мой, на множество лет. Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам не замешкав. А я милости матушкиной жива. Женишка твоя Дунка челом бьет». Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.14.

Пришлось прервать работу отправиться в Москву, где ему не сиделось. Неудачная женитьба не только не привязала его к дому, но, наоборот, побуждала стремиться прочь. Отбыв необходимую церемонию, Петр вскоре возвратился в Переславль и писал матери: «недостойный Петрушка, благословления прося, челом бью и заприсылку с дохтуром и с Гаврилою (Головиным), яко ной иногда о масличной суке, радуюсь и паки челом бью. А у нас все молитвами твоими здорово, и суды удались все зело хороши. По сей дай, господь, здравия душе и телу, яко же аз желаю». Очевидно, речь идет о полученных им канатах, за присылку которых он благодарит мать. В приписке к этому письму он сообщает: «А мастер корабельный Корт июне во 2 день умре, до нашего приезда за двадцать за два часа». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.195.

Петр так увлекся своими судами, которые частью уже были спущены на озеро и бороздили его волны, что, исполняя требование царицы-матери извещать ее как можно чаще, едва находил для этого время. Писал кратко, на клочках, спешкой. Мысль его постоянно витала около сооружаемых им судов. « Гей! О здравии слышать желаю и благословения прошу, а у нас все здорово, и о судах паки подтверждаю, что зело хороши все и о том Тихон Никитич сам известит». Письмо подписано: «недостойный Петр». Двукратное утверждение его о судах, что весьма хороши, говорит больше о его увлеченности, чем о качестве их, хотя наружный вид действительно был хорошо: над отделкой судов трудилась придворные живописцы. Художник Комтоусов Герасим с товарищами, производящие окраску и роскошь судов, напомнили царю об этом несколько лет спустя, так как за это им « жалование не дано было». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.196.

Роковая борьба с Софьей, достигшая к этому времени высшей точки своего развития, заставила Петра надолго оторваться от переславской потехи, а затем, видимо, забыть ее и прекратить судостроение на Переславском озере, где к этому времени были спущены на воду выстроенные Карштеном Брантом два небольших фрегата и три яхты. Уехав отсюда в июне 1689 года, Петр больше двух лет не был здесь, но не прекращал прогулок по воде близи Москвы, ка это видно из дневника Гордона.

« 27 апреля 1690 года,- пишет он,- царь Петр Алексеевич отправился на яхте в село Коломенское. Генералы и другие офицеры следовали за ним на меленьких судах. Большие суда, на которых находились стрельцы, шли впереди. Выйдя в полдень, они пришли к назначенному месту с закатом солнца (пройдя пространство в 20 верст)» Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.14.

"И опять мне снится одно и то же:
За моим окном мерно дышит море,
И дрожит весь дом от его ударов,
И стена воды переходит в небо,
И корабль уже здесь, и звучит команда."
(А.Макаревич)

Одним из самых посещаемых мест в Переславле-Залесском является музей-усадьба «Ботик», место строительства "потешной" флотилии Петра I. От города её отделяют 2 км. шоссе. Усадьба стоит на вершине холма «Гремяч». Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии.

В конце 17-го века юный государь Пётр облюбовал Плещеево озеро для строительства свой корабельной "потехи", учебной модели будущего русского флота. Россия тогда имела выход только в Белое море. Строительство кораблей началось в 1688-ом году. Тогда верфь располагалась в самом городе на берегу реки Трубеж.

Царь, за неимением в Переславле подходящего дома, жил то в настоятельских покоях Горицкого, то Никитского монастыря. После стрелецкого бунта зимой 1691-го года Пётр с помощниками и корабелами перебрался на более удобное место, чтобы спускать корабли со стапелей прямо на озёрную гладь.

На горе Гремяч были выстроены "потешный дворец", "деловой двор", кузницы и поварни, походная церковь. Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. На "деловом дворе" изготавливались малые суда, а большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, где стояли уже готовые корабли.

К весне 1692-го года было построено около ста больших и малых судов, в том числе 30-ти пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». 13-го августа в Переславле состоялись первые в истории России совместные маневры армии и флота.

Конечно, Петру вскоре стало тесно на Плещеевом озере. В мае 1693-го года он последний раз плавал здесь, и затем уехал в Архангельск строить настоящий боевой флот, а его корабли-первенцы остались в Переславле. Но государь всегда помнил о своих трудах юности, и уже потом, спустя много лет, в блеске своей славы он снова приехал сюда.

Вернулся в Переславль Пётр в 1722-ом году, когда ему уже исполнилось 52 года, за три года до смерти. И обнаружил, что флотилия находится в плачевном состоянии. Тогда царь в гневе пишет «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанности беречь остатки судов. Ниже мы видим полный текст Указа.

Несколько десятилетий царское распоряжение соблюдалось, но в 1783-ем году случился сильный пожар, уничтоживший большую часть города и петровские корабли. Чудом сохранились те остатки флотилии, которые на стали перевозить в Переславль. Там был и бот «Фортуна», по преданию выстроенный руками самого Петра.

Всё, что осталось от царского дворца и судов, было собрано в большом сарае, построенном веськовскими крестьянами. Эти исторические реликвии послужили основой музея, открытого в 1803-ем году.

Для музея на средства, собранные переславским дворянством, было построено новое здание с четырёхколонным портиком и шпилем. Оно стоит на том самом месте, где когда-то находился петровский дворец.

Это здание называется «Ботный дом». Все предметы, представленные в этом музее, уникальны. Они относятся к далекой эпохе юного Петра I.

Перед входом в музей установлены подлинные кованные якоря конца 17-го века, оставшиеся от больших кораблей флотилии.

В середине 19-го века на территории усадьбы архитектором П.С.Кампиони был воздвигнут обелиск Петру Великому и российскому флоту.

Недалеко был установлен павильон для танцев «Ротонда». Сейчас здесь посетители музея знакомятся с роскошными интерьерами ХVIII века.

Возле павильона работает прокат средневековых костюмов. Любопытно наблюдать, как старательно женщины наряжаются в платья эпохи Петра и позируют профессиональному фотографу.

А мы воспользовались находящейся рядом бесплатной услугой - засунуть рожу в дырку на голове капитана ботика и сфотографировать это самостоятельно.

Также в середине 19-го века в усадьбе построили «Белый дворец» для приёма почётных гостей, среди которых были члены императорской семьи. Сейчас здесь тоже музей.

А в павильоне «Сторожка» никакого музея нет, а просто продаются сувениры.

Центральным экспонатом музея-усадьбы является бот «Фортуна». Это деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Ботик небольшой, рассчитанный на пять пар вёсел.

Этому ботику граф Д.И.Хвостов посвятил вот такие строки:
"А ты, преславнаго отец Российска флота,
Ко плаванью тобой родилася охота,
И первый в сих водах Петром твой взвеян флаг,
Дивятся коему Евксин, Архипелаг."

С вершины горы Гремяч открываются великолепные виды на Плещеево озеро, приозёрную часть Переславля, монастыри, прибрежные сёла и на гостиницу, в которой мы остановились.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Дата основания: 1803 год
Основные достопримечательности: памятник императору Петру I, обелиск императору Петру I, Ботный дом, ротонда, Белый дворец, Бот "Фортуна"
Координаты: 56°43"25.7"N 38°46"23.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России » и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому . Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

История создания музея

Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.

По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.

Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.

Выставочно-презентационный зал "Ротонда"

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

График работы

Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.

Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Сын царя, крестник царя, брат царя - Петр и сам был провозглашен главой страны, причем на тот момент мальчику едва исполнилось 10 лет. Изначально у него был формальный соправитель Иван V, но с 17 лет уже правил самостоятельно, а в 1721 году Петр I стал императором.

Царь Петр Первый | Haiku Deck

Для России годы правления Петра I явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику, основав целую сеть металлургических и стекольных заводов, а также понизив до минимума импорт заграничных товаров. Кроме того, Петр Великий первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи. Но так как все реформы Петра Первого достигались за счет насилия над населением и искоренения всякого инакомыслия, личность Петра 1 у историков до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки.

Детство и юность Петра I

Биография Петра I изначально подразумевала его будущее царствование, так как он родился в семье царя Алексея Михайловича Романова и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Примечательно, что Петр Первый оказался 14-м ребенком у своего отца, но первенцем для матери. Также стоит заметить, что имя Петр было совершенно нетрадиционным для обеих династий его предков, поэтому историки до сих пор не могут выяснить, откуда же он получил это имя.


Детство Петра Первого | Academic Dictionaries and Encyclopedias

Мальчику было всего четыре года, когда скончался царь-отец. На престол взошел его старший брат и крестный Федор III Алексеевич, который взял опекунство над братом и приказал дать тому максимально хорошее образование. Впрочем, с этим у Петра Первого оказались большие проблемы. Он всегда был очень любознательным, но как раз в тот момент Православная церковь затеяла войну против иноземного влияния, а все преподаватели-латинисты были от двора отстранены. Поэтому царевича обучали русские дьяки, которые и сами не имели глубоких знаний, а русскоязычных книг должного уровня еще не существовало. В итоге Петр Первый имел скудный словарный запас и до конца жизни писал с ошибками.


Детство Петра Первого | View Map

Царь Федор III правил всего шесть лет и скончался из-за слабого здоровья в молодом возрасте. По традиции престол должен был занять еще один отпрыск царя Алексея, Иван, но он был очень болезненным, поэтому семья Нарышкиных организовала фактически дворцовый переворот и объявила наследником Петра I. Им это было выгодно, так как мальчик являлся потомком их рода, но Нарышкины не учли, что семья Милославских поднимет восстание из-за ущемления интересов царевича Ивана. Состоялся знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, итогом которого стало признание одновременно двух царей – Ивана и Петра. В Оружейной палате Кремля до сих пор сохранился двухместный трон для братьев-царей.


Детство и юность Петра Первого | Русский музей

Любимой игрой юного Петра I стали занятия со своим войском. Причем солдатики у царевича были вовсе не игрушечными. Его сверстники одевались в униформу и маршировали по улицам города, а сам Петр Первый «служил» в своем полку барабанщиком. Позднее он даже завел собственную артиллерию, тоже настоящую. Потешное войско Петра I называлось Преображенским полком, к которому позднее добавился Семеновский полк, а, кроме них, царь организовал потешный флот.

Царь Петр I

Когда юный царь был еще несовершеннолетним, за его спиной стояла старшая сестра, царевна Софья, а позднее мать Наталья Кирилловна и ее родственники Нарышкины. В 1689 году брат-соправитель Иван V окончательно отдал Петру всю власть, хотя номинально оставался со-царем, пока скоропостижно не умер в возрасте 30 лет. После смерти матери царь Петр Великий освободился от тяготившего опекунства князей Нарышкиных и именно с той поры можно говорить о Петре Первом как о самостоятельном правителе.


Царь Петр Первый | Культурология

Он продолжил военные действия в Крыму против Османской империи, провел серию Азовских походов, результатом которых оказалось взятие крепости Азов. Для усиления южных границ царь построил порт Таганрог, но полноценного флота Россия все еще не имела, поэтому окончательной победы не достигла. Начинается масштабное строительство судов и обучение молодых дворян за границей корабельному делу. И сам царь учился искусству постройки флота, даже поработав плотником на строительстве корабля «Пётр и Павел».


Император Петр Первый | Книгоголик

Пока Петр Великий готовился реформировать страну и лично изучал технический и экономический прогресс ведущих европейских государств, против него был задуман заговор, причем во главе стояла первая жена царя. Подавив стрелецкий бунт, Петр Первый решил переориентировать военные действия. Он заключает мирное соглашение с Османской империей и начинает войну со Швецией. Его войска захватили крепости Нотебург и Ниеншанц в устье Невы, где царь решил основать город Санкт-Петербург, а на близлежащем острове Кронштадт поместил базу русского флота.

Войны Петра Великого

Вышеперечисленные завоевания позволили открыть выход к Балтийскому морю, получивший позднее символическое название «Окно в Европу». Позднее к России присоединились территории Восточной Прибалтики, а в 1709 году в ходе легендарной Полтавской битвы шведы были разгромлены полностью. Причем важно заметить: Петр Первый в отличие от многих царей не отсиживался в крепостях, а лично руководил войсками на поле боя. В Полтавской битве Петру I даже прострелили шляпу, то есть он действительно рисковал собственной жизнью.


Петр Первый при Полтавской битве | X-digest

После поражения шведов под Полтавой король Карл XII укрылся под покровительством турок в городе Бендеры, который тогда входил в состав Османской империи, а сегодня расположен в Молдавии. При помощи крымских татар и запорожского казачества он стал нагнетать обстановку на южной границе России. Добиваясь высылки Карла, Петр Первый, наоборот, вынудил османского султана вновь развязать русско-турецкую войну. Русь оказалась в ситуации, когда нужно вести войну на три фронта. На границе с Молдавией царь попал в окружение и согласился подписать мир с турками, отдав им назад крепость Азов и выход к Азовскому морю.


Фрагмент картины Ивана Айвазовского "Петр I при Красной горке" | Pусский музей

Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке. Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности.


Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел. Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу. Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой».


Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.


Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Личная жизнь Петра I

В юношестве царь Петр I любил бывать в Немецкой слободе, где не только увлекся иноземной жизнью, например, научился танцевать, курить и общаться на западный манер, но и влюбился в немецкую девушку Анну Монс. Его мать была очень встревожена подобными отношениями, поэтому по достижении Петром 17-летия настояла на его свадьбе с Евдокией Лопухиной. Впрочем, нормальной семейной жизни у них не было: вскоре после свадьбы Петр Первый покинул жену и наведывался к ней только ради предотвращения слухов определенного рода.


Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого | Воскресный день

У царя Петра I и его жены было трое сыновей: Алексей, Александр и Павел, но двое последних умерли в младенчестве. Старший сын Петра Первого должен был стать его наследником, но так как Евдокия в 1698 году неудачно попыталась свергнуть мужа с престола ради передачи короны сыну и была заключена в монастырь, Алексей оказался вынужден бежать заграницу. Он никогда не одобрял реформ своего отца, считал того тираном и планировал низвергнуть родителя. Впрочем, в 1717 году молодого человека арестовали и заключили под стражу в Петропавловской крепости, а будущим летом вынесли смертный приговор. До казни дело не дошло, так как вскоре Алексей умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

Через несколько лет после расторжения брака с первой женой Петр Первый взял в любовницы 19-летнюю Марту Скавронскую, которую русские войска захватили как военную добычу. Она родила от царя одиннадцать детей, причем половину – еще до законного венчания. Свадьба состоялась в феврале 1712 года после принятия женщиной православия, благодаря которому она стала Екатериной Алексеевной, впоследствии известной как императрица Екатерина I. Среди детей Петра и Екатерины - будущая императрица Елизавета I и Анна, мать , остальные погибли еще в детстве. Интересно, что вторая жена Петра Первого была единственным человеком в его жизни, кто умел успокоить его буйный характер даже в моменты бешенства и припадков гнева.


Мария Кантемир, фаворитка Петра Первого | Википедия

Несмотря на то, что жена сопровождала императора во всех походах, он смог увлечься молодой Марией Кантемир, дочерью бывшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича. Мария оставалась фавориткой Петра Первого до конца его жизни. Отдельно стоит упомянуть про рост Петра I. Даже для наших современников более чем двухметровый мужчина кажется весьма высоким. Но во времена Петра I его 203 сантиметра казались совершенно невероятными. Судя по летописям очевидцев, когда царь и император Петр Великий шел через толпу, его голова возвышалась над морем людей.

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.


Гравюра "Смерть Петра Первого" | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.