Никогда не давай себя в обиду. «Чего вы от меня хотите?». «На этом наш разговор нужно закончить»

Ваше главное оружие против манипуляторов - уверенность в себе. Если у вас заниженная самооценка, вы легко становитесь ведомым человеком. Разберитесь в себе. Научитесь ценить, уважать и любить себя. Принимайте свою индивидуальность и не оглядывайтесь на других. Будьте цельной личностью. Составьте собственный свод жизненных правил и принципов и не отклоняйтесь от него. Не идите наперекор собственным убеждениям.

Когда вы верите в себя и доверяете себе, вас сложно сбить с толку. Не стоит слепо доверять чужому мнению. Ориентируйтесь больше на собственные ощущения, на свою интуицию. Тогда никто не заставит вас делать то, что вы не хотите, и не сможет повлиять на ваши решения. Если вам нужно сделать непростой выбор, не советуйтесь с друзьями или коллегами. Делайте так, как считаете нужным.

Не стоит зависеть от оценки окружающих. Некоторые люди настолько нуждаются в чьем-то одобрении, что становятся легкой добычей для манипуляторов. Ваше желание нравиться понятно. Но поймите, что невозможно вызывать симпатию абсолютно у всех. Смиритесь с тем, что кому-то ваш образ жизни, внешний вид, слова, поступки или убеждения могут не понравиться.

Распознать манипуляцию

Первый и главный способ защититься от манипуляции - вовремя понять, что другой человек собирается использовать вас в своих целях. Как только вы это осознаете, вы сможете разрушить планы злоумышленника. Ведь если вы в курсе угрозы, очевидно, что вы будете во всеоружии и не поддадитесь ни на какие уловки.

Чтобы распознать манипуляцию, нужно наблюдать за невербальными сигналами, которые подает вам человек. Определите, насколько тембр голоса, выражение лица, поза и жесты вашего собеседника соответствуют смыслу слов, которые он вам говорит. Если в поведении личности наблюдается какое-то несоответствие, у вас есть основания подозревать ее в неискренности.

Подумайте, может ли у человека быть повод, чтобы использовать вас. Определите истинные мотивы обхаживающей вас личности. Для этого вам необходимо умение собирать и анализировать информацию. Тогда вы сможете сделать правильные выводы о текущей ситуации и спрогнозировать, по какому сценарию она будет развиваться.

Проверить, не ошиблись ли вы в своих подозрениях, довольно легко. Просто не давайте человеку то, что он от вас требует. Не ведите себя так, как он просит. Поступите наперекор желанию потенциального манипулятора и посмотрите на его реакцию. Разочарование и гнев выдадут человека, который рассчитывал, что вы будете пешкой в его руках. Если же особа огорчилась, что ее просьбу не исполнили, но продолжает общение с вами в прежнем режиме, возможно, ваши подозрения оказались ложными.

Так уж в жизни нашей бывает, что если сам за себя не постоишь, то «тумаки и шишки» так и будут сыпаться на нашу голову. Одним захочется «укусить» и подколоть от зависти, а другим просто отыграться на нас из-за своего плохого настроения. Если для вас это знакомая картина, значит, самое время узнать, как не дать себя в обиду и как научиться отражать любой «удар нападающего».

Ошибки, которые мы допускаем

Откровенность и доверчивость

По доброте своей души мы порой даже и представить не можем, насколько «черными внутри» бывают люди. В самые трудные минуты «поплачемся в жилетку» коллеге или знакомой и совершенно не подумаем, чем это аукнется нам в будущем. На первый взгляд вроде ничего дурного мы не совершили, а на самом деле сами сделали себя уязвимыми. Ведь наши подробности из личной жизни могут всплыть наружу в самый неожиданный момент (ведь чужие секреты, ох, как не просто хранить) либо могут быть использованы «друзьями» во зло.

Поэтому, чтобы не дать себя в обиду, всегда следите за тем, что и кому вы рассказываете!

Излишняя общительность

«Копаться в грязном белье» и обсуждать личную жизнь коллег или близких также является прямой дорогой к обидам. Не уподобляйтесь сплетникам и не принимайте в таких беседах участие. Быть может, вы ничего дурного и не скажете, но тот, кого вы обижали словом в пересудах, постарается отплатить вам той же монетой.

Неумение отвечать на бестактные вопросы

Вывести из равновесия и обидеть могут любые в наш адрес бестактные вопросы на личную тему. Как правило, в таких случаях мы теряемся и не сразу находим нужные слова для ответа, а еще, что совершенно неправильно, можем потерять над собой контроль и перейти на эмоции, а ведь именно этого и добивается обидчик. Поэтому, следует научиться «держать удар» и никогда не реагировать на провокации такого рода. А как не дать себя в обиду в такой ситуации подскажет небольшая психологическая хитрость:

Прежде, чем что-либо отвечать, нужно посмотреть на собеседника долгим изучающим его взглядом, а затем ответить так, чтобы его это «укололо», упомянув, конечно же, о его личности. К примеру, на язвительный вопрос: «Ты такая худющая. Совсем скоро потеряешься», можно ответить так: «Да вот как-то не умею я есть, как слон. Хотя смотрю, что у тебя это неплохо получается».

Неумение говорить «нет»

Эту ошибку мы допускаем как дома, так и в рабочем коллективе, причем, и в том, и в другом случае, итог практический одинаковый. На работе, почувствовав нашу слабость, каждый будет стараться спихнуть на нашу голову как можно больше «левых» обязанностей, дома же наша всеобщая покладистость «подарит» нам массу домашней работы, а еще сведет на нет наше право голоса. Поэтому, не бойтесь говорить слово «нет», оно точно научит вас, не давать себя в обиду. В коллективе при просьбе поработать за кого-то, требуйте того же взамен, пусть и за вас также кто-нибудь потом поработает. Дома не превращайте себя во все могущую и все умеющую «раб-машину», ибо в дальнейшем отвоевать свою территорию и требовать к себе уважения будет очень непросто.

Неверное поведение в общественных местах

Но оскорбить могут не только на работе или в семье. В общественных местах или в транспорте в нынешней жизни нарваться на грубость проще простого. Как не дать себя в обиду в этих случаях? Ответ банально прост – не отвечать на грубость грубостью. Да, безусловно, это не так уж и легко, но зато очень действенно. На вас повысили голос и неприлично выразились – улыбнитесь и постарайтесь обескуражить обидчика каким-нибудь комплиментом. К примеру, «А вы знаете, что прекрасны, когда сердитесь?» или «Вы так красивы! И злоба вам не к лицу».

Вот мы и перечислили несколько самых значимых причин, из-за которых чаще всего можно попасть в неприятную и обидную историю. Тщательно «покопайтесь» в своем поведении и тогда вы навсегда уясните, как не дать себя в обиду. Ведь очень уж часто (если не всегда) мы сами виноваты в том, что нас обижают, будь то словом, поступком или отношением.

При встрече с такими людьми мы как будто теряем силу воли… А потом корим себя за проявленную слабость. Манипуляторы добиваются своего, потому что заставляют нас следовать эмоциям, а не рассудку. Но в наших силах научиться распознавать манипуляции в общении и освоить механизмы психологической защиты от них.

«Ты не хочешь провести эти выходные вместе? Ты что, охладел ко мне?» На этот упрек не так-то просто ответить. Вместо того чтобы спокойно объяснить причину своего решения (важные дела по работе, просто желание побыть одному), мы начинаем горячо доказывать своей второй половине, как сильно мы ее любим. Это значит - манипуляция удалась!

Оказавшись в ловушке манипулятора, мы теряем возможность реагировать адекватно

Желание использовать других в своих целях время от времени появляется у каждого из нас. Чаще всего мы делаем это бессознательно. Зачем? Если чувствуем, что неспособны повлиять на ситуацию «легальным» способом, не можем смириться с поведением окружающих или просто хотим внимания к себе. Идеальные способы для этого - заставить другого почувствовать себя виноватым в наших бедах, выставить его нашим должником или просто дать понять, как плохо, некрасиво он поступает.

Вечная жертва

Представим такую ситуацию: вы планируете свадьбу. Скромную, без пышных церемоний и застолий. Но ваша мама недовольна. Как вы можете лишить родственников праздника, возможности поздравить вас! Тем более что вы уже давно не собирались все вместе. «Семья - это святое». Это классический случай манипуляции. Здесь действует неявная угроза: «Если ты не придешь, ты всех разочаруешь». Мама становится в позицию «жертвы», чтобы заставить других вести себя так, как она хочет.

Троллинг - манипуляции в виртуальном общении

Пожалуй, самый «молодой» на сегодня вид эмоционального шантажа - сетевой троллинг. «Троллями» обычно называют тех, кто в онлайн-переписке старается спровоцировать собеседника, вызвать ожесточенную дискуссию или даже скандал. Как правило, «тролли» находят способ оградить себя от возможных последствий своих действий. Например, соблюдают анонимность или действуют под фальшивыми именами. Лучший способ защиты от них - отсутствие реакции. Ведь именно на нее и надеется тролль. Игнорируя действия тролля, вы лишаете его «пищи». У завсегдатаев форумов даже родилось выражение, призывающее прекратить бессмысленную перебранку, которую развязал чей-то едкий пост или комментарий: «Не кормите тролля».

Фальшивый подарок

В данном случае манипулятор использует в своих целях принцип взаимности. «Когда он дарит подарок (оказывает услугу), то всячески старается дать получателю понять, что тот теперь в долгу перед ним. Скрытый посыл таков: я дал тебе это - значит, ты должен чем-то отплатить мне. Проблема в том, что «даритель» оставляет за собой право выбирать, когда и чем «получатель» должен вернуть ему долг», - объясняет психолог Изабель Назаре-Ага.

Например, заметив ошибку коллеги, манипулятор не сообщает об этом руководству. Но в приватном разговоре пытается намекнуть, что спас его от серьезных неприятностей: «Представляешь, что случилось бы, если бы об этом узнал генеральный?» В дальнейшем выясняется, что «спаситель» действовал отнюдь не из бескорыстного желания помочь…

Мнимые ценности

Почему тем, кто подвергается эмоциональному шантажу, так трудно реагировать трезво и разумно? «Потому что манипулятор играет на устойчивых представлениях, которые нам диктует общество и семья, чтобы вызвать у жертвы чувство нравственной ущербности», - пишет Изабель Назаре-Ага. Типичные примеры таких представлений: дети в долгу перед родителями (ведь те дали им жизнь, заботились о них, тратили на них время, деньги, силы); друзья познаются (только) в беде; скромность украшает человека (значит, не нужно просить прибавки и повышения)…

Типы манипуляторов согласно Сьюзан Форуард:

  • Палач. Он угрожает вам неприятностями («Если ты от меня уйдешь, ты больше не увидишь своих детей»).
  • Добровольная жертва. Он обещает навредить себе, если вы откажетесь поступать так, как он хочет («Если ты от меня уйдешь, я покончу с собой»).
  • Мученик. Он старается сделать вас ответственным за свои страдания («Посмотри, до чего ты довел свою мать!»).
  • Торговец ложными надеждами. Он обещает вам крупные выгоды в обмен на помощь, поддержку («Если ты войдешь со мной в долю, ты получишь огромную прибыль»).

«Чувство вины, которое манипулятор внушает своей жертве, ставит под удар ее позитивную самооценку, - пишет психотерапевт Сьюзан Форуард. - Пренебрежение, эгоизм, несправедливость, предательство - все это чувствительные точки, на которые мы реагируем особенно остро. Часто довольно лишь намека. Этим приемом пользуются больные, которым стоит только заикнуться о своей беспомощности, чтобы другие удовлетворяли любой их каприз».

Как нейтрализовать манипулятора

Итак, вы заметили, что в разговоре ваш собеседник вас чем-то задел. Прислушайтесь к себе. Какие мысли приходят вам в голову? «Я эгоист, я неблагодарен, я оказался не на высоте, я ничего не стою…» Отвлекитесь от конкретной ситуации. Спросите себя: «Действительно ли я эгоистичен? Ведь я много сделал для нее в прошлом…» Или: «Правда ли я так плох? Вот вещи, которые говорят об обратном…» Обычная тактика манипулятора - ухватиться за конкретный факт и преподнести его как пример типичного поведения собеседника.

Определите свою долю ответственности: «Существует ли проблема, о которой он говорит, независимо от меня, или я имею к ней отношение?» Манипулятор стремится стереть границы и смешать собственные ожидания и ваши обязательства. Задайте себе вопрос: «До какой степени могу я удовлетворить его просьбу, не вредя своим интересам?» Как только вы установили для себя эти рамки, вы можете принять ясное решение. Ваше дальнейшее поведение сводится к двум стратегиям: контрманипуляция и конфронтация.

Научитесь парировать

Не пытайтесь оправдываться. Это лишь еще больше ослабит вашу позицию. «Наоборот, - предлагает Изабель Назаре-Ага, - держитесь невозмутимо, даже если вы в душе очень переживаете!» Спокойным тоном обозначьте свою позицию, используя фразы: «Это только твое мнение», «У меня другая точка зрения», «О вкусах не спорят!», «Да, я поступаю не так, как другие». Ваша цель - защитить себя, не реагируя на провокации собеседника.

Решитесь на конфронтацию

Речь идет о том, чтобы вынудить манипулятора открыть истинные намерения, говорить о своих собственных желаниях, а не об абстрактных ценностях и обязательствах. Помните, что в этом случае вы должны быть готовы пересмотреть принципы, на которых строятся ваши отношения с собеседником.

Чтобы противостоять манипуляции, нужно отказаться от идеального образа самого себя

Например: у вас жена и маленькие дети, и при этом вы увлекаетесь футболом, верховой ездой или теннисом. К сожалению, каждый раз, как вы собираетесь уделить время своему хобби, жена бросает вам упрек: «Ты меня оставляешь одну с детьми? Представь себя на моем месте!» «В этих претензиях заключена непрямая просьба, - отмечает Жак Саломе, автор книги «Не жить на планете Молчания».

Значит, нужно помочь другому высказать свои желания прямо: «Когда ты развлекаешься без меня, я чувствую себя брошенной, нелюбимой». Тогда вы сможете по-новому выстроить основы ваших взаимоотношений. «Должен ли я отказаться от своего увлечения, чтобы доказать свою любовь к тебе? Не является ли залогом взаимной любви счастье каждого?» После этого вы можете обсудить время, которое вы проводите вместе и по отдельности, распределение обязанностей и другие вещи».

Чтобы успешно противостоять манипуляции, нужно согласиться на роль «плохой девочки», «эгоистичного мужа», «неудобного коллеги»… То есть отказаться от идеального образа самого себя. Вы придете к этому, как только осознаете собственную ценность. Это действительно работает. Возможно, в глазах манипулятора вы не будете «милым» и «приятным», но, освободившись от давления внешних оценок, вы приобретете гораздо большее - свободу быть собой.

Как не дать себя в обиду другим людям? Как правильно поставить себя в обществе? ? Все эти вопросы встают перед каждым человеком на протяжении всей жизни. Тогда, когда он знакомится с другими людьми, строит отношения, входит в новый коллектив, попадает в центр внимания. Словом, важно понимать, как не дать себя в обиду и завоевать уважение.

На самом деле ответ простой. Замечали ли вы, как те люди, которых обычно любят и уважают в обществе, относятся к самим себе? С уважением и любовью. Они четко дают понять окружающим, как с ними поступать можно, а как нельзя, выстраивают личные границы и никому не позволяют их нарушать. Они не боятся, что о них подумают люди, не страшатся осуждения. Они ведут себя дружелюбно, искренне, но в то же время умеют поставить человека на место, если кто-то вздумает его обидеть.

В зависимости от возраста, методы, как не дать себя в обиду, могут отличаться. К примеру, мой папа, когда был еще школьником и попал в новый класс, сразу предупредил ребят, что его лучше не обижать и не трогать, потому что обидчику потом не поздоровится. Один из одноклассников решил проверить его слова на искренность и полез в драку. В итоге получил по голове тяжелой строительной линейкой и рассек ему череп. Вызывали скорую, останавливали кровь… Шума было! Слава Богу, все обошлось и теперь папин обидчик мой крестный. А тогда папу с тех пор больше никто не трогал.

Я не говорю, что все нужно решать силой, просто у разного возраста свои методы. Ведь теперь, в свои 50 лет папа никому линейкой голову не рассекает! Просто так поставит на место человека, что тот потом десять раз подумает, нужно ли его трогать. Главное не то, как вы будете себя защищать. Вопрос в том, а чувствуете ли вы себя готовыми внутренне сразу обозначить перед всеми свои границы? Чувствуете ли вы уверенность в себе? Или вами владеет страх?

Если человек боится, внутри весь сжимается, и при этом заявляет коллективу о своей значимости, ему рассмеются в лицо. Ну или за спиной, если речь идет о зрелом возрасте. Важно иметь высокую самооценку, быть уверенным в себе, не боятся людей. Только тогда вас будут уважать. Только тогда вы не дадите себя в обиду.

Даже когда речь идет об отношениях между мужчиной и женщиной, важно то, что вы думаете про себя на самом деле. Именно это будет считывать ваш партнер, а не то, что вы будете ему говорить. Если вы себя уважаете, он тоже будет вас уважать. Если вы себя принимаете, он тоже вас будет принимать. Если вы себя постоянно критикуете, он тоже будет вас критиковать. Ну а если вы не считаете себя достойной женщиной, тогда он будет вас обижать и оскорблять. Все в нашей голове.

Поэтому на вопрос: «Как не дать себя в обиду?», я отвечаю всегда одно. Полюбить себя, научиться себя высоко ценить и уважать.