НОД на тему "Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠"

Программа

дополнительного образовательного

математического кружка «Сосчитай- ка!»

для детей 3 – 4 лет

Составитель воспитатель:

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических понятий

Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства. Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов). Формирование представлений о сохранении количества.

Числа 1 - 5

Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 5. формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Тема

задачи

Методическая литература

1.Знакомство с понятиями «один» и «много».

Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.

Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с сущ. в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.) Закреплять представления о понятиях «один» и «много».

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.16 - 17

2. Столько же, больше, меньше.

Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества.

Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления.

Закреплять представления о сохранении количества о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» - «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

Практический курс

математики для

дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова,

стр.19 -22

3.Свойства предметов. Счёт до двух.

Счёт до двух. Цифры 1 и 2.

Познакомить с цифрами 1 и 2 как символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

Практический курс

математики для

дошкольников «Игралочка»//

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова,

стр.23 - 24

4. Длиннее, короче.

Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева.

Практический курс

математики

для дошкольников

«Игралочка»// Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 28

5.Круг, шар

Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева.

Практический курс

математики для

дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 29. -31

6. Шире, уже.

Формировать пространственные отношения: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр.32.

7.Счёт до трёх. Число три.

Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.

Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр.35 -37

8.На, над, под.

Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 39.

9. Выше, ниже.

Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 41.

10.Раньше, позже.

Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.43.

11.Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4.

Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до 4. Познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1 – 4 с количеством. формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, стр. 44.

12.Квадрат.

Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 - 4 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.47

Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1- 4 с количеством. Закреплять временные представления: раньше, позже.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.49.

14.Вверху, внизу.

Формировать пространственные представления: вверху, внизу. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.51.

15. Слева, справа, посередине. Внутри, снаружи

Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, пространственные и временные отношения. Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.52.

16.Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5.

Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 54.

17. Впереди, сзади, между.

Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.58.

18. Числовой ряд.

Порядковый счёт.

Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством.

Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.67

5. Мониторинг (диагностика) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Проверка знаний детей:

2.Умение узнавать цифры в пределах 5.

3.Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.

4.Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.

5.Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

6.Умение различать правую и левую руку.

7.Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

8.Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок ответил правильно.

Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень;

12-18 баллов – средний уровень;

19-24 балла – высокий уровень.

  • Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.
  • Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
  • Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
  • Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова– СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
  • Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.
  • Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с.
  • Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.
  • Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.

Сентябрь.

№1. Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много».
Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.
(Петерсон «Игралочка», стр.16)

№2. Тема: Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.
Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.).
Закреплять представления о понятиях «один» и «много».
Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр.17) .

№3. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

(Петерсон «Игралочка», стр. 19)

№4. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.
Формировать представления о сохранении количества.
Развитие логического мышления.
(Петерсон «Игралочка», стр.20)

ОКТЯБРЬ

№1. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много».
Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.
Упр-ть детей в поиске закономерностей.
(Петерсон «Игралочка», стр.22)

№2. Тема: Свойства предметов. Счёт до двух.
Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента.
Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству.
Учить выявлять общее свойство групп предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр. 23)

№3. Тема: Счёт до двух. Цифры 1 и 2.
Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше.
(Петерсон «Игралочка», стр.24)

№4. Тема: длиннее, короче.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр. 28)

НОЯБРЬ

№1. Тема: Круг.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

(Петерсон «Игралочка», стр.29)

№2. Тема: Шар.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр.31).

№3. Тема: Шире, уже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)

№4.Тема: Счёт до трёх. Число 3.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх.
Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.
(Петерсон «Игралочка», стр.35)

ДЕКАБРЬ

№1. Тема: Цифра 3.
Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Расширять представления о геометрических фигурах.
Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
(Петерсон «игралочка», стр.37).

№2. Тема: На, над, под.
Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под.
Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
(Петерсон «Игралочка», стр.39).

№3. Тема: Выше, ниже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже.
Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.41)

№4. Тема: Раньше, позже.
Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже.
Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой.
Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.
(Петерсон «Игралочка», стр.43)

ЯНВАРЬ

№1. Тема: Счёт до 4. Число 4. Цифра 4.
Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4.
Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.
Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр. 44)

№2. Тема: Квадрат.
Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.47)

№3. Тема: Куб.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.
Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше.
(Петерсон «Игралочка», стр.49)

№4. Тема: Вверху. Внизу.
Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы.
Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар.
(Петерсон «Игралочка», стр.51)

ФЕВРАЛЬ

№1. Тема: Слева, справа, посередине.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.52)

№2. Тема: Счёт до 5. Число 5. Цифра 5.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5.
Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов.
Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
(Петерсон «Игралочка», стр.54)

№3. Тема: Внутри, снаружи.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.
(Петерсон «Игралочка», стр. 57)

№4. Тема: Впереди, сзади, между.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях
Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр.58)

МАРТ

№1. Тема: Пара.
Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.60)

№2. Тема: Овал.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.
(Петерсон «Игралочка», стр. 62)

№3. Тема: Прямоугольник.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.
(Петерсон «Игралочка», стр.64)

АПРЕЛЬ

№1. Тема: Числовой ряд.
Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде.
Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.
Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.67)

№2. Тема: Порядковый счёт.
Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте.
Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.69)

№3. Тема: Игра-путешествие.
Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.
(Петерсон «Игралочка», стр.70)

Используемая образовательная программа: Петерсон, Л.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / И. А. Лыкова. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014г.

Цели:

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Материалы:

  • Демонстрационный: слайд с презентацией, карточки с символами.
  • Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе», парные карточки к заданию 2.1.,2 прямоугольника одинакового цвета 10*5, на каждого ребенка столбики разного цвета и высоты к заданию 2.2., карточка со знаком не равно, коробочка с разноцветными листьями, лист к заданию 3.1., простые карандаши.

Оборудование: проектор, диск с презентацией, диск с музыкой: музыка Е.В. Скрипкиной «Осень, осень».

Предварительная работа: рассматривание картин о лесе, беседа по теме: «Дары леса», выставка творческих работ: «Дары леса», чтение художественный литературы В. Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», дидактические игры: «Математическое домино», «Веселый счет», «Сравни группы предметов».

Работа с родителями: сходить вместе с детьми в библиотеку и просмотреть книги, детские энциклопедии на тему: «Лес. Деревья»». Рекомендации родителям: «Читайте вместе с нами».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Введению в игровую деятельность

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Ходите ли вы в лес?
Воспитатель: С кем ходите в лес?
Воспитатель: Хотите поехать?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Посадка в поезд»

Дидактические задачи:

  • актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Воспитатель: Как можно добраться до леса?
Воспитатель: На чем хотите поехать в лес?
Дети: На поезде, на электричке, на машине, на велосипеде, пешком.
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на поезде.
Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем сесть на поезд?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Я вам предлагаю купить билет и найти себе пару, у которого картины составлены из точно такого же набора.
Воспитатель: Купив, билет внимательно пересчитайте предметы, одинаковые ли картинки?
Воспитатель: Пожалуйста, покупаем билеты.

Воспитатель: Почему, вы считаете, что ваши картинки одинаковые?
Дети: У него столько же фруктов, как у меня и одинакового цвета. (Дети садятся в вагоны по парам).
Воспитатель: Как гудит поезд?
Дети: У-У-У
Воспитатель: Как колеса стучат?
Дети: (ножками стучат)
Воспитатель: Приехали в лес.

2.2. Игра «Деревья»

Дидактические задачи:

  • актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.

Дети подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета и два прямоугольника одинакового цвета.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь деревьев. Все ли деревья в лесу одинаковой высоты?

Дети: Нет.
Воспитатель: Одинаково ли стволы деревьев?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем отличаются стволы деревьев?
Дети: По цвету, по высоте.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого белый ствол?
Дети: Береза.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого темно – коричневый ствол?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Светло-коричневый ствол?
Дети: Ель.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого серый ствол?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Деревья нужно распределить на две поляны, чтобы получились равные наборы.
Воспитатель: Как вы будете это делать?
Дети: Находим пару одинаковых деревьев, одно дерево ставим на одну поляну, а другое дерево на другую поляну.
Воспитатель: Чем отличаются деревья?
Дети: Цветом и высотой?
Воспитатель: Какие деревья можно назвать одинаковыми?
Дети: У которого, одинаковый цвет ствола и высота.
Воспитатель: Сколько деревьев вы посадили на каждую поляну?
Дети: 4 Воспитатель: Сколько деревьев вы не посадили на поляну?
Дети: 4
Воспитатель: Почему эти деревья вы не поставили на поляну
Дети: Потому что у этих деревьев не было пары – точно такого же дерево.
Воспитатель: Почему вы считаете, что наборы равны?
Дети: Потому что у каждого дерево из одного набора есть пара из другого набора. Произошел сильный ветер в лесу. Листья деревьев разлетелись в разные стороны. Я вам предлагаю собрать эти листья и сложить в коробочку.

Звучит мелодии песни Е.В. Скрипкиной «Осень, осень».

3. Затруднение в игровой ситуации

3.1. Игра «Сравни грибы»

Дидактические задачи:

Появляется слайд.

Воспитатель: Посмотрите, как белка запаслась грибами. Она просит сравнить группу грибов в мешках и поставить между ними нужный знак.
Воспитатель: Как вы будете выполнять задание?
Воспитатель: Вместе с воспитательницей проговаривают алгоритм. С левой стороны находим мешок, в мешке находим желтый круг – и в другом мешке точно такой же круг, чтобы не путаться соединяем волшебной ниточкой.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между первой парой мешков?
Дети: Знак равенства.
Воспитатель: Давайте будем сравнивать вторую половину мешков.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между второй парой мешков.
Воспитатель: Смогли вы выполнить задание?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что известный знак нам не подходит.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети: Нужно узнать новый знак.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

Воспитатель: Как это можно сделать?
Дети: Можно попытаться придумать самим, а затем проверить себя по учебнику.
Воспитатель: Вспомните, наши символы?

Дети: Небольшой не красный прямоугольник, немаленький желтый не квадрат.
Воспитатель: Как мы с вами это делали?
Дети: Зачеркивали.
Воспитатель: Как же можно записать, что группа предметов не равны?
Воспитатель: Нужно зачеркнуть знак равенства. О чем говорит этот знак?
Воспитатель: Что группа предметов не равны. (Нельзя составить пары одинаковых предметов).

5. Введение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

  • закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Ребята садитесь за свое рабочее место. Откройте тетради по закладке, найдите задание №1.

Посмотрите, кого мы с вами еще в лесу увидели? Накормите ежей ужином, чтоб каждый получил ровный ужин. Работа в тетради.
Воспитатель: Что получил на ужин каждый ежик?
Дети: 1 яблоко, 1 гриб, 1 ягода, 1 груша.
Воспитатель: Равны ли ужины?
Воспитатель: Почему вы считаете, что ужины равны?
Дети: Потому что каждый ежик получил одно и то же.
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться домой.
Лесовик, собрал листья, грибы, орехи, шишки, желуди и расфасовал разноцветные мешки.
Воспитатель: Вам надо сравнить мешки с помощью знака равно или не равно.

(Дети выполняют задание самостоятельно).

Воспитатель: Какой знак поставили между красными коробками?
Дети: Равно
Воспитатель: Между синими?
Дети: Неравно
Воспитатель: Почему вы поставили этот знак?
Дети: Группы предметов не равны.

6. Итог непосредственно-образовательной деятельности

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому смогли помочь?
Воспитатель: Что нового узнали?
Воспитатель: Какие новые знания дали вам возможность расставлять деревья на две поляны, сравнить группу грибов в мешках, угостить ежей ужином?
Воспитатель: Вы, молодцы.

Игралочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ч. 3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

М.: 201 1 - 208 с.

Учебно-методическое пособие «Игралочка - ступенька к школе» по развитию математических представлений детей 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000...». Содержит краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000...» (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).Дополнительные материалы к данному пособию для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях с печатной основой «Игралочка - ступенька к школе», ч. 3, тех же авторов.Учебно-методический комплект «Игралочка - ступенька к школе» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.Продолжением данного учебно-методического комплекта является комплект «Раз - ступенька, два -ступенька...» авторов Л. Г. ПетерсониН. П. Холиной, адля учащихся начальной школы - курс математики Л. Г. Петерсон.Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях «Начальная школа - детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Формат: pdf

Размер: 79 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 3
Программа курса «Игралочка - ступенька к школе», части 3-4, для детей 5-6 лет и 6-7 лет 10
Примерное поурочное планирование «Игралочка - ступенька к школе», часть 3.
Третий год обучения (5-6 лет, старшая группа) 14
Методическое обеспечение курса математики «Игралочка - ступенька к школе», часть 3 14
Занятие 1. ТЕМА: Повторение 19
Занятие 2. ТЕМА: Повторение 23
Занятие 3. ТЕМА: Свойства предметов и символы 27
Занятие 4. ТЕМА: Свойства предметов и символы 33
Занятие 5. ТЕМА: Таблицы 39
Занятие 6. ТЕМА: Число 9. Цифра 9 44
Занятие 7. ТЕМА: Число 0. Цифра 0 49
Занятие 8. ТЕМА: Число 10, Запись числа 10 54
Занятие 9. ТЕМА: Сравнение групп предметов. Знак = 59
Занятие 10. ТЕМА: Сравнение групп предметов. Знаки = и ^ 65
Занятие 11. ТЕМА: Сложение 71
Занятие 12. ТЕМА: Переместительное свойство сложения 79
Занятие 13. ТЕМА: Сложение 85
Занятие 14. ТЕМА: Вычитание 93
Занятие 15. ТЕМА: Вычитание 102
Занятие 16. ТЕМА: Вычитание 109
Занятие 17. ТЕМА: Сложение и вычитание 113
Занятие 18. ТЕМА: Сложение и вычитание 119
Занятие 19. ТЕМА: Столько же, больше, меньше 125
Занятие 20. ТЕМА: Знаки > и < 133
Занятие 21. ТЕМА: На сколько больше? На сколько меньше? 143
Занятие 22. ТЕМА: На сколько длиннее (выше)? 152
Занятие 23. ТЕМА: Измерение длины 159
Занятие 24. ТЕМА: Измерение длины 166
Занятие 25. ТЕМА: Измерение длины 172
Занятие 26. ТЕМА: Объемные и плоскостные фигуры 179
Занятие 27. ТЕМА: Сравнение по объему 186
Занятие 28. ТЕМА: Измерение объема 192
Занятие 29. ТЕМА: Измерение объема 196
Занятия 30-32 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников технологии деятельностного метода 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников дидактическим принципам деятельностного метода 203