Опять как годы золотые три стертых. «Стихотворение А. А. Блока «Россия» (восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения «Россия» Александра Блока

Сочинение: Блок А. А. - Разное - "Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока"

"Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока"

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. БЛОКА «ОСЕННЯЯ ВОЛЯ» И «РОССИЯ»

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! А. А. Блок Александр Александрович Блок - глубочайший лирик, сумевший выразить самые потаенные чувства и мысли, передать тончайшие оттенки душевных переживаний. Прекрасно зная классическое наследие русской литературы, поэт становится достойным преемником традиций девятнадцатого века. Знакомясь со стихотворением «Осенняя воля», вспоминаешь лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Удивительно близка ему и некрасовская «Тройка». Но Блок не подражает великим предшественникам. Он открывает свое понимание Родины, созвучное им. В этом я вижу приверженность традициям, поклонение и благоговение перед памятью «учителей» и такое же трепетное и глубокое чувство к России, какое было у Лермонтова и Некрасова. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты. Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Что же так привлекает поэта в Родине? Он не идеализирует свой край, видит Россию без прикрас, нищей, голодной и хмельной, но это его край, и поэт не хочет другого. Эта безграничная любовь удивляет самого Блока, но таков уж он есть, это боль и радость поэта, его сущность. Много нас - свободных, юных, статных - Умирает, не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Стихотворение «Россия» еще глубже и четче раскрывает патриотизм поэта. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, Я вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! Блок находит удивительно тонкие и образные эпитеты, подчеркивающие бескорыстие и преданность его сыновней любви к Родине. Поэт уверен, что Россия не погибнет, ее вековые традиции и огромные просторы удержат страну. Да, такова ее нелегкая судьба быть вечной защитницей слабых, истекать кровью и слезами, но от этого она становится только милей и краше, дороже сердцу. Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... Стихотворение написано в трудный для Блока период, когда он испытывал душевный кризис. И единственное, что поддерживало художника в эти годы, заставляло его жить и работать,- была его Родина - Россия. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле «На поле Куликовом» (1908), основной мотив которого - глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу «На полу Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает свое очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.

Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее свеглос будущее находят выражение в страстных строках стихотворения. Судьба Родины осознается Блоком как личная судьба.

Стихотворение начинается с изображения вполне реальных, жизненно достоверных примет России. Приметы эти просты, в них нет ничего особенного: стертые шлеи, расхлябанные колеи - яркое свидетельство российского бездорожья.

Опять, как в годы золотые,

Три стбргых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Эта безрадостная картина возбуждает в поэте такое сильное и глубокое чувство любви к Родине, что оно сравнивается с чувством первой любви:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слезы первые любви!

Вид нищей России, казалось, должен возбудить радость, однако поэт заявляет:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Важно подчеркнуть наречный эпитет «бережно». Поэт не просто жалеет нищую Россию, но и хранит в себе это чувство Не жалость, а любовь испытывает он к Родине, веру в нее, в ее неиссякаемые духовные силы.

Но вот другая сторона художественного образа России. Уже не реальные, бытовые приметы отмечает поэт, а разворачивает метафорический образ. Не нищая Россия с расхлябанными колеями, а прекрасная женщина, доверчивая, гордая и сильная духом - так раскрывает Блок образ России в следующих строках стихотворения:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу..

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Родина не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Поэт верит, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и обновленной:

и невозможной возможно,

Дорога долгая длинна легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

В метафорическом образе Родины соединяются реальные и условные приметы. С одной стороны - лес да поле, с другой - плат узорный до бровей, взор мгновенный. Эти условные детали углубляют метафорический образ России - прекрасной женщины. Важное значение приобретает эпитет - разбойная краса, что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что России не пропадет, не сгинет, выстоит. Потому-то и нет в нем жалости, а есть непоколебимая уверенность в том, что России предстоит «долгий путь».

Стихотворение «Россия» написано традиционным четырехстопным ямбом. Своеобразие его звучания обусловлено тем, что третья строфа в каждой строке не имеет ударения:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи.

В стихотворении встречается наиболее распространенный вид строфы - четверостишие (катрен), строки которой рифмуются перекрестными рифмами. Первая и третья строки связаны между собой женской рифмой, вторая и четвертая - мужской

Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы росписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются сравнения, построенные на единстве противоположностей - оксюмороны: «И невозможное возможно. (/Дорога долгая легка.»

Стихотворение Блока «Россия» вызывает у нас серьезные раздумья о судьбе Родины - России. Сегодня на ев долю выпали нелегкие испытания: рушатся традиции, попираются все нормы нравственности и морали, уничтожаются духовные ценности. Это наносит непоправимые потери русскому народу. И свой долг мы видим в том, чтобы спасти Россию, возродить ее из пепла потерянных надежд и вернуть ей прежнее гордое и свободное имя - Россия.

Стихотворение «Россия» Блока построено по принципу контраста, резкого столкновения идей и образов. Уже в первой строфе сопоставляются времена: «годы золотые» и современность — это сопоставление было очень актуально для России начала XX века, сотрясаемой войнами, революциями и социальными катастрофами:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи...

Три стёртых шлеи означают поэтическую аллюзию на образ Руси-тройки — символ «необгонимого» движения и мощи. Этот знаменитый образ был использован в конце поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Аллюзия значит намёк, указание, это приём, применяемый в литературном произведении. Завершает контраст соединение образов: «спицы росписные», которые вязнут в непроезжей грязи дороги. Этот контраст повторяет мотивы дороги из гоголевской поэмы. Три стёртых шлеи представляют также почти ускользающий намёк на три исторических принципа русской государственности — православие, самодержавие, народность. Так, в первой строфе символически передаётся сложная проблематика времени в её культурном и историческом освещении.

Вторая строфа развивает образы и идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), в котором сопоставлены богатство, нищета и творчество русского народа:

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно...

Лирический герой Блока с глубокой печалью видит «нищую Россию», «серые избы», слышит надрывные «песни ветровые», однако для него эта печаль единоприродна самой сильной любви человека, которую он называет «слезами первыми любви». В стихотворении появляются мотивы любовной лирики, которые разовьются в следующих строфах в тему любви к России.

Ещё один важный для стихотворения «Россия» Блока художественный приём — олицетворение. В третьей — пятой строфах образ России-Родины приобретает черты женского образа. Вначале Россия изображена абстрактно:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Затем судьба России сопоставлена с судьбой женщины:

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Глагол «затуманит» вводит в стихотворение развёрнутое олицетворение, почти полное отождествление природных и человеческих черт и образов:

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

Лицо русской прекрасной женщины проступает в природном ландшафте родной земли.

В последней строфе стихотворения «Россия» Блока рядом поставлены противоположные, даже несовместимые идеи и образы: «невозможное» — «возможно», «дорога долгая» — «легка», «даль дорожная» — «мгновенный взор», «звенит» — «глухая песня». Этот приём в поэзии называется оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) и заключается в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Так, поэтическая мысль последней строфы обобщает противоречивые состояния лирического героя, который скорбит о бедственном положении Родины и одновременно любит её непостижимой любовью, подобно лирическому герою Лермонтова в стихотворении «Родина». Поэтому использование приёма оксюморон в финале произведения выражает непоколебимую веру в будущее России, несмотря на все её бедствия.

Стихотворение Блока Россия

Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле «На поле Куликовом» (1908), основной мотив которого – глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу «На полу Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает своё очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.

Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворения. Судьба Родины осознается Блоком как личная судьба.

Стихотворение начинается с изображения вполне реальных, жизненно достоверных примет России. Приметы эти просты, в них нет ничего особенного: стертые шлеи, расхлябанные колеи – яркое свидетельство российского бездорожья.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Эта безрадостная картина возбуждает в поэте такое сильное и глубокое чувство любви к Родине, что оно сравнивается с чувством первой любви:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Вид нищей России, казалось, должен возбудить радость, однако поэт заявляет:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Важно подчеркнуть наречный эпитет «бережно». Поэт не просто жалеет нищую Россию, но и хранит в себе это чувство. Не жалость, а любовь испытывает он к Родине, веру в нее, в ее неиссякаемые духовные силы.

Но вот другая сторона художественного образа России. Уже не реальные, бытовые приметы отмечает поэт, а разворачивает метафорический образ. Не нищая Россия с расхлябанными колеями, а прекрасная женщина, доверчивая, гордая и сильная духом – так раскрывает Блок образ России в следующих строках стихотворения:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Родина не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Поэт верит, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и обновленной:

И невозможной возможно,

Дорога долгая длинна легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

В метафорическом образе Родины соединяются реальные и условные приметы. С одной стороны – лес да поле, с другой – плат узорный до бровей, взор мгновенный. Эти условные детали углубляют метафорический образ России – прекрасной женщины. Важное значение приобретает эпитет – разбойная краса, что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что России не пропадет, не сгинет, выстоит. Потому-то и нет в нем жалости, а есть непоколебимая уверенность в том, что России предстоит «долгий путь».

Стихотворение «Россия» написано традиционным четырехстопным ямбом. Своеобразие его звучания обусловлено тем, что третья строфа в каждой строке не имеет ударения:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи.

В стихотворении встречается наиболее распространенный вид строфы – четверостишие (катрен), строки которой рифмуются перекрестными рифмами. Первая и третья строки связаны между собой женской рифмой, вторая и четвертая – мужской.

Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы росписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются сравнения, построенные на единстве противоположностей – оксюмороны: «И невозможное возможно. (/Дорога долгая легка.»

Стихотворение Блока «Россия» вызывает у нас серьезные раздумья о судьбе Родины – России. Сегодня на ев долю выпали нелегкие испытания: рушатся традиции, попираются все нормы нравственности и морали, уничтожаются духовные ценности. Это наносит непоправимые потери русскому народу. И свой долг мы видим в том, чтобы спасти Россию, возродить ее из пепла потерянных надежд и вернуть ей прежнее гордое и свободное имя – Россия.

Урок по творчеству А.Блока

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы А. В. Кушнирук

«Серебряный век» русской литературы;

А.А.Блок – «необыкновенное бесстрашие правды»;

Стихотворение «Россия »: образ Родины, как символ веры в будущее.

Оборудование урока: портрет А.А. Блока; репродукции с картин Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», рисунки учащихся; аудиокассета стихов А.Блока.

Цели урока:

    Познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

    Показать значение образа России в творчестве Блока, выявить особенности образного мышления поэта.

    Способствовать активизации мыслительной деятельности учеников.

    Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.

Эпиграфы к уроку: Блоку – верьте, это настоящий – волею божьей – поэт и человек бесстрашной искренности.

М.Горький

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и

древней.

1. Организационный момент.

(Сообщение темы и цели урока).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества еще одного поэта-символиста А.Блока.

Цель нашего урока: познакомиться с судьбой и творчеством А.Блока, разобраться в том, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; какое место в творчестве поэта занимает тема России. В процессе нашей с вами работы вы должны сделать записи в тетрадях в виде тезисов, так как в конце урока вам придется дать ответ на вопрос – какая она, Россия Блока?

2. Объяснение новой темы.

Учитель. «Серебряный век» русской литературы. Что означает этот термин?

«Серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», который связан с именем А.С.Пушкина. Начало «серебряного века» относят к 90-м годам 19 века. Для этого периода характерны активна литературная жизнь: книги, поэтические вечера, литературные салоны и кафе, обилие талантов; огромный интерес к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были: символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. Долгое время эту прекрасную литературу объявили идеологически вредной, потому что говорила она не о кассовой борьбе и революции, а о духовных ценностях, о красоте, любви, добре. Она обращалась к душе, к внутреннему миру человека.

«Серебряный век» подарил русской литературе новые имена: Ахматову, Гумилева, Цветаеву, Пастернака, Северянина, Есенина, Маяковского, Блока.

- Зачитайте тезисы, что Вы записали?

(1-2 учащихся зачитывают тезисы, записанные в тетрадях).

Учитель. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего 19 века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

К сегодняшнему уроку творческая группа учащихся подготовила сообщения о личности, судьбе и творчестве поэта. Послушаем их. (Учащиеся рассказывают о судьбе Блока).

Учитель. Обратите внимание на эпиграф, (учитель читает слова Горького о Блоке).

Как М.Горький отзывается о Блоке?

Учащиеся отвечают: настоящий поэт, поэт божьей милостью, человек бесстрашной искренности.

Учитель. Запомните эти слова.

Какие стихи Блока вы знаете?

(Учащиеся читают наизусть стихи Блока).

О чем эти стихи?

(О любви, о жизни, о Прекрасной Даме, о страшном мире, Родине, России).

Учитель. Сегодня мы с вами убедились, что Блок – романтик, натура мечтательная, благородная, но был и другой Блок, который переживал душевный кризис. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу.

Постепенно в его творчество пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока – тема Родины, России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый неизменный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» - писал поэт.

Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение «Россия», написанное в 1908 году. Обратите внимание на год создания стихотворения.

Теперь послушаем стихотворение «Россия»

(звучит запись стихотворения на аудиокассете в исполнении артиста Сергея Жирнова).

Образ гоголевской птицы – тройки Блок переосмысливает: здесь нет стремительности движения – и вязнут спицы расписные// в расхлябанные колеи…» - неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

Какой предстала Россия перед Блоком? Найдите эпитеты и сравнения.

У Блока Россия нищая, бедная с серыми избами, но одновременно великая, потому что поэт сравнивает ее со своей первой любовью и готов простить ей все. Блок любит ее и нищей.

Со стихотворениями каких поэтов перекликаются эти строки?

Этот образ тютчевский, однако он созвучен и некрасовскому:

Ты и убогая,

Ты и обильная

Ты и могучая,

Ты и бессильная.

Матушка – Русь.

Как Вы понимаете выражение «песни ветровые»?

Образ России соединяется с образом ветра – символом перемен.

Учащийся читает следующие строфы:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Скажите, если Россия нищая, то должна вызывать жалость?

Блок жалеет Россию?

Учитель. Даю вам 5 минут, прочитайте и вдумайтесь в содержание стихотворения «Россия».

Параллельно учитель дает задание 3-м учащимся. Это словарная работа, где надо объяснить значение слов: шлея, спицы, колея.

3. Анализ стихотворения «Россия».

Учитель. Теперь приступаем к детальному анализу стихотворения.

Один из учащихся читает первые четыре строфы:

Опять, как в года золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Учитель. Начало стихотворения – «опять»

Что означает это слово?

Учащийся. Что все это уже было давно – и вновь повторяется.

Шлея. Что обозначает это слово?

Шлея – ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и приходящий по бокам и спине лошади; (отвечают те учащиеся, которые были заняты словарной работой, а остальные делают записи в тетрадях).

- «Три стертых треплются шлеи…»? почему три шлеи? Какими литературными ассоциациями проникнуто стихотворение?

Учащиеся. Это гоголевская птица – тройка и лермонтовский «проселочный» путь.

Почему шлеи стертые?

Стертые – значит изношенные.

Учитель. Объясните значение слов: спицы и колеи?

Учащиеся. Спица – один из стержней, соединяющих центр колеса с ободом.

Колея – канава, углубление от колес на дороге.

Учитель. Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» - «расхлябанные колеи»?

Как Вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?

Крест – символ страдания одного человека за всех. Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России, который может заманить и обмануть Россию. В этих стоках поэт предчувствует, что на Россию надвигается что-то страшное.

Учащийся читает следующие строки:

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь Ты,

И лишь заботы затуманит

Твои прекрасные черты…

Найдите ключевые слова, но сначала ответьте: что значит ключевое слово?

Ключевое слово – это основное слово. Здесь ключевые слова: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Этими словами Блок выражает веру в то, что Россия не пропадет, пишет о ней с нежностью, любовью, надеждой и связывает ее с женским началом.

Учащийся читает следующий куплет:

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Прокомментируйте эти строки?

Здесь Россия – страна с лесами, полянами, деревнями и поселками, и красавица-крестьянка с «мгновенным взором из-под платка».

Учитель обращает внимание учащихся на классную доску, где прикреплен иллюстрированный материал по теме урока.

Учащийся читает заключительные строки стихотворения:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской осторожной

Глухая песня ямщика!..

Прокомментируйте эти строки? Как Вы их понимаете?

Нищая Россия принимает облик женщины, но как она не похожа на тех, которых Блок встречал в кабаках, ресторанах. Эта женщина-крестьянка вселяет в поэта уверенность в то, что с ней и невозможное возможно.

Учитель . Обратите внимание на то, как начинает и завершает Блок свое стихотворение?

Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Поэт видит, что Россия в движении, в пути. Здесь звучит вера в поэта в великое будущее России. И эта вера связана с Россией крестьянской, народной.

Обратите внимание на размер и рифмы стихотворения?

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.

Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении становится символом веры в будущее? Почему?

Учитель дополняет ответы учащихся.

Безусловно, Блок прямо и открыто выражает веру в Россию, в ее будущее: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Блок верил в Россию, видел в ее прекрасном прошлом надежду на будущее. Ведь Россия – огромная страна, где «невозможное возможно», она одолеет «долгий путь», пройдет через исторические перипетии.

Россия была во время Блока. Она есть и сейчас. Что Вы можете сказать о нашей сегодняшней России, как стихотворение Блока звучит в наши дни?

Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России.

Учитель дополняет ответы учащихся .

Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Сейчас 21 век, который принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Сегодняшнее наше с вами обращение к творчеству Блока – попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.

Итог урока:

Учитель. Тема Родины, России относится к числу «вечных» в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена, но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Родина для него – надежда и утешение, таинственная и загадочная, страна громадной мощи и энергии. Надеюсь, что на этом знакомство с Россией Блока не закончится.

Домашнее задание.

    Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия».

    Письменный анализ одного стихотворения из цикла «На поле Куликовском».поэта и человека , а внутренняя душевная драма веры ... Стихотворение с эпиграфом ...

  1. Иван кашкин для читателя-современника Статьи и исследования

    Документ

    ... методически ... человеку и веру в него. Всего этого у Бирса не было, и настоящим ... житейски бесстрашного человека ... поэт , откликавшийся на политическую злобу дня искренними ... воля к жизни сказалась в стихотворении ... эти элементы ... входят в состав стиля, а "приемы ...

  2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

    Реферат

    ... анализ выделяет его различные формы, элементы ... . Поэтому человеку не нужно давать воли , ... стихотворения я так прославлял ее в противоположность поповской медицине: Попы, настоящие ... верой в то, что человек создан по образу и подобию божьему , либо, что эти ...

  3. Сергей маковский портреты современников сергей маковский портреты современников

    Документ

    ... уроки без педантства и увлекались своими «профессорскими лекциями ... этих стихах главное – не только предчувствие смерти и отдание себя на волю Божью ... стихотворении сборника «Человек » – Ephymnion: Человек ! ... поэт здесь искренен, что это его настоящая вера ...