Основные свойства внимания. Общайтесь с природой. Планируйте отдых, чтобы избавиться от рассеянности и проблем с концентрацией

/ / Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Что значит быть внимательным к людям? Это не просто с дежурной улыбкой поинтересоваться о делах. Это искреннее желание помочь людям, обремененным какими-то проблемами, оказавшимся в трудной ситуации. Именно такое внимание может спасти чью-то жизнь.

Тема внимания к человеку, небезразличия к чьей-то судьбе находит отражение в мировой классической литературе.

Мастер сатиры М.Е. Салтыков-Щедрин изобразил в своем романе «Господа Головлевы» бессердечную мать семейства . Она умело заправляла хозяйством, наживала добро, но была равнодушна к своим детям. Их жизнь, мысли, чувств были вне сферы ее интересов. Дочь, лишенная поддержки матери в трудном положении, умерла, оставив двух осиротевших дочерей. Внучки Арины Петровны тоже были обделены заботой и вниманием бабки. В итоге они подались в актрисы, позже ступили на гибельный путь разврата, и младшую это довело до самоубийства. Ни один из детей и внуков Арины Петровны не был согрет ее лаской, участливым вниманием. Все они были несчастны. Арина Петровна в конце жизни была обречена на одиночество. Будь она другой матерью, все сложилось бы иначе.

А вот в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна со всем вниманием отнеслась к своему ученику, пытаясь спасти его от голода, хотя непросто было накормить гордого мальчишку. Чтобы он не противился, она приняла его мальчишеские понятия: стала играть с ним на деньги. Спасение больного малокровием ребенка было для нее выше всяких условностей. Она поплатилась потерей работы за азартные игры с учеником, но мальчику помогла.

Очень похожи «Девочка со спичками» Г.К. Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского. В обоих произведениях дети замерзают зимой от безучастности окружающих. Того и другого находят утром замерзшими. Неужели так непосильно было кому-нибудь впустить замерзающего ребенка в дом, отогреть, накормить? Прояви к ним внимание - и дети остались бы живы, устроены в жизни и благодарны. Отрадно, конечно, что Христос взял мальчика к себе на елку, а девочка встретится на небесах с бабушкой, только каково взрослым, виновным в равнодушии к этим детям, видеть их замерзшие трупики?

Так что же значит внимательность к человеку в трудной для него ситуации? Может ли она спасти ему жизнь? На основании рассмотренных произведений ответ утвердительный. Конечно, может. Но в жизни часто приходится сожалеть о своем равнодушии, невнимательности к какому-то человеку, когда исправить уже ничего нельзя.

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» - «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше . Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.

Внимательность как качество личности – способность избирательно направленно и сосредоточенно фокусировать сознание на своём внутреннем мире, на каком-нибудь человеке, внешнем объекте, явлении или деятельности; умение внимательно слушать другого человека, резонируя с его сознанием.

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: - Пожалуйста, внимательно осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказал: - Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов!!! Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер… Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы! Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты проявляешь невнимательность — ищешь и находишь только плохое и не обращаешь внимания на все хорошее! - Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеяться на лучшее, то подвергну себя риску разочарования! - Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь внимательным ко всему положительному!

Когда у человека вырабатывается привычка внимательно прислушиваться к голосу собственного разума, души и совести, когда его поведение находится под внимательным надзором разума, когда он внимателен к желаниям и намерениям окружающих, когда он замечает мельчайшие перемены во внешней обстановке, можно смело диагностировать внимательность как его проявленное качество личности. Счастливый обладатель этого качества чётче и осознаннее видит мир, предвосхищает проблемные ситуации и поэтому более адекватно на них реагирует. Внимательность в паре с наблюдательностью делает человека способным к обучению. Внимательность — замечательный ученик, готовый слушать и слышать учителя. Круг ее интересов, как правило, на порядок выше, чем у невнимательности.

У обладателя внимательности хорошо развито непроизвольное внимание и способность к концентрации и сосредоточенности. Даже занимаясь нелюбимым делом, внимательный человек мгновенно мобилизует произвольное внимание, сосредоточивается и основательно и усердно выполняет свои обязанности. Есть такая притча. Почувствовал лев, что сильно постарел и не может больше добывать себе пищу охотой. Стал он голодать. И тогда решился на хитрость. Он забрался в пещеру и притворился больным. Услышали животные про болезнь льва и стали приходить к нему. А лев, как только они заходили в пещеру, хватал их и съедал. Решила прийти проведать льва и лиса. Но она не вошла к нему в пещеру, а остановилась у входа. - Как здоровье, царь зверей? - спросила она. - Добро пожаловать, лиса, добро пожаловать, сестрёнка-лисичка! Хорошо, что ты пришла. Я так соскучился по тебе. Но почему же ты не входишь? - сказал лев. И ответила лиса: - Я не вхожу потому, что в пещеру идёт много следов, а чтобы обратно они выходили, не вижу.

Внимательность – качество личности, как правило, характерное для выдающихся ученых, писателей, художников, изобретателей. Знаменитый естествоиспытатель Чарлз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». То же самое мог сказать о себе и И.П. Павлов, внимательно следивший за всеми опытами в своих лабораториях. Поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили. Большой внимательностью к окружающему обладали писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, К. Г. Паустовский и другие. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.

Например, Чехов «предсказал», что из Рахманинова выйдет «большой человек». С Рахманиновым Чехов познакомился в Ялте. Рахманинов был аккомпаниатором на концертах Шаляпина. Позже Рахманинов с гордостью вспоминал, как на одном из первых концертов к нему подошел Чехов сказал: «Из Вас, молодой человек, выйдет большой человек». В ответ Рахманинов удивился такому предположению, Чехов же объяснил свое «предсказание» просто – «это написано на вашем лице». Необыкновенная внимательность и наблюдательность Чехова, его внимание к деталям, без которых не могло бы быть его литературы, находили отражение и в повседневной жизни. Например, К.С. Станиславский вспоминал такой случай: «Однажды ко мне в уборную зашёл один близкий мне человек, очень жизнерадостный, весёлый, считавшийся в обществе немножко беспутным. Антон Павлович всё время очень пристально смотрел на него и сидел с серьёзным лицом молча, не вмешиваясь в нашу беседу. Когда господин ушёл, Антон Павлович в течение вечера неоднократно подходил ко мне и задавал всевозможные вопросы по поводу этого господина. Когда я стал спрашивать о причине такого внимания к нему, Антон Павлович мне сказал: – Послушайте, он же самоубийца. Такое соединение мне показалось очень смешным. Я с изумлением вспомнил об этом через несколько лет, когда узнал, что человек этот действительно отравился».

Внимательность напрямую причастна к «круговороту счастья в природе». Внимательность в отношениях принимает формы осторожности и сосредоточенности. Мужчина знакомится с женщиной. В конфетно-цветочный период отношений он сама внимательность и предупредительность. На внимательность его побуждает ожидание наслаждений. Воодушевленный будущим счастьем, он очень осторожно и внимательно ведет себя с женщиной. После близких отношений, внимательность как-то чахнет, наступает расслабленность, мужчина становится невнимательным и неосторожным. Счастье разворачивается и уходит из отношений. Тут он хватается за голову, сокрушаясь и виня себя в невнимательности. Счастью хочется верить в эти слова раскаяния, и оно, будучи великодушным, возвращается. Проходит время, мужчина опять расслабляется, и счастье покидает его дом. Так, происходит круговорот счастья в природе. Поэтому сохранение отношений – это сохранение внимательности. В этом секрет прочной и дружной семьи. В.О. Рузов говорит: «Нужно вешать на квартире молодожёнов плакат: «Будь внимателен и осторожен в ближайшие 30 лет!» А дальше ещё внимательнее и осторожнее. А улучшение отношений – это более внимательное отношение к человеку, и более осторожное. Вот формула отношений. Очень простая. Не сложная. Не нужно институты психологии заканчивать. Вот вся формула отношений в двух словах. Не нужно знать ничего другого: ни бихевиоризм, ничего остального. Ни Фрейда изучать не надо с его психическими отклонениями. Не надо. Вот достаточно эти два слова знать. Всё. Все психологические проблемы решены в этом случае. Человек понимает, в чём проблема и он понимает метод решения. В этом принцип».

Или другой пример. Человек покупает машину. Сначала он внимателен и осторожен, буквально пылинки сдувает со своего приобретения. Проходит неделя, и внимательность сменяется расслабленностью, которую изгоняет дэпээсник или поцелуй со столбом. После штрафов или больницы он опять сама внимательность.

Внимательность не распространяется на всё вокруг. У нее тоннельное, направленное видение мира. В межличностных отношениях внимательность может остановить свой зоркий взгляд на желаниях и намерениях другого человека, сопоставить их со своими нравственными устоями, а затем проявить внимательность к человеку в форме чуткости, сострадания, заботливости и отзывчивости. Невнимательный человек получает ярлыки «черствость», «эгоистичность», «невоспитанность», «холодность» и «безучастность», а всё потому, что мимо его сознания проходят состояния, нужды и потребности окружающих.

Внимательность – очень практичное качество личности, помогающее человеку в самых сложных и небезопасных ситуациях. В связке с разумностью она проходит с первого раза преподнесенные жизнью уроки, не наступая в сотый раз на «грабли» жизни. Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались. Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра. - Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт? - Как не знать! - Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые… - Это ещё зачем? - Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил! - Куда ж ты смотрел? - «Куда, куда»… Зазевался - и всё тут… Свали деревцо! - Жалко валить. Оно полянку украшает. - А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо! - Не хочу. - Что тебе, трудно, что ли? - Не трудно, но не стану. - Почему? - А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь! - А ты пенёк выкорчуй! - Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь! - Почему? - Потому, что ты Осёл! - сказал Бобр.

Петр Ковалев

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Равнодушие и отзывчивость».





Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

Какого человека можно назвать «равнодушным»?

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Чем опасно равнодушие?

Может ли отзывчивость принести разочарование?

Что значит быть отзывчивым?

Может ли равнодушие ранить человека?

Нужно ли учиться сочувствию?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Можно ли научиться отзывчивости?

Когда отзывчивость может навредить?

Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Как привить чувство сострадания детям?

Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?

Что значит "быть бескорыстным" человеком?

Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?

Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Важно ли уметь прощать?

Сочувствие и доброта – это синонимы?

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Что можно привести к равнодушию?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?

Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.»

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»

Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Чем опасно равнодушие к своей стране?

Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм - это первопричина рака

Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности?

Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?

Существуют ли люди, недостойные сочувствия?

Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Равнодушие и отзывчивость".

А.Н. Островский «Гроза»
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Чехов
«Вишневый сад», «Палата № 6» , «Дама с собачкой»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
К. Г. Паустовский «
»
А.В. Вампилов «Старший сын»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка» , «Евгений »
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
И.С. Тургенев
«Отцы и дети»
И.А. Гончаров
« »
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
М. Горький
«На дне» , «Старуха Изергиль»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Г.Х. Андерсен « »
В. Гюго «Отверженные»
Х. Ли «Убить пересмешника»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,
« »
С. Коллинз «Голодные игры»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
М.А. Булгаков
« и »
Ф.М. Достоевский «Идиот»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»,
«И грянет гром» , «Все лето в один день»
М. Гелприн
«Свеча горела столе»
А.П. Платонов
«Юшка»
Б. Фредерик

Внимательность к людям — это признак неравнодушия.

Бывают в жизни такие ситуации, когда человеку на улице стало плохо, он упал, а многие прохожие идут мимо, спеша по своим делам. Возможно, они думают, что этот человек болен алкоголизмом или наркоманией, но не всегда это так. Иногда вовремя оказанная помощь может спасти человеку жизнь.

В литературе можно вспомнить пример Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя «Шинель».

Бедный чиновник ходил в старой дырявой шинели в департамент, а коллеги только смеялись над ним. Никому и в голову не приходило, что мужчина не может позволить себе новую вещь. А когда он наконец-то накопил на обновку, и ее у него отобрали воры, и здесь от коллег и должностного лица не было ни помощи, ни сочувствия. Окружающие отнеслись невнимательно к «маленькому человеку», что и привело к его тяжелой болезни и смерти.

Если бы окружающие люди были более внимательны друг к другу, в мире стало бы жить намного лучше и теплее.

Как писать итоговое сочинение по литературе 2017-2018 на тему «Может ли внимательность к людям спасти жизнь»?

Нужно отметить, что спасти жизнь может только неподдельная забота о ближних. Наигранная доброжелательность, равно как и стремление получить выгоду от окружающих чаще губит жизни.

Достаточно интересная тема как мне показалась. прежде всего внимательность, это желание интересоваться успехами, делами, здоровьем окружающих тебя людей, а так же стараться им оказать помощь в трудную минуту или сложную ситуацию.

Например можно для примера взять произведение Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы».

Главная героиня любила копить деньги, а вот внимания к своим детям совсем не проявляла.

Так и осталась она на старости лет можно сказать совсем одна, и у детей ее жизнь совсем не сложилась. А если бы она проявляла внимание к своим близким, возможно у них было бы в жизни все хорошо.

Когда я увидела тему сочинения мне сразу пришло в голову как пример произведение Паустовского под названием «Телеграмма». Внимательность — это обратная сторона равнодушия. Только одна положительная, а другая отрицательная. Вот у Паустовского в рассказе старенькая мама от своей повзрослевшей дочери, которая уехала из родной деревни в город хотела простого внимания, чтобы ее дочь не забывала. Но у дочери были свои дела, своя жизнь в которую не вписывалась мама, поэтому ни звонков, ни приездов пожилая женщина не могла дождаться. В итоге она умерла и ни сколько от старости, сколько от одиночества, тоски и ощущения забытости и ненужности. Писатель дает понять, что равнодушие может убить, а внимательность наоборот продлить жизнь или спасти. Будьте внимательны к родным и близким, потому что жизнь одна и если близкие уходят из нее, их уже не вернешь, это навсегда.