От чего зависят цели обучения. Цели и основные принципы обучения. В предметной области

Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Цели обучения. Уровневый подход

Формирование элементарных знаний об устройстве природы и ее закономерностях;

Развитие речи, расширение словарного запаса;

Стимулирование общения детей друг с другом; проведение ролевых игр;

Развитие художественного восприятия.

4. Четвертый год жизни:

Укрепление здоровья, закаливание организма; выработка правильной осанки; формирование активной двигательной деятельности;

Стимулирование интереса к жизни взрослых, сосредоточение внимания на предметах и явлениях социокультурной среды;

Развитие способности к элементарному анализу, умения устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами окружающей среды;

Развитие речи, умение грамотно строить предложения;

Развитие умения слушать, умения следить за событиями произведений (книги, мультфильмы и т. д.);

Развитие элементарных математических представлений (один/множество, больше/меньше и др.);

Формирование положительного отношения к труду;

Развитие интереса к различного рода играм, командным соревнованиям;

Развитие эстетических и музыкальных способностей.

Физическое воспитание в системе обучения ребенка

Укрепление здоровья ребенка является основным фундаментальным компонентом воспитательного процесса на всех возрастных этапах, определяющих развитие и обучение. Цели обучения непосредственно в сфере образовательного процесса могут варьироваться. В качестве критерия будут выступать возрастные параметры, а также специфика того или иного учебного предмета. Что же касается непосредственно физического воспитания, то здесь особых вариаций нет. В данном случае цель обучения - это прежде всего формирование адаптационных механизмов (защитно-приспособительных сил - химических, физических и др.) и укрепление иммунитета ребенка.

К факторам, снижающим защиту организма ребенка, относятся: голодание, утомление, переживания, нарушение режима дня. Факторы, повышающие защитные силы организма: прогулки на веселое настроение.

Соответственно, задача воспитателя в данной области будет заключаться, с одной стороны, в нейтрализации и снижении воздействия на физическое развитие ребенка факторов, ослабляющих его иммунную систему; а с другой - в формировании и стимулировании защитно-приспособительных сил организма ребенка за счет правильно организованного режима питания, системы физических упражнений, закаливания, благоприятной психологической атмосферы и т. д., профилактики инфекционных и хронических заболеваний, а также профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи. Также важно учитывать особенности окружающей среды, в которой находится ребенок, соблюдение санитарно-гигиенических норм в системе, направленной на обучение.

Цели обучения, принципы и задачи, таким образом, являют собой сложный социально-педагогический комплекс, обусловленный непосредственно спецификой сферы обучения, ожидаемым результатом, а также социально-историческим контекстом.

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и задачи обучения.

Основная цель обучения - поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

  • Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
  • Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
  • Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основным принципам обучения можно отнести:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения , который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;
  • принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;
  • принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
  • принцип сознательности , творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
  • принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;
  • принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;
  • принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;
  • принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

Все перечисленные принципы следует рассматривать как единую систему, которая позволяет педагогу сделать научно обоснованный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения, называется дидактикой. Одним из актуальных для современной дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.

  1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, У. Джеймс).
  2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности - обучение их реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью проходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет»).
  3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка: уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно выполнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать самостоятельно).

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Содержание и цели обучения: стандарты, планы, программы, учебники

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве селекции, отбора из него той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;

2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

3. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;

Цели обучения

Проблема целей обучения заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к целеполаганию в системе образования. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным. В разные исторические периоды, в разных странах перед обучением ставились самые разнообразные цели в зависимости от специфики разных эпох, народов и цивилизаций. Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной воспитательной системы. Именно цели обучения отличают одну воспитательную систему от другой.

Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей воспитания, их зарождения, осуществления и отмирания. Целей воспитания одинаково пригодных для всех времен и народов не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Два противоположных по целям типа воспитания сложились в Древней Греции. Они основывались на полярных представлениях о сравнительной ценности личности и общества.

Спартанский тип был ориентирован в первую очередь на потребности общества и подчинение им интересов личности.

Афинский тип в качестве главной цели воспитания рассматривал личность, всестороннее развитие способностей, заложенных в ней природой. Уже тогда этот второй тип воспитания обнаружил свою высокую жизнеспособность. Однако в его рамках по мере исторического развития оформились два разных варианта определения целей и задач обучения:

  • «сообщающее», «репродуктивное» обучение, рассматривающее в качестве главной цели обучения усвоение основ наук, полезных для жизни знаний. Это направление, сохранившееся до сих пор, иногда называют академическим;
  • «развивающее», «продуктивное» обучение, в качестве главной цели обучения указывает на развитие мышления, логики, творческих способностей личности.

Истина в этом споре, по-видимому, расположена где-то посредине. Сегодня большинство специалистов по теории обучения приходят к выводу, что развивать творческие способности человека, не создав ему прочной базы в виде определенной суммы научных знаний, невозможно. Опираясь на богатый исторический опыт определения конструктивных целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  • усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе. Причем речь идет не только о какой-то сумме фактов, но и о необходимости объяснения связей между ними, а также об умении применять знания в конкретных ситуациях, а в идеале — об умении решать проблемы с опорой на знания из разных областей;
  • развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путем самостоятельного обучения;
  • овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с цслыо достижения в ней высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
  • развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.

Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает всс стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

Свидетельством определяющей роли целеполагания является процесс развития отечественною образования. В течение более чем семидесяти лет советская педагогика провозглашала высокие демократические цели: воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе высокое умственное развитие, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако слова часто расходились с делом. В реальной жизни происходило подавление прав и свобод личности, осуществлялось жесткое подчинение всей системы воспитания монопольно господствующей идеологии.

Однако сегодня нет оснований отказываться от ранее провозглашенной цели, поскольку ей нет разумной альтернативы. Но при ее реализации необходимо учесть ранее допущенные ошибки.

Кроме того, должны быть смещены некоторые ее акценты. Если раньше в качестве основной цели обучения и воспитания выдвигалась подготовка специалиста, способного работать на благо государства и общества, то сегодня акцент смешается на задачу самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Эти изменения способствуют воссоединению современного российского образования с мировой и отечественной гуманистической традицией воспитания.

Национальной особенностью российской культуры и образования издавна было усиленное внимание к внутреннему миру человека, его индивидуальной нравственной позиции. Выдающийся философ XVIII в. Г.С. Сковорода (1722-1794) призывал своих читателей:

Брось коперникански сферы.

Глянь в душевные пещеры...

Важнейшее тебе

Найдешь ты сам в себе.

А в обустройстве этого внутреннего мира человека главной задачей воспитания является утверждение позитивного отношения к миру и людям, идеалов добра и справедливости в качестве высших ценностей. «Мы смело высказываем убеждение, — писал К.Д. Ушинский , — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Другой известный русский педагог М.И. Демков считал, что громадную роль в жизни людей играют религия и нравственность. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания.

Отказываться от этих традиционных для России целей воспитания сегодня нет никаких оснований. Необходимо лишь создать условия для их осуществления.

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образовательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демократизацию, что и характеризует в настоящее время российское образование.

Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обучен- ности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план , на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность , длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле — предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

4. Учебник - еше один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в печатной, но и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

  • информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
  • обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:
  • контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обучения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, — качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержание обучения — этот последний фактор по своей значимости занимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего прежде всего зависит общая эффективность любой сис темы образования.

Призван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны -- ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой.

Двусторонность как особенность процесса обучения играет ведущую роль, ведь овладение знаниями предусматривает сотрудничество учителя и учеников, в процессе которого происходит усвоение новой информации, вырабатываются навыки и умения, происходит воспитание и развитие творческих наклонностей воспитанников.

Впрочем, хотя процесс обучения в педагогике и предусматривает взаимодействие педагога и учеников, но для получения прочных и глубоких знаний одного сотрудничества недостаточно. Необходимо продумать, каким образом организовать учебную и учащихся, постоянно ее активизировать и стимулировать. Часто бывает так, что педагог во время объяснения вынужден делать замечание учащимся, не сумев пробудить интерес к изучаемому материалу и, таким образом, не вызвав у детей стремления овладеть новыми знаниями. В таком случае результативности обучение не принесет.

Следует уделить внимание и такой особенности. Если во время взаимодействия преподавателя и учеников в процессе обучения предусмотрены непосредственные контакты, то как же тогда быть с домашними заданиями, являющимися важной частью отечественного обучения. В этом случае вряд ли можно говорить о сотрудничестве и взаимодействии. Поэтому процесс обучения в педагогике должен быть построен с помощью таких методов, чтобы он стимулировал и активизировал учебную и познавательную деятельность обучаемых в процессе овладения новыми знаниями, приобретения новых навыков, развития их творческих наклонностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззрения.

Задачи, стоящие перед процессом обучения

Изложенное выше позволяет сформулировать важнейшие задачи процесса обучения:

Четкая и продуманная организация деятельности обучаемых в процессе овладения научными знаниями, приобретения новых навыков;

Постоянное стимулирование познавательной и учебной деятельности воспитанников;

Работа над развитием памяти, мышления, творческих способностей;

Формирование научного взгляда на мир, нравственное и эстетическое воспитание;

Работа над совершенствованием приобретенных во время обучения умений и навыков.

Таким образом, задачи процесса обучения являются результатом глубокого осмысления педагогом тех целей, которые поставлены перед обучением или воспитанием, а также условий и способов, с помощью которых они будут реализованы на практике.

Процесс обучения - система, обладающая целостностью

Процесс обучения как система состоит из следующих составных частей: цели обучения, деятельность преподавателя, деятельность обучаемых, конечный результат. К переменным слагаемым этого процесса принадлежат средства управления: это и содержание изучаемого материала, и методы, применяемые в процессе обучения, и наглядные, учебные, технические пособия, учебники (материальные средства), ТСО, и представляющие собой учебную деятельность учащихся.

Цели обучения и их конечный результат предусматривают связи и взаимообусловленность -- как постоянных, так и переменных. Они создают единство и целостность, которые обладают свойствами интеграции и подчиняются общим воспитательным целям, предусматривающим подготовку подрастающего поколения к активной жизни и деятельности в условиях современного общества. Объединяющим элементом всех перечисленных компонентов выступает совместная слаженная деятельность преподавания и обучения, необходимым компонентом которых является общение.

Поэтому процесс обучения как система имеет тесную связь с понятиями комплексности и целостности. Он состоит из многих элементов, пребывающих в тесных связях между собой: учебной информации, целей, средств коммуникации учителя и учеников, форм и способов, с помощью которых осуществляется руководство за всеми видами деятельности учащихся.

Самым важным и надежным способом, который позволяет получить систематическое образование, является обучение. в педагогике представляет собой тесное сотрудничество обучающего и обучаемого, которое направлено на достижение цели, поставленной перед обучением, и призванное стать результатом преобразований личностных качеств учащихся.

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание. Это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей: цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.

Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели :

· овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

· общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

· формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели , которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.

Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующиезадачи обучения :

1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5) совершенствование учебных умений и навыков.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты пед. деятельности:

· постановка целей учебной работы;

· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

· оценивание результатов деятельности учащихся.

Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

· осознание целей и задач обучения;

· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

· восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

О владение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.

Движущими силамив формировании у учащихся потребности в учении являются:

Личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания . Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживает внуктренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что стимулирует их к более активному учению.

Доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним , способствует формированию потребности в учении. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутренне противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения : демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных м имеющихся знаний для их решения, умение учителя ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении . Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких случаях обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении . Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.


Похожая информация.