Отличия чувств от эмоций психология. Эмоции и чувства в психологии: сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств. Чувства и эмоции: временные и постоянные

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с . Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее. Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения. Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения. Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева. А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия. Их систематическое переживание может привести к развитию , в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений. То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

Каждый из нас прекрасно знает, что такое эмоции, ведь они возникают спонтанно и сопровождают нас с самого рождения. Но если поставить прямой вопрос о том, что же это такое, и попросить описать какую-то конкретную эмоцию, то обычно люди испытывают большие затруднения. Еще более сложно дело обстоит с чувствами. Их определение для большинства людей является почти непосильной задачей: невозможно подобрать нужные слова для описания и назвать причину их возникновения. Те ощущения и переживания, которые сопровождают чувства человека, почти не поддаются обычному описанию.

Швейцарский психолог Э. Клапаред в далеком 1928 году назвал эмоциональную сферу психики человека наиболее запутанной и сложной для изучения. Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах. Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных явлений породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь.

Эмоции и чувства являются тесно связанными частями сложной . Однако соотношение этих понятий в психологии до сих пор является открытым вопросом, на который существует много различных ответов. В целом, представления об этих понятиях можно условно разделить на четыре группы, исходя из научных взглядов разных психологов:

  • отождествление чувств и эмоций, одинаковое определение этих понятий;
  • определение чувств как вида эмоций, чувство – одно из многих эмоциональных явлений;
  • определение чувства как родового понятия, где эмоции являются формой переживания чувств;
  • разделение их как понятий, между которыми нет прямого соответствия.

Почувствуйте разницу

В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту. Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.

«В комнате с задёрнутыми шторами я ненавидел весну. Я ненавидел всё, что принесла мне весна, ненавидел тупую боль, которую она вызвала в моём теле. Я никогда и ничего так сильно не мог ненавидеть».

Х. Мураками «Норвежский лес»

«Она была очень хороша, и он знал, что любит её. Она не была прекрасна, как статуя или картина; она была прекрасна, как луг, овеваемый ветром. В ней билась жизнь, та самая жизнь, которая, случайно столкнув две клетки в лоне матери, создала её именно такой».

Э. М. Ремарк «Триумфальная арка»

Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине. Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством. Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности. В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.

Как они возникают?

Вы уже знаете, что такое чувства и как проявляются эмоции, проанализировали их определение. Но важным вопросом является их происхождение, процесс формирования. Эмоциональный отклик напрямую связан с удовлетворением наших потребностей и сохранением жизненных функций. Все они проявляются ситуативно и спонтанно, а многие присущи каждому человеку с рождения. Например, вы ощущаете чувство голода, желудок посылает в мозг сигнал. Но так сложилось, что вы не можете удовлетворить эту потребность прямо сейчас, поэтому возникает негативная эмоциональная реакция, вы ощущаете голод. Но когда вы покушаете, ваша негативная эмоциональная реакция исчезнет, а ей на смену придет другая.

Чувственные переживания носят совсем другой характер, их происхождение связано с жизненным опытом человека и влиянием окружающей действительности. Они возникают на основе уже сформированных понятий и выражаются с помощью эмоций. Например, для того, чтобы возникла любовь к Родине, нужно овладеть сутью самого этого понятия, а также знать те переживания, которые в целом связывают с этим понятием. Очевидно, что осмысление чувств связано с глубоким анализом и оценкой происходящего. В связи с этим их также часто называют высшими или вторичными эмоциями, что объясняется их формированием на основе более простых эмоциональных реакций.

Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики. Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоции, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться. Например, мать любит своего ребенка, несмотря на его плохое поведение в некоторых ситуациях, когда она испытывает грусть, обиду, негодование и другие полярные эмоции. Этот пример ясно показывает, что не существует прямого соответствия между этими понятиями: каждая эмоция может выражать различные чувства, в свою очередь каждое чувство может проявляться различными эмоциями.

Как их распознать?

Эмоции распознать довольно просто, они выражаются в жестах, мимике, интонации и тоне голоса, а также в манере разговора. Чувства обычно проще выразить обычными фразами: «Я его люблю», «Я этого боюсь». Человек может осознанно не проявлять эмоционального отклика, скрывая, таким образом, от других людей свои чувства. Но далеко не каждый из нас умеет контролировать эмоции, которые находят свое проявление через невербальные «каналы» и стают заметны для окружающих.

В ходе социального развития человечества, невербальные проявления обобщились и могут комплексно выражать конкретные чувственные ощущения. Научившись распознавать невербальные сигналы в общении, каждый человек способен определять не только конкретные эмоции собеседника, а часто и сложные чувства. Но не следует забывать, что чувства у каждого человека могут выражаться с помощью различных эмоций, часто очень противоречивых.

Подведем итоги

Вы узнали много новой информации о сложном и противоречивом эмоциональном мире человека. Для того чтобы новые знания усвоились лучше, заняли свое место в вашем опыте и помогли развиваться дальше, сделаем конкретные выводы о главных различиях между эмоциональным миром и чувственным восприятием человека:

ЭМОЦИИ ЧУВСТВА
Проявляются в конкретной ситуации, отображая его отношение к ней, к своему поведению или к поведению других людей. Они не привязаны к конкретному человеку или объекту Возникают на основе более простых эмоций, поэтому часто их называют высшими.
Являются врожденными, проявляются как спонтанная реакция на раздражитель Формируются в процессе социализации и приобретения личного жизненного опыта
Причина возникновения эмоций осознается Происхождение чувства и его полноту вербально объяснить сложно
Довольно кратковременны, на смену одной быстро приходит другая Актуальные на протяжении длительного, часто неопределенного, периода времени
Одна и та же эмоция может иллюстрировать разные чувства, а они, в свою очередь, у каждого конкретного человека могут проявляться с помощью разных эмоций Не меняются в зависимости от контекста ситуации, а эмоции всегда привязаны к конкретным обстоятельствам

Человеку свойственно постоянно проявлять чувства и эмоции, поскольку он является существом мыслящим и духовно развитым.

Несмотря на кажущуюся общность данных процессов, они существенно отличаются друг от друга.

Понятие и примеры эмоций

Эмоции — психические состояния, которые человек переживает во время значимых для него ситуаций, событий.

Данные процессы происходят в организме постоянно в ответ практически на любые внешние раздражители или внутренние переживания.

Например, в состоянии постоянного голода человек испытывает страдание, усталость.

Сытый, здоровый, развитый физически человек испытывает удовлетворенность, он активен и жизнелюбив.

Высшие чувства возникают в результате общественной жизни. Они делятся на три группы:

  1. Нравственные : товарищества, дружбы, привязанности, долга, жалости и т.д. Возникают в результате усвоения существующих в обществе норм и принципов, моделей поведения. Усвоение информации происходит на сознательном уровне, поэтому в итоге формируется собственная система ценностей.

    Она определяет правила поведения в обществе, характер взаимоотношений с людьми, выполняемые .

  2. Интеллектуальные : любознательность, поиск истины. Они появляются у людей в процессе развития их мозговой деятельности.
  3. Эстетические : восхищение, сарказм, чувство юмора, трагизм, восторженность и т.д. Эти ощущения возникают в результате восприятия информации эстетического характера — художественных образов, музыкальных произведений. У человека формируются собственные представления о красоте и об уродстве.

В чем разница?

Данные психические процессы имеют отличия друг от друга по следующим критериям:

  1. Степень осознанности . Индивид, испытывая эмоции, не всегда может дать четкую характеристику своему состоянию. Например, он может быть неспокойным, но не понимать суть этого беспокойства. Оно может быть вызвано одновременно страхом, гневом и т.д. Чувства всегда четко осознаются. Человек всегда понимает, к кому он питает дружбу, а к кому любовь, когда он счастлив, а когда несчастен.
  2. Понимание причин . Эмоция иногда возникает совершенно без повода. Например, нам вдруг становится грустно и одиноко, но реальных оснований для подобных переживаний нет. Чувства же всегда имеют конкретную причину. Мы дружим с приятелем, потому что нам с ним интересно, надежно, весело. Мы гордимся супругом, потому что он успешен и красив.
  3. Степень устойчивости.

    Эмоции всегда имеют привязку к конкретной ситуации, к текущему моменту времени.

    Переживаемая «здесь и сейчас» радость от какого-то события может уже завтра быть неактуальной. Чувствам свойственна устойчивость. Они привязаны к конкретному предмету и не связаны исключительно с текущей ситуацией.

Соотношение понятий

Несмотря на существующие различия, оба виды психических проявлений являются способом выражения себя и своего отношения к окружающей действительности .

При этом чувства являются более широким, сложным и устойчивым процессом, включающим в себя остальные проявления.

Одно и то же чувство могут сопровождать различные эмоции . Например, дружеское отношение к другому человеку может в процессе взаимодействия сопровождаться целой палитрой ощущений — радость, недоверие, грусть, гнев, скука, ревность и т.д.

При этом нестабильность сиюминутных ощущений, зависящих от конкретных обстоятельств, никак не влияет на устойчивость дружбы. То есть сам объект дружбы не перестает вызвать симпатию и считаться другом только от того, что в какой-либо конкретной ситуации произошел конфликт.

Чувства проявляются внешне именно через эмоции. Так, испытывая любовь к другому человеку, мы переживаем целый комплекс положительных моментов в процессе общения с ним: радость, умиление, заинтересованность, сентиментальность и т.д.

Ощущения, связанные с чувством любви, могут быть и негативными : ревность, тревога, грусть, тоска и т.д.

Закономерности

Оба психических процесса подчинены определенным закономерностям. Так, для чувств характерны:

  1. Обобщенность . Испытывая определенный характер чувств к объекту, можно перенести подобное отношение ко всем однородным объектам. Например, любовь к своей домашней кошке может трансформироваться в любовь ко всем кошкам.
  2. Притупляемость . Под этим понимается постепенное угасание, потеря накала. Особенно отчетливо этот эффект проявляется при рассмотрении любовных отношений. Даже самая яркая влюбленность с течением времени переходит в более спокойное русло.
  3. Взаимовлияние . В ситуации наблюдения разных поступков или явлений возможно более выраженное восприятие одного происходящего события на фоне другого события. Так, предательство одного друга в критической ситуации воспринимается особенно негативно на фоне проявленного другим другом благородства.
  4. Суммация . Чувства, испытываемые в течение жизни, могут суммироваться. Например, удовольствие от профессиональной реализации может постоянно усиливаться в результате новых достижений и успехов.

    Или же постоянные неудачи в личной жизни могут привести в итоге к состоянию депрессии.

Закономерности эмоций:

Как определить, к чему относится?

Нередко люди путают два психических явления между собой, не могут дать точного определения переживаемому ощущению .

Для решения проблемы нужно анализировать ощущения по следующим критериям: осознанность, устойчивость, наличие причины.

Например, такие явления как злость, радость и огорчение являются эмоциями. Они могут проявляться неосознанно, без наличия какой-либо конкретной причины и привязываются к конкретному текущему событию.

Так, в течение дня можно испытать беспричинное огорчение с утра, радость от встречи со старым другом и злость из-за спора с соседом.

Все эти ощущения сменяют друг друга и не отражаются на характеристике всей личности.

Такое психическое явление, как гордость — это чувство .

Оно обладает осознанностью , поскольку человек испытывает гордость за себя или за близкого, основанную на анализе объективных данных.

Это явление устойчиво, поскольку невозможно перестать гордиться из-за какой-либо временной ситуации. Для гордости всегда есть причина, основанная на достижениях и успехах.

Возможность проявлять чувства и эмоции дана каждому из нас. Эти психические явления имеют определенные различия, но при этом тесно связаны между собой .

Чем отличаются эмоции от чувств? Узнайте из видео: