Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика. Направления практической психологии. Области и методы практической психологии

1. Происхождение и определение понятия «психология».

Психология – наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях.

2. Когда и кем впервые были сделаны попытки теоретически осмыслить феномен психики человека?

Впервые термин «психология» ввел в философский язык в ХУШ веке немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» в 1732-1734гг.

3. Основные этапы становления психологии как науки.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

  • I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  • II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  • III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  • IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.



Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

4. Что считали предметом изучения психологии на первом этапе её становления?

Первоначально предмет изучения так называемые душевные, или психические явления, т. е. такие, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

5. Благодаря чему предметом изучения психологии стали считать сознание?

В конце 19 в. Р. Декарт выдвинул постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке.

6. Представители какой психологической школы провозгласили поведение предметом изучения психологии?

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу – прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирован

7. Как понимается предмет психологической науки на современном этапе развития?

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности . Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности .

психология – наука о закономерностях развития психики, т. е. наука, предметом которой является психика животного или человека.

8. Когда и почему психология получила статус науки?

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание - как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

9. Какие области научного знания оказали наибольшие влияние на развитие и становление психологии как науки?

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

В ряду наук современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. В центре внимания психологии всегда остается человек, изучением которого в других аспектах занимаются все вышеназванные науки.

10. Благодаря наличию каких признаков психологию считают наукой?

Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60-70-х годах). Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности. После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США. Выдающимися учеными, внесшими вклад в формирование психологии как самостоятельной науки были: Фехнер, Эббингауз, Вундт, Титченер, Лазурский, Бехтерев, Брентано, Штумпф, Джемс, Сеченов, Павлов, Фрейд.

11. Каковы специфические особенности психологии как науки.

Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении – “на себе”.

12. Отличие научного познания от других видов познания.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не ее механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер, лишено догматизма (см. уровни научного познания, формы научного познания). Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

13. Характеристика житейской психологии.

Они обладают следующими основные отличительными характеристиками:

· Конкретностью , т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

· Интуитивностью , свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

· Ограниченностью , т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

· Основываются на наблюдениях и размышлениях , а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

· Недостаточностью материала , т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнивать их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы.

опора на жизненный опыт и здравый смысл

правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях

фрагментарность житейских психологических знании - интуитивный характер
доступность изложения и наглядность
неточность употребляемых понятий

14. Кого немецкий философ Вильгельм Дильтей считал хорошими житейскими психологами?

Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он надеялся на появление психологии, способной уловить в сети своих описаний то, что в большей степени заключалось в произведениях поэтов и писателей, нежели в существовавших в то время учениях о душе.

15. Обыденная психология.

Житейская (или обыденная) психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

16. Характеристика научной психологии.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности:

Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

Рационализм , свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами;

Неограниченность , т.е. способность знаний быть использованными множеством людей;

Экспериментальная основа , научные психологические знания исследованы в различных условиях, на основе многочисленные опытов и экспериментов и доказаны;

Достаточность материалов , это означает, что знания о законах и закономерностях функционирования психики, получены на основе исследования огромного количества людей;

Хар-ка Н.П.:
бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты
рациональность и осознанность
эмпирическое и логическое доказательность
обобщенность и выявление общих закономерностей
систематичность в описании фактов психологической жизни
опора на научные понятия

17. Существует ли связь между житейской и научной психологией?

Фундаментальная научная психология достаточно тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка.

18. Можно ли охарактеризовать психологию как сугубо теоретическую или прикладную науку?

19. Характеристика психологии как области научной деятельности (академическая психология).

Научная (академическая) психология – обобщенное, закономерное знание о людях, полученное группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов.

20. Характеристика психологии как области практической деятельности (практическая психология).

Практическая (прикладная) психология – направление научной психологии, предметом которого является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, а целью – оказание психологической помощи конкретному человеку на основе обобщенного научного знания.

Говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные их уровни:

1) научно-исследовательские задачи связаны с реше­нием проблем изучения закономерностей разви­тия и формирования личности с целью разработ­ки методологических основ деятельности практи­ческого психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;

2) прикладные задачи практической психологии дик­туются необходимостью психологического обес­печения оптимального функционирования учреж­дений и организаций, труда персонала и отдель­ных индивидуумов, что предполагает составление специальных - обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических реко­мендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологи­ческое обоснование деятельности служб практи­ческой психологии, создание проектов норматив­ных документов такой деятельности;

3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту професси­ональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специали­зированных психологических кабинетах и цент­рах - в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

21. Какое место среди современных наук занимает парапсихология?

Прикладная наука

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

  • Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2014.

Любая наука несет в себе теоретические и практические аспекты. Теория изучает закономерности, тогда как практическая часть отвечает за применение накопленных знаний в жизни, на практике. Не является исключением и психология. Таким образом, получается, что практическая психология изучает практическое использование данной науки.

Практическая психология - что это?

Сразу отметим, что практическая психология - это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д. Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми.

Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная - другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

Проблематика и применение практической психологии

В практической психологии существует проблема теории, опережающей практику, что встречается в любых научных отраслях. Эта проблема вызывает практически пока не доказанные гипотезы. В психологии такие пробелы заполняют метафоры - приемы, которые работают, но не объяснены теоретически. Главная нерешенная проблема практической психологии - теоретической базы недостаточно, чтобы отвечать запросам настоящего мира. Из проблемы вытекают задачи:

  • личные психологические консультации клиентов, обратившихся за помощью;
  • групповые тренинги в различных сферах, в том числе корпоративной;
  • обеспечение социальных сфер с психологической точки зрения.

Навыки практической психологии либо психоаналитика к клиенту, которому нужна соответствующая помощь. Сложность заключается в том, что проблемы у людей всегда индивидуальны, связаны с огромным числом нюансов и тонкостей. Поэтому каждый практический психолог ищет решение той или иной проблемы, руководствуясь собственным опытом и накопленными знаниями, применяя различные методики, комбинируя их в поисках оптимального механизма. Специалисты помогают разобраться и в общих проблемах клиентов, таких как развитие личности, образование, и в достаточно узких: проблемы бизнеса, распределение времени, личная успешность.

Методы, которые применяют практические психологи во время работы с клиентами, разделяют на две группы:

  1. Индивидуальные, которые связаны с работой тет-а-тет с человеком, сюда относят психоанализ.
  2. Групповые, которые сопряжены с работой психолога в группах людей, как правило, со схожими проблемами. Занятия проходят в виде тренингов, групповых терапий с различными особенностями.

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог - такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. - это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату - это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, например, к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу , поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология - это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование. Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями. Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт - чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем - важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология - не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать.

Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотера-певтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное слушание, уме-ние держать паузу, задавать вопросы и отвечать на вопросы другого человека, владение навыками искреннего сочувствия другому. Обязательно нужны знания психологии личности, общения, малых групп, в том числе и семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей и, следовательно, высокую эффективность деятельности специалиста. Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей за счет повышения самоуважения и самопринятия, повышения уважения и принятия им других людей. Если клиент психологически готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем; поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими; поможет приобрести навыки истинно человеческого, не манипулятивного общения, которое позволит клиенту в дальнейшем строить действительно здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Работа с психологом может помочь клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.

Раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Таким образом, научная практическая психология - это не синоним популярной, житейской, бытовой и уж тем более не паблик "ВКонтакте". Она находит применение на практике - в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Терминология

Практическая психология - это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним "прикладная". Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты "прикладная" и "практическая" в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология - это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Проблематика

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры - не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Проблема, которая остро ставится перед практической психологией, заключается в том, что запросы реального мира не соответствуют теоретической базе. Из этого выходят основные задачи этой науки.

Основные задачи практической психологии

Основые задачи, с которыми сталкивается практическая психология, продиктованы теоретической базой и условиями реального мира:

  • индивидуальное психологическое консультирование пациентов, чьи расстройства частично или полностью не поддаются лечению;
  • проведение групповых тренингов (в том числе в корпоративной и бизнес-среде);
  • психологическое обеспечение социальных сфер.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими - такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Практическая психология и другие отрасли науки

Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Методы практической психологии

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:

  • Индивидуальные - используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
  • Групповые - психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.

Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.

Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.

Школы

Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:

  • Психоанализ - впервые предложен и введен Зигмундом Фрейдом и используется до сих пор. Основан на выявлении и изучении бессознательных внутренних и иррациональных влечений.
  • Бихевиоризм - направление, по которому основным предметом изучения является не сознание, но поведение пациента. В настоящее время в большинстве своем замещается когнитивной психологией.
  • Когнитивная психология - сосредоточена на познавательных процессах человеческого сознания: памяти, внимании, воображении. Также исследования связаны с изучением логического мышления, принятиями решений и проблемой выбора.
  • Гуманистическая психология - за основу берется, как понятно из названия, гуманизм, то есть любовь к человеку как личности, признание этой уникальной и целостной системы. Исходя из этого, изучаются проявления самоактуализации и развития личности, ее адаптации в обществе, творческого самовыражения и др.

Обучение

Интересующиеся практической психологией могут получить образование по этой специализации. Бакалавров и магистров в соответствующем направлении готовят как государственные, так и частные, высшие учебные заведения. Кроме того, это направление может быть дополнительным к основному профилю обучения. Именно по этому принципу готовит выпускников, например, Кировский институт практической психологии.

Профессии

Практическая психология - это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования - обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями - перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках задача - разобраться непосредственно с проблемами пациента - также ставится точно и ясно.

Практическая психология: книги

Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, "Практическая психология: вступление к специальности"; М. Гулина, "Консультативная психология: учебник") и практические руководства (Д. Райгородский, "Психологическое консультирование"; Н. В. Тарабрина, "Практическое руководство по психологии посттравматического стресса").