Практическая работа 1 по биологии 9. Лабораторные работы.9 класс. Биология

Вариант 1

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

Рис.1 Рис.2

Семейство: Сосновые Семейство: Сосновые

Род: Сосна Род: Сосна

Вид: Сосна обыкновенная Вид: Сосна сибирская кедровая

Признаки

Сосна обыкновенная

Сосна сибирская кедровая

1. Стебель:


– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное).
– окраска;

Простой или сложный;

4. Цветок или соцветие

Вывод:

1.Какой

3.Скрещиваются ли они?

5.Что такое вид?


«Лабораторная работа №39 В-2»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 2

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Бобовые Семейство: Бобовые

Род: Клевер Род: Клевер

Вид: Клевер белый ползучий Вид: Клевер луговой

Признаки

Клевер белый ползучий

Клевер луговой

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);

– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

5.Что такое вид?

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №39 В-3»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 3

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Ивовые Семейство: Ивовые

Род: Тополь Род: Тополь

Вид: Тополь пирамидальный Вид: Тополь дрожащий (осина)

Признаки

Тополь пирамидальный

Тополь дрожащий (осина)

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);
– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);
– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

Лабораторные работы к курсу «Биология 9 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: " Сравнение растительной и животной клеток "

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных.

Оборудование:

микроскопы,

микропрепараты клеток многоклеточных растений и животных

Ход работы:

рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животного и растительного организмов организма

сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

Оформление результатов:

Заполните таблицу

Клетки ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатой

Покровной

Нервной

Мышечной

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: " Изучение митоза на постоянных микропрепаратах "

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование:

микроскоп

постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Ход работы:

рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении

найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза

Оформление результатов:

Зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

по теме «Решение генетических задач»

Сколько типов гамет и каких даст генотип: 1) Аа; 2) вв

Скрестили гомозиготных норок: серебристую самку и коричневого самца. Серебристый цвет доминирует над коричневым. Определите генотипы и фенотипы потомства.

Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка - голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка? (Карий цвет глаз доминирует над голубым).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: " Статистические закономерности модификационной изменчивости "

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование: каждому из 5 вариантов

по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

карточка с заданием

Ход работы:

рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже - частоты их встречаемости - p . Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко

отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

вычислите среднюю величину признака:

Σ ( vp )

M = ------------,

где M - средняя величина признака, n - общее число вариант

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1.

Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

Вариант 2.

Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: " Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных "

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации,

дегенерации и объяснять их значение

Оборудование:

гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений

таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»

картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)

влажный препарат «Бычий цепень»

Ход работы:

рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы

рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности

выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов

вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение

Оформление результатов:

запишите особенности строения организмов в тетрадь

Сделайте вывод,

объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных

раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Приспособленность растений к совместному обитанию в еловом лесу»

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

Оборудование:

гербарные материалы или наборы картинок (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

справочные материалы:

описание особого растительного сообщества -

елового леса описание растений

Ход работы:

рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

Оформление результатов:

заполните таблицы и продолжите записи

Условия жизни растений в еловом лесу:

Освещение…

Температура…

Наличие насекомых-опылителей…

Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

Приспособления

К жизни при недостатке света:

крупная листовая пластинка

листья не крупные, но растение вечнозелёное

К бедной почве:

наличие клубней

наличие корневищ

наличие других органов запаса

К недостатку насекомых-опылителей:

вегетативное размножение

крупные белые цветки

цветки в соцветиях

опыление мухами

наличие самоопыления

Сделайте вывод, дополнив записи:

Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса. . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Справочные материалы.

Еловый лес - особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах - покров из кукушкиного льна.

Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель - эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска - приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

Почти все травянистые растений елового леса - многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

Ещё одна характерная особенность растений ельника - то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

Описание растений.

Черника - кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 - 200 лет.

Майник двулистный - это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху - рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих - только один. Майник - растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми - под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

Кислица обыкновенная - маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами - такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

Брусника - вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки - это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых - улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник - летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он - многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй - корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре - небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано - вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них - буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета - этот вырост привлекает муравьёв.

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

    В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Отметка "5" ставится, если ученик:



Отметка "4"



Отметка "3" ставится, если ученик:


Отметка "2" ставится, если ученик:

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»"

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных

Оборудование: 1) микроскоп

2) готовые микропрепараты растительных и животных тканей

3) клетки спирогиры, эвглены зеленой

4) нервная клетка

5) клетка гладкой мускулатуры

Ход работы:

1. Приведите в рабочее состояние микроскоп.

2. Рассмотрите препараты внутреннего строения листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассотрите отдельные клетки различных тканей.

3. Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности клеток этих тканей в связи с их функциями у растений.

4. Рассмотрите препараты с клетками животных тканей. Укажите особенности строения клеток в связи с их функциями в организме животного.

5. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу

Оформление результатов:

Клетка ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатая

Губчатая

Покровная

Мышечная

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения"

Цель: изучить делящиеся клетки

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты с делящимися клетками кончика корня

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

2.Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

3.Сосчитайте количество делящихся клеток, которые находятся в поле зрения.

4.Сосчитайте количество неделящихся клеток, находящихся в поле зрения.

5.Зарисуйте делящиеся клетки в таблице по образцу

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Решение генетических задач "

Цель: - развить умения пользоваться решеткой Пеннета,

Определять гаметы и генотипы потомства.

Оборудование: 1) карточки с заданиями для учащихся

2) сборники задач для школьников по генетике

Ход работы:

1. Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2. Решение задач по дигибридному скрещиванию.

3.Сравнение генотипов родителей и их потомства в первом и втором поколениях.

1.а) Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В F 1 — 50% белых и 50% черных. Определите генотипы родителей и потомства.

б) Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F 1 — все растения среднего размера. Какое будет F 2 ?

в) Скрестили белого кролика с черным кроликом. В F 1 все кролики черные. Какое будет F 2 ?

г) Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F 1 — 25% с черной шерстью, 50% — с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.

2)а) Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F 1 все растения были нормального роста; 75% — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.

б) Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F 1 получили 25% черных безрогих, 25% черных рогатых, 25% белых рогатых и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.

в) Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?

г) Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?

3)а) Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

б) Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

в) У матери и у отца 3 группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?

г) У матери 1 группа крови, у ребенка — 3 группа. Какая группа крови невозможна для отца?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях"

Цель: изучить наследственные признаки на примере растений

Оборудование: 1) ручная лупа

2) семена гороха разных сортов

3) семена различных растений

4) комнатное растение колеус

Ход работы:

Задание 1.

1.Изучите внешний вид семян разных сортов гороха. Определите общие признаки семян: окраска, форма кожуры и рубчика.

2.Распределите семена по сортам.

3. Найдите общие видовые признаки семян гороха и их сортовые отличия.

Оформление результатов:

Задание 2.

1.Сравните растение колеус, выращиваемое при ярком освещении, с колеусом, произрастающим в затененном месте.

2.Определите генотипические признаки растения (форма листовой пластинки, тип жилкования, тип листорасположения, строение цветка, тип соцветия)

3.Сравните у тех и других растений их фенотипические признаки (количество листьев на побеге, окраска листьев, размеры листовой пластинки, длина междоузлий, наличие и размеры соцветий)

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Генотипический признак

Фенотипический признак

В затенении

форма листовой пластинки и пр. (все генотипические признаки) у этих растений (на свету и в тени) не отличаются, так как они заложены в генотипе и влияние условий произрастания не может повлиять на их геноти в течении их жизни.

колеус светолюбивое растение, окраска листа более якая и пестрая чем у растения произрастающего в тени.

листья крупные, на побеге их много.

листья менее яркие и пестрые. характерна листовая мозаика, для того чтоб все листья получали достаточное количества света.листьев на побеге меньше чем у растений на свету, они мельче.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Изучение изменчивости у организмов"

Цель: доказать, что изменчивость-общее свойство организмов

Оборудование: 1) 15-20 опавших листьев клена

2) 5-7 раковин прудовика большого

3) линейка, лист бумаги в клеточку

Ход работы:

Задание 1. Обнаружение изменчивости у растений и животных.

1.Сравните 5 опавших листьев клена. Найдите у них черты сходства и различия в окраске листа, форме и размерах. Сделайте соответствующие измерения листовой пластинки. Расположите листья в порядке количественного изменения признака.

2.Определите неизменяемые признаки и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

3.Сравните раковины прудовика. Найдите у них черты сходства и различия в форме и размерах, в окраске раковин. Расположите раковины в порядке количественного изменения признака.

4.Определите видовые признаки прудовика и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Задание 2 . Выявление статистических закономерностей модификационной изменчивости.

1.Возьмите 15-20 листьев клена и расположите их в один ряд в порядке возрастания длины листовой пластинки.

2.Определите частоту встречаемости листьев с короткой, длинной и средней листовой пластинкой. Для этого измерьте длину листовой пластинки всех листьев.

На основе полученных данных постройте на миллиметровой бумаге вариационный ряд длины листовой пластинки. Для этого на оси абсцисс отложите значения длины листовых пластинок каждого листа. Вычислите интервал, в котором лежат все значения длины листовой пластинки. Границы интервала равны наибольшей и наименьшей длине. Разделите полученный интервал на три равных отрезка. На оси абсцисс отметьте точками границы интервалов. Подсчитайте число листьев в каждой из трех получившихся групп. На оси ординат отметьте значения, равные числу листьев с короткой, средней и длинной листовой пластинкой. Соединяя точки, указанные на оси абсцисс и оси ординат, получите диаграмму, состоящую из трех столбцов, которая отражает изменчивость исследуемого признака.

3.Выполните такую же работу по материалам измерений ширины листовой пластинки листа.

Сделайте вывод: сформулируйте выявленную вами закономерность модификационной изменчивости

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

    Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

    Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Лабораторная работа №2

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

Ход работы

    составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.

    Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.

Критерии вида

Показатели критерия для объекта №1

Показатели критерия для объекта №2

1.Морфологический

2. Физиологический

3.Эколдого-географический

    Ответьте на вопросы:

Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

Какова структура вида?

Какова роль популяций в эволюционном процессе?

Лабораторная работа №3

Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование : микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

микроскоп, организмы.

3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

Лабораторная работа № 4

«ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

Ход работы.

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №5

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

Змееяд

Кузнечи-ки

Растения

0 1 2 3 4 5 6 7 8

Змееяд

Кузнечи-ки

Особи, млн

Рис.2. Пирамида чисел

2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

    Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

    В чем сущность правила экологической пирамиды?

    Чем определяется устойчивость биоценозов?

Лабораторная работа №6.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных видов

в данной экосистеме (на примере дубравы).

Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2)Приведите примеры влияния растений на животных

и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

симбиоз

микориза

хищничество

конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

отметьте цепи питания).

1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

У. Вывод. Что такое дубрава?

Практическая работа №1.

«Решение генетических задач и составление родословных»

Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

Оборудование: инструктивные карточки-задания.

Ход работы.

1. Полное доминирование.

Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

2. На неполное доминирование.

У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а . Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО .

У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

4. Полигибридное скрещивание.

    Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?

    У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

5. На сцепленное с полом наследование.

Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

П. Анализ родословных.

В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

Составьте схему родословных трех поколений и определите:

а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Практическая работа № 2.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Формы влияния

Примеры

Последствие влияния

Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

Предложите пути решения этих проблем.