Предмет название которого всегда во множественном. Слова с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре. Незаметно напишите на обратной стороне ремня слово: «Мой». Будьте уверены в том, что пока милый носит этот ремень, любовный обряд дей

Работа со следующей группой команд требует более сложного поведения со стороны ребенка, чем предыдущие команды. Например, ребенок должен уметь обращаться с предметами, к которым он не может немедленно прикоснуться. Эта предварительная подготовка поможет обучить ребенка различать свои собственные действия, а также относить окружающие предметы к различным группам и категориям. Процедура обучения этому похожа на используемую в предыдущих главах.

"Возьми (предмет)"

Шаг 1: Стимул. Положите предмет (книгу, стакан, или щетку) в пределах досягаемости ребенка. Выберите предмет, который ребенок легко узнает. Начните с подачи команды: "Возьми книгу". Если ребенок отвечает на команду, попробуйте дать другую инструкцию, например: "Возьми щетку", или "Возьми стакан" (см. ниже). Если это не происходит, подскажите ему правильный ответ (Шаг 2).

Шаг 2: Подсказка и ослабление подсказки . Дайте команду: "Возьми книгу" и одновременно, взяв руку ребенка в свою, поднесите ее к книге, заставьте его взять ее и поднести к вам. Возьмите книгу и закрепите действие ребенка поощрением. Положите книгу снова на стол, повторите команду и начинайте ослаблять подсказку; т.е. физическая помощь должна быть в размере, необходимом ребенку, чтобы достичь правильного ответа. Как только ребенок ответит правильно согласно вашим критериям, постепенно отодвигайте книгу все дальше и дальше от него, в конечном счете, попросите ребенка найти и принести вам книгу из другой части комнаты или вообще из другой комнаты.

Шаг 3: Категории предметов . Следующими командами после "Возьми книгу" могут быть "Возьми щетку", "Возьми стакан". Вы должны быть уверены, что ребенок умеет различать предметы, а не только брать то, что лежит на столе. Правильный ответ потребует умения правильно категоризировать предметы. Мы предлагаем помочь вашему ребенку отвечать правильно на ваши команды (инструкции). Во-первых, ребенку легче распознать предмет по ассоциациям с его функциональным назначением, чем по тому, что предмет ему просто покажут. Например, ребенку легче распознать щетку для волос, когда он услышит команду: "Причешись", чем когда он услышит: "Покажи расческу". Во-вторых, ребенок легче возьмет стакан с молоком, если услышит: "Выпей стакан молока", чем после инструкции: "Покажи стакан". Поэтому используйте в инструкциях действие (т.е. "Выпей стакан молока") для того, чтобы ребенок нашел и взял предмет, а потом постепенно ослабляйте действие ("выпей"), придя к тому, что в вашей инструкции будет звучать только название предмета (стакан), который ребенок возьмет и вручит вам.



Шаг 4 : Ввод новых инструкций . По мере того, как продвигается обучение ребенка, постепенно добавляйте новые инструкции, включающие новые предметы, например, "Возьми кусочек хлеба" или "Возьми куклу". Позже вы можете давать две команды на два разных предмета одновременно. Начинайте это занятие, расположив два предмета равно удаленно от ребенка, один слева, другой справа от него. Постепенно удаляйте предметы от него (на 6 футов (6 х 30 см), на 12 футов и, в конце концов, в другую комнату) так, чтобы ребенок должен был двигаться и искать предметы для вас. Чем больше инструкций ребенок научится выполнять, тем успешнее вам удастся занять его свободное время.

А теперь давайте перейдем к другому виду команд, которые требуют немного другой отработки.

"Включи свет" (манипуляция предметами)

Шаг 1: Стимул. Начните с подачи команды: "Включи свет". Если ребенок реагирует правильно, согласно вашему критерию, начинайте обучение другому приему. Если ребенок не правильно реагирует, подскажите правильный ответ (Шаг 2).

Шаг 2: Подсказка . Дайте эту команду, стоя вместе с ребенком рядом с включателем. После произнесения команды (не задерживайтесь более чем на 1 секунду), возьмите руку ребенка, поднесите ее к включателю и помогите ему включить свет. Наградите ребенка за выполненный по подсказке ответ. Выключите свет, подождите несколько секунд и произнесите снова инструкцию. Подскажите ребенку так, как это ему необходимо (не больше). Например, после команды, подождите секунду другую, чтобы посмотреть, будет ли ребенок тянуться к включателю, прежде чем подсказать ему это действие. Как только рука ребенка окажется на включателе, неважно сам ли он ее туда доставил или вы помогли ему сделать это, прежде чем подсказать ему следующее действие, сделайте опять секундную паузу, чтобы посмотреть сможет ли ребенок сам справиться с выключателем.

Шаг 3: Ослабление подсказки. Ослабляйте подсказку, лишь слегка дотрагиваясь до руки ребенка или держа его руку очень слабо. Убирайте свою руку во время, когда нужно будет нажать на кнопку выключателя, затем перед тем, как ребенок достанет выключатель, затем, когда его рука будет на середине пути к кнопке и т.д. пока ребенок не осуществит действие самостоятельно, без вашей подсказки. Не забывайте проследить у ребенка несколько успешный попыток, всякий раз, ослабляя подсказку. Помните, что ребенок должен включить свет только, когда вы дадите ему соответствующую инструкцию. Ведь вы хотите, чтобы он учился слушать вас.

Шаг 4: На этом этапе вы обучаете ребенка реагировать на команду, когда он находится вдали от выключателя. Как только ребенок ответит на серию предыдущих команд, переместитесь на несколько футов (1 фут ~ 30 см) от выключателя и дайте эту же команду. Если ребенку не удастся совершить действие, подскажите ему, слегка подтолкнув его к выключателю. Если он опять не реагирует правильно, придвиньтесь ближе к выключателю. Когда ребенок научится пересекать комнату и включать/выключать свет, начинайте обучение другому элементу поведения.

Вы заметите, что при обучении некоторым элементам поведения, вам не потребуется использовать поощрения, т.к. ребенку уже доставляет удовольствие их выполнение. Например, детям, которым нравиться включать и выключать свет не нужно дополнительных поощрений за выполнение этого задания. Однако при этом вы должны быть уверены, что ребенок выполняет вашу команду, а не просто делает это из удовольствия. Если он выполняет действие без вашего разрешения, вы должны выразить ему свое разочарование так, чтобы он понял, что должен слушать ваши инструкции, а не поступать, как ему захочется.

Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, страны, предметы вокруг нас, события, наши действия, настроение - всё названо, всё имеет своё имя или название. Вы легко понимаете слово, если знаете его значение. Значение - это то, что слово обозначает. Если вы не знаете значения какого-то слова, то можете его выяснить у взрослых или с помощью толкового словаря. Но иногда в жизни можно наблюдать такую ситуацию. Учитель спросил Ваню, какие у него любимые предметы. Ваня ответил, что компьютер, мячик и велосипед. Как вы думаете, Ваня ответил правильно? О каких предметах Ваню спрашивал учитель? О школьных предметах. Почему же произошла такая путаница? Всё дело в том, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений. На уроке мы познакомимся с многозначными словами, узнаем, в каком словаре можно найти их значения.

Выполните задание. Узнайте слово по его лексическому значению. Соедините стрелкой.

Проверьте себя.

А теперь рассмотрите рисунки и назовите те части, на которые показывает стрелка (рис. 1).

Рис. 1. Ножка - многозначное слово ()

Что заметили? Картинки разные, предметы разные, а слово одинаковое. Везде написано слово «ножка». Почему?

Оказывается, у одного слова может быть не одно, а сразу несколько значений. Это одна из особенностей нашего русского языка. Если у слова только одно лексическое значение - его называют однозначным, если два и больше - многозначным. В нашем языке многозначных слов гораздо больше, чем однозначных. Но все значения многозначных слов связаны по смыслу и имеют что-то общее.

Сколько значений слова «ножка» подсказали вам рисунки? Перечислим.

1. Ласковое название нижней конечности человека ноги.
2. Стебелёк,на котором держится цветок или нижняя часть гриба под шляпкой.
3. Опора мебели.
4. Одна из раздвижных частей измерительного прибора,например циркуль.

Сделаем вывод: слово «ножка» - многозначное.

Выполните задание. Разделите слова в два столбика: в первый однозначные слова, во второй многозначные.

Лёд, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, математика, линия, абочка, гитара, молния, хлеб.

Проверьте себя.

Однозначные слова: лёд, скакалка, сосна, кенгуру, математика, гитара.

Многозначные слова: листок (бумаги и дерева), хвост (животного, самолёта, очереди), линия (горизонта, черта на бумаге, железнодорожная или воздушная), бабочка (насекомое и галстук), молния (застёжка и разряд в воздухе), хлеб (это и продукт, который едим, и зерно, посаженное в поле)

Как же не ошибиться и точно определить, является слово многозначным или однозначным? Поможет толковый словарь. Чтобы узнать, сколько значений есть у слова, надо найти слово по алфавиту в толковом словаре. Если в словарной статье будут написаны цифры 1, 2, а может быть и больше, и у каждой цифры будет дано толкование, то слово многозначное.

Послушайте сказку Геннадия Цыферова. Посчитайте, сколько значений к слову «звезда» назвали герои сказки кузнечик и лягушонок.

- А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
- Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики,ими прибито небо».Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки,что забыли упасть».Но и им ты тоже не верь.Послушай меня лучше.Мне кажется,виноват большой дождь.После большого дождя растут большие цветы.А ещё мне кажется,когда они достают головой небо,то они и засыпают там,поджав длинные ножки.
- Да,- сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду.Звёзды - это большие цветы.Они спят в небе,поджав длинные ножки.

Сколько же значений слова «звезда» назвали кузнечик и лягушонок? Ни одного. Они не смогли объяснить значение этого слова. А вы сможете? О каких звёздах идёт речь? О звёздах - небесных телах.

А что ещё можно представить, когда слышишь слово «звезда»? Вы что представили? Посмотрим, какие значения слова «звезда» указаны в толковом словаре. Прочитайте словарную статью к слову ЗВЕЗДА. Сколько значений вы видите?

1.Небесное тело, видимое на ночном небе. Полярная звезда (рис. 2).

Рис. 2. Звезда в небе

2. О знаменитом человеке. Звезда балета (рис. 3).

Рис. 3. Звезда балета

3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами. Кремлёвская звезда. Орден, имеющий такую форму (рис. 4).

Рис. 4. Геометрическая фигура

4. Светлое пятно на лбу животного (рис. 5).

Рис. 5. Звезда на лбу животного

5. Морская звезда (рис. 6).

Рис. 6. Морская звезда ()

Вывод: звезда - слово многозначное.

Как же появляются значения у одних и тех же слов? За звёздами на небе люди научились наблюдать в глубокой древности. А геометрическую фигуру, морскую звезду, орден назвали так за схожесть по форме. За что звёздами называют знаменитых людей? За талант, яркость, блестящую работу.

А знаете ли вы, что в Древнем Риме понятие «множество», т. е. чего-то много, обозначалось словом «глобус». Ведь было время, когда люди не подозревали, что земной шар круглый. Шар вообще назывался по-латыни глобусом. Это название шара пригодилось, когда начали изготовлять модель земного шара - круглый глобус.

Вот так могли в наш язык приходить слова - названия предметов. В современном языке слово «глобус» имеет только одно значение - это модель земного шара, а вот слово «шар» - многозначное: это и предмет, например биллиардный шар или воздушный шар, и в математике есть шар, и о своей планете мы говорим «земной шар».

Получается, что слова, обозначающие предметы, очень часто являются многозначными словами. Давайте выясним: слова-признаки и слова-действия нашего русского языка могут быть многозначными?

Выполните задание. Составьте словосочетания с каждым словом в скобках и представьте, о чём идёт речь.

Проверьте себя.

Холодный чай, холодный дом, холодный ветер, холодный свитер, холодный цвет.

Глухой старик, глухой выстрел, глухой переулок, глухой лес, глухой голос.

Хранить кольцо, хранить память, хранить доброе имя.

Брать палку, брать город, брать что-то с собой, брать вправо.

Вывод: многозначными в русском языке могут быть разные слова: и слова, обозначающие предметы, и слова-действия, и слова-признаки.

Значений у многозначных слов может быть и два, и три, и больше. Например, у слова «брать» в словаре указано целых 14 значений, а у слова «идти» - 26. Конечно, ещё не все значения вам уже сейчас понятны, но старайтесь выяснять незнакомое и непонятное и запоминать, а помогут вам толковые словари. Знание разных значений слов сделает вашу речь интересной и красивой.

Сегодня на уроке мы узнали, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений, познакомились с многозначными словами, определили, в каком словаре можно найти их значения.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Chernova.moy.su ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Найдите в нём многозначное слово, объясните его значения.

И солнце играет

(Лучами на речке),

И кошка играет

(Клубком на крылечке),

И Женя играет

(Есть кукла у Жени),

И мама играет

(В театре на сцене),

И папа играет

(На медной трубе),

И дедушка (с внуком играет в избе).

3. Составьте словосочетания с многозначным словом КРЕПКИЙ.

Ткань, сон, руки, удар, кофе, орех, узел, здоровье.

4.Определите многозначное слово по его лексическому значению.

1-е значение - учебное занятие.

2-е значение - задание, которое даётся ученику.

5. Придумайте предложения с разными значениями слова ШИШКА.

1-е значение - бугорок на теле человека или животного от ушиба.

2-е значение - сосновая, еловая, кедровая шишки.

6. Догадайтесь, какое многозначное слова подходит по смыслу в предложения.

За окном…. ветер. На улице … сирена пожарной машины. В лесу … волк.

Страница 7 из 8

Урок шестой. Берём предметы.

В текстовых играх часто применяются предметы. Для того, чтобы игрок всегда знал, какие предметы у него с собой, в QSP есть специальное окно инвентаря(с заголовком "Предметы"). Когда игрок берет предмет, тот появляется в инвентаре.

Для того, чтобы добавить предмет в инвентарь, используется оператор ADDOBJ, для того, чтобы удалить предмет из инвентаря, используется оператор DELOBJ.

Записывается так:

ADDOBJ "Название предмета" DELOBJ "Название предмета"

Есть три основных способа брать предмет, рассмотрим каждый на примере.

Создайте локацию "Начало", с описанием "Игра про гномов." и действием с переходом на локацию "Играть". Отключите неиспользуемые окна - дополнительное описание и строку ввода.

Создайте локацию "Играть". В описании напишите:

Вы спасли гномьего короля от смерти в лапах тигра. - Бери алмазов сколько захочешь, бери рубинов, сколько унесёшь, бери Меч Справедливости, он у нас один.

Берем предметы без ограничений.

Напишем действие для того, чтобы брать алмазы. Создайте действие "Взять алмаз". В коде действия пишем:

ADDOBJ "Алмаз"

Действие готово. Теперь, когда игрок выберет это действие, в инвентаре добавится предмет "Алмаз". Сколько раз нажмет, столько алмазов добавится, без ограничений по количеству.

Берем не более 5 предметов.

Напишем действие для того, чтобы брать рубины. По замыслу игры, игроку позволено взять только 5 рубинов. Создайте действие "Взять рубин". В коде действия пишем:

IF Количество_Рубинов < 5: ADDOBJ "Рубин" Количество_Рубинов = Количество_Рубинов + 1 ELSE "Жадность не порок, но вы не можете унести больше, чем уже взяли." END

В этом действии делается проверка на количество рубинов, которые уже взял игрок. Если количество рубинов меньше 5, то он может взять еще один рубин. Если нет, то выводим строку текста.

Обратите внимание на строку

Количество_Рубинов = Количество_Рубинов + 1

Здесь переменная "Количество_Рубинов" увеличивается на 1 каждый раз, когда игрок берет рубин. Такую переменную называют "счетчиком". Пока игрок не взял ни одного рубина, в этой переменной будет значение 0. Когда игрок будет брать рубины, это значение будет увеличиваться, пока не достигнет максимального значения 5.

Берем только один предмет.

Напишем действие для того, чтобы взять меч. Это действие будет присутствовать на локации только в том случае, если игрок еще не взял меч. Поэтому мы не создадим действие как обычно, а напишем его в коде самой локации, "обернув" его в условие. Пишем в коде локации:

IF Меч = 0: ACT "Взять Меч Справедливости": ADDOBJ "Меч Справедливости" Меч = 1 GOTO $CURLOC END END

Переменная "Меч" принимает всего два значения: 0 и 1. Такую переменную назвают "флажком". Изначально в переменной "Меч", как и в любой другой числовой переменной, хранится значение 0. Условие "Меч = 0" выполняется, и действие "Взять Меч Справедливости" добавляется в список действий.

Рассмотрим подробно, что произойдет, когда игрок выберет это действие.

ADDOBJ "Меч Справедливости"

В инвентарь добавляется предмет "Меч Справедливости".

Меч = 1

В переменную "Меч" записывается значение 1. Мы "установили флажок", теперь игра "помнит", что игрок взял меч.

GOTO $CURLOC

Переход на текущую локацию. Заново выводится описание локации, заполняется список действий, и выполняется код локации. Условие "Меч = 0" не выполнится, и поэтому действие "Взять Меч Справедливости" не будет добавлено.

Итог: в этом уроке мы научились брать предметы тремя способами - без ограничений, с ограничением по количеству, и однократно.


Путешествие в мир логики. Занятие 3
Учим дошкольников ориентироваться по словесной инструкции, выполнять задания, развивающие логическое мышление и внимание.
- Найди в каждом ряду одинаковые предметы и соедини их стрелкой.
- Винни-Пух купил в магазине круглый красный предмет. Золушка - треугольный жёлтого цвета. Незнайка - предмет овальной формы серого цвета. Карлсон - прямоугольный коричневый. Проведи линии от сказочных героев к их покупкам.
- Раскрась каждый четвёртый предмет. Почему ты так раскрасил?
- Обведи линией голубого цвета птиц, зелёного цвета - рыб, линией красного цвета - насекомых.


- Какой стульчик нужен каждому из мишек?
- Догадайся, где ней кораблик? Почему?
- Какой предмет должен взять со стола мишка для того, чтобы съесть кашу?
- Что перепутал художник на этом рисунке?
- Покажи картинку, на которой нарисованы мячик и флажок, яблоко и морковка, морковка и мячик, яблоко и флажок.
- Какие вещи нужны зимой, а какие летом?
- Подбери заплатки к коврикам.
- Найди животное, о котором говорится в описании.


- Найди одинаковые предметы.
- Помоги котенку найти все мячики.
- Рассмотри картинки в облачке, найди точно такие же в таблице.
- Найди такой же предмет, как в облачке.
- Помоги зайчику найти всех бабочек.
- Рассмотри картинки. Чего не хватает на второй картинке по сравнению с первой?
- Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются картинки.


- Какие слова загаданы на этих картинках? Подпиши под каждой картинкой букву, с которой начинается название предмета, а потом прочти полученное слово.
- Помоги зайке дописать буквы. Кто-то зачеркнул слова. Попробуй прочитать их.
- Прочти в каждой рамке название еды и соедини линией с тем животным, которое любит её больше всего.
- Помоги маме сварить щи. Прочти названия продуктов и обведи кружком те, которые надо положить в кастрюлю.
- В каждой строке напиши первую букву, чтобы получилось новое слово. В каждой строке допиши буквы, чтобы получилось новое слово.
- Отгадай и напиши, как зовут каждую из девочек.
- Если ты знаешь, как рисуется звёздочка, то легко прочтёшь слова. Кто-то неправильно подписал портреты. Зачеркни неверную букву и напиши правильную.


В дошкольном возрасте особое внимание нужно обратить на активизацию слов, характеризующих пространственные отношения. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, как расположены предметы в пространстве, учить словесно обозначать их местонахождение, используя для этого пространственные предлоги, сначала самые простые - в, на, под, с, из, а затем и более сложные - над, около (у), перед, посередине.