Предмет, объект и значение логики

Логика: философия вывода Объект и предмет логики

E. J. Lemmon. Beginning Logic. Cambridge. CUP Publisher. 2004. Chapter 2.

Объект и предмет логики

Формальная логика исследует дедуктивный вывод. Она не исследует индуктивное рассуждение. Предмет логики – строгое, или дедуктивное, доказательство с точки зрения его достоверности, или правильности.

Мышление как объект логики

Есть знания, истинность которых видна непосредственно . Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия физического действия, допустим, следы ног на песке. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна.Т.о., к числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания .

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания – мышления.

Мышление способно отражать окружающую действительность. Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей.

Однако мышление, с одной стороны, являясь производным от бытия, с другой стороны, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания (реальности) и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно (например, ложные показания). Это одно из отрицательных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении . Таким образом,объектом логики является мышление .

Главной особенностью мышления является идеальность. Материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального ничего этого нет. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление – это сложный, многогранный процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга – материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересуется сущностью слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека.

Кроме того, человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

МЫШЛЕНИЕ

Теоретическое Практическое

понятийное образное наглядно- наглядно-

образное действенное

сфера логики

Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности.

Какаю же сторону мышления изучает логика. В чем состоит ее предмет? Рассмотрим это более подробно.

Предмет логики

Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о смысле жизни и пр. При этом вполне очевидно, что в содержательном плане мысли математика, например, отличаются от мыслей юриста.

В различных по-содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

Наши знания о форме достаточно разнообразны. Мы различаем форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства – это способ организации государственной власти, порядок образования органов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме. В приведенных примерах форма, таким образом, отражает способ связи содержательных частей.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.

Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия.

В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами.

Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений.

Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах :понятиях, суждениях и умозаключениях , каждая из которых имеет при этом специфическую структуру.

Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы – преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлением против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим – латинской буквой S, а то, что мыслится обS, - латинской буквойP. В итоге получим в обоих в обоих случаях одни и те же элементы мысли: «НекоторыеSестьP». Это и есть логическая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание мысли существует и отражает эмпирическую действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют неразрывно. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые Sесть Р» имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквойS, есть признак, обозначаемый буквойP. Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».

Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу логики. Отсюда и ее название – формальная.

При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме.

Рассматривая истинность мышления, формальная логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. Аложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

Правильность мышления – это свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в мысли эмпирическую реальность, - предметы, явления и отношения между ними. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать связи и отношения действительности.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однакоцентр тяжести онапереносит на правильность мышления . Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логическим. Правильное (логическое) мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Определенность – это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой реальности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий» Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.

Обоснованность – есть свойство правильного мышления отражать причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Нарушение правильности мышления ведет к логическим ошибкам. Соблюдение правильности – есть закон мышления .

Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами (далее будут рассмотрены).

Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика?

Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.

Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.

В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак, формальная логика – есть изучение общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

    формы мыслительного процесса – понятия, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;

    законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания эмпирической реальности и самого мышления;

    методы получения нового выводного знания – сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;

    способы доказательства истинности или ложности полученных знаний – прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.;

Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основании закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Познание как отражение действительности

Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному.

Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. В основе познания мира лежит необходимость его практического изменения. Материалисты, представители философского направления, которое исходит из того, что материя первична, а сознание - свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) - вторично, считают, что мир и его закономерности познаваемы.

Научной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотографии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, т. е. если не существует их образов в сознании человека). Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе познания.

Основой познания является практика. Практика является движущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходимо для того, чтобы раскрыть «тайны» природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии. Приведем еще один пример. В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка. Ее длина всего 1-3 см, а вес 1 г, но она может убить своим ядом 50 ягуаров. Так как у индейцев одного из племен нет огнестрельного оружия, то они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Это самый сильный яд животного происхождения, известный до настоящего времени. Данный пример показывает, что практическая потребность индейцев заставляет их познавать свойства яда этой лягушки. А практические потребности лечения некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лечебное средство.

В настоящее время практика поставила перед человечеством глобальные проблемы: сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.

Все науки, в конечном счете, возникли из практических потребностей людей: математика - из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия - из потребностей мореплавания; медицина - из потребностей борьбы с болезнями.

Как осуществляется процесс познания? Познание осуществляется в двух основных формах - в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Практика не выделяется в особую форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой (как критерием истины).

Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т.д.).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Человек обычно различает 3-4 оттенка черного цвета, профессионалы - до 40 оттенков.

Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность общения с Элен и методику ее обучения. Девочка произнесла первое слово - вода, это считалось чудом. Она научилась говорить, хотя сама и не слышит своего голоса.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т.д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (первые восхитятся его красотой, биолог увидит в нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т.д.).

Восприятия предметов и мышление очень часто тесно переплетаются. Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и знаниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской деревушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нужна им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или " иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представ­ление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофильма Чарли Чаплина «Граф». Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неведению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залезали даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно - ведь куда проще было разрезать или разломить кусок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чаплин использует простые явления реальной жизни, представленные в неожиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это - скачок от познания фактов к познанию законов.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.). Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «Саранча опустошает поля» - простое суждение, а суждение «Наступила весна, и прилетели грачи» - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

Все металлы - вещества. Литий - металл.

Литий - вещество.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.

Растения делятся или на однолетние, или на многолетние. Данное растение является однолетним.

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю производственную и общественную деятельность людей в определенных исторических условиях, т. е. это материальная производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, политическая деятельность, научный эксперимент и т.д. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.

познание восприятие мышление умозаключение

Изначально возникновение логики произошло в рамках необходимости изучения законов и форм правильного мышления для совершенствования ораторского искусства. Логика была течением философии, на то время единственной всеохватывающей науки, обобщающей представления человека об окружающем его мире и о его мышлении.

Ораторское искусство было определяющей формой влияния на умы людей, их убеждения и поступки. Однако в древнем мире логические законы служили скорее не для достижения истины, а для доказательного убеждения аудитории.

Логикой были заинтересованы светлые умы человечества, и постепенно она развивалась как наука. Постепенно логика стала изучать форму мышления обособленно от его содержания. Так зародилась формальная логика, выйдя из-под покровительства философии. В это событие внесли немалый вклад представители немецкой классической философии - И. Кант и Г.В.Ф. Гегель.

Абстрагирование от конкретного предмета рассуждений позволило перенести законы логики на решение математических задач, задач программирования, составление алгоритмов электронно-вычислительных машин.

Однако ведущей частью науки все-таки остается формальная логика, лишь она несет познавательную функцию и играет методическую роль науки, изучающей формы и законы верного мышления, приводящего к торжеству истины.

Этимологически термин «логика» восходит к древнегреческому слову «лпгпу» (logos), означающему «мысль», «слово», «учение». Он многозначен: логикой могут отличаться не только мысли, но и поступки, и действия человека, развитие общества и культуры, связь знаков языка и т. д.

Логика - это философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления.

Статус и роль любой науки в познании характеризуются, прежде всего, ее объектно-предметной областью.

Объектом науки в широком смысле является область действительности, на которую направлены исследовательские усилия ученых.

Предмет науки, в свою очередь, - это определенная сторона объекта, способствующая его качественно-количественному уточнению.

Предмет науки уточняет ее объект, выделяет ее в ряду других наук, исследующих данный объект.

Объект логики - человеческое мышление. Мышление является объектом и других разделов философии и наук: онтологии, физиология, психологии, генетика, кибернетика и др.

Сущность мышления, его происхождение, отношение его к материальному миру и его познавательные возможности изучает онтология. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мышления на машинах.

Из всех сторон мышления прямое отношение к логике имеет его опосредованность, т.е. способность переходить от старых знаний к новым, не обращаясь, каждый раз непосредственно к опыту. Логика интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации. Поэтому она называется формальной логикой. Основательную и систематическую разработку формальной логики впервые осуществил Аристотель. Его работы объединены под названием «Органон» (орудие знания). В конце 16 - начале 17 века английский ученый Фрэнсис Бэкон создал «Новый Органон» - учение об индукции, обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов.

Таким образом, предмет логики - это сложная система, объединяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержания мыслей.

Предмет логики составляют:

1) формы теоретического мышления - понятие, суждение, умозаключение;

2) общие законы мышления, или принципы логики, называемые ее основными законами (к ним относятся законы тождества, исключенного третьего, противоположности и достаточного основания);

3) всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом, такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.;

4) структурные законы и правила отдельных форм мысли, например, закон обратного отношения объема и содержания понятия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т. д.;

5) язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей;

6) обосновываемые в логике теоремы и определения;

7) логические ошибки, возможные в процессе мыслительной деятельности.

Определение предмета логики является важным вопросом. Определив предмет логики, на практике можно будет освоить ее прикладной характер, нормативные требования, вывести норму для мыслительного процесса экономистов и правоведов.

Рассмотрим абстрактное мышление в качестве объекта логики. В процессе своей жизнедеятельности человек накапливает знания, получаемые извне. Эти знания обеспечивают ему совершать правильные поступки для выживания. Среди таких знаний есть истинные знания, при использовании которых человек приходит к верному результату. Существуют так же очевидно истинные знания, получаемые человеком на основе ощущений. Это своеобразный психический процесс, отражающий свойства предметов или явлений в объективном мире, которые когда-либо воздействовали на органы чувств. Например, явление холода, вкус горечи, черный цвет.

Следующий психический процесс - это восприятие, представляющий собой отражение элементов окружающего мира, которые оказывают непосредственное влияние на органы чувств. Восприятие - это образы, возникающие в мыслях во время созерцания объекта. Это может быть образ леса, машины, дома и т.д.

И наконец, представление - это те же образы, но только тех предметов, которые воспринимались в прошлом. Это могут быть как воспоминания, так и фантазии, раскрывающие творческие способности человека. Фантазии могут возникнуть на основе прочитанной книги, благодаря словесному описанию или в другом случае.

Не все знания получены человеком лично. Кроме этого есть еще знания, полученные опосредованно, то есть от других людей, имевших такой опыт. К примеру, рассматривая историческую инсталляцию, можно мысленно перенестись в центр событий и воссоздать картину далекого прошлого. Это доказывает, что абстрактное мышление способно правильно отражать мир, а значит, оно является полноценным объектом логики.

Однако мышление, которое является сложным многогранным процессом, необходимо охарактеризовать и с других сторон. Абстрактное мышление характеризуется формами - понятием, суждением и умозаключением, рассмотрим их.

С помощью понятий определяются однородные предметы, или предметы, принадлежащие к одному классу. В языковой форме понятия выражаются словами или словосочетаниями. Например, «чашка», «капитан дальнего плавания» и т.д. С помощью суждения можно выразить форму мышления, которая характеризует свойства или взаимодействие предметов. Суждения бывают простые и сложные.

Простое суждение - «Тропический климат является жарким», и сложное - «Выпал снег, и посевы вымерзли».

Наивысшей формой мышления является умозаключение, с помощью которой одно или несколько суждений приводят к логическому заключению. Здесь суждения называются посылками, взаимодействие которых подчиняется определенным правилам. Вот как раз виды умозаключений и изучаются логикой.

Познание для человека является средством достижения истины. В процессе эволюции была сформирована определенная структура мыслительного процесса, учитывая природные закономерности и свойства мозга человека. Исторически сложилось так, что связью между элементами мысли является логическая форма. В каждом мыслительном акте выделяется как сам предмет, так и мысль о свойствах этого предмета. Мысль о предмете взаимодействует с другими мыслями, проводя доказательные рассуждения.

Законы логики отражают объективные закономерности во взаимоотношениях между структурными частями мысли.

Логика ограничивается лишь изучением взаимодействия и возникновения причинно-следственных связей между формами мыслей, а другие аспекты мыслительного процесса изучаются другими сопряженными науками - философией, генетикой, психологией. То есть предметом формальной логики являются законы и формы истинного мышления. К задачам формальной логики относится установление правил, обеспечивающих стройность и последовательность истинного мышления.

Можно сделать вывод, что логика изучает общезначимые формы и средства мысли, используемые для рациональных познаний в любой области жизнедеятельности. Отсюда следует, что к предмету логики относятся:

Законы, согласно которым функционирует познавательное мышление.

Понятие, суждение, и, конечно же, умозаключение, в качестве форм процесса мышления.

Методы обретения новых выводных знаний - сходства, различия в процессах изменения, остатках и др.

Способы доказательств верности обретенных знаний - к примеру, прямое, косвенное доказательство и др.

Следовательно, логика исследует закономерности и структуру мышления. На основе законов логики обуславливается совершение правильных поступков.

Значение логики состоит в том, что логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов.

ЛОГИКА КАК НАУКА


1. Предмет логики

2. Возникновение и развитие логики

3. Язык логики

4. Формы и законы мышления


1. Предмет логики

Ключевые слова: логика, мышление, чувственное познание, абстрактное мышление.

Логика (от греч.: logos – слово, понятие, разум) – наука о формах и законах правильного мышления. Механизм мышления исследуется рядом наук: психологией, гносеологией, кибернетикой и т. п. Предметом научного логического анализа являются формы, приемы и законы мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир и себя самого. Мышление – это процесс опосредованного отражения реальности в виде идеальных образов.

Формы и приемы мышления, способствующие познанию истины. Знание о явлениях мира человек приобретает в процессе активного целенаправленного познания: субъект - объектного взаимодействия человека с фрагментами реальности. Познание представлено несколькими уровнями, рядом форм и приемов, приводящих исследователя к правильным выводам, когда истинность исходных знаний предполагает истинность выводов.

Нам известно, что первым уровнем выступает чувственное познание. Оно осуществляется на основе органов чувств, их осмысления и синтеза. Напомним основные формы чувственного познания:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Этот уровень познания имеет ряд важнейших приемов, среди которых выделяется анализ и систематизация ощущений, выстраивание впечатлений в целостный образ, запоминание и воспоминание ранее усвоенного знания, воображение и др. Чувственное познание дает знание о внешних, отдельных свойствах и качествах явлений. Человек же стремится к познанию глубинных свойств и сущностей вещей и явлений, закономерностей бытия мира и общества. Поэтому он прибегает к исследованию интересующих его проблем на абстрактно-теоретическом уровне. На этом уровне складываются такие формы абстрактного познания как:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

Прибегая к данным формам познания, человек руководствуется такими приемами как абстрагирование, обобщение, отвлечение от частного, выделение существенного, выведение нового знания из ранее известного и пр.

Отличие абстрактного мышления от чувственно-образного отражения и познания мира. В результате чувственного познания у человека формируются знания, полученные непосредственно из опыта в виде идеальных образов на основании ощущений, переживаний, впечатлений и др. Абстрактное мышление знаменует собой переход от изучения отдельных сторон предметов к постижению законов, общих связей и отношений. На этой стадии познания наступает воспроизведение фрагментов действительности без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром путем замещения их абстракциями. Отвлекаясь от единичного предмета и временного состояния, мышление способно выделять в них общее и повторяющееся, существенное и необходимое.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – основное средство фиксации мысли. В языковой форме излагаются не только смыслы содержательные, но и логические. С помощью языка человек формулирует, выражает и передает мысли, фиксирует знание.

Важно понять, что наше мышление опосредованно отражает реальность: через ряд взаимосвязанных между собой знаний путем логических следований оказывается возможным прийти к новому знанию, не соприкасаясь непосредственно с предметно-чувственным миром.

Значение логики в познании вытекает из возможностей выведения достоверного знания не только формально-логическим путем, но и диалектическим.

Задача логического действия заключается, в первую очередь, в обнаружении таких правил и форм мышления, которые безотносительно к конкретным смыслам будут всегда приводить к истинным выводам.

Логика изучает структуры мышления, приводящие к последовательному переходу от одних суждений к другим и образующие непротиворечивую систему рассуждений. Она выполняет при этом важную методологическую функцию. Суть ее состоит в разработке исследовательских программ и технологий, пригодных для получения объективного знания. Это способствует вооружению человека основными средствами, методами и способами научно-теоретического познания.

Второй основной функцией логики является аналитико-критическая, реализуя которую, она выступает средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика способна выполнять и теоретико-познавательные задачи. Не останавливаясь на построении формальных связей и элементов мышления, логическое знание способно адекватно объяснить смысл и значения выражений языка, выражать отношения между познающим субъектом и познавательным объектом, а также обнаруживать логико-диалектическое развитие объективного мира.

Задачи и упражнения

1. Один и тот же кубик, на гранях которого расположены цифры (0, 1, 4, 5, 6, 8), находится в трёх различных положениях.

0
4
0
4
5

С помощью чувственных форм познания (ощущения, восприятия и представления) определите, какая цифра находится в нижней части кубика во всех трёх случаях.

2. Светлана, Лариса и Ирина изучают в вузе разные иностранные языки: немецкий, английский и испанский. На вопрос, какой язык изучает каждая из них, их подруга Марина робко ответила: «Светлана изучает английский, Лариса не изучает английский, а Ирина не изучает немецкий». Оказалось, что в этом ответе лишь одно утверждение является истинным, а два – ложным. Какой язык изучает каждая девушка?

3. Иванов, Петров, Степанов и Сидоров – жители г.Гродно. Их профессии – кассир, врач, инженер и милиционер. Иванов и Пертов – соседи, они всегда ездят на работу вместе на автомобиле. Петров старше Сидорова. Иванов всегда обыгрывает Степанова в шахматы. Кассир всегда ходит на работу пешком. Милиционер не живёт рядом с врачом. Инженер и милиционер встречались единственный раз, когда первый оштрафовал второго за нарушение правил дорожного движения. Милиционер старше врача и инженера. Кто есть кто?

4. Друзья-мушкетёры Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян решили позабавиться перетягиванием каната. Портос с д’Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал вместе с Атосом, то они одержали более трудную победу над д’Артаньяном и Арамисом. А когда Портос с Арамисом боролись против Атоса с д’Артаньяном, то никто не смог перетянуть канат. Как по силе распределяются мушкетёры?

Составьте логическую схему взаимосвязи уровней и форм познания.

2. Возникновение и развитие логики

Ключевые слова: дедукция, формальная логика, индуктивная логика, математическая логика, диалектическая логика.

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Основоположником логики как науки, создателем формальной логики принято считать древнегреческого философа, античного ученого энциклопедического ума Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). В книгах «Органона»: «Топика», «Аналитики», в «Герменевтике» и др. мыслитель разрабатывает важнейшие категории и законы мышления, создает теорию доказательства, формулирует систему дедуктивных умозаключений. Дедукция (лат.: выведение) позволяет выводить истинное знание о единичных явлениях, исходя из общих закономерностей. Аристотель впервые подвергает исследованию само мышление как активную субстанцию, форму познания и описывает условия, при которых оно адекватно отражает действительность. Логическую систему Аристотеля часто называют традиционной, поскольку в ней содержатся основные теоретические положения о формах, и приемах мыслительной деятельности. Учение Аристотеля включает в себя все основные разделы логики: понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение. По глубине изложения и общезначимости проблематики его логику называют классической: пройдя испытания на истинность, она и сегодня сохраняет свою актуальность, оказывает мощное воздействие на научную традицию.

Развитие логического знания. Дальнейшим развитием античной логики стало учение философов-стоиков, которые вместе с философско-этической проблематикой логику считают «проистечением мирового логоса», его земной, человеческой формой. Стоики Зенон (333 – 262 гг. до н.э.), Хрисипп (ок.281 – 205 до н.э.) и др. дополняют логику системой высказываний (пропозиций) и выводов из них предложили схемы умозаключений на основе сложных суждений, обогатили категориальный аппарат и язык науки. К этому времени (3 в. До н.э.) относится возникновение самого термина «логика». Логическое знание преподносилось стоиками несколько шире классического воплощения. Оно соединило в себе учение о формах и операциях мышления, искусство ведения дискуссии (диалектика), мастерство публичных выступлений (риторика) и учение о языке.

Логика - метод познания объективного мира для всех наук.

Наука логика, на основании своего предмета и методов познания в отношении других наук, образовалась как сфера ее применения, сфера интерпретации различных типов и направлений логических исследований. В этом смысле логика - прикладная наука, которая получила название "логика науки".

В историческом процессе взаимодействия логики и конкретных наук определился предмет исследования логики науки. Итак, это:

Специфика объекта науки (эмпирические и абстрактные объекты, теоретические конструкты);

Особенности научного познания (уровни и структура научного познания);

Научное знание (структура научного знания, критерии научности знания, формальная построение систем научного знания);

Типология научного знания;

Научная речь (объектный язык науки и метаязык, формализованная и неформализованная речь, фундаментальная и прикладная);

Научная теория (принципы и структура построения научных теорий, функции, типология);

Поиск оснований конкретных наук.

В связи со спецификой науки логики, исследующей универсальные формы, законы абстрактно-логического, рационального мышления, методы построения систем знания и формализации знания, она становится методом научного мышления. Это мышление основывается на принципах рациональности, впервые сформулированных еще Аристотелем. Таких принципов рационального мышления относятся: точность, однозначность в выражении мыслей, непротиворечивость, последовательность в рассуждениях, обоснованность, строгость и правильность выведения знания, доказанность утверждений на истинность. В науке логике разработана процедура реализации этих принципов рационального мышления - формулирование правил осуществления логических операций согласно этих принципов, методы обоснования и доказательства знания и его проверка на истинность.

На основании этих принципов происходит процесс научного познания, процесс поиска истины, результатом которого является научное знание.

В историческом контексте молений определить, как тот или иной тип логики (логической системы знания) выполнял методологическую функцию в научном познании. В рамках традиционной логики, обобщала и систематизировала знания об особенности абстрактно-логического, рационального мышления, была разработана теория логического вывода знания (силлогистика Аристотеля), что в дальнейшем трактовали как теорию выведения знания в науке. В рамках этой же логики были разработаны дедуктивная логика Декарта и индуктивная логика Ф. Бэкона - логики научного познания и научного открытия.

Г. Декарт трактовал дедукцию (дедуктивную логику) как метод научного пізнання. ее сущность заключается в строгом выводе из определенных исходных положений (аксиом, принципов, постулатов) новых положений, и если исходные положения истинны, то и выводное положение также истинно. Дедуктивный метод получил блестящее подтверждение в математике. Математика - дедуктивная наука, где основным методом получения математических истин является логический вывод, а не эксперимент. Критерий истинности математических соображений - их логическая безупречность, точное выполнение на всех этапах соображений правил формальной логики (Я. Хромой).

Возможности дедуктивного метода в естественных, технических и других науках на современном уровне развития научного познания определяют на основании метанаучного и металогічного анализа методологии научных исследований.

В естественных науках знания получают на основании наблюдений и экспериментов. Здесь на первом плане исторически возникла научная индукция, принципы которой сформулировал Ф. Бекон.

Сущность научной индукции:

Осуществить наблюдение за объектами, которые исследуются, и проводить эксперименты (создать искусственную ситуацию для изучения свойств определенных объектов, которые нельзя изучить в естественных условиях);

На основании наблюдений и экспериментов собрать как можно больше фактов (фактических данных) об объекте исследования;

Обобщить и систематизировать факты;

Определить общее, существенное, повторяющаяся в явлениях, процессах и вывести закон;

Создать теорию с целью объяснения тех объектов (предметов, явлений, процессов), которые исследуются, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Например, на основании эмпирических исследований над такими природными явлениями, как колебания волн, звуков, света, морских приливов и т.д физики сформулировали общее теоретическое положение: "Любое явление, имеет периодическую природу, можно измерить". На основании эмпирического наблюдения за движением планет и теоретического обобщения полученных фактических данных. Кеплер (1571-1630) сформулировал законы движения планет.

Научную индукцию (индуктивную логику) Ф. Бекон трактовал также как метод научного познания причинно-следственных связей и метод научного открытия. Итак, определим, что такое причинно-следственная связь.

Причина - нечто (предмет, явление, событие), которое закономерно влечет возникновение чего-то другого (предмета, явления, события), что является ее следствием. Формально, А является причиной В. Например, физики, которые исследуют Вселенную (систему Галактик), обнаружили феномен "черной дыры" (об этом мы уже упоминали) - космическое тело, гравитационное поле которого настолько велико, что оно поглощает любое другое космическое тело. Четкое определение причинно-следственной связи этого феномена: если гравитационное поле определенного космического тела очень большое (А), то оно способно поглотить любое другое космическое тело (В).

Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер. Соответственно, можно утверждать, что любое явление или событие, выявленные в процессе наблюдений и экспериментов в природном или социальном мире, имеют свою причину.

В науке для установления причинно-следственных связей разработаны особые методы. Описание и классификация этих методов впервые осуществили английские философы и логики Ф. Бэкон и Дж. Милль. К таким методам относятся:

1. Метод единственного сходства, основанный на принципе: если два или более случаев исследуемого явления (они часто заметно отличаются друг от друга) сходны только в одном обстоятельстве, то она, вероятно, является причиной этого явления. Такой метод имеет другое название - "метод нахождения подобного в разном".

Схема вывода заключения на основании этого метода:

2. Метод единственного различия основывается на сравнении двух и более случаев, когда исследуемое явление в одном случае наступает, а в другом - нет, и если, следовательно, второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, то, вероятно, она и будет причиной этого явления.

Метод единственного различия имеет другое название - "метод нахождения различия в подобном". Схема вывода заключения на основании этого метода:

3. Объединенный метод сходства и различия, основанный на принципе нахождения подобного в различном и различия в подобном. Схема вывода заключения на основании этого метода:

4. Метод сопутствующих изменений основывается на принципе: если определенное явление а меняется каждый раз со сменой явления С, что ему предшествует, то эти явления находятся в причинной связи. Схема вывода заключения на основании этого метода:

5. Метод остатков основан на принципе: если известно, что причиной исследуемого явления не есть необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то, вероятно, это обстоятельство и является причиной упомянутого явления. Применение этого метода связано с установлением причины, которая обусловливает определенную часть сложного явления, при условии, что причины, которые обусловливают другие части такого явления, уже известные. Схема вывода заключения на основании этого метода:

Индуктивная логика сыграла большую роль в научном познании, не потеряв значение и на современном этапе развития науки.

Дедуктивную логику на современном этапе трактуют как логику математических наук, а индуктивную логику (в контексте современной вероятностной логики) - как логику естественных, общественных, "поведенческих" наук, когда на основании научных наблюдений и экспериментов собирают фактические данные. Исследователи, анализируя фактические данные, делают теоретические обобщения и выводят определенные эмпирические закономерности.

Символическая (математическая) логика приобрела особое значение в конкретных науках как метод формализации научного знания и метод создания формальных систем знания в соответствии с принципами построения таких систем (см. 4.1). В каждой конкретной науке определяют возможности формализации научного знания, то есть его изображения на языке символической логики и построения формальных систем.

На современном этапе методологическая функция науки логики в сфере конкретных наук реализуется в следующих направлениях:

Логический анализ систем научного знания методами современной символической логики;

Логический анализ научного языка, на основании которого експлікуються термины современной науки "эмпирический объект", "абстрактный объект", "научный закон", "научный факт", "научная проблема", "гипотеза", "теория", "истинность", "ложь", "верифікованість", "фальсифицированность" и т.п.;

Логическая экспликация исходных парадигм и принципов построения систем знания в науке;

Построение формальных моделей в различных науках методом формализации;

Разработка логических критериев истинности научного знания;

Обоснования оснований конкретных наук;

Средство получения нового знания в науке;

Средство научного открытия.

С возникновением множественности современных логических теорий, которая обобщена в понятии "неклассическая логика", по-новому определяют ее методологическую функцию. Применение определенной логической теории в конкретной сфере науки трактуют как ее интерпретацию.

Интерпретация (лат. - разъяснение, изложение) - логико-семантическая модель, которая создается с целью раскрытия смысла символов формализованного языка (логического исчисления). Интерпретация определенной логической теории в сфере науки означает построение адекватной логико-семантической модели с целью символического изображения знания об объекте, исследуются, и предоставление этому знанию істиннісного значение логическими средствами. Примеры такой интерпретации построение трехзначной логики Рейхенбаха квантовой физики, трехзначной логики Брауэра - Гейтинга для математики.

В процессе интерпретации той или иной логической теории в сфере конкретных наук стоит определить возможности самой логики как метода познания, метода научного открытия и метода построения формальных систем знания. Определение этих возможностей связано с такими объективными факторами развития современной науки:

1. Четче, выразительнее выделилась методология научного исследования в области естественных, гуманитарных, технических наук, а также наук, которые не вписываются в эту традиционную схему разделения наук. Так, выделились науки, получившие название "поведенческих", "пограничных", возникли новые науки - информатика, теория искусственного интеллекта, семиотика и под. Скажем, науки о природе и науки об обществе, человеке, артефакты культуры и другие нуждаются в своеобразной методологии исследования и особой логики описания и построения модели знания об объектах, которые они исследуют. Целесообразно определить возможности дедуктивного метода познания в поведенческих науках, науках об обществе. Наиболее вероятную логику также можно рассматривать как одну универсальную методологию для всех наук.

В области гуманитарных наук, наук о человеке возможна интерпретация інтенсіональних логик - логика смысла, логика понимания, логика символического познания. Формирование таких логик - новый этап в развитии современной неклассической логики.

2. Тенденция к интеграции наук, возникновение новых синтетических наук, то есть наук, которые формируются на границе конкретных научных исследований. Для них объект исследования может быть одинаковый, а методы исследования - специфические для каждой науки. Примеры таких интегративных наук: экология, биохимия, психогенетика, эвристика и др. Логические методы в этом аспекте предстают необходимыми, но не единственными, не универсальными методами познания.

Возникновение синтетических наук, которые формируют новые типы и виды знания, требует изменения аналитической парадигмы самой науки логики, создание такой парадигмы, чтобы построенная на ее основании логическая система интерпретировалась в сфере синтетических наук.

3. Новейшие открытия в области физики, космологии, биологии, генетики, возникновение нанотехнологий в конце XX - начале XXI в. требуют построения нового типа научного знания, анализ которого логическими методами приведет к необходимости создания нового типа логики.