Принять смирение. Секрет смирения. Внутренние и внешние признаки смирения

Принятие – на мой взгляд, одна из главных человеческих добродетелей, которая способствует достижению счастья. Принятие освобождает ваше внимание от всего лишнего и позволяет направить его на то, что действительно важно.

Что такое принятие? Принятие – это противоположность отрицанию, неприятию. Принятие позволяет принять реальность , такой, какая она есть, а не испытывать фрустрации по поводу того, что она не соответствует вашим ожиданиям.

Многие человеческие страдания рождаются из различий между ожиданиями людей относительно природы реальности и тем, какой эта реальность являет нам себя.

Наши ожидания могут относиться к тому, как должны вести себя люди, какими должны быть мы сами… Мы можем ожидать от всех людей хорошего к нам отношения. Мы можем ожидать от нашего правительства того, чтобы оно было гуманным и справедливым. Мы можем ожидать от самих себя того, что мы будем всегда здоровыми, привлекательными и идеальными.

Но, наши ожидания часто носят не совсем адекватный состоянию реальности характер. Действительность диктует свои требования. Реальность действует сообразно своим законам, а не в соответствии с нашими ожиданиями.

Не все люди выказывают искреннее восхищение нами, какими бы хорошими мы ни были. Работники правительства имеют те пороки, которым подвержены и мы, и не всегда действуют справедливо. А мы не являемся идеальными, наше здоровье и красота не вечны.

Это факты жизни, от которых никуда не скрыться. Мы можем либо смириться с этими фактами, принять их, так как мы не всегда имеем возможность на них повлиять. Или же мы будем испытывать вечное неприятие того, что некоторые вещи в этой жизни не такие, какими бы мы хотели их видеть, хотя мы по-прежнему не сможем оказать влияния на эти вещи.

Конечно, мы можем повлиять на наше здоровье, заниматься спортом, бросить вредные привычки. Но у нас не получится изменить тот факт, что оно портится с возрастом, каким бы изначально здоровым человек ни был.

Банальные истины

Мы можем либо принять эти факты жизни, либо не принимать их, рождая бессмысленное страдание. Естественно, лучший из этих вариантов – первый вариант.
Кому-то покажется, что я говорю ужасно банальные вещи. Но, как я уже не раз замечал, многие из самых ценных истин очень очевидны! Оригинальность часто бывает свойством заблуждений и путаницы. А истина проста.

Несмотря на ее простоту, она не принимается большинством людей. Вспомните, сколько раз вы испытывали гнев из-за тех вещей, которые не можете изменить? Например, из-за хамства на дороге, в общественным транспорте или из-за произвола руководства вашей фирмы.

Да, люди бывают злы, несправедливы и действуют в своих интересах, пренебрегая интересами окружающих. Разве вы это не знали? Разве это является не очевидным утверждением? Конечно об этом все знают! Но вы об этом забываете каждый раз, когда кричите на кого-то, расстраиваетесь из-за того, что вам нагрубили или поступили несправедливо.

В такие моменты ваши эмоции являются отражением вашей реакции неприятия. Вы как бы кричите: «я отказываюсь принимать, такой порядок вещей, не хочу, не буду с этим мириться, даже если ничего не смогу сделать!» В этом порыве вы становитесь похожи на ребенка, который обиделся на тумбочку, когда ушиб об нее ногу.

Принятие, очень простое понятие в рамках своей формулировки. «Принимай мир таким, какой он есть!» Что может быть проще? Но реальность доказывает, что достичь принятия не так просто.

Чем больше наши ожидания, чем сильнее они оторваны от действительности, тем глубже страдание и неприятие.

Мы потенциально имеем больше власти над своим внутренним миром, чем над внешней действительностью. Поэтому, когда мы не в силах изменить мир вокруг нас, мы всегда может скорректировать свое восприятие этого мира, свои ожидания…

Принятие не тождественно пассивному смирению!

Здесь я хочу сделать важное пояснение. Принятие – это не путь пассивного смирения с любыми обстоятельствами, это не способ опустить руки и приспособиться ко всяким условиям.

Принять действительность такой, какой она есть, это не значит смириться с тем, что вас обижает муж. Это не значит смириться с работой, которая вам не нравится, опустить руки и молча терпеть. Это не значит смириться со своими недостатками и ничего не предпринимать по поводу их искоренения.

Принятие не исключает борьбу, работу над собой, постоянное совершенствование своей жизни, улучшение условий своего существования. Принятие подразумевает только то, что вы не испытываете эмоционального вовлечения в те вещи, на которые вы не можете повлиять. А даже, если вы можете на что-то оказать влияние, то делаете вы это со свободным от негодования умом.

Предположим, вам систематически хамит на работе коллега. Например, его хамство обусловлено тем, что ваша зарплата выше его заработка. Он вам завидует и считает своим долгом как-то поддеть вас исподтишка. Вы можете повлиять на то, что посторонний вам человек испытывает зависть? Нет, не можете. По крайней мере, не в ущерб себе. Вы же не будете отказываться от своей зарплаты, чтобы коллеги вам не завидовали? Люди завидуют и зависть заставляет их стоить козни и вести себя неблагородно. Это факт жизни.

А можете ли вы как-то воздействовать на то, что вам каждый день грубят? Думаю, да. Вы можете просто спокойно поговорить с этим человеком, узнать, в чем состоит проблема. Одного разговора с глазу на глаз бывает достаточно. Даже если этот диалог не содержит никаких угроз и проходит мирно.

Люди любят плести тайные интриги, действовать исподтишка, вести игру на публику, но не любят действовать напрямую, «в лоб». И когда у них прямо спрашивают об их мотивах, призывают к ответу, они испытывают стыд разоблачения, горькое чувство того, что вы говорите с ними о том, о чем они избегали прямо говорить. Это способствует тому, что у этих людей пропадает желание к нежелательному поведению по отношению к вам.

Если разговор не поможет, то вы можете принять другие меры…

В общем, вы никак не можете воздействовать на то, что люди испытывают зависть.

Но вы можете исключить хамство в ваш адрес в конкретном случае. Это в ваших силах. Поэтому вы спокойно добиваетесь этого. При этом вы не думаете, «какой человек плохой, какой хам, вот я ему покажу, он должен ответить за это!».

Вы не проводите целый вечер в мыслях об этом человеке, пребывая в желании мести. Вы сами хозяин своему состоянию. Вы не позволяете никому манипулировать вами и влиять на ваше настроение. Вы принимаете тот факт, что люди бывают несправедливыми, грубыми по отношению к вам как один из фактов жизни.

Но при этом, вместо того, чтобы молча выдерживать эту грубость, вы корректируете ситуацию себе в пользу. И делаете это спокойно, без раздражения, гнева и постоянных мыслей о несправедливости. Если вам этого не удается, то это не так страшно. Вы сильно не привязываетесь к мысли о восстановлении справедливости, если восстановить ее не представляется возможным.

Вы принимаете то, что справедливость не всегда является неотъемлемым свойством реальности. Это и есть принятие!

Этим оно отличается от пассивного смирения, и я подробно остановился на этом примере, чтобы подчеркнуть эту разницу. Принятие не противоречит действию!

Принятие и саморазвитие

Принятие очень важное свойство в процессе саморазвития. Почему? Потому что самосовершенствование подразумевает то, что ваши лучшие качества будут развиваться, а недостатки исчезать. Но одним из «побочных эффектов» развития личности, является сильное неприятие, этап отрицания.

Отрицание – химера саморазвития. И с этим нужно бороться. Необходимо постоянно обращать внимание на это.

Почему это отрицание возникает?

Далее я расскажу немного о себе, о своем опыте, связанным с неприятием. Возможно, у вас не будет такого опыта, но может вы испытаете что-то похожее. Эта часть статьи вас предостережет вас от некоторых вещей. Я уже кратко касался этого вопроса в статье, . Здесь я расскажу об этом подробнее.

Когда я начал анализировать себя, направлять свое внимание на собственное развитие, я вдруг осознал, что то, что я всегда считал неотъемлемой и неконтролируемой частью своей личности, на самом деле, поддается контролю.

Раньше я думал, что эмоции, страхи нельзя контролировать усилием воли, а личность нельзя изменить. Но потом я понял, что я сам могу стать хозяином себя! И главное, что я убедился в этом на собственном примере. Но тут открылась одна опасность, которая отчасти проистекала из излишней самонадеянности.

Я поверил в то, что всегда все могу контролировать. Это стало моей установкой, моим нерушимым кредо! И поэтому я отказывался принимать то, что иногда, после моих успехов в самоконтроле, мои эмоции вновь брали надо мной верх.

Я испытывал фрустрацию по поводу того, что, несмотря на мою веру во всесильный самоконтроль, я по-прежнему ленился, нервничал в определенных ситуациях, терял контроль над собой. Конечно, это уже происходило значительно реже, чем раньше. С прежних пор я сделал значительный прогресс в контроле самого себя. Но я не мог в полную силу радоваться этому прогрессу, так как я испытывал разочарование из-за своих неудач.

Сам факт того, что я не могу контролировать все и всегда сильно донимал меня. Из-за этого я злился на себя. Я также злился на других людей…

Результатом этого неприятия стало то, что я начал проецировать его на окружающих меня людей. Я не принимал какие-то вещи в себе и, как следствие, я не принимал их в других людях. Я испытывал

фрустрацию по поводу того, что люди действуют на эмоциях, находятся под действием предрассудков и не понимают вещей, ставших для меня очевидными.

Мое неприятие перешло в такую форму отрицания, что я начал отрицать все свои прежние привычки, всю свою прежнюю жизнь, весь свой прежний опыт. Я думал «вот он прежний я – плохой», а «новый я – хороший». Да, у меня действительно было множество плохих привычек. Но я мало задумывался над тем, что было плохо, а что было хорошо в моей прежней и в новой жизни, и просто все отрицал.

Но только потом я понял, что даже в этой прошлой жизни было много полезного и ценного опыта, который нужно перенести в жизнь новую, а не открещиваться от него. И ведь нет никакой прошлой и новой жизни, есть только одна моя жизнь. Пусть она сильно изменилась, но это всегда был я, который не стоял на месте и менялся.

Я изменился, я осознал многие вещи, но я очень далек от совершенства, я по-прежнему могу иметь слабости, я по-прежнему могу испытывать эмоции, о преодолении которых я пишу на моем сайте. Это нормально, с этим ничего не поделаешь. Я работаю над собой, но не все в моей власти!

Да, я буду бороться, буду действовать, но есть вещи, на которые я не могу повлиять.

То же касается других людей. Они имеют те же самые слабости, какие имею и я. И они имеют права на эти слабости! Люди такие, какими они являются! Кто-то хочет меняться, кто-то сможет воспользоваться моей помощью. А кто-то будет критиковать мои идеи и отрицать мой опыт.

И я не всегда могу повлиять на это!

Такова природа вещей! Это еще один факт жизни, который следует принять! Зачем мне делать то, на что я не могу повлиять, собственной проблемой и источником фрустрации?

Это понимание оказало (и продолжает оказывать) очень благотворное и отрезвляющее действие на меня. Оно даже явилось роковым и обозначило целый новый этап в моем развитии.

Я считаю это очень важным и поэтому стараюсь снабдить эту статью подробными примерами.

«Стадия льва»

В связи с последним примером из своей жизни, мне вспоминаются этапы становления личности, которые обозначил немецкий философ Фридрих Ницше в своей книге «Как говорил Заратустра».

Я испытал огромное влияние этого философа в юношестве, прочитав все его главные книги. Но сейчас мои взгляды являют собой чуть ли не противоположность основным идеям ницшеанства, чему я несказанно рад. Философия Ницше содержит в себе опаснейшие для личности заблуждения. Мои идеи не имеют ничего общего с изощренным эстетствующим гедонизмом и эгоцентризмом, которые проповедовал немецкий философ.

Я не буду подробно на этом останавливаться. Пускай это будет темой отдельной статьи. Это было необходимой ремаркой. Раз уж я привожу пример из книги Ницше, я должен также кратко обозначить свое отношение к его взглядам.

Итак, философ обозначает три этапа развития личности.

Первый этап – это верблюд. Человек, подобно этому животному, навешивает тонны груза на себя. Конечно, груз – эта метафора. Имеется в виду мировоззренческий груз: нормы морали, общественные стереотипы, модели поведения, идеалы. Верблюд не спрашивает, что именно лежит в тех мешках, которые на него положили. Также и человек, не спрашивает о смысле тех ценностей, которые на него «навесили».

Второй этап – это лев. Этот этап соответствует переоценке ценностей. Лев – грозный и агрессивный хищник. Личность, подобно льву, после переоценки ценностей будет агрессивно нападать на свои прошлые идеалы, которые на нее «повесило» общество на стадии верблюда.

Он не будет спрашивать, что плохо, а что хорошо, а просто будет бездумно уничтожать весь этот груз.

Эта стадия соответствует стадии отрицания, о которой я писал выше.

Третья стадия – младенец. Младенец смотрит на мир незамутненным взором. Его восприятие чисто и свободно от стереотипов. Лев уничтожил прежние идеалы, и теперь младенец может заново познать природу, создать новую систему ценностей.

Я привел эту классификацию, потому что, отчасти согласен с ней. Только не согласен с теми выводами, к которым приходит философ. Его младенец формирует новую, кровожадную, оппортунистическую, гедонистически-ориентированную шкалу ценностей. Мой младенец отчасти возвращается к традиционным ценностям добра, любви и сострадания и счастья (именно постоянного счастья, а не преходящего наслаждения), только уже воспринимает эти ценности осознанно, а не бездумно «набрасывает» на себя, подобно верблюду.

Эти ценности перестают служить ему в качестве абстрактных идей, а становятся реальным, прикладным опытом.

Так вот, я привел пример рассуждений Ницше, для того, чтобы пояснить эту статью. Хочу, чтобы вы обратили внимание на стадию льва. Это и есть противоположность принятию – отрицание, нигилизм. Только в моем примере ярость льва обращена не только на ценности и идеалы, а на мир вообще (и вас самих в частности) вместе со всеми его свойствами.

Вы сделали какие-то шаги в саморазвитии и увидели то, на что раньше не обращали внимания: на свои многочисленные проблемы и на проблемы других людей. И внезапное осознание этих проблем может привести к отрицанию!

Вы должны понять, что отрицание, «стадия льва» — это не последний этап развития личности. Я не хочу, чтобы вы думали, что когда вы стали замечать слабости других людей сильнее, чем раньше, когда вы стали обращать внимания на свои недостатки, когда вы стали с яростью хищника обрушиваться на свои прежние идеалы, то вы уже дошли до предела развития.

Стадия льва для многих людей, занимающихся саморазвитием, неизбежна, поэтому в ней нет ничего плохого, до тех пор, пока вы в ней не задерживаетесь или, еще хуже, не остаетесь в ней навсегда.

Существует заманчивый соблазн постоянно подпитываться иллюзорным чувством собственного превосходства над другими людьми, хаять их ценности и идеалы, критиковать их поведение, хотя вы сами отдалились от них на миллиметровый шажок и еще вчера были такими же как они…

Когда развивается осознанность, действительность обнажает для вас много новых свойств. И вместе с этими свойствами начинает проявляться вся несправедливость и горе, коими пропитана реальность.

Есть опасность увлечься отрицанием этой реальности, в связи с ваши новым, обогащенным пониманием ее.

Не зацикливайтесь на этом отрицании! Знайте, что впереди вас ждет еще что-то более хорошее! Победите льва в себе!

Как победить льва?

Как же победить этого агрессивного хищника внутри вас? Как научиться спокойно принимать действительность такой, какой она есть?

Избавляйтесь от ожиданий

Как я писал выше, чем сильнее ваши ожидания, тем меньше они соответствуют фактам жизни, тем сильнее становится ваше неприятие реальности.

Ожидания или мысленные установки, которые мешают вам принимать действительность такой, какой она есть, могут быть следующие:

«Я должен во всем быть лучше других»

Осуществление этого желания невозможно, потому что не бывает идеальных людей и нельзя быть во всем лучше остальных. Всегда рядом будет кто-то, кто будет лучше вас в чем-то. И в этом нет ничего плохого, это нормально. Это даже хорошо, именно поэтому люди учатся друг у друга, обмениваются опытом, перенимают сильные стороны других людей.

На взаимообмене знаниями и навыками строится как развитие общества, так и личное развитие.

Если вы будете уповать только на себя, верить в то, что вы должны быть лучше всех, то вы будете страдать, так как никогда не сможете исполнить этого желания. А вместо того, чтобы учиться у других людей, вы будете горевать по поводу того, что они вас в чем-то превосходят.

На этом аспекте я более подробно остановился в статье зачем нужно общение.

«Все должны относиться ко мне хорошо»

Это невозможно, также как невозможно во всем быть лучше других. Каким бы хорошим вы не были, вы вряд ли сможете завоевать любовь и уважение каждого отдельного человека. Всегда найдутся такие люди, которые не будут испытывать к вам симпатию. И люди, которые к вам плохо относятся, не обязательно плохие.

А если вы кому-то не нравитесь, это также не всегда значит, что плохие вы сами. Каждый человек – это целая индивидуальность. И часто отношение людей к другим людям зависит от личных установок, воспитания, принципов, доступной информации, состояния психики и множества прочих внутренних факторов, на которые вы никак не сможете повлиять.

Проблема отношения к вам, это не всегда ваша личная проблема! И зависит это не только от вас, а от воспринимающего вас субъекта.

Поэтому невозможно угодить всем и каждому (подробнее об этом в статье ). Следовательно, какой смысл об этом переживать?

Но плохое отношение к вам – не всегда является только проблемой другого человека. Иногда оно может указать вам на ваши слабости. А если так, то плохое, но справедливое мнение о вас только несет вам пользу, ведь вы можете измениться благодаря ему! Это ведь хорошо, следовательно, смысла из-за этого переживать, опять же, нет!

«Я должен быть всегда прав»

Каждый человек может ошибаться. И вы не исключение. Вы не всегда правы, даже когда вы в этом уверены. А если вы думаете, что правда только за вами, то такая установка помешает вам быть гибким, изменять свои взгляды, если они до этого были ошибочны или просто дополнять их.

Опыт каждого человека ограничен и поэтому мнения, основанные на этом опыте, часто бывают ошибочными или неполными. Обмен мнениями между людьми должен обогащать каждого индивида (подробнее в статье ). Но этого не будет происходить, если вы будете думать, что ваше мнение единственно верное. И вы будете страдать, так как действительность будет вам иногда показывать, как вы сильно ошибаетесь. Это нормально и следует принимать это как факт, а не испытывать фрустрацию по этому поводу.

«Я должен доказывать, что я прав, тем, кто со мной не согласен»

Нет, не должны. Некоторых людей вы никогда не убедите в том, что вы правы, даже если вы действительно близки к истине и являетесь непогрешимым в логике. Поэтому попытки кого-то в чем-то убедить, часто обречены на провал и вызывают только взаимное негодование обеих сторон такого диалога.

Многие люди никогда не будут принимать ваши взгляды и убеждения, какими бы правильными они вам ни казались. Это факт жизни. Ну и что из того, что человек с вами не согласен? Какая разница? Даже, если вдруг вам его удастся переубедить, что вы от этого выиграете? Часто ничего!

«Я должен реагировать на каждое оскорбление в свой адрес»

Нет, не должны. Если соседская собака лает на вас, вы же не обязаны лаять на нее в ответ. Факт того, что вас оскорбили, не должен создавать проблему для вас. Это остается личной проблемой того, кто вас оскорбил, а не вашей.

Существует отличная буддийская притча. Как-то Будда с учениками проходил мимо одной деревни. Люди из деревни стали оскорблять Будду, но он никак на это не отреагировал. Ученики Будды, стали спрашивать у учителя, почему он никак не ответил на такие подлые оскорбления.

Будда произнес: «Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно (Мое примечание. Если адаптировать последнее высказывание контексту этой статьи, то ее можно перефразировать так: люди злятся на тех, кто попирает их ценности и идеалы. Это естественно. Это факт жизни, я принимаю этот факт).

Я свободный человек и мои поступки проистекают из моего внутреннего состояния. Ничто не может манипулировать мной, в том числе чужие оскорбления. Я сам хозяин своего состояния».

В свою очередь Будда спросил учеников: «Когда мы проходили мимо другой деревни, люди несли нам еду, но мы были не голодны и отдали им обратно их еду, что они сделали с ней?»

«Должно быть, они, приняв ее обратно от нас, раздали ее своим детям и животным»

«Это так» — Ответил Будда. «Я не принимаю ваших оскорблений, также как не принял когда-то еду от жителей другой деревни. Я возвращаю ваше негодование обратно вам. Делайте с ним, что хотите».

Здесь слова Будды «не принимаю» не значат «неприятия» в рамках терминологии этой статьи – не перепутайте. Напротив, Будда принимает тот факт, что люди могут быть с ним грубы. Не принимая оскорблений, он просто не впускает их в себя.

«Я все всегда могу контролировать»

Нет, не все. Жизненные ситуации могут выходить из под вашего контроля, также, как и ваши эмоции. Примите это.

«В жизни все должно складываться так, как я хочу»

Жизнь существует по собственным законам. И не всегда эти законы соответствуют вашим ожиданиям.

«Я должен всегда оставаться радостным»

В жизни существуют моменты радости и моменты горя. Человек подвержен разным состояниям и одни состояния сменяют другие. Сложно всегда оставаться веселым и радостным.

Принимайте неприятные эмоции, когда они возникают.

Этот совет может показаться странным для тех, кто давно читает мой блог. Ведь я всегда говорил, что от негативных эмоций надо избавляться, а теперь я советую их принимать.

Одно другому не противоречит и, даже наоборот, дополняет. Человек может быть временами злым, раздраженным, предвзятым, завистливым, как бы он хорошо не умел себя контролировать.

Примите это как факт и не ругайте себя за то, что в некоторые моменты вы проявляете слабость, что в некоторые дни вы не так собраны и сосредоточены, как в другие дни.

Все постоянно меняется внутри человека. В один день вы можете сохранять концентрацию, быть уверенным в себе, пребывать в ощущении счастья и гармонии. В следующий день все будет валиться из рук, вы будете срываться и нервничать и, подчас, сами не будете знать, с чем это связано.

Такова природа вещей: ничто не вечно, все постоянно изменяется, и мы не всегда можем отследить причины этих изменений. Остается только принять это как факт. Сегодня наше состояние не отвечает нашим ожиданиями: мы утомлены и раздражены. Но это только временное настроение, как и любое другое. Его сменит другое состояние. Поэтому не следует на нем зацикливаться, испытывать неприятие. Как это чувство появилось, так оно и пройдет.

Это и значит принимать.

«Здоровье и красота никогда не иссякнут»

Здоровье – вещь преходящая, также как и красота. Примите тот факт, что эти вещи не будут с вами вечно. Сейчас вы молоды, здоровы, пользуетесь успехом у женщин, но так будет не всегда.

Не нужно печалиться по этому поводу, просто примите этот факт, чтобы не испытывать разочарования потом. Люди, которые слишком сильно привязываются к сексуальному удовольствию, чувственным впечатлениям молодости, внешнему блеску с превеликим трудом расстаются с этими вещами, когда наступает их срок.

Если эти вещи когда-то составляли основу их существования, то, лишившись этих вещей, эти люди, как будто лишаются всего. Поэтому я считаю, что нельзя зацикливаться на этих вещах, а необходимо заботиться также о нравственном, интеллектуальном, духовном развитии.

«В жизни всегда должна быть справедливость»

К сожалению, жизнь не является ни справедливой, ни несправедливой. Понятие справедливости существует только в уме человека. Справедливость не является объективным свойством природы.

Ваш молодой сосед может жить намного богаче вас, только потому что у него богатые и влиятельные родители, хотя он сам не ударил палец-о-палец для того, чтобы достичь этого положения. Все то, к чему вы стремились всю жизнь посредством тяжелого труда, но не достигли, есть у вашего соседа уже сейчас.

Действительность постоянно демонстрирует нам свое несоответствие человеческим понятиям о несправедливости.

То, как будет складываться ваша жизнь, очень сильно зависит от вас самих. Намного сильнее, чем многие из вас привыкли думать. Но, тем не менее, многое зависит от случая, от слепого произвола, вам неподвластного.

И вместо того, чтобы думать, о том, как вам не повезло, с тем, что ваша жизнь сложилась, не так как вы хотели, сокрушаясь по поводу того, что вы родились не в той семье, не в той стране, думайте о том, как вам повезло!

Ведь все могло сложиться намного хуже. Я постоянно думаю о том, как хорошо сложилась моя судьба, что я не родился в СССР времен репрессий, не голодаю и не работаю по 14 часов на фабрике где-нибудь в Северной Корее, не глохну от разрывов снарядов, сидя в окопах на фронте, не страдаю какой-нибудь смертельной болезнью.

Когда я слышу о подобных ужасах, я сразу начинаю думать, что в такой ситуации мог легко оказаться я сам и мне неизмеримо повезло, что у меня есть еда, вода, крыша над головой, здоровье и куча других преимуществ цивилизации. Я не подвергаю себя каждый день смертельной опасности, чему я очень рад.

Я не хочу подвести свои рассуждения к тому, что нужно со всем смириться, не пытаться сделать этот мир лучше. Нет, я хочу, чтобы вы приняли этот мир, таким какой он есть со всей его несправедливостью и горечью и перестали отрицать те вещи, которые он являет вам.

Стремитесь сделать этот мир лучше, а людей счастливее! Но смиритесь с тем, на что не можете повлиять!

Люди бывают грубы, злы и зациклены на себе. Это факт жизни, принимайте его. Те, от кого вы зависите не всегда следуют справедливости и соображениям заботы о других. Это факт жизни, принимайте его.

Жизнь не всегда отвечает вашим ожиданиям. Это факт жизни принимайте его.

Принятие не тождественно какому-то унылому смирению, когда вы понимаете, что все плохо и понуро опускаете голову, постоянно пребывая в осознании несовершенства этого мира.

Нет, принятие – это значит отсутствие страдания по пустому поводу, отсутствие отрицания, которое истощает ваши моральные силы, вызывает гнев и нетерпимость. Приятие подразумевает спокойствие и свободу.

Свобода вашего состояния от отрицательных проявлений внешнего мира и от воли других людей!

Вольтер сказал: «Мы живем в лучшем из возможных миров!»

Все что у нас есть, это мир, в котором мы живем. И этот мир является таким, каким он есть, и другого мира нам не дано.

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо?

Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять - здорова ли душа, или больна? Больная душа - горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех.

Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей.

Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.

Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа.

Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет».

Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою.

«Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим.

Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.

Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей.

Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь».

Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана

Как же победить в себе гордыню и развить смирение?

Для начала, нужно понять один важный закон жизни: случайностей не бывает. Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу.

«Всё, что ни делается, к лучшему», – одна из сторон этого закона. «Всё, что нас не убивает, делает сильнее», – тоже отсюда.

В Евангелии есть удивительные слова Христа, обращенные к людям: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц».

В Библии Бог говорит людям о своей заботе о нас: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). О том же говорит и пословица: «Ни отец до детей, как Бог до людей».

Поэтому всё, что Он делает, направлено к нашему благу. А если все внешние воздействия на нас направлены к лучшему, то разве может случиться что-то такое, на что мы должны огорчаться?

Нет! Ничего такого с нами случиться не может.

Но почему же тогда с нами происходят всякие неприятности, несчастья?

Если верить гордыне, которая говорит нам, что мы самые великие и прекрасные, причин неприятностей мы никогда не поймём. Но взгляд гордыни – ложный, фальшивый. Трезвый, честный взгляд – взгляд смирения.

Смирение говорит нам, что у нас, как и у всех остальных людей, есть много недостатков. Нам будет тем лучше, чем меньше у нас останется этих недостатков, чем совершеннее мы станем.

Именно этого нам желает Господь, попуская нам все эти неприятности. Именно «попуская», а не «посылая». Потому что подлинной причиной несчастий является наша предыдущая жизнь и наши недостатки.

Как же связаны наши недостатки с этими неприятностями и как эти неприятности помогают нам совершенствоваться? Рассмотрим несколько типичных примеров.

Сюжет первый. Человек в юности был жесток. Часто причинял душевную, а порой даже физическую боль близким людям. Однажды на улице его жестоко избили, сломали позвоночник. Он около года пролежал в больнице, многое вытерпел. Он мог ожесточиться на судьбу и людей, но всё правильно понял, переосмыслил и, пережив страдание, стал более сострадательным и бережным к людям.

Сюжет второй. Девушка часто меняла мужчин. В конце концов, она вышла замуж за мужчину, которого увела из чужой семьи. Через несколько лет он ушёл от неё к более молодой. Она пережила очень тяжелый период в жизни. Она могла озлобиться на мужа и судьбу, но сумела принять это как результат своих прежних ошибок. Она раскаялась в них и стала жить целомудренно, ожидая уже по-настоящему своего человека.

Сюжет третий. Человек был чрезвычайно жаден до денег. Он ценил деньги не только выше чести, но даже выше любви. Все силы, весь ум он направлял на то, чтобы разбогатеть. Но почему-то у него это получалось хуже, чем у тех, у кого было меньше жадности. Все его предприятия рано или поздно терпели крах, едва приблизившись к успеху. Он мог потратить на эту безумную гонку всю жизнь, но после очередного краха он сумел смириться с тем, что не станет богатым. И стал гораздо счастливее. А потом и деньги пришли. Сами.

В третьем сюжете целью могли быть не деньги, а слава, власть или возможность реализации таланта в своих личных целях. Итог один.

Сюжет четвёртый. Человек родился инвалидом. Он мог передвигаться только на инвалидной коляске. Он слышал чудесные истории о том, как здоровые красивые девушки влюблялись в инвалидов и выходили за них замуж, после чего в прямом и переносном смысле всю жизнь носили их на руках. Годы шли, он искал такую девушку, но не находил. Мечты таяли. Он мог впасть в отчаяние, спиться или покончить с собой. Но он смог смириться с судьбой. Вместо любви девушки он нашёл любовь Бога. И душа его стала прекрасной. Жизнь осталась внешне скудной, но внутренне стала радостной. Позднее он понял, что внешнее уродство было средством украшения его души, которая была слишком гордой и поэтому не могла любить. Это уродство исцелило его от гордыни и сделало счастливым. Если бы он родился здоровым, то в результате прогрессирования гордыни он бы покончил с собой в 15 лет.

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что в каждом сюжете в критический момент у человека был выбор – озлобиться ещё больше или смириться. Это очень важно! Мы свободные люди и всегда выбираем между злом и добром. Никакое несчастье само по себе не сделает нас лучше, если мы сами не приложим своего ума и усилий.

Любую неприятность и называют искушением, испытанием, потому что так мы проверяем себя – к чему мы направляем нашу волю – к добру, смирению или ко злу, гордыне. Если к гордыне – мы падаем ещё ниже, и следующее испытание будет ещё тяжелее. Если к добру – мы приобретаем смирение, облегчаем себе жизнь.

Но даже если мы всё понимаем и хотим смириться, у нас может не хватить для этого собственных сил. А точнее – наверняка не хватит. Потому что гордыне содействует сила врага, сила злых духов. И нам, чтобы победить её, необходима противоположная – Божественная сила. Она всегда готова придти к нам на помощь. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Никакое хорошее дело нельзя совершить успешно, если действовать лениво или бездумно. Та работа над собой, о которой мы говорим, должна совершаться вдумчиво. Так как же победить гордыню и выработать у себя смирение?

Во-первых, нужно стремиться к трезвому взгляду на самих себя. Самым объективным свидетельством о том, что я за человек, является моя реакция на определенную ситуацию. Это очень просто. Допустим, украли у меня деньги. Сумма не такая, чтобы я после этого начал голодать, а все-таки очень-очень неприятно. Значит, есть гордыня, и, возможно, страсть к деньгам.

И стараться подмечать в других людях хорошее. Цель этой деятельности - перестать считать себя каким-то выдающимся человеком. Спуститься на землю, стать ближе к людям. Когда сильно возноситесь, поможет мысленное повторение фразы «Я хуже всех».

Есть такие удивительные слова у одного из отцов Церкви: «Блажен не тот, кто творит чудеса, а тот, кто увидел свои грехи как песок морской». Сейчас вы этого не поймете и, может быть, даже не поверите, но есть такая закономерность: чем человек становится лучше, тем больше видит у себя грехов. Потому что в его душе все больше света, и он различает уже такие мелкие пороки, который в полумраке не замечал. А пороков у нас много. У всех без исключения. И если мы кажемся себе хорошими, это говорит только о нашей помраченности, душевной слепоте. А душевная слепота означает не просто, что мы себя не видим (мол, включим свет - а там чистота и красота), а то что мы особенно сильно поражены страстями - они и ослепили нас.

Во-вторых, нужно образовываться в религиозном отношении. Цель - перестать видеть себя началом и концом всего. Начинать различать закономерности в своей жизни, и видеть участие в ней Бога, а также и темных духов. Как мы можем не гордиться, пока приписываем свои таланты себе? А между тем - это Его дар, который Он силен и отнять. Верующий человек понимает, что гордиться данными тебе талантами - все равно что хвастаться чужими украшениями.

Как это ни дико, особенно помраченные люди способны гордиться и масштабностью зла, которое они совершают. Но когда они поймут, что это не их воля, что они марионетки в руках сатаны, который смеется над ними, ненавидит их, губит - окажется, что гордиться и тут нечем. Наоборот, это позор и крах.

В-третьих, всегда делать противоположное тому, чего хочет от нас гордыня. Как правило, она хочет от нас ропота на Бога, уныния, злых чувств к другим людям. Противоположностью будут благодарность Богу, радость, добрые поступки по отношению к тем, на кого мы хотим рассердиться.

Суть смирения выражается в короткой молитве: «Слава Богу!» или «Слава Богу за всё!» Поэтому когда нам хочется крушить, ломать, плакать, драться и тому подобное, будем вместо этого, наперекор своей гордыне, говорить: «Слава Богу за всё!» Таким образом, мы и свою волю приложим наперекор гордыне, и призовём на помощь Божию силу.

Начать можно с малого. У всех у нас бывают мелкие ошибки, когда что-то падает из рук, или мы обо что-то ударяемся, или обнаруживаем, что что-то забыли или потеряли. Обычно в таких ситуациях гордый человек ругается. Приучим себя в такие моменты вместо ругательства говорить: «Слава Богу!»

Это совсем не трудно. И произойдёт чудо – через несколько месяцев Вы увидите, что такие мелочи уже совершенно Вас не огорчают, Вы сохраняете мирное настроение. Это и есть начало смирения.

Каков механизм этого чуда? Механизм простой. Сатана не хочет, чтобы Вы молились, славили Бога. Ведь это на пользу Вам, а цель сатаны – погубить. Как только он увидит, что на внушаемые им злые мысли Вы всегда отвечаете молитвой – сразу отстанет. Он понятливый.

Оружием благодарной молитвы можно победить любую беду, любую скорбь.

Что же касается каких-то наших глобальных планов, желаний, мечтаний, нам будет гораздо лучше, если к этому всему у нас будет просто-напросто реалистичный, трезвый подход.

Допустим, полководец составляет план сражения. У него есть точная карта местности, точное знание своих сил и их расстановки и довольно точное знание сил противника. Обладая всеми этими знаниями, а также знанием тактики военных действий, полководец может составить такой план битвы, который принесёт победу.

А теперь посмотрим на себя. Хорошо ли мы знаем себя – свои добрые и злые качества, свои предельные возможности, все свои таланты? Понимаем ли мы, насколько наши желания соответствуют нашим реальным потребностям? Насколько нам известны закономерности жизни? Насколько хорошо мы знакомы с теми силами, которые нам противодействуют, стремятся нас мучить и довести до самоубийства? Если во всех этих вопросах Вы вполне информированы, то у Вас хорошие шансы составить такой план, который сбудется.

Но проблема в том, что вряд ли это так. Ведь мы ослеплены гордыней и мало интересуемся тем, что действительно имеет значение в этой битве. Поэтому наши мечты имеют мало шансов на осуществление. «Дай Бог нашему теляти волка съесть».

Это планы полководца, перед которым карта равнины, хотя на самом деле биться придётся в горах; представление о своих силах у него преувеличенное, а о противнике – сильно преуменьшенное. И он не знает, что может позвать на помощь союзника, мощная армия которого в получасе пути, только и ждёт сигнала.

Не будем тратить силы на составление глупых, нереальных планов, которые непременно разрушатся! То, что до последнего мига будет нам казаться победой, непременно обернется поражением. Постараемся лучше узнать те планы, которые есть о нас у того Союзника, который знаёт всё, располагает самыми точными картами, а армия его неуязвима и непобедима.

Апостол Иаков сказал: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то и другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».

Книга Притч: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».

О том же говорят и русские пословицы: «Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом», «Жилами не нажить, чего Бог не даст», «Силой у Бога не возьмешь», «Человек так, а Бог инак», «Ты к худшему, а Бог к лучшему», «Не так живи, как хочется, а как Бог велит», «Без Бога ни до порога».

У Вас в жизни непременно будут успехи, будут достижения целей, будет счастье. Но всё это будет только тогда, когда Вы начнете согласовывать свои цели и поступки с Божией волей. Нравится Вам это или не нравится (а должно бы нравиться), но это так. Давид, который победил богатыря Голиафа и позднее из простого пастуха стал величайшим царём могущественного, непобедимого Израиля, знал, что говорил, когда сказал: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю». Царь Давид говорил это на основе своего опыта. А больше успехов, чем у него, не бывает.

Но прежде чем устремляться к вершинам, нам необходимо смириться с тем, что имеем.

Да, у Вас в результате депрессии может не быть сил. Но нужные Вам силы есть. Они есть у Бога. И Он будет рад дать Вам их. Он этого хочет.

Только перестаньте клеветать на Него, жаловаться и роптать. Попросите у Него прощения за весь свой ропот и доверьтесь ему, и придите под защиту Отца, чтобы он исцелил Ваши раны.

У Христа за пазухой – хорошо.

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

“Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение - это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, - говорит святой Симеон Новый Богослов, - когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение - это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения - иными словами, смирение, - настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, - говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

преп.
  • (из жития прп. )
  • прот.
  • прот. В. Тулупов
  • А. М. Леонов
  • Энциклопедия изречений
  • Ю.В. Коренева
  • Смире́ние -
    1) христианская добродетель; то же, что ;
    2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради );
    3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

    Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

    Смирение это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    • Смирение по отношению к Богу – это видение своих , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» ().
    • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

    Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

    В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться ().

    Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

    Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ()

    Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

    Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

    Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол () . Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей () . Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

    Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

    Под смирением часто имеют в виду – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

    Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

    Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

    В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

    Прежде всего он сознаёт себя , желающим и готовым безропотно исполнять Его . Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в и .

    Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

    Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

    Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (). Недюжинную послушность Божественной он выказал и по части истребления дома Ахава ().

    В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

    Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

    Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

    Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению .

    …Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ().

    Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

    Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе вместо смирения.
    преп.

    Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
    архимандрит

    Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
    св.

    Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
    преп.

    Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
    Н.А. Бердяев