Раскрыть смысл высказывания Граника: В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания (ЕГЭ по русскому). Тире между подлежащим и сказуемым. Задания к тексту

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
  2. Развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
  2. Сформировать общеграмматические умения:
  • определять структуру предложения;
  • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
  • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
  • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
  • Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
  • Пояснительная записка

    Вопросы Ответы

    Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся.

    Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами.

    Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.

    Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс?

    Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
    А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся»
    А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса»
    В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка»
    Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации»
    И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды
    К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа»
    М. Соловьева «Русский язык».

    Какие виды деятельности учащихся возможны?

    Самостоятельные и контрольные работы
    1. Конспект лекций.
    2. Доклады, сообщения.
    3. Письменные задания.
    4. Наблюдения над текстом, анализ текста.
    5. Выполнение тестов.
    6. Работа по карточкам.
    7. Составление сказок с включением изученных пунктограмм.
    8. Составление викторин, конкурсных заданий.
    9. Участие в турнире знатоков русского языка.
    10. Создание презентаций или текстового документа на компьютере.

    Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка.

    Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся?

    Критерии успешности работы на занятиях следующие:

    Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

    Каким образом будет фиксироваться результат?

    В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

    Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

    Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»

    № п/п Содержание курса Кол-во часов Форма занятия и вид деятельности учащихся
    1. Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: 1ч. Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания.
    2.
    • существительное с зависимыми словами + существительное с зависимыми словами;
    • существительное без зависимых слов + существительное с зависимыми словами;
    • существительное с зависимыми словами + существительное без зависимых слов;
    • существительное без зависимых слов + существительное без зависимых слов;
    • числительное + числительное;
    • существительное + числительное;
    • числительное + существительное;
    • неопределенная форма глагола + неопределенная форма глагола;
    • неопределенная форма глагола + существительное;
    • существительное + неопределенная форма глагола.
    2ч. Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам.
    3. Дефис при приложении
    1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное (город-герой);
    2. Собственное существительное + нарицательное существительное (Москва- река).
    Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина).
    4. Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. 1ч. Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему.
    5. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. 1ч. Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста.
    6. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 2ч. Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений.
    7. Пунктуация при обращениях. 1ч. Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста.
    8. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. 1ч. Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения.
    9. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. 2ч. Составление карточек. Тренировочные упражнения.
    10. «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. 1ч. Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь».

    К ЧИТАТЕЛЯМ

    Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
    Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
    Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
    Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
    Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
    Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

    ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

    Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
    Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
    Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
    Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
    Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
    Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
    Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
    Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
    При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
    Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
    Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
    Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
    И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
    Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
    При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
    Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
    Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
    Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
    Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
    «Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
    Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
    А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
    Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
    - Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
    - Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
    Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
    Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
    Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

    III . Проанализируйте теоретический материал раздела "Морфология и орфография " в учебниках для 5-7 кл. (Одна группа студентов анализирует материал 5-го класса, вторая 6-го класса и третья - 7-го класса). Курс морфологии какого класса вызывает у школьников больше затруднений?

    IV . 1) Проанализируйте теоретический материал параграфа "Наречие как часть речи " в учебнике для 7 класса . Каким способом излагается в нем теория? Выделив главное в теоретическом материале, сформулируйте и запишите дидактические задачи урока по данной теме. Как вы думаете, можно ли организовать самостоятельное изучение его школьниками на уроке русского языка ?

    2) Познакомьтесь с опорным конспектом по теме "Наречие". Подготовьтесь к проведению урока с использованием опорного конспекта.


    Коснуться медленно

    Невзначай разгорячась

    Макароны по-флотски

    Чрезвычайно интересный

    Приезжающий сегодня

    Слишком горячо

    Мы весело смеялись.

    Нам подали кофе по-турецки.

    Мне грустно.

    V. 1) Расскажите о методике проведения морфологического разбора.

    2) Образец устного ответа дан в книге «Русская речь» (учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы . М.-1992 г.)

    Здесь приведены схема и само рассуждение на тему "Бег - имя существительное".

    I. Тезис (то, что надо доказать.) Слово бег - имя существительное. Докажем это.

    II. Доказательство.

    Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во - вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег. В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег (им. п.), бега (р. п., ед. ч.), бегу (д. п., ед. ч.) и т. д. Слово бег изменяется по числам, может стоять в единственном и во множественном числе , относится ко 2-му склонению. Является нарицательным, неодушевленным. В-четвертых, в предложении слово бег может быть подлежащим (в им. п.), дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена. Все любовались бегом юного спортсмена.

    Вывод. Итак, мы доказали, что слово бег - имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. Прокомментируйте данное рассуждение. Согласны ли вы с такой схемой? Сравните данную схему со схемой морфологического разбора существительного, предложенной в учебнике для 5-го класса под редакцией и др.

    3.Сравните морфологический разбор в вузе и школе.

    4.В морфологическом разборе школьники часто смешивают постоянные и непостоянные признаки. Особенно много ошибок делается при разборе глагола. Так, у глаголов в начальной форме определяется время, лицо, у глаголов в форме прошедшего времени определяется лицо. В морфологическом разборе глагола часто неправильно дается исходная форма, отсюда ошибки в определении вида, спряжения и т. д. Как вы будете вести работу по предупреждению этих ошибок?

    5. Подберите предложения, сделайте морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного , глагола, причастия, наречия, местоимения .

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. и др. «Методика русского языка» стр. 284-313.

    2. , Иванова разбор в вузе и школе. М.- 1978 г.

    3. Текучёв А. В. «Методика русского языка в средней школе» стр. 75-77,179-201.

    МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ

    "Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ. Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки.... Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество... И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом, составляющим его буквы. Но. Вот одно и тоже слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да! Да!? Да…. Да. Да, да.

    Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

    Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

    Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов. Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго , закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: " !".

    При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишите о ком-нибудь, что он "умница", выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

    Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям. О таких искажениях рассказывает хорошо известный «пунктуационный анекдот ». Он повествует о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую". Однако когда опасность миновала, путнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «поставить статую, золотую пику держащую". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы". , "Секреты пунктуации" М-1986.

    Задания

    1 . в письме от 01.01.01 года отмечал, что знаки препинания служат нотами при чтении.

    Как вы понимаете это высказывание? Продумайте, каким путем можно познакомить учащихся с этим образным и очень точным определением функции знаков препинания.

    2. К. Паустовский в повести "Золотая роза" вспоминает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Он был интересен, но читать его было совершенно невозможно... Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив из нее и не вписав ни одного слова.

    Утром, пишет К. Паустовский, "я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

    Это чудо! - сказал я.- Как вы это сделали?

    Подумайте, что сделал корректор. Докажите свою мысль.

    3. "Русская пунктуация... имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического , структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков". (Синтаксис современного русского языка. М.,1978 г. стр. 415).

    Приведите примеры правил, в которых в качестве условий нормы выступают грамматические признаки. Какие методические выводы можно сделать из признания, что многие пунктуационные правила имеют грамматическую основу?

    4 . "При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией, учитывая при этом следующее:

    1) Наблюдения над интонацией являются одним из надежных вспомогательных средств для решения вопроса о выборе знака в конце предложения, для постановки запятой при однородных членах предложения, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных членах предложения.

    2) Наблюдения над интонацией не может служить руководством для расстановки запятых при обращении, стоящем в середине и в конце предложения, деепричастных оборотах и сложноподчиненных предложениях вследствие частных несоответствий между интонацией и пунктуацией в указанных случаях..» (Фирсов чтение на уроках русского языка. М.-1960 г. стр. 39-40).

    Прочитайте предложения и укажите случаи, когда по правилам пунктуации знаки препинания должны стоять там, где в устной речи обычно нет паузы, и когда в устной речи есть пауза, но нет знака на письме.

    1. За окном опять метет метель и, видать, не скоро перестанет. (М. Исаковский)

    2. Саша, салазки свои подгоняя, весело мчится. (Н. Некрасов)

    3. Старик останавливается и, устало склонившись на посох, долго смотрит на мигающий огонёк. (Г. Федосеев)

    4. Сашенька ей не нравилась, и, когда она являлась, мать чувствовала себя тревожно, неловко. (М. Горький)

    5. Звуки рожка как будто совсем замирали и через некоторое время снова слышались в середине леса.

    5. Назовите виды пунктуационных ошибок и укажите причины их появления.

    6. Проверьте приведенную ниже ученическую работу. Укажите, какие пунктуационные ошибки допущены в работе. «Когда я впервые узнал о Пушкине». (сочинение ученика 5 класса)

    Однажды когда я был совсем маленьким, увидел в книжном магазине, на полке, книжку в ярком переплете. На ней было написано: «Сказки Пушкина». Я попросил: "Мама купи мне ее пожалуйста". «Ладно, - ответила мама.. Из магазин а я вышел с книгой. Дома мне мама прочитала книгу. Я сидел и слушал ее раскрыв рот. Как живые передо мной вставали дед золотая рыбка, злая старуха. Я очнулся только тогда когда мама кончила читать. Потом я весь день повторял:

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря.

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    С тех пор я много читал стихов и сказок, но эта книга осталась навсегда в моей памяти.

    7. Назовите виды упражнений по пунктуации. Выясните их обучающие возможности.

    8. Вам нужно дать упражнение на списывание с расстановкой знаков препинания. Какой формулировке вы отдадите предпочтение?

    Спишите текст и расставьте знаки препинания.

    Спишите текст, расставляя знаки препинания.

    Прочитайте предложения, затем спишите их, расставляя знаки препинания. Какие методические ошибки нередко допускаются учителями при проведении упражнений такого типа?

    9. Графический диктант - вид работы, при выполнении которого составляются графические схемы к диктуемым предложениям, а сами предложения не записываются. Укажите цель этого вида работы, его обучающие возможности. При изучении всех пунктуационных тем он целесообразен? Опишите методику проведения графического диктант, его варианты.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. и др. Методика русского языка Мг. стр. 120-138,

    2.Блинов пунктуации в школе. Мг.

    3. Валгина пунктуации: принципы и назначения. Мг.

    4. Ломизов пунктуации в средней школе. Мг.

    5. Ломизов вопросы методики пунктуации. М.- 1975 г.

    6. Текучев русского языка в средней школе. М.-1980 г. стр.287-296.

    7. Фирсов работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. Мг.

    МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

    1. Одним из направлений в методике развития речи учащихся является словарная работа. Сопоставьте понятия «словарная работа» и «лексическая работа», установите различия между ними. Определите содержание словарной и лексической работы в школе.

    2. Прочитайте статью «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка 4–8 классах» в книге «Основы методики русского языка в 4–8 классах». Под редакцией, . М.. 1983 или параграф 16 в «Методике русского языка в средней школе» и подготовьте ответ «Методика словарной работы на уроках русского языка».

    3. Многие учителя используют словарно-орфографические диктанты для работы по развитию связной речи учащихся. Подумайте, какие виды упражнений по развитию речи можно предложить учащимся на материале словарно-орфографического диктанта. Разработайте фрагмент урока и покажите, как вы практически реализуете свои методические предложения. Можно использовать стати «Как мы работаем со словарными статьями» (РЯШ № 10, 11 – 1998 г).

    4. В каком классе, с какой целью вы использовали бы следующие задания:

    1) Допишите словосочетания, угадав недостающие слова: перочинный……, грецкий ….., окладистая ……, карие …., кромешный ….

    2) Составьте пословицы из частей, которые потеряли друг друга: Коня узнают по зубам; хороший – умом; необдуманные легко срываются; конь играет удилами; плохой человек славится озорством; что хорошему человеку помеха; человека по речам; болтун – языком; то дурному утеха; обдуманные планы легко осуществляются.

    3) Предлагаем вам несколько коротких рассказов, окончание их постарайтесь придумать сами.

    А) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него нет времени.

    Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: « К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: …

    Б) Хозяин принес с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту, и они увидели журавля, который стоял на одной ноге. « Вот видите, у него только одна нога!» - сказал повар. Хозяин закричал «ого-го!» - и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь обманщик!» - гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил: …

    5. Соберите из рассыпанных предложений связный текст. Чтобы проводить прямые линии, которые ленились, в средневековых школах линейку употребляли не для того; линейкой били по рукам учеников.

    6. Сравните китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и ту же главную мысль.

    Китайские пословицы

    1). Торопливым людям не хватает мудрости. 2). Лекарь лекаря не порочит. 3). Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 4). Слабого обижает, а сильного боится. 5). Написанное на бумаге и боги не сотрут. 6). Зонт готовь, когда ясная погода. 7). Двумя руками трудно схватить двух угрей. 8). Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

    Русские пословицы

    1). На безрыбье и рак рыба. 2). Поспешишь – людей насмешишь. 3) Молодец против овец, а против молодца и сам овца. 4). Ворон ворону глаз не выклюет. 5). За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 6). Скажи мне, кто твой друг, и я узнаю, кто ты. 7). Что написано пером, того не вырубишь топором. 8). Готовь сани летом, а телегу зимой.

    7. Работа с толковым словарем на уроках русского языка должна: 1) воспитывать у школьников потребность пользоваться им; 2) показать, что можно узнать в нем о слове; 3) научить детей пользоваться толковым словарем. Расскажите подробнее, как реализуются эти задачи на уроках русского языка. Назовите приемы работы с толковым словарем, способствующие включению слов в активный словарный запас. Назовите виды работы со словарем.

    8. «Жизнь языка» во всем его своеобразии проявляется только в тексте, поэтому комплексный анализ текста является мощным стимулом речевого развития учеников. Подготовьте ответ на вопрос: «Комплексный анализ текста. Цели и формы работы». При подготовке используйте следующие статьи в журналах:

    1) , «Комплексный анализ текста на уроке русского языка» (ж. Русская словесность, 33, 1997год)

    2) «Осторожно: художественный текст!» (ж. Русская словесность, №3, 1997 год).

    3) «От текста к слову» (ж. Русская словесность №3,4 – 1997, №1 – 1998год)

    4) Дидактические материалы к программе «Слово в тексте» («Русский язык» №5, 1998 год).

    5) Работа с текстами в старших классах (ж. РЯШ, №5, 1998г.)

    11. Правописание мягкого знака в глагольных формах.

    12. Безударная гласная в корнях слов (способы проверки).

    13. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

    14. Правописание сложных слов.

    15. Разряды местоимений.

    16. Разряды имен числительных.

    18. Предлог.

    19. Сведения по орфоэпии.

    20. Множественное число имен существительных (литературные нормы).

    III . Языковой разбор на уроках русского языка

    а) приготовить схемы всех видов языкового разбора;

    б) произвести все виды языкового разбора (дидактический материал дается индивидуально: фонетический разбор – 3 слова, по составу – 7 слов, синтаксический – 1 предложение, в котором подчеркнуты 4 слова для морфологического разбора);

    в) подобрать дидактический материал для всех видов разбора (фонетического – 5 слов, интересных в орфографическом и орфоэпическом отношении; 7 слов для разбора по составу, указать с какими трудностями столкнутся ученики при разборе; 3 предложения для синтаксического разбора, указать в них для разбора по частям речи 5 слов).

    Дидактический материал для языкового разбора

    Фонетический

    1. Бьет, вдруг, тростник.

    2. Ремень, шьет, своя.

    3. Метель, черный, сбить.

    4. Берез, костяк, звезд.

    5. Растет, жизни, досуг.

    6. Медведь, лишь, партер.

    7. Смотрю, назад, шагов.

    8. Кого, конечно, твоей.

    9. Конфета, друзья, чтобы.

    10. Сережки, горох, дождь.

    11. Шел, легко, рожок.

    12. Что, объем, пойдет.

    13. Смотреть, лежал, столяр.

    14. Шоссе, гнезда, весна.

    15. Кашне, зябь, дорог.

    16. Музей, ростки, метель.

    17. Концов, поля, книг.

    18. Косьба, съесть, письмо.

    19. Цирк, сквозь, фанера.

    20. Мороз, музей, шьет.

    По составу, словообразовательный

    1. Белочка, палочка, ленточка, переносица, постукивать, упрашивать, плитка.

    2. Предложили, участвовавшие, пробраться, тарелочка, розочка, чашечка, ложечка.

    3. Произношение, живописный, осветительный, поддерживая, юннат, истинный, куриный.

    4. Пробраться, постукивать, упрашивать, непригодный, прислониться, по-осеннему, плитка.

    5. Пленник, ложечка, розочка, лощина, горошина, ватрушка, матушка.

    6. Черенок, пирожок, ловушка, липучка, ТЮЗ, голубиный, глубинный.

    7. Подлинный, вагоноремонтный, теплоходный, соавтор, выход, кто-либо, лисий.

    8. Черемушка, рябинушка, пушка, больница, гостиница, приятельница, подорожник, медвежий.

    9. Подснежник, подпольщик, несколько, обеспокоить, оспаривать, в одиночку, разграфлю.

    10. Кое-как, по-французски, звездочка, лесочек, стенгазета, задвижка, ноздреватый.

    11. Пограничники, бестолковые, тычинка, пестик, хождение, нависшие, несколько.

    12. Лепесток, венчик, контролировать, уверенность, лиственница, вечнозеленый, как-нибудь.

    13. Приспособление, устремленный, заброшенный, сбрасывает, переподготовка, смелее, ниточка.

    14. Постукивание, перекатывать, возделанный, единственный, по-комсомольски, малина, смородина.

    15. Кровообращение, обезболивание, смелее, подбрасывать, вследствие, черника, гвоздика.

    16. Брусника, свинина, осетрина, буженина, по-французски, готовность, горячность.

    17. Мельница, больница, климатический, акустический, убедительный, по-зимнему, кормление.

    18. Снисходительный, высохнуть, заслушаться, напроказничать, огородничать, гладь, произношение.

    19. Кролиководство, надорвал, расчетливый, видеться, заготовитель, перезрелый, высь.

    20. Доискаться, засухоустойчивый, подсказка, хранительница, навыдумывать, основательный.

    Морфологический, синтаксический

    1. Школьники Древней Греции не боялись опоздать на несколько минут к началу урока, потому что солнечные часы очень приблизительно показывали время (М. Ильин ).

    2. У всех сложилось убеждение , что город сдан не будет (Н. Островский).

    3. Я опять пришел сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, куда ушел пароход (Ю. Казаков).

    4. Умолкнет гром, пройдут года, мы постареем вдвое , втрое, и будет сложена тогда легенда-сказка о герое (Е. Долматовский).

    5. Гаврик толкнул ногой калитку , и друзья пролезли в сухой палисадник, обсаженный лиловыми петушками (В. Катаев).

    6. Он был серьезен , и от этого на его широком яркоглазом лице отчетливо выступили следы усталости (А. Куприн).

    7. Прошло несколько дней, и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения (А. Толстой).

    8. Петя с Долоховым проехали часового, мрачно ходившего по мосту , и выехали в лощину (Л. Толстой).

    9. Вдоль берега моря и параллельно ему протянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами (К. Паустовский).

    10. Вся поклажа моей тележки состояла из одного большого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии (М. Лермонтов).

    11. Сережа бегал за кипятком к железнодорожникам и за новостями на агитпункт, помещавшийся в особом вагоне (П. Павленко).

    12. Мелькает , вьется первый снег , звездами падая на брег (А. Пушкин).

    13. Ваню поставили перед столом , и он тотчас увидел на столе свой компас (В. Катаев).

    14. По надвигавшемуся глухому шуму со стороны Талой мы заключили, что гудел настоящий ливень (Д. Мамин-Сибиряк).

    15. В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу (А. Фадеев).

    16. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов , закованных в железо (Н. Островский).

    17. В окно увидела Татьяна по утру побелевший двор, куртины, кровли и забор, на стеклах мелкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых на дворе (А. Пушкин).

    18. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, и еле-еле двигалась по темному морю (К. Паустовский).

    19. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою , тогда мы песню споем боевую и встанем грудью за родину свою (В. Лебедев-Кумач).

    20. Вспыхнули верхушки волн, бежавших к нашему берегу, засверкал береговой песок с черными пятнами лодок и группами людей (А. Новиков-Прибой).

    IV. Орфография и пунктуация на уроке русского языка

    а) представить конспект приложения к программе по русскому языку «Оценка диктанта»;

    б) подобрать тексты диктантов (предупредительный, творческий, свободный, контрольный с грамматическим заданием);

    в) указать пособия, статьи, справочники, использованные для выполнения задания.

    V . Урок русского языка

    а) подготовить конспект статьи по проблемам современного урока;

    11. Описание местности в художественном стиле.

    12. Описание памятника архитектуры.

    13. Сравнительная характеристика двух лиц.

    14. Описание предмета (цветка) в художественном стиле.

    15. Описание предмета (цветка) в деловом стиле.

    16. Повествование с элементами описания внешности.

    17. Повествование с элементами описания пейзажа.

    18. Повествование с элементами рассуждения.

    19. Рассуждение с элементами описания.

    20. Описание с элементами рассуждения.

    VII . Изложение и сочинение

    а) разработать конспект урока обучающего изложения.

    б) написать сочинение на свободную тему.

    VIII . Внеклассная работа по русскому языку

    а) составить конспект внеклассного занятия по указанной теме;

    3. Олимпиада по русскому языку для 7 класса.

    4. Занятие кружка по занимательной грамматике (5 класс).

    5. Занятие кружка «Почему мы так говорим» (6 класс).

    6. Занятие кружка «Крылатые выражения (6 класс).

    7. Занятие кружка «Говорите правильно» (7 класс).

    8. Занятие кружка «Интересно о топонимии» (7 класс).

    9. Викторина по русскому языку (5 класс).

    10. Конкурс по русскому языку (6 класс).

    11. Беседа «Из истории слов и выражений» (5 класс).

    12. Беседа «Из истории имен и фамилий» (6 класс).

    13. Беседа «Интересная наука – этимология» (7 класс).

    14. Материал для стенной газеты «Великий, могучий…».

    15. Материал для классного уголка (стенда) «Сегодня изучаем глагол» (6 класс).

    16. Материал для классного уголка (стенда) «Говори и пиши правильно» (6 класс).

    17. Игры по русскому языку.

    18. Неделя русского языка.

    19. Вечер русского языка.

    20. Конференция по русскому языку.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

    Перечень статей для конспектирования по проблемам современного урока

    1. Из опыта проведения уроков-зачетов// РЯШ.1988, №2.

    2. , Фудим сделать урок интересным?//РЯШ.1987, №5.

    3. О воспитании интереса к урокам русского языка//РЯШ.,1989, №2.

    4. Командина -путешествие как форма обобщения и систематизации знаний учащихся//РЯ в школе и дома. №2. 2005.

    5. Ладыженская ответы учащихся на уроках русского языка//РЯШ. 1979, №4.

    6. Ладыженская учебного года в 4 классе //РЯШ. 1988, №4.

    7. Ларионова навыков грамотного письма (5 – 7 кл.)//РЯШ. 2007, №4.

    8. Ларионова речи учащихся при изучении орфографии//РЯШ.2005, №3.

    9. //РЯШ. 1982, №3.

    10. Пичугов формы организации обучения на уроках русского языка//РЯШ. 1987, №3.

    11. О подборе дидактического материала для уроков русского языка//РЯШ. 1987, №6.

    12. Савенкова игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка//РЯШ. 1988, №3.

    13. Соколова изучение языка при выполнении упражнений на тему «Отечество мое»//РЯШ. 1982, №3.

    14. Соловьева -семинар в 5 классе//РЯШ. 1987, №5.

    15. Федорова -семинар как один из путей активизации самостоятельной деятельности учащихся//РЯШ. 1988, №2.

    16. Шульгина на уроке повторения//РЯШ. 2002, №2.

    17. Купалова было интересно и понятно//РЯШ 2003, №4.

    18. Козырева АС. Урок русского языка: результативно и интересно//РЯШ. 2003, №3.

    Перечень статей для конспектирования

    по методике развития связной речи

    1. Арефьева по прочитанному тексту//РЯШ. 2006, №5.

    2. - С. и. Райский работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях //РЯШ. 2007, №3.

    3. Пахнова как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды//РЯШ. 2000, №4.

    4. На урок с (нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся 5 – 10 классах)// РЯШ. 2000, №4, №5.

    5. Сычугова -глина из глубины веков (развитие речевой компетентности при обучении сочинению-описанию в 5 классе)//РЯШ. 2000, №4.

    6. Оценка сочинения-описания. //Русский язык в школе и дома. 2002, №3.

    7. Лексические ошибки// Русский язык в школе и дома. 2003, №6.

    8. Оценка сочинения-рассуждения в жанре рецензии//Русский язык в школе и дома. 2003, №5.

    9. Федосеева игра на речевом уроке в 5 классе//Русская словесность. 2000, №1.

    В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

    Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

    Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

    Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

    Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

    Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

    (1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
    (7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
    (16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
    (19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
    (25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
    (32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
    (34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
    -(45)Примут, - решительно отвечал я.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания. Они позволяют более полно и точно выразить смысл письменной речи».

    Для передачи своих мыслей писатель использует разные средства. И одно из них - знаки препинания. Они помогают понять связи между элементами сообщения, а также интонацию, а значит - эмоции автора или героев книги.

    Вот и в отрывке из романа В. Каверина «Два капитана», который приведен в задании, мы видим, как пунктуация помогает нам в понимании авторского замысла.

    Например, многочисленные восклицательные предложения (3, 9, 13 и другие) передают эмоциональное состояние Кати, ее противоречивые чувства, которые она скрывает из-за привычной своей гордой и неприступной манеры поведения. Это чувства рвутся из ее сердца, Катя хочет выразить все, что у нее на душе, но не может, ей не позволяет ее характер. И только восклицательный знак возле ее односложных «Да!» говорит о том, как много чувств стоит за коротким словом.

    Или тире в предложениях 30, 34, 39. Они все стоят как бы не на месте, но прекрасно передают интонацию говорящего. В речи Кораблева эти тире означают подчёркнутую паузу, особое обращение внимания Кати на важную характеристику Сани и ее самой. А в рассуждениях девушки эта пауза, показанная тире, означает удивление от того, что она внезапно поняла правоту Ивана Павловича, хотя прежде его слова показались ей просто смешными.

    Знаки препинания, как и все в художественном произведении, подчинены одной цели - дать нам понять мысль автора и переживания героя книги.

    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: « - А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо:- Есть! Больше не будет» .

    В отрывке из романа В.А. Каверина рассказывается о том, как девушка Катя провожает своего любимого Саню. Он ходит в рейсы на Крайний Север, и эти рейсы бывают очень опасными. Сам Саня однажды рассказал своей девушке об одном из опасных полетов, во время которого была сильная пурга и Саня едва остался жив (47, 48). Слушая рассказ своего любимого, Катя не может представить, что такая опасность могла коснуться Сани, ей кажется, что он рассказывает о ком-то другом, а не о себе: «...и я поймала себя на очень странном чувстве: я слушала его, как будто он рассказывал о ком-то другом».

    Это говорит о том, что любящее сердце девушки не могло и не хотело осознавать то, что с родным и близким человеком может случиться что-то плохое. Именно поэтому Катя и говорит эти слова: «А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо: Есть! Больше не будет». Смутился Саня от того, что понял, насколько дорог своей девушке, понял, что она по-настоящему переживает за него.

    Любящие люди всегда переживают друг за друга и не хотят надолго расставаться. О том, как сильно Катя не хочет расставаться с Саней, она говорит в самом начале текста: «Ох, как мне не хотелось, чтоб Саня уезжал!».

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Любовь — это когда переживаешь за любимого человека, желаешь всегда быть с ним рядом, заботиться о нем, когда искренне желаешь ему счастья и благополучия. Например, в отрывке из романа Каверина В.А. девушка Катя очень переживает за своего любимого Саню, она не хочет, чтобы он уезжал и беспокоится за него, ведь его работа связана с опасными рейсами на Крайнем Севере. Но она любит его и поэтому отпускает его в эти рейсы, понимая, что эта работа нравится ему: «Это был мир его профессии — мир однообразных и опасных рейсов на Крайнем Севере, детских восторгов перед новой машиной, мир, без которого он не мог бы прожить и недели». Катя принимает Саню с этой его профессией, понимая, что эта работа делает его счастливым.

    В жизни тоже можно встретить много примеров такой любви. Например, если подумать о космонавтах, летчиках, о военных, которые едут воевать в горячие точки. Любящие их женщины тоже всегда переживают за своих мужчин, но тем не менее остаются с ними, понимая важность и опасность их профессии. Они любят своих мужчин за честь, за смелость, за мужество, понимая, что их профессия — это часть их жизни, часть их самих. И женщины отпускают своих любимых, прося их беречь себя и быть осторожнее. Беря с них обещание вернуться домой.

    И они возвращаются. Жаль, не все. И не всегда.