Русинский флаг. Русины — кто они? Кто такие русины Закарпатья

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) - группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии.

В энциклопедических изданиях русинов относят как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть - украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев.

Расселение, подгруппы и численность

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий - Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины», «русские», «руськие» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.

Всеукраинская перепись населения 2001 года зарегистрировала 10 183 русина, перепись 2002 года в Польше - 62 русина, перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии - 2 079 человек.

Русины известны так же под именами: руснаки, руськие, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины, русские. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В X-XI веках Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним «русины», несмотря на перипетии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированный этноним: «рутены» производное от «русины». На протяжении XI-XIII веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за «засечной линией» - государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII-XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей - княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала XX века входила в состав Венгерского королевства.

Земли современной Белоруссии и бо́льшая часть земель современной Украины вошли в состав нового центра собирания Земли Русской - Великого Княжества Литовского. Червоная Русь вошла в состав Польского королевства. Северо-восток Руси (Владимиро-Суздальская Русь) оказалась под властью Золотой Орды, и только на севере Господин Великий Новгород - «республика» народного веча сохранила независимость (эту землю скандинавы называли «страной городов» - Гардарикой).

В дальнейшем Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в двуединую федерацию - Речь Посполитую («Общее Дело») Обоих Народов. Позднее южная часть Великого Княжества Литовского была передана под управление Польши, а земли будущей Белоруссии вместе с собственно литовскими землями остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к разделению западнорусских земель и обособлению белорусского и украинского народов.

Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу русин. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине XIX века она немного превышала 50 тысяч кв. км.

В 1910 году доля в многонациональном Венгерском королевстве русиноязычного населения сократилось до 2,6 % в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910 году численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимоотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численность словако-рутенов в 1830 году была 12 тысяч, а к 1910 достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810 году в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830-756, а в 1880 их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 году русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 русин было 482 тысячи, в 1930 их число достигло 570 тыс., а в 1979 - 978 тыс. человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810 году их было 153 тыс., в 1900 - 83 тыс., а в 1980 их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас осталось 32 тысячи человек русиноязычного населения, которое сосредоточено в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии живут также украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. Венгерские феодалы приглашали в Закарпатскую Русь на поселение украинцев из польской Галиции, по-видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс. км², в 1979 году там проживало 978 тыс. русин.

в Словакии

На востоке в сёлах преобладают русины, на западе же встречаются лишь отдельные русинские деревни. Крайними западными точками считаются деревни Литманова и Остурня (49°20′00″ с. ш. 20°14′00″ в. д.) у Старой Любовни.

Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русина. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.

Данные переписи 2001 года в Словакии, русинское и украинское население в процентах

Район %
Район Медзилаборце 45,4
Район Свидник 13,0
Район Снина 11,6
Район Стропков 6,1
Район Гуменне 5,0
Район Бардейов 4,2
Район Стара Любовня 4,5
Район Прешов 1,4

В среде карпатских русинов происходят сильные процессы ассимиляции. Более точную картину прошлого состояния заселения края русинами может дать процентное соотношение православных и грекокатоликов:

Данные переписи 2001 года в Словакии, православное и грекокатолическое население в процентах

Район %
Район Медзилаборце 84,5
Район Свидник 56,3
Район Стропков 48,3
Район Собранце 43,9
Район Снина 43,2
Район Стара Любовня 33,0
Район Михаловце 25,6
Район Бардейов 24,5
Район Вранов-над-Топлёу 24,4
Район Требишов 24,2
Район Гуменне 21,2
Район Сабинов 11,3
Район Гелница 10,6
Район Прешов 8,8

Этноним и идентичность

Русины - потомки древнерусской народности, из которой, как указывала советская историография, выделились русские, украинцы и белорусы. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Как этноним слово русин - производное от слова Русь. В письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских - так именуются русские люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 года (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название русских людей в польских текстах XIII-XX веках. Так же этот этноним употреблялся и в Русском царстве.

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности - в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины это тот же народ, что и население Малороссии, а следовательно часть единого русского народа. Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации. Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), в отличие от «Russen» - русских (российских подданных). Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими (с орфографическими вариантами - руськими, рускими), веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк».

В 1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов». Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже - литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание / принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю). Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны.

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

Во время Первой мировой войны многие (не менее 20 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин.

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе деникинской Добровольческой армии.

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 года на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакты между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

Карпатские русины

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24 201 гражданин Словакии считал себя русином (в том числе 1178 с родным языком словацким и 83 - с родным языком украинским), 10 814 - украинцами (из них 2996 - с родным языком русинским), 28 885 - словаки с родным языком русинским, 1342 - словаки с родным языком украинским. Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %). Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий. После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии.На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной - существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов.

Неоднородность русинства

Русинское политическое движение в силу исторических и экономических причин изначально неоднородно. Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:

  • Прословацкое течение , исходящее из того, что русины являются особым восточнославянским народом наравне с русскими, украинцами, белорусами и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси. В частности, оно ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920-1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Многочисленная зарубежная (американская и западноевропейская) русинская диаспора находится, в основном, на этих позициях. Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий - исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).
  • Мадьярофильское (провенгерское) течение , пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров. В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину.
  • Пророссийское течение , имеющее сходную теоретическую базу с прословацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией по примеру ПМР и др. Оно вобрало в себя много русофильских элементов XIX века как осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки».
  • Проукраинское течение , признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности. Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями и государственными структурами. Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

Политика Киева в отношении национальных меньшинств уже привела к конфликту с Венгрией, которая заблокировала заседание комиссии Украина-НАТО в знак протеста против Закарпатья. Вместе с тем, в регионе проживает другая проблемная для Банковой этническая группа — русины, которую центральная власть также не желает слушать. Мы попытались на месте разобраться, насколько острой стоит проблема самоопределения русинов в Закарпатской области.

Русины или Закарпатцы?

Русинами называют группу восточнославянского населения, проживающую на западной Украине, восточной Словакии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.

Сами же русины неоднозначны в трактовке своего происхождения. Одни русинские организации причисляют себя к субэтносу украинцев, другие определяют себя самостоятельным народом, компактно проживающим на территории Украины, Словакии, Польши, Румынии и Сербии. Крупная диаспора русинов проживает в Канаде и США.

В 1992 и 2002 годах Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью, а в начале 2007 года абсолютным большинством голосов принял аналогичное обращение к центральным органам власти и собственным решением признал русинов коренной Закарпатья.

В отличие от венгров, в Закарпатье по-прежнему нет средних школ или вузов с русинским языком обучения (работает несколько десятков воскресных школ), однако на нем издается периодическая пресса и литература.

Согласно переписи населения 2001 года, русинами себя признало не многим более 10 тыс. человек. Сами русинские организации считают, что данные переписи фальсифицировали. Мол, переписчики намерено не указывали слово "русин", записывая опрошенных в украинцы.

"В ходе переписи 2001 года русинам себя записали 386 тыс. закарпатцев, однако по итогам переписи оказалось, что тут проживает 10 тыс. русинов в качестве субэтноса украинцев. Никто русинов как отдельный народ не записывал. Наши права регулярно притесняются местной и центральной властью. Так, например, местные власти под предлогом ремонта отобрали у них Русинский дом, где происходили основные мероприятия русинских организаций" , — заявил Ладислав Лецович, замглавы Народной Рады русинов Закарпатья.

Тем не менее, данные переписи 2001 года позволяет Киеву игнорировать требования русинских организаций, заявляя, что такого народа не существует, а как субэтнос русины пользуются всеми возможными культурными правами.

В целом, ассимиляционные процессы, которые происходят в крае, не могли не отобразится на идентификации . Местный язык сильно перемешался с западным наречием украинского и теперь составляет отдельный, так называемый закарпатский диалект, который сильно отличается от украинского и русского языка. Несколько раз я не смог понять, что мне говорят жители сел, особенно когда они говорили быстро. Вместе с тем, речь жителей Ужгорода, Мукачево и Чопа, особенно молодого возраста понять достаточно легко, хотя закарпатский акцент коренного населения отчетливо слышно.

Простому человеку достаточно сложно определить, является ли русинский отдельным языком, или диалектом украинского. Существует также литературный русинский язык на базе церковнословянского, но, как я понял, им редко кто пользуется.

Ассимиляционные процессы идут необратимо, и поэтому целиком понятно желание русинов сохранить свою самоидентификацию. Дело в том, что только Украина не признала русинов самостоятельным этносом. В настоящее время власти рассматривают русинов как этнографическую группу украинцев. Русины в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии давно официально признаны национальным меньшинством.

Попытки русинских организаций потребовать для народа национально-культурную автономию закончились провалом. Сейчас русинское национальное движение находится в подвешенном состоянии — как из-за давления Киева, который считает русинское политическое движение сепаратистским, так и из-за ассимиляционных процессов внутри русинов. Молодые русины предпочитают себя называть или украинскими закарпатцами, однако не русинами.

"Для меня вопрос русинства — это вопрос спекулирования и зарабатывания денег. На русинах можно заработать грант, получить работу, или преподавание в Русинском университете в словацком городе Пряшево. Словацкие украинцы называются русинами. Пряшево является неформальной столицей русинов, регион так и называется Пряшевская русь. На противоположной части границы точно такая же местность, такие же названия в магазинах и такой же язык. Русины могут на своем зарабатывать, антирусины также могут зарабатывать — написать статью, вот есть якобы угроза русинства, и тоже заработать на этом политические и финансовые дивиденды. У нас здесь есть две партии ученых — одни русинов защищают, вторые антирусинов, и те и другие зарабатывают на этом", — заявил РИА Новости Украина местный политолог Виктор Пащенко .

Как живут русины?

Русины, которые сохранили свою национально-культурную идентичности, в основном проживают высоко в горах, занимаясь традиционными ремеслами — отгонным овцеводством, заготовкой древесины, охотой, сельским хозяйством. Посетив местный этнографический музей под открытым небом в Ужгороде (аналог киевского "Пирогово) я посмотрел на традиционные хаты закарпатских русин (лемки, бойки, долиняне). Они выглядят значительно проще, чем хаты низинных жителей (в основном, венгров), однако обладают уникальным внешним видом, а горные деревянные церкви стали известны на весь мир.

Русины недовольны тем, как распоряжаются их землями местные и центральные власти. Массовая вырубка лесов и бесконтрольная лесозаготовка приводят к частым паводкам и оползням, исчезновению флоры и фауны региона. По мнению русинских организаций, незаконные лесозаготовки организовывают люди из Киева, туда же отправляются деньги от продажи леса. Поэтому русины требуют большей автономии и децентрализации, чтобы иметь возможность влиять на местную власть.

Население Закарпатья на протяжении столетий напрягало все силы, чтобы сохранить своё национальное лицо. И точно так же все годы существования независимой Украины жители этого древнего, богатого традициями края испытывали на себе давление украинских спецслужб за то, что упорно отказывались считать себя украинцами.

Ещё в Х веке Закарпатье стало частью Древнерусского государства. В XI - XII веках его территория постепенно перешла Венгерскому королевству, а впоследствии вошла в состав Австро-Венгерской империи. После её распада территория Закарпатья была присоединена к Чехословакии.

После Мюнхенского сговора и аннексии гитлеровской Германией и Польшей значительной части земли нынешней Закарпатской области были переданы Венгрии как союзнице Германии. 15 марта 1939 года украинский националист Августин Волошин, прислуживавший Третьему рейху, провозгласил государство с названием Карпатская Украина и обратился к Гитлеру с просьбой гарантировать суверенитет нового государства. Прогитлеровская Карпатская Украина просуществовала всего три дня, и уже 18 марта её оккупировали венгерские войска. 25 ноября 1945 года по соглашению между СССР и Чехословакией Закарпатье было передано в состав Украинской СССР.

Коренные жители Закарпатья издревле называли себя русинами, или русью. После вхождения края в состав Венгерского королевства этот народ называли также «рутенами», «угрорусами». Важнейшей чертой русинов как народа является их упорное, несгибаемое сопротивление любой ассимиляции - венгерской, румынской, австрийской, украинской - и наряду с этим через века пронесенное стремление к воссоединению с Россией.

После окончательного раздела Польши между Пруссией, Австро-Венгерской и Российской империями в состав Австро-Венгрии входили не только Закарпатье, но и часть земель древнерусского Галицко-Волынского княжества. Жители этих земель также называли себя русинами и с такой же надеждой смотрели в сторону России. После участия русских войск в подавлении революции 1848 года в Венгрии и особенно после перехода их через Карпаты в Болгарию для освобождения от османского ига русофильские настроения русинов Австро-Венгрии приняли практически всеобщий характер. Для борьбы с этим в Вене была разработана целая программа, направленная на то, чтобы заставить русинов сменить национальную принадлежность. Опираясь на исторические фальсификации Михаила Грушевского, выдумавшего никому, кроме него, не известное древнее племя «укры», австрийские власти принялись заставлять русинов называть себя «украинцами». Чисто географическое понятие «Украина», обозначавшее в славянских языках «окраинные земли» (Москва и Владимир в XII веке носили название «Залесская Украина» и являлись окраиной Древнерусского государства с центром в Киеве), стали навязывать в качестве произошедшего от этнонима «украинец».

Те, кто отказывались отрекаться от своего русинского имени, подвергались австрийскими властями жесточайшим преследованиям. В результате к началу Первой мировой войны в Галиции примерно половина русинов стала называть себя украинцами. При этом жители остальных территорий нынешней Украины, входившей в состав Российского государства, называли себя «малороссами», то есть русскими жителями Малой, коренной, изначальной Руси. А Закарпатье никто никогда «Украиной» не называл и не считал: вплоть до 1939 года этот край носил названия Угорская Русь, Подкарпатская Русь, Закарпатская Русь. Численность русинов в 1919 году достигала примерно полмиллиона человек и составляла 62,9% всего населения Закарпатья.

Период самой жестокой, бесчеловечной украинизации русинов начался с сентября 1914 года, когда австрийцы создали для содержания русинов два первых в Европе концентрационных лагеря Терезин и Талергоф. Узники Талергофа содержались в страшнейших условиях: их загнали в огороженное колючей проволокой поле, на котором не было ни единого строения. Первые бараки начали строить для узников только зимой 1915 года. По данным комитета бывших узников лагеря, количество погибших в лагере от голода, холода, болезней и жестокого обращения составило тысячи человек. При этом каждый узник мог выйти на свободу, если откажется считать себя русином и назовётся украинцем. А самым изощрённым издевательством было то, что основную часть лагерных охранников составляли жители Галичины, уже признавшие себя украинцами.

Советская власть вслед за Временным правительством Керенского признала этноним «украинцы» и создала Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УССР). УССР стала инициатором образования СССР, но не признала существования отдельного русинского народа. После передачи Закарпатья в состав Украины все его жители, как шестью годами ранее немногочисленные оставшиеся русины Галичины, были записаны в документы украинцами. И если галичанские русины безропотно приняли этот факт, то русины Закарпатья не желают его признавать до сих пор.

Отрицание в постсоветской Украине, как до переворота, так и теперь, самого факта существования русинского этноса тем более неприемлемо, что в Польше, Словакии, Чехии, Сербии, Хорватии, России русины признаны этническим меньшинством, что существует Всемирный конгресс русинов, а общая численность русинов в мире превышает 1,5 миллиона человек… До сих пор ни многочисленные обращения русинов к властям Украины, ни рекомендации Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации рассмотреть вопрос о признании их в качестве национального меньшинства никакого результата не принесли.

Точно так же Киев не признал результаты проведенного 1 декабря 1991 года Закарпатского областного референдума, в ходе которого 78 %, принявших в нём участие, высказалось за придание области статуса автономии. Одновременно с областным референдумом состоялся районный референдум в Береговском районе Закарпатской области, на котором свыше 80 процентов участников высказались за создание венгерского автономного округа. Сегодня эти два референдума 1991 года, областной и районный, являются той юридической базой, на которой русинский и венгерский вопросы в Закарпатье, тесно связанные и обострившиеся после переворота на Украине, только и могут получить удовлетворительное решение. Заметим, что в Закарпатской области, кроме русинов, проживают и другие национальные меньшинства - венгры, румыны, цыгане, словаки, евреи, поляки, молдаване.

Сразу же после февральского государственного переворота боевики неонацистского «Правого сектора», проникшие в Закарпатье, начали репрессии против венгров, компактно проживающих в регионе. Это вызвало резкую реакцию МИД Венгрии, высказавшегося в защиту как этнических венгров, так и русинов. Активисты вслух заговорили о недопущении геноцида закарпатских венгров, давно и открыто заявляющих о своих правах на национально-культурную автономию. Координация венгров и русинов, действующих в продвижении этого требования согласованно, принимает уже вполне определённые очертания.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан 12 мая в своём первом выступлении после третьего вступления в должность потребовал от Киева разрешить двойное гражданство для проживающих в Украине венгров и предоставить региону автономию. А 20 мая антитеррористическое подразделение венгерских вооружённых сил приступило к поиску на территории Украины пропавшего в зоне конфликта соотечественника, захваченного в плен вооружёнными людьми…

Александр ДОНЕЦКИЙ

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.