Симонов ты помнишь. Константин Симонов — Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины: Стих

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова

К. Симонов в полной мере почувствовал на себе все тяготы и лишения военного времени. В качестве военного корреспондента он прошел всю войну и своими глазами видел масштабы страданий русского народа. Ему принадлежит множество произведений, посвященных войне. Многие считают писателя лучшим летописцем Великой Отечественной, сумевшем отразить всю суровую правду этих страшных лет. Тем ценнее представляется стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное в первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии.

Центральный символ стихотворения – бескрайние русские дороги, которые тянулись под ногами измученных войск. Симонова поражало, что остающиеся в оккупации советские жители, старики, женщины и дети, не чувствовали к тем, кто оставляет их на произвол врага, никакой злобы. Они стремились всячески поддержать солдат и вселить в них уверенность в неизбежной победе. В тех условиях это казалось невероятным. Возможно, и сам Симонов не раз испытывал сомнения в успешном завершении войны.

Ему придавала силу несгибаемая воля простых деревенских жителей, сохранивших в душе воинские заветы «великой Руси». Писатель с изумлением замечает, что в атеистической стране в дни смертельной угрозы вновь просыпается религиозная вера, остающаяся единственным источником спасения. Женщины провожают отступающих солдат с напутствием «Господь вас спаси!». Они жалеют не себя, а тех, кому еще не раз предстоит заглянуть в глаза смерти.

Проходя по бесконечным дорогам, Симонов понимает, что только в однообразных деревнях и селах сохранилось то главное, что позволит русскому народу преодолеть все трудности. Многовековые поколения предков на бесчисленных сельских погостах произносят молитву «за в бога не верящих внуков».

Центральным рефреном стихотворения является фраза «мы вас подождем», произнесенная старухой и многократно повторенная всей родной природой. Эта фраза болью отзывается в груди каждого солдата, оставившего за собой свой родной дом и близких ему людей. Она не позволит никому сложить руки, пока враг не будет разбит и изгнан из пределов Отчизны.

Симонов завершает стихотворение горячим признанием в любви к своей Родине. Поэт гордится тем, что ему довелось доказать свою любовь. Его уже не страшит смерть, ведь умереть за свою страну – долг каждого человека. Симонов сознательно не употребляет расплывчатого понятия «советский». Он несколько раз подчеркивает свою принадлежность к русскому народу. Троекратное прощание по русскому обычаю – закономерный финал произведения.

Сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти за три, и все боевые. Сурков добрался до призывного возраста в 1918 году - и застал кончик Гражданской войны.

Вовремя родился!

"На белый снег по кромке клеша густая кровь стекает вниз. А ну-ка, мальчик мой, Алеша! Вперед, в штыки, за коммунизм!"

Атака. Бой. Плен.

"Бараки. Проволока в три ряда. Бетонный мусор крепостных развалин. Идут дожди. Проходят поезда. Три раза в день из Гапсала на Таллин".

Так события воспроизведены поэтом.

А вот как агитатором-пропагандистом, который, по собственному признанию Суркова, несколько мешал в его душе поэту, ибо соблазнял слишком простыми и ясными решениями. Советская власть открыла путь в поэзию, но прежде провела по маршрутам все той же науки ненависти: рядовой агитпропа, избач, уездный селькор, волостной стенгазетчик, борец с кулачеством, самогонщиками и хулиганьем, рядовой политпросвета, редактор комсомольской газеты, активист Пролеткульта...

Симонов в эту пору - усилиями отчима (отец, генерал царской армии, погиб на фронте) становится в ряды курсантов советского военного училища. От отчима с раннего детства - солдатский образ жизни: мыл пол... чистил картошку... опаздывать нельзя... возражать не полагается... данное слово надо держать... ложь, даже самая маленькая, презренна...

Правда - в стихах. Стихи - о грядущей войне. Сорок первый год все ближе.

Он-то и сделает Симонова великим поэтом.

Я помню , как это было. Эвакуация. Отец на фронте. Мать и тетка (подрабатывавшая машинисткой) смотрят листик из машинки и утирают слезы. Уловив момент, тайком смотрю, что за листик. Третья (или четвертая) копия. Но прочесть можно:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди...

Сколько потом разгадывали силу этих строк! Допытывались: почему дожди желтые... Другие отвечали (например, Эренбург): если что и есть в этом стихе, так желтые дожди. Россия знать не хотела этих тонкостей: она прочла стихи и умылась слезами.

Но и Алексея Суркова ждал на этом фронте звездный час.

Константину Симонову передает он обет ненависти: "Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет". Теперь побратались - на Смоленщине. Слез нет. Сухая ярость.

Как надо было скрутить душу для обета ненависти? Куда схоронить жалость, нежность, любовь? Или их уже не было?

Были. Спрятанные в письме к жене шестнадцать "домашних" строк, которые запросто и сгинуть могли вместе с письмом тогда же, осенью 1941го, когда Сурков прорывался из окружения под Истрой со штабом одного из полков.

Вышел к своим, вынес написанное ночью, в окружении, упрятанное от ненависти:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Где пряталась эта улыбка, эти глаза? В какие закоулки сердца загонялись чувства?

Софья Кревс - вот кому посвящена эта песня. Как и все лирические стихи Суркова - за всю его жизнь. Софья Кревс - возлюбленная, невеста, жена. Нет ли потаенной символики в ее фамилии? Не древние ли славяне - кривичи - дремлют в слове "Кревс", сохраненном балтийскими народами?

Ни одна из боевых песен Суркова, которые наизусть знала страна, не сделалась такой любимицей, как "Землянка". Апофеоз любви и преодоление ненависти - этим шедевром и суждено было Суркову войти в вечный синодик русской лирики.

Симонов ответил. И именно Суркову:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.

И в смертный свой час, как и завещал, лег тут, на этом поле, под могильный камень. "Под Борисовом"...

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!" - говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!" - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

"Жди меня!" - пронзило страну. "Мы вас подождем..." - страна откликнулась.

МУЖСКОЙ РАЗГОВОР

"Старик расчувствовался. Я - тоже"

"В маленькой комнатке я застал Верейского, Слободского и Суркова, которого в первую минуту даже не узнал - такие у него были бравые пшеничные, с подпалинами чапаевские усы. Расцеловавшись, мы посидели минут десять, спрашивая друг друга о событиях, происшедших с нами за те несколько месяцев, что мы не виделись после Западного фронта. Потом я прочитал Алеше посвященное ему стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...". Старик расчувствовался. Я - тоже. Из-под койки была вытащена бутылка спирта, который мы и распили без всякой закуски, потому что закуски не было..."

Из фронтовых дневников Константина Симонова

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае . Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина – это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою . Симонов видит, как гибнут его товарищи и понимает, что на войне это неизбежно. Но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. Эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу русского духа и вызывает у поэта неподдельную гордость за свою страну. Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была русская женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. Обращаясь к Алексею Суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. Однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой русские женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

Тема урока: Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Цели:

    Углубить знания детей о Великой Отечественной войне;

    Воспитать в детях чувство патриотизма, неравнодушие к истории своей страны.

Задачи:

    Знакомство с поэзией о Великой Отечественной войне;

    Обучение анализу литературного произведения;

    Развитие коммуникативных навыков, монологической и диалогической речи.

Ход урока:

I. Великая Отечественная война в жизни советского народа

В начале урока звучит песня военного времени «Вставай, страна огромная...» Лебедева-Кумача.

Слово учителя:

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Война с фашистской Германией началась неожиданно. В первый же день фашисты разгромили многие аэродромы и склады боеприпасов, начали бомбить крупные города Советского Союза. Вражеский натиск был настолько силен, что советским войскам пришлось отступать. Это горькое и мучительное отступление, с боями и потерями, продолжалось до ноября. До Москвы оставалось чуть более тридцати километров.

Мы помним, что Наполеон тоже вторгся на территорию России и русская армия долго отступала. Армия Наполеона была пешей и двигалась в основном по Смоленской дороге. Гитлеровские войска двигались фронтом, и через полгода после вторжения фашистских полчищ почти вся территория к западу от Москвы оказалась оккупированной врагом. Это было невиданное потрясение для нашего народа, оно потребовало от каждого человека напряжения всех сил. Фашисты были отброшены от Москвы. Но потребовалось еще три с половиной года, чтобы уничтожить фашизм. Победа над фашизмом была важна не только для нашей страны, но и для всего мира.

II. Константин Симонов - военный корреспондент

О горьком отступлении советских войск мы читали в 5 классе в стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».

Кто помнит это стихотворение?

Прослушивание записи стихотворения (фонохрестоматия)

В учебнике дана биографическая статья о К. Симонове (с. 75-76, ч. 2).

Дополнительная информация о К.Симонове

Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны. Его взросление и мужание пришлось на короткий - всего двадцать лет - промежуток между двумя войнами.

До начала Великой Отечественной войны он успел закончить училище и стать токарем по металлу, работал токарем на авиационном заводе, затем на киностудии «Мосфильм». Работу он совмещал с учебой в Литературном институте им. М. Горького, где готовили и до сих пор готовят профессиональных литераторов.

Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным корреспондентом на Халхин-Гол, где велись боевые действия.

Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Через месяц он стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах - от севера до юга.

Однажды ему пришлось выбираться из осажденной Одессы на подводной лодке. Экипаж из десяти человек знал, что им предстоит «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Симонов читал подводникам стихи, выпустил стенгазету, и комиссар лодки сказал о нем: «Вот это настоящий писатель!»

Поэт Николай Тихонов писал о Симонове:

«Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз...

Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, - это факт, а не преувеличение, - носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце».

Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.

III. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова

Чтение учителем «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Затем возможно повторное чтение одним из учеников.

Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.

Словарная работа:

Поясним незнакомые детям слова.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

Салóп - широкое женское пальто особого фасона.

Плúсовый - сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.

Пáжить - пастбище, место, где пасут скот.

Беседа по содержанию стихотворения:

Какие картины предстают перед вами?

Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.

Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?

Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы.

Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

Можно последовательно разобрать первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»

Что такое кринка?

Кринка - глиняный горшок для молока.

Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Особенно внимательно стоит поработать с метафорами: «Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».

Что такое тракт?

Тракт - большая проезжая дорога.

Что означает выражение: тракт, измеренный верстами?

Объясним, что в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.

Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?

Что такое погост?

Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост - это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.

Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

Что такое околица?

Окóлица - изгородь вокруг всего селения.

Объясним детям, что в Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.

Как вы понимаете следующие строки?

«Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих».

Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?

Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?

Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

О чем говорят поэту слова старухи?

«Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем».

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли .

В заключение перечитаем стихотворение еще раз.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Иллюстрации к стихотворению.

Сегодня мы будем размышлять о стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанном Симоновым в самый трудный и трагический для Советского Союза период. Это 1941 год. Почему это время называют трагическим?

С 22 июня 1941 года до самой зимы продолжалось отступление Советской армии от западных рубежей СССР вплоть до столицы его — Москвы. Только под Москвой было остановлено гитлеровское движение в глубь страны. Наша армия несла колоссальные потери. Горели города и сёла, гибли люди, по всем дорогам текли бесконечные потоки беженцев.

Симонову, посланному на западную границу — главное направление удара гитлеровских армий, довелось воочию увидеть трагическое начало войны: с растерянностью, суматохой, неразберихой, испытать горечь отступлений. Он видел наглую силу врага, который не встречал достойного отпора.

Будучи в самой гуще событий, среди тысяч людей, военных и невоенных, он не мог не испытывать горьких чувств, которые в ту трагическую пору разрывали сердце. Мог он не задаваться вопросами: что будет с Родиной? Удастся ли остановить врага? Где взять силы для отпора?

Эти вопросы звучат во многих стихотворениях Симонова 1941 года, и в частности в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … ». Оно обращено к фронтовому товарищу Симонова — поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины.

Стихотворение написано в 1941 г., поэтому в нём встречаются слова и выражения, незнакомые современному читателю.

Кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Верста — русская единица измерения расстояния, чуть больше километра.
Тракт — большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты.
Околица — край деревни.
Погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами.
Плис — хлопчатобумажный бархат. Плисовый — сшитый из плиса.
Пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Каким чувством оно проникнуто? С чем связано это чувство?

Стихотворение не оставляет равнодушными и производит на ребят сильное впечатление. Может быть, они впервые проникаются теми переживаниями, которые испытывали их прадеды в горький 1941-й год … Учащиеся говорят о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …

Обратим внимание на первые слова стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … «. Что важно для автора? (Увиденные тогда картины нельзя забыть, нельзя никогда этого допустить снова…)

Прочтите строчки, где боль и горечь звучат особенно остро. Какие художественные детали усиливают чувство всеобщего горя?

Кринки, которые выносят проходящим бойцам «усталые женщины», прижимая к груди, как детей; слёзы, вытираемые украдкой; погосты с простыми крестами на околицах деревень, «девичий крик» по мёртвому, старик «весь в белом, как на смерть одетый», седая старуха, напутствующая уходящих воинов.

Почему, кстати, женщины стараются спрятать слёзы?

Они понимают, что красноармейцам и так тяжело, что их гнетёт чувство вины, и стараются поддержать дух мужчин. Однако мужчины замечают женские слёзы.

Какое чувство они вызывают у бойцов? Какие строчки подсказывают нам это?

Слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за беспомощных стариков… Для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и «бесконечные злые дожди», сопровождающие их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.

Какие художественные средства помогают нам почувствовать состояние отступающих бойцов? (Метафора «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», эпитеты «бесконечные злые дожди», «усталые женщины»).

Почему дожди названы бесконечными злыми? Эти эпитеты передают отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. Хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …

Сердце сжимается при виде этой картины, и злые слёзы наворачиваются на глаза. Почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство родины? С каких строки начинает звучать всё отчётливее?

Чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней. Со строк: Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.

Говорить начинают не только люди, но и сама земля. Докажите это. Где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце русского солдата? Сердце сжимают строки: «Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождём!» — говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. Почему голоса оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? В самом ли деле говорят леса и пажити?

Конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. И голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом исторической памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед Отечеством.

Ещё только начало войны, ещё долгих четыре года до Победы, но уже в эти месяцы герой многое испытал. Чем это можно доказать? Он трижды прощался с жизнью: «Но, трижды поверив, что жизнь уже вся … » И понимает, что на родной земле ему «умереть …завещано».

Почему это не сломило его духа? Герой знает, что нужен родине, что и от него зависит её будущее, знает, что его возвращения ждёт родная земля, и потому у него нет права на слабость.

Найдите в стихотворении слова-синонимы, которыми поэт называет родную землю. (Великая Русь, Россия, Родина, Русская земля, самая милая, горькая земля.) Что связано у лирического героя с каждым названием? Какие слова вы бы назвали ключевыми? Почему?

Ключевое слово в этом ряду синонимов — Родина: оно вбирает в себя очень важные для всех нас понятия род, народ, природа, родник и вызывает мысль о преемственности поколений, об исторической и генетической памяти; Великая Русь отсылает нас к временам Древней Руси, к нашей тысячелетней истории, Россия — к эпохе Российской империи. Русская земля одновременно звучит и более обобщённо, и более сокровенно. Она родная, наша, политая кровью и потом наших предков.

Какие слова кажутся вам самыми проникновенными? Почему они звучат в финале стихотворения?

А вот слова самая милая, горькая земля исполнены особой любви, проникновенности и силы, потому что в них прочитывается сыновнее отношение автора к этой земле. Милая читаем мы у него и слышим за этим: любимая; читаем горькая и понимаем: многострадальная, политая слезами вдов, сирот, матерей…

Не случайно они употреблены в финале произведения: герой словно по-новому открывает для себя Родину, познаёт её через личный горький опыт войны. Чувство родины становится для него не абстрактным, а глубоко личным, и происходит это на фронтовых дорогах, проходящих через покидаемые сёла и деревни, мимо древних погостов, благодаря встречам с простыми людьми, старухами, которые благословляют бойцов, делятся с ними последним.

Можно их, живых и мёртвых, оставить навсегда под врагом, бросить на произвол судьбы?

Ни за что нельзя, потому что
… за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
3а в Бога не верящих внуков своих.

Чувство родины рождается при виде слёз детей-сирот, матерей, потерявших сынов- защитников, в слезах разорённых деревень; слезами «измерены» километры дорог, пройденных отступающими бойцами:

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась …

Поэтому и меняется от строфы к строфе определение родной земли, начинаясь с традиционного официального Великая Русь, Россия и заканчивая сердечным милая, горькая земля … Вот эту «милую, горькую землю» и нельзя никому отдать, ибо «на ней … умереть завещано». Умереть, защищая и освобождая …

Какое слово чаще других повторяется в стихотворении? (Русский.)

Найдите словосочетания с этим словом. (Русская околица, русские могилы, русские обычаи, Русская земля, русская мать, русская женщина.)

Почему это слово так значимо для поэта?

Оно — воплощение исторической памяти народа, его самого, культуры, обычаев и традиций.

Перечитаем ещё раз две последние строфы:

Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
3а горькую землю, где я родился,
3а то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Каким чувством исполнены эти строфы? Изменилось ли настроение стихотворения по сравнению с его началом? Почему? Что открыли лирическому герою тяжёлые дни отступления?

В этих строфах звучит гордость родной землёй, её народом и историей. Она сменила настроение горечи и боли. Почему рядом со словом горд употреблено наречие всё-таки?

Наречие всё-таки подсказывает нам, что автор (лирический герой), несмотря на боль потерь, отступление, гордится своей землёй, потому что это его земля, потому что на ней живёт его народ, много терпеливый, мужественный, сильный, самоотверженный, милосердный. И этот народ непременно победит. Не может не победить!

В последней строфе возникают образы русской матери и русской женщины. Как они связаны между собой? Какую идею воплощают в себе?

Эти образы становятся символами родной земли, Родины-матери, которая благословляет на подвиг своих сыновей.

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»