Структура урока технологии в начальной школе. Главные компоненты методики урока технологии. Куклы, пуговицы и швы

ББК 74.268.3

ИГ. Моргунова

ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье с позиций дидактики раскрыты особенности урока технологии, проанализированы его отличия от других уроков начальной ступени обучения.

Ключевые слова: учебная деятельность, трудовая деятельность, предметно-практическая деятельность, мотивация, интеллектуальные умения.

THE PECULIARITIES OF TECHNOLOGY LESSON IN PRIMARY SCHOOL:

THE DIDACTIC ASPECT

The author of the article highlights the main features of a technology lesson and its differences from other lessons in elementary school.

Key words: educational activity, labour activity, practical activity, motivation, intellectual skills.

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики. Вместе с тем следует признать, что это очень специфичный урок, позволяющий говорить о его особенностях и некоторых принципиальных отличиях от других уроков начальной ступени обучения. Кратко охарактеризуем основные из этих особенностей.

1. На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке эти виды деятельности тесно связаны, образуя сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций и взаимно влияя друг на друга. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Наиболее значимой для ученика становится подготовка рабочего места к предстоящему труду: удобная и безопасная раскладка инструментов, правильный подбор материалов и прочее; основное внимание и силы он направляет на изучение свойств материала, который будет обрабатывать, или на рассказ учителя о каком-либо технологическом процессе, или на выполнение необходимых расчетов. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, ученик должен не терять общую нить свой работы на уроке, ее логику, последовательно продвигаясь к цели. Это для младшего школьника достаточно трудная задача. Учитывая сказанное, можно утверждать, что деятельность, в которую включаются дети на уроке технологии, интегрирует свойства и качества двух достаточно разных видов деятельности и ее с полным основанием можно назвать комплексной учебно-трудовой деятельностью. Это предопределяет все прочие особенности и специфические черты урока технологии.

2. Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Труд детей на уроке - это не тот труд, которым заняты взрослые. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта - конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке. Учебная деятельность имеет иную цель - усвоение определенного объема знаний, как политехнического, так и общего характера, непосредственно связанных с содержанием труда детей; овладение сложными и простыми трудовыми умениями; закрепление некоторых умений и доведение их до уровня навыка.

Нельзя определить, какая из названных целей важнее. Для детей результат их трудовой деятельности (конкретный продукт труда) более привлекателен, следовательно, и более значим. Именно он в большей степени мотивирует их трудовую и учебную активность, способствуя возникновению доминирующих мотивов этой комплексной деятельности, особенно если продукт труда интересен, необычен, ярок, занимателен, красив; если ребенок знает, где и как он будет использовать изделие, какова польза от его работы. Это обусловлено тем, что мышление

младших школьников наглядно-образное. Конкретный объект труда изначально им понятнее, интереснее и привлекательнее, чем абстрактное теоретическое знание, связанное с ним. Интеллектуальные и практические умения, которые формируются в процессе трудовой деятельности, не воспринимаются младшими школьниками как важные компоненты учебной деятельности, которые подлежат целенаправленному усвоению. Они для детей - лишь средства, с помощью которых можно сделать нужную, полезную вещь.

Учитель же, наоборот, видит в продукте труда детей, в самом трудовом процессе, прежде всего, средства и способы решения многочисленных учебно-воспитательных задач урока технологии. Для него более значимым и важным является образовательный, воспитательный и развивающий результат учебно-трудовой деятельности детей. В этом заключается принципиальное отличие в понимании цели и значения урока технологии учениками и учителем.

Все это непосредственно отражается в деятельности учителя на уроке технологии, значительно усложняя ее, что проявляется в следующей особенности.

3. Педагог на уроке технологии выполняет две основные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда детей на уроке, он, прежде всего, озабочен его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью. Учитель должен хорошо знать общую структуру трудового процесса, его основные компоненты, особенности технологии изготовления конкретного изделия из определенных материалов и на этой основе рационально выстраивать работу детей. В данном случае его деятельность в большей мере похожа на деятельность технолога. Учитель выполняет функции руководителя «производства».

С другой стороны, он учит детей не только правильно трудиться, но и приобретать в процессе труда необходимые знания и умения; расширяет их кругозор; побуждает рассуждать, доказывать, исследовать; повышает их творческую и познавательную активность, самостоятельность и ответственность. На основе трудовой деятельности педагог формирует у детей постоянную привычку к умственному и физическому усилию, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощь, то есть воспитывает социально значимые черты характера и качества личности. Учитель стремится не просто организовать труд детей, а так, чтобы в нем развивались все познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Таким образом, в трудовой деятельности он решает целый комплекс учебно-воспитательных и развивающих задач, реализуя основные функции образовательного процесса в начальной школе.

4. Сложность урока технологии для учителя обнаруживается также в многообразии педагогических задач, которые ему приходится решать, организуя учебно-трудовую деятельности детей. На практике это проявляется в особой группировке и формулировке учебных задач урока технологии. Считаем обоснованным и целесообразным существующее в методике преподавания технологии деление комплекса учебных задач урока на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, формируемых на уроке. В соответствии с этим подходом все учебные задачи урока технологии разделены на четыре группы.

Задачи группы А связаны с обучением детей планированию предстоящей трудовой деятельности. Они включают обучение детей целеполаганию, анализу объектов и технических заданий, чтению графических изображений, определению порядка изготовления изделия, выполнению разметки материала и другие.

Задачи группы Б включают овладение детьми конкретными приемами работы. Сюда входят простые трудовые умения (резать, клеить, шить, сгибать, складывать и другие трудовые операции), не научившись выполнять их, невозможно сделать даже самое простое изделие. Это учебные задачи, направленные на формирование ручной умелости младших школьников.

Задачи группы В связаны с формированием культуры труда детей. Это самый широкий и самый важный, на наш взгляд, спектр учебных задач, включающий такие направления работы учителя, как обучение детей подбору материалов и инструментов, правильному расположению их на рабочем месте, овладение безопасными приемами работы инструментами и приспособлениями, поддержание порядка на рабочем месте, использование рациональных приемов и экономных способов работы и другие. Приоритетная значимость этих задач урока определяется, прежде всего, тем, что культура труда - это часть общей культуры человека. Поэтому учебные задачи этой группы тесно связаны с воспитательной и развивающей функциями урока технологии.

Задачи группы Г направлены на овладение детьми первоначальными политехническими и

технологическими знаниями. Решение этих задач предполагает сообщение детям сведений об основах производства, истории изобретения инструментов и приспособлений, о свойствах материалов, их получении, особенностях некоторых технологических процессов, о народных промыслах и другие. Материал излагается в тесной связи со знаниями по общеобразовательным дисциплинам. Это способствует расширению политехнического кругозора учеников; формирует их технологическую культуру; пробуждает интерес к различным отраслям производства, технике, творчеству, народному прикладному искусству, истории родного края.

5. Структура урока технологии также своеобразна, поскольку содержит много таких этапов, которые отсутствуют в структуре других уроков. В ней нашли отражение следующие виды деятельности - трудовая и учебная. Поэтому названия, последовательность, содержание этапов урока технологии весьма специфичны. Именно в структуре урока технологии наиболее зримо обнаруживается взаимопроникновение и взаимовлияние трудовой и учебной деятельности. Это проявляется в том, что этап трудовой деятельности наполняется ярко выраженным дидактическим содержанием. В свою очередь этап учебной деятельности приобретает практическую направленность, его содержание напрямую зависит от содержания трудового процесса.

6. Современный урок технологии должен быть насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Следует отказаться от подхода к нему как к уроку узко практической направленности. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда - прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, поработать головой. Одновременно с этим преобладающей на уроке все-таки является предметно-практическая деятельность учеников. Это позволяет решать одну из приоритетных задач развития детей младшего школьного возраста - обогащение их сенсорного опыта. На основе сенсорного познания формируется рациональное познание. Немаловажным является и то, что предметно-практическая деятельность формирует практический склад ума. Кроме того, целенаправленная работа по развитию сенсомоторики в этом возрасте помогает детям более успешно овладевать некоторыми учебными умениями. В этом смысле уроки технологии имеют уникальную возможность. Учитывая это, большая часть учебного времени урока технологии (около 70%) отводится на практическую работу детей.

7. Положение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последнее время часто подвергается критике. Высказываются мысли, что гуманно-личностный подход к ребенку и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, поскольку политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией . Однако следует подчеркнуть, что подлинный политехнизм весьма далек от ремесленно-сти. Он предполагает сообщение школьникам сведений не только о производственной сфере, но также о роли науки и техники в жизни и трудовой деятельности людей, о перспективах их улучшения и совершенствования на основе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в труде. Кроме того, политехническая подготовка предусматривает овладение детьми широким набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, позволяющих им осуществлять деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться по мере необходимости. К таким умениям относятся, прежде всего, умения, связанные с управлением машинами, механизмами в широком смысле (приборы, автоматы, компьютеры и прочее). Немаловажным является и овладение общетрудовыми умениями (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые по своей природе близки к политехническим умениям и являются сложными, обобщенными. Именно такие сложные гибкие умения, основанные на широком политехническом кругозоре, позволяют человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным в выборе путей и средств решения стоящих перед ним трудовых задач.

Таким образом, понимание общих особенностей урока технологии в начальной школе позволяет педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического наполнения каждого конкретного урока.

Литература

1. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. - М.: Академия, 1999.

Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования ПИ Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Morgunova Irina Gennadjevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of primary and preschool education pedagogy of Pedagogical Institute of Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 371.107 (571.54)

Ж А. Муханаева

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В статье описывается опыт создания модели реально действующей образовательной сети в условиях сельской местности.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, социальное партнерство, сетевые события.

NETWORK COOPERATION OF SCHOOLS WITHIN A MUNICIPAL DISTRICT AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AND EFFECTIVENES

OF BUDGET SPENDING

This article describes the real experience of educational network in the rural area.

Key words: network interaction, network events, social partnership, interaction of schoolchildren of different generations.

Современным отражением поиска новых форм взаимодействия стало сетевое взаимодействие, которое в современной литературе интерпретируется применительно к виртуальной среде и социокультурному пространству. Сегодня сети, которые создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес субъектов, не столь важны. Появляются сети, порождающие новые человеческие отношения, поддерживающие реальное взаимодействие субъектов, педагогических идей. В данной статье мы рассматриваем один из таких примеров.

Проблема развития сельской школы приобрела особую актуальность в контексте реализации идей профильного обучения, введения института единых экзаменов, общенациональной системы контроля качества образования. Сложность обеспечения профильного обучения в условиях сельской школы актуализировала проблему организации сетевого взаимодействия.

В 2004 г. Сосново-Озерская СОШ №1 совместно с отделом образования района взялась за разработку проекта «Модель профильного обучения в муниципальной образовательной сети Еравнинского района». Образовательная сеть всего района была разбита на три образовательных округа. В каждом из них определена опорная школа, при которой велась основная координационная работа данной сети. Объединение ресурсов, обеспечение открытости школы для создания пространства, развития каждого ребенка - вот главная цель данного проекта.

Вся проблематика проектирования профильного обучения в нашем районе и направления деятельности были четко определены и распределены между руководителями школ и специалистами отдела образования. Разработаны нормативно-правовая база введения профильного обучения, различные модели и формы сетевого взаимодействия, научно-методические основы формирования индивидуальных учебных планов, модель профессионального самоопределения сельских школьников, программа изучения общественного мнения, система сетевого повышения квалификации, основы деятельности Муниципальной экзаменационной комиссии, модель портфолио учащихся района и мн. др.

Современные требования к урокам технологии в начальных классах.

Подготовка учителя начальных классов к урокам технологии, составление планов-конспектов

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных приемов, должна быть рационально организована, вместиться в те или иные организационные формы форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющей его внутреннюю структуру и внешние связи. Применительно к процессу обучения, это способ, характер взаимодействия педагога и учащегося, учащихся между собой, учащегося с изучаемым материалом (индивидуальное, коллективное, классно-урочное, дополняется экскурсиями, играми, домашней работой, кружки, конкурсы, олимпиады, выставки, смотры.

Под уроком «Технология» понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап ан пути овладения учащимися ЗУН.

В каждом конкретном случае учитель должен руководствоваться рядом особенностей в развитии личности ребенка - интенсивным формированием их мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, оценочных суждений, самосознания, отношения к себе, товарищам и коллективу в целом, волевых качеств. Знание особенностей психического развития и умелое их использование помогают учителю правильно и более эффективно осуществлять воспитательную работу с учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время.

В отличие от других общеобразовательных предметов, уроки трудового обучения используются для организации не только учебной, но и созидательной деятельности учащихся. Нередко в этом случае говорят об учебно-трудовой или познавательно-трудовой деятельности, что является неточным: ведь учебная деятельность – это тоже трудовая деятельность по добыванию знаний, формированию умений. Когда же речь идет об учебной и созидательной деятельности, то становится ясным, что труд учащихся является не только учебным, но и общественно полезным, производительным.

Процесс трудового обучения используется для формирования у учащихся умений и навыков и усвоения ими соответствующих знаний. При этом должно обеспечиваться тесное единство обучения и воспитания. Формирование умений и навыков, усвоение знаний осуществляется на основе требований дидактики (теории обучения), которые в свою очередь, базируются на определенных психологических закономерностях.

В психологической и педагогической литературе по-разному определяются понятия – «умение», «навык», «знание». Однако, если проанализировать различные определения данных понятий, то оказывается, что они часто дополняют друг друга, указывая на следующие стороны и особенности умений и навыков: содержание умений и навыков как психических процессов; условия образований умений и навыков и особая роль упражнений; уровень развития умения или навыка; роль знаний в процессе формирований умений и навыков; психологическая структура умений и навыков; роль сознания и характер мыслительных процессов в их формировании и функционировании; функции, отводимые в деятельности умениям и навыкам.

Под формированием умения мы понимаем процесс подготовки учащихся к быстрому, точному и осмысленному выполнению определенного действия (совокупности действий). Этот процесс включает в себя активную деятельность самих учащихся (наблюдение, упражнения, самоконтроль и т.п.), направляемую учителем (объяснение, показ, исправление ошибок и т.д.).

Под формированием навыка мы понимаем сложный процесс закрепления и совершенствования умений, приводящих к тому, что ученик может автоматизировано выполнять определенные действия.

Под усвоением знаний мы понимаем процесс получения (самостоятельно и с помощью учителя), закрепления и применения научных понятий, факторов и других подобных сведений.

Приведенные выше определения понятия являются относительными, так как очень часто формирование умения – это процесс закрепления ряда навыков; приобретенные конкретные умения и навыки нередко составляют основу для формирования нового, более сложного умения или навыка. Иначе говоря, между понятиями (и, конечно, самими процессами) «умение» и «навык» существуют диалектические взаимосвязи, а формирование умений и навыков должно осуществляться на базе соответствующих знаний.

Научно установлены следующие основные условия успешного формирования умений и навыков, которые являются общими для всех их видов:

1) определенность задачи, понимание цели и способов ее достижения,

2) наличие у учащихся необходимых знаний,

3) соответствие методов обучения особенностям формируемых умений и навыков,

4) эффективность инструктажа,

5) достаточное количество упражнений,

6) своевременность и объективность оценок деятельности учащихся и знание ими результатов упражнений,

7) активный характер деятельности учащихся.

На уроках технологии учитель систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков.

Урок технологии имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования.

1. Простановка четких учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. По достижению целей урока судят об его эффективности.

2. Правильный подбор материала для урока, каждой его части исходя из целей, темы, уровня подготовленности учащихся.

1. Основная масса времени (не менее 30 мин) – это практическая работа;

2. Полезность изготавливаемого изделия;

3. Работа режущим инструментом – строгое соблюдение правил ТБ.

4. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения.

5. Организационная четкость (время, рабочее место культуры труда.

6. Обратная связь на каждом этапе урока.

7. Межпредметные связи

Основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке.

1. организация урока

2. мотивация учебной деятельности

3. подготовка учащихся к практической работе, обратная связь

4. практическая работа

5. подведение итогов урока, оценка проделанной работе

6. уборка рабочего места.

1) Организационный момент 1 – 2 мин.

Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки, тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока.

2) Мотивация учебной деятельности 1 мин.

Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения получаемых знаний.

3) Подготовка к практической работе 7 - 10 мин.

Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы.

Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы, подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.

Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и наблюдений за свойствами материалов и инструментов → сами, использование раздаточного материала, опрос, карточки-задания.

Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания учащихся по другим предметам, показать необхомимость этих знаний, способ их применения.

Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере трудных заданий для полного и четкого представления детьми конструкции изделия. При выполнении творческой работы самостоятельно.

Устно или графически по образцу, рисунку, графической иллюстрации, чертежу. Вопросы для анализа образца могут быть следующие:

1. Что это за изделие? Каково его назначение?

2. Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части? Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части?

3. Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?

4. Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

5. Какие инструменты понадобятся для работы?

Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас. Ребенок должен четко усвоить что, как в какой последовательности следует делать, продумать образ и оформление будущего изделия.

Трудные моменты. Предварительно познакомить с терминологией, уточнить словарный запас.

Усложняется от класса к классу, усложняются сами изделия, увеличивается самостоятельность учащихся.

Возможно построение чертежа развертки (выкройки) с опорой на образец. Чтение чертежей заключается в понимании детьми, прежде всего, самого изображения, затем конструкции изделия, его размеров и операций по изготовлению.

Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-образное представление, создание особого эмоционального настроения. Следовательно, подготовительный этап должен включать основу образов – аналогов, способы конструирования тех или иных форм, показ отдельных технологических приемов, музыка, стихи, слайды, специальные предложения.

Время ограничено! Занимательность должна быть для пользы дела, целесообразна, а не просто отнимать учебное время. Именно этот этап определяет весь образовательный смысл урока.

Если теоретических сведений много, они могут чередоваться с практической работой.

На данном этапе урока может осуществляться проверка домашнего задания, актуализация изученного материала.

4) Практическая работа. 30 мин.

Индивидуальная или коллективная, по группам. Это основное время урока, на котором обязательна помощь учителя, его контроль, инструктаж. Формирование практических навыков, умение контролировать свою работу, сравнивать свою деятельность с образцом. Правила ТБ.

На начальном этапе учитель обычно объясняет и показывает приемы выполнения операции, замедляя и уточняя каждое движение, обращает внимание на возможные ошибки. Эффективность этого этапа зависит от того, насколько учащиеся работали самостоятельно, справились с работой и не сделали ошибок. Возможен взаимоконтроль – осторожно.

5) Подведение итогов: проверка учащимися выполненного изделия в действии, исправление недостатков, оценка, выяснение результатов решения поставленной задачи.

Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки.

Учитель сам задает тон обсуждению. Важно работу ребенка оценивать с его же прежними достижениями. Пожелание по улучшению.

3.Средства обучения на уроках технологии в начальных классах.

Другим важным компонентом методической системы трудового обучения в начальных классах являются средства обучения. Схематично их можно представить следующим образом:

Средства обучения

Учебники Дидактические наглядные

материалы

Изобразительные натуральные

Чертеж - материалы, инструменты

ГИК - коллекции инструменты

ТК, ПК - ПТК

Таблицы - развертка, выкройка

Фотографии - образец

На уроках трудового обучения используется большое количество разнообразных средств обучения. Они необходимы, чтобы учитель мог ознакомить учащихся с объектом труда и ходом работы по его изготовлению; с инструментами, которые будут использованы при обработке материала, с приемами работы этими инструментами; с материалами из которых будут выполнены изделия, с их свойствами и способами обработки. Широко используются в процессе обучения натуральны наглядные пособия. Это прежде всего образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Рассмотрим некоторые из средств обучения.

Образец предмета создает у детей общее представление об объекте предстоящей трудовой деятельности. Образец – это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца, особенно на первом его этапе, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления, случайным и неосознанным. Неумение, отсутствие времени или нежелание учителя подготовить образец к уроку и правильно организовать работу с ним пооперационному показу и диктовке выполняемых действий, которые резко снижают обучающий и развивающий эффект уроков трудового обучения.

Наличие образца и правильная организация работы с ним вызывают активные сознательные действия, служит развитию логического мышления, учит наблюдательности. Описание образца развивает связную речь, обогащает словарь специальными терминами, обозначающими пространство, форму предметов, их взаиморасположение и выполняемые с ними пространственные перемещения, связывают речь детей с их жизнью и трудом.

Развертка или выкройка изделия приносит большую пользу при анализе образца, при чтении графических изображений, при сборке изделия и при контроле за ходом работы, то есть, каждый раз, когда следует соотнести части и целое. Учащиеся лучше понимают конструкцию.

Развертка – это такое совмещение всех точек ее поверхности с плоскостью, при котором все длины остаются неизмененными (вычерчивается без клапанов).

Выкройка - это развертка с дополнительными частями, помогающими сборке (клапанами).

ПТК (предметно- технологическая карта) – последовательный рад операций, показывающих ход работы по изготовлению изделия, т.е. процесс изготовления представлен рядом заготовок, выполненных из нужного материала.

Заготовка – предмет производства, из которого дальнейшей обработкой получают готовое изделие (листы бумаги, куски ткани, поролона, проволоки и т.д.), т.е. это материалы. Заготовки крепятся в нужном порядке. Такая карта легко воспринимается детьми, так как при необходимости можно потрогать заготовку руками внимательно рассмотреть каждый этап, что очень важно при обучении первоклассников, используется для организации самостоятельной работы

Материалы, инструменты и приспособления будут считаться наглядными пособиями только в момент ознакомления с ними. На уроке технологии используются ручные инструменты: ножницы, шило, игла и т.д. особую группу составляют контрольно- измерительные: линейка, угольник, циркуль.

Чертеж- изображение предметов, выполненных с указанием их размеров, масштабов, необходимых для изготовления

ГИК (графическая инструкционная карта) Отличается от ПТК тем, что процесс изготовления представлен в виде технически рисунков.

Для более успешного достижения поставленной на уроке цели учителям начальных классов рекомендуется использовать несколько средств обучения в комплексе.

Таким образом, при выборе средств обучения учитель должен учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию более конкретных (натуральных) или более условных (изобразительных) наглядных пособий, а также, имеющиеся у учеников знания, умения и навыки.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «принцип» 2.Раскройте содержание принципа систематичности и посильности.3. Какие группы методов применяются при изучении технологии? 4. Охарактеризуйте метод демонстрации. 5.Обоснуйте необходимость использования средств обучения на уроках технологии.

Литература

1.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2.Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.: Прсвещенеие, 1986.

3.Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских Просвещение, 1988.- М.

4.Фрейтаг И.П. Урок технического труда в начальных классах. -М.:Прсвещение, 1977.

Лекция №3 Особенности организации урока технологии

в начальных классах

1.Требования к урокам технологии

1. Требования к урокам технологии.

Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Для того чтобы урок достиг поставленной цели учителю необходимо учитывать некоторые требования, к которым можно отнести следующие:

Учет единства учебного и воспитательного процессов;

Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование творческой личности, активной жизненной позиции учащихся;

Общественная направленность труда и учебной деятельности;

Дидактическая определенность и четкость уроков;

Соблюдение всех дидактических принципов обучения;

Учет психолого-физиологических особенностей младших школьников.

Уроки технологии по сравнению с другими предметами, изучаемыми школьниками имеет ряд специфических особенностей, которые нужно учитывать при организации процесса обучения. В большинстве случаев основная масса учебного времени отводится на практическую работу учащихся (в традиционной программе, в программе «Школа мастеров» и других). Также следует отметить, что все объекты труда, изготавливаемые детьми находят практическое применение в школе, в семье. В процессе работы на уроке учащиеся работают различными ручными инструментами, поэтому необходимо обучать учащихся правилам техники безопасности и следить за обязательным их выполнением. Для того чтобы процесс обучения был эффективным в школе должна ия для учащихся начальных классов. При выполнении данного условия дети будут приучаться к четкости работы,

2.Типы уроков технологии в начальной школе.

Для любого урока технологии характерны следующие этапы:1)постановка перед учащимися цели трудового задания и учебных задач урока; 2)Подготовка к выполнению трудового задания; 3)Организация и подготовка рабочего места; 4)Выполнение учащимися трудового задания; 5)Подведение итогов урока.

Типы уроков определяются по разным критериям: по содержанию (по обработке ткани, бумаги и т.д.); по способу проведения (уроки- экскурсии, киноуроки, уроки по самостоятельному изготовлению изделий); по целям обучения (уроки по формированию политехнических знаний, трудовых умений, по закреплению знаний и умений, комбинированные уроки.

В зависимости от цели урок может быть отнесен к одному из типов: урок изучения нового; урок повторения; урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков, урок объединенный или комбинированный, урок контрольный – проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Урок изучения нового материала. Основная цель – познакомить учащихся с обработкой нового материала. Проводятся обычно в начале изучения темы.

Урок повторения. Цель данного типа уроков – помогать учащимся свободно овладеть приемами работы инструментами.

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Основная цель – предоставить ученикам возможность использовать имеющиеся у них знания, умения и навыки в новых условиях при решении задач другого типа, то есть предполагается творческая работа. Проведение уроков подобного типа требует знания учащимися всех приемов обработки нужных для изготовления изделия материалов.

Комбинированный урок. Наиболее часто используемый тип урока, так как он содержит все основные этапы, но каждый из них может содержать любые элементы, присущие другим типам уроков.

В настоящее время следует обратиться к тем специфическим основаниям, которые для трудового обучения являются наиболее существенными, определяющими. Конышева Н.М. выделяет уроки по содержанию работы. Можно выделить три основных типа уроков:

1.Рационально-логические (решение логических задач). Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и осознанный анализ конструкции и установления совершенной определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: аппликации-головоломки, объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и т.д. Главное в подобных работах – проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем.

2.Эмоционально- художественные (создание художественного образа).

Эти уроки предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую–нибудь художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, лепка из пластилина, скульптуры из природного материала. Такие работы не могут выполняться по жесткому плану. Выполняя эти задания ребенок по возможности самостоятельно выполняет работу. Задача учителя – максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.

3.Урок ознакомления с новыми приемами работы. Предполагается, что большая часть будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например резания, плетения, шитья. На этих уроках не проводятся специальные опыты, те или иные свойства изучаются попутно в процессе практической работы.

По характеру познавательной деятельности учащихся уроки можно разделить на репродуктивные и творческие.

Лутцева Е.А. выделяет следующие типы уроков технологии: урок-экскурсия, урок-исследование и урок- практикум. Раскроем особенности этих уроков.

Урок – экскурсия носит познавательный или исследовательский характер

Познавательные экскурсии проводятся в музеи на доступное производство, в учреждения сферы обслуживания и т.п. Основной задачей является дать детям представление о процессе труда людей, воспитывать уважение к их труду. Но и в них можно ставить перед ученикам исследовательские задачи, например, расспросить работников учреждения, производства об особенностях их труда, используемых материалах, технологии их обработки и др. (например в ремесленнических мастерских – декоративно-прикладные работы).

Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных и синтетических.

Урок – исследование включает обращение к личному опыту детей и предполагает проведение наблюдений, небольших исследований, обобщения, выявление и осознание проблемы информационно-познавательной или конструктивно-технологической, формулирование выявленной проблемы.

Поиск путей решения проблемы включает проведение опытных наблюдений, практические исследования (например, свойств материалов); поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.)

Открытие нового знания предполагает озвучивание и фиксация наблюдаемых явлений, обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; обобщение включает формулирование новых знаний, умений; применение нового знания в различных ситуациях.

Урок-практикум также предполагает открытие нового знания, но в отличии от урока –исследования это процесс включает в себя:

Выполнении пробных, поисковых упражнений;

Наблюдение, изучение устройства сложных узлов изделия;

Наблюдение сложной конструкции в разборе.

Примером может служить тема урока «Разметка деталей по шаблону» в 1 классе. После общего анализа организуется пробное упражнение в правильном выполнении приема разметки по шаблону (наложение шаблона на заготовку, обводка по контуру и одновременное удерживание шаблона рукой, проверка правильности выполненной операции путем накладывания шаблона.

3.Подготовка учителя к проведению урока технологии.

Проведение любого урока, в частности урока технологии требует от учителя очень тщательной подготовки. Для этого учитель должен хорошо знать содержание учебной программы, свойства, производство, технологию обрабатываемых на уроках материалов, характеристику и приемы действия ручных инструментов и многое другое.

Процесс подготовки учителя к уроку можно представить следующими этапами: ознакомление с программой и учебниками; подготовка материальной базы уроков; ознакомление или составление тематического планирования уроков для определения места, цели и учебных задач конкретного урока технологии в системе других уроков; написание конспекта урока.

Так как система уроков технологии должна строиться на постепенном усложнении используемых учениками приемов работы, как практической, так и умственной, то ознакомлении с программой курса учитель выписывает те знания и умения, которыми должны овладеть ученики в течении учебного года; учитывать межпредметные связи; опираться на план воспитательной работы класса и школы.

Процесс планирования работы на год можно разделить на два этапа: перспективное планирование; составление календарно-тематического планирования.

Перспективное планирование составляется на целый учебный год или полугодие и предполагает выделение из общего количества часов, отведенных на изучение каждого раздела сколько часов будет в каждой четверти. После этого идет составление календарно-тематического плана работы на го, четверть или полугодие, в котором отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов. В программах по технологии последовательность уроков не обозначается, поэтому учителю необходимо самому продумать разумное чередование изучения различных техник работ, чтобы обеспечить разнообразие видов работ учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного материала на другой.

Большую сложность, особенно для начинающих учителей начальных классов вызывает определение каждой конкретной темы урока. Многие методисты и педагоги обращают внимание на следующую проблему: тема урока часто формулируется на основе наименования изделия, которое будет изготавливаться или на основе используемого материала, а такого быть не должно. Любое изделие является лишь средством, позволяющим реализовать содержание урока.

В качестве примера формулировок, можно привести некоторые темы, предложенные Конышевой Н.М. по учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса.

При написании конспекта урока учитель указывает: порядковый номер урока; тему урока, изделие, которое будут изготавливать учащиеся; задачи урока; материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. Следует также указать какая наглядность будет использована на уроке и предполагается ли специальная подготовка учеников.

4.Методический анализ уроков технологии.

Анализ урока технологии можно представить следующим образом (по материалам Лутцевой Е.А.).

1.Соответствие темы урока содержанию технологического образования.

2.Место урока в системе уроков по данной теме.

3.Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач (обучения, развития и воспитания).

4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).

5.Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):

1.1. Какая методика использовалась: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная).

Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.

1.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная –технико-технологического характера).

1.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):

Использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);

Использовался ли предшествующий опыт детей;

Вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);

Как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);

Реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию)

1.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);

1.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).

1.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.

1.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых умений, нового умения).

1.8. Личность учителя (характер общения – авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения)

6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.

7. Носил ли урок в целом развивающий характер (Соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики – это развитие)

Так как в настоящее время существует несколько программ по технологии, то следует рассмотреть и другие варианты анализа урока технологии. Конышева Н.М. предлагает анализировать урок в два этапа: самоанализ и анализ и оценка присутствующих на уроке.

При самоанализе учитель может опираться на следующие вопросы:

Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?

Какие моменты оказались неожиданными и как удалось сориентироваться в данной ситуации?

Какие выводы можно сделать?

Все ли вопросы, обращенные к учащимся были сформулированы правильно и четко?

Что учителю не удалось и почему?

Все ли поставленные задачи были выполнены?

Для методического анализа урока присутствующими можно использовать следующие моменты:

    Указать тип урока по содержанию.

    Целесообразность сформулированных задач урока. Соответствие их типу данного урока.

    Соответствие действий учителя типу урока и поставленным задачам.

    Адекватность действий учителя запланированному на уроке.

    Целесообразность использования репродуктивных и творческих заданий.

    Как реализовалось воспитательное значение урока

    Целесообразность используемых форм организации работы.

    Правильность, точность, выразительность речи учители.

    Умение учителя установить контакт с учениками.

    Формирование у учащихся внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу.

    На сколько решены поставленные задачи.

    Оценивание поведения и деятельности учителя в целом

Таким образом, мы рассмотрели особенности урока технологии в начальных классах.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите требования к урокам технологии. 2. Выделите типы уроков по содержанию 3. Перечислите типы уроков, выделенных Конышевой Н.М. и охарактеризуйте их. 4. Какие этапы включает подготовка учителя к уроку.

Лекция № 6 Формирование графических умений на уроках технологии.

2.Методика работы с изобразительными пособиями

1.Виды графических пособий. Элементы графической грамоты.

В Программе «Технология». / Сост. Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д./ графические умения включают в себя следующие группы умений: различать графические изображения и условные обозначения на них, читать и использовать предметные и графические карты; проводить линии разной толщины и направления по линейке и шаблону; читать и использовать разметку контроля и планирования, чертежи деталей; строить прямоугольники, делить их на части с помощью угольника, линейки; размечать геометрические фигуры, имеющие различную форму.

Программа ориентирует учителя начальных классов на использование на уроках труда основ графической грамоты, элементов технического черчения. Обучение детей чтению простейших чертежей и технических рисунков, выполнению разметки проводится в процессе выполнения учащимся разнообразных практических работ, изготовления из бумаги, картона и других материалов.

К графическим наглядным пособиям относятся технические и художественные рисунки, эскизы и чертежи, технологические карты, графические инструкционные карты (ГИК)

Чертёж выполняется по установленным правилам графического изображения с помощью чертёжных инструментов и соблюдением масштаба, а эскиз – это тот же чертёж, но делается от руки.

На художественном рисунке предмет изображается с одной точки зрения так как он выглядит на самом деле и выполняется на глаз. Технический рисунок более точно передает информацию о предмете, выполняется в изометрии (отношение всех сторон 1:1:1) с указанием размеров, необходимых для изготовления изображаемого предмета.

На технологической карте изображается инструкция о ходе выполнения изделия, представленной в виде технических рисунков, показываются приемы выполнения нужных операций и необходимые материалы и инструменты.

Чертёж – это документ, содержащий изображение документа в нескольких проекциях. Чертёж выполняется по установленным правилам графического изображения с помощью чертёжных инструментов и соблюдением масштаба. Чертёж даёт полное представление о форме предмета, его видах, размерах. Даже самую простую поделку трудно изготовить без чертежа, эскиза, технического рисунка. Все чертежи выполняются по государственным стандартам. Изображение предметов на чертежах выполняются по правилам проецирования, и может осуществляться на несколько плоскостей. На чертежах эти проекции называют видами: фронтальная – вид спереди; горизонтальная – вид сверху; профильная – вид слева.

При выполнении чертежа выделяется контур, детали развёртки; размерные линии одинаково удалены от линий контура, выполнены сплошной тонкой линией, на конус которой стрелки. Они ограничены высокой (тонкой) линией. Размеры проставлены над размерными линиями, в середине.

Для правильного выполнения графических изображений необходимо знать значение условных обозначений линий чертежа и их практическое использование.

Основная линия – линия видимого контура, предмета, детали. В начальных классов её используют для обозначения линии видимого контура, линий отрезка, разреза, надреза, для обозначения прорези. Основная линия может быть вычерчена толщиной от 0.6 до 1.5 мм. (на демонстрационных таблицах её можно увеличить в несколько раз, чтобы учащиеся, сидящие в конце класса, могли её видеть).

Лекция 9

Урок технологии как форма организации

трудового обучения в начальных классах

У учителей в связи с постоянными изменениями в образовании возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и методических рекомендациях за последние годы для младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие.

Уроки технологии, как указано в образовательной программе «Технология», проводятся по расписанию - в 3 и 4 классах два урока в неделю, а в 1 и 2 классах только один урок в неделю. Это означает, что на одном из уроков дети могут осуществить в полной мере только организационную часть процесса изготовления изделия, а реализовать задуманное на практике - через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я». А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. На таких уроках организационный компонент преобразовательной деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.

П.И. Пидкасистый называет урок педагогическим произведением, которое должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся . Таким образом, урок можно рассматривать не только как форму организации обучения, но и как целостную динамическую систему.

Особенность такого процесса заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений. При таком подходе к образованию на уроке технологии решаются не только прямые, но и косвенные задачи педагогической деятельности - задачи умственного, психического, физического, нравственного развития ребенка.

Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.

Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в обучении технологии и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся.

В методиках трудового обучения разработаны требования к организации и проведению уроков технологии. Рассмотрим их в кратком изложении.

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.

3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.

4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. Выделяют предварительный и непосредственный этапы подготовки к урокам.

Предварительная подготовка включает изучение образовательной программы по технологии для 1-4 классов. В программе учебные модули даются в общем виде. Конкретизация тем и педагогических задач осуществляется учителем в процессе разработки календарных планов.

Календарный план включает следующие составляющие: политехнические знания, которые необходимо формировать на конкретном уроке; способы обработки материалов, сборки изделия, которые осваиваются на каждом этапе обучения; перечень предметов труда, орудий труда, которые используют учащиеся; примерный перечень объектов труда; количество часов, отведенное на освоение каждой темы модуля и др.

По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал (специальную литературу, список литературных источников и Интернет адресов, где ученики могут найти сведения по изучаемой теме и др.). Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии.

Непосредственная подготовка к уроку включает: определение типа урока, определение структуры урока, темы, цели и задач урока, подготовку технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, подготовку или разработку наглядных средств, дидактического, раздаточного материала, разработку конспекта урока. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Типы и структура уроков технологии

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.).

Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.

Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.

Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.

Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои знания и умения в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.

На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.

Практические уроки чаще всего проводятся на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.

На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и сообщения требований дизайн-спецификации - детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.

Разрабатывая структуру урока учителю необходимо продумать форму организации деятельности учащихся .

На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др.

Методика организации и проведения комбинированного урока технологии

Структура комбинированного урока технологии представляет собой модель простейшего технологического процесса, состоящего из следующих этапов: мотивационного (сообщение целей и задач урока, рассматривание и анализ образца, эскиза, рисунка и др.), организационного (планирование, инструктаж и изучение технической документации, изучение правил техники безопасности, организация рабочего места), практического (самостоятельная работа, контроль и коррекция трудовых движений и действий, оценка способов обработки, разметки, сборки и др.), контрольно-оценочного (подведение итогов и оценка конечных результатов деятельности). Таким образом, на уроке технологии учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности во всех компонентах преобразовательной деятельности.

Конструирование любого урока, как было отмечено ранее, начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели . Анкетирование учителей начальных классов показало, что многие педагоги затрудняются в определении цели урока и чаще всего выражают ее в следующей формулировке: «Сделать закладку для книг» или «Сделать открытку» и т.п. Как нами указано ранее, основным акцентом обучения технологиям является обучение способам преобразования различных материалов, энергии, информации, биологических объектов и т.д., поэтому цель предстоящей работы на уроке должна выражаться другой формулировкой, например: «Продолжить формирование умений и навыков по обработке тонких видов бумаги» или «Формировать умения работать ручными инструментами для обработки ткани», аналогично формулируется тема урока или занятия.

Исходя из поставленной цели, учитель планирует решение определенных задач на уроке - образовательных, развивающих, воспитательных.

Для примера представим фрагмент конспекта урока технологии в 1 классе.

Тема: Работа с цветной бумагой и картоном. Обработка бумаги обрывом. Аппликация «Мой любимый зверек».

Цель: Учить ручным способам обработки бумаги.

Задачи: Формировать знания о свойствах бумаги. Дать представление о способе обработки бумаги обрывом. Учить преобразовывать заготовки - фигуры простой геометрической формы из цветной бумаги - в детали задуманной формы. Закрепить умения соединять детали клеем, располагать задуманное изображение в центре листа картона.

Учить планировать предстоящую деятельность, строить наглядную модель «План работы» - конструировать в материализованном виде процесс изготовления изделия с помощью схематических инструкционных карт.

Проверить умения работать по модели «Твое рабочее место» и сохранять порядок на рабочем месте.

Развивать мышление, воображение, память, речь; умение соизмерять и сравнивать, наблюдать и делать обобщающие выводы; зрительную и кинестезическую ориентировки; мелкие мышцы рук. Развивать чувство цвета и формы.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкции, осуществлять задуманное.

Педагог, планируя предстоящий урок, должен четко сформулировать задачи, которые он поставит перед детьми. Дети, в свою очередь, должны иметь ясное представление о конечном результате труда и по каким показателям и критериям будет оценена их деятельность.

Например: «Сегодня на уроке я научу вас обрабатывать бумагу обрывом. Я проверю, умеете ли вы делать нужные по форме детали. Для того чтобы работа получилась аккуратной, вам пригодятся эти знания.

Чтобы не совершать ошибок в работе, рабочие планируют свою работу. Сегодня мы тоже будем учиться планировать работу и работать по построенному плану.

К нам на урок пришел Самоделкин, он хочет работать вместе с нами. Покажем ему, как мы умеем красиво трудиться?»

В организации мотивационной части урока учитель должен решить одну из важных педагогических задач – побудить желание ребенка освоить новую трудовую операцию, способ обработки, способ сборки и т.д. с целью получения наилучших результатов труда. С этой целью учитель может использовать словесные методы обучения, игровые приемы, впечатления о проведенной накануне экскурсии, организовать наблюдения и опыты, применять наглядные и технические средства обучения, компьютерные технологии.

Одним из важнейших этапов мотивационной части урока является анализ образца изделия . По нашим наблюдениям, анализируя образец изделия, дети 6-10 лет, если их специально не обучать этому, выделяют лишь яркие, выразительные или крупные детали, не отмечая их конструктивных особенностей и положения в пространстве. Если не научить детей комплексному анализу образца изделия, то очень трудно обучить их умению делить технологический процесс на отдельные этапы, планировать предстоящую деятельность, в точности выполнять требования дизайн-спецификации и оценивать результаты труда.

Для решения этой задачи, в качестве средства обучения, можно применить наглядное моделирование . Алгоритм анализа образца для учащихся 1 класса можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов выполненных в виде рисунка, схемы) «Анализ образца», состоящей из восьми и более знаков и содержащих необходимую информацию о предмете. Например:

    знак «Что это?» - требуется назвать рассматриваемый предмет;

    знак «Цвет» - требуется назвать цвет изделия или его деталей;

    знак «Материалы» - требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;

    знак «Количество» - требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или количество деталей по другим признакам (цвет, форма);

    знак «Форма» - требуется назвать форму изделия и его деталей;

    знак «Размер» - требуется назвать размер изделия и его деталей;

    знак «Объем» - требуется назвать плоское или объемное изделие и его детали;

    знак «Применение» - требуется назвать, где применяется изделие. (см. Приложение)

В процессе обучения анализ образца изделия усложняется, а модель алгоритма дополняют новыми знаками, обозначающими признаки: способы соединения, соединительные материалы, способы отделки и др. Во втором классе, когда знаковая информация становится доступной для ребенка, иконическая модель должна быть преобразована в знаковую, т.е. выполнена в виде предложений. Поскольку во 2 классе многие дети уже умеют хорошо действовать по алгоритму, модель служит в качестве опорного сигнала для правильного исследования образца.

Организационный этап предстоящей деятельности детей включает проведение опытов, бесед, наблюдений и т.п. Одним из основных компонентов организационной части урока является планирование предстоящей деятельности. Планирование предстоящей деятельности по изготовлению изделия представляет собой процесс деления ее на логически завершенные этапы и построения алгоритма выполнения трудовых операций - плана работы. Этапы изготовления изделия могут быть представлены в следующей последовательности:

Выбор материалов и инструментов;

Разметка деталей;

Обработка материалов;

Сборка изделия;

Отделка дополнительными деталями.

Алгоритм предстоящей деятельности может быть выполнен в виде знаковой или графической модели. Учителя часто используют для этого готовые карточки или выполняют запись плана работы на доске.

Наблюдения показывают, что ученики со 2 класса умеют планировать предстоящую работу: выделяют логические завершенные этапы труда, строят цепочку последовательных операций по изготовлению конкретного изделия. Обучение планированию предстоящих действий позволяет ребенку на более высоком, осознанном, уровне выполнять трудовые действия и операции в практической части урока. Чтобы процесс планирования сделать осознанным, можно использовать игровые или проблемные методы обучения.

Пример 1. «Дети! Торопыжка решил сделать кормушки для птиц. Посмотрите, как он спланировал свою работу. Все ли он предусмотрел? (В плане работы отсутствуют одно или два звена.) Давайте, исправим ошибку, которую сделал Торопыжка и поможем ему построить план работы».

Пример 2. «Дети! Воспитатель младшей группы детского сада обратилась к нам с просьбой сделать персонажей для пальчикового театра. Давайте поможем малышам и сделаем персонажей для трех спектаклей. Разделимся на три группы, каждая группа будет работать по своему плану. План работы вы построите из набора карточек». (Каждой группе выдается набор карточек, на которых в схематической форме представлены этапы труда).

В процессе планирования обычно выясняется, что некоторые трудовые операции дети выполнить затрудняются или не знают техники их выполнения. В данном случае проводился первичный инструктаж.

Первичный инструктаж представляет собой инструкцию о правильном выполнении конкретной трудовой операции. Методика проведения инструктажа для молодых учителей имеет свои сложности. Это связано с недостатком педагогического опыта, трудностями в выборе точных формулировок, правильном использовании технической документации и др. Иногда первичный инструктаж и планирование работы учителя объединяют в один этап, что не дает ясного представления о требованиях дизайн-спецификации. Более точное представление о требованиях дизайн-спецификации дает использование инструкционных карт, таких методов как пояснение, объяснение, моделирование. Наглядной моделью, позволяющей сформировать точные представления о выполнении трудовой операции, могут быть образцовые, точные действия учителя. Требования дизайн-спецификации позволяют объективно провести оценку и самооценку практических движений и действий учащихся, вовремя скорректировать эти действия для достижения высоких результатов труда (см. Приложение).

На организационном этапе работы осуществляется подготовка рабочего места . Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Наблюдения показывают, что формированию данного умения уделяется не достаточно внимания в практике преподавания. Конечная цель организации рабочего места - оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы.

В детском саду рабочее место готовит воспитатель, давая подчас образец не совсем удобного для работы расположения предметов, в начальных классах этому виду деятельности уделяется так же не достаточно внимания. В результате дети не выполняют элементарных требований по технике безопасности, не экономно расходуют рабочее время, т.к. в процессе практической деятельности постоянно ищут то нужный инструмент, то необходимый материал. Таким образом, формирование культуры труда при такой постановке дела становится проблематичным.

Учителю необходимо помнить, что в организации рабочего места необходимо соблюдать следующие требования:

1. На столе ученика должно быть достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

2. На столе ученика должна быть зона свободного действия, т.е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится пользоваться на уроке. В любой работе необходимо определить рабочую позу и, исходя из индивидуальных характеристик, организовать рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало.

3. За каждым рабочим инструментом, оборудованием, приспособлением должно быть закреплено определенное место.

4. Рабочее место должно быть обеспечено достаточным естественным или искусственным освещением, соответствующим нормам воздухообменом, температурой и влажностью .

Эффективное влияние на формирование умений по организации рабочего места оказывает использование наглядных моделей. Модель «Твое рабочее место» можно использовать в работе в качестве средства формирования политехнического словаря и умения организовывать рабочее место. Методика работы с данной моделью проста. Использование в модели изображений реальных предметов в виде ярких рисунков (для детей 6-7 лет) и в виде геометрических фигур (для детей 8-10 лет) делает доступным восприятие этой модели для разных возрастных групп (см. Приложение).

На этом завершается организационный этап урока или, как его называют в производстве, технологическая часть производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание интеллектуального компонента деятельности. Наблюдения показывают, что практикующие педагоги редко оценивают этот вид деятельности на уроке. Хотя во многих программах по технологии ясно обозначены задачи формирования технологических знаний и умений.

Педагогический контроль и оценка деятельности детей на организационном и практическом этапах урока позволяет выделить детей склонных к умственному труду или к практическому труду, выявить детей с низким уровнем воображения, памяти, образного и логического мышления и вести с ними соответствующую коррекционную работу.

Процесс изготовления изделия с помощью инструментов, станков, приспособлений относят на производстве - к трудовой части производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание практического компонента деятельности. На уроке технологии практическая часть отводится для формирования трудовых (технических) умений и навыков по преобразованию материалов, заготовок, сборке изделия, т.е. для изготовления конкретного изделия.

Как было отмечено, молодые учителя еще не умеют доступно и четко проводить первичный инструктаж. По этой причине, на практической части урока, деятельность их зачастую сводится к проведению вторичного инструктажа или осуществлению индивидуальной помощи детям в выполнении той или иной операции. На это уходит весь остаток времени, отведенного на практическую работу. В связи с этим, педагогическая коррекция трудовых движений и действий у учащихся в практической части урока осуществляется крайне редко.

Мы проводили опрос учителей, как они оценивают умение работать по плану, пользоваться инструментом, соблюдение правил безопасной работы, качество выполненной разметки или обработки материала, если оценивается готовое изделие? И в праве ли мы оценивать готовое изделие, если темп работы у каждого ребенка разный? Справедливо ли ставить отметку «за все изделие», если в начале урока была дана другая установка? Наблюдения показывают, что только 7-10 детей уходят с уроков с готовыми изделиями, отвечающими всем требованиям дизайн-спецификации. В основном это одни и те же ученики. Как же добиться высоких результатов каждому ученику при такой постановке обучения?

Результаты наблюдений практической деятельности детей показали, что до 55% первоклассников не умеют держать ножницы, придерживать шаблон во время разметки, выполнять обработку материалов ручными и инструментальными способами и т.д. Причин низкого уровня сформированности технических умений у детей несколько. К ним относятся: пренебрежение требованиями к оснащению кабинета, нехватка инструмента соответствующего физическим и физиологическим особенностям организма ребенка, низкий уровень технологической подготовки учителей.

Изучение опыта передовых учителей показывает, что бы добиться высоких результатов в формировании трудовых операций у детей, необходимо осуществлять коррекцию трудовых движений и действий и оценивать их непосредственно в процессе практической работы детей, а не на заключительных этапах урока.

Урок заканчивается подведением итогов и оценкой деятельности детей , но, как показывают наблюдения, этому этапу так же уделяется недостаточно внимания. Как правило, работа сводится к оценке готового изделия, оформлению выставки детских работ, что иногда не соответствует поставленным перед учащимися задачам.

Подводя итог деятельности, учитель зачастую задает детям одни и те же вопросы: «Что мы делали сегодня на уроке?» или «Что нового вы узнали на уроке?» Если на уроке в результате деятельности выполнили аппликацию «Мой любимый зверек», ученики так и отвечают на вопрос педагога, поскольку вопрос «Что делали?» для детей означает «Какой предмет сделали?» На вопрос «Что нового вы узнали на уроке?» ученики так же не могут дать однозначного ответа - одни могли пропустить предыдущие уроки по причине болезни, другие были невнимательны на уроке и т.п. Поэтому, на этапе подведения итогов урока необходимо задавать такие вопросы, на которые ученики могли бы дать однозначные ответы. Например: «Дети, назовите правильно изделие, которое вы сегодня сделали. Каким способом вы научились обрабатывать бумагу? Как зовут веселого человечка, который приходил к нам на занятие? Какое полезное качество рабочего человека мы осваивали вместе с ним? Почему важно планировать свою работу?»

Процесс изготовления изделия на любом производстве завершается техническим контролем. Уроки так же должны завершаться оценкой конечных результатов труда всего коллектива, группы или ребенка. На этом этапе работы, на основе сопоставления проектируемых задач и полученных в процессе деятельности результатов, у ребенка должно сформироваться ясное представление о своих достижениях. Если оценивание результатов труда проводится систематически и по тем критериям, которые оговорены в процессе разработки дизайн-спецификации изделия, то со временем ребенок научится самостоятельно находить ошибки в работе и причины своих неудач. Поэтому, анализируя работы детей, необходимо задавать вопросы, которые помогли бы найти им правильное решение трудовой задачи. Например: «Объясни, почему деталь, которая должна быть круглая, у тебя получилась неправильной формы?», «Как ты думаешь, почему на выполненной тобой аппликации не приклеились края деталей?»

Перед тем, как приступить к описанию основных требований к проведению подобных занятий, целесообразно уточнить, что именно подразумевает собой данный предмет и для чего он, собственно, так необходим. Уроками технологии в начальной школе по сути может считаться любое занятие по труду, как закрытого, так и открытого типа.

Часто в первых классах этому предмету педагоги не уделяют должного внимания, продолжая лепить с детьми всяческие поделки из пластилина или раскрашивать картинки. На самом деле, идей для проведения подобных занятий, которые могут способствовать не только эстетическому развитию ребенка, но и принести огромную пользу для выработки всех основных задатков тех навыков, которые очень пригодятся каждому человеку в уже взрослой его жизни. Так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, то безусловно вручать им молотки и гвозди, либо садить за швейную машину еще рано и лучше отложить подобные занятия минимум до пятого класса, но первые шаги по подготовке к более сложным задачам все-таки необходимо начинать делать.

Возможно кто-то удивится, но все-таки нужно как можно раньше разделять учеников на женские и мужские группы, чтобы, не теряя времени, приучать их к специфическому труду, ведь уроки технологии предполагают именно прививание ребенку, как говорится, с младых ногтей, определенного набора практических навыков и теоретических знаний, который поможет им в будущем решить практически любую бытовую ситуацию. Это вовсе не означает, что нужно совершенно отказаться от лепки, изготовления аппликаций и рисунков на занятиях, ведь у детей необходимо формировать чувство прекрасного, так как уметь красиво и со вкусом оформить личное пространство и собственный внешний вид — это тоже труд, пусть и не физический.

Так, например, мальчишек можно с самого первого класса приучать к выполнению поделок, которые будут нести в себе некую полезную нагрузку. В качестве примера можно привести изготовление птичьих домиков и кормушек из деревянных или фанерных деталей. Их можно заранее изготовить самостоятельно либо приобрести в уже готовом виде (таких специальных комплектов и наборов в настоящее время великое множество, как говорится, на любой вкус и цвет и стоят они совсем недорого).

Преимущество таких поделок заключается в том, что крепление деталей осуществляется посредством специальных шурупов, которые вкручиваются с помощью отвертки в уже заранее проделанные отверстия или специального клея, позволяющего соединять твердые сухие поверхности и делать конструкции практически бесшовными. То есть ни о каких гвоздях или молотках речи не идет, что позволяет исключить различные травматические ситуации среди маленьких учеников, но в то же время, дети уже не просто собирают конструктор, а изготавливают своими руками очень нужную и полезную вещь.

Для малышек тоже можно придумать уйму самых интересных и полезных занятий. Первой в таком списке, безусловно, является кулинария для девочек. При этом, так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, также нужно сразу исключить все способы приготовления, которые могут привести к травмам и любым негативным последствиям. Именно поэтому никакого кипятка или выпечки быть, конечно, не должно на уроках технологии в начальной школе и более сложные блюда можно оставить для изучения старшеклассницам.

Возникает логичный вопрос, что же можно доверить делать детям на кухне, чтобы они сами себе не причинили вред? Ответ прост — различные холодные закуски, салаты, бутербродики, канапе. При этом лучше использовать уже готовую овощную, мясную и хлебную нарезки, чтобы малышам не пришлось ничего резать самостоятельно. Сами съедобные изделия можно оформлять в оригинальном, присущем возрасту юных поваров, стиле. Вариантов масса — бутерброды — «божьи коровки», канапе «светофор», салатик «радуга» и пр.

Как вариант, вместе с детьми можно приготовить детскую пиццу в микроволновой печи. Для этого, каждой малышке нужно выделить по шарику уже готового теста, небольшое количество муки в нескольких мисочках, чтобы оно не липло к столу, скалку для его раскатывания и набор заранее подготовленных ингредиентов для начинки (сладкий перец, дольки помидор, кубики ветчины, сыра, оливки, томатный соус и пр.).

Таким образом, руки ребенка впервые «познакомятся» с мягким нежным тестом и малыши смогут хотя бы приблизительно понять процесс приготовления данного блюда. Выпекать приготовленные девочками заготовки, естественно, должен учитель по технологии, дабы избежать возможных неприятных последствий.