Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп кокорева а.а.,решетникова н.с. Теоретическое обоснование понятия студенческая группа и коллектив

Термин "студенчество" означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта, связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией понимается «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» . В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора той или иной специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Таким образом, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии . Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение «Я идеального» с «Я реальным». Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .


Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности .

Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения» . И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе :

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.

Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.

В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

Вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

В 30-е годы XX в. Дж. Морено предложил термин «социометрия», а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Среди исследований малых групп преобладают два направления - изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).

Так, Н.В. Макаренко применял социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп. Е.С. Кузьмин рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.). Р.С. Немов показал влияние уровня развития группы на поведение личности и межличностные отношения в группе. А.Н. Елсуков рассматривает социометрию как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах. А.Ф. Кудряшов считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не только межличностные, но и межгрупповые отношения.

На данный момент социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых.

Цель курсовой работы: Рассмотреть студенческую группу в зеркале социометрии.

Задачи курсовой работы:

1. Теоретически проанализировать социально-психологические особенности малой группы.

2. Изучить социально-психологические характеристики студенческой группы.

3. Организовать и провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе.

Объект исследования – студенческая группа.

Предмет исследования – социометрическое исследование студенческой группы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, метод социометрии.

Гипотеза: Мы предполагаем, что структуру взаимоотношений в группе можно проследить при помощи социометрии.

Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы

1.1 Виды групп и их функции

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп:

1. условные и реальные;

2. постоянные и временные;

3. большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (см. приложение 1) .

По психологическим характеристикам различают:

1. группы членства;

2. референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции:

а) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов;

б) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям .

1.2 Социометрический статус в группе

Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.

Таким образом, социометрический статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Женщины имею статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей (см. приложение 2).


Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной к высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.

Поскольку каждая студенческая группа в тот или иной момент находится на определенном уровне своего развития, рассмотрим критерии, по которым определяют уровень его социальной зрелости. А. Лутошкін и Л. Уманский предлагают для этого использовать такие показатели, как организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, нравственная направленность.

Организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.

Психологическая единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.

Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов. Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.

Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.

Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.

В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.

Номинальная группа . Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосередковувати отношения между ними.

Группа-ассоциация . На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.

Группа-корпорация . Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.

Важно отметить, что группа-корпорация может иметь как просоциальную так и антисоциальную направленность. Традиционно в отечественной социально-психологической литературе группы-корпорации просоциального направления определяют термином «группа-кооперация». Студенческая группа, которая находится на этом уровне развития отличается сложившейся организационной структурой, достаточно высоким уровнем сотрудничества студентов, межличностные отношения в ней имеют деловой характер. А термин «группа-корпорация» употребляется преимущественно для обозначения групп с антисоциальной направленностью, которые хотя и отличаются организационной и психологической единством, но проявляют при этом явные признаки группового эгоизма, отчуждены от других групп, противопоставляют себя им. Как видим, такая трактовка не совсем совпадает с общепринятой международной терминологии.

Отметим, что относительная автономизация группы является одним из условий ее самопродвижения к единству, к коллективу. Именно на этом этапе студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Но чрезмерная автономизация часто выступает проявлением антисоциального направления совместной деятельности.

Коллектив - следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосередковуватимуться общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Інтергрупова активность, что возникает в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Роли формальных лидеров выполняют избраны или назначены старосты, профорги и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в данном высшем учебном заведении. Сегодня, к сожалению, нет единства в определении ролевых функций формальных лидеров студенческих групп. В роли неформальных лидеров выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. От них в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы. В академической группе с высоким уровнем развития повышаются требования к каждого отдельного ее члена и особенно к лидерам.

Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий.

Первая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. Через это у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт.

Вторая стадия - индивидуализация . Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе.

Третья стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться невпевність в себе, что приводит к занижению самооценки. Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. В студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое колективістичне самоопределение. Если же группа, в которую входит индивид, имеет асоциальное направленность, то в него могут развиться соответствующие асоциальные черты.

Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление.

Действительно, в условиях самоуправления цели деятельности и личности, и группы, выходя за их пределы, делают их открытыми системами, обеспечивая тем самым их развитие. Совместная деятельность, направленная на разрешение противоречий между личностью (академической группой) и администрацией вуза (общественными организациями) приводит к формированию новых свойств и качеств личности будущего специалиста. Так, отношения ответственной зависимости, которые складываются между членами студенческого коллектива в условиях самоорганизации, способствуют становлению таких личностных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторской деятельности. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность личности в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.

Изложенное свидетельствует, что становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, к которой личность включена и в которую она интегрирована. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.

Поступая в институт, первокурсник входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Важнейшим звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступая в самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Одним из ведущих условий формирования и совершенствования коммуникативной компетентности студентов является общение в студенческой группе. Занимая определенную позицию в группе, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания и оценки, необходимые как для учебной деятельности в вузе, так и для развития профессиональных качеств. Значимость этого опыта для становления личности и будущей профессиональной деятельности студентов трудно переоценить.

С целью выявления внутригрупповых отношений современных студентов в ноябре–декабре 2007 года авторами было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 208 студентов, по 50% юношей и девушек, студентов 2 и 4 курсов дневного отделения юридического факультета Воронежского государственного университета .

Анализируя процесс развития студенческой группы, остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Сегодня этот процесс в вузе идет достаточно сложно. И поэтому отношения в студенческих группах складываются неоднозначно. Так, только 40,3% студентов ответили, что общаются со всеми своими одногруппниками одинаково. Большинство же – 51,9% – строят свои отношения в зависимости от того, как относятся к ним. Есть и такие, их 7,6%, кто предпочитает вообще не общаться с некоторыми сокурсниками.

Соответственно и отношение к себе других студентов группы все оценивают по-разному. 44,2 % опрошенных считают, что к ним относятся когда как; 40,3% сказали, что к ним относятся хорошо, 11,5% – не знают; и 3,8% воспринимают отношение одногруппников к себе как плохое.

Во многом это зависит от того, насколько члены группы соблюдают групповые нормы, регулирующие взаимоотношения между членами группы. Если члены группы исполняют требования группы, группа поощряет их – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус. Если же поведение членов группы не соответствует принятым группой нормам, то группа в большей степени ориентирована на наказание таковых. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. Как показывают исследования, принятие норм группы под давлением является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Однако проведенное исследование позволило выявить в этом отношении интересный факт. На вопрос, «Как влияют Ваши одногруппники на Вашу жизнь?», почти две трети (73,1%) ответили, что «никак»; и только чуть меньше четверти (23,1%), что «помогают», а 3,8% – «мешают». Это позволяет говорить о том, что сегодня в студенческих группах особых групповых норм и не существует: в большинстве случаев каждый в группе сам по себе. Одновременно, опрашиваемые студенты сказали, что если кому-то из одногруппников понадобиться их помощь, то они поведут себя следующим образом: большинство (61,5%) поможет, но все будет зависеть от возникшей проблемы; почти каждый пятый (19,2%) помогут всегда и безусловно; 13,4% окажут помощь в зависимости от того, кто их об этом попросит; а 5,7% современных студентов никогда никому не помогают.

Важным фактором социального поведения человека является его конформность. Ее величина зависит от ряда факторов: значимости для личности высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности); от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше их статус и авторитетность для группы – тем выше конформность членов группы); от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия; от возраста и пола человека. Так, девушки, в целом, более конформны, чем юноши. Конформность чаще всего проявляется у студентов тогда, когда в группе появляются группировки. В такой ситуации большинство (51,9%) буду относиться к той из них, в которой находятся их друзья, еще 13,4% – посмотрят на сложившуюся ситуацию. А каждый третий – 34,6% – считают, что все это несерьезно.

Для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае, по отношению к учебной группе, они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом. Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию. Таким образом, конформность – важный механизм поддержания внутренней целостности группы.

Соответственно небезынтересен вопрос о критерии выбора друзей в студенческой группе. Ровно половина (50%) студентов выбирают их в основном по схожести интересов (среди девушек этот фактор стоит на первом месте у 73%, а среди юношей – у 57,6%). Другие по материальному достатку (5,7%), по успехам в учебе (3,8%), и даже по внешности (3,8%). Более трети опрашиваемых (36,5%) выбрали вариант «другое», но никто не написал, что же это такое другое. Важно то, что сегодня в студенческой среде никто не отметил такой критерий, как «по национальному признаку». Все-таки студенческая молодежь достаточно толерантна друг к другу в этом отношении.

Поэтому и общаются 65,4% опрошенных студентов с одногруппниками в основном по интересам. Еще 9,6% – по вопросам учебы; 3,8% – по работе (в основном уже работающие студенты четвертого курса). У каждого пятого (21,1%) есть и иные поводы для общения.

Поскольку большую часть времени студенты проводят в вузе, то общаются они в основном там же. Так ответили 69,2% опрашиваемых. Другие же, их 15,4%, общаются в местах совместного отдыха. А 9,6% (это четверокурсники) – на работе. У 5,8% есть другие места для общения, но они их не назвали.

Студенты, поступая в вуз, распределяются по учебным группам. И почти все члены группы находятся в одной и той же студенческой группе на протяжении всех лет обучения. Но в групповых отношениях все ведут себя по-разному: одни – активно взаимодействуют с одногруппниками, другие – стремятся искусственно отделиться от группы, так как боятся наступления для себя неблагоприятных последствий. В таком случае можно говорить о проявлении антагонизма по отношению к группе или иным студентам. Поэтому взаимоотношения в группах складывается не так уж и гладко.

На вопрос о частоте возникновения конфликтов в студенческой группе, 28,9% ответили, что часто, но ведут себя в конфликтах все студенты по-разному. Так, 23,1% отвечавших сказали, что, несмотря на достаточно частые конфликты, они всегда стремятся придти к компромиссу. А вот 5,8% на это не идут, так как считают, что все люди разные. И только каждый десятый студент не конфликтует со своими одногруппниками, так как всегда понимает других.

Если конфликт начался, то почти половина (48%) студентов постараются справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно, без чьей-либо помощи. Другая значительная часть – 40,2% – вообще не будут принимать участия в конфликте. Лишь немногие (11,5%) будут ждать, пока конфликтная ситуация разрешится сама собой. При возникновении неразрешимых противоречий в группе поведение юношей и девушек совпадает.

Если в группе возникнут серьезные противоречия, то подавляющее большинство студентов (92,3%) все равно останутся в своей группе. Однако 7,6% перейдут в другую группу. Юноши более терпимы к групповым проблемам, чем девушки, поэтому 96,1% юношей и намного меньше – 88,5% – девушек, несмотря ни на что, останутся в своей группе. Соответственно 3,9% юношей и 11,5% девушек предпочтут переход в другую группу. Важно отметить, что никто из студентов в данной ситуации не покинет учебное заведение, так как не допускают возможности отказа от обучения из-за возникновения конфликта.

Важную роль в студенческой группе играет староста. В целом студенты относятся к нему положительно (74% девушек и 58% юношей). Более того, некоторые студенты ответили, что являются их лучшими друзьями (15,3% девушек и 11,5% юношей). Но, тем не менее, почти каждый четвертый юноша (24%) отвечал, что староста недостаточно хорошо справляется со своими обязанностями. У девушек этот показатель ниже – всего 7,7%. Однако лишь небольшое количество студентов хотели бы взять на себя обязанности старосты (3,8% девушек и 7,7% юношей). По 3,8% студентов 2 и 4 курсов хотели бы занять место старосты. 73,1% студентов 4 курса и 65,4% – 2 курса относятся к старосте хорошо.

Для студентов и молодежи характерно интенсивное и разноплановое общение (с другими студентами, с преподавателями, другими людьми) как в учебное, так и во внеучебное, свободное время. В ходе исследования выяснилось, что впервые студенты начали общаться при поступлении (57,6% юношей и 42,3% девушек). Также многие студенты познакомились на занятиях (26,9% юношей и 15,5% девушек). Много и тех, кто знал друг друга до обучения в ВУЗе: 23,1% юношей и 15,5% девушек. Немного тех, кого познакомили друзья – 11,5% и 7,7% соответственно.

В итоге можно сказать, что студенческая группа – это такая общность, в которой молодые люди взаимосвязаны длительным учебным процессом. Но на их отношения оказывает влияние не только учебная деятельность, но и то, что представляет из себя каждая студенческая группа.

Примечание:

  1. Программа и инструментарий социологического исследования, анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации подготовлены и проведены авторами.

Социально-психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд, таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы.

На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий.

Именно таким образом социально-психологический климат студенческой группы оказывает свое влияние на успеваемость студентов.