Татаро турецкая. Татаро-турецкие лицеи — по-прежнему центры гюленизма в Татарстане? Таким образом, изгнание турецких преподавателей не решило саму проблему

Фото сообщества Духовного управления мусульман Татарстана в социальной сети.

Холодная война России с Турцией едва заметна в Казани. Здесь тоже переживают из-за инцидента с российским бомбардировщиком, однако народный гнев, принявший более деятельную форму стихийных пикетов граждан у стен турецкого консульства, не вышел за строгие политкорректные рамки, заданные Казанским кремлем. Турцию связывает с Татарстаном сильнейшее религиозное влияние, которое турецкие духовные лидеры оказывают на татарских мусульман через своих проповедников и богословов с начала 90-х годов.

Официально религиозное влияние на татарстанскую умму исходит от Министерства по делам религий Турции, с которым у Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана, по информации «НГ», имеется договор о сотрудничестве. В соответствии с ним в Татарстан ежегодно приезжало около 30 турецких коран-хафизов (профессиональных чтецов Корана), которые затем разъезжались по мечетям Татарстана. Официально - для чтения священной книги мусульман. Неофициально, по сообщениям источников «НГ», для сбора информации о настроениях в умме и выявления неформальных духовных лидеров в среде татарских мусульман. Нынешний министр по делам религий Турции Мехмет Гёрмез, защитивший диссертацию по личности татарского богослова первой половины ХХ века Мусы Бигиева, испытывает симпатию к татарам, которых охотно принимают на теологические факультеты турецких вузов и в медресе. Ответный ход Татарстана – приглашение с подачи муфтия Татарстана Камиля Самигуллина турецких преподавателей для углубленного изучения Корана в стенах Булгарской исламской академии.

Неофициально турецкое религиозное влияние в Татарстане распространяется через сеть джамаатов – исламских общин, которые легально и нелегально действуют в Казани. Это джамаат «Нурджуллар», объединяющий последователей турецкого радикального проповедника Саида Нурси, джамаат «Гюлен», объединивший ревнителей учения другого проповедника, Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. В джамааты «Сулейманджилар» и «Исмаил Ага» входят сторонники турецких шейхов Сулеймана Хильми Тунахана и Махмута аль-Уфи соответственно.

Джамаат «Исмаил Ага» назван в честь стамбульской мечети, при которой открыто медресе. Считается, что анклав татарских последователей радикального учения Махмута аль-Уфи и его нынешнего преемника Ахмеда Джубелли, призывающего к тотальной исламизации Турции, в Татарстане располагается в мечети «Тынычлык» в поселке Мирный под Казанью. После того, как истребитель турецких ВВС сбил российский бомбардировщик Су-24, члены джамаата «Исмаил Ага» поддержали президента Турции Тайипа Эрдогана. В России же паблики членов фундаменталистского сообщества были спешно переименованы для того, чтобы не попасть в поле зрения спецслужб. Группа «Джамаат Исмаил Ага» в популярной социальной сети, например, теперь называется «На пути истины».

Духовный лидер джамаата «Гюлен» Камиль Демиркая, приехав в Татарстан, называл себя потомком татарских эмигрантов, решившим вернуться на историческую родину, чем сразу полюбился здешней власти. Он основал первый татаро-турецкий лицей, открытый в Казани в 1992 году – лицей № 2. В 1997 году потомок эмигрантов основал в Татарстане ЗАО «Просветительско-образовательное общество «Эртугрул Гази», поместившееся в стенах детского садика.

Вскоре в Казань приехал другой эмиссар гюленизма, Омер Экинджи, который встал во главе всех восьми татаро-турецких лицеев в Татарстане. Специфической особенностью этих лицеев, за исключением лицея № 149 в Казани, были интернатская форма и гендерный характер обучения (только для мальчиков и только для девочек). В 2001 году на деятельность татаро-турецких лицеев, появившихся к тому времени и в других регионах, обратил внимание Рособрнадзор. В 2003 году татаро-турецкие лицеи ликвидировали везде, кроме Татарстана, где они оказались под защитой Казанского кремля.

Несмотря на высочайшее покровительство, лицеями в 2007 году занялась Генпрокуратура совместно с ФМС и Минтруда РФ. Формально претензии сводились к отсутствию у турецких преподавателей виз, дипломов об образовании, а также к просроченным регистрациям. Истинной причиной проверок стала пропаганда идей Фетхуллаха Гюлена. Она, впрочем, никогда не велась открыто ни в одном татаро-турецком лицее. В учение турецкого проповедника посвящали лишь особо одаренных учеников (5–6 человек на класс из 30 человек), которых приглашали на конспиративные квартиры, где произносили проповеди. Условие посвящения будущих адептов джамаата было простым – не болтать лишнего. Учителя и ученики продолжали внешне вести себя как светские люди. Ну а после окончания лицея уже состоявшимся сторонникам джамаата оказывалась всевозможная помощь и поддержка со стороны в бизнесе или на госслужбе в классических традициях тайных обществ. В итоге за пропаганду идей Гюлена из России были выдворены 44 турка. Остальные предпочли уехать сами, не дожидаясь депортации (всего уехало 70 турецких преподавателей).

Сегодня в татаро-турецких лицеях в Татарстане продолжают работать татарские преподаватели. Однако проблема распространения идей турецких радикалов остается нерешенной. По информации экспертов, на сегодняшний день в республике около 800 человек принадлежат к турецким джамаатам. Несмотря на внешние различия, фундаменталистов объединяет неприятие светской формы государственного управления. В этом смысле турецкие скрепы прочно удерживают татарских мусульман. Это и страшит, ибо едва ли кто-то из татарских последователей турецких радикальных проповедников станет хоть полсекунды утруждать себя раздумьями над тем, на чьей стороне воевать, если нынешний кризис российско-турецких отношений примет более радикальную форму.

Рафаэль Мухаметдинов ,
к.и.н.,старший научный сотрудник Института истории АН Татарстана
общественный деятель

ТАТАРИН С ТУРКОМ – БРАТЬЯ НАВЕК!
(О татаро-турецких связях в ХХ и XXI вв.)


К 130-летию со дня рождения
первого президента Турецкой республики
Кемаля Ататюрка

Связи между нашими народами уходят своими корнями в глубину веков. Например, ярким примером таких связей на государственно-дипломатическом уровне является письмо первого казанского хана Улуг Мухаммеда турецкому султану Гази Мураду, отправленное в 1428 году, когда Улуг Мухаммед был еще ханом всей Золотой Орды.

Улуг Мухаммед, начиная с 1438 года и до самой своей смерти в 1445 году приложил немалые усилия для создания и укрепления Казанского ханства.

Хан в своем письме высказывает мысль о необходимости возрождения торговых и дипломатических связей, традиционно существовавших между Золотой Ордой и Османским государством. Хан пишет, что взаимная торговля улучшила бы благосостояние народов двух государств. Также он спрашивает у султана, каким образом нейтрализовать те враждебные силы, которые мешают их дружеским взаимоотношениям (Журн. «Эхо веков», № ½, 1996, с. 29-34).

Вторым примером таких связей является посещение Казани 15-17 апреля 1910 года бывшим великим визирем (в современном понимании премьер-министром) Турции Хусейном Хильми-пашой. Он посетил Казань во время своего путешествия по Волге. Кроме официальных встреч с губернатором и русской администрацией Казани, он встретился с представителями деловых татарских кругов и татарской интеллигенцией. В честь гостя татарскими деятелями 16 апреля был устроен вечер в Купеческом клубе, а также дан завтрак в доме Бадруддина Апанаева.

Хильми-паша пожелал посетить следующие объекты в Казани: 1) Академию восточных языков, 2)Фабрики и заводы(сукна, шелка), 3) Благовещенский собор, 4)Башню Сююмбике, 5) Городской музей, 6) Татарскую часть города, 7) Мечети.

Ему было подарено более 20 татарских книг. При посещении татарских медресе гость беседовал и с учениками этих учебных заведений. Его живо интересовала деловая и культурная жизнь татар (Журн. «Эхо веков», № ½, 1998, с. 188-177).

Как известно, Стамбул и Казань в начале ХХ века были двумя центрами книжности и учености тюркского мира, центрами формирования этнического, национального и тюркского самосознания. Между татарами России и Стамбулом существовали теснейшие идейные и культурные связи, которые выражались в постоянных контактах людей и обмене информацией через газетные и журнальные материалы, а также через литературные произведения.

Довольно много татарских крестьян в конце XIX века эмигрировало в Османское государство, также много татарской молодежи приезжало туда на учебу.

В татарские медресе того периода из Стамбула привозили турецкие учебники, татарская интеллигенция знакомилась с французскими романами в том числе и через турецкие переводы.

Влияние турецкого языка на татарский мы видим в ранних произведениях Г. Тукая, Галиаскара Камала. Одно время в татарском обществе даже ставился вопрос «Переводить ли всю систему образования на общетюркский литературный язык, близкий к турецкому, или преподавать на основе народного татарского языка?». Победил второй вариант.

В тоже время, в начале ХХ века, особенно после 1917 года, В Турцию эмигрировала, а также временно проживала в этой стране большая плеяда выдающихся представителей татарской интеллектуальной элиты, которая оказала колоссальное влияние на политическую, общественную и культурную жизнь Османского государства, а в дальнейшем и республиканской Турции.

Достаточно перечислить имена лишь некоторых деятелей из этой плеяды:

Юсуф Акчура (1876-1935) – выпускник Школы политических наук при Сорбонне, депутат турецкого парламента, советник Кемаля Ататюрка, политик, политолог, ученый-историк, внесший вклад не только в создание национальной идеологии Турции, но и в формирование турецкой нации как таковой.

Садри Максуди (1879-1957) – выпускник Сорбонны, глава Национальной Автономии татар России, депутат турецкого парламента, советник первого президента Турции Кемаля Ататюрка, профессор, внесший большой вклад в становление правовой науки и правовых институтов Турции, активный участник обновления и становления современного турецкого языка.

Муса Джаруллах Бигиев (1875-1949) – выдающийся и признанный во всем мусульманском мире татарский религиозный мыслитель-реформатор и общественный деятель.

Гаяз Исхаки (1878-1954) – крупнейший татарский писатель и политический деятель, своими произведениями и особенно своей публицистикой способствовавший укреплению культурных и общественных связей между татарами и турками.

Фатих Карими (1870-1937) – яркий публицист и писатель, публицистика которого внесла огромный вклад в развитие татаро-турецких культурных связей.

Рашит Рахмати Арат (1900-1964) – ученый-лингвист, поднявший турецкую лингвистику на уровень европейской науки.

Габдельбари Баттал-Таймас (1883-1960) – крупный историк, внесший большой вклад в историческую науку Турции.

Акдес Нигмати Курат (1903-1971) – выдающийся специалист как по турецкой, так и по общетюркской истории.

Габдерашит Ибрагимов (1857-1944) – крупный татарский общественный и политический деятель, издатель, публицист, глашатай общетюркского сотрудничества и союза, первым устанавливавший не только культурные и общественные связи между татарами и турками, но и воплотивший в жизнь некоторые конкретные дела, базировавшиеся на идеологии общетюркского единства.

Чтобы не быть голословными, приведем некоторые конкретные примеры влияния татарских «ноу-хау» на жизнь турецкого общества. Например, крупнейшим событием в сфере общественно-политических связей между нашими народами было начало выхода в 1911 году в Стамбуле под руководством Юсуфа Акчуры журнала «Тюрк юрду» («Тюркская родина») при финансовой поддержке представителей крупной татарской буржуазии из г. Оренбурга братьев Ахмет Гани и Махмута Хусаиновых. Главным направлением журнала было распространение идеи сотрудничества и единения тюркских народов. Это издание знакомило турок с общественной и культурной жизнью российских тюрок, в том числе и татар. Этот журнал также распространялся в России, и читался в Казани и других городах с татарским населением. Фактически, это был также и первый журнал в Османской империи, который активно формировал у турок этническое и национальное самосознание.

В идеале Ю. Акчура старался создать своего рода синтез, представлявший собой объединение сильных государственных традиций Османской империи с экономическими, социальными и культурными достижениями российских тюрок (в частности татар).

Интересны также связи наших народов в области культуры земледелия того периода. Дело в том, что в 90-е годы XIX века около 70 000 татар переселилось из России в Турцию. Они поселились в основном в окрестностях городов Кютахья, Бурса, Айдын и Чаталджа

Например, татарские крестьяне-эмигранты, поселившиеся в окрестностях города Эскишехира, впервые в Турции показали турецким крестьянам облегченные четырехколесные телеги, косы и молотильные машины, облегченные железные плуги и технологию их использования, что намного облегчало и рационализировало крестьянский труд.

Интересно то, что турецкие сельские чиновники (по нашему, главы сельских администраций) собирали турецких крестьян в группы по 100 или 200 человек и отправляли их в татарские деревни, чтобы те перенимали опыт работы татарских крестьян.

Представители турецкого и татарского народов сотрудничали и в военной сфере. Например, в 1916 году известный татарский общественный деятель Габдрашит Ибрагимов посетил лагерь Зоссен в Берлине, где содержались военнопленные мусульманские солдаты из России. Он выступал с речами перед военнопленными и призывал их принять участие в вооруженной борьбе против государств Антанты. В результате из военнопленных был сформирован батальон, который в мае 1916 года был отправлен в Турцию и участвовал в боях против англичан на иракском фронте.

Этот татарский батальон назывался «Батальон-Азия», и после окончания войны одна часть оставшихся в живых солдат осела в Турции, небольшая часть разными путями вернулась в Россию.

В чем же состояла специфика влияния татарской интеллектуальной элиты на жизнь турецкого общества начала ХХ века?

Дело в том, что после 1905 года (после победы Японии в русско-японской войне) османское общество начинает особо привлекать своеобразная модель развития Японии, позволившая этой стране провести техническую модернизацию и в то же время сохранить свою традиционную религию и обычаи. После революции 1908 г. новые правители Турции предлагают взять за образец японскую модель развития. «Модель Японии» становится темой споров между интеллигентами, исламистами и тюркистами. Однако Япония была далекой и недостаточно изученной страной. Юсуф Акчура и его единомышленники из российских тюрок предложили другой, более близкий османцам образец.

Этот образец (или модель) с географической стороны, являвшийся и мусульманским, и тюркским, и с позиции культуры был более близким образцом, нежели японский, и потому был достойным для подражания.

Предлагаемая для турецкого общества татарская модель развития содержала в себе три направления для достижения прогресса: исламизм (уважение религиозных традиций, реформа медресе), тюркизм (тюркское национальное самосознание, ощущение единства всех тюрков, исследования по тюркской истории), модернизация (развитие буржуазных отношений, медицины, педагогики, свободы женщин, социальный и экономический прогресс). Считалось, что у татар мусульманство, тюркизм и модернизация сильнее, чем у османских тюрков. Для османских тюрков эта идея выражалась девизом «быть больше мусульманином, больше тюрком, быть более современным».

Постепенно и турецкие деятели стали представлять турецкую культуру как синтез этих трех основных элементов. По мнению известного турецкого идеолога Зии Гёкалпа, этот синтез должен был появиться как результат процесса непрерывного взаимообмена между интеллигенцией, опирающейся на цивилизацию, и между простым народом, опирающимся на культуру.

Ю. Акчура же придерживался мысли, что данный синтез уже появился в татарском обществе, или, по крайней мере, начал формироваться.

Османские тюрки обладали сильными государственными традициями, у татар же наблюдался явный прогресс в экономической, социальной и культурной жизни, появлялись уже некоторые элементы гражданского общества, другими словами, это были культурные связи между государством без буржуазии (Османской империей) и татарской буржуазией, лишенной собственного национального государства.

В отличие от дореволюционного периода татаро-турецкие связи постсоветского периода не ограничиваются лишь областью культуры и общественной мысли. В лице республики Татарстан эти связи поднялись на межгосударственный уровень и охватывают уже и сферу экономики, в особеннлсти торговлю и строительство.

В сфере торговли Татарстан поставляет в Турцию нефть и продукты нефтехимии, вертолеты. Турция же поставляет в Татарстан текстиль, готовый конфекцион, одежду из кожи, обувь.

Турецкие строительные фирмы построили в Казани ряд знаковых общественных зданий, таких как мечеть Кул Шериф на территории Кремля и развлекательно-досуговый центр «Пирамида» в центре города. Они также осуществляют и часть жилищного строительства в Татарстане.

В Татарстане открыто несколько турецких магазинов и кафе. Существуют прямые авиарейсы из Казани в Стамбул и Анталью.

В Казани работает также Генеральное консульство Турецкой республики и Турецкий культурный центр, открытый Фондом исследований тюркского мира (ФИТМ, г. Стамбул).

Что же касается культурных связей, то в Татарстане работает 7 татаро-турецких лицеев, где преподавание ведется на турецком и английском языках. Эти лицеи считаются среди населения очень престижными, так как их ученики часто побеждают на школьных олимпиадах, а их выпускники почти стопроцентно поступают в ВУЗы не только России, но и Турции. Правда в последнее время на эти лицеи федеральными органами оказывалось давление с целью недопущения работы в них турецких преподавателей (фактически, они были выдворены из России) по причине, якобы не соответствия их дипломов стандартам РФ, что очень негативно повлияло на отношение общественности к российским властям в Татарстане.

Начиная с середины 90-х годов ХХ века, по соглашению между министерствами просвещения Татарстана и Турции каждый год на учебу в университеты Турции посылается большая группа молодежи из нашей республики.

В свою очередь, небольшое количество турецкой молодежи учится в ВУЗах Казани, в основном в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом Университете (ТГГПУ) и еще несколько человек – в технических ВУЗах.

Турецкие и татарские театры участвуют в различных театральных фестивалях, проводимых в рамках тюркских стран, и они приезжают взаимно на костроли в Татарстан и Турцию.

Если говорить о распространении турецкого языка в Татарстане, то впервые турецкий язык начал преподаваться в гимназии № 11 г. Казани и Педагогическом институте в 1989-1990 годах. Первым преподавателем турецкого языка в этих заведениях работал Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич. Затем, в 1991 году к этому делу подключился первый преподаватель, приехавший из Турции. Это был Эрол Каймак.

Сейчас турецкий язык преподается в двух ВУЗах Казани: в Институте востоковедения при КГУ и на кафедре восточных языков ТГГПУ.

Под руководством ученого-лингвиста Ганиева Ф.А. коллективом ученых созданы татаро-турецкий (1997г.) и турецко-татарский (1998 г.) словари.

Заведующей кафедрой турецкого языка Института востоковедения Асией Рахимовой был подготовлен и издан в 2002 году оригинальный учебник турецкого языка на базе татарского. Причем учебник был издан на татарском языке в двух вариантах: на кириллическом и латинском алфавитах.

Оба проекта, как создание словарей, так и учебника, финансировалось Фондом имени Ахмеда Вели Менгера – выходца из казанских татар (г. Стамбул), который был создан дочерью А. Менгера Сафией Имре.

Вот такими узловыми событиями и деятельностью характеризовались взаимоотношения двух братских народов: татарского и турецкого.

Мы уверены, что в стратегическом плане колесо истории всегда движется вперед, в сторону прогресса, а потому и наши братские дружеские отношения будут развиваться и расти на благо наших народов.

В столице Татарстана ликвидируют школу детей Линара Якупова, у истоков которой стояло запрещенное в России движение Фетхуллаха Гулена

Вокруг школы №30 - правопреемницы частной турецкой школы «Радуга» в Казани - накаляются страсти. Сегодня родители встречаются с чиновниками, чтобы обсудить дальнейшую судьбу учебного заведения, которое уже успело очиститься от турецкого влияния, но может исчезнуть совсем.

Скандал вокруг закрытия турецкой школы №30 в Казани выходит в публичную плоскость. Сегодня состоится собрание родителей с представителями управления образования

БЫВШАЯ ЧАСТНАЯ ТУРЕЦКАЯ ШКОЛА ПОЛУЧИЛА БУКЕТ ПРОБЛЕМ НА ФОНЕ ЭХА «АДМИРАЛА»

Скандал вокруг закрытия турецкой школы №30 в Казани выходит в публичную плоскость. Сегодня в школе №30 состоится собрание родителей с представителями управления образования. Родители ждут начальника управления Ильсура Хадиуллина . Учреждению грозит закрытие - детей переводят в находящуюся рядом школу №113, учителям же укажут на дверь. Всего в школе 145 школьников и 45 дошколят.

Можно было бы подумать, что турецкая школа закрывается на фоне осложнившихся после сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24. Но самолет был сбит 24 ноября, а проблемы начались намного раньше, так что прямой связи здесь, видимо, нет. О сути конфликта «БИЗНЕС Online» рассказала бывшая директор школы «Радуга» Лилия Аян . Школа базируется на месте детского сада. В 2003 году, когда создавалась «Радуга», здание на улице Октябрьской, 23 пришлось поднимать из пожарища старого садика. Остекление, кровля, ремонт фасада, система отопления, освещение, детская площадка, футбольное поле с искусственным покрытием, компьютеры, мебель... Это и многое другое было обеспечено, по ее словам, за счет родителей. На все про все ушло порядка 40 млн. рублей, тогда же был надстроен и третий этаж здания. Именно этот этаж, водруженный еще в 2012 году, и стал камнем преткновения между родителями и чиновниками.

«Внимание к нашей школе всегда было особенное, - рассказала она. - Но все началось в марте прошлого года. После пожара в ТЦ «Адмирал» к нам нагрянула пожарная инспекция. За каких-то 10 минут к нам пришли все мыслимые и немыслимые проверяющие. Тогда они обнаружили, что пристроенный третий этаж в нашем здании оформлен ненадлежащим образом - были выявлены нарушения в оформлении документации, в результате чего здание было признано непригодным для эксплуатации».

Разумеется, начались проблемы - суды, штрафы, и ради сохранения школы ее руководство пошло на компромисс с исполкомом. Частная школа «Радуга» начала процесс ликвидации, а сама школа вместе с имуществом перешла под контроль муниципальных властей и получила номер 30. Обучение стало бесплатным - ранее стоимость годичного курса составляла 83 тыс. рублей. Процесс перехода под крыло исполкома был непростым: сначала надо было расторгнуть договор безвозмездного пользования здания - «Радуга» заплатила за него 2,7 млн. рублей. Но в итоге вся процедура была пройдена, а в школе сменился директор - им стал Ильсур Миндубаев .

Здание на улице Октябрьской, 23 пришлось поднимать из пожарища старого садика. На все про все ушло порядка 40 млн. рублей

После создания муниципальной школы возникла новая проблема - лицензирование ее как нового юридического лица. И вот тут выплыли проблемы со зданием, которое после перестройки и повышенных претензий всех служб стало считаться невведенным в эксплуатацию должным образом. За год, как подозревают родители, в этом направлении так и не было ничего сделано. И сейчас их ставят перед фактом: лицензии нет, извините, вот вам вариант выхода - идите в другую школу. Родители, заплатившие раньше приличные деньги, настроены против. «Это огромный подарок государству! Мы теряем не только здание. Наших учителей в 113-ю не берут, там укомплектованный штат», - продолжает Аян, ныне педагог дошкольного образования школы №30.

ЛИЦЕНЗИЮ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА ПОЛУЧИТЬ НЕ УДАСТСЯ

Чтобы решить проблему, родители обращались к министру образования РТ Энгелю Фаттахову , мэру города Ильсуру Метшину , в управление образования, в приемную «Единой России», комитет земельно-имущественных отношений. Единственный, кто хоть как-то попытался решить проблему, это депутат Разиль Валеев . Он обратился к руководителю исполкома Казани Денису Калинкину , тот, в свою очередь, пообещал, что вопрос по зданию к концу учебного года будет решен. Но пока ничего не изменилось. Тем временем в минобре РТ заявили, что это очень длительная процедура и лицензию школа получить не успеет.

Всего в школе обучаются 145 школьников и 45 дошколят

Отметим, что школа хоть и называлась турецкой, но среди преподавателей граждан Турции не было, они были только в управлении: коммерческий директор, переводчик, менеджер. В 2015 году вынуждены были уволиться и они. Тем не менее сегодня в школе есть пять преподавателей с турецкими фамилиями - все они граждане РФ, женаты на татарках. Однако с января директор школы стал по одному приглашать их к себе, просил уволиться, продолжает Аян. «Сказал, что у него есть устное распоряжение из минобра, мол, если вы не уволитесь, то школу закроют», - говорил он, ссылаясь на это распоряжение. Сам директор, у которого «БИЗНЕС Online» попытался получить комментарий, не стал сегодня общаться, попросив перезвонить позднее. Глава управления образования Ильсур Хадиуллин , до которого дозвонилась корреспондент «БИЗНЕС Online», также не смог ответить, сославшись на занятость.

Ответ в то время замруководителя исполкома Натальи Гречанниковой (чтобы ознакомиться с документом, пройдите по )

Согласно документам, оказавшимся в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online», еще 6 апреля в то время замруководителя исполкома Наталья Гречанникова дает обнадеживающий ответ (орфография и пунктуация первоисточника здесь и далее сохранены): «Находящийся в муниципальной собственности Казани объект по адресу ул. Октябрьская, 23б, согласно данным кадастрового учета и Единого государственного реестра прав и сделок с ним, представляет собой двухэтажное здание. Произведенная ЧОУ надстройка третьего этажа не была узаконена надлежащим образом. На сегодня школой получен новый техпаспорт БТИ на трехэтажное здание, произведена независимая экспертиза строительных конструкций здания на предмет соответствия строительным нормам и требованиям безопасности, получено положительное экспертное заключение. В настоящее время осуществляются мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на третий этаж здания школы». Такой же ответ слово в слово дает и начальник управления образования Казани Хадиуллин в письме от 13 апреля.

Ответ и. о. министра образования и науки РТ Андрея Поминова (чтобы ознакомиться с документом, пройдите )

Но уже 16 апреля министерство образования РТ сообщает родителям нечто совершенно противоположное. «Процесс получения разрешительных документов на лицензирование: акта ввода в эксплуатацию, договора на передачу здания в безвозмездное пользование Школе №30, санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности - является достаточно продолжительным, без получения разрешительной документации невозможно поручиться за безопасность пребывания в нем обучающихся - ваших детей - и работников». Письмо подписано и. о. министра Андреем Поминовым . При этом практически в каждом письме особо выделяется то, что ситуация находится под контролем министра Энгеля Фаттахова .

Ответ председателя комитета земельных и имущественных отношений Казани Рината Галяутдинова (чтобы ознакомиться с документом, пройдите )

Наконец 4 мая приходит уже окончательный ответ - от председателя комитета земельных и имущественных отношений Казани Рината Галяутдинова . «В настоящее время осуществляется сбор документов для подачи искового заявления в суд о признании права муниципальной собственности на объект самовольного строительства. На сегодняшний день отсутствует подтверждение того факта, что имелись попытки по легализации самовольной постройки», - говорится в обескураживающем ответе.

После перестройки и повышенных претензий всех служб здание школы стало считаться невведенным в эксплуатацию должным образом (на снимке хорошо виден надстроенный 3-й этаж)

В пресс-службе исполкома в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что причиной проблем стала реконструкция здания школы в тот период, когда оно принадлежало частному образовательному учреждению «Радуга».
«В этот период к зданию за счет родительских средств, самовольно, без разрешения на строительство и утвержденных проектных документов был надстроен третий этаж. Это стало причиной протестов надзорных органов, которые отказывают в получении положительных заключений на эксплуатацию здания», - говорится в полученном ответе. Вместе с тем подчеркивается, что речь о закрытии однозначно не идет. Исполком рассматривает все возможные пути решения проблемы. «Реорганизация школы путем присоединения к другому общеобразовательному учреждению - лишь один из возможных вариантов. В настоящее время занятия идут в штатном режиме, и поэтому заявлять о закрытии школы как минимум преждевременно», - сообщает пресс-служба исполкома.

«ОБСТАНОВКА, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ БОЛЕЕ ЧЕМ СООТВЕТСТВОВАЛИ»

Школа между тем готовила детей с 1 по 6 классы. Выпускники шли напрямую в престижные школы Казани, в том числе и в бывшие татаро-турецкие интернаты №2, 4, 7. Так что родители были готовы платить - обучение на русском, плюс английский, турецкий и татарский, домашняя обстановка. Возили и до сих пор возят детей из Высокой Горы, Юдино и даже Зеленодольска. Хорошим было и образование: 43% детей, принимавших участие в конкурсах и олимпиадах, были в числе победителей и призеров. В рейтинги школа, понятно, не входила: у шестиклашек нет ни ЕГЭ, ни ГИА.

Линар Якупов: «По большому счету для меня школа «Радуга» с их расценками была неким аналогом международной школы, но с доступными ценами. Как родитель могу говорить, что обстановка, уровень образования в принципе нашим ожиданиям более чем соответствовали»

«Самый большой процент турецких детей за всю историю школы составлял 33 процента, в основном это были дети из смешанных браков, - говорит Аян. - Сегодня можно сказать, что это чисто национальная татарская школа, 95 процентов детей - татары, остальные - из смешанных татаро-турецких семей». Турки практически все вернулись обратно в Турцию. В свое время здесь учились дети турецкого консула, сын и дочь президента фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линара Якупова , дети творческой интеллигенции республики.

По словам Якупова, школа действительно была очень хорошей. «Мои дети там учились до прошлого года, когда действительно была турецкая школа «Радуга», - рассказал он «БИЗНЕС Online». - Дети учились сразу на четырех языках - русском, татарском, английском и турецком. Я вижу по детям, что по-турецки практически бегло начали разговаривать, на английском то же самое. Очень много времени уделялось русскому и татарскому языку».

Якупов отметил доброжелательное отношение и семейную обстановку, а также небольшие классы. «Классы по 10 - 15 человек, что на самом деле является очень эффективным и оптимальным количеством учащихся. Я сам бывший преподаватель, я педагогическое училище заканчивал. Я знаю, что такое преподавать в классе, где 30 - 35 детей и что такое 15 человек», - заметил он. А затем отметил также трехразовое халяльное питание, «продленку» до 17 часов, слаженный коллектив. Не было разве что спортплощадки.

«Самое важное - это, наверное, все-таки атмосфера, - считает он. - В принципе, в международных школах тоже такая атмосфера, когда по международным стандартам и количество учащихся, и преподавание предмета, и другое примерно проходят. По большому счету для меня школа «Радуга» с их расценками была неким аналогом международной школы, но с доступными ценами. Как родитель могу говорить, что обстановка, уровень образования в принципе нашим ожиданиям более чем соответствовали».

Школа готовила детей с 1 по 6 классы. Выпускники шли напрямую в престижные школы Казани, в том числе и в бывшие татаро-турецкие интернаты №2, 4, 7. Так что родители были готовы платить - обучение на русском, плюс английский, турецкий и татарский, домашняя обстановка

ТУРЕЦКИЕ ЛИЦЕИ: КАК «МЯГКАЯ СИЛА» ТУРЦИИ В ТАТАРСТАНЕ НАТКНУЛАСЬ НА ОТПОР СПЕЦСЛУЖБ

Хотя закрытие школы и перевод детей в другое учреждение не связаны напрямую с турецко-российскими проблемами, эхо конфликта, по всей видимости, все же повлияло на решение властей по поводу лицензирования. Судя по данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», частная школа «Радуга» была создана в 2003 году. Его учредителями стали ЗАО «Просветительско-образовательное общество «Эртугрул Гази», ассамблея народов Татарстана, а также национально-культурная автономия турок в Казани «Анадолу».

«Эртугрул Гази» известно, в частности, тем, что стояло у истоков всех татаро-турецких школ в РТ. Общество подписало договор с минобразом РТ, и первые школы в объявившем суверенитет Татарстане появились в 1992 году - в Казани и Набережных Челнах. В 1993 году открылись лицеи в Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, затем в Казани появился экономический лицей, в 1997 году - лицей для девочек. Он, в свою очередь, считается связанным с движением «Нурджуллар», возглавляемым известным турецким миллиардером Фетхуллахом Гюленом . Базируется организация в основном в Турции, однако имеет разветвленную сеть по всему миру и поддерживается крупным турецким бизнесом. Сам Гюлен в последние годы перешел в жесткую оппозицию к президенту Реджепу Эрдогану и управляет своей организацией из США. Как говорят, он сыграл немалую роль в провалившейся попытке «оранжевой революции» в Турции в 2013 году. Суть учения строится на формировании в сознании у последователей идей пантюркизма в сочетании с особой версией ислама.

В 2008 году Верховный суд РФ вынес решение о запрете деятельности организации как пропагандирующей исламский фундаментализм. Это стало спусковым крючком к зачистке «мягкой силы» Турции в Татарстане - появились протесты прокуратуры, на которую давила Москва. В защиту лицеев выступили родители, начались пикеты. Ситуация с татаро-турецкими лицеями стала предметом рассмотрения Госсоветом РТ с участием президента республики, в частности, такое заседание прошло в том же 2008 году. Судя по докладу в то время прокурора РТ Кафиля Амирова , проверка вскрыла просто вопиющие факты. Учителя-турки не имели российских дипломов, права преподавания, у них возникали проблемы с визами на работу, часть их не владела русским языком в принципе. Наконец, запахло призывами к экстремизму - хотя тогда за такие «запахи» еще не сажали, закручивание гаек уже чувствовалось.

«В процессе расследования установлено, что классными преподавателями и воспитателями в интернате №4 Казани, №79 Набережных Челнов и №24 Нижнекамска... регулярно тайно на частных квартирах проводятся беседы - о загробной жизни, о том, что официальное понимание Корана в Татарстане является неправильным. Эти беседы рекомендуется держать в тайне...», - цитирует Амирова «Коммерсантъ». В самих лицеях факты «экстремизма», разумеется, опровергали. «Наши лицеи функционируют уже с 1992 года, за это время хоть один-то выпускник-экстремист должен был себя как-то проявить? Никого ведь нет!» - заявил «Казанским ведомостям» директор казанского лицея №4 Марат Фаттиев . А Госсовет в итоге рекомендовал привести работу лицеев в соответствие с законодательством. По неофициальным данным, на стол прокурору даже ложились отчеты - сколько преподавателей с турецкой фамилией остались в лицеях. Началось выдворение за пределы России турецких преподавателей, по различным причинам потерявших право пребывания в стране. Уехали десятки человек. А в 2013 году в Набережных Челнах сотрудники центра противодействия экстремизму обнаружили подпольные медресе, запрещенную литературу и деньги.

Сейчас турки ушли, но лицеи остались. Название «татаро-турецкий» так или иначе пропало из официальных наименований школ, теперь это специализированные учреждения для одаренных детей. В Казани работают лицеи №2 (Московский район), №7 (Ново-Савиновский) - для мальчиков и №4 (Кировский район) - для девочек. Последний считается «национальным». Попасть в эти лицеи-интернаты по-прежнему можно только по конкурсу, принимают с 7 класса. Эхо «Нурджуллара», как можно предположить, и стало одной из причин закрытия «турецкой» школы №30 в сочетании с увольнением педагогов с турецкими фамилиями. Об этом, во всяком случае, шепчутся родители детей в школе. Хотя сегодня с турецким консульством и диаспорой контактов у школы уже нет, некие влиятельные силы, по всей видимости, решили «зачистить» бывший форпост пантюркизма окончательно.

Хотя закрытие школы и перевод детей в другое учреждение не связаны напрямую с турецко-российскими проблемами, эхо конфликта, по всей видимости, все же повлияло на решение властей по поводу лицензирования

«ШКОЛУ ВСЕ РАВНО ЗАКРОЮТ - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ СЕЙЧАС НЕ ЛУЧШИЕ»

Прокомментировать информацию о возможных связях преподавателей школы с движением «Нурджуллар» «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Азат Ахунов - доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

Татаро-турецкие лицеи были перепрофилированы под этим соусом - якобы они представляют организацию «Нурджуллар», проповедуют ее идеологию. Эта проблема уже решена на государственном уровне. Насколько я знаю, все татаро-турецкие лицеи уже давно прекратили какую-либо связь с Турцией. И, насколько я понимаю, эта школа вместе с детским садом ориентировалась в основном на детей граждан Турции, которые здесь проживают, и детей от смешанных браков с гражданами Турции.

Действительно ли там преподавались идеи «Нурджуллар», я не знаю. Но эти обвинения звучали и по отношению к татаро-турецким лицеям. Тогда турецкая сторона и сами студенты-лицеисты много раз говорили о том, что никаких - ни исламских, ни протурецких, ни пантюркитстких - идей там не проповедовали. А силовые структуры и власть заявляли об обратном...

Как будет ситуация развиваться сейчас? Я думаю, что эта школа будет закрыта, потому что отношения с Турцией претерпевают не самый лучший период. Это касается не только школ, но и бизнеса, и более безобидных культурных проектов. Так что когда речь идет о системе образования, понятно, что они тоже не смогут пересидеть эти сложные времена.

Ильшат Гимадеев - старший преподаватель кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:

Тех, кто преподавал в турецких лицеях, лет 10 назад уже всех выслали... А эта, 30-я школа, муниципальная, государственная.

Что же до организации «Нурджуллар»... Мы имеем решение суда о том, что деятельность этой организации экстремистская. Плюс к тому запрещена литература, книги, автором которых является Саид Нурси. Но я не знаю ни одного человека, который был бы членом «Нурджуллар». И я считаю, что если у нас в России эта организация запрещена, то, конечно, люди должны остерегаться участвовать в подобных организациях и группах и распространять книги Саида Нурси. Если человек, зная, что это незаконно, участвует в этом, то это его вина, его ответственность. С этим человеком надо разбираться. А закрывать государственную, муниципальную школу из-за слухов... Я не знаю, насколько это юридически обоснованно.

«НИКАКАЯ ОНА УЖЕ НЕ ТУРЕЦКАЯ, А АККУРАТНЕНЬКАЯ ТАКАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА»

«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к родителям и участникам этой истории.

Ильсия Зарипова - преподаватель английского языка, мама троих учеников:

Муниципалитет перевел нас в это же здание, не узаконив его и не выдав нам лицензию. Без лицензии мы не можем пройти ни пожарный надзор, ни получить документы в БТИ. Но я скорее не как преподаватель, а как мама переживаю за эту школу, у меня здесь учатся трое детей. Я сама здесь преподаю на протяжении 9 лет. Я знаю, что тут было и как стало. Я сама возила детей в эту школу из другого конца города. Дорога только в одну сторону у нас занимает целый час.

Еще одна родительница, отказавшись представиться, тем не менее заметила: «Никакая школа уже не турецкая, а просто такая аккуратненькая татарская школа. Со всех уголков Казани туда детей возят... Все выпускники этой школы поступают в лицеи, это же тоже показатель. Ты попробуй в эти лицеи попасть!»

Позиция родителей - найти возможность сохранить юрлицо школы, перейти временно всем коллективом в другую, где есть площадь и мало детей. «Родители не хотят отдавать своих детей в другие школы. Интересы детей совершенно не учитываются - это неприемлемо!» - говорят они. Ведь детям придется привыкать к другой обстановке, другому коллективу, другим учителям - понятно, что это стресс.

Разиль Валеев - председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, депутат:

Я обращался по этому поводу и в министерство образования республики, и в исполком Казани. Но, насколько я знаю, конечного решения еще не принято. Пока решение не принято, рано о чем-то говорить. Конкретного ответа мне пока не поступало. Я сделал это по просьбе родителей, они неоднократно ко мне обращались - не менее трех-четырех раз. Писали письма, приводили факты. Мы и сами туда съездили, посмотрели. В плане организации учебного процесса я ни со стороны управления образования, ни со стороны министерства образования ни разу никаких нареканий в их адрес не слышал. Все претензии там относительно здания. И родители очень довольны. А главное, дети! Все против закрытия школы. Родители довольны и учебным, и воспитательным процессом. Все выступают за сохранение школы.

В Казани с большой тревогой следят за разрастанием российско-турецкого конфликта. Озабоченность той безоглядной скоростью, с которой Москва разрывает многолетние контакты с Анкарой, прорвалась в недавнем выступлении перед журналистами президента Татарстана Рустама Минниханова , назвавшего турецкий и татарский народ "братьями".

Каждый четвертый доллар иностранных инвестиций в Татарстане – турецкий. Общий объем турецких финансовых вложений в Россию в 2014 году составил почти 12 миллиардов долларов, из них два миллиарда пришлись на Татарстан. Эта республика заключила прямые соглашения о сотрудничестве с семью провинциями Турции, рассчитывая, что "татарская" доля в турецких инвестициях в Россию в ближайшие годы удвоится. Все эти миллиарды – чем особенно гордятся в Казани – направляются в первую очередь в развитие промышленности: в автомобилестроение, деревообработку, IT -сферу, строительный бизнес, а не в нефтяной промысел.

В последние месяцы 2015 года вся эта схема выгодного сотрудничества во многом пошла прахом: после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС над сирийско-турецкой границей, двусторонние экономические программы сворачиваются, из России решением Москвы высланы турецкие студенты, прекращается культурное, спортивное сотрудничество, затихли туристические обмены. Турция в длинном списке "главных врагов России" опередила Украину и США.

– Конечно, нас такой разворот событий не может не беспокоить, – сказал в интервью Радио Свобода видный казанский интеллектуал, директор местного Института истории, доктор исторических и кандидат философских наук, член партии "Единая Россия", депутат Государственного совета Республики Татарстан Рафаэль Хакимов. – В Татарстане очень много турецких инвесторов, в последние годы турецкие партнеры построили у нас крупные заводы. Мы рассматриваем Татарстан как "окно в Турцию" для всей России. За нарастанием конфликта между Москвой и Анкарой в Казани поэтому следят с недоумением, с настороженностью, но в какой-то мере и с надеждой, что этот конфликт все-таки ненадолго.

– Означает ли это, что в Казани не находят понимания меры по разрыву отношений с Турцией, предпринятые российскими властями?

Построенные турками заводы, между прочим, приносят доход не только бюджету Татарстана, но и российской казне

– Означает. При чем тут турецкие студенты, которые учатся в Татарстане? При чем тут турецкие бизнесмены? Турция в последние годы вложила в развитие Татарстана большие средства, миллиарды долларов, и готова инвестировать еще больше. Построенные турками заводы успешно работают и, между прочим, приносят доход не только бюджету Татарстана, но и российской казне. Все это приостанавливать из-за одного инцидента? Это нам непонятно. При чем тут, например, TÜRKSOY (Международная организация тюркской культуры; Башкирия, Тува, Алтай и Хакасия "в знак протеста против действий Турции" по рекомендации Министерства культуры России в конце минувшего года свернули свою деятельность в этой организации – РС ), это же совершенно далекая от политики сфера! Тут занимаются культурой – пляшут и поют, если попросту говорить. В России тоже живут тюркские народы, зачем же вот так вдруг культурное сотрудничество сворачивать?!

– Вы думаете, слышен голос Татарстана в Москве? Иными словами, делают ли в Кремле поправку на особые отношения Татарстана и Турции, в конце концов, на некоторый особый статус Татарстана в составе РФ ? Или Москва не торопится обращать на это внимание?

Турецкие лицеи в России – центры сепаратизма и радикального исламизма

Распад СССР и последовавший “парад суверенитетов” в начале 1990-х годов позволили Турции попытаться распространить свое внешнеполитическое влияние на татар Поволжья.

Это стремление Анкары встретило тогда радостный отклик в Казани: “суверенное государство Татарстан, ассоциированное с Россией” (так именовался регион в своей конституции до 2002 года) было заинтересовано в международном признании.

Сделать это было проще со странами, имеющими этнорелигиозную близость с Татарстаном. Показательно, что свой первый зарубежный визит первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев совершил именно в Турцию, которая к тому же проявляла столь сильный интерес к своему “северному брату”.

Соответственно, любые формы экспансии Анкары находили поддержку и одобрение в Казани. В том числе, когда это касалось религиозной, культурной или образовательной деятельности.

Подчеркнем, что в 1991 году между правительствами Турции и Татарстана было заключено соглашение о сотрудничестве, где религиозный фактор был назван “объединяющим”.

На одном из примеров проникновения в Татарстан “объединяющего фактора”. А точнее - турецкого исламистского движения Фетхуллаха Гюлена - я бы хотел остановиться подробнее.

Гюленизм (организацию именуют также «Фетхуллахчулар» - по имени лидера) считается одним из ответвлений организации “Нурджулар” (или нурсистов - последователей турецкого религиозного радикала Саида Нурси (1877−1960). В РФ организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена). Она впоследствии развилась в самостоятельное учение. Группа последователей 74-летнего проповедника Фетхуллаха Гюлена, с 1999 года проживающего в США, образует огромную международную сеть школ, фирм, культурных центров, СМИ, коммерческих структур.

Я сразу отмечу, что для российской правоохранительной системы нет различий между “Нурджулар” (нурсисты) и “Фетхуллахчулар” (гюленисты) - последние тоже интерпретируются как “Нурджулар”.

В 1991 году в Казань приехал эмиссар гюленистов Камиль Демиркая , который возглавлял “Общество Эртугрул Гази” (организация названа в честь тюркского правителя Эртугрула (1198−1281), отца основателя Османской империи).

Себя он старался позиционировать как потомок татарских эмигрантов, который решил вернуться на историческую родину в Татарстан. Это располагало к нему татарстанских чиновников.

Он основал первый татаро-турецкий лицей, открытый в Казани в 1992 году (лицей № 2 на улице Шамиля Усманова). В 1997 году он же основал в Татарстане ЗАО “Просветительско-образовательное общество “Эртугрул Гази” (Казань, улица Октябрьская, 23а) в здании детского сада.

Вскоре в Казань приезжает другой эмиссар гюленизма Омер Экинджи .Он становится гендиректором всех восьми татаро-турецких лицеев, появившихся в Татарстане. Три - в Казани, два - в Набережных Челнах, один - в Бугульме, один - в Альметьевске, один - в Нижнекамске.

Специфической особенностью этих лицеев, за исключением лицея № 149 в Казани, были интернатская форма их функционирования и гендерный характер (в школе учились только мальчики или только девочки).

Впрочем, на первых порах руководство лицеев ссылалось на дореволюционный российский опыт обучения детей в разнополых школах. Добавим также, что основной контингент преподавателей составляли мужчины. В лицее для девочек в Набережных Челнах преподавали, соответственно, женщины.

В 2001 году Рособрнадзор обратил внимание на деятельность турецких лицеев в России. Их география к тому времени охватывала уже не только Татарстан, но и Башкирию, Чувашию, Бурятию, Туву, Карачаево-Черкесию, Астрахань, Москву и Санкт-Петербург.

К 2003 году такие лицеи были там ликвидированы, а турецкие учителя покинули эти регионы.

В Татарстане же турецкие лицеи сохранились, поскольку за них заступились местные власти. Они охотно покровительствовали им, видя в лицеях возможность для укрепления турецкого влияния в республике.

Поняв, к чему придираются надзорные органы (многие турецкие учителя не имели дипломов), гюленисты начали постепенно менять педагогов-турок на татар, которые разделяли идеологию гюленизма.

Помимо лицеев, джамаат Гюлена создавал на территории России турецкие культурные или научные центры, причем открывал их при каком-нибудь вузе или библиотеке, где пытался очень тонко вести свою агитационно-пропагандистскую деятельность “под прикрытием”.

В 2008 году два таких центра были разоблачены и закрыты в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Однако один продолжает работать в Москве при Государственной библиотеке иностранной литературы.

Наряду с лицеями и культурными центрами, больше ориентированными на подростков или молодежь, гюленисты старались распространить свое влияние и на интеллигенцию.

В 2001 году в Казани было открыто представительство гюленистского журнала “ДА” (“Диалог-Евразия”) во главе с Расимом Хуснутдиновым.

Журнал “ДА” стал издаваться на русском языке, при этом активно “окучивал” татарских журналистов, ученых, чиновников и депутатов Госсовета Татарстана, которые с похвалой отзывались как о журнале, так и о духовном лидере Фетхуллахе Гюлене.

Главный редактор газеты “Звезда Поволжья”Рашит Ахметов, журналист газеты “Ватаным Татарстан” Рашит Мингазов, депутат Госсовета РТ Разиль Валеев, этнолог Дамир Исхаков, директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов, зам. начальника Управления исполкома Казани Марат Лотфуллин и др. стали активно защищать турецкие лицеи в Татарстане, когда ими все-таки занялись правоохранительные органы.

Это специфика работы гюленистов - расположить к себе интеллигенцию и чиновников, чтобы затем использовать для лоббирования своих интересов.

В 2006 году был создан также культурно-просветительский фонд “Призма”, который объединил часть преподавателей Российского исламского университета в Казани.

В 2007 году, несмотря на покровительство лицеям со стороны Казанского кремля, в Татарстане началась проверка Генпрокуратуры РФ, ФМС и Министерства труда, занятости и социальной защиты РФ. Формально претензии проверяющих органов касались отсутствия дипломов об образовании. У некоторых турков вообще не было никаких документов об образовании. Незаконности пребывания некоторых из них на территории России с просроченной регистрацией или вообще без нее.

Наконец, со стороны Минтруда РФ была справедливая претензия: зачем нужны учителя-турки, если в республике масса безработных учителей?

Выдворили официально 44 турка, остальные предпочли сами покинуть территорию России, не дожидаясь депортации (всего уехало 70 турецких учителей). Основная причина депортации турок - пропаганда гюленизма, хотя в тот период времени “Нурджулар” еще не были признаны экстремистской организацией (это произошло в 2008 году).

Специфической особенностью турецких лицеев было то, что пропаганда там никогда не велась открыто. Более того, в лицеи принимались не только татарские дети, но и русские.

По отзывам родителей, там давалось “очень хорошее образование”, детей учили четырем языкам (русскому, татарскому, английскому и турецкому), причем некоторые предметы преподавались на английском.

Религиозной агитации в открытой форме не существовало. Гюленисты работали тоньше. В этих лицеях с 7 класса из порядка 30 учащихся в группе отбирали 5−6 учеников, которых приглашали на частные квартиры, где их приобщали к совершению намазов, знакомили с учением их духовного лидера Фетхуллаха Гюлена. Конспиративность этого религиозного погружения обеспечивалась тем, что от учащихся настоятельно требовали не рассказывать об этом родителям.

Школьники не видели в этом ничего плохого, соответственно, старались, по просьбе учителей, держать все в тайне. При этом и учителя, и школьники внешне вели себя как светские люди.

Получалось так, что 70% учащихся лицеев не были в курсе, что остальные 30% ходят на частные квартиры для приобщения к гюленизму. Не все школьники подвергались гюленистской обработке: многие, окончив лицей, так и не попали под влияние джамаата, и даже были не в курсе того, что подобное может происходить в лицее.

Эти 70% служили прикрытием для адептов-гюленистов, которые ориентировались на остальные 30%.

Всех учащихся лицеев гюленисты делили на 5 уровней.

1-й уровень - это обычные дети из обычных семей, ничем не примечательные, далекие от религии.

2-й уровень - это дети, которые на уровне семейных традиций знакомы с исламом от бабушек и дедушек.

3-й уровень - дети, умеющие соблюдать ритуальную практику ислама.

4-й уровень - это дети, которых знакомили с учением Фетхуллаха Гюлена для интеграции в джамаат.

5-й уровень - это лояльные и преданные гюленовскому движению ученики.

Задача преподавателей состояла в том, чтобы лучшие по успеваемости и самые способные дети к концу 11 класса достигли 5-го уровня и стали преданными членами джамаата.

Последние, благодаря своим способностям, поступали в вузы, а затем их проталкивали на государственные должности, помогали в бизнесе.

Можно проследить за выпускниками турецких лицеев, какие они занимают должности сегодня. Естественно, взаимовыручка и взаимоподдержка являются важными качествами гюленистов: “своих не бросаем, своим помогаем, своих продвигаем” - по такому принципу работает движение Гюлена , благодаря этому его духовная империя только растет и увеличивает влияние.

Таким образом, изгнание турецких преподавателей не решило саму проблему.

Гюленизм все так же популярен среди части татар. Оставшиеся преподаватели-татары продолжают работать вместо турок в лицеях, а сама проблема сохранилась, приняв более законспирированный характер.

ДОПОЛНЕНИЕ

Российско- турецкие гимназии – “мост дружбы” или…

Как–то в разговоре о проблемах образования в России мой коллега сказал: «А знаешь, я, как отец, если представится возможность дать ребенку образование заграницей, буду использовать этот шанс до конца». Почему–то сразу вспомнились недавние события вокруг российско – турецкого лицея, когда проведение прокурорской проверки вызвало бурю эмоций. Письма губернатору, обращения в СМИ, пикет около администрации области… Страсти накалились до предела.

Родителей понять можно. Они защищали право своих детей на получение, по их мнению, престижного образования. Ведь выпускникам турецких лицеев и колледжей гарантируется образование на уровне мировых стандартов и требований, возможность поступления в ведущие учебные заведения России и мира. И действительно, практически сто процентов учащихся по окончании поступают в российские, а часть – в турецкие вузы. Хотя, случаев, когда лицеисты продолжили бы свое образование, к примеру, в Европе еще не было, но возможно этого всего лишь вопрос времени.

Правда, нигде в цивилизованном мире турецкое образование не считается престижным, турецкие дипломы не признаются ни в Европе, ни в Америке, где выходцы из Турции работают, в основном, на малоквалифицированных и низкооплачиваемых должностях – официанты, уборщики, мелкие торговцы, в лучшем случае – строительный бизнес.

Однако факт остается фактом – в России турецких учебных центров много.

Три – пять лет назад они росли как грибы после дождя при активной поддержке на самом высоком государственном уровне под бурные овации российской общественности и средств массовой информации.

Сегодня ситуация начинает меняться. События в Чечне заставили пристальнее присмотреться к деятельности этих учебных заведений. Так, Председатель Центрального духовного управления мусульман по Ростовской области Джафар Бикмаев выступил против создания в Ростове-на-Дону Российско-турецкого образовательного центра под эгидой фонда “Толеранс”.

По его мнению, к открытию центра имеет отношение турецкая религиозная организация “Нурджулар” , и потому под вывеской образовательного учреждения может скрываться религиозная секта, близкая по духу ваххабитам.

Действительно, турецкие лицеи на территории России создаются и финансируются различными турецкими фирмами, благотворительными фондами, акционерными обществами и ассоциациями.

Однако, по данным оперативных разработок российских спецслужб, за ними стоит достаточно влиятельное в Турции политическое движение, возглавляемое идеологом исламского фундаментализма Фатхуллахом Гюленом.

Цель его – распространение идей пантюркизма по всему миру, создание единого исламского государства. Республики бывшего СССР, в том числе и Россия, названы зоной особого внимания при реализации этой цели. И деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

  • Изменение религиозного самосознания взрослого населения России и стран СНГ;
  • Внедрение в государственные структуры протурецки настроенных функционеров;
  • Создание экономической и политической элиты, воспитанной в духе тюрского национализма, – поколения молодых людей, которые, получив образование в Турции, после возвращения на родину смогут занять ведущие посты в государственных и деловых кругах своих стран и оказывать соответствующее воздействие на политическую жизнь в духе исламских традиций;
  • Инспирирование процессов миграции турецких граждан с низким социальным уровнем в регионы с этнической и языковой общностью с Турцией, обеспечение их натурализации, создание турецких диаспор.
2018-04-12T14:57:32+05:00 Kreg74 Анализ - прогноз Татарстан анализ,Казань,образование,Татарстан,Турция Турецкие лицеи в России - центры сепаратизма и радикального исламизма Распад СССР и последовавший "парад суверенитетов" в начале 1990-х годов позволили Турции попытаться распространить свое внешнеполитическое влияние на татар Поволжья. Это стремление Анкары встретило тогда радостный отклик в Казани: "суверенное государство Татарстан, ассоциированное с Россией" (так именовался регион в своей конституции... Kreg74 Kreg74 vera-сайт@yandex.ru Author Посреди России