Творчество марины цветаевой. Марина цветаева - воспоминания о марине цветаевой

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ: МАРИНА ЦВЕТАЕВА
ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ Н аша память избирательна. Она хорошо помнит заслуги личности перед государством. И плохо - человека перед человеком, обществом.
Иду по Москве. На каждом шагу - мемориальные доски. Но - кому?! «Здесь жил выдающийся советский поэт…». Может, как советский - и выдающийся, но как поэт - так себе... Однако - притронный: состоял при дворе Ленина, Сталина, Брежнева... Поэтому и уважили.
То же - с памятниками. Большинство бронзы отдано служивым людям. У кого - вместе с даром или вместо дара - должность. В ком при минимуме горения было максимум прислуживания.
Почему наши памятники больше памяти? (Особенно у коммунистов - всегда больше!) Соотношение памятников и памяти так важно… На этом соотношении все держится! Это как баланс жизни.
Память должна быть больше памятника. Как чувств в сердце должно быть больше, чем слов…

Очная ставка Есть с Нет
Случай свел меня с Лилей Нургатиной, заместителем главы администрации города Елабуги. Естественно, первое, что спросила: «А музей Цветаевой у вас есть?».
Оказалось, дом, где жила последние свои дни Цветаева, сохранился, и его можно выкупить и сделать там музей и много еще чего для памяти Марины Цветаевой…
Так родился совместный проект Елабуги и «Новой газеты»: «Пространство, в которое вернется Марина Цветаева».
Почему мы решили осуществить этот проект? Просто потому, что пространство Марины Цветаевой - это наше пространство.
С первых дней девиз «Новой газеты»: УМЕНЬШАТЬ СТЕПЕНЬ ОДИНОЧЕСТВА. А Марина Цветаева погибла от одиночества. Очень долго на родине у нее не было имени, памяти, любви. Наш долг - все это ей вернуть. Построить музей как ДОМ, ИЗ КОТОРОГО ОНА УШЛА.
Мы знаем: зло делается само собой. А добро - специально. Добро требует усилий. И - память. «Друг есть действие», - говорила Цветаева. И любовь есть действие. И - память.
Из цветаевских дневников 1918 года: «Дать, это не действенность наша! Не личность наша! Не страсть! Не выбор! Нечто, принадлежащее всем (хлеб), следовательно (у меня его нет), у меня отобранное возвращается (через тебя) ко мне (через меня - к тебе). Хлеб нищему - восстановление прав… Брать - стыд, нет, давать - стыд. У берущего, раз берет, явно нет; у дающего, раз дает, явно есть. И вот эта очная ставка есть с нет… Давать нужно было бы на коленях, как нищие просят».
Мы учимся отдавать на коленях… И Дом Марины Цветаевой - на самом деле Дом Памяти для всех нас. Чтобы от нас - не уходили. Чтобы мы не вычеркивали. Чтобы государство не навязывало нам память и памятники. Чтобы не государство, а мы выбирали. Сами.
Поэтов, которых следует любить.

Лучше рано. Чем - никогда
Начну с конца. С Елабуги.
Белый пряничный город, большая серьезная река Кама, старые бревенчатые дома. Воскресенье, 17 августа 1941 года. Белый - от яркого солнца - день.
Говорят, Елабуга Марину Цветаеву сразу чем-то напугала. То ли захолустностью. То ли предчувствиями. (Белый город. Белый день. Так перед смертью надевают чистое, белое.)
Ровно через две недели, 31 августа, тоже в воскресенье, опять же средь бела дня, залитого солнцем, она повесилась в сенях дома № 20 по улице тогда Жданова.

Что происходило с Цветаевой в этом маленьком татарском городе? Стало ли что-то последней каплей? Или все уже было предрешено?
Когда в ее жизни началась Елабуга? Как - из чего - плелась та веревка?
О Черной речке мы знаем все. А что - о Елабуге? Конечный это пункт? Или - отправной? Точка? Многоточие? Или - тире? (Цветаева любила тире. Большое тире. Длиною в годы.)
Послезавтра, 9 октября 2002 года, Марине Цветаевой исполняется 110 лет. Мы любим отмечать дни рождения поэтов. Юбилеи - особенно! А дни смерти - как-то не очень… Избегаем. Боимся?
Но 9 октября 1892 года в Москве родилась просто девочка. А 31 августа 1941 года в Елабуге погиб поэт.
В свою жизнь она не пустила ни одной случайности. Даже самой малой. Тем более не могла быть случайной смерть - последнее ее земное дело. Все связано со всем. Одной веревкой? Да, той самой, елабужской…
Раннее сиротство. И - не в первом поколении. Марине - тринадцать, когда в тридцать семь лет от чахотки умирает мама, Мария Александровна Мейн. А бабушка по материнской линии - в двадцать семь, и единственному ее ребенку - всего три недели от роду. И прабабушка прожила мало. И первая жена отца, Варвара Дмитриевна, ушла из жизни совсем молодой, после рождения первого сына.
Ранняя обида на «недостаточность любви». («Я у своей матери старшая дочь, но любимая - не я. Мною она гордится, вторую - любит».) Себя называла «узником детства», а свою семью - «союзом одиночеств». Семья была «сборной», «невыправленной». Мама - семнадцатилетней - полюбила женатого человека. Сама разорвала с ним. (Не переставая любить!) И вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, овдовевшего друга отца с двумя маленькими детьми. Ему - 44 года. Ей - 22. И он любит свою умершую жену. Ту, которая никогда его не любила, а любила - до смерти! - другого.
Объясняя свои неудачи этими «раннестями» - не жалуется. Напротив! Еще по одному «раннему» тоскует: «Внутренняя - нет, тоже внешняя! - ибо внутренние у меня были только удачи - несвоевременности моего явления - что€ бы на двадцать лет раньше». Мало ей всего «раннего», еще бы раньше родиться!
Внутренние были только удачи... Какой апломб! Но ведь - чистая правда. Внешняя жизнь поэта может быть разной. Внутренняя должна - обязана! - быть только удачной.
Последний аккорд: «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов - не дам». И - мольба: «Господи, дай мне до последнего вздоха пребыть ГЕРОЕМ ТРУДА».
Запись 1938-го. Россию увидит через год. До последнего вздоха остается три года.
«Господи, дай!..» И Бог: «На!!! Но за это - ВСЕ!»
ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ - ЗА ЭТО.
Хорошо. Согласна. Не торговалась ни секунды. Все отдала. По всем счетам заплатила.
К платежам - еще не раз вернемся.

Но последнее добавление к «раннему»: все-таки в 48 лет - это ранняя смерть!

Перекати-жизнь
После родительского на Трехпрудном у Цветаевой никогда больше не было своего дома. Десятки чужих квартир - в Москве, Берлине, Праге, Париже, чешских, французских, русских деревнях… Вечная скиталица. Вечная странница.
Москва 1939-го. Муж и дочь уже в тюрьме. И Марина Ивановна ощущает - особенно болезненно и остро! - какое же это счастье: жить вместе с родными людьми. («Так просто - рядом. Присутствие за стеной. Шаги в коридоре. Иногда - стук в дверь. Сознание близости, которое и есть близость. Одушевленный воздух дома».)
Одушевленный воздух дома… Но - ни дома, ни его одушевленного воздуха…
1940-й год. Ей с сыном некуда приткнуться. Абсолютно негде жить. Ходят по Покровскому бульвару взад-вперед, валятся с ног от усталости…
31 августа 1940-го - ровно за год до гибели! день в день! - Марина Цветаева пишет подруге: «… мой отец поставил Музей Изящных Искусств - один на всю страну - он основатель и собиратель, его труд 14-ти лет… О себе говорить не буду, нет, все-таки скажу - словом Шенье, его последним словом: El pour tant it y vait guel-guel chose la… /все-таки здесь что-то было/ (указал на лоб)...
Я не могу вытравить из себя чувства - права. Не говоря уже о том, что в бывш. Румянцевском музее три наши библиотеки: деда - Александра Даниловича Мейна, матери - Марии Александровны Цветаевой и отца - Ивана Владимировича Цветаева. Мы Москву - задарили. А она меня вышвыривает: извергает».
Надо было сильно довести, чтобы она, гордая и высокомерная, стала так возмущенно жаловаться… Она, которая никогда не коллекционировала обид. Но дело не в обидах как таковых. А в том, что «было что-то» и подо лбом, и в сердце («для меня нет ни одной внешней вещи, все - сердце и судьба»), и чувствовала (пред-чувствовала), к чему все идет, и в чем должно сойтись… (О высокомерии, между прочим, говорила: «Высокомерие - мерять высокой мерой».)

Всяк дом мне чужд,
Всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если на дороге - куст
Встает, особенно - рябина…

«Париж-Елабуга»
В 1922 году из Москвы в эмиграцию Марину Цветаеву провожал один человек.
Через семнадцать лет, в 1939 году, из Парижа в Россию на ее проводы не пришел никто.
Цветаева знала: то был поезд «Париж-Елабуга». На перроне сказала: «Сейчас уже не страшно, сейчас уже - судьба».
В Москве Цветаеву встречала только дочь Аля. Муж, Сергей Эфрон, болел. Уже почти два года не вставал с постели: сердце. От М.И. это скрывали. Скрыли и то, что два года назад, в 1937-м, арестовали ее сестру Асю.
Сергей Эфрон и Аля жили в Болшево, пригороде Москвы. Там были расквартированы агенты НКВД и их семьи.
Из дневника: «Постепенное щемление сердца…
Посудная вода и слезы. И отвычный деревянный пейзаж, отсутствие камня: устоя. Болезнь Сережи. Страх его сердечного страха. Обрывки его жизни без меня - не успеваю слушать: полны руки дела… Погреб: 100 раз в день.
Когда писать?
Впервые - чувство чужой кухни. Безумная жара, которой не замечаю: ручьи пота и слез в посудный таз. Не за кого держаться. Начинаю понимать, что Сережа бессилен, совсем, во всем».
Кстати, о дневниках.
Всю жизнь она вела их каждый день. А по приезде в Россию больше года даже не прикасается к тетради. Ни строчки!!! И это - она! Которая собой (душой) была только в тетрадях.
Вернулась в Россию 18 июня 1939 года. Первую запись в дневнике сделала 5 сентября 1940-го: «Все уродливо и страшно. Проглотить - мерзость, прыгнуть - враждебность, исконная отвратительность воды. Я не хочу пугать (посмертно), мне кажется, что я себя уже - посмертно - боюсь. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна… но, господи, как я мала, как я ничего не могу! Доживать - дожевывать. Горькую полынь».
Так - до самой Елабуги.
Выбор: или доживать, дожевывать горькую полынь, или…
Когда-то написала: уметь умирать - суметь превозмочь умирание - то есть еще раз: уметь жить.
Дальше - уже по-французски, на языке формул:
Нет уменья жить без уменья умирать.
Уменье умирать обратно уменью жить.
Нет уменья жить, есть уменье умирать.
В уменье жить явно не преуспела. Да и есть ли вообще - это уменье? Чью жизнь можно назвать умелой? И подошла бы она - даже самая умелая - Марине Цветаевой?
Значит, остается одно: уменье умирать.
«Меня все считают мужественной. Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего - себя, своей головы, если эта голова - так преданно мне служащая в тетради и так убивающая меня в жизни. Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами - крюк…»
Год ищет глазами крюк… Что это был за год? Год назад: 27 августа 1939-го арестовали Алю, а через полтора месяца, 10 октября, - Сергея Эфрона. Всего два месяца - с июня по август 1939-го - семья была вместе.

«Сегодня, 26 сентября по старому (Иоанн Богослов), мне 48 лет. Поздравляю себя: 1) (тьфу, тьфу - тьфу!) с уцелением, 2) (…) с 48-ю годами непрерывной души».
Это был последний ее день рождения.

От первого взгляда. До последнего вздоха
Как Сергей Эфрон стал агентом НКВД? И - сколько в том его вины, а сколько беды?
Он был романтиком. Брат милосердия на Первой мировой войне. Доброволец в стане белых. Играл в театре у Таирова. В Париже снимался в кино. Пытался издавать эмигрантские газеты и журналы.
Очень болел: с юности очаги в легких, печень. Был нервен, истощен. А главное: болел Россией, не мог без нее жить, хотел ей служить. Отсюда - евразийство и Союз возвращения на Родину, который был тесно связан с НКВД.
Эфрону поручили выследить бывшего советского разведчика Рейсса. Его убьют. Эфрон будет вынужден бежать. И окажется в Москве, в Болшево. Говорили, что Сергей не думал, что Рейсса убьют, не верил в это.
Сосед по болшевской даче вспоминал: еще до приезда Цветаевой из комнаты Эфрона раздавались его громкие отчаянные рыдания. Значит ли это, что он уже ВСЕ понимал? И почему тогда звал жену с сыном в Москву? Мог ли тормознуть, дать знак - не ехать? Вряд ли. Переписка контролировалась НКВД…
...Они встретились в Коктебеле, у Волошина. Ей было 18 лет, ему - 17. Он сидел «на скамеечке перед самым морем: всем Черным морем».
У него - туберкулез. Он убит трагической гибелью родных. (В Париже умер отец, повесился младший 14-летний брат и в ту же ночь, на том же крючке, - мать, Елизавета Петровна Дурново, знаменитая народоволка). Он серьезен не по годам. Одинок. И у него глаза «цвета моря». Цветаева: «Я тут же решаю никогда, что бы ни было с ним не расставаться и в январе 1912-го выхожу за него замуж».
Через семь месяцев 5(18) августа у них рождается дочь Ариадна (Аля). А 13 апреля 1917 года - дочь Ирина.
Четыре года - с 1918-го по 1922-й - Цветаева ничего не знает о муже. Он - в стане белых. Она - одна с двумя маленькими дочками в голодной и разоренной Москве. Февраль 1920-го: умирает дочь Ирина. Цветаева в отчаянии. Пишет мужу в никуда: просит простить, обещает родить сына. «Если Бог сделает это чудо - оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака». И двадцать лет спустя, в Париже незадолго до отъезда в Россию, перебирая свои записи и найдя эту, сделает на полях пометку: «Вот и пойду - как собака. МЦ. 17 июня 1938 г.»
На допросах в Бутырской тюрьме Сергей Эфрон вел себя мужественно. Ни на кого никаких показаний не дал. (Случай по тем временам редкий!)

Она любила его с первого взгляда и до последнего вздоха.

Дочь скажет: «У матери было много романов. Реальных и нет». Но через «скамеечку у моря» Марина Цветаева никогда не сможет переступить. И из России в 1922 году уедет за мужем. И в Россию 1939 года вернется за ним. И сына - обещанного в Москве гражданской войны - к нему привезет.
Из предсмертного письма сыну: «Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты…»
Почему: если увидишь?! Чувствовала, что никто уже никого никогда в их семье не увидит?

Жизнь и смерть давно беру в кавычки
В 17 лет Марина Цветаева пыталась покончить с собой. Поэтому в Елабуге больше всего боялась «недоповеситься». Писала в предсмертном письме: «Не похороните живой! Хорошенько проверьте».
Всегда хотела понять смерть. Думала о ней неотступно, серьезно, со всей своей «безмерностью в мире мер». На краю, за край, через край….
«Я не хочу на грудь, всегда в грудь! Никогда - припа€сть. Всегда пропа€сть. (В про€пасть)». Так - в любви. В дружбе. В стихах. И о смерти хотела знать все изнутри, из груди. И - заранее.
1922 год. Уже - эмиграция. Не разоренная Москва - благополучный Берлин. И вдруг - стихотворение «Балкон».
Ах, с откровенного отвеса -
Вниз - чтоб в прах и в смоль!
Но прежде: «выдышаться в стих». Выдышалась - и… «Взмыв - выдышаться в смерть!»
Однако: сначала - взмыв! Не вниз, а вверх. Такие у нее балконы…
***
Умерла ровно за сорок дней до своего сорокадевятилетия. Все сразу: смерть и воскресение.
***
Смерть по Цветаевой - не конец («ничего смертного в ней нет»), а начало («где все с азов, заново»).
Спрашивает умершего Рильке: «Не один ведь рай, над ним другой ведь рай?» и: «Не один ведь Бог? Над ним другой ведь Бог?»
Теребит. Уточняет. Нащупывает. Ничему не верит просто так.
«Жизнь и смерть давно беру в кавычки, Как заведомо пустые сплеты». Или: «Жизнь и смерть произношу с усмешкой». Или: «Нет ни жизни, нет ни смерти - третье, Новое». И вот это «третье, новое» надеется «догнать при встрече».

В три года Цветаева увидела картину «Дуэль»: Пушкин умирает на снегу. С тех пор «поделила мир на поэта - и всех». Сама выбрала поэта. И говорила только - поэт. Никогда: поэты. («Ибо множественного числа - нет, всегда - единственное».)
Была уверена: поэт не может служить власти - потому что он сам - власть. Силе - потому что он сам - сила. Народу - потому что он сам - народ. Единственный, кому поэт на земле может служить, - это другому, бо€льшему поэту.
И служила другому поэту - почти каждого почитая за бо€льшего! - с какой-то рьяной истовостью, радостью, рвением. Без намека даже на дурное соревнование.
Обращаясь к живым - к Ахматовой, Пастернаку, - умоляла: «Только живите!» А мертвых - воскрешала. На смерть абсолютно каждого умершего поэта - друга или родного врага - писала стихи, поэмы, эссе. Оставила нам блестящие портреты Волошина, Маяковского, Есенина, Андрея Белого, Блока, Брюсова… Всех помянула. Запечатлев - каждому поставила памятник.
Воскресая с каждым - умирала с ним. И некоей «утерей своей земной достоверности» платила за «утверждение свое в мире тех».
Сказала однажды так просто и так страшно: «Я свою тень посылаю вперед - и здесь плачу€!». (Опять к вопросу о платежах. За все платила. Всегда. И - вперед.)
А потом настал ее черед.

Елабуга, август 1941-го
Итак, 17 августа 1941-го Цветаева с сыном по реке Каме приплыла в Елабугу.
Говорят, придя к Бродельщиковым на Жданова, 20, с порога сказала: «Все! Эту беру».
Крошечная комнатка. Метров шесть. Перегородка не доходит до потолка. Вместо двери - занавеска. Кровать отдала сыну, себе - неудобный топчан.
Хозяйку звали Анастасия Ивановна. «У меня сестра Анастасия Ивановна», - сказала Цветаева. (С сестрой не виделись уже 13 лет. Последний раз - в 1928 году, в Париже. Известие о смерти Марины Ася получит в лагере в 1943-м, два года спустя.)
Целыми днями бродила по городу в поисках работы. Заходила в районный отдел народного образования, в педагогическое училище, в горсовет. Везде - отказ.
У сына в дневниках есть странная запись: «20 августа М.И. была в горсовете и работы там для нее нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД». Но в горсоветах - даже сталинских! - не предлагали работать в НКВД. Значит, не в горсовете делали это предложение. (По одной из версий: Цветаева покончила с собой, потому что сразу по приезде в Елабугу ее вызвал местный уполномоченный НКВД и потребовал «помогать»: то есть доносить.)
Была очень молчалива. «Только курит и молчит», - вспоминает хозяйка. У окна часто стояла. Вещи не разбирала. Как будто тут не собиралась жить или вообще… «Вот немножко постоит у окна и, хоть усталая, дальше пойдет».
Войной была очень напугана. Боялась, что сына заберут на фронт и убьют. (Так оно и случилось.) Страшно переживала, что фашисты захватили ее любимые города - Прагу и Париж.

Мимо дома по вечерам маршировали красноармейцы. И Цветаева как-то сказала: «Такие победные песни поют, а он все идет и идет…»
24 августа уехала в Чистополь.
Сохранился один чистопольский документ:
«В Совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
М. Цветаева
26 августа 1941 г.»
Заявление у нее приняли, но сказали, что место посудомойки одно, а желающих его получить много…

В Чистополе Цветаева много ходила. И у нее ужасно разболелись ноги. Вернулась в Елабугу совершенно разбитой.
Но 30 августа пошла пешком куда-то далеко за Елабугу, в овощной совхоз. Предложила председателю вести переписку, оформлять бумаги.
- У нас все грамотные! - резко ответил председатель.
Но дал на прощание 50 рублей. («Просто так, чтобы не отпускать ни с чем».)
Она ушла, оставив деньги на столе.

Хозяйка вернулась домой первая. Дверь сеней была закрыта изнутри.
Цветаева висела невысоко над полом. На гвозде, вбитом вбок в поперечную балку. Три прощальных письма - рядом. Решительных. Обдуманных. Почти спокойных.
В 1935 году, упрекая Пастернака, что тот, будучи в Париже, не проведал своих родителей в Лондоне, Цветаева писала, что она бы поезд на себе повезла, но поехала бы… И далее: «Я, когда буду умирать, о ней (о себе) подумать не успею, целиком занятая: накормлены ли мои будущие провожатые, не разорились ли близкие на мой консилиум, и м.б. в лучшем эгоистическом случае: не растащили ли мои черновики».
Поэты не говорят зря.
Цветаева оставила 150 рублей. На собственные похороны и на билет сыну в Чистополь.
А на плите - полную сковородку жареной рыбы.

Елабуга, август 2002-го
Анна Георгиевна Полтанова живет в «цветаевском доме» с 1971 года.
«Нет, я не у Бродельщиковых купила, у Гурьевых. Бродельщиковы еще раньше его продали. Мучил их этот дом. Люди все шли и шли к нему. Просили: покажите гвоздь, на котором Цветаева повесилась, или отдайте нам этот гвоздь… Хозяин не выдержал: выковырял тот гвоздь, отослал дочери Цветаевой, а она, кажется, сдала в архив…
Старик Бродельщиков часто сюда приходил. Посидит, помолчит, повздыхает. Продал дом, а не мог с ним расстаться. С ним или с тем, что тут случилось… Когда умер Бродельщиков, мы деньги ему на похороны всей улицей собирали. Хотя он уже совсем в другом месте жил».
А.Г. - небольшого роста, круглолицая, на старушку не похожая, бодрая, крепкая. Себе на уме. Дом продать не прочь. Но боится продешевить. Поэтому сначала коттедж взамен требовала, потом несколько квартир - и сыну, и дочери…
Зовет в дом, проводит по комнатам.
«Вот здесь - за занавеской - она жила с сыном. Но тут все не так, как тогда было, дом переделали уже не раз. Хотите - фотографируйте. Я разрешаю. Но это потому, что вы с начальством пришли. А так просто, с улицы, я к себе не пускаю, боюсь. Мне и грозили, и угол дома поджигали. Одна женщина так ломилась… Пустите, говорит, я посижу у окна, как Цветаева, и покурю. И ножом мне угрожала. Ее даже в милицию забрали, она страшно шумела. Потом мужчина какой-то с дубиной пришел. По воротам как хлобыстнет… Я, неузнаваемая, прибежала, закрылась. А он кричит: «Открой окно. Я в окно влезу. Хочу посмотреть, как Цветаева жила». Ужас!!!
И на кладбище у ее могилы «прикаченных» много. На коленях стоят. Руки кверху… Первые годы такого не бывало. А теперь Цветаеву знают. И никому ее любить не запретишь».

Елабуга - город маленький. Всего 80 тысяч жителей. Глава города - Ильшат Рафкатович Гафуров - человек молодой (41 год), энергичный. И команда его - тоже молодая и очень творческая. В ней каждый сам по себе, но не один. И идеи рождаются не просто ради идей, а чтобы воплотиться в реальные дела.
МАРИНА И ЕЛАБУГА… Эти отношения - сплошная драма и рана. Из-за Цветаевой Елабугу считают про€клятым (или прокля€тым) местом. А старики здесь еще совсем недавно сердились: «Опозорила город!». «Другие приезжие жили, и ничего, а тут Елабуга виновата - не помогли». Ни в школах, ни в тамошнем пединституте Цветаеву не изучали. И даже имя ее каких-нибудь 20-30 лет назад елабужцы произносить избегали.
И вот примерно год назад Гафуров и его команда решили поставить в Елабуге Марине Цветаевой памятник. И не просто памятник. И не только памятник. Задумали целый комплекс.
«Памятник - на том месте, где она покончила с собой, рядом с тем домом… А дорога от него ведет к храму - Покровскому собору. Там мы ее отпевали. Получили на то благословение Патриарха. Понимаете, нам очень важно было это соединить: Дорогу, Дом Смерти и Собор. Так увековечить утрату…»
Гафуров осторожно подбирает слова. Боится показаться сентиментальным или пафосным.
«Дом ее мы обязательно выкупим. Создадим там музей. Еще мечтаем собрать хорошую библиотеку Серебряного века. Чтобы люди побольше о Цветаевой знали: и то, что она сама писала, и то, что о ней… Чтобы не так, как сейчас: те, кто возраста Марины Ивановны, собираются и спорят… А чтобы с детей все начиналось, в школе, чтобы Цветаеву читали и в вузах, чтобы студенты курсовые и дипломные работы писали… В этом году Цветаевские чтения проходили на базе нашего пединститута, ректор Валеев организовывал. И чтения были международные: приехали цветаеведы и музейщики со всей России и ученые из Италии, Японии…»
Очень взволнованно: «Не мы и не Елабуга виноваты в том, что произошло здесь 31 августа 1941 года. А если и виноваты - должны реабилитироваться… Чиновничья жизнь не такая длинная. Я главой здесь - пятый год. Но кто знает, сколько осталось… Надо успеть много сделать. Поэтому постоянно говорю своей команде: усилим работу в несколько раз, оставим после себя что-нибудь хорошее…»
Первым, кто поддержал инициативу елабужцев по увековечиванию памяти Марины Цветаевой, был президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Правительство Татарстана выделило 3 млн рублей. Еще столько же собрали сами елабужцы. Деньги давали и предприятия, и отдельные состоятельные люди. (Виноватые скобки: Москва -пока! - ни копейки.)
А в самый разгар работ Ильшату Гафурову переслали из Москвы письмо… Отдельные (ну очень отдельные, однако семнадцать подписей!) музейщики и цветаеведы гневно протестовали против памятника Марине Цветаевой в Елабуге. Мол, прах ее надо вернуть на родину (в Москву), могилу сдвинуть (куда? тоже в Москву?), с памятником нельзя спешить (первый в мире памятник Цветаевой - и где? в какой-то Елабуге!). И вообще - не трогайте овраг рядом с ее домом, по этому оврагу она ходила… (Странно, протестующих гораздо больше дающих. Но разве так важно, куда она возвращается. Ведь главное - вернется!)
Какой прах - на родину? Праха-то нет. Могила условна. А овраг тут при чем? Этот овраг таким «гадюшником» был… Но его не уничтожали, напротив, сохранили. Камнями ручьи выложили, траву посадили, мостики и переходы сделали, ограду - из елабужского кованого железа, скамеечки поставили, чтобы люди могли посидеть тут, подумать… И, оказывается, все это - кощунство, наша Цветаева, а не ваша, отдайте, отстаньте…
«Нет, мы не стали впадать в дискуссию. Чего спорить? Не нравится - сделайте свое. В другом месте, в другом городе, по-другому… А ведь Марина даже в этой ситуации людей облагодетельствовала! У домов асфальт положили, инженерные сети заменили, воду, газ, центральную канализацию, телефонную сеть - все на соседних улицах заново сделали. Этого в планах города вообще не было. И местные жители сами помогали. Кто лопатами, кто граблями, кто вениками…»
А неподалеку от памятника установлен камень. На нем будут выбиты имена тех, кто дает средства на создание мемориала.
Так вот вам и развитие темы МАРИНА И ЕЛАБУГА: поэт воздвигнул монумент городу, а город ставит памятник поэту.

«Я, когда не люблю, - не я…»
Одна. Всю жизнь одна. Везде - чужая. Всем - чужая.
«…ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, и не только с «политиками», а я и с писателями, - не, ни с кем, одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, - без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато -
А зато - все».
Зато - что? А - ВСЕ! Дар - за это! Но раз голос дан - «все остальное взято».
Из письма - к мужу: «Ах, Сереженька! Я самый беззащитный человек, которого знаю. Я к каждому с улицы подхожу вся. И вот улица мстит». И - из другого письма: «Я - не для жизни. У меня все пожар! … Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек… Все спадает, как кожа, а под кожей - живое мясо или огонь… Я ни в одну форму не умещаюсь - даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить… Все не как у людей… Что мне делать - с этим?!. - в жизни».
Так вот: она, «ободранный человек», для которого «лучше потерять человека всей собой, чем удержать его какой-то своей сотой», только и делала, что теряла. Любовь - все время! - где-то на стороне. Если и бывала счастливой - то очень коротко.
«Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой. Вы увидите, как я это умею!» Как я это умею… Настоящий крик отчаяния.
Признавалась: «Я, когда не люблю, - не я». (Из письма от 17 ноября 1940 г. За 9 месяцев до Елабуги.)
Очень хотела быть собой.

Потерянная могила
Какой у нее был - нет, не выбор - выход? Приобретать «опыт унижения»?
Ей надо было или приживаться в камере, безумие и беззаконие считать мерой вещей. Или… Она не могла допустить лепку себя по образу и подобию тюремщика.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
Еще весной тридцать девятого года написала эти строки. За два с половиной года до Елабуги.

Да, все решила сама. Сама все сделала. Своею собственной рукой.
Но писала: «Пушкин был негр. Русский поэт - негр, поэт - негр, и поэта - убили. Какой поэт из бывших и сущных не негр, и какого поэта - не убили?»
Поэтому: сама - а все равно убили. Достоверно знаем: повесилась. А говорим: погибла. Потому что была поэт. А какого поэта - не убили?
Простите, нельзя говорить: была поэт. Раз была - значит, есть.

Это должно было случиться: чтобы могила ее затерялась.
Сама себе напредсказывала, наколдовала, напророчила:
Веселись душа, пей и ешь,
А настанет срок -
Положите меня промеж
Четырех дорог…

Высоко надо мной торчи,
Безымянный крест…
В 1960 году, после сталинских лагерей, Анастасия Ивановна Цветаева приехала в Елабугу. Все кладбище обходила, по многу раз, по многу дней подряд. Нет нигде сестриной могилы... Почти за оградой - четыре безымянных захоронения 1941-го. Там и поставила Анастасия Ивановна самодельный крест (безымянный, просто у ограды нашла) и табличку к нему прикрепила: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева».
Через десять лет Союз писателей Татарстана поставил Марине Цветаевой на елабужском кладбище гранитный памятник.
Сегодня в Елабуге хотят вернуть Цветаевой «безымянный крест». Не вместо памятника, конечно, а где-то рядом, «в той стороне кладбища»… или просто в той стороне… «промеж четырех дорог»…
Так, когда-нибудь, в сухое
Лето, поля на краю,
Смерть рассеянной рукою
Снимет голову - мою…
Все опять - сошлось. Сбылось - до точки, до запятой. В сухое лето. Снятая из петли голова…

В Париже Марина Цветаева пишет поэму «Перекоп». Кто-то при ней в разговоре о Добровольческой армии говорит: «Через десять лет - забудут!». Цветаева отвечает: «Через двести - вспомнят».
Вот размеры, которыми жила: сто лет, двести…
Ходасевич советовал ей сделать на двери табличку: «Живет в пещере, по старой вере». Была вызывающе, сознательно, агрессивно не-современна. («Мимо родилась времени». «Время! Я тебя миную».)

В советское время один елабужский чиновник выбивал в Москве деньги на какой-то завод. Деньги не давали. И тогда чиновник в отчаянии закричал: «Ну как вы не понимаете, что такое Елабуга! У нас же Цветаева повесилась!»
Аргумент посчитали убийственным и денег дали.

В 1931 году Цветаева писала: «В конце концов, я не могу ехать в Россию… там они будут иметь удовольствие… прикончить меня. Я там не выживу, поскольку нарушение закона - моя страсть (а там достаточно того, что можно нарушить!)».
В семье тоже одинока. Во Франции выросла и отошла от нее дочь. Муж весь в своих просоветских делах. Сын грезит о Днепрострое. И муж, и дочь, и сын хотят в Россию. А она? («Там этого же Мура у меня окончательно отобьют, а во благо ли ему - не знаю. И там мне не только заткнут рот непечатанием моих вещей - там мне их и писать не дадут».)
А можно ли ее Муру ехать в Россию? Нет, ему - надо.
И об этом - в ее «Стихах к сыну»:
«Езжай, мой сын, в свою страну», «В свой край, в свой век, в свой час…» Ударение - на свой. И тут же: «в без-нас страну».
Но почему он, ее сын, должен ехать в Россию? Чтобы избежать участи сытых и пустых.
Столько от бедности страдала, а богатства никогда не пожелала. Ни себе, ни сыну. Почему? Да потому что: жизнь на высокий лад. Которая необязательно должна быть бедной. Но никогда - пустой!
Куда возвращается - знала. Никаких иллюзий. Никаких надежд.
«Безродность, безысходность, безраздельность, безмерность, бескрайность, бессрочность, безвозвратность, безоглядность - вся Россия в без».
И перед самым возвращением призналась в одном письме, что хотела бы быть дочерью маленькой страны. Достала ее наша география!

Печальная арифметика
Марина Ивановна Цветаева умерла 31 августа 1941 года. Могила условна.
Через полтора месяца, 16 октября 1941 года, в московской тюрьме расстреляли ее мужа - Сергея Яковлевича Эфрона. Ему тоже было 48. (Кстати, они родились в один день - 26 сентября по старому стилю, 9 октября - по новому. Сергей Яковлевич был на год моложе жены, однако ровно за неделю до смерти догнал, сравнялся с нею возрастом.) Могилы нет.
Сын Георгий (Мур) погиб в 1944 году под Витебском. Ему было 19 лет. Могила братская, условная.
Дочь Ирина умерла в 1920 году. В два года. Могила неизвестна.
Дочь Ариадна (Аля) умерла 26 июля 1975 года в Тарусе. Ей было 64 года. Шестнадцать лет провела в ГУЛАГе. Жила одна. Детей не было.

Когда 1 февраля 1925 года в Праге родился сын, Цветаева записала в дневнике: «Мальчиков баловать надо, им, может быть, воевать придется».
Трое детей было у Марины Ивановны Цветаевой. А бабушкой так и не стала. По ее линии род прервался. Никаких наследников.
Но была сестра, «полублизнец»… Которая прожила очень долгую жизнь. Будто за всех постаралась.
Анастасия Ивановна Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года, за три недели до своего 99-летия.

31 августа 2002 года в Елабугу приехала Ольга Андреевна Трухачева. Внучка Анастасии Ивановны Цветаевой. Внучатая племянница Марины Ивановны.
Когда открывали памятник ее знаменитой тетке, Ольга расплакалась.
«Наверное, это должны были сделать мы, семья… или Москва… но спасибо вам за то, что это вы… первыми… за нас… за всех… спасибо».

Почтительные татары
А сама Елабуга мне понравилась. Очень зеленый и очень чистый город.
Покатая Покровская улица - вся из купеческих домов. Ладных, высоких, будто на цыпочках стоящих. С огромными арками, затейливыми решетками, чудо-мозаикой. Третье столетие стоят эти дома, и сколько еще будут…
Покровская улица пересекается с Малой Покровской - той, где жила Цветаева. Интересно, ходила она по Покровской? Здесь всегда тихо. Говорят, во всем городе будет жуткий ветер, а на Покровской ни один листочек не шелохнется.
Или - Чертово городище. С татарской крепостью VIII века. Самая высокая точка Елабуги. Вид на Каму, шишкинский лес, просторы и дали. Поднималась ли она на эту гору? Мне говорят, вряд ли. Не до того ей было… Жаль. Не знаю, может ли красота спасти, но поддержать, излечить - по-моему, да.

30 августа 2002 года, вечер. Последние приготовления к торжествам.
У Ильшата Рафкатовича Гафурова - воспаление легких, лежал в больнице, под капельницей, и только что сбежал...
Главный архитектор Елабуги Фарид Галеев и скульпторы Александр Головачев и Владимир Демченко просят сфотографировать их на фоне памятника. Кто-то убирает мусор, кто-то подметает… Все очень волнуются, хотя и стараются это скрыть. Вот зам главы по строительству Фарид Ханифов… Все двадцать пять суток, пока благоустраивалась эта территория и устанавливался памятник, о нем говорили: «Он дома не живет, он живет у Цветаевой».
Смеркается. Елабуга в синей дымке. Памятник накрывают тонким белым покрывалом. Сюр какой-то… Цветаева стоит, как невеста. Нет, непохоже на саван. Скорее - на фату.
А вокруг - просто люди. Не зеваки, не праздношатающиеся - сопереживающие.
Замечаю старушку. В белом платочке. С палочкой. Она то на одной скамеечке посидит, то на другой. И неотрывно смотрит на памятник.
«Только б ребятишки ничего тут не разбили, не поломали… Только б сами люди все сберегли… А то, знаете, такие есть ненавистники, хлебом не корми, дай какую-нибудь красоту нарушить…»
Старушка вздыхает, потом - с надеждой: «Хотя кто его знает… Вон на площади Ленина никаких гадостей не делают ведь, да? Можэ, и туточки не будут…»
Помолчав, спрашивает: «Вы случайно не знаете, сколько она лет-то всего прожила, наша Марина?» - «Сорок восемь». Старушка качает головой: «О-хо-хо, мало, мало…»
Где-то читала: в старомосковских кругах, когда Цветаева вернулась из эмиграции, ее звали только по имени - как императрицу. А в Елабуге добавляют теперь еще: наша.

И все-таки: почему Елабуга? Она ведь могла сделать это где угодно.
Трудно, конечно, в таких предположениях быть доказательной и убедительной, но мне кажется… Она знала: когда-нибудь здесь, в Елабуге, ее пожалеют.
Не по плечу похлопают, а по голове погладят. Осторожно, бережно, нежно. Как ребенка. С простой учтивостью сердца пожалеют. Как могут, говоря словами самой Цветаевой, только «почтительные татары».
Наверное, и подумать об этом не успела. Но - знала. Как всегда, все знала - наперед.

Камень в Тарусе «…я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.
Но если это несбыточно… я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень:
Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».
В 1961 году - ровно через двадцать лет после гибели Цветаевой - в дом к ее сестре пришел студент-киевлянин. Он решил исполнить мечту своего любимого поэта: накопив в Киеве денег, приехал в Тарусу, был у властей, рассказал цель своего приезда им и начальнику каменоломни (читай: как сегодня бы олигарху!), и этот начальник каменоломни дал - даром! - коричневый камень в три четверти тонны весом. По просьбе студента каменотесы вырезали текст, и вот этот киевский энтузиаст - с огромным трудом! часть пути лошадьми! часть машиной! - повез камень на кладбище. Анастасия Ивановна Цветаева пыталась предостеречь киевлянина: на кладбище ставить такой мемориальный камень нельзя, тем более дочь Марины Ивановны - Аля - в отъезде, может выйти скандал… Но юноша не слушался. Он хотел, чтобы все было, как мечтала М.И.
На другой день по просьбе Ариадны Эфрон от цветаевской комиссии, членами которой были Эренбург, Паустовский, пришел в райсовет властям протест по поводу установки камня.
Дальнейшая судьба камня, по словам Анастасии Ивановны Цветаевой, была такова: за ним приехала машина, его с трудом погрузили, повезли по холмистому пути, меняли транспорт, снова везли и, наконец, сбросили в какую-то яму - возле не то автостанции, не то гаража.
В этой маленькой истории важен не конец, а начало. В память о Марине Цветаевой студент - после стольких трудов и усилий! - поставил-таки камень с тарусской каменоломни. Так, как того хотела Цветаева, - на холме, над Окой. А сколько он простоял - неважно.
Это пример усилия. И - очень правильного соотношения памяти и памятника. Как ни был велик тарусский камень, «порыв чувств» студента-киевлянина - больше!

Зоя ЕРОШОК, наш спец. корр., Москва-Елабуга

07.10.2002

Дворянка.

Отец - сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка). Герой труда. Умер в Москве в 1913 г., вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талицах (Владимирская губерния, деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.

Мать - польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.

Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать.

Раннее детство - Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) - заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда.

Главенствующее влияние - матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Hero"ica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский - рыцарский. Жизнь на высокий лад.

Постепенность душевных событий: все раннее детство - музыка, 10 лет - революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет - католичество, 12 лет - первое родино-чувствие («Варяг», Порт-Артур), с 12 лет и поныне - Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет - народовольчество, сборники «Знания», Донская речь, Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лег - разрыв с идейностью, любовь к Сара Бернар («Орленок»), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет - Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массой, Тьер, мемуары, Культ). Французские и германские поэты.

Первая встреча с Революцией - в 1902 - 03 г. (эмигранты), вторая в 1905 - 06 г. (Ялта, эсеры). Третьей не было.

Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество). Aiglon

Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне - Гёте - Гёльдерлин. Русские прозаики - говорю от своего нынешнего лица - Лесков и Аксаков. Из современников - Пастернак. Русские поэты - Державин и Некрасов. Из современников - Пастернак.

Наилюбимейшие стихи в детстве - пушкинское «К морю» и лермонтовский «Жаркий ключ». Дважды - «Лесной царь» и Erik"onig. Пушкинских «Цыган» с 7 лет по нынешний день - до страсти. «Евгения Онегина» не любила никогда.

Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».

Любимые страны - древняя Греция и Германия.

Образование: 6-ти лет - музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет - IV женская гимназия, 10 лет - ничего, 11 лет - католический пансион в Лозанне, 12 лет - католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 лет - ялтинская гимназия, 14 лет - московский пансион Алферовой, 16 лет - гимназия Брюхоненко. Кончила VII классов, из VIII вышла.

Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Подпись под первым французским сочинением (11 лет): Тrор d"imagination, trop peu de logique.

Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие.

Первая книга - «Вечерний альбом». Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв - большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.

Любимые писатели (из современников) - Рильке, Р. Роллан, Пастернак. Печаталась, из журналов, в «Северных. Записках» (1915 г.), ныне, за границей, главным образом в «Воле России», в «Своими путями» и в «Благонамеренном» (левый литературный фланг), отчасти в «Современных Записках» (правее). У правых, по их глубокой некультурности, не печатаюсь совсем.

Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу. В Москве, по чисто бытовым причинам, состояла членом Союза писателей и, кажется, поэтов.


1910 г. - Вечерний альбом (стихи 15, 16 и 17 лет).

1912 г. - Волшебный фонарь.

Перерыв в печати на 10 лет.


Написано с 1912 по 1922 г. (отъезд за границу):

Книги стихов:

Юношеские стихи (1912–1916, не изданы).

Версты II - (1916 г., изданы в 1922 г. Госиздатом).

Версты II - (1916–1921, не изданы, часть стихов появилась в «Психее»).

«Лебединый стан» (1917–1922, не издано).

Ремесло (1921–1922, издано в 1923 г. в Берлине Геликоном).


Метель (1918 г., напечатана в парижском «Звене»);

Приключение (1919 г., напечатана в «Воле России»);

Фортуна (1919 г., напечатана в «Современных Записках»);

Феникс (Конец Казановы) - 1919 г., напечатано в «Воле России». От книжки под тем же именем, обманом вырванной и безграмотно напечатанной в 1922 г. в Москве какими-то жуликами, во всеуслышанье отрекаюсь.


Царь-Девица (1920 г., издана в России Госиздатом, за границей «Эпохой»);

На Красном Коне (1921 г., напечатана в сборниках Психея и Разлука);

Переулочки (1921 г., напечатана в Ремесле).


ЗАГРАНИЦА:

М"oлодец (1922 г., издано в 1924 г. пражским «Пламенем»);

Поэма Горы. (1924 г., появляется ныне в № 1 парижского журнала «Версты»);

Поэма Конца (1924 г., напечатана в пражском альманахе «Ковчег»);

Тезей (1924 г., не напечатано);

Крысолов (1925 г., напечатано в «Воле России»);

Подруга семиструнная (стихи 1922 г. - по 1926 г., не изданы).


Световой ливень (о Б. Пастернаке, 1922 г., «Эпопея»);

Кедр (о «Родине» Волконского, 1922 г., напечатан в пражском альманахе «Записки наблюдателя»).

Вольный проезд (1923 г., напечатан в «Современных Записках»).

Мои службы (1924 г., напечатаны в «Современных Записках»).

Поэт о критике (1926 г., напечатано в № 11 «Благонамеренного»). Проза поэта (мой ответ О. Мандельштаму, 1926 г., имеет появиться в «Современных Записках»).

Марина Цветаева

ОТВЕТ НА АНКЕТУ

Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА.

Дворянка.

Отец - сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка). Герой труда. Умер в Москве в 1913 г., вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талицах (Владимирская губерния, деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.

Мать - польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.

Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать.

Раннее детство - Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) - заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда.

Главенствующее влияние - матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroïca). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский - рыцарский. Жизнь на высокий лад.

Постепенность душевных событий: все раннее детство - музыка, 10 лет - революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет - католичество, 12 лет - первое родино-чувствие («Варяг», Порт-Артур), с 12 лет и поныне - Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет - народовольчество, сборники «Знания», Донская речь, Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лег - разрыв с идейностью, любовь к Сара Бернар («Орленок»), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет - Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массой, Тьер, мемуары, Культ). Французские и германские поэты.

Первая встреча с Революцией - в 1902 - 03 г. (эмигранты), вторая в 1905 - 06 г. (Ялта, эсеры). Третьей не было.

Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество). Aiglon

Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне - Гёте - Гёльдерлин. Русские прозаики - говорю от своего нынешнего лица - Лесков и Аксаков. Из современников - Пастернак. Русские поэты - Державин и Некрасов. Из современников - Пастернак.

Наилюбимейшие стихи в детстве - пушкинское «К морю» и лермонтовский «Жаркий ключ». Дважды - «Лесной царь» и Erikönig. Пушкинских «Цыган» с 7 лет по нынешний день - до страсти. «Евгения Онегина» не любила никогда.

Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».

Любимые страны - древняя Греция и Германия.

Образование: 6-ти лет - музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет - IV женская гимназия, 10 лет - ничего, 11 лет - католический пансион в Лозанне, 12 лет - католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 лет - ялтинская гимназия, 14 лет - московский пансион Алферовой, 16 лет - гимназия Брюхоненко. Кончила VII классов, из VIII вышла.

Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Подпись под первым французским сочинением (11 лет): Тrор d"imagination, trop peu de logique.

Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие.

Первая книга - «Вечерний альбом». Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв - большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.

Любимые писатели (из современников) - Рильке, Р. Роллан, Пастернак. Печаталась, из журналов, в «Северных. Записках» (1915 г.), ныне, за границей, главным образом в «Воле России», в «Своими путями» и в «Благонамеренном» (левый литературный фланг), отчасти в «Современных Записках» (правее). У правых, по их глубокой некультурности, не печатаюсь совсем.

Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу. В Москве, по чисто бытовым причинам, состояла членом Союза писателей и, кажется, поэтов.


1910 г. - Вечерний альбом (стихи 15, 16 и 17 лет).

1912 г. - Волшебный фонарь.

Перерыв в печати на 10 лет.


Написано с 1912 по 1922 г. (отъезд за границу):

Книги стихов:

Юношеские стихи (1912–1916, не изданы).

Версты II - (1916 г., изданы в 1922 г. Госиздатом).

Версты II - (1916–1921, не изданы, часть стихов появилась в «Психее»).

«Лебединый стан» (1917–1922, не издано).

Ремесло (1921–1922, издано в 1923 г. в Берлине Геликоном).


Метель (1918 г., напечатана в парижском «Звене»);

Приключение (1919 г., напечатана в «Воле России»);

Фортуна (1919 г., напечатана в «Современных Записках»);

Феникс (Конец Казановы) - 1919 г., напечатано в «Воле России». От книжки под тем же именем, обманом вырванной и безграмотно напечатанной в 1922 г. в Москве какими-то жуликами, во всеуслышанье отрекаюсь.


Царь-Девица (1920 г., издана в России Госиздатом, за границей «Эпохой»);

На Красном Коне (1921 г., напечатана в сборниках Психея и Разлука);

Переулочки (1921 г., напечатана в Ремесле).


ЗАГРАНИЦА:

Мóлодец (1922 г., издано в 1924 г. пражским «Пламенем»);

Поэма Горы. (1924 г., появляется ныне в № 1 парижского журнала «Версты»);

Поэма Конца (1924 г., напечатана в пражском альманахе «Ковчег»);

Тезей (1924 г., не напечатано);

Крысолов (1925 г., напечатано в «Воле России»);

Подруга семиструнная (стихи 1922 г. - по 1926 г., не изданы).


Световой ливень (о Б. Пастернаке, 1922 г., «Эпопея»);

Кедр (о «Родине» Волконского, 1922 г., напечатан в пражском альманахе «Записки наблюдателя»).

Вольный проезд (1923 г., напечатан в «Современных Записках»).

Мои службы (1924 г., напечатаны в «Современных Записках»).

Поэт о критике (1926 г., напечатано в № 11 «Благонамеренного»). Проза поэта (мой ответ О. Мандельштаму, 1926 г., имеет появиться в «Современных Записках»).

_________

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.

Был бы щит, начертала бы: «Ne daigne».

Жизнь - вокзал, скоро уеду, куда - не скажу.

Валерия Цветаева

ИЗ «ЗАПИСОК»

С младшим братом и сестрами, которых я была приблизительно на 10 лет старше, большой близости у нас не получилось. Я понимала, что нет вокруг них той осторожности, в которой они все трое нуждались. Были они детьми незаурядными. Мое мимоходное баловство, ласка для них мало что значили.

Сестра Марина, едва овладев подобием грамотности, детскими каракулями на всех случайных клочках писала стихи. Внешне тяжеловесная, неловкая в детстве, с светлой косичкой, круглым, розовым лицом, с близорукими светлыми глазами, на которых носила долгое время очки, Марина характером была неподатливая, грубовата. Заметен был в ней ум и с детства собственный внутренний мир. Слабая ориентировка в действительности в дальнейшем превратилась в до странности непонимание реального окружения и равнодушие к другим.

Забегая вперед, скажу, что с возрастом внешность Марины менялась к лучшему, она выросла, выровнялась. 16-ти лет, будучи еще в гимназии, Марина выкрасила волосы в золотой цвет, что очень ей шло, очки носить бросила (несмотря на сильную слепоту), гимназию кончать не стала. Жила своей внутренней жизнью. 18-ти лет напечатала первый сборник стихов «Вечерний альбом». 20-ти лет напечатала вторую книгу стихов «Волшебный фонарь». Кто, зная Марину в те годы, мог предвидеть трагическую судьбу поэтессы Марины Цветаевой.

Младшая сестра Ася, подвижная, находчивая, ловкая, в детстве с мальчишескими ухватками, была небольшого роста, худенькая, с легкими светлыми волосами, нежным цветом лица, как и Марина, и тоже близорукая. Ася обладала блестящей памятью, быстротой мысли и впоследствии обращавшим на себя внимание даром слова. Характера она была открытого, живого, довольно дерзкого, в детстве надоедавшая всем назойливым, требовательным, ноющим плачем по всякому поводу. Становясь старше, оставалась трудной в быту и трудной самой себе.

20-ти лет напечатала первую книгу «Королевские размышления» и 22-х лет вторую «Дым, дым и дым».

Сестер сближала с их матерью общая одаренность, мучительная тяга к чему-то, надрыв в горе и в радости (так ярко сказавшийся позднее в стихах Марины, например в «Поэме Конца»). Надрыв, приводивший к поступкам исступленным, часто общая для них всех троих субъективность восприятия (окраска звука и т. п.) и эгоцентризм, безотчетно переходивший порою в холодный цинизм, находивший для себя почву в сложившихся обстоятельствах.

Моим любимым поэтом «серебряного века» стала Марина Цветаева. Это человек очень сильный по своей натуре. Она прошла все круги ада, испытав потерю близких для нее людей. Творчество стало для Цветаевой единственным способом жизни. И поэтесса посвятила этому все свое время. В ее стихах чувствуются боль, страдания, мотивы, сливающиеся в единое целое. Она делится с нами размышлениями о жизни и смерти, отношением ко всему происходящему, проявляя этим силу характера, глубочайшую веру в человека и светлое будущее.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств1 Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, одарённой пианистки, блестяще образованного человека: «Слитое влияние отца и матери -- спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский -- рыцарский. Жизнь на высокий лад» (из ответа на анкету М.И. Цветаевой).

Потребность писать Марина Цветаева ощутила еще в юности:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я -- поэт, .

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет...

Марина Цветаева начала писать стихи очень рано -- с 6-ти лет, а печататься -- с 16-ти. В 1910 г. вышел ее первый сборник -- «Вечерний альбом», которому отдали должное такие взыскательные критики, как М. Волошин, В. Брюсов, Н. Гумилев. Стихи из этого сборника были еще незрелыми и по- детски наивными, но уже тогда стало ясно, что Цветаева -- будущий великий поэт. Например, ее «Молитва», написанная в день семнадцатилетия, поражает своей эмоциональностью: Христос и Бог!

Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь -- как книга для меня.

Большую популярность стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» получило благодаря известному кинофильму «Ирония судьбы, или С легким паром». Написанное в 1915 г. , стихотворение не потеряло своей актуальности и в наши дни, ведь человеческие чувства, особенно любовь, возможно, и воспринимаются в разные времена по-своему, но их суть остается та же: мы все так же любим, так же страдаем, так же мечтаем. Поэтесса, возможно, описывает ощущения, пережитые лично ею, а может быть, просто создает образ своей героини на интуитивном восприятии, предполагает, что чувства могут быть такими неоднозначными:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.. .

Описано чувство легкости от того, что нет духовных мук, связанных с привязанностью к другому человеку. Возможно, даже отражена некоторая ирония по отношению к человеческим слабостям. С другой стороны, героиня благодарит за любовь:

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня -- не зная сами! --

Так любите.. .

Удивительно, как тонко и неординарно поэтесса дает читателю повод для размышлений, намекая, что можно просто любить, а можно болеть человеком. Она указывает, что «болезнь» предполагает несвободу. А героине, свободной от каких-либо обязательств и правил, можно: «...быть смешной -- распущенной -- и не играть словами...» . При общении с этим человеком не возникнет неловкости:

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

цветаева сборник творчество эмиграция

Возможно, Цветаева сама переживала муки любви, и ей трудно представить, что есть вещи, способные затмить страдания от неразделенного чувства. Вероятно, по этой причине стихотворение написано с долей сарказма как формой защиты от страданий. Она довольна тем, что у каждого своя собственная жизнь, каждый не подотчетен другому.

Личная свобода для поэтессы имеет очень важное значение. Это она очень ярко подчеркивает. При этом ясно видно, что героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его «мой нежный» . По-моему, вся ценность стихотворения и заключается в его смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Трудно разобрать, что в действительности чувствует героиня. Она, вероятно, и сама этого не понимает. Она ощущает одновременно и радость, и грусть. Ведь, начиная свой благодарственный монологе насмешливых нот, она заканчивает его уже словами «Увы!» . И тогда предшествующие строчки нам перестают казаться достаточно оптимистичными.

В стихах 1916-1917 годов много пространства, дорог, быстро бегущих туч и солнца, чьих-то осторожных теней, шорохов, криков полночных птиц, багровых закатов, предвещающих неминуемую бурю, и лиловых беспокойных зорь...

Стихи этого периода и позднее написанные вошли в сборники “Версты”, “Версты I” и “Версты II”. Годы революции и гражданской войны явились страшным испытанием для Цветаевой, но она не была бы большим поэтом, если бы не отозвалась на разыгравшуюся “вьюгу”.

Судьба поэтессы сложилась очень трагично. Цветаева эмигрировала из Советской России, в 20-е годы жила в Праге.. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана -- Россия. Не забыть, не выбросить из сердца.

В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала -- еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть.

В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года -- петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия.

В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию.

Птица-Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю -- и горю дотла!

И да будет вам ночь -- светла!

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств1 Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, одарённой пианистки, блестяще образованного человека: «Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский - рыцарский. Жизнь на высокий лад» (из ответа на анкету М.И. Цветаевой).

Цветаевы жили в Москве, а летние месяцы проводили в городе Тарусе на Оке. Будущая поэтесса уже в четыре года читала, а с семи лет, по её словам, начала писать стихи. С 1902 года, когда мать заболела чахоткой, семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. В июле 1906 года Мария Александровна скончалась. И с её смертью для Марины закончилось детство.

В течение нескольких лет Марина Цветаева училась в разных гимназиях, не задержавшись ни в одной. Но уже тогда учёба не была для неё главным. Она писала стихи, собирала книгу.

В 1910 году Цветаева самостоятельно издала свою первую поэтическую книгу «Вечерний альбом», получившую одобрительную оценку М.А. Волошина. Тогда же она написала первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова».

Марина Цветаева вступила в литературу в период кризиса символизма. Она могла присоединиться к любой из существовавших тогда литературных групп, но не сделала этого, заняв позицию вне литературных школ. Ей всегда свойственно было противостояние большинству, нежелание быть как все, она бросала вызов любым условностям - причём как в жизни, так и в поэзии. Хотя она и не принадлежала к литературным группам, есть сходство между её стихами и поэзией футуристов, недаром наиболее близкие ей но духу русские поэты - Б. Пастернак и В. Маяковский.

В стихах Цветаевой сплетены предельная эмоциональность и логичность, «поэзия сердца» и «поэзия мысли». Её поэтические высказывания всегда очень конкретны и в то же время обобщены. В стихотворениях всё время встречаются вопросы, обращения, побудительные предложения, т. е. практически всегда присутствует адресат. Цветаева разговаривает с разными людьми, стремясь передать им нечто для неё важное, убедить их в чём-либо. Интонация убеждения - наиболее характерная интонация поэта.

Вообще всей поэзии Цветаевой свойствен максимализм. Она всегда говорила, что не терпит половинчатости ни в чём. Нравственные ситуации в её стихах всегда носят характер крайности.

Поэтика Цветаевой исследователями определяется как поэтика «предельности». «Предельность» свойственна не только содержательной стороне её стихов, но и языку, с которым она обращается очень свободно, иногда дробит слово на составляющие его части, обладающие собственным значением («рас - стояние»). Она играет близкими по звучанию, но разными по значению словами, заставляя читателя воспринимать их по-новому. В её стихах много скобок и тире, при помощи которых она определяет вставные конструкции. Обращение поэтессы с синтаксисом не менее вольное. Она, к примеру, может использовать только деепричастный оборот, пропустив глагол. Но при этом композиционно её стихотворения всегда очень точно выстроены. Система повторов, которые встречаются почти в каждом из них, позволяет достичь композиционной стройности при всей безудержности содержания и формы.

Для лирики М.И. Цветаевой характерны несколько основных тем.

Главной темой стихотворений первого сборника стала тема детства. Поэт, сама почти ещё ребёнок, создаёт произведения, которые звучат как стилизация под «детские» стихи. Их герои и ситуации из реальной жизни, но сны и реальность в них - нераздельны:

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху

Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит тёмный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.

Наши царства

Лирическая героиня Марины Цветаевой удивительно жизнелюбива. Жизнь для неё - дар Бога, и ценность жизни неизмерима: «Ты Сам мне подал - слишком много! / Я жажду сразу - всех дорог!» («Молитва», 1909) - поэтому каждый день должен быть наполнен, насыщен.

Но при этом в творчестве Цветаевой часто возникает тема смерти, размышления об уходе из жизни. В одном из очерков она писала: «Нет этой стены: живой - мёртвый, был - есть». Размышления об этом содержатся и в стихотворении «Идёшь, на меня похожий...» (1913). Лирической героине важно, чтобы «прохожий» не был безучастен к умершей, чтобы он задумался о том, что она тоже была, но задумался без уныния и скорби.

Связь между двумя мирами, между «там - здесь» не должна быть пугающей. Эта тема развивается в творчестве Цветаевой и в дальнейшем.

В 1911 году Цветаева приезжает в Коктебель к Максимилиану Волошину - с первой встречи началась их дружба. В доме Волошина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Знакомство их было романтичным: они встретились на морском берегу, и Марина загадала: «Если он сейчас найдёт и подарит мне сердолик, то он станет моим мужем». Юноша протянул ей на ладони крупный розовый камень...

Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались 27 января 1912 года. В феврале вышла вторая книга стихов Цветаевой «Волшебный фонарь». Тогда же они отправились в свадебное путешествие по Италии, Франции, Германии. Осенью того же года родилась дочь Ариадна.

В феврале 1913 года появился третий сборник «Из двух книг». Поэтесса работала также над книгой «Юношеские стихи», включающей поэзию 1913-1915 годов, но она издана не будет.