Устойчивое использование объектов животного мира. "устойчивое использование объектов животного мира" в книгах

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.

    Право пользования животным миром - это система правовых норм, ко­торые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов оз­начает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отноше­нию к предоставленным им в пользование объектам животного мира.

    Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о жи­вотном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).

    Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и исполь­зования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользова­ние животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйст­венной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование жи­вотным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).

    Объектами права пользования животным миром являются объекты жи­вотного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).

    Право пользования животным миром можно классифицировать на от­дельные виды по срокам, целям и способам пользования.

    Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о жи­вотном мире не определяются конкретные сроки пользования или их пре­дельные размеры.

    Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

    По целевому назначению выделяются следующие виды пользования жи­вотным миром (ст. 34 Закона о животном мире):

    Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;

    Добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естествен­ной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологичес­ких коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);

    Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природ­ной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а поль­зователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);

    Изучение, исследование и иное использование животного мира в науч­ных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследо­вания) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В пер­вом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бес­платно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);

    Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной сре­ды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 За­кона о животном мире).

    Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исклю­чительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользова­ния животным миром - товарное выращивание, искусственное воспроизвод­ство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).

    Основания возникновения права пользования животным миром

    Основаниями возникновения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченного государственного органа по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

    Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долго­срочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отно­шении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственнос­ти) или органа исполнительной власти субъекта РФ.

    Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, ви­дах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.

    Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в поль­зование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (ак­ватории).

    При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

    Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполно­моченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

    Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

    Платность пользования животным миром

    Право пользования животным миром является платным. Система плате­жей включает в себя:

    Плату за пользование животным миром;

    Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

    Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания произ­водится по лицензиям или разрешениям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с дополнениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.

    Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.

    Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицен­зии (ст. 53 Закона о животном мире).

    Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий.

    Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объек­тами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, ли­цензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о живот­ном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное раз­решение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установлен­ном порядке распоряжаться объектами животного мира.

    Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязан­ности пользователя животным миром, которые составляют содержание рас­сматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъек­тов пользования.

    Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

    Пользоваться предоставленными им объектами животного мира;

    Пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретен­ными для расселения на закрепленной территории в установленном поряд­ке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;

    Собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;

    Выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

    Заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на исполь­зование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

    Вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, получен­ной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реали­зовывать произведенную продукцию и изделия;

    На предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуще­ствления деятельности, связанной с пользованием животным миром;

    Предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными дейст­виями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;

    Оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользо­вателями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

    Пользователи животным миром обязаны:

    Осуществлять только указанные в лицензии виды пользования живот­ным миром;

    Соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования жи­вотным миром;

    Применять при пользовании животным миром способы, не нарушаю­щие целостности естественных сообществ;

    Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;

    Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов живот­ного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

    Проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизвод­ство объектов животного мира;

    Оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

    Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

    Применять при пользовании животным миром гуманные способы.

    Животный мир - совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а так же относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

    В юридическом отношении животные признаются дикими, если являются компонентами окружающей среды и находятся в состоянии естественной свободы. Домашние животные, а так же дикие животные, содержащиеся в неволе, не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Это составная часть природопользования, институт экологического права.

    Виды пользования:

    Рыболовство

    Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим, водным биологическим ресурсам.

    Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (например, опылители растений, почвообразователей)

    Изучение и исследование, иное использование в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных - без изъятия из среды обитания.

    Извлечение полезных свойств жизнедеятельности животного мира.

    См ст 34 ФЗ « О животном мире». Перечень не является закрытым.

    Пользование осуществляется как с изъятием так и без изъятия.

    Условия пользования:

    1) осуществляется за плату и бесплатно

    2) Соблюдение федералных и региональных лимитов и нормативов

    3) Пользователи животным миром должны осуществлять меры по охране и воспроизводству не только объектов животного мира, но и их среды обитания.

    4) На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осущестлвение одного из них не парепятсвует осуществлению другого

    Пользователи животным миром: граждане, ИП, юр лица Права и обязанности закреплены в ст 40 ФЗ «О животном мире».

    Правовое регулирование охоты и рыболовства.

    Охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловичми птицами, капканами, другими приспособлениями, с добытой продукцией приравнивается к охоте.

    Правовое регулирование охоты на сегоднящний день осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»от 24.07.09 года. №209-ФЗ.

    Правом охоты обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьим умениям и уму, уплатившие государственную пошлину в определенном размере. Обязательно необходимо пролучить разрешение на оружие. Выдачу охотничьих билетов осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, в частности по Свердловской Области - это департамент по охране, контролю и регулированию животного мира Свердловской области. Непосредственно право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Что касается непосредственно охотничьих ресурсов - их перечень дается в ст 11 ФЗ « Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Субъекты Федерации указанный перечень могут расширять, то есть он является открытым. Право на охоту предоставляется и юридическим лицам и ИП. Если ФЛ выдаются разрешения, то ЮЛ и ИП получают это право на основании охото хозяйственного соглашения. С лицами, с которыми такое соглашение заключено, выдаются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которые они могут передавать ФЛ. Охота осуществляется в охотничьих угодиях. Охотничьи угодия подразделяются на закрепленные охотничьи угодия, общедоступные охотничьи угодия.

    Виды охоты:

    Промысловая охота

    Любительская и спортивная

    Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной целях, в целях регулирования численности, в целях аклиматизации, переселения, содержания и разведения в искусственно созданной среде, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.

    С целью сбора информации об охотничьих ресурсах, об их использовании, об охотничьих угодиях, об охотниках, ЮЛ и ИП, ведущих охотничьи хозяйства, ведется государственный Охото-государственный Реестр.

    ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.

    Кто платит сборы?

    К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира - ст. 333.1. НК РФ.

    ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

    Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

    1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
    2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
    3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.

    Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген - также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

    Налогообложение

    Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.

    Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.

    Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.

    Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.

    Ставки сборов. Расчеты

    Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.

    Предусматриваются льготные ставки:

    • нулевая;

    Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.

    Льготные ставки

    Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.

    15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.

    Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.

    Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.

    Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира

    Объект: пятнистый олень, количество - 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.

    Порядок оплаты

    Плательщики должны предоставить оплату за потребление охотничьих запасов. Физлица производят оплату в контролирующем органе по фактическому местонахождению. Владельцы предприятий и организации оплачивают сумму взноса по месту регистрационного учета. Сбор исчисляется за единицу особи.

    Взнос оплачивается единоразово в момент получения свидетельства о праве пользования объектами животного мира. Потребление водных биозапасов разрешено при оплате взноса разово и регулярно. Разово вносится сумма в размере 10% от ставки сбора. Оставшаяся часть оплачивается ежемесячно равными платежами в течение срока действия лицензии. Оплату платежей следует осуществлять до 20-го числа.

    Документы

    Физлица не предоставляют документы в налоговую инспекцию о зарегистрированном свидетельстве. ИП и предприятиям, которые получили лицензию, необходимо предоставить в контролирующие органы информацию:

    • Сведения о получении лицензии.
    • Размер сбора, который следует оплатить.
    • Доказательство оплаты.

    В течение 10 дней после выдачи свидетельства вышеперечисленную информацию нужно предоставить в налоговый орган. Информация отправляется по специальной форме, заверенной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. Если плательщик не предоставит в уполномоченную организацию сведения в положенный срок, то за каждый непредоставленный документ взыскивается штраф - 200 рублей.

    Важно! Если частный предприниматель обладает лицензией на охоту, но его деятельность не связана с извлечением прибыли, то он имеет право не информировать налоговую о получении разрешения.

    Возврат сбора

    Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина - лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).

    Зачет суммы или возврат переплаты осуществляется по стандартным правилам, указанным в гл.12 НК РФ. Нужно предоставить:

    • Заявление плательщика о зачете суммы.
    • Точную информацию о полученном свидетельстве.
    • Сведения о размере сбора, необходимого к оплате и фактически оплаченного сбора.

    Ст. 78 НК РФ гласит, что плательщик может запросить сумму возврата сбора по нереализованной лицензии в местном контролирующем органе. Заявка рассматривается в письменном виде. Решение по возврату принимается уполномоченным представителем в течение 10 дней.

    • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
      • Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
      • Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков
      • Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
      • Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря
      • Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
      • Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
      • Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков
      • Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
      • Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
      • Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
      • Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
      • Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
      • Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения
      • Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
      • Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения
      • Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения
      • Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
      • Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна
      • Статья 7.19. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа
      • Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
      • Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
      • Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
      • Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
      • Статья 7.23.2. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов
      • Статья 7.23.3. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
      • Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта
      • Статья 7.25. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
      • Статья 7.26. Утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации
      • Статья 7.27. Мелкое хищение
      • Статья 7.27.1. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
      • Статья 7.28. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах
      • Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
      • Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
      • Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона
      • Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
      • Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
      • Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
      • Статья 7.32.4. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися
      • Статья 7.33. Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть музейного фонда Российской Федерации
      • Статья 7.34. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность
      • Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом
    • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
      • Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
      • Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления веществами. разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
      • Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
      • Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
      • Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
      • Статья 8.6. Порча земель
      • Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
      • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
      • Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
      • Статья 8.10. Нарушение требовании по рациональному использованию недр
      • Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
      • Статья 8.12 Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
      • Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
      • Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
      • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
      • Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
      • Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
      • Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
      • Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах. в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
      • Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
      • Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
      • Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
      • Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
      • Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
      • Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
      • Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
      • Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
      • Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
      • Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
      • Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
      • Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
      • Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
      • Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
      • Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
      • Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
      • Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
      • Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
      • Статья 8.36. Нарушение правил переселения акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
      • Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
      • Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
      • Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
      • Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
      • Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
      • Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
      • Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
      • Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
      • Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
      • Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
    • Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
      • Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
      • Статья 9.2. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации
      • Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования
      • Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)
      • Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
      • Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ
      • Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ
      • Статья 9.7. Повреждение электрических сетей
      • Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт
      • Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
      • Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности
      • Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энерго потребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки
      • Статья 9.13 Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
      • Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами
      • Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии
      • Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
      • Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива
      • Статья 9.18. Нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт
      • Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
      • Статья 9.20. Нарушение порядка использования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия
      • Статья 9.21. Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)
      • Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод
      • Статья 9.23. Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
    • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
      • Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками
      • Статья 10.2 Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
      • Статья 10.3. Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала. подкарантинного груза)
      • Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
      • Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
      • Статья 10.5.1. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
      • Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
      • Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных
      • Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
      • Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
      • Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. повреждение мелиоративных систем
      • Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
      • Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
      • Статья 10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений
      • Статья 10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию российской федерации семян сельскохозяйственных растений
    • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
      • Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене
      • Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов
      • Статья 11.3.1. Нарушение требовании авиационной безопасности
      • Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства
      • Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
      • Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте
      • Статья 11.7. Нарушение правил плавания
      • Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации
      • Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
      • Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном
      • Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
      • Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
      • Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов
      • Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
      • Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
      • Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов
      • Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси
      • Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу
      • Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности
      • Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
      • Статья 11.15.1 Нарушение требований в области транспортной безопасности
      • Статья 11.15.2 Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
      • Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
      • Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
      • Статья 11.18. Безбилетный проезд
      • Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа
      • Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
      • Статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов
      • Статья 11.21. Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги
      • Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха
      • Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
      • Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров
      • Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки
      • Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения
      • Статья 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента
      • Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства российской федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
      • Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров
      • Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса

    Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения

    1. Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    2. Добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, -

    влечет лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.

    Животный мир это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

    Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

    Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания регулирует Федеральный закон от 24.04.1995 №52-Ф3 «О животном мире».

    Согласно указанному Закону под объектом животного мира понимается организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

    Под пользованием животным миром понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Пользователи животным миром - граждане и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

    Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

    Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент РФ. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

    Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №67 установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в РФ являются Минсельхозпрод РФ, Госкомэкологии РФ, Рослесхоз, ФПС РФ и их территориальные органы. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

    Долгосрочная лицензия это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.

    Именная разовая лицензия специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.

    Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утверждено приказом Минсельхоза РФ от 26 июня 2000 г. № 569.

    Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденное приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. №3.

    Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

    Пользователи животным миром обязаны:

    • осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
    • соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
    • применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
    • не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира:
    • осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
    • проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
    • оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
    • обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в т.ч. редких и находящихся под угрозой исчезновения;
    • применять при пользовании животным миром гуманные способы.

    Пользование объектами животного мира без лицензии, если такая лицензия обязательна, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

    2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

    Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

    Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.

    Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

    Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР 1988 года и др.

    Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

    Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.

    Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года, с последующими изменениями и дополнениями.

    Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

    Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

    Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

    Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

    4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА.

    Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

    Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл.III Закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

    Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации.

    С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

    Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.

    При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

    В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.

    Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей, посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных остатков на полях и зарослей тростника.

    Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%, косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на территории края.

    Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть вопрос о лицензировании этого деятельности.

    В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек. Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о своей деятельности они не представляют.

    К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.

    Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников, соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в условиях устаревшей правовой базы.

    По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России. Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих видов птиц, насекомых.

    Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов деятельности.

    И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей среды в рамках всего международного общества.

    Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.

    СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    2. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 20 декабря 2001 года. // Российская газета. 2002. 12 января.

    4. О континентальном шельфе Российской Федерации: ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г. // Российская газета. 1995. 7 декабря.

    5. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ РФ от 17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.

    6. "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 // Российская газета 1998. 31 января.

    7. "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 // СЗ РФ. 1996 г., N 37, ст. 4290.

    8. "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 с изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г. / Российская газета 1996. 15 февраля.

    9. "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.

    Охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы. 5. Правовое регулирование охоты и рыболовства Наиболее важное значение в характеристике правового режима использования животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства. ...

    Всегда следует помнить, что агробиоценозы весьма хрупки и уязвимы. Управление агробиоценозами должно базироваться на точных знаниях и контролируемых технологических действиях. Глава 3. Охрана животного мира Охране подлежат все животные, если понимать эту проблему широко, включая и управление численностью. Потери любого биологического вида - крайне нежелательное явление для биосферы и в...