Верхний абсолютный порог ощущений. Абсолютный и относительный порог ощущений. Абсолютный нижний порог ощущений

Абсолютный Верхний Порог Ощущений Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений - , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Абсолютный Верхний Порог Ощущений" в других словарях:

    абсолютный верхний порог ощущений - Этимология. Происходит от лат. absolutus неограниченный. Категория. Вид абсолютного порога ощущений. Специфика. Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, которые… …

    абсолютный верхний порог восприятия Большая психологическая энциклопедия

    порог восприятия верхний абсолютный - (абсолютный верхний порог восприятия, абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    порог терминальный - достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с таким раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости света ощущение приобретает болевой характер. Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия

    пороги ощущений - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог (верхний и нижний), дифференциальный порог, оперативный порог. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.… …

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

    СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР - совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Для начала следует определить, что есть что. Во-первых, абсолютные пороги. Их два вида: нижний и верхний. Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Например, звук какой минимальной громкости вы услышите. Верхний - максимально допустимая величина раздражителя, после которой ощущение либо исчезает, либо перерастает в болевое. Высокие громкость может перерастать в шум и болт в ушах.

Во-вторых, относительный порог. Это такая величина раздражителя, на которую нужно изменить силу оказываемого воздействия, чтобы человек это изменение заметил. К примеру, если уменьшать температуру в помещении с 20 до 19,5 градусов, это не будет заметно. Если чуть больше - вероятность заметить возрастает. И вот то количество градусов, на которое изменяется температура, когда эти изменения становятся заметны, и считается относительным порогом.

Существуют два основных метода измерения ощущений: первым из них является прямой метод (метод субъективной оценки), вторым - косвенный метод (метод объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущения). Прямой метод (метод словесных оценок раздражений) состоит в следующем: испытуемому предъявляется соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, свет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Предлагается ответить, когда испытуемый впервые почувствовал соответствующее ощущение.

Для измерения кожной чувствительности применяется специальный прибор, называемый эстезиометром.

Острота слуховой чувствительности измеряется с помощью звукогенератора или аудиометра, позволяющего определять звуки различной интенсивности.

Зрительная чувствительность - прибором, позволяющим наводить на глаз испытуемого, сидящего в темноте, луч света различной интенсивности, начиная с малой, еще не воспринимаемой, и постепенно увеличивающейся.

Существует также косвенный метод. Он заключается в измерении таких показателей, как расширение/сужение зрачка, сосудов, непроизвольное напряжение мышц, изменение частот электрической активности мозга и тд. в моменты предъявления стимулов. Эти показатели и анализируются для определения порогов, в основном абсолютных.

Немецкий психофизиолог Г. Фехнер предположил, что только что отмеченный, едва различимый прирост раздражения следует оценивать как единицу ощущения. В своих дальнейших исследованиях он пришел к выводу, что этот относительный порог может быть выражен в математической формуле, согласно которой величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздраженная (Е = с Log r)

Эта формула, получившая название закона Фехнера, была одним из первых точных законов, сформулированных в психологии.

Вот как-то так все это определяют.

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6.

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера - Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера - Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Пороги ощущений
Рубрика (тематическая категория) Психология

Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнитель­ную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану˸

1) Размеры территории.

2) Виды географического положения этих регионов (центральное или периферийное, приморское или внутриконтинентальное, при­граничное или внутреннее).

3) Расположение регионов на карте России.

4) С какими регионами и странами и где граничат?

5) Какие отношения сложились с этими странами? Велика ли роль пограничных стран в объёме экспорта и импорта региона или России в целом?

6) Наличие вооруженных конфликтов или ʼʼгорячих точекʼʼ на границах регионов.

7) Какими морями каких океанов и где омываются?

8) Особенности географического положения.

9) Положение регионов относительно транспортных путей.

10) вывод об экономико-географическом положении регионов

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин­тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, в случае если измерять ᴇᴦο в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера ˸ ʼʼПорог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величинуʼʼ˸

DI /I = const, где I- сила раздражителя

Пороги ощущений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пороги ощущений" 2015, 2017-2018.

  • - Пороги ощущений. Чувствительность. Методы измерения порогов. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера.

    Фехнер был первым в истории психологии, кто поднял вопрос об измерении ощущений. Психофизика – точная наука о функциональных отношениях между душой и телом. Решая, по сути, методическую проблему, проблему измерения ощущений, Фехнер пришел к некому исходному... .



  • - Пороги ощущений

    Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог... [читать подробнее] .


  • Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

    Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения .

    Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения . Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

    Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

    Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

    Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

    Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

    Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

    Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).


    Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

    Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).

    Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

    В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

    Восприятие как психический процесс. Его характеристики. Патология.

    Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

    Виды восприятия :

    Зрительное

    Слуховое

    Осязательное

    Обонятельное

    Кинестетическое

    1. Предметность - отнесение сведений к конкретному предмету.

    2. Целостность. Восприятие всегда формирует целостный образ по отдельным деталям.

    3. Структурность. Предмет всегда воспринимается в системе.

    4. Константность - постоянство.

    5. Осмысленность. Восприятие всегда имеет смысловое значение.

    6. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей психики человека (домысливание).

    Патология восприятия включает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.

    1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

    2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

    Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

    Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

    Суждение (отражение связи между понятиями)

    Умозаключение (суждение на основе других суждений)

    Процесс мышления включает в себя:

    Синтез (объединение информации в целое)

    Сравнение (установление сходства)

    Обобщение (выделение общего, конкретизация)

    Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

    Виды мышления:

    Наглядно-действенное (прагматики)

    Образное (поэты)

    Отвлеченное (философы)

    Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

    а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

    б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

    "Шизофазия " - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло-гической последовательности.

    Эмоции. Патология эмоции.

    Эмоции - это субъективное переживание человека, его отношение к действительности.

    Эмоции включают в себя:

    Собственно эмоция (оценочная реакция человека на действительность);

    Аффект (сильное, бурное, кратковременное переживание);

    Страсть (сильное, стойкое, длительное переживание)

    Настроение (длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека);

    Чувство (устойчивое психическое состояние, имеющее предметный характер);

    Стресс (неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование).

    Теории эмоций:

    Теория ограниченности ощущений (Джеймс).

    Энергетическая теория эмоций (Э. Гелингор) «Эмоция осуществляет энергетическую мобилизацию организма».

    Регулирующая теория эмоций (П. Анохин) «Эмоция - это механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах».

    Теория рассогласования (П. Симонов) «Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения».

    Эмоция рассматривается как обобщенная оценка (реакция) личности на ситуацию.

    Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

    Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

    Нарушение силы эмоций:

    1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) - повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

    2. Эмоциональная холодность - нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

    3. Эмоциональная тупость - слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

    4. Апатия - безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

    Нарушения устойчивости эмоций .

    1. Эмоциональная лабильность - патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

    2. Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

    3. Слабодушие - состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

    Воля. Мотивация. Патология воли

    Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия.

    Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

    Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие воля очень тесно связано с понятием свобода.

    Сила воли - Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

    Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

    Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающееся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения.

    Абулия - отсутствие побуждений, интересов, желаний влечений. Наблюдается при хронических заболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как:

    Снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, т. е. функционально организованных черт поведения, разделяемых большинством индивидов, занимающих определенное социальное положение, и рассматриваемых как существенные для поддержания этого положения,

    Снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства),

    Социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей. В культуре индивида такое поведение обычно рассматривается как отклонение от нормы, указывающее на наличие психиче-ского расстройства или аномальных черт личности.

    К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов. Они происходят в форме усиления, ослабления или извращения инстинктов.

    Стресс и стрессоустойчивость

    1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

    2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

    3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

    Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

    Тревога, обозначаемая как

    Ощущение неопределенной угрозы;

    Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

    Неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

    Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

    Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

    Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

    Понятие и структура деятельности. Общение как вид деятельности.

    Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности.

    Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

    Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть - при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами.

    Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

    В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

    Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». И т.д.

    Возрастная психология. Понятие возраста в психологии.

    Возрастная психология - область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

    Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

    Социализация - начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой скорости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

    Социализация - обучение в жизни (роль семьянина, делового партнёра и т.п.)

    Книги играют значительную роль в социализации.

    Социализация - рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

    Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

    Выделение периодов:

    1) биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;

    2) принцип органического биосексуального развития;

    3) принцип интенции (Ш. Бюллер);

    4) принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);

    5) принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.