Военный самолет су 30. Авиация россии. Не отрывая глаз и рук

Многофункциональные истребители семейства Су-30 — несомненные лидеры среди современных российских боевых самолетов, как по количеству выпущенных машин, так и по многообразию модификаций. Кроме того, «Сушки» достигли поистине выдающегося успеха на мировом рынке — самолеты закуплены девятью странами, включая Индию, от которой поступили крупнейшие заказы. В том, как развивалось семейство Су-30 и какие машины стоят на вооружении в самой России, разобрался Александр Ермаков.

Несмотря на то, что все крупносерийные модификации Су-30 созданы уже в России, родился самолет еще во времена СССР. В 1988 году начались работы над двухместным перехватчиком на базе учебно-боевого Су-27УБ, и 4 октября доработанный самолет (борт 10ПУ-5) совершил свой первый полет. Машина, оснащенная системой дозаправки в воздухе, усовершенствованными системами навигации и управления вооружением, предназначалась для длительного патрулирования в целях обеспечения ПВО. За исключением перечисленного, эта модификация, не имевшая своего буквенного индекса, не отличалась от обычных «спарок». Первый серийный Су-30 взлетел 14 апреля 1992 года.

Массовому производству помешал распад СССР — таких машин было выпущено всего девять, из них для нужд авиации ПВО министерство обороны выкупило только пять.

Остальные использовались на заводе и ОКБ Сухого как самолеты-демонстраторы, участвовали в международных авиасалонах, потом дорабатывались как прототипы для будущих модификаций.

Причиной прекращения выпуска «оригинальных» Су-30 стала и явно неполная реализация заложенного в самолете потенциала. В первую очередь в области расширения возможностей поражения наземных целей: самолет с двумя членами экипажа, с большими боевой нагрузкой и дальностью полета мог превратиться в первоклассную ударную машину.

Однако базовые Су-27УБ и первые Су-30 были способны применять только неуправляемое оружие «воздух-земля» , что в 90-е было уже совершенно неудовлетворительно.

Главное, с таким самолетом в то время зарубежных покупателей было не найти. В 1992 году начались работы над Су-30 МК («Модернизированный Коммерческий»). В 1996 был достигнут первый успех — с Индией подписали контракт на поставку 40 Су-30 МКИ (И — «Индийский»). Су-30 МКИ уже значительно отличались от «спарок»: на них появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО), по опыту палубного Су-33 ; самолеты оснащались значительно усовершенствованным БРЭО (в том числе и возможностью интеграции зарубежных систем) и двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).

В итоге получилась машина с уникальной маневренностью и способностью поражать наземные цели высокоточным оружием — образцовый представитель современного класса многофункциональных истребителей.

Первый полет прототип Су-30 МКИ совершил 1 июля 1997 года. Поскольку создание самолета заняло несколько лет, первые 18 машин Индия закупила в версии Су-30К — «оригинальных» Су-30 начала 90-х, оснащенных системой GPS-навигации. В дальнейшем эти самолеты были заменены на Су-30 МКИ, прошли модернизацию в Белоруссии и в 2013 году были проданы в Анголу. Поставки «настоящих» Су-30 МКИ в Индию начались в 2002-м. С тех пор индусы многократно заказывали дополнительные партии и освоили лицензионное производство. Су-30 МКИ является основой индийских ВВС. На данный момент общий объем заказов составляет 272 самолета!

В конце 90-х произошло разделение рождающегося семейства Су-30 на две ветви. Первые Су-30 и Су-30 МКИ выпускались на Иркутском авиапромышленном объединении (ИАПО). Однако второй крупнейший авиазавод страны, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), также производил «Сухие» — на тот момент большей частью для Китая. Когда КНР запросила ударную модификацию Су-27 , было решено разработать ее на основе Су-30К и запустить в производство на КнААПО. Работы над Су-30 МКК (К — «Китайский») начались в 1998 году. В основном доработки по сравнению с «обычными» Су-27 касались БРЭО, самолет не оснащался ПГО или двигателями с УВТ. Визуально отличить Су-30 МКК от Су-27УБ проще всего по чуть более высоким килям с горизонтальной, а не скошенной к корме верхней кромкой. Первый Су-30 МКК совершил полет 20 мая 1999 года. Работы велись с большой скоростью и первые самолеты передали заказчику уже в конце 2000 года. На основе Су-30 МКК, тоже первоначально для Китая, в 2002 году создали модификацию с еще более продвинутым БРЭО — Су-30 МК2. Китай закупил в общей сложности 76 Су-30 МКК и 24 Су-30 МК2.

Индийский и китайский контракты стали отправной точкой для двух ветвей развития, но ими дело не ограничилось.

«Иркутские» машины закупил Алжир (44 Су-30 МКИ (А)) и Малайзия (18 Су-30 МКМ). «Комсомольские» — Венесуэла (24 Су-30 МК2V), Вьетнам (60 Су-30 МК2В), Индонезия (2 Су-30 МК и 9 Су-30 МК2), Уганда (6 Су-30 МК2). Таким образом, общий объем зарубежных заказов самолетов семейства Су-30 превышает пятьсот самолетов и это всего за полтора десятилетия!

Су-30МКК. Фото: Сергей Чайковский/russianplanes.net

Однако венцом развития обоих семейств являются самолеты для ВВС России.

После долгих лет «на безрыбье» отечественные ВВС начали обновлять свой парк и, естественно, выбор пал на «мастера на все руки», способного бороться за господство в воздухе, эффективно поражать наземные цели и даже служить учебной машиной.

Важно, что самолет был полностью готов, отработан в производстве и лишен детских болезней (причем за деньги иностранцев).

В качестве основного многофункционального истребителя был выбран более продвинутый «иркутский» вариант под индексом Су-30 СМ («Серийный модернизированный»). Производство Су-30 СМ для ВВС России ведется с 2012 года, закуплены первые машины и для возрождающейся морской авиации, общий объем уже заключенных контрактов составляет 72 машины, и продолжение, без сомнения, последует. «Комсомольский» вариант также нашел свое место в отечественных ВВС — самолет под индексом Су-30 М2 закупается для замены выработавших ресурс спарок Су-27УБ. В общей сложности заказано 20 Су-30 М2, первые были переданы в 2010 году.

Конструктивно самолеты семейства Су-30 представляют собой развитие Су-27УБ с различной долей отличий от оригинала в плане конструкции (максимальная — у машин семейства Су-30 МКИ/СМ с ПГО и двигателями АЛ-31ФП с УВТ) и значительно усовершенствованным БРЭО. Самолеты оснащены модернизированной БРЛС — на части модификаций с фазированной антенной решеткой (ФАР), в планах — оснащение БРЛС с активной ФАР, предусмотрена возможность подвески прицельно-навигационных контейнеров.

В совокупности это не только значительно повышает возможности по ведению воздушного боя, но и позволяет применять практически всю отечественную номенклатуру управляемых средств поражения класса «воздух-земля» — от корректируемых авиабомб различных калибров до сверхзвуковых противокорабельных и противорадиолокационных ракет семейства Х-31 .

Масса боевой нагрузки — 8 тонн. Встроенное вооружение традиционно для современных отечественных истребителей — 30 мм одноствольная пушка ГШ-301 .

Летные характеристики в целом близки к Су-27 , однако самолеты семейства Су-30 МКИ/СМ значительно превосходят их по маневренности, а за счет оснащения системой дозаправки в воздухе все Су-30 потенциально имеют возможность выполнять полеты на в разы большую дальность.

Александр Ермаков

Су-35С – многофункциональный истребитель поколения 4++. Он представляет собой «начинку», в которой использованы разработки для российского самолёта 5-го поколения ПАК ФА Т-50 , заключенную в «оболочку» Су-27, лучшего в мире истребителя 4-го поколения.

Су-35С – это компромисс между прошлым и будущим отечественной авиапромышленности. Подобный подход позволил добиться главного: обладая всеми качествами истребителя 5-го поколения кроме «невидимости» для радаров, Су-35С сохранил стоимость на уровне машин 4-го поколения. Всё это обещает немалый коммерческий успех проекту, доказательством чему служит контракт на продажу 24 машин Китаю на сумму около 2 млрд долларов.

Но дело не только в экономическом эффекте и экспортном потенциале нового самолёта.

Журналисты немецкого издания Stern назвали Су-35С самым опасным истребителем в мире.

Если это и преувеличение, то не сильное. По своим боевым возможностям Су-35С имеет мало соперников в мире. А точнее, только одного – американский истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, гораздо более дорогой самолёт. Да и с ним сравнение не так уж безнадёжно, а для доказательства, предлагаем совершить небольшую экскурсию по Су-35С и познакомимся с его сильными сторонами.

Как отличить Су-35С от Су-27

У Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, но «невооруженным» глазом этого не разглядишь. А вот два колеса на передней стойке шасси Су-35С вместо одного у Су-27 увидит каждый. Это небольшое отличие говорит о том, что Су-35 имеет большую максимальную взлётную массу – 38 800 кг против 33 000 кг у Су-27. Усиленная конструкция позволила увеличить ресурс планера до 6000 ч, а главное - взять на борт большую нагрузку.

Многофункциональный

В баки Су-35С можно залить на 20% больше горючего, чем в Су-27: 11 500 кг против 9400 кг. При этом Су-35С может нести всё те же 8000 кг вооружения. Это больше, чем мог поднять тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны. К примеру, максимальная боевая нагрузка «Летающей крепости» B-17 составляла 7900 кг, в реальности же он редко брал на борт больше 2300 кг бомб. Причём Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям, от «умных» бомб до противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт».


Вооружение Су-35С

Двойная мощность

Не утратить манёвренность и скорость потяжелевшему истребителю позволили два модернизированных двигателя АЛ-41Ф1С. Благодаря применению технологий, разрабатываемых для двигателей истребителя 5-го поколения, их максимальная тяга увеличилась на 16% – до 14 500 кгс против 12 500 кгс у АЛ-31Ф для Су-27, а ресурс возрос в четыре раза – до 4000 ч против 1000 ч.

Благодаря этим двигателям тяговооруженность (отношение тяги к нормальной взлетной массе самолёта) Су-35 повысилась до 1,1. Для сравнения: у новейшего американского истребителя 5-го поколения F-35 этот параметр не превышает 0,81, а у F-22 он равен 1,09.


Стремительный взлёт благодаря двум двигателям АЛ-41Ф1С
Фото (с) Марины Лысцевой

По максимальной скорости (2500 км/ч) Су-35С превосходит любой западный боевой самолёт. По этому показателю он уступает лишь «соотечественнику» МиГ-31. Кроме того, новый двигатель позволяет Су-35С без включения форсажа совершать крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости, что является одним из важнейших качеств истребителя 5-го поколения.

И ещё один огромный плюс: двигатели Су-35С оснащены системой управления вектором тяги. До сих пор в мире стояли на вооружении только четыре таких самолёта: Миг-29К/КУБ, Су-30СМ , F-22 и F-35, а также перспективный МиГ-35 , который только ещё будет поступать на вооружение в ВКС России.

Самое главное

Но все эти детали, при всей их эффектности, имеют второстепенное значение. Главное же отличие заключается в том, что Су-27 – это только истребитель, а Су-35С – многофункциональный боевой самолёт, способный не только воевать с воздушным противником, но и поражать цели на земле.


Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям

Разумеется, подобная модификация в семействе самолётов Су-27 уже есть – это Су-30СМ. Но экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, потому что до последнего времени один лётчик был не в состоянии одновременно пилотировать самолёт и управлять высокоточным вооружением. Система управления Су-35С позволяет это делать. А ведь одноместная кабина вместо двухместной – это экономия в 1,5 т.

Единое целое

Уменьшение экипажа Су-35С до одного человека в сравнении с Су-30СМ достигнуто благодаря высочайшей степени автоматизации этого самолёта. Летчик Су-35С на самом деле не управляет самолётом, а с помощью органов управления в кабине информирует о своих намерениях систему управления, которая уже сама решает, как наиболее оптимальным образом реализовать приказ пилота с помощью перемещения аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей.

Кабина пилота - элементы управления и контроль систем самолёта

В принципе комплексная цифровая система управления Су-35С позволяет вести самолёт вообще без участия лётчика. Он лишь выбирает режим и принимает решение на применение оружия. Всё остальное система управления делает сама: ведёт самолёт по заданному маршруту, решает, какой манёвр надо применить в бою, и т.д.

Не отрывая глаз и рук

Значительно облегчает работу пилота и реализация принципа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick – руки на секторе газа и ручке управления): возможность управления всеми системами не отрывая рук от органов управления. РУС (ручка управления самолётом) и РУД (ручка управления двигателем) Су-35С оснащены таким количеством кнопок, гашеток, тумблеров и многопозиционных переключателей, какое не найдешь и на игровом джойстике. Что, впрочем, не удивительно: самолёт – не игрушка.


Восприятие информации облегчает реализация принципа так называемой стеклянной кабины, когда все необходимые параметры выводятся на два больших дисплея с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400х1050 точек. На Су-35 вообще нет стрелочных индикаторов. Даже резервные приборы цифровые и расположены на отдельном дисплее с независимым питанием. А самая важная информация демонстрируется на прозрачный дисплей на фоне остекления кабины.

Всевидящее око

Если продолжить разговор об электронной начинке, то одно из самых эффективных новшеств Су-35С – радар с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э». Это самый мощный в мире радар для истребителя. Его пиковая мощность достигает 20 000 Вт (у F-22 – около 16 500 Вт). Противника 4-го поколения он обнаруживает на беспрецедентной дальности в 400 км. А «невидимку» 5-го поколения с ЭОП (эффективной отражающей поверхностью) 0,01 м 2 разглядит на расстоянии 90 км.


РЛС Су-35С "Ирбис-Э" с ФАР.
Радар позволяет сопровождать одновременно 30 воздушных целей и обстреливать восемь из них.

Соперники

Умозрительные сравнения последствий боевого столкновения самолётов всегда носят спекулятивный характер, однако никто не может помешать порассуждать на эту тему. В сравнении с аналогами поколения 4+ вроде французского Rafale или новейших модификаций американских F-15, F-16 и F-18 превосходство Су-35С по большинству «паспортных» данных неоспоримо. Поэтому западные эксперты в первую очередь сравнивают возможности Су-35С с F-35 - новейшим истребителем 5-го поколения, разработанным США в качестве более дешёвой альтернативы F-22. Эксперты отмечают, в частности, что по дальности полёта Су-35С превосходит F-35 более чем на 1000 км (3600 против 2520 км).

Наконец, никто в мире не может сравниться с Су-35С по манёвренности. Разумеется, у F-35 есть такой козырь, как технология Stealth, однако мощный радар Cу-35С вполне может это преимущество нивелировать.


Су-35С может нести 12 ракет воздушного боя против 10 у F-35.

Максимальная скорость Су-35С более чем в полтора раза больше (2500 против 1700 км/ч), а это значит, что F-35 не может при неблагоприятных условиях уклониться от боя с Cу-35С, а Су-35С может выйти из схватки в любой момент.

Впрочем, истина состоит в том, что исход современного воздушного боя зависит не столько от тактико-технических характеристик самолёта, сколько от умения этот бой организовать, и в этом умении подавляющее превосходство вооруженных сил западных стран неоспоримо. И всё же некоторые специалисты делают вывод, что при прочих равных условиях появление Су-35С может превратить новейший F-35 в оружие, годное лишь для борьбы с ВВС стран третьего мира. Если, конечно, последние не закупят Су-35С. Немаловажный фактор и стоимость: Су-35С оценивается в 45 млн долларов США, а цена F-35 – около 122 млн.

Сверхманёвренность

Сверхманёвренность – фирменный «конёк» истребителей семейства Су-27. На дебютном для этого самолёта показе на Западе, на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, лётчик-испытатель Виктор Пугачёв поразил публику и специалистов своей «коброй». Су-35С в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр журналисты прозвали «блинчиком»: самолёт, не теряя высоты и скорости, совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Один из иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.

По кодификации НАТО: Flanker-C

Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Модификации

Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

-Су-30К (коммерческий)

Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.

-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)

Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)

Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

-Су-30КН (коммерческий, новый)

Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.

-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)

Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.

-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)

Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. БРЛС Н011М.

-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)

Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.

-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)

Версия для Вьетнама.

-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)

Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.

-Су-30МК2-V

Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

-Су-30СМ (серийный модернизированный)

Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016-2017 годах.

На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Характеристики Су-30

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Сравнение с зарубежными аналогами

2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.

Состоит на вооружении

Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола - Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир - 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре - в 2007 году, по два самолёта - в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016-2017 гг.
-Венесуэла - КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля - начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам - 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.

Индия - 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997-1999 первые 8 Су-30К, в 2002-2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997-1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 - собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).

Индонезия - 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан -4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.


-КНР - 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000-2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия - 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда - 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак - 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.

Боевое применение

4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.

Катастрофы и авиационные проишествия

Дата
Страна,
бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
12.06.1999 Россия Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью
30.04.2009 Индия Индия 1/2
30.11.2009 Индия Индия, Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Индия Индия, Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте
2012 Уганда Уганда 0/2 Посадка с невыпущенным шасси
28.02.2012. Россия Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Индия Индия, Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
14.10.2014 Индия, SB050 Индия, Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета.
19.05.2015 Индия Индия, Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 Венесуэла, AMB-0460 Венесуэла 2/2 Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.

Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций истребителя Су-27 является сомнительной. К такому выводу пришли западные эксперты интернет-портала War Is Boring.

На данный момент Россия осуществляет производство и закупки трех самолетов, представляющих собой глубокую модернизацию многоцелевого тяжелого истребителя Су-27 (Flanker по классификации НАТО). Они были разработаны ОКБ Сухого и производятся на двух разных предприятиях – Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) и Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут». По мнению западных специалистов, это решение является достаточно странным и может привести к существенным финансовым расходам. В настоящее время ВВС США стремятся получить единый истребитель в рамках концепции JSF (Joint Strike Fighter) – F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II). Представители этого вида войск заявили о необходимости приобретения 1763 новых самолетов для замещения большей части истребителей, находящихся на данный момент в строю, и увеличения боевого потенциала ВВС. Россия, напротив, в настоящее время приобретает три вида современных истребителей – Су-30М2, Су-30СМ и Су-35. Объемы закупок каждого из самолетов составляют десятки единиц. Российское Министерство обороны не объясняет принципы закупок истребительной авиации, однако специалисты полагают, что это связано со стремлением поддержать функционирование двух предприятий на фоне сокращающихся объемов экспорта боевых самолетов. Такая стратегия, как считают зарубежные эксперты, положительно отразится на улучшении боевых качеств российских ВВС, которые в значительной мере состоят из самолетов, поставленных в войска в 80–90-х годах. В то время как новейший истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) стал широко известен как в России, так и за рубежом, ввод в состав ВВС самолетов Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 привлек меньшее внимание. Первым ВВС России получили истребитель Су-30М2. Его фотографии на авиабазе «Крымск», расположенной в южной части Краснодарского края, были опубликованы в декабре 2011 года. В ноябре 2013-го на авиабазу «Домна» переброшены три самолета Су-30СМ. К концу прошлого года на эту авиабазу поставлено в общей сложности десять самолетов. Передача еще десяти машин ожидается в этом году, в результате чего полностью завершится формирование авиационного полка. В феврале 2014-го первые истребители Су-35С были переданы 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на авиабазе «Дземги» в Хабаровском крае. По мнению специалистов, истребитель Су-30М2, первым вступивший в строй ВВС России, – наименее совершенный из всех трех самолетов. Он является развитием модели Су-30МКК, разработанной КнААЗ для Китая. Су-30МКК в свою очередь считается модернизацией Су-30 и уступает истребителю Су-30МК, производящемуся корпорацией «Иркут». Су-30МКК оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе и российской авионикой, позволяющей выполнять широкий спектр боевых задач. Однако он уступает Су-30МК, так как не оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО) и авиадвигателями с отклоняемым вектором тяги. Некоторое время спустя КнААЗ получил контракт на поставку КНР самолета Су-30МК2, который может применять противокорабельное вооружение. Этот истребитель затем был продан Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле и Уганде. Основной внешней отличительной чертой экспортных самолетов Су-30МКК/МК2 и Су-30М2 для ВВС России являются два хвостовых киля с плоской верхней кромкой. Первый заказ на производство Су-30М2 для российских ВВС был получен летом 2009 года. Эти самолеты имеют много общего с одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны заказало четыре истребителя Су-30М2 и двенадцать Су-27М3. Специалисты предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей. На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20 машин. На декабрь 2013-го было поставлено четыре самолета. Су-30СМ, внешне достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ – корпорацией «Иркут». Обе компании входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая объединяет всех государственных и коммерческих российских авиапроизводителей. Специалисты считают Су-30СМ версией Су-30МК, поставки которого осуществлялись в Китай, Малайзию и Алжир, адаптированной для ВВС России. По сравнению с Су-30МКК производства КнААЗ Су-30МК имеет более высокие аэродинамические показатели. Есть возможность его оснащения как российской, так и западной авионикой – покупатель может выбирать соответствующие компоненты производства России, Украины, Франции, Индии и Израиля. Некоторые компоненты Су-30МК установлены в Су-30СМ. В их число входят двухместная кабина самолета, переднее горизонтальное оперение, двигатели с отклоняемым вектором тяги, электродистанционная система управления полетом (ЭДСУ). В отличие от самолетов производства КнААЗ истребители корпорации «Иркут» оснащены укороченным вертикальным хвостовым оперением. В марте 2012-го Министерство обороны России неожиданно разместило заказ на Су-30СМ. В декабре того же года он был удвоен и составил 60 самолетов, которые, как планируется, будут поставлены к концу 2015-го. На момент декабря 2013 года ВВС России было передано только 16 Су-30СМ. В феврале 2014-го согласно информации ряда СМИ Минобороны намерено подписать дополнительные контракты на поставку еще 50 Су-30СМ общей стоимостью более двух миллиардов долларов. Предполагается, что часть этих самолетов или вся новая партия может быть передана ВМС России, в данном случае ожидается, что поставки начнутся до конца 2015 года. Одним из основных отличий Су-30СМ от экспортного Су-30МКИ для Индии является применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля и Индии. Вместе с тем была сохранена большая часть французского оборудования, в том числе нашлемный дисплей и система навигации. В то время как на Су-30М2 стоит БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на Су-27, в состав авионики Су-30СМ включена более мощная БРЛС Н011М «Барс-Р» с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР). Су-30СМ от Су-30МК отличает наличие более мощных катапультируемых кресел, приспособленных под тяжелых российских летчиков. Специалисты считают, что Су-30СМ сможет применять новую ракету класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД и новую ракету такого же класса малой дальности РВВ-МД. Ожидается, что на Су-30СМ ВВС России будет стоять другое усовершенствованное ракетное вооружение класса «воздух-воздух». Су-35С отличается от двух вышеупомянутых истребителей в первую очередь тем, что является одноместным. Сама концепция этого самолета появилась еще в 80-е годы, однако непосредственная разработка стартовала в начале 2000-х. Су-35С, работы над которым осуществлял КнААЗ, получил новый планер, усовершенствованную авионику и авиадвигатели. На этот истребитель установлены двигатели АЛ-41Ф с отклоняемым вектором тяги, новая оптоэлектроника, улучшенная ЭДСУ. ПГО было демонтировано в связи с тем, что упомянутые выше нововведения позволили обеспечить Су-35С отличный, по мнению специалистов, уровень маневренности. В то время как Россия готовится увеличить масштабы применения БРЛС с АФАР, по мнению экспертов, после окончательного завершения разработки Т-50 Су-35С оснащается БРЛС с пассивной ФАР Н135 «Ирбис», улучшенной версией БРЛС «Барс». Предполагалось, что Су-35С так же, как Су-30М2 и Су-30СМ, будет производиться в экспортной версии под обозначением Су-35БМ. В ряде СМИ публиковалась информация о предполагаемой сделке с КНР, которая в настоящее время не подтверждена. В 2009 году Министерство обороны заказало истребители Су-35, 22 из которых были переданы ВВС в феврале 2014-го. Двенадцать этих самолетов размещено на авиабазе «Дземги» в составе боевого подразделения. Окончательная поставка 48 Су-35С по контракту завершится, как ожидается, в 2015-м. По мнению специалистов, высока вероятность подписания еще одного контракта на 48 машин. Благодаря своим усовершенствованным возможностям именно Су-35С, как полагают эксперты, останется основным истребителем ВВС до массового поступления малозаметного Т-50 в строй. Способный согласно информации некоторых СМИ нести ракету класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД, этот истребитель сможет выступить заменой устаревающих перехватчиков МиГ-31 российских ВВС. Вопрос о необходимости закупок трех машин семейства Су-27 достаточно актуальный. Эксперты считают: производство одного самолета было бы более целесообразным, однако тот факт, что соперничающие предприятия ответственны за выпуск авиатехники, усложняет сложившуюся ситуацию. В тот период, когда у самолетов семейства Су-30 был существенный успех на международном рынке, состязание двух производителей не являлось значимой проблемой. Су-30М2, возможности которого наименьшие из всей тройки самолетов, имеет, по мнению специалистов, незначительный модернизационный потенциал. Ранее в прессе фигурировала информация, согласно которой Су-30М2 были закуплены для ВВС России после провала сделки с Китаем. Су-35С отличают более мощный авиадвигатель, усовершенствованные авионика и вооружение, обновленная БРЛС. Производство Су-30СМ лучше отлажено, стоимость этого самолета ниже, а наличие двух членов экипажа позволяет выполнять более сложные боевые задачи и эффективнее осуществлять подготовку летчиков. В настоящее время экспортные перспективы самолетов достаточно туманны. Зарубежные страны с наибольшим числом машин семейства Су-30 – Индия и Китай активно строят самолеты по лицензии. Малайзия предпочла не приобретать дополнительное количество Су-30МКМ, а решила брать истребители в аренду. Предполагается, что Индонезия может приобрести самолеты семейства Су-30 на замену устаревшим F-5, однако даже в случае подписания контракта число импортируемых истребителей будет относительно небольшим. По мнению специалистов, решение Москвы о закупках трех типов самолетов продиктовано необходимостью поддержки производства как КнААЗ, так и корпорации «Иркут». В то же время применение в ВВС всех трех самолетов позволит их сделать более привлекательными для иностранных клиентов. Сегодня ВВС России остро нуждаются в новых истребителях. Т-50 будет введен в строй только через несколько лет. В то время как самолет получил положительные оценки крупнейших СМИ, технической информации о ходе испытаний пяти опытных образцов на данный момент, по мнению специалистов, немного. В отличие от американского F-35 испытания Т-50 не проходят публично. В одном из опубликованных документов значится информация, согласно которой в проект Т-50 могут быть внесены значительные изменения, но степень их вероятности не уточняется. Сроки программы Т-50 постоянно отодвигаются. Первоначально предполагалось передать окончательную версию опытного образца в летный центр в Ахтубинске для испытаний в 2014 году. Специалисты считают, что это произойдет не раньше второй половины 2016-го, что нарушает планы об объявлении первоначальной боевой готовности и начале серийного производства самолета в конце 2016 года. Эксперты уверены, что в самом лучшем случае, вероятность которого не очень высока, 60 Т-50 будут поставлены в 2016–2020 годах. Как следствие ВВС России сильно нуждаются в обновлении авиационного парка. Значительная часть истребителей в составе российских ВВС стремительно устаревает. Развал Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис существенно сократил производство военной авиации. Только на протяжении последних нескольких лет Москва смогла наладить производство истребителей. Несмотря на то, что упомянутые выше самолеты обладают более высокими характеристиками по сравнению с их предшественниками, закупка нескольких десятков Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 не сможет кардинально улучшить сложившуюся ситуацию. МиГ-29, более легкий по сравнению с истребителями семейства Су-27, используется в меньших масштабах. Относительно недавно Алжир отказался от приобретения авиационного полка подержанных МиГ-29СМТ. Тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 до сих пор находятся в строю, однако только небольшое их количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Специалисты считают, что не все эти самолеты получили усовершенствованное вооружение. В свете сворачивания проекта модернизации МиГ-29 и неопределенности относительно преемника МиГ-31 эксперты полагают, что именно самолеты производства компании «Сухой» будут защищать российское небо на протяжении длительного периода. В настоящее время перспективы заключения контрактов на поставки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 для российских ВВС не ясны. Однако специалисты сходятся во мнении, что будущее истребительной авиации России во многом зависит от развития программы по созданию малозаметного истребителя пятого поколения Т-50.

Одним из главных пунктов текущей Госпрограммы вооружений является строительство новых боевых самолетов для Воздушно-космических сил и авиации военно-морского флота. На протяжении нескольких последних лет вооруженные силы уже успели получить большое количество самолетов различных типов и модификаций. В обозримом будущем поставки подобной техники будут продолжаться, что позволит сохранять и наращивать боевой потенциал авиации. Отечественная промышленность строит и поставляет армии самолеты различных типов. Особое место в номенклатуре выпускаемых летательных аппаратов сейчас занимает многоцелевой истребитель Су-30СМ.

Многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30СМ является дальнейшим развитием исходного Су-30, завоевавшего большую популярность на международном рынке вооружений и техники. В отличие от некоторых других модификаций семейства, Су-30СМ разрабатывался с учетом требований российских вооруженных сил. Первый полет опытный Су-30СМ совершил осенью 2012 года. Вскоре на Иркутском авиационном заводе, входящем в состав корпорации «Иркут», было развернуто серийное производство подобной техники. Самолеты нового типа выпускались в интересах военно-воздушных / воздушно-космических сил, а также для морской авиации.

Су-30СМ на аэродроме Латакия, Сирия. Фото Минобороны РФ

Примечательно, что Су-30СМ уже претендуют на звание, как минимум, одного из самых массовых истребителей в ВКС России. Так, в июне этого года представители корпорации «Иркут» рассказали, что к тому времени отечественные заказчики получили более 60 машин этого типа. В течение ближайших двух лет планируется построить и передать вооруженным силам еще 55 самолетов. Из 116 построенных к тому времени истребителей 88 будут служить в Воздушно-космических силах, 26 – в авиации военно-морского флота. После выполнения существующих и планируемых заказов возможно появление новых договоров на строительство и поставку истребителей.

До конца 2018 года российские вооруженные силы получат 116 истребителей типа Су-30СМ, что сделает эту технику одним из лидеров по численности. Более того, если брать в расчет не модели, но модификации самолетов, то новый Су-30СМ имеет все шансы стать полноценным лидером с точки зрения количества. Тем не менее, следует отметить, что положительные последствия, ожидаемые от массовых поставок такой техники, связаны не с ее количеством, но с характеристиками и возможностями.

К настоящему времени количество серийных Су-30СМ перевалило за шесть десятков. При этом число построенных и поднятых в воздух самолетов постоянно растет. Так, 15 ноября в Иркутске состоялись первые полеты сразу двух серийных истребителей. Интересно, что, в отличие от некоторых других серийных «собратьев», новые самолеты отправились в первый полет, получив всю необходимую окраску. Такая особенность машин дает возможность предугадать места их будущей службы, причем будущая принадлежность одного из истребителей может быть определена со стопроцентной точностью.


Су-30СМ бортномер "70 синий" во время своего первого полета, 15 ноября 2016 г. Фото КАС / Forums.airforce.ru

Один из новейших Су-30СМ получил современную окраску отечественных вооруженных сил с серыми верхними поверхностями и голубым днищем. На машине были нанесены опознавательные знаки авиации ВМФ. Самолету уже присвоен бортовой номер «70 синий». Серийный номер машины – 10МК5 1406. Окраска и опознавательные знаки явно указывают на то, что новейший истребитель отправится служить на одну из авиационных баз флота. Однако точные данные о будущих эксплуатантах машины пока отсутствуют, хотя и высказываются определенные предположения.

Известный блог BMPD предполагает, что Су-30СМ «70 синий» пополнит парк техники 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота (аэродром Черняховск). В настоящее время эскадрилья этой базы имеет на вооружении ударные самолеты Су-24М и разведчики Су-24МР. Передача авиабазе нового многоцелевого истребителя может стать первым шагом в перевооружении эскадрильи с последующим переводом на новую технику. Тем не менее, передача самолета 72-й базе может затянуться в связи с некоторыми проблемами.

По данным BMPD, вопрос передачи истребителей авиабазе пока не решен, из-за чего первым эксплуатантом машины 10МК5 1406 может стать 859-й Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (г. Ейск). В таком случае 859-й Центр станет временным хозяином истребителя. Передача самолета 72-й авиабазе произойдет только после полного решения всех имеющихся вопросов и окончательного утверждения планов о перевооружении ее эскадрилий.


Истребитель № "37 синий", предназначенный для группы "Русские Витязи". Фото КАС / Forums.airforce.ru

Самолет с бортовым номером «70 синий» является одним из 28 истребителей Су-30СМ, заказанных для морской авиации. В рамках четырех контрактов, выполняемых с 2014 года, промышленность уже построила 11 истребителей. 9 машин переданы заказчику и теперь служат в составе 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского флота (г. Саки, Крым). Еще один Су-30СМ с серийным номером 10МК5 1403 и бортовым «45 синий», а также с именем «Иркутск» планируется отправить на тот же крымский аэродром до конца этого года. До конца текущего десятилетия авиация военно-морского флота должна будет получить еще 17 истребителей, в том числе самолет, впервые поднявшийся в воздух несколько дней назад.

Так же 15 ноября в Иркутске состоялся первый полет истребителя Су-30СМ с серийным номером 10МК5 1407 и бортовым «37 синий». Характерная окраска этого борта не оставляет сомнений в вопросе о будущих хозяевах машины. Цвета российского флага и стилизованные флаги ВВС на килях явно говорят о том, что этот многоцелевой истребитель в скором времени будет передан пилотажной группе «Русские Витязи», работающей в составе 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России им. И. Н. Кожедуба. Необходимо отметить, что «37 синий» не является первым самолетом своего типа для пилотажной группы. Он, по-видимому, войдет во вторую партию техники для нее.


Торжественная церемония передачи новой техники "Русским Витязям", 14 октября 2016 г. Фото Минобороны РФ

До недавнего времени летчики группы «Русские Витязи» летали на истребителях Су-27 нескольких модификаций. Эта техника имеет высокие характеристики, однако имевшиеся у группы самолеты были построены еще в начале девяностых годов, из-за чего уже устарели физически и требовали замены. Несколько лет назад было принято решение о предстоящем переходе пилотажной группы на новую технику. В качестве будущих «рабочих лошадок» выбрали новейшие истребители Су-30СМ.

По имеющимся данным, «Русские Витязи» смогли ознакомиться с новыми самолетами еще в 2013 году. Летчики оценили новую технику и сравнили ее с имеющимися машинами старых моделей. Продукция Иркутского авиационного завода получила высокую оценку. Кроме того, пилоты из Кубинки пожелали начать эксплуатацию подобной техники. В 2014 году командование вооруженных сил учло пожелания летчиков и подтвердило будущее перевооружение пилотажной группы. Вскоре начался процесс переучивания летчиков на новую технику.

Первые Су-30СМ в характерной трехцветной окраске были переданы «Русским Витязям» чуть более месяца назад. 14 октября на аэродром Кубинка прибыли четыре истребителя первой партии с номерами от «30 синий» до «33 синий». Передаче первых самолетов нового типа была посвящена торжественная церемония, в которой приняли участие главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, главный конструктор истребителя Олег Панков и президент корпорации «Иркут» Олег Демченко.


Новый самолет для пилотажной группы садится в Кубинке. Фото Минобороны РФ

Несколько дней назад отечественные средства массовой информации сообщили о начале процедуры приемки второй партии истребителей, предназначенных для группы «Русские Витязи». В течение нескольких дней специалисты завода-изготовителя и представители заказчика должны были изучить состояние техники, проверить работу ее систем и провести различные испытания. Далее планировалось провести несколько испытательных полетов. После завершения требуемых проверок самолеты должны будут отправиться в Кубинку, на место постоянной дислокации. Судя по номерам уже переданных машин, истребитель «37 синий», впервые взлетевший 15 ноября, войдет в состав второй партии самолетов.

После завершения текущих проверок и сдачи новой партии техники на аэродроме в Кубинке будет базироваться восемь самолетов Су-30СМ с надписями «Русские Витязи» на борту. Поставка восьми новейших истребителей позволит серьезно обновить материальную часть пилотажной группы, а также соответствующим образом скажется на ее возможностях. Ряд характерных особенностей новых многоцелевых истребителей позволяет надеяться на появление новых элементов и фигур пилотажа в программе «Русских Витязей».

Обновление парка техники пилотажных групп является важным событием, однако главной целью программы строительства новых истребителей все же является перевооружение строевых частей. К настоящему времени ВКС и ВМФ получили более шести десятков Су-30СМ, которые уже были освоены личным составом и активно используются по своему прямому назначению. Пилоты разных авиационных соединений выполняют те или иные учебно-боевые задачи, в том числе связанные с особыми нагрузками и даже рекордами. Одна из подобных сложных тренировок состоялась 16 ноября.


Первая партия Су-30СМ для "Русских Витязей". Фото Минобороны РФ

Пресс-служба Восточного военного округа сообщает о проведении очередной тренировки, в которой были задействованы экипажи одного из истребительных авиационных полков. В ходе этого мероприятия несколько экипажей истребителей Су-30СМ отработали выполнение полета с максимально допустимыми дальностью и продолжительностью. Каждый из экипажей провел в воздухе более 3,5 часа. Количество задействованных в тренировке истребителей не уточнялось, но сообщается, что в общей сложности все экипажи преодолели расстояние около 45 тыс. километров.

С целью улучшения и совершенствования навыков личного состава к тренировке были привлечены смешанные экипажи, состоявшие из опытных и молодых летчиков. Работая вместе, пилоты с разным опытом получили хорошую возможность улучшить свои навыки в деле длительного управления самолетом и освоить перелеты на максимальную дальность. Благодаря большой протяженности маршрутов личный состав получил возможность отработать управление истребителями в различных погодных условиях, над разными ландшафтами местности и при отличающихся расположениях запасных аэродромов.

Параллельно с эксплуатацией новой авиационной техники и улучшением навыков личного состава продолжается передача многоцелевых истребителей строевым частям. Последняя на данный момент процедура передачи серийных Су-30СМ Воздушно-космическим войскам прошла несколько недель назад. В конце октября 31-й истребительный авиационный полк 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа (г. Миллерово, Ростовская область) получил два истребителя с бортовыми номерами «29 красный» и «30 красный». Интересно, что эти самолеты были достроены и подняты в воздух еще весной, став первыми Су-30СМ 2016 года выпуска.


Су-30СМ "29 красный" убывает из Иркутска в Миллерово, 19 октября 2016 г. Фото Ivan-stalich.livejournal.com

С октября 2015 по февраль 2016 года 31-й истребительный авиаполк успел получить два десятка истребителей Су-30СМ (номера 01-12, 21-28, красные). С учетом двух новых машин численность новой техники достигла 22 единиц. По всей видимости, в течение нескольких следующих месяцев миллеровские летчики получат два новых истребителя, после чего комплектование полка авиационной техникой будет полностью завершено.

Являясь одной из новейших разработок семейства авиационной техники на базе истребителя Су-27, новый Су-30СМ отличается от предшественников массой нововведений, положительным образом сказывающихся на его возможностях. К примеру, одной из главных особенностей этой машины является использование турбореактивных двигателей АЛ-31ФП тягой до 12500 кгс, оснащенных поворотным соплом. Такая силовая установка способна дать самолету высокие летные характеристики, а также повысить маневренность за счет изменения вектора тяги.

Су-30СМ оснащается современным набором бортового радиоэлектронного оборудования, отличающегося высокими характеристиками. Основой авионики истребителя является многофункциональная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой Н011 «Барс». Это изделие способно следить за обстановкой в воздухе и на земле, производя поиск, обнаружение и сопровождение различных объектов. Несколько целей могут подвергаться одновременному обстрелу.


Истребитель Су-30СМ в Сирии. Фото Минобороны РФ

В номенклатуру вооружений многоцелевого истребителя входят различные авиационные средства управления, управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты разных типов. Состав вооружения подбирается в соответствии с целями боевого вылета. Для размещения подвесного вооружения имеется 12 пилонов под крылом и фюзеляжем. Также истребитель имеет встроенную 30-мм пушку.

Благодаря высоким характеристикам и соответствующим боевым возможностям многоцелевой истребитель Су-30СМ может по праву считаться одним из лучших отечественных самолетов своего класса. В качестве подтверждения этого тезиса можно рассматривать наличие нескольких контрактов на поставку подобной техники, уже заключенных министерством обороны. К настоящему времени вооруженные силы России в лице морской авиации и Воздушно-космических сил получили несколько десятков самолетов, а в течение следующих лет численность такой техники должна значительно увеличиться. В подобной ситуации Су-30СМ действительно имеет все шансы стать самым массовым истребителем российской военной авиации, внеся значительный вклад в укрепление обороноспособности страны.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://kret.com/
http://ria.ru/
http://izvestia.ru/
http://aex.ru/
http://nvo.ng.ru/
https://riafan.ru/
http://forums.airforce.ru/
http://bmpd.livejournal.com/