Восточное сказание три пальмы 3 метафоры. Анализ стихотворения «Три пальмы. Средства художественной выразительности

« Три пальмы » — это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Сюжет, к которому обратился автор, продолжает тему, звучащую в « Демоне », « Мцыри » , «Герое нашего времени». Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости. у стихотворения кольцевая композиция. В основе лежит приём антитезы (противопоставления). Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскаленных песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразна и скучна. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе … Ярко и интересно. Им захотелось новых впечатлений, красок, звуков.

Захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? .. » Роптать на Бога большой грех. Но Господь милостиво исполняет их желание — к оазису приближается богатый караван. Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Под тенью широких листьев так приятно отдыхать … Вода в ручье такая вкусная … Но люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис только ради того, чтобы провести ночь у костра. Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который не сможет вовремя наполнить свою флягу … Эти же люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль …

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики — это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы — это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: пальмы пали без жизни, с них сорвали одежду, изрублены их тела.

Философский смысл стихотворения « Три пальмы » носит религиозный характер и основан на библейском представлении об устройстве мироздания. Поэт убеждён, что у Бога можно вымолить всё. Вот только будет ли счастлив человек, когда получит то, что хотел? Ведь если жизнь идёт своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть основания. А для тех, кто желания ставит выше своих возможностей, жизнь может закончиться трагически. Может быть, пальмы были слишком горды и не сумели понять, что их главным предназначением было сохранить источник жизни в пустыне? Так и человеку не дано постичь все высшие законы.

Выразительные средства языка помогли автору передать эту историю в романтическом стиле. Поэт использует красочные эпитеты (гордые пальмы; пылающая грудь; упругие корни; студёная влага; роскошные листья; звучный ручей; золотой песок; чёрные очи; гремучий ключ; хохлатый коршун), и сравнения (караван, как в море челнок; люди — малые дети; пальмы — питомцы столетий).

Лермонтов отбирает точную лексику для изображения самых различных впечатлений и настроений. Вот какими словами он создаёт, например, ощущение хаоса, беспорядка и суеты: «Звонков раздавались нес тройные звуки » ; « пестрели коврами покрытые вьюки»; «с криком и свистом несясь по песку»; «подходит, шумя, караван». Произведение имеет богатый интонационный рисунок: в нём много пауз, восклицаний, вопросов и многоточий.

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения "Три пальмы"

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу - тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Человек и природа в "Трех пальмах"

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев - «тела», листья - «одежда», «пали без жизни» - так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» - размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов - три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага - так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен - нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, - это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей - дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм - это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, - нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета - они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые - они волнуют человечество испокон веков.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:


Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.


(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:

"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит -

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение по своему сюжету можно соотнести с «Песнью араба над могилою коня» Жуковского 1810 и «Подражанием Корану» Пушкина.

Место стихотворения в творчестве поэта

1839 год. Зрелый период

Главная тема стихотворения

Тема гибели совершенства, разрушения. Конфликт человека и природы

Лирический сюжет

В пустыне росли пальмы, закрывая собой родник от высыхания. Они долгие годы винили бога в своем одиночестве. Вскоре мимо прошел караван. Люди набрали воды из ручья, а пальмы срубили для костра, оставив родник высыхать.

Проблема стихотворения

Проблема смысла жизни, оценка собственной пользы в этом мире.

Композиция стихотворения

Последовательно выстроенное повествование

Лирический герой

Лирический герой – рассказчик. Он наблюдает происходящее со стороны, не включаясь в процесс.

Преобладающее настроение, его изменение

Спокойствие, торжественность. Трагизм в момент сруба пальм. В конце мотив тихой грусти.

10 строф. шестистишия

Основные образы

«Гордые» пальмы, недовольные своей миссией охранять родник, поплатившиеся за это своей жизнью.

Караван. Люди, подчинившие себе природу и пользующиеся ее благами бездумно, без ограничений.

Лексика стихотворения

Слова, рисующие экзотический образ: «пальмы», «пески», «пустыня», «верблюды», «караван», «шатры», «смуглые руки», «араб».

Поэтический синтаксис

Использование сложных предложений. Много деепричастий.

Изобразительные средства иносказания

Стихотворение полно достаточно прозрачных аллегорий. Олицетворение. Антитеза

Эпитеты: «гордые пальмы», «знойные лучи», «пылающей грудью», «роскошные листья»

Метафоры: «звонком раздавались»

Сравнение: «как в море челнок» «как барс»

Перифраз: «питомцы столетий»

Звукопись

Аллитерация

П о к ор ням упр угим т оп ор заст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

Четырехстопный амфибрахий. Стопа трехсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа A-A-B-B-C-C (земли – росли – бесплодной – холодной – листов - песков)

2-я строфа A-A-B-B-B-B (прошли – земли – студеной – зеленой – лучей - ручей)

3-я строфа A-A-B-B-C-C (роптать – увядать – мы – палимы - взор - приговор)

4-я строфа A-A-B-C-D-D (голубой – золотой - звуки – вьюки – челнок - песок)

5-я строфа A-A-B-B-C-C (горбов – шатров – подымали – сверкали – наклоняя - коня)

6-я строфа A-A-B-B-C-C (порой – стрелой – складки – беспорядке – песку - скаку)

7-я строфа A-A-B-B-C-C (караван – стан – водою – главою – гостей - ручей)

8-я строфа A-A-B-C-D-E (упал – застучал – столетий – дети – потом - огнем)

9-я строфа A-A-B-B-C-D (туман – караван – бесплодной – холодный – дожгло - разнесло)

10-я строфа A-A-B-B-C-C (кругом – ключом – просит – нелюдим - ним)

Исследователи определяют жанр стихотворе­ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та­ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова ха­рактерно ощущение грядущей человече­ской катастрофы. В балладе «Три паль­
мы» мы находим ситуации, сходные с те­ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры­тая миру, встречает на своем пути озлоб­ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу­ществления своей мечты, гибнут жерт­вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж­дущих послужить людям, принести поль­зу человечеству. Кажущееся осуществле­ние мечты делает конечный исход еще бо­лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч­но и грустно…».

Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име­ет символический социально-философс­кий смысл.

Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со­циально-философский смысл такого композицион­ного приема?

С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую­щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо­лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на­строение поэта, удрученное чувство оста­ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле­ния — скорбь о том, что человек стал ви­новником катастрофы, которая опреде­ленно может погубить и его.