Всеобщая история 10 алексашкин. Основные научные публикации. IV. Методические материалы и пособия для учителя

Учебник позволяет старшеклассникам составить целостное представление о всеобщей истории с древности до конца Нового времени, развить умения анализировать и систематизировать исторические факты, решать проблемные задачи. В книге содержатся источники и историографические материалы, предназначенные для углубленного изучения предмета. Учебник является составной частью линии пособий для 10-11 классов.

Периодизация истории.
Осознание истории как длительного процесса вело к попыткам ее периодизации, т. е. выделению значимых и отмеченных общностью этапов. Предложено много способов ее членения, основанных на различных критериях и разном понимании сущности истории.

Древнейшим, еще «мифологическим», было деление жизни человечества на прошлое «золотой век», когда миром правили боги, и настоящее - век людей, «испорченный». Так, греческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» говорит о пяти веках: золотом, серебряном, медном, героическом и железном, каждый - тяжелее предыдущего.

Другая родившаяся в древности периодизация (первым ее предложил ученик Аристотеля Дикеарх, IV в. до н. э.) построена на выделении способа жизнеобеспечения: охотничье-собирательского, пастушеского, земледельческого; много позже (в XVII в.) к ним был прибавлен торгово-промышленный.

Рано сформировалась идея цикличности, суть которой - повторяемость этапов развития всех обществ и государств: зарождения, зрелости, упадка. Впервые она появилась у Ибн Халдуна, впоследствии в разных формах ее развивали Дж. Вико, Н. Макиавелли и многие другие.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
ВВЕДЕНИЕ
1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук 5
2. Этапы развития исторической науки 6
3. Периодизация истории 10
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Глава 1. Первобытное общество 14
1. Эпоха первобытности 14
2. Основные этапы эволюции человека 14
3. Палеолит: становление человеческого общества 17
4. Мезолит: эпоха перемен 21
5. Неолит: эпоха «неолитической революции» 21
ДРЕВНИЙ МИР
Глава 2. Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье 27
1. Древний мир и Древний Восток: понятия и хронология 27
2. Древний Египет 28
3. Месопотамия 33
4. Восточное Средиземноморье 38
Глава 3. Древний Восток: Иран, Индия, Китай 45
1. Персидская держава Ахеменидов 45
2. Древняя Индия 48
3. Древний Китай 52
Глава 4. Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса 62
1. Крито-микенский период 63
2. Ранняя Греция 65
3. Два главных греческих полиса 66
4. Греко-персидские войны 70
5. Классическая Греция 72
Глава 5. Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям 77
1. Пелопоннесская война 77
2. Эпоха Александра Македонского 79
3. Эллинистический мир 82
Глава 6. Древний Рим: от основания города до падения республики 86
1. Царский Рим 87
2. Ранняя республика 89
3. Поздняя республика 90
Глава 7. Римская империя 97
1. Ранняя империя (принципат) 97
2. Поздняя империя (доминат) 104
СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава 8. Начало Средних веков. Раннее Средневековье 111
1. Средние века: понятие, периодизация 111
2. Варварский мир в движении 112
3. Европейские государства раннего Средневековья 115
4. Церковь в Европе в раннее Средневековье 122
Глава 9. Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки 128
1. Многоликая империя 128
2. Арабы: к исламскому миру 138
3. Тюркские государства на Ближнем Востоке 143
4. Борьба за Святую землю. Закат и падение Византии 144
5. Османская империя 147
Глава 10. Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения 151
1. Феодальная иерархия. Рыцарство 152
2. Крестьянство 155
3. Города и их обитатели 156
4. «Те, кто молятся» 161
5. Социальные выступления 163
6. Еретические движения 165
7. Кто вы, «божьи воины»? 167
Глава 11. Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе 174
1. Власть светская и церковная 175
2. Короли и сословия 177
3. На пути к созданию централизованных государств 178
Глава 12. Культура средневековой Европы 188
1. Университеты: магистры и школяры 188
2. Развитие литературы 192
3. От романского стиля к готике 193
4. Возрождение 196
5. «Осень Средневековья» или весна гуманизма? 206
Глава 13. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья 212
1. Монгольские завоевания 212
2. Походы Тимура 217
3. Индия 219
4. Китай 222
5. Япония 230
НОВОЕ ВРЕМЯ
Глава 14. На пути к Новому времени 237
1. Понятие и периодизация Нового времени 237
2. Великие географические открытия. Старый и Новый Свет 239
3. Реформация и контрреформация в Европе 241
4. Освободительная борьба в Нидерландах 248
Главы 15-16. Страны Европы и Северной Америки в XVII-XVin веках: между абсолютизмом и Просвещением 252
1. Абсолютизм 252
2. Английская революция 1640-1660 годов 257
3. Век Просвещения 267
4. Просвещенный абсолютизм 272
5. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование США 274
Глава 17. Великая французская революция XVIII века 284
1. Предпосылки: власть и сословия 284
2. Начало революции. От монархии к республике (1789-1792 гг.) 286
3. Становление республики (IX.1792 г. - VI.1793 г.) 290
4. Якобинская диктатура (VI.1793 г. - VII.1794 г.) 291
5. Правление Директории (1795-1799 гг.) 294
6. Эпилог революции. От республики к империи 295
Глава 18. Страны Европы и США в первой половине XIX века 301
1. Промышленная революция и ее последствия 301
2. Распространение социалистических идей 303
3. Социальные движения: реформы и революции 304
4. Революции 1848-1849 годов в странах Европы 308
5. Революции и идейно-политические течения 313
Глава 19. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века 316
1. Власть и общество в странах Европы 316
2. Национальные вопросы и национальные государства 323
3. Гражданская война и Реконструкция в США 326
4. На пороге Новейшего времени 330
Главы 20-21. Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI-XIX веках 336
1. Страны Азии 337
2. Латинская Америка: от колоний к независимым государствам 355
3. Страны Африки: наступление колониализма 366
Глава 22. Культура Нового времени 374
1. Переходный период (XVI-XVII вв.) 375
2. Культура XVII-XVIII веков: барокко и классицизм 377
3. Новые горизонты культуры в XIX веке 382
Глава 23. Международные отношения в Новое время 393
1. В начале пути 393
2. Международные отношения в XVII-XVIII веках 394
3. XIX век: новые веяния? 397
Хронологическая таблица 404
Словарь терминов 412
Список рекомендуемой литературы 422.

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО.

Научная биография

Окончила Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1970 г.) по кафедре истории южных и западных славян (специализировалась по истории Чехии). По окончании аспирантуры Исторического факультета МГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «О.М. Бодянский и его роль в развитии русско-чешских связей. 40 – 70-е годы XIX в.» (1974 г.).

В 1974 – 2014 г. – сотрудник Российской Академии образования (ранее – Академия педагогических наук СССР), в 1989 – 2014 гг. заведующий лабораторией истории Института содержания и методов обучения РАО. С 2015 г.– ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.

Доктор педагогических наук (диссертация «Методологические основы школьного курса истории», 2000 г.). Член редакционного совета журналов «Преподавание истории и обществознания в школе», «Педагогика и просвещение». В 2002–2005 гг. – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ. В 2000-е годы – руководитель группы авторов КИМ ЕГЭ по истории.

Разрабатываемые научные проблемы:

Методологические основы школьных курсов истории;

Концептуальные основы и нормативные документы школьного исторического образования (стандарты 1998 – 1999 гг., 2003 – 2004 гг., 2010 – 2012 гг., учебные программы);

Создание и экспертиза школьных учебников истории (том числе – сопоставительный анализ учебников истории для отечественной школы и школ зарубежных стран);

Методика преподавания новейшей истории зарубежных стран;

Измерение достижений школьников по истории (концепция и измерительные материалы для Единого государственного экзамена по истории, 2001 – 2007 гг.).

Опубликовано свыше 180 научных работ, в том числе – концепции, учебные программы и стандарты, учебники истории для средней школы, рабочие тетради, практикумы, дидактические материалы, методические пособия для учителя, статьи в научных журналах.

Наряду с научной работой в течение ряда лет преподавала историю и обществоведение в школах и педагогическом училище в г. Москве. Вела многолетнюю работу с учителями истории в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Руководила исследованиями аспирантов и соискателей (под научным руководством Л.Н. Алексашкиной подготовлены и защищены три кандидатские диссертации). Прочла курс по методике преподавания истории в школе для студентов бакалавриата Школы исторических наук Высшей школы экономики (2015 г.).

Основные научные публикации

I. Концепции

Концепция исторического образования в средней школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2009. – № 6.

II. Учебники

1. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 1999–2013.

2. Новейшая история: ХХ век – начало XXI века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2002–2013.

3. Россия и мир в ХХ веке: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2003. Авторское участие – главы по истории зарубежных стран.

4. История. Всеобщая история. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. – М.: Мнемозина, 2008 – 2013.

5. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2012 – 2013.

Отечественная история ХХ – начала XXI века: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. О. Чубарьян, А. А. Данилов и др.; Под ред А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.

Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.

Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.

Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIIIвек: учебник для 8 класса общеобразоват. организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2015.

Соловьев К.А., Шевырев А.П. История России. 1801 – 1914: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций /К.А. Соловьев, А.П. Шевырев – М.: Русское слово, 2015.

III. Учебные пособия для учащихся

1. Новейшая история 1945–начала 1990-х годов: События, люди, проблемы: Учебные материалы /Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

2. История зарубежных стран 1945–1996: Учеб. пособие. 9–11 кл./Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

3. Мир в ХХ веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений: 9–11 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 1997–1999.

4. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 1 для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.

5. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 2 для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.

6. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Л.Н. Алексашкина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005 – 2014.

IV. Методические материалы и пособия для учителя

1. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: Книга для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Просвещение, 1988.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000.

3. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.

4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории. 11 кл. / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2001.

5. Программа и тематическое планирование по новейшей истории. 9 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001.

6. Единый государственный экзамен: История: Контрол. измерит. материалы / Л. Н. Алексашкина и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. М.: Просвещение, 2003.

7. Методика изучения истории ХХ века: диалог учителя и ученика /Л.Н. Алексашкина // История России ХХ века: Пособие для учителя / А. О. Чубарьян, Е. И. Пивовар и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2003. – С.50 – 59.

8. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5 – 9 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.

9. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10 – 11 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.

10. Методика преподавания всеобщей истории в 9 классе: пособие для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2010.

11. ЕГЭ. История: сборник заданий /Л.Н. Алексашкина – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

12. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.

13. История. Всеобщая история. 10 – 11 классы: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.

14. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина – М.: Просвещение, 2014.

V. Статьи в журналах

1. Изучение культуры новейшего времени / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1984. – № 6.

2. Развитие умений на уроках новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1986. – № 6.

3. Обобщения в курсе новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 7.

4. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 1993. – № 3.

5. Школьникам о цивилизациях прошлого и современности. Проблемы взаимодействия курсов истории и обществознания / Л.Н. Алексашкина // Обществознание в школе. – 1997. – № 2.

6. Россия и мир в современную эпоху. Интегративный курс для выпускного класса / Л.Н. Алексашкина, А.Ю. Лазебникова // Обществознание в школе. – 1997. – № 3.

7. Стандарты по истории: путь в школу / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 2000. – № 4.

8. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1.

9. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 10.

10. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8, 9.

11. О результатах единого государственного экзамена по истории России / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 1.

12. Деятельностный подход при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2005. – № 8.

13. Курсы истории: информационное пространство и методология познания / Л.Н. Алексашкина // Педагогика.–2007. – № 7.

14. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2008. – № 4, 5.

15. Результаты изучения истории в основной школе и их измерение / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2010. – № 9.

16. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5.

17. Учебные проекты по истории в основной школе / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9.

18. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. -2013. – № 4.

19. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 2014. – №1.

20. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – №2.

Подразделение

Центр социально-гуманитарного образования

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Год издания: 2013
ISBN: 978-5-346-02552-8
/ Головина В.А.

Цена: 49.50 руб



Учебник является частью комплекта по курсу всеобщей истории для старшей ступени общеобразовательной школы. В учебнике рассматриваются важнейшие проблемы истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени. Содержание предполагает повышенный уровень изучения предмета по сравнению с одноименными курсами истории в 5—8-м классах. Особое место в учебнике отводится знаниям, которые должны способствовать созданию у старшеклассников целостных представлений об исторических эпохах, взаимодействии и преемственности цивилизаций и т. д. В этом качестве используются: а) периодизация исторических процессов и масштабных событий; б) хронологические ряды событий; в) линия времени. Исторический материал представлен в учебнике в соответствии с принципом информационного комплекса. Наряду с основным авторским текстом в главах приводятся дополнительные и справочные сведения, биографические материалы, широкий круг письменных и изобразительных источников. Характерной чертой данного учебника является и то, что информационно-познавательный блок завершается блоком интересных разноплановых заданий, представляющих собой исследовательскую лабораторию историка. Все источники сопровождаются вопросами, которые дифференцированы по сложности и видам деятельности, что позволяет охватить поисковой работой учеников с различной подготовкой. В учебник включен словарь исторических понятий и биографический справочник. Приводится список источников и литературы для дополнительного изучения.

Предисловие 3
ВВЕДЕНИЕ
1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук.... 5
2. Этапы развития исторической науки 6
3. Периодизация истории 10
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Глава 1. Первобытное общество 14
1. Эпоха первобытности 14
2. Основные этапы эволюции человека 14
3. Палеолит: становление человеческого общества 17
4. Мезолит: эпоха перемен 21
5. Неолит: эпоха «неолитической революции» 21
ДРЕВНИЙ МИР
Глава 2. Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье 27
1. Древний мир и Древний Восток: понятия и хронология 27
2. Древний Египет 28
3. Месопотамия 33
4. Восточное Средиземноморье 38
Глава 3. Древний Восток: Иран, Индия, Китай 45
1. Персидская держава Ахеменидов 45
2. Древняя Индия 48
3. Древний Китай 52
Глава 4. Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса.... 62
1. Крито-микенский период 63
2. Ранняя Греция 65
3. Два главных греческих полиса 66
4. Греко-персидские войны 70
5. Классическая Греция 72
Глава 5. Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям 77
1. Пелопоннесская война 77
2. Эпоха Александра Македонского 79
3. Эллинистический мир 82
Глава 6. Древний Рим: от основания города до падения республики 86
1. Царский Рим 87
2. Ранняя республика 89
3. Поздняя республика 90
Глава 7. Римская империя 97
1. Ранняя империя (принципат) 97
2. Поздняя империя (доминат) 104
СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава 8. Начало Средних веков. Раннее Средневековье 111
1. Средние века: понятие, периодизация 111
2. Варварский мир в движении 112
3. Европейские государства раннего Средневековья 115
4. Церковь в Европе в раннее Средневековье 122
Глава 9. Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки 128
1. Многоликая империя 128
2. Арабы: к исламскому миру 138
3. Тюркские государства на Ближнем Востоке 143
4. Борьба за Святую землю. Закат и падение Византии 144
5. Османская империя 147
Глава 10. Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения 151
1. Феодальная иерархия. Рыцарство 152
2. Крестьянство 155
3. Города и их обитатели 156
4. «Те, кто молятся» 161
5. Социальные выступления 163
6. Еретические движения 165
7. Кто вы, «божьи воины»? 167
Глава 11. Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе 174
1. Власть светская и церковная 175
2. Короли и сословия 177
3. На пути к созданию централизованных государств 178
Глава 12. Культура средневековой Европы 188
1. Университеты: магистры и школяры 188
2. Развитие литературы 192
3. От романского стиля к готике 193
4. Возрождение 196
5. «Осень Средневековья» или весна гуманизма? 206
Глава 13. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья 212
1. Монгольские завоевания 212
2. Походы Тимура 217
3. Индия 219
4. Китай 222
5. Япония 230
НОВОЕ ВРЕМЯ
Глава 14. На пути к Новому времени 237
1. Понятие и периодизация Нового времени 237
2. Великие географические открытия. Старый и Новый Свет 239
3. Реформация и контрреформация в Европе 241
4. Освободительная борьба в Нидерландах 248
Главы 15-16. Страны Европы и Северной Америки в XVII-XVin веках: между абсолютизмом и Просвещением 252
1. Абсолютизм 252
2. Английская революция 1640-1660 годов 257
3. Век Просвещения 267
4. Просвещенный абсолютизм 272
5. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование США 274
Глава 17. Великая французская революция XVIII века 284
1. Предпосылки: власть и сословия 284
2. Начало революции. От монархии к республике (1789-1792 гг.) 286
3. Становление республики (IX.1792 г. - VI.1793 г.) 290
4. Якобинская диктатура (VI.1793 г. - VII.1794 г.) 291
5. Правление Директории (1795-1799 гг.) 294
6. Эпилог революции. От республики к империи 295
Глава 18. Страны Европы и США в первой половине XIX века 301
1. Промышленная революция и ее последствия 301
2. Распространение социалистических идей 303
3. Социальные движения: реформы и революции 304
4. Революции 1848-1849 годов в странах Европы 308
5. Революции и идейно-политические течения 313
Глава 19. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века 316
1. Власть и общество в странах Европы 316
2. Национальные вопросы и национальные государства 323
3. Гражданская война и Реконструкция в США 326
4. На пороге Новейшего времени 330
Главы 20-21. Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI-XIX веках 336
1. Страны Азии 337
2. Латинская Америка: от колоний к независимым государствам 355
3. Страны Африки: наступление колониализма 366
Глава 22. Культура Нового времени 374
1. Переходный период (XVI-XVII вв.) 375
2. Культура XVII-XVIII веков: барокко и классицизм 377
3. Новые горизонты культуры в XIX веке 382
Глава 23. Международные отношения в Новое время 393
1. В начале пути 393
2. Международные отношения в XVII-XVIII веках 394
3. XIX век: новые веяния? 397
Хронологическая таблица 404
Словарь терминов 412
Список рекомендуемой литературы 422