Высокий уровень умственных способностей. Как повысить свой интеллектуальный уровень? Как узнать свой IQ

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Сегодня многие смотрят познавательные видео и телепередачи, снова возвратилась «мода» на чтение. Мужчины и женщины всеми силами стараются самосовершенствоваться, быть немного умнее, мудрее, опытнее других. Словосочетание «высокий интеллект» неизменно ассоциируется у всех с чем-то хорошим, поэтому так заманчива идея обладать им.

Понятие

Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.

Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.

Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.

Основными свойствами интеллекта являются:

  • любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
  • глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
  • логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
  • гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
  • широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
  • критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
  • доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.

В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.

Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.

Что нужно, чтобы стать интеллектуалом

Так что выдает умного человека с высоким интеллектом? Существует несколько важных фактов, которые являются ключевыми для понятия такого вопроса.

Постоянное развитие

Понятие «высокий интеллект» подразумевает способность к познанию, умение приспосабливаться к разным ситуациям. Ум постоянно требует развития, его нельзя «накачать» раз и навсегда, ведь никакая редко используемая информация не может постоянно циркулировать в мозгу, она забывается.

Задатки (потенциал) у всех людей практически одинаковые, но развивать свою личность приходится самостоятельно путем получения и обработки информации. Но важно не количество запоминаемых сведений, а их качество и алгоритм обработки. Интеллектуал не станет глотать информацию ради информации, он способен вычленять то, что ему нужно, а «мусор» отсеивать.

Осведомленность и эрудированность

Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.

Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме. Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем».

Рациональное мышление

Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.

Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.

Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.

Как узнать человека с высоким интеллектом

Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?

Несколько признаков высокого уровня интеллекта.

  1. Умение не отвлекаться на посторонние раздражители. Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
  2. Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков». Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек. В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
  3. Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
  4. Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
  5. Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
  6. Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
  7. Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
  8. Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
  9. Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
  10. Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
  11. Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
  12. Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.

Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.

Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:

  • неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
  • умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
  • стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
  • скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
  • больше любят котов, чем собак;
  • сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.

Чем отличается низкий интеллект от высокого

Если не хочется проходить тесты, чтобы узнать коэффициент IQ, есть несколько факторов, которые покажут, что человек недостаточно умен. Признаки низкого интеллекта у взрослых:

  • любой материал усваивается и запоминается с трудом;
  • отсутствуют социальные навыки;
  • нет контроля собственных эмоций, человек не сдержан, агрессивен, сначала делает, а потом думает, к чему это приведет;
  • не учатся на своих ошибках;
  • не способны чувствовать и понимать эмоции других людей;
  • тратят больше, чем могут себе позволить, не умеют правильно распорядиться своими финансами, не задумываются о будущем, поэтому тратят деньги на мелочи, не могут накапливать;
  • думают только о себе;
  • не умеют принимать критику;
  • в собственных неудачах винят других людей;
  • постоянно спорят без повода, даже если знают, что неправы;
  • не умеют правильно распоряжаться собственным временем;
  • долго на одной работе не задерживаются.

Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.

Показатели в единицах измерения

Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.

Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?

Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.

  • Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на . С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
  • Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои , стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
  • Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший у народов Африки.

Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.

Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.