Является ли союз частью речи. Объявление темы урока, постановка цели. Виды союзов по образованию

1.Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

4. По строению союзы делятся на разряды:

Простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:

Составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:

Повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то – не то:

Двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько – сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем:

По значению союзы делятся на разряды:

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

Соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также:

Противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.:

Разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

Причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:

Целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Условные (указывают на условие) – если, раз и др.:

Уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:

Сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.:

Следственные (указывают на следствие) – так что:

Изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

1. Союзы могут писаться слитно (в одно слово) и раздельно (в несколько слов).

Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб).

Пишутся раздельно составные союзы потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.

2. Союз чтобы необходимо отличать от сочетания что бы (местоимение и частица); в сочетании частицу бы можно опустить или переставить в другое место предложения. Ср.: Мы пришли в школу, чтобы учиться. - Что бы мне ещё прочитать?



Примечание. Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

3. Союзы тоже и также необходимо отличать от сочетаний то же (местоимение и частица) и так же (наречие и частица); в большинстве случаев частицу же в сочетаниях можно опустить или переставить в другое место предложения. Кроме того, союзы и сочетания различаются значением. Ср.: Вы тоже (также) любите спорт? (И вы любите спорт?) - В кафе я заказал то же, что и вчера. Я работал так же, как и всегда.

4. Союзы причём и притом необходимо отличать от сочетаний предлога с местоимением при чём и при том; союзы имеют присоединительное значение («в добавление к этому»), сочетания этого значения не имеют. Ср: Он читал громко, причём (притом) с выражением. - При чём тут я? При том заводе был детский клуб.

26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц (кроме не и ни).

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:



1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

Правописание частиц:

Раздельное и дефисное написание частиц

1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и т. п.).

2. Частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -таки, -ка, -де, -тка пишутся через дефис.

Частица кое- (кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно (кое с кем).

Частица -таки пишется через дефис только после наречий (опять-таки) и глаголов (взял-таки), в остальных случаях - отдельно (он таки не пришел; дачку таки себе построил). Сочетание все ж таки пишется в три слова.

Частицы будто, ведь, мол и другие, а также сочетания почти что, только что и т. п. пишутся отдельно.

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. В зависимости от своей роли союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы могут связывать:

а) однородные члены в простом предложении: Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов); То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);

б) равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве (И. Тургенев); То дождь зарядит с утра, то вдруг мокрый снег полетит.

Подчинительные союзы связывают в составе сложного (сложноподчинённого) предложения такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому): В сотый раз я пожалел, ( о чём? ) что не родился художником (К. Паустовский); Надо поставить свою жизнь в такие условия, ( какие? ) чтобы труд был необходим (А. Чехов).

Также союзы делятся на простые (состоят из одного слова: а, и, но, или, как, когда, едва, чтобы) и составные (состоят из нескольких слов: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы).

Группы сочинительных союзов

Группа Соединительные Противительные Разделительные
и, да (= и), не только…но и, как…так и а, но, да (= но), однако (же), зато или, или…или, либо, то…то, не то…не то
Связывает однородные члены Не только в июле, но и в августе стоит тёплая погода. Я не отдохнул, зато успел подготовиться к зачёту. Это надо сделать или сегодня, или завтра.
Связывает равноправные предложения Не только дети играли в футбол, но и взрослые охотно к ним присоединились. Весь день было жарко, зато вечером началась сильная гроза. Или ты выполнишь обещание, или тебе не будут больше доверять.

Иногда выделяют также группу присоединительных союзов (тоже, также, да и, причём, притом: присоединяют дополнительную информацию ) и группу пояснительных союзов (то есть, а именно, или в значении то есть).

Группы подчинительных союзов

Группа (вопрос от главного предложения) Пример
1. Причинные (почему?) Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что Благодаря тому что в долине хорошие леса, там сохранились и звери.
2. Целевые (зачем?) Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы Для того чтобы соединиться с товарищами, нам нужно переплыть реку.
3. Временные (когда?) Когда, едва, лишь, лишь только, пока, прежде чем, после того как, в то время как Лишь только я вошёл, часы пробили восемь.
4. Условные (при каком условии?) Если (бы), раз, ли, как скоро, коли, ежели, когда, коль скоро Когда бы не было в мире зависти, не было бы и войн.
5. Сравнительные (как?) Как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как Природу надо беречь, как мы бережём свою жизнь.
6. Изъяснительные (вопрос косвенного падежа) Что, чтобы, как Все просили его, чтобы он спел. Ей часто говорили, что она очень хороша.
7. Уступительные (вопреки чему?) Несмотря на то что, как ни, хотя, даром что Как ни грустно, а надо расставаться.

Союз является служебной частью речи, которая служит в роли связующего звена между однородными членами предложения в составе простого предложения, а также для частей сложного предложения, или отдельных частей текста.

Например: Он любил гулять по снежному лесу, по полям, по лугам. Солнце еще достаточно высоко светило над горизонтом, а в воздухе уже слышался упоительный запах ночи.

Союз как часть речи

Местонахождение союза в предложении может быть самым разнообразным: он может как открывать предложение, так и находится внутри самого предложения.

Например: И Екатерина, и Елена, и Ольга – все занимались спортом. Мы сразу поняли, что несчастного старика мучает голод.

Союз никогда не указывает в предложении на объекты и явления действительности, а лишь помогает выстраивать взаимосвязь между ними.

Союзы очень часто можно перепутать с местоимениями и наречиями, которые часто выступают в роли союзных слов.

Например: Я сказала своей сестре, что (союз) сегодня пойду в оперный театр. Я рассказала маме, что (союзное слово) сегодня мы делали в институте.

Классификация союзов

В зависимости от структуры союзы бывают двух видов: простые (словно, как) и составные (для того чтобы, так как). По происхождению выделяют непроизводные (а, сто, но, или, и) и производные союзы (зато, чтобы, потому что, также).

По структуре употребления союзы разделяются на три основных вида: повторяющиеся, одиночные и неповторяющиеся.

По характеру синтаксических отношений, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительными союзами называются те союзы, которые соединяют равноправные компоненты предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправные части предложения, а также указывают на их зависимость. Также подчинительные союзы связывают однородные и неоднородные члены предложений. Например: Летом день намного длиннее, чем ночь.

Образец морфологического разбора союзов в предложении

Все мы выпрыгнули из дома, но опять внезапность: слышался шум многих голосов, значило, что председатель вернулся не один, это было очень загадочно, так как он не предупредил нас о посетителях.

Анализируя данное предложение, мы видим, что первый союз «но» принадлежит к категории сочинительных, простых союзов, который соединяет части сложного предложения.

Союз «так как» - подчинительный, простой, соединяет части сложного предложения. Союз «что» - подчинительный, простой, соединяющий части сложного предложения.

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И . Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И . На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные - части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII-XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность ”.

Учитель: Толерантность - это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

2. , (потому что)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар - упр. 425, 2 вар - упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар - 430, 2 вар - 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.