Теории контрактов. Основы экономической теории контрактов Экономическая теория контрактов основные положения

Рязанова Галина Николаевна

Экзаменационные вопросы

Типы контрактов. Структура и основные
параметры. В чем сходство и отличие
классических, неоклассических и
«отношенческих» контрактов?

Определение и признаки контракта

Контракт –
это совокупность правил, структурирующих в
пространстве и времени обмен между
двумя и более индивидами
Признаки контракта:
1. Предложение (оферта)
2. Согласие (акцепт)
3. Заключение контракта (признание
акцепта)
3
!

Структура экономической теории контрактов, ее место среди инструментальных теорий институционализма

Экономическая теория контрактов изучает:
проблемы, связанные со стимулами
проблемы, связанные с асимметричной
информацией
Информационная асимметрия
Между участниками
контракта и третьей
стороной (суд)
Между участниками
контракта
4

Проблема неполноты контракта

Полный контракт –
прописаны все условия, все параметры
Неполный контракт –
прописаны не все условия, не все параметры
5

Причины неполноты контракта

Ограничения лексического аппарата
Ограниченная рациональность сторон (не
могут предвидеть все обстоятельства)
Стороны действуют в условиях
структурной неопределенности (не могут
знать вероятности наступления событий)
Асимметричность доступной информации
Оппортунизм сторон
6

Структура экономической теории контрактов

Экономическая теория
контрактов
Теория
отношенческих и
неполных контрактов
Теория агентских
отношений
7

Теория агентских отношений


сторонами-участниками контракта
Информационная асимметрия возникает либо
до, либо после совершения сделки
Инструменты: вербальный анализ/формальные
модели
Позитивная (вербальная) теория агентских
отношений: А. Алчиян, Г. Демсец, У. Меклинг и
др.
Нормативная (формальная) теория агентских
отношений: Дж. Стиглиц, А. Спенс, Б.
Хольмстром и др.
8

Теория отношенческих и неполных контрактов (О. Уильямсон и др.)

Информационная асимметрия возникает между
контрагентами, с одной стороны, и третьей
стороной, с другой
Контракт, как правило, долгосрочный
Цель
контракта

преодоление
постконтрактного оппортунизма
Третьей стороне сложно проверить исполнение
контрактных обязательств
Две области исследований:
формальная теория неполных контрактов
9
теория самовыполняющихся
контрактов

Типы ограничений в теории контрактов

Трансакционные
издержки
могут
быть
запретительно высоки в некоторых областях
экономической деятельности.
Почему?
Два типа ограничений:
Несовершенство предвидения (Что будет?)
Асимметричная информация (Что знают мои
контрагенты?)
10

Несовершенство предвидения: основные проблемы

невозможно
заложить
в
контракт
все
обязательства, которые могут возникнуть у
контрагентов в будущем. Решение: срочные
контракты.
Сложность
(невозможность)
исполнения
контрактов, т.к. информация не может быть
проверена в суде или невозможно все будущие
обстоятельства прописать в контракте. Решение:
неполные контракты.
Выполнение
неконтрактных
отношений
невозможно обеспечить через суд. Решение:
заинтересованность
обеих
сторон.
От
неконтрактных
отношений
к
самовыполняющимся. 11

Асимметричная информация: основные проблемы

Информационная асимметрия
Предконтрактная:
до/во время заключения
контракта
После заключения
контракта
Предконтрактный оппортунизм:
неблагоприятный отбор
Постконтрактный оппортунизм:
моральный риск
Сокрытие информации
12
Сокрытие действий

Асимметрия информации: основные проблемы

Выводы:
Асимметрия информации всегда существует
между Принципалом и Агентом и всегда в
пользу Агента
Асимметрия информации всегда порождает
оппортунизм
13

Виды контрактов

Классический
(точковый) контракт (контракт о
продаже) –
это полный, формализованный контракт, расторгаемый
при возникновении конфликтной ситуации, гарантом
исполнения контракта является государство
Неоклассический контракт –
это неполный контракт, предполагает непрерывность
отношений сторон при возникновении конфликта до
заключения сделки, гарантом исполнения контакта
является третья сторона
Неявный / отношенческий / имплицитный контракт
(контракт о найме) –
это неполный контракт, основанный на длительном
сотрудничестве сторон, гарант – один или оба
контрагента
14
!

Специфичность активов

- степень взаимной
зависимости активов в процессе обмена или
использования.
Активы, ценность которых не зависит от
сочетания с другими активами - неспецифические
активы
Активы, ценность которых зависит от сочетания
с другими активами - специфичные активы
Взаимодополняющие активы, которые не имеют
ценности вне сочетания с другими активами 15
интерспецифические активы
!

Основные модели теории контрактов

Модель предпочтения расходов в
управленческой теории фирмы

морального риска
Модель принципал-агент для случая
неблагоприятного отбора
Теория неявных контрактов
Модель неполного контракта
Самовыполняющиеся соглашения
16

Модель предпочтения расходов в управленческой теории фирмы

Принципал – собственник; агент – менеджер
Несовпадение интересов принципала и агента:
Собственник
заинтересован в получении
«удовлетворительной прибыли» (= конкурентам)
Менеджер
заинтересован в увеличении расходов
(на содержание административного аппарата)
Результат: объём выпуска максимизирующий
прибыль фирмы не будет достигнут
Причина:
менеджера
постконтрактный
17
оппортунизм

Модель принципал-агент для случая морального риска

Принципал ставит перед агентом жесткие
условия: «хочешь – бери, хочешь – нет»
КАК?
Вознаграждение менеджера – в прямой
зависимости от степени приближения к
«удовлетворительной прибыли».
Основной недостаток модели:
неявно предполагается, что принципал может
точно оценить величину «удовлетворительной
прибыли»
18

Модель принципал-агент для случая неблагоприятного отбора


вакансии
Основная
проблема:
оппортунизм агента
предконтрактный
Причина: принципал не может полностью
наблюдать/оценить качества агента
Решение: принципал предлагает агенту меню
контрактов и агент раскрывает свои качества
19

Модель принципал-агент для случая неблагоприятного отбора: рынок «лимонов»

Рынок «лимонов»:
покупатель не может быть уверен в качестве товара и
поэтому согласен купить его по заниженной цене.
Результат:
«Плохие» товары вытесняют «хорошие».
Институциональное решение:
Гарантии
качества
Инвестиции
Дипломы
в бренд-капитал
и сертификаты20об образовании

Теория неявных / отношенческих / имплицитных контрактов

Принципал – работодатель, агент – соискатель
Проблема: работодатель нейтрален к риску,
соискатель избегает риска (т.к. не может
диверсифицировать свой актив – человеческий
капитал)
Решение: соискатель соглашается на контракт на
«разумный период» с фиксированной заработной
платой
А если дизайн рынка труда изменится?
Парадокс: работодатель не повышает зарплату,
сотрудник уходит, нового сотрудника нанимают на
21
большую зарплату

Модель неполного контракта

Ключевые предпосылки:
Рациональность сторон
Симметричность
информации
принимающих решения
у
лиц,
Несовершенство предвидения будущего
Третья сторона не может проверить действия
сторон
Проблема:
высокий
риск
специфических
инвестиций,
невозможность их защиты22законом; оппортунизм

Самовыполняющиеся соглашения

Основной признак – соглашение не оформлено в
виде контракта
Основные проблемы: асимметрия информации и
возможность оппортунизма
Гарантия выполнения контракта – доход,
который возникает в результате инвестиций в
специфические активы, выше, чем выгоды от
нарушения контракта.
Доверие и честность:
ожидание выполнения условий контракта
ожидание компетентности
23
«доверие к доброй воле»

собственность

4 режима собственности
государственная
свободный
доступ.
коммунальная
частная

Правомочия по А. Оноре

1)Право владения
2)Право пользования
3)Право управления
4)Право на доход
5)Право на капитал
6)Право на безопасность
7)Право на передачу вещи по наследству
8)Бессрочность
9)Ответственность в виде взыскания
10. Обязанность не использовать вещь во вред
11)Право остаточного характера

Собственность у неоинституционалистов

Пучок правомочий
возможность рассредоточения различных прав на
одну и ту же вещь между разными лицами.
!

1.
2.
3.
связь
с
базовой
проблемой
экономики

ограниченностью ресурсов.
отчуждение производителя от средств производства и
установление стратификации общества
поддержание данного порядка вещей не только с
помощью законодательных актов, но и под
воздействием укореняемых в сознании общества
стереотипов мышления

Наиболее существенные характеристики собственности

4.
под влиянием развития хозяйственных
отношения собственности модифицируются.
связей
5. свободный оборот имущественных прав обостряет
проблему
защищенности прав собственности и
увеличивает трансакционные издержки.

Собственность в экономическом смысле обусловлена базовой проблемой экономики – редкостью ресурсов и порождаемыми ею двумя основными сле

1) потребность в
нахождении
хозяйственных
способов преодоления
ограниченности
ресурсов
2) потребность в
определении
общественно
санкционированных
способов
распределения как
самих ресурсов, так и
продуктов их
использования.

В рамках института собственности решение этой проблемы происходит посредством общественного регулирования доступа к двум видам ресурсов

1) материальным
2) властным

институт собственности – это система
отношений, определяющих конкретно
исторический способ воспроизводства и
распределения ресурсов посредством
регулирования доступа к материальным благам
и возможностям влияния.
!

Экономическая деятельность и издержки

!
Издержки
Трансформационные
Трансакционные

ТРАНСАКЦИЯ. ВИДЫ ТРАНСАКЦИЙ
Трансакция
!

отчуждение и присвоение
(обмен) прав собственности и
прав свободы, принятых в
обществе

ТРАНСАКЦИЯ. ВИДЫ ТРАНСАКЦИЙ
ТРАНСАКЦИИ
ТРАНСАКЦИИ
РАЦИОНИРОВАНИЯ
ТОРГОВЫЕ
ТРАНСАКЦИИ
ТРАНСАКЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ
!

Издержки поиска
альтернатив
Издержки измерения
Трансакционные
издержки
Издержки ведения
переговоров и заключения
контрактов
Издержки
оппортунистического
поведения
Издержки спецификации и
защиты прав
собственности
!

Оценить трансакционные издержки:

В
сделке купли продажи 20 тонн апельсинов
В сделке найма на работу сотрудника
компании
В сделке оказания образовательных услуг
В деятельности предпринимателя

Нормы

Социальная норма – это общепризнанное и
защищенное предписание, устанавливающее как
должны вести себя индивиды и созданные ими
организации (объединения) в тех или иных
ситуациях.
!

Нормы

С точки зрения типа предписания социальные
нормы можно разделить на три группы:
ценности,
ограничения и
правила.

Ценностные ориентации

внешние ценности – это то, что воздействует на
наше поведение с помощью социальных санкций
внутренние ценности – это то, что воздействует
на наше поведение непосредственно (чувство
долга, представление о нравственности).

Представители старого институционализма

Торстейн Веблен
Уэсли Митчелл
Джон Коммонз
!

Представители неоинституционализма

Рональд Коуз
Оливер Уильямсон
Дуглас Сесил Норд
!

теорема Коуза
Если права собственности четко определены и транс
акционные издержки равны нулю, то размещениерес
урсов (структура производства) будет оставаться неи
зменным и эффективным независимо от
изменений в распределении прав собственности
!

«СТАРЫЙ» и «НОВЫЙ» ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Характеристика
«Старый» институционализм
«Новый» институционализм
1.Возникновение
Из критики ортодоксальных
предположений классического
либерализма
Через улучшение ядра
современной ортодоксальной
теории
2. Вдохновляющая наука
Биология
Физика (механика)
3. Элемент анализа
Институты
4. Индивидуум
Атомистический, абстрактный
индивидуум
Изменяем, его предпочтения и Берется как данный, его
цели – эндогенные
предпочтения и цели –
экзогенные
5. Институты
Формируют
предпочтения, Дают внешние ограничения и
самих индивидуумов
возможности для индивиду умов: условия выбора, ограничения и информация
6. Технология
7. Методология
Технологическое изменение – Технология экзогенна
эндогенно
Органический
подход, Методологический
эволюционный подход
индивидуализм, равновесный
подход, оптимальность
8. Время
Начало XX века
9. Представители
Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. О. Уильямсон, Г. Демсец,
Митчелл
Д. Норт, Р. Познер, Э. Шоттер,
Р. Коуз и др.
Последняя треть ХХ века

«СТАРЫЙ» И «НОВЫЙ» ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Признаки
Старый институционализм
Неинституционализм
Движение
От права и политики
к экономике
От экономики к политике и
праву
Методология
Других гуманитарных наук
(право, политология,
социология и др.)
Экономическая
неоклассическая (методы
микроэкономики и теории
игр)
Метод
Индуктивный
Дедуктивный
Фокус внимания
Коллективное действие
Независимый индивид
Предпосылка анализа
Холизм
Методологический
индивидуализм
!

Теория общественного выбора

– это теория, изучающая различные способы и
методы, посредством которых люди используют
правительственные учреждения в своих
собственных интересах.
!

Рента

регулярно получаемый доход с капитала,
облигаций, имущества, земли.

Механизмы использования ренты

Политическая рента – использование властных
структур в экономике:
а) лоббизм (реализация целей отдельных групп
путем влияния на законодательные и
исполнительные органы власти)
б) логроллинг (игра голосами)
в) гонорары за лекции и публикации
!

Принципы институционализма

Институтоцентризм
Несводимости
Методологического социализма
Единства
Историзма
!

Функции институтов

Координация действий
Ограничение множества возможных действий
путем отсечения тех от них, выбор которых
может привлечь санкции, ущерб от которых
превысит выгоду
Перераспределение ресурсов, издержек и
выгоды
!

!
Институциональная среда -
совокупность основополагающих
социальных, политических, юридических и
экономических правил, определяющих
рамки человеческого поведения.

Ключевые параметры неоинституционализма

- Истоки: неоклассика.
- Попытка изменить твердое ядро Economics.
- Расширение понятие собственности, информационных и
трансакционных издержек
!

Рациональность по Уильямсону

Максимизация.
Ограниченная рациональность
Органическая рациональность

Ориентация на собственный интерес

Оппортунизм
Простое следование своим интересам
Послушание

Принялись за поиск новых стимулов для эффективной работы в условиях свободного рынка.

Мало известная широкой общественности теория контрактов привлекла внимание всего мира после того, как исследовавшие ее ученые Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем получили Нобелевскую премию по экономике за 2016 год. Данная гипотеза серьезно повлияла на многочисленные смежные области. Ее влияние распространилось на современную политическую экономику и теорию корпоративных финансов.

Суть

Теорией контрактов пользуются для определения правильного вознаграждения подчиненных. Ее приложение универсально. Теория одинаково подходит для предприятий с простыми рабочими со сдельной или фиксированной оплатой и случаев с высокооплачиваемыми должностями топ-менеджеров или разных корпоративных управленцев (но схема их вознаграждения на порядок сложнее). С помощью методов, сформулированных учеными и ведущими экономистами мира, можно определить наиболее подходящий обеим сторонам способ оплаты труда. Они подсказывают правильный выбор между бонусами в виде наличных, акциями предприятия или опционами на право их покупки.

Основы теории контрактов могут пригодиться и в области экономики регулирования. За исследования в этой области Нобелевскую премию 2014 года получил Жан Тироль. Другая важная сфера применения - корпоративное управление и корпоративные финансы. Для их изучения прибегают к использованию агентских моделей.

Также теория контрактов примыкает к теории аукционов. Эти области информационной экономики достаточно похожи и имеют много общих черт. Сегодня разработкой ведущих аукционов занимаются выдающиеся экономисты. В своей работе они пользуются методами, выработанными в том числе и теорией контрактов. Правильно подготовленный аукцион приносит прибыль на порядки большую, чем аналогичное мероприятие, если его организовать спустя рукава.

Конфликты на работе

Ключевые основы теории контрактов, модели и задачи этой дисциплины сводятся к построению абстракций, например модели «подчиненный-начальник» или «агент- принципал». В ней сталкиваются два лица. У обоих есть свои предпочтения и интересы. Теория контрактов рассматривает ситуации, при которых межу начальником и подчиненным возникают вызываемые их разными целями и задачами конфликты.

Спор не означает, что одна сторона хочет навредить другой. В нем есть пространство как для противоречий, так и для сотрудничества. Основные аспекты теории контрактов затрагивают ситуации, подобные той, когда начальник хочет, чтобы его подчиненный больше трудился, а его зарплата при этом не увеличивалась. У работника желания прямо противоположны. При подобном раскладе у начальника появляется дилемма: какие стимулы дать подчиненному для его действия в интересах работодателя? Суть теории контрактов сводится к анализу и предоставлению вариантов для решения подобных противоречий.

Основные принципы теории

Одним из решений для начальника может быть вариант, когда он продает свой проект подчиненному, организовывая тем самым новую франшизу. Покупатель платит определенную сумму и становится бенефициаром, начав с того момента получать все издержки и выгоды. Такое решение выглядит изящным и эффективным в теории. Однако у него есть изъяны, в том числе и концептуальные. Такая ситуация приводит к тому, что начальник застраховывается от возможных рисков, а подчиненный, наоборот, берет их все на себя.

Следовательно, подобное решение сработать не может. А все дело в том, что способность к риску характерна как раз для начальников, а не для подчиненных. Теория контрактов, кратко говоря, посвящена как раз подобным отношениям. Работавшие в ее рамках ученые и мыслители в разное время рассмотрели несколько абстрактных решений в ситуации конфликта интересов.

Не станет выходом из тупика и контроль над усилиями подчиненного. В таком случае начальник стал бы принуждать и заставлять его делать только то, что соответствует собственным интересам работодателя. Иллюстрацией подобных отношений может быть многовековая история экономики при эксплуататорском строе. В реальности же современные подчиненные часто действуют только по своему усмотрению, что оказывает существенное влияние на результат.

Факторы вознаграждения

Одна из теорем, которую предлагает теория контрактов в институциональной экономике, - это теорема достаточной статистики. Она принадлежит уже упомянутому лауреату Нобелевской премии Бенгту Хольмстрему. Эта теорема предлагает решение конфликта внутри модели «начальник-подчиненный». Что она собой представляет? Хольмстрем рассмотрел и подробно разобрал ситуацию, при которой начальник измеряет показатели, информирующие его о результатах деятельности подчиненного. Именно от них зависит предполагаемое вознаграждение или даже наказание.

Хольмстрем пришел к выводу, что начальнику необходимо перестать учитывать факторы, не находящиеся во власти его подчиненного. Принятые в обратном случае решения создают ненужный риск и только мешают стимулировать действия работника. При этом начальнику необходимо ориентироваться на всю остальную доступную ему информацию об эффективности усилий подчиненного.

Упрощенные стимулы

Многие ситуации не вписываются в классическую модель. Примером тому может послужить случай, когда подчиненному поручено сразу несколько заданий, и ему необходимо прикладывать самые разные усилия. Например, рабочий ухаживает за станком, заботится о его сохранности, подливает туда масло и в то же время вытачивает на нем какие-то детали. Даже если оплата за такой труд будет сдельной, она может привести к некоторым проблемам. Основные принципы контрактов строятся на стремлении избежать подобного развития событий. Пример неправильного решения - простой и сильный стимул, который вдохновит работника усердно трудиться и при этом заставит его позабыть о своих дополнительных обязанностях (внимательном отношении к станку, который сломается, если о нем не заботиться).

Многомерные усилия всегда чреваты для начальника дополнительными рисками. Созданная для подобного случая схема стимулирования должна учитывать все индивидуальные особенности ситуации. Упрощение - это то, с чем борется теория контрактов. Кратко его можно описать на примере преподавательницы. Если от учителя в школе потребовать определенных результатов ЕГЭ, то он будет «нагонять» детей на результат, забыв о самом главном - собственно, о знаниях. В такую ловушку могут попасть даже закаленные профессионалы, если им дать неправильные, извращенные стимулы. Их ученики в итоге не получат ключевых навыков, в том числе не привыкнут критически мыслить и самостоятельно разбираться в предмете.

Другой пример конфликта - проект целой команды, в которой неясно распределены полномочия и ответственность работников. Он подразумевает, что начальник не может оценить индивидуальный вклад в результат каждого своего подчиненного. Именно такие коллизии изучают экономисты, чьи исследования касаются теории контрактов. Способы улаживания конфликтов - вот что ищут эти специалисты. Они стремятся найти точку, в которой бы пересекались интересы и начальника, и подчиненного.

Отношенческий контракт

При выполнении некоторых видов работы очень важную роль играет механизм репутации. Его в частности изучали Харт и Хольмстрем. Теория контрактов в таких ситуациях изучает отношенческие контракты. Они возникают в случае, когда подчиненный и начальник работают вместе на протяжении довольно долгого времени. Чем больше опыт эффективного взаимодействия, тем больше они будут ценить их сотрудничество. Возникает доверие. В таком случае меньше шанс, что люди будут поступать согласно только своим интересам, а будут исходить из необходимости именно взаимной выгоды. Например, начальник станет щедрым на бонусы, а подчиненный не испугается рискованной инициативы.

Особенно важен фактор репутации, когда не предусмотрено объективной оценки результатов работы. Это может быть картина художника или другой объект творческого труда. В таких ситуациях часто нет третьей стороны, которая могла бы разрешить спор. Определить, что картина достойная, может только заказчик, исходящий из своих, возможно, никому неясных представлений об искусстве. Здесь бессилен суд, но зато может помочь теория контрактов. В институциональной экономике механизмы репутации изучаются с самых разных сторон.

Неполный контракт

Помимо всего прочего, теория контрактов Оливера Харта, за которую он и получил Нобелевскую премию, посвящена теме неполных контрактов. Ее суть сводится к тезису о том, что жизнь слишком сложна и многообразна, чтобы первоначальный договор, заключенный между сторонами, мог предусмотреть любые Именно поэтому участники процесса будут вести переговоры уже в ходе работы. Такие обсуждения позволяют разрешать новые проблемы и вызовы, возникшие у подчиненного и начальника. Они заполняют те пробелы, которые со временем неизбежно проявляются в самом первом контракте.

Далее важную роль играют детали. Кто обладает правами принятия решений и влияния на переговоры? Насколько стороны заинтересованы в продолжении сотрудничества, несмотря на возникшие проблемы? Всему этому посвящена теория контрактов Оливера Харта. Она повлияла на многие смежные дисциплины. Идеи Харта затронули теорию корпоративных финансов и Предложенными им решениями пользуются многие предприниматели и коммерсанты. Теория ученого уже давно служит инвесторам и планировщикам капитала публичных компаний. С ее помощью определяют ход процедуры банкротства разорившихся бизнесменов и предприятий.

Теория неполных контрактов нашла применение в спорах об экономическом распределении между государственным и частным секторами. Эта дискуссия касается судьбы организаций, предоставляющих услуги лечения и образования. Должны ли они быть государственными или оставаться частью свободного рынка? Теория неполных контрактов в данном случае затрагивает всю ту же мотивацию подчиненных. Например, если менеджера нанимает государство, то у него меньше стимулов осуществлять инвестиции, так как государство, возможно, вообще не будет вознаграждать его усилия в условиях собственной монополии. На конкурентном рынке с множеством частных компаний все совершенно иначе. В таких условиях каждый работодатель стремится внести в свое производство или предоставление услуг что-то новое, чтобы обогнать оппонентов. Поэтому компании будут вознаграждать менеджеров за инициативу и новшества, что обязательно станет частью контракта.

Стимулы и психология

Вместе с теорией контрактов, начиная с 80-х годов, развивалась поведенческая экономика. В ее рамках изучается поведение людей, влияющее на принятие решений и мотивацию работников. Все это напрямую связано с теорией контрактов. Многие идеи, сформировавшие ее основные постулаты, почерпнуты как раз из поведенческой экономики.

Примером такого заимствования можно назвать тезис о том, что люди мотивируются не столько вознаграждениями материального характера, сколько чувством общественной пользы своего дела, справедливости и т. д. За исследования в этой области вручена Нобелевская премия по экономике (2016). Теория контрактов особенно активно развивается в этом направлении в последние 10-15 лет. За данный период появилось немало серьезных работ, содержащих анализ внутренней мотивации подчиненных, основанной на отношениях с окружающими. Эти соображения накладываются на классические устоявшиеся модели теории контрактов, что ставит перед наукой новые открытые вопросы, требующие ответа.

Через теорию контрактов в экономическую науку вводятся понятия социальных норм и идентичности. В них прослеживаются элементы социологии и психологии. Из-за этого с теорией контрактов работают специалисты в самых разных научных областях. Они предлагают альтернативные методы мотивации подчиненных, упор в которых делается на чувство их идентичности и принадлежности (например, к некой социальной группе).

Заработная плата и производительность

В 1979 году Бенгт Хольмстрем в одной из своих публикаций сформулировал один из принципов оптимального контракта. В идеале он должен привязать оплату труда к результату работы подчиненного. Например, если менеджер компании отвечает за курс акций, то его зарплата будет понижена, если этот курс упадет. Однако финансовые потери имеют шанс случиться и не по вине агента. Могут вмешаться посторонние обстоятельства (например, конъюнктура рынка). Теория контрактов предлагает разные решения этого противоречия. Например, зарплату вышеописанного менеджера можно определять еще и согласно заработкам компаний-конкурентов. Если акции растут по сторонним причинам, влияющим на всю индустрию, то в этом нет заслуги агента, и тогда поощрять его просто не за что.

Связь между работой подчиненного и производительностью компании часто искажается множеством факторов. Чем больше таких обстоятельств, тем меньше заработок менеджера должен зависеть от показателей фирмы. Отдельно теория контрактов рассматривает зоны с высоким риском. Это может быть новая для инвестиций область. Чем сильнее вовлечен в эту зону подчиненный, тем лучше сделать его зарплату фиксированной. В таком случае при колебаниях (вне зависимости от их положительности или отрицательности) вероятность конфликта между работником и работодателем заметно снижается.

Сбалансированные стимулы

Мотивацией работника может быть не только высокая заработная плата, но и перспектива карьерного роста. Авторы теории контрактов подробно рассмотрели взаимодействие двух этих переплетающихся факторов. В условиях конкурентного рынка компания должна предлагать работникам высокую заработную плату, иначе они уйдут к конкурентам. В этой системе есть свои перекосы. Например, появляется угроза, что новые кадры будут трудиться слишком усиленно, в то время как специалисты на верхних ступеньках карьерной лестницы, наоборот, начнут отлынивать от своих обязанностей, так как их запросы уже в целом удовлетворены.

В этом контексте имеет свои плюсы модель фиксированной зарплаты. Выше уже приводился пример учителя, от которого требуются высокие результаты учеников на экзаменах. Такие ожидания приводят к перекосу и заострению внимания на определенных предметах или задачах. Если же зарплата будет фиксированной, вне зависимости от показателей производительности, распределение усилий между задачами станет сбалансированным.

Особенности теории

Близким направлением теории контрактов является экономика информации. Исследования в этих сферах ведутся с совсем недавнего времени. Еще несколько десятилетий назад даже самые серьезные и именитые экономисты не обращали внимания на реагирование людей на разные стимулы и на создание этих стимулов для поведения, оптимального для достижения определенной цели. Интерес к подобным явлениям возрос в 70-е годы.

Первыми экономические стимулы начали изучать Джеймс Миррлис и Уильям Викри. Эти специалисты повлияли на формирование теории оптимального налогообложения, с которой тесно связана теория контрактов. Книги Миррлиса и Викри дополнились трудами таких именитых ученых, как Жан Тироль, Эрик Маскин, Жан-Жак Лаффон, Роджер Майерсон. Многие из них были удостоены Нобелевской премии по экономике. Вышеупомянутые Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем также относятся к этой плеяде исследователей.

Полная лемм и теорем теория контрактов оперирует абстрактными понятиями и в этом смысле очень близка к математике. В то же время рассматриваемые ею модели строятся согласно реальной жизненной мотивации. Выводы, которые делает теория контрактов, широко применяются на практике. Она взвешивает за и против во многих спорных вопросах. Примером применения теории может послужить спор о справедливости высоких зарплат топ-менеджеров российских и зарубежных компаний. Не зря ли эти сотрудники получают столь значительные вознаграждения за свой труд? Теория контрактов простыми словами может ответить на этот вопрос, так как в ее арсенале есть многочисленные экономические аргументы.

А.Е. Шаститко обращает внимание на три основополагающие экономические теории контрактов: теория управления поведением исполнителя (теория принципала–агента), самовыполняющиеся контракты и отношенческие контракты.

Основы теории управления поведением исполнителя (теории принципала–агента). Отношения управления поведением исполнителя (отношения принципала–агента) – это контракт, в рамках которого один или более субъектов (поручителей, принципалов) привлекают (нанимают) другого субъекта (исполнителя, агента) для выполнения действий (предоставления услуг) от их имени, что предполагает делегирование исполнителю некоторых прав принятия решений.

Для того чтобы проиллюстрировать определенные черты контрактной проблемы, кратко рассмотрим модель принципала–агента, или модель управления поведением исполнителя. Допустим, существуют два индивида: агент (исполнитель) и принципал (поручитель). Агент выбирает один из возможных видов действий, которые влияют и на его собственное благосостояние и на благосостояние принципала. Согласно этому положению принципал не может следить за действиями агента и видит только их результат. Однако любой данный результат зависит не только от действий агента, но и от случайных событий, обусловленных изменениями в окружающей среде (например, переменой погоды). В результате принципал не может сделать каких-либо определенных выводов о действиях агента, просто рассматривая данные о фактических результатах. Тем не менее при определенных предположениях (т.е. информации о предпочтениях агента и функции распределения шоков) принципал может установить для агента схему вознаграждения, которая зависит от результатов. Кроме того, создается ситуация, в которой агент максимизирует не только свою собственную полезность, но и полезность принципала. Описанная модель принципала–агента является типом моделей, известных как «скрытые действия», и предполагает, что существует проблема «субъективного риска». Второй вариант – это тип моделей, известный как «скрытая информация», или «ухудшающий (неблагоприятный) отбор». Здесь агент, в отличие от принципала, перед заключением контракта провел некоторые наблюдения, а принципал ничего не знает об этом.

В экономической теории различают два направления исследований в области управления поведением исполнителя – нормативное и позитивное. Нормативное направление использует общепринятый микроэкономический модельный аппарат и акцентирует внимание на условиях максимизации целевой функции (полезности) при заданных ограничениях. К этому направлению относятся исследования проблем субъективного риска и стимулирующих контрактов в условиях определенности и неопределенности результата, а также ухудшающего отбора и стимулирующих контрактов для разных случаев поведения исполнителя и поручителя. В то же время позитивная теория больше внимания уделяет технологии мониторинга, связывания обязательствами в контексте различных форм контрактов и организаций. Позитивная теория поясняет, не какими должны быть стимулы исполнителя, а как поручитель и исполнитель решают проблемы настройки стимулов через дизайн контрактов и организаций 5 .

Самовыполняющиеся контракты . Самовыполняющимся называется контракт, обеспечение соблюдения условий которого не требует вмешательства субъекта, не являющегося участником данного контракта. Самовыполняемость обусловлена не столько моральными принципами, которыми руководствуются участники соглашения, сколько расчетом, основанным на оценке надежности контрагента и издержках использования третьей стороны (суда) как гаранта выполнения соглашения.

К. Менар содержание самовыполняемости трактует следующим образом: «Самовыполняющиеся контракты, или самовыполняющиеся пункты контрактов, – встроенные механизмы со специфическими характеристи­ками: они включают автоматические процедуры для их выполнения» 6 . Однако такая формулировка допускает различные варианты интерпретации, поэтому часто используется другой вариант: «...Самовыполняющимся называется контракт, если в случае нару­шения одной стороной условий контракта единственным ответом другой является разрыв соглашения».

Для того чтобы соглашение было самовыполняющимся, каждый экономический агент должен достаточно высоко оценивать степень надежности контрагента. Степень надежности основывается на репутации контрагента. Репутация – нематериальный актив, ценность которого определяется той мерой, в какой контрагенты опираются на репутацию в оценке будущего поведения данного экономического агента. Репутация может рассматриваться как неявный (имплицитный) контракт.

Самовыполняющиеся контракты изучались, в частности, Б. Клейном, представлены в обзорной книге Э. Фуруботна и Р. Рихтера 7 . Рассмотрим сущность самовыполняющихся контрактов на основе работ Б. Клейна.

Чтобы минимизировать издержки явного (письменного) внесения в контракт всех непредвиденных обстоятельств, контракты умышленно разрабатывают неполными. Неполные контракты создаются как с целью распределения риска, обусловленного неопределенностью развития ситуации, так и для того, чтобы минимизировать поведенческий риск, связанный с потенциалом вымогательства. Трансакторы в своих интересах могут использовать явно не прописанные условия контракта для его оппортунистического нарушения. Оппортунистическое нарушение контракта может произойти, если, например, трансактор вынуждает своего партнера точно следовать условиям контракта при изменении ситуации на рынке.

Возможность возникновения вымогательства может быть предотвращена путем использования неявного механизма принуждения к выполнению контракта, например угрозы разрыва контрактных отношений и разглашения сведений о контрактной несостоятельности агента на рынке. Выполнение контракта будет неявно гарантировано и проблема вымогательства не возникнет, если индивид, сталкиваясь с разрывом отношений, ожидает получить в будущем такой поток квазиренты, настоящая дисконтированная стоимость которого больше, чем краткосрочная прибыль от нарушения контрактного соглашения. Контрактные отношения, таким образом, будут развиваться в пределах зоны самовыполняемости.

Зона самовыполняемости в любой момент времени определяется капитальной ценностью ожидаемого потока квазиренты в сравнении с краткосрочной прибылью от нарушения. Поток квазиренты состоит из доходов от трансакционно-специфических инвестиций, которые будут потеряны вследствие разрыва отношений, и повышенных издержек на покупку ресурсов и продажу услуг на рынке, после того как разрыв будет разглашен. Капитальная ценность ожидаемого потока квазиренты (или издержки капитала фирмы, использующей политику обмана своего партнера) называется капиталом торговой марки фирмы. Чем больше капитал торговой марки трансактора, тем больше зона самовыполняемости контракта.

Вероятность возникновения вымогательства может быть снижена путем прописывания таких условий, которые явно защищаются судом. Опираясь на судебную защиту, трансакторы могут сэкономить на требуемом капитале торговой марки, чтобы сделать контракт самовыполняющимся при данной зоне ex post условий, и могут изменить границы зоны самовыполняемости, чтобы точнее реагировать на рыночные изменения.

Путем спецификации в контракте явных, гарантированных судом условий, таких как определение качества продукции, трансактор законным путем ограничивает себя в отношении переменных, которыми он может манипулировать с целью вымогательства. Таким образом, возможности выхода трансакторов за пределы зоны самовыполняемости ограничены. Явные условия контракта экономят на требуемом капитале торговой марки, необходимом трансакторам для осуществления специфических инвестиций.

Явные контрактные условия также меняют границы зоны самовыполняемости, чтобы расширить спектр возможных ex post рыночных ситуаций, которые вероятно попадут в эту зону, где выполнение остается гарантированным. Этого добиваются путем записи таких условий контракта, которые наиболее точно соотносят действительный капитал торговой марки фирмы с возможными требованиями, касающимися различных состояний внешней среды. Трансактор, который по контракту будет обязан осуществлять специфические инвестиции, определяется на основе сравнения вероятных будущих требований сторон к торговой марке с капиталом торговой марки, имеющимся у каждого трансактора. Как правило, трансактор с меньшим капиталом торговой марки будет обязан осуществлять специфические инвестиции. «Необычные» условия контракта в деловой практике часто объясняются как средства, позволяющие сэкономить на ограниченном капитале торговой марки, которым располагают трансакторы.

Таким образом, трансакторы разрабатывают оптимальное контрактное соглашение, намеренно принимая решение ex ante оставить некоторые условия контракта точно не прописанными и для гарантии выполнения полагаясь на неявный механизм принуждения, связанный с торговой маркой. Трансакторы совместно обсуждают величину специфических инвестиций, которые они собираются осуществить (и, следовательно, столкнуться с потенциалом вымогательства), и определенные контрактные обязательства, которые они должны принять (при данном капитале торговой марки, принадлежащем трансакторам, это определит вероятность вымогательства). Рациональные трансакторы составляют эффективные контрактные соглашения, пытаясь минимизировать потенциал вымогательства при наименьших явных, контрактно определенных издержках и оптимально распределить этот потенциал между трансакторами в соответствии с их капиталом торговой марки и ожидаемыми событиями. Выбранные трансакторами явные условия контракта в совокупности с данной величиной капитала торговой марки трансакторов определяют размер и границы зоны самовыполняемости соглашений. До тех пор пока трансакторы находятся в пределах этой зоны, неявные условия контракта будут выполняться, а неверно записанные условия ex post корректироваться. Явные условия, которые определяют зону самовыполняемости, могут рассматриваться как контрактная конституция . Она не должна часто меняться, чтобы минимизировать ренту, рассеиваемую в процессе торгов за пересмотр условий контракта,

Отношенческие контракты . В новой институциональной экономической теории акцент сделан на неполный, или отношенческий контракт , который также является самовыполняющимся. Отношенческие контракты относятся к ситуациям, когда существует двусторонняя зависимость между экономическими агентами в связи со специфичностью используемых ресурсов. Вспомним, что специфичность актива предполагает получение дохода, устойчиво превышающего величину альтернативных издержек.

Существует два подхода к исследованию отношенческих контрактов. Первый, названный неоклассической теорией неполных контрактов, предполагает применение микроэкономического инструментария, изучает проблемы в случае независимого принятия решений, вертикальной интеграции и др. Второй подход можно назвать трансакционной теорией неполных контрактов, так как он основан на экономической теории трансакционных издержек 7 . Сравнительный анализ подходов представлен в табл. 5.2.

В новой институциональной экономической теории развиваются несколько теорий контракта. Некоторые из них тяготеют к неоклассическому направлению экономической мысли, они основаны на постулатах об «экономическом человеке», абсолютной рациональности и максимизирующем поведении. В таких теориях акцент делается на применении математических методов и прежде всего стандартных методов микроанализа. Другие теории опираются на нетрадиционные для экономической науки понятия, такие, как «отношения», «солидарность», «доверие» и т.д. При этом используются не только математические, но и «вербальные» методы, характерные для социологии и других смежных наук. В данном разделе будут рассмотрены две «крайние» теории контрактов: теория агентских контрактов и теория отношенческих контрактов. Первая имеет неоклассический характер, она рассматривает взаимодействие участников контракта как антагонистическое, а их поведение как абсолютно рациональное и максимизирующее. Вторая, наоборот, делает акцент на роли кооперации, сотрудничества, солидарности. Поведение участников взаимодействия не является абсолютно рациональным, на него оказывает существенное влияние институционализированная система ценностей.

Теория агентских отношений. Сторонами контракта выступают принципал и агент. Принципал нанимает агента, действующего от имени принципала, для оказания неких услуг и, чтобы облегчить достижение поставленных целей, делегирует этому агенту некоторые полномочия по принятию решений. Информация после заключения контракта асимметрична , поскольку":

  • а) действия агента не поддаются непосредственному наблюдению со стороны принципала;
  • б) агент располагает некоторыми результатами наблюдений, которых нет у принципала.

Для принципала слишком затратно осуществлять как мониторинг действий агента, так и приобретать знания, полученные агентом в ходе наблюдений. Поэтому в первом случае агент получает возможность совершать скрытые действия, а во втором случае - пользоваться скрытой информацией. Предполагается, что агент совершает скрытые действия и использует скрытую информацию для достижения своих собственных целей, а не целей принципала. Таким образом, принципал несет моральный риск, связанный с постконтрактным оппортунистическим поведением агента.

Пример 1. В трудовом договоре наниматель выступает в роли принципала, а наемный работник - в роли агента. Использование рабочего времени в своих целях является скрытым действием работника.

Пример 2. В отношениях между врачом и пациентом врач выступает в роли агента, выбирающего некие действия, влияющие на благосостояние принципала (пациента). Врач обладает преимуществом в знаниях, которым он может воспользоваться для завышения объема оказываемых медицинских услуг сверх необходимого уровня. Такие знания врача являются скрытой информацией.

Пример 3. Акционеры являются принципалами, которые не могут в деталях наблюдать за тем, принимают ли менеджеры - их агенты - решения, соответствующие ситуации, или нет. Проблема принципал-агент в данном случае получила название «отделение собственности от контроля».

Пример 4. Страховая компания, застраховавшая имущество собственника от пожара, является принципалом, а собственник - агентом. Оппортунистическое поведение собственника заключается в данном случае в несоблюдении им мер противопожарной безопасности. В подобных страховых случаях лежат истоки термина «моральный риск».

Издержки, связанные с реализацией контракта между принципалом и агентом, называют агентскими. Они включают в себя:

  • а) затраты принципала на мониторинг, предназначенный для ограничения уклоняющейся деятельности агента;
  • б) затраты агента, сопряженные с осуществлением залоговых гарантий. Залоговые издержки часто необходимы, чтобы принципал имел гарантии, что агент не предпримет каких-либо действий, причиняющих ему ущерб;
  • в) остаточные потери принципала, связанные с тем, что действия агента не направлены всецело на максимизацию благосостояния принципала.

Информация до заключения контракта асимметрична , поскольку принципал меньше знает о личных качествах агента, чем сам агент. В результате возникает проблема неблагоприятного отбора агентов. Этот термин имеет свои истоки в сфере страхования. Например, в случае страхования жизни известно, что одни индивиды имеют большую вероятность умереть молодыми, чем другие. Некоторые из тех, кто страхует свою жизнь, могут более точно оценить свое здоровье, чем страховая компания. Если страховые взносы будут равными для всех, то страхование жизни будет в большей степени привлекать людей с высоким риском, чем людей с низким риском. В итоге структура владельцев страховых полисов окажется более «рискованной», чем структура населения в целом, на которую ориентируется страховая компания. Как следствие, ее выплаты будут чрезмерными.

Теория отношенческих контрактов. Концепция отношенческой контрактации является центральной в новой институциональной экономической теории. Отношенческие контракты можно определить как контракты, участники которых не пытаются принять во внимание все возможные будущие обстоятельства, но тем не менее вступают в такие долгосрочные отношения, когда прошлые, настоящие и ожидаемые будущие личные отношения, возникающие между ними, имеют важное значение. Хозяйственные агенты в значительной степени полагаются на «невидимое рукопожатие» как заменитель «невидимой руки», которая не слишком эффективно действует в информационной экономике. В трудовой сфере «невидимое рукопожатие» работодателей со своими наемными работниками означает необязы- ваюшие утверждения, которые благоприятно влияют на долгосрочные ожидания работников и вместе с тем не накладывают чрезмерных ограничений на возможности гибкого поведения фирмы. Большинство трансакций, осуществляемых в рамках отношенческой контрактации, представляют собой элемент системы социальных отношений, которые выходят за пределы отдельной трансакции. Эти трансакции являются неотъемлемой частью долговременных деловых союзов.

Теория отношенческих контрактов применима к ситуациям, в которых существует двусторонняя зависимость участников контракта, обусловленная наличием трансакционно-специфических инвестиций. Инвестиции данного вида трансформируют агентский контракт в отношенческий. Примером служит фундаментальная трансформация - возрастающая зависимость фирмы от наемных работников, обладающих специфическим человеческим капиталом.

Гарантии отношенческих контрактов со стороны законодательства весьма ограничены. По этой причине оппортунизм приходится предотвращать путем частного порядка улаживания конфликтов. Под этим термином понимают как неюридические санкции, так и контрактные соглашения, которые защищены законом и предназначены для охраны каждой из сторон от постконтрактного оппортунизма другой стороны. Рассмотрим типы частного порядка улаживания конфликтов.

I. Самовыполняющееся соглашение с использованием бренд-капитала или «заложников ». Бренд-капитал - это специфические инвестиции, осуществляемыет фирмой в торговую марку (например, рекламные компании, предпринятые с целью продвижения торговой марки). «Заложники» - это специфические инвестиции, которые осуществляет субъект, давший обещание, с целью сделать свое обещание достоверным. К «заложникам» относят затраты на рекламу нового товара, которые будут «уничтожены», если надежды покупателей не оправдаются. К ним также относят низкозатратные инвестиции, такие, как дарение подарков, взаимное угощение и обмен визитами. Обмен «заложниками» в форме инвестиций в чувства также служит механизмом обеспечения достоверности обязательств. Так, страхованием от изменений стимулов контрагентов являются узы любви. Чувство глубокой привязанности не позволит стимулам одного контрагента измениться в своекорыстных целях. Это создает основу для текущих инвестиций во взаимоотношения, что в противном случае было бы слишком рискованно.

  • 2. Солидарность - взаимопомощь контрагентов, основанная на общности ценностей и необходимости достижения общих целей. Отношенческим контрактам свойственна слабая солидарность , она характеризуется следующими свойствами: а) стороны учитывают интересы общества в целом, б) не поощряется силовое перераспределение благ между контрагентами как альтернатива «сбалансированной взаимности», в) отсутствует открытое оппортунистическое поведение,
  • г) практикуется обмен дарами, д) существует готовность восстановить отношения в случае конфликта.

Солидарность наемного работника проявляется как лояльность - его идентификация с корпоративными целями на рациональном и эмоциональном уровнях. Гордость за выполненную работу и готовность принимать ответственность за производственный результат, а не формальное «следование правилам», рассматриваются как важные факторы успеха современной организации.

Сильная солидарность обладает некоторыми чертами слабой солидарности, но принципиально отличается от нее в том, что стороны в своих действиях не учитывают интересы общества в целом. Сильная солидарность препятствует заключению эффективных контрактов. Например, когда мэр города выдает подряд на строительство своему другу, а не предпринимателю, предложившему наиболее выгодные условия, то такие действия мэра являются коррупцией.

  • 3. Стратегия «зуб за зуб» представляет собой одну из возможных форм, которую принимает ответное поведение. Важнейшей частью такой стратегии служит готовность сделать первый шаг в направлении кооперации и тем самым принять риск в первом раунде взаимодействия, т.е. следовать правилу «никогда не предавать первому». Если подобное поведение, основанное на уступках, игнорируется вторым участником, то в следующем раунде первый участник осуществляет возмездие (или предательство).
  • 4. Использование третейского суда . Важной причиной преобладания данной формы частного порядка улаживания конфликтов является неэффективность правовой системы. Источниками этой неэффективности служат:
    • неопределенность порядка получения возмещения по суду;
    • несовершенство способов, посредством которых суды исчисляют ущерб;
    • большая продолжительность времени, в течение которого суды выносят решения, и др.
  • 5. Регулирование , будь то частное или государственное, есть форма администрирования отношенческих контрактов, которое осуществляется третьей стороной. Например, в случае с коммунальными услугами регулирующий орган (антимонопольный комитет, энергетическая комиссия и т.д.) действует как посредник между поставщиками и потребителями энергии.
  • 6. Объединение сторон - это любое устройство, целью которого является уменьшение расхождения сторон посредством развития духа единения или симпатии между ними. Примеры: фирма, вертикальная интеграция, брак. Объединение сторон контракта выступает важнейшей формой защиты от постконтрактного оппортунизма, оно обеспечивает высокий уровень юридической защиты индивидов. Вертикальная интеграция представляет собой эффективный способ частного разрешения конфликтов. По мере того как трансакции становятся все более и более специализированными, значительно ослабевают стимулы к рыночным сделкам. Иными словами, когда человеческие и физические активы все более специализируются на выполнении единственной задачи, их уязвимость в отношении оппортунизма возрастает, что требует специальной защиты, которую может обеспечить объединение. Преимущество вертикальной интеграции состоит в том, что разрешение конфликта можно осуществлять постепенно без дополнения или корректировки действующих межфирменных соглашений.
  • 7. Организационная культура. Данный термин используют тогда, когда необходимо подчеркнуть существование совместно поддерживаемых ожиданий членов организации относительно поведения. Организационную культуру определяют как принцип или правило, которое обусловливает поведение членов организации и дает им представление относительно того, как организация будет реагировать на определенные обстоятельства, если таковые возникнут. Указанный принцип должен характеризоваться как широкой применимостью, так и достаточной простотой, чтобы все заинтересованные стороны могли его легко интерпретировать. Важная задача любой организации состоит в том, чтобы довести общее правило принятия решений, существующее в данной организации, до всех, кто непосредственно применяет это правило. Для защиты своей репутации организации часто используют избранный принцип даже в тех случаях, когда это может оказаться неоптимальным в краткосрочном периоде.

Теория контрактов

Определение контракта, принципы контрактных отношений, элементы контракта

В микроэкономике соглашения между индивидами рассматривается с точки зрения определения цен и количества блага, выступающего объектом купли-продажи, при условии стремления сторон соглашения к максимизации своей полезности (прибыли). В институциональной экономике основное внимание уделяется таким вопросам, как: какие отношения складываются между сторонами в процессе заключения и реализации соглашения? что влияет на форму, в которой заключается сделка? как участники сделки могут предотвратить обман со стороны своего партнера? И т.п.

Контракт можно определить как свободную и согласованную договоренность (сделку) сторон.

Не любая договоренность может считаться контрактом. Для того чтобы договоренность была контрактом должны быть выполнены: принцип свободы договора и принцип согласования интересов. Иными словами, не должно быть принуждения по отношению какой-либо из сторон договора, и все стороны должны быть согласны с его условиями.

В юридическом смысле , контракт предполагает обмен гражданскими правами и обязанностями. Т.е. он предполагает имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон.

В институциональной экономике контрактные отношения рассматриваются шире. Их предметом могут быть не только гражданские отношения, но и, в частности, отношения между государством и обществом: например, государство обязуется поддерживать правопорядок и обеспечивать военную защиту, а граждане обязуются платить налоги. Контракт в юридическом смысле при этом не возникает.

Также в институциональной экономике к контрактам относятся не только соглашения, исполнение которых обеспечивается законом, но и соглашения, обеспечение которых обеспечивается неформальными нормами, действующими в той или иной среде.

Кроме того, к контрактам в институциональной экономике относится широкий круг неявных соглашений, которые считаются заключенными «по умолчанию», и которые не требуют явного закрепления в той или иной форме. В этом смысле любые отношения, которые стороны стремятся поддерживать, могут трактоваться как контракт.



Контракт обладает тремя элементами: субъекты контракта, предмет контракта и содержание. Субъекты контракта – стороны, заключившие его. Предмет контракта – благо, по поводу которого заключен контракт. Содержание контракта – права и обязанности, возникающие у сторон контракта в результате его заключения.

В результате заключения контракта происходит перераспределение прав собственности на благо, выступающее предметом контракта. Некоторые из этих прав могут носить характер требований к лицу, взявшему на себя обязанности по контракту. Такие права принято характеризовать, как относительные права собственности , поскольку их исполнение зависит от добросовестности контрагента по сделке. Нарушение относительных прав собственности будет трактоваться как проявление оппортунизма (см. ниже), а не как посягательство на собственность (например, кража).

На поведение сторон контракта будут влиять «правила игры», задаваемые институциональным окружением. Например, какие-то виды контрактов могут быть защищены законодательно, а какие-то нет. Важно, что выбирая те или иные предмет и содержание контрактных отношений, стороны определяют те нормы, которые будут распространяться на их соглашение.

Виды контрактов. Самовыполняющиеся контракты

Существуют различные классификации контрактов. Две из них имеют в институциональной экономике принципиальное значение.

С точки зрения наличия неопределенности в отношениях сторон контракты можно разделить на:

Полные контракты;

Неполные контракты.

С точки зрения включенности в сеть формальных и неформальных отношений контракты могут быть:

Классическими;

Неоклассическими;

Отношенческими.

Полными называются такие контракты, которые однозначно определяют права и обязанности сторон при всех возможных изменениях внешней среды в будущем. Полный контракт не содержит пробелов и двусмысленностей. Неполными контрактами называются те контракты, которые определяют права и обязанности сторон не для всех возможных будущих состояний внешней среды.

Причинами контрактной неполноты могут быть:

Невозможность предусмотреть все обстоятельства, которые возникнут при исполнении контракта;

Издержки осуществления расчетов и переговоров при заключении контрактов;

Неточность и сложность языка;

Невозможность проверки в суде определенных аспектов связанной с контрактом деятельности сторон.

Любой контракт заключается индивидами в условиях, задаваемых институциональной средой в целом. Отношения между сторонами регулируются сетью формальных и неформальных норм, большая часть которых не отражается в контракте в явном виде. Например, обычная покупка товара в магазине на деле подразумевает более широкий круг отношений, чем просто сделка купли-продажи: публичный контракт (т.е. обязанность продавца обслуживать всех покупателей на одинаковых условиях), обязанность продавца давать сдачу, нормы, регулирующие качество товара, права, вытекающие из закона «О защите прав потребителей», и т.д.

В приведенном примере нормы, которые регулируют отношения покупателя и продавца, но не оформляются в явном виде в совершаемой ими сделке, достаточно очевидны (во всяком случае, интуитивно понятны) как для сторон, так и для третьих лиц, например, суда. Но это верно не для всех контрактов. По мере того, как между сторонами договора развиваются специфические отношения, система регулирующих их неявных соглашений становится все менее прозрачной.

Классические контракты основаны на существующих нормах, имеющих универсальное значение (по преимуществу, формальных юридических нормах). В силу этого они исключают двусмысленность и предполагают полноту. Отношения между сторонами классического контракта, как правило, краткосрочные, часто – мгновенные. Личность сторон не имеет значения; их права полностью защищены; урегулирование возникающих споров не связано с существенными издержками и неопределенностью.

Неоклассические контракты включают в себя не только всеобщие нормы, но и некоторые специфические нормы, которые должна учитывать третья сторона (например, суд) при урегулировании возникающих споров. В отличие от классических контрактов принуждение к исполнению неоклассических контрактов не автоматическое, но предполагает предварительное уточнение третьей стороной прав и обязанностей участников договора и вынесение решения о наличии нарушений. Расторжение таких сделок связано с потерями (например, из-за издержек поиска нового контрагента), поэтому личность контрагента приобретает значение. Неоклассические контракты – неполные.

Отношенческие контракты предполагают долгосрочные и сверхдолгосрочные отношения. Длительность отношений по таким контрактам связана с высокими потерями, связанными с их расторжением. Личность контрагента в таких отношениях часто имеет критическое значение. Между сторонами складываются настолько специфические отношения, что третья сторона не может выступать арбитром в их спорах. Урегулирование спорных ситуаций происходит на основе либо достижения консенсуса сторонами, либо принятия одной из сторон решения, обязательного для исполнения. Отношенческий контракт обладает наивысшей степенью неполноты.

Примером, классического контракта может быть сделка купли-продажи какого-либо стандартного товара. Примером неоклассического контракта – выполнение каких-либо работ на заказ, с учетом требований конкретного покупателя (возможно, также требующих труда конкретного исполнителя). В качестве примера, отношенческого контракта можно привести вступление в брак (без брачного договора).

Отношенческие контракты часто связывают с так называемыми самовыполняющимися контрактами. Самовыполняющиеся контракты – контракты, которые содержат процедуры, обеспечивающие их автоматическую реализацию. Как таковые, они не требуют вмешательства третьей стороны для принуждения к исполнению договоренностей. Это предполагает, что угроза разрыва отношений действенна для сторон контракта, так что они предпочитают отказаться от нарушения взятых на себя обязательств.

Оппортунизм в контрактных отношениях

В контрактных отношениях оппортунизм проявляется в стремлении сторон договора использовать контрактную неполноту, недостаток и асимметричное распределение информации, специфичность сделки в свою пользу. Оппортунизм приводит к перераспределению совокупного выигрыша сторон в пользу оппортуниста.

Выделяют предконтрактный и посконтрактный оппортунизм.

Предконтрактный оппортунизм может иметь место на стадии заключения сделки. Предпосылками его возникновения служат асимметрия информации и разная переговорная сила сторон.

Под асимметрией информации понимают неравное распределение информации о предмете сделки между ее сторонами. Например, продавец товара лучше осведомлен о его качествах, чем покупатель.

Наличие информационной асимметрии может привести к неблагоприятному отбору , когда товары худшего качества начинают преобладать на рынке, а товары лучшего качества вытесняются с него.

Неблагоприятный отбор происходит следующим образом. Менее информированная сторона сделки, осознавая свое уязвимое положение, опасается переплатить за приобретаемое благо. Поэтому она будет предпочитать относительно дешевые товары относительно дорогим. В результате, стимулы к производству относительно дорогих качественных товаров снижаются. В крайнем случае, на рынке может вообще не остаться качественных товаров.

Переговорная сила представляет собой возможность одной стороны сделки влиять на поведение другой путем давления и/или способности идти на компромисс. Если стороны обладают неодинаковой переговорной силой, то более «сильная» сторона может использовать свои преимущества для перераспределения части выигрыша «слабой» стороны в свою пользу.

Поскольку заключение контракта исключает прямое принуждение, переговорная сила сторон проявляется в различной способности сторон давать убедительные обещания и угрозы друг другу. Например, одна из сторон может угрожать найти другого контрагента или вообще не заключать сделку, если другая сторона не согласится на ее условия. Или пообещать контрагенту ответные уступки (в частности, по связанным сделкам) в случае его согласия.

Постконтрактный оппортунизм может иметь место на стадии исполнения контракта. Его источником служит неспособность сторон в достаточной мере контролировать поведение друг друга и затруднения, связанные с расторжением контракта. В первом случае стороны сталкиваются с моральным риском , во втором – с опасностью вымогательства .

Опасность вымогательства возникает тогда, когда одна из сторон не может без существенных потерь выйти из заключенного соглашения. Потери могут возникать вследствие потери стоимости специфических активов, невозможности в полной мере отстоять свои права по контракту в суде, трудностей в поиске другого контрагента и т.д. Опасаясь срыва сделки, сторона будет готова уступить часть своих выгод для сохранения заключенного соглашения в силе. Это позволяет ее контрагенту начать шантаж с целью перераспределения части совокупных выгод от контракта в свою пользу.

Моральный риск – риск, возникающей вследствие асимметрии информации между сторонами по поводу их поведения после заключения контракта. Он может проявляться в:

Риске «отлынивания» (недобросовестного выполнения обязательств),

Риске изменения поведения контрагента,

Опасности перекладывания рисков .

Возможность «отлынивания» возникает в тех случаях, когда одна сторона не может однозначно судить по достигнутым результатам о добросовестности выполнения другой стороной своих обязательств. Например, если сторона обязуется выполнить работу, связанную с «творческими» усилиями, сложно отделить их недостаточность от «творческой» неудачи. Поэтому сторона, выполняющая работу, имеет стимул к тому, чтобы прикладывать минимальные усилия, достаточные для того, чтобы ее обязательства считались выполненными.

Изменение поведения контрагента может возникнуть тогда, когда заключение контракта изменяет выгоды или издержки того или иного типа действий. Например, получив страховку от дорожных штрафов, индивид, который до этого соблюдал правила дорожного движения, может начать их регулярно нарушать.

Опасность перекладывания рисков появляется в тех случаях, если риски, связанные с деятельностью одной стороны, придется нести другой. Например, арендатор, понимая, что потери от повреждения актива в результате несчастного случая (когда невозможно доказать его прямую вину) лягут на арендодателя, не будет принимать меры для предупреждения таких случаев, а иногда может и провоцировать их.

Заключение и реализация контракта

Процесс заключения контракта

Условно, процесс заключения контракта можно разбить на четыре стадии:

1. Выбор контрактного поля;

2. Выбор вида контракта;

3. Согласование интересов сторон;

4. Фиксирование результатов торга.

Следует отметить, что только на третьей стадии контрактный процесс приобретает характер двустороннего принятия решений, и только на четвертой стадии его результаты фиксируются в том или ином виде.

Каждая сторона контрактных отношений имеет ресурс (рабочую силу, деньги, находящееся в собственности имущество и т.д.), который она намеревается предложить возможному контрагенту, с целью увеличения собственной полезности. Поэтому на первом этапе она должна определить те сферы экономической деятельности, которые могут дать максимальную (или во всяком случае приемлемую) отдачу на вложенные ресурсы. Говорят, что участники должны выбрать контрактное поле , т.е. осуществить выбор из совокупности контрактных альтернатив, соответствующих имеющемуся ресурсу и обеспечивающих прирост полезности.

Определив подходящие направления вложения своего ресурса, потенциальные субъекты соглашения должны определить содержание контракта. С экономической точки зрения, наиболее важными представляются следующие виды контракта: контракт купли-продажи, контракт найма, контракт займа и контракт аренды . Например, индивид может инвестировать свои денежные средства, предоставляя кредит предприятию или покупая его акции. Он может продать принадлежащее ему жилье или сдавать его в аренду. Он может заключить договор найма с работодателем или, действуя как индивидуальный предприниматель, предлагать на рынке результаты своего труда.

На первых двух стадиях стороны, намеревающиеся заключить контракт, определяют желаемые результаты и те рамки, за которые не должно выходить их итоговое соглашение. Иногда такие рамки называют резервными позициями . Они представляют собой тот минимальный результат, на который согласен участник контракта. После этого, он объявляет желаемый результат – открытую позицию .

В процессе согласования интересов, стороны корректируют свои открытые позиции, пока не будет достигнут равновесный результат, т.е. такой результат, при котором односторонне изменение стороной ее открытой позиции не может улучшить ее положение. Равновесный результат будет фиксироваться в соглашении.

Разница между полезностями позиции, зафиксированной в контракте, и резервной позиции стороны – ее выигрыш по контракту.

На заключительной стадии контрактного процесса стороны фиксируют те результаты, к которым они пришли в результате торга. В зависимости от характера сделки фиксация результатов может предполагать большую или меньшую формализацию, большую или меньшую полноту заключаемого соглашения.

Контракты, которые заключают стороны, могут обладать различными характеристиками. Во-первых, отношения между сторонами могут быть равными, а могут приобретать характер подчинения. Во-вторых, между сторонами могут преобладать доверительные отношения, а могут – отношения, основанные на четко очерченных правах и обязательствах. В-третьих, контракт может предполагать различные механизмы контроля за исполнением обязательств и адаптации к непредвиденным ситуациям.

На определение характеристик контракта влияют, как особенности самих индивидов (например, их отношение к риску), особенности предмета сделки (например, его специфичность), среда, в которой заключается сделка (от которой зависит, например, степень неопределенности результатов сделки).

Влияние отношения к риску и неопределенности на содержание контракта

В институциональной экономике, как правило, проводят следующее различие между риском и неопределенностью. Неопределенность – ситуация, в которой при данных условиях существует множество вариантов развития событий. Риск – ситуация, при которой при данных условиях существует множество вариантов развития событий, но вероятность каждого точно известна. Неопределенность характеризует неоднозначность результата, в то время как риск – степень «разброса» (дисперсию) исходов. Теоретически, если возможные исходы очень близки друг к другу, неопределенность может быть высокой, в то время как риск – малым.

Индивидов можно разделить на склонных к риску, несклонных к риску и нейтральных к нему . Обычно, предполагается, что индивиды не склонны к риску, т.е. при прочих равных они выберут ту альтернативу, которая связана с меньшим риском. Если такие индивиды идут на риск, то они требуют за это компенсацию в виде увеличения ожидаемого выигрыша.

Как правило, индивид не проявляет несклонности к риску лишь в силу особых причин. Например, когда он может переложить на других возможные негативные последствия своих действий, или когда рискованное поведение поощряется нормами, действующими в том или ином сообществе.

Даже, если все индивиды стремятся избежать риска, степень их неприятия риска может быть различной. Следствием этого будет то, что индивиды будут требовать разную по размеру компенсацию за риск и, соответственно, будут готовы предложить разную компенсацию тем субъектам, которые согласятся принять риск на себя. При заключении контракта индивиды, более чувствительные (негативно) к риску, согласятся уступить часть общих выгод по контракту контрагенту в обмен на получение гарантированной выгоды. Напротив, менее чувствительная к риску сторона согласиться гарантировать контрагенту его выигрыш в обмен на определенную компенсацию.

С точки зрения распределения риска между сторонами контракта, контракт может быть:

- контрактом с симметричным распределением риска;

- контрактом с асимметричным распределением риска.

Примером контракта с симметричным риском может быть фьючерсный контракт, заключаемый на фондовой бирже. Если стороны обладают одинаковой информацией, то они несут одинаковый риск, связанный с изменением цены актива, на который заключен контракт. Допустим теперь, что одна из сторон действительно обладает активом, на который заключен фьючерсный контракт. Тогда в момент исполнения сделки она продаст свой актив по текущей цене, а разницу между ней и ценой, фиксированной во фьючерсе, получит (или уплатит) от контрагента по фьючерсу. Таким образом, сторона, обладающая активом, гарантирует себе его будущую цену. Из контракта с симметричным риском, фьючерс де-факто превращается в контракт с асимметричным риском. Это может обусловить снижение цены, оговоренной во фьючерсном контракте, по сравнению с ожидаемой будущей ценой актива – как плату за риск, который несет контрагент собственника актива.

Более важный пример контракта с асимметричным распределением риска – контракт найма. В этом случае работник получает гарантированную заработную плату, в то время, как риски, связанные с успешностью предприятия, несет его работодатель. В отличие от предыдущего примера, в этом случае асимметричное распределение риска приведет к возникновению иерархии.

Когда отношения между сторонами контракта перестают быть симметричными и приобретают черты иерархичности, говорят об отношениях принципала-агента. Принципал – физическое или юридическое лицо, выступающее заказчиком по договору, отдающее поручения другой стороне и уполномочивающее ее действовать от своего имени и за свой счет. Агент – сторона, выступающая исполнителем по договору, выполняющая поручения принципала.

Сторона, в меньшей степени склонная избегать риска, будет занимать позицию принципала, а сторона более склонная избегать риска – позицию агента. Следует отметить, что отношение к риску зависит не только от ментальности сторон договора. На нее могут подействовать и другие факторы.

Одни из них могут носить организационный характер. Например, в контракте найма агентом часто выступает не отдельный предприниматель, а фирма, имеющая нескольких собственников. В этом случае, руководство предприятия выступает, как агент собственников. В то же время собственники несут риск солидарно. Это делает фирму-«работодателя» менее «чувствительной» к риску, чем отдельные работники.

Другая причина неравного отношения к риску – начальное положение индивидов. Например, в силу убывающей предельной полезности, более обеспеченный индивид будет оценивать возможный риск, представленный в терминах полезности, меньшим, чем менее обеспеченный. Поэтому он будет более склонен занять место принципала.

Как правило, индивиды также склонны к избеганию неопределенности, как и к избеганию риска. Однако сталкиваясь с неопределенностью, индивиды часто не имеют информации о вероятности того или иного исхода и даже не всегда могут быть уверены в том, что знают все возможные. Поэтому часто они не могут корректно оценить ожидаемый результат. Поведение индивидов в таком случае может быть различным и в значительной мере определяется общей структурой ситуации, в которой осуществляется выбор – например, наличием в ней фокальных точек.

Обычно индивид склонен давать заниженную оценку альтернативе, связанной с неопределенность. Однако, когда он ощущает конкуренцию со стороны других (например, участвуя в аукционе), он может оказаться подверженным так называемому «проклятию победителя»: желая выиграть в конкурентной борьбе индивид может осуществить куда большие затраты, чем стоимость «приза».

Влияние неопределенности и оппортунизма на взаимодействие сторон

Взаимодействие сторон может быть охарактеризовано с точки зрения перманентности конкуренции за долю в совокупном выигрыше по контракту. Взаимодействие сторон может быть:

- неограниченно конкурентными;

- ограниченно конкурентными;

- неконкурентными .

Источниками конкуренции могут быть неопределенность внешней среды и оппортунизм. Неопределенность непредвиденным образом изменяет относительное положение сторон, что служит поводом для пересмотра условий соглашения. Возможность оппортунистического поведения создает стимулы для сторон использовать свое положение для увеличения своих выгод за счет другой стороны.

Если внешней среде присуща неопределенность, а надежных способов защиты от оппортунизма нет, то отношениям между сторонами будет свойственна постоянная борьба за увеличение своей доли в общих выгодах. В этом случае их отношения будут неограниченно конкурентными .

Напротив, когда и неопределенность и возможности для оппортунистического поведения отсутствуют, доли сторон в общем выигрыше будут стабильны, и отношения сторон будут неконкурентными .

Когда присутствует либо неопределенность, либо оппортунизм говорят об ограниченной конкуренции сторон.

Влияние специфичности активов

Появление в отношениях сторон специфических активов приводит к фундаментальной трансформации их отношений: из независимых (в правовом, экономическом, технологическом смысле) они превращаются в зависимых друг от друга, а их взаимодействие из обезличенного – в персонифицированное. Это связано с тем, что разрыв отношений приведет к потере стоимости таких активов.

Фундаментальная трансформация может привести к отношениям разного рода. Можно выделить:

Идеальные контракты;

Контракты, основанные на доверии;

Контракты, основанные на планировании;

Контракты, основанные на текущем регулировании.

Результаты фундаментальной трансформации зависят от конкуренции между сторонами контракта. В условиях ее отсутствия контракты будут идеальными : никакая из сторон не будет иметь стимулов для использования специфичности в свою пользу. Напротив, в условиях постоянной конкуренции за долю в совокупном выигрыше, заключаемые контракты будут основаны на текущем регулировании : при каждом непредвиденном изменении стороны будут стремиться использовать его в свою пользу.

Неопределенность может заставить стороны пересмотреть свои обязательства. Однако, если у сторон нет возможностей для оппортунистического поведения, конкуренция за долю в совокупном выигрыше будет существенно ограничена, и изменение долей сторон может быть связано только с объективной необходимостью для сохранения отношений. Отношения, складывающиеся в таком случае можно назвать основанными на доверии .

Наконец, контракты, основанные на планировании, складываются в ситуации ограниченной конкуренции, когда отсутствует неопределенность внешней среды. В таком случае, стороны могут всесторонне оговорить свои взаимодействия и, хотя при определении своих позиций они будут прибегать к оппортунизму, достигнутое распределение долей выигрыша между сторонами будет стабильным.

Выбор структуры управления контрактом

Под структурой управления контрактом понимается комплекс отношений сторон, связанный с реализацией достигнутых договоренностей. Структура управления контрактом может различаться с точки зрения осуществления контроля, механизма разрешения споров и способа адаптации к изменяющимся условиям.

Складывающиеся структуры управления контрактом можно разделить на:

Рыночные;

Двухсторонние;

Трехсторонние;

Объединенные.

Рыночные структуры предполагают контроль только за фактическим исполнением другой стороной своих обязательств (например, выполнение/невыполнение работ; осуществление/неосуществление платежа), обращение в суд для принуждения их исполнения, в случае нарушений, и адаптацию путем расторжения контракта (с выплатой неустойки – если таковая оговорена) или смены контрагента. Трехсторонняя структура управления контрактом отличается наличием арбитра, который в случае конфликта разъясняет сторонам их права и обязанности по контракту, и только после этого стороны могут требовать прямого принуждения к исполнению. Двустороннее управление предполагает решение конфликтов и адаптацию к изменяющимся условиям на основе переговоров между сторонами контракта. Наконец, объединенное управление предполагает, что улаживание конфликтов и адаптация к новым условиям происходит на основе решения одной из сторон, как следствие, эта сторона вынуждена контролировать не только факт, но часто и сам процесс исполнения другой стороной своих обязательств.

Структуры управления контрактом отличаются не только разной степенью гибкости и учета интересов сторон, но и разными издержками. Так рыночное управление происходит во многом автоматически, и издержки его реализации минимальны. Трехстороннее управление более гибко, однако, требует издержек, связанных с обращением к арбитру. Еще более гибкое и более затратное двустороннее управление. Наконец, объединенное управление позволяет полностью удовлетворить интересы одной из сторон, зато в этом случае она должна понести максимальные издержки, связанные с контролем за исполнением своих решений.

Отметим также, что рыночная структура управления соответствует классическому контракту. Трехсторонняя – неоклассическому. Две оставшиеся структуры управления – варианты управления отношенческим контрактом.

На выбор организационной формы влияют: регулярность сделки, степень специфичности активов, степень неопределенности внешней среды .

В деятельности экономического субъекта те или иные сделки могут быть одноразовыми (специально не рассматриваются), случайными (редкими) и регулярными. При прочих равных, чем меньше регулярность сделки, тем менее выгодно создание дорогостоящей системы управления контрактом.

Активы можно разделить на неспецифические (стандартные), среднеспецифические и высокоспецифические (или идиосинкразические). Неспицифические активы не теряют своей стоимости при разрыве контракта, среднеспецифические – теряют (полностью или частично). Высокая специфичность активов связана не только с потерей стоимости, но и вообще с крайней сложностью оценки их возможной стоимости за рамками сделки. Специфичность активов делает нежелательным расторжение сделки и требует создания специальных механизмов урегулирования споров.

Неопределенность внешней среды делает целесообразным создание механизмов адаптации контракта к возможным изменениям.

Таким образом, по мере роста регулярности сделки, специфичности актива и неопределенности становится выгодной все более затратная система управления, обладающая большей гибкостью. Происходит движение от рыночного управления к трехстороннему, затем – двустороннему и, наконец, объединенному управлению.

Рыночное управление контрактом будет характерно для сделок с неспецифическими активами, независимо от их регулярности, при условии полной определенности. При наличии неопределенности выгодным оказывается двустороннее и трехстороннее управление. Выбор между ними осуществляется, исходя из степени регулярности сделки. Для нерегулярных сделок двустороннее управление будет, скорее всего, слишком затратным, и будет выбрано трехстороннее управление. В случае же регулярных сделок в условиях неопределенности будут преобладать двусторонние сделки.

Объединенное управление будет возникать в условиях неопределенности и высокой специфичности активов при условии регулярности сделки. В условиях нерегулярности сделки выбор будет зависеть от степени неопределенности. Если она очень высока, то будет выбрано объединенное управление, если невысока – двух или трехстороннее управление.

Влияние контрактной неполноты на специфические инвестиции и распределение остаточных прав контроля

Выше мы говорили о том, как неопределенность внешней среды и специфичность активов могут повлиять на характеристики контракта. При этом оба этих фактора мы рассматривали как независимые. Отчасти - потому, что нас интересовало наличие специфических активов как таковых, а не размер инвестиций в них. На деле, неполнота и структура управления контракта могут повлиять на уровень таких инвестиций.

С неполнотой контракта связана неопределенность результатов сделки. В условиях неопределенности ожидаемый доход от специфических инвестиций ниже, чем доход в условиях определенности. Следовательно, стимулы к инвестированию в специфические активы будут ниже.

Таким образом, при заключении неполного контракта стороны осуществят меньше инвестиций в специфические активы, чем при заключении полного контракта .

Стороны могут увеличить совокупные инвестиции в специфические активы, если перераспределят между собой остаточные права контроля. Остаточными правами контроля называются права стороны, связанные с принятием обязательного для исполнения решение в случае конфликта. Остаточные права это те права, которые получает сторона, принимающая решения, при объединенной структуре управления контрактом. При двусторонней структуре остаточные права распределены между сторонами симметрично.

Если остаточные права контроля перейдут к одной из сторон контракта, то эта сторона сможет увеличить доходность своих специфических инвестиций, а неопределенность другой стороны, при этом, увеличится. Это приведет к тому, что сторона, получившая остаточные права контроля увеличит свои специфические инвестиции, а другая – сократит. При этом Парето-улучшение может иметь место только в том случае, когда специфические инвестиции одной из сторон почти не влияют на ее собственное положение, зато влияют на положение другой стороны.

Таким образом, в условиях контрактной неполноты перераспределение остаточных прав контроля приведет к Парето-улучшению, если они перейдут к более заинтересованной стороне при условии низкой зависимости другой стороны от объема собственных специфических инвестиций.