1 основные методологические подходы в педагогике. Методология как учение о научном методе познания. Методологические подходы в образовании: деятельностный, системный, личностный. Несколько видов воспитание

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

C .В. Ковалевская

Введение

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление , загрязнение окружающей среды , ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Понятие личности

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т. е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный "социальный эталон", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

Не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, "нет индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Рассматривая проблему генезиса, происхождения личностных особенностей человека, возникает вопрос – когда рождается личность?

К новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

С первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д.

Мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т. е. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования

Выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».

Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией , с равенством и справедливостью.

Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во первых, как следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); во вторых - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Воля считается слепым неразумным первоначалом особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей.

Я прихожу к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты.

Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление «бегство от свободы».

Ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является единственным добром".

Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение «красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.

Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.

Заключение

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике, литературе. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель - это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин.»

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Литература:

1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти.-М.,1992

2. Ильенков такое личность?-М.,1991

3. Ильенков Э. В Философия и культура - М.,1991

4. Ортега и Гассет Что такое философия?-М.,1991

5. Философия-РНД..1997

6. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности - Теории личности-М.1997

Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).

Конкретно-научная методология каждой науки и соответственно обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подводы или принципы. В педагогике - это личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Личностный подвод в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подвод означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подвода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подвод. Установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельность - это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Однако признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Последний требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подвод вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена с нею. Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях вчитывался явно недостаточно.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностный составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этих принципов позволяет создать психологическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедатогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой -максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании - это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всем отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д.Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; во-вторых, проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости), в-третьих, данные методологические принципы педагогики позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.

Институт управления и права

работа

по дисциплине

методика преподавания психологии

на тему:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

студентки

Никифоровой Т.В.

Москва 2006 год

Методологическая разработка учебной лекции

I . Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1. Определение места и значения темы

2. Отбор библиографии по теме.

II .Формы организации лекции

1 Аудитория

2.Цель лекции

3.Задачи лекции

4.Организационная форма лекции

III .Содержание лекции

1. План и конспект содержания лекции

2. Учебные средства и дидактические приемы

IV .Целостный образ преподавателя в процессе лекции

1.Формы сотрудничества преподавателя со студентами

2. Форма высказывания

3. Средства общения преподавателя с аудиторией

Методологическая разработка семинарского занятия

I .Тема занятия

1.Обоснование выбора темы

2. Определение места темы в программе курса

3. Цель занятия и задачи

4. Литература

II .Форма организации семинара

1. Обоснование выбора формы проведения семинара

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме

III .План и конспект хода занятия

1.программа содержания занятия

2.конспект содержания разделов программы

3.резюме обсуждения темы

4.анализ семинарского занятия после проведения

I. «Представление о личности в деятельностном подходе»

1. Данная тема является составной частью раздела о личности, в которой излагается представление о деятельностном подходе, различные трактовки и точки зрения в изучении деятельностного подхода в психологии, общее представление о личности, теории деятельности, психологическое образование личности в психологии, представление о смысловых образованьях личности в деятельностном подходе.

Наша лекция просвещенна ознакомлению с существующими теориями и дифференсацией материала.

Данная лекция реализуется в рамках дисциплины «Методика преподавания психологии» специальности «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», эта лекция может быть включена так же в такие дисциплины как общая психология, методология, психологии личности,история психологии.

2. При подготовки лекции и разработки тематики данной лекции использовались различные источники и работы.

Литература для преподавателя:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

3. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003.

4. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989

7. ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ: ШКОЛА А.Н.ЛЕОНТЬЕВА под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2003.


10. Психологический словарь-Михаила Шпилевского

11. Личность и общество(избранные статьи: 2000г.) - з Ю.М.Резник бранн

12. Асмолов А. Г. "Психология личности и индивидуальности",2000г.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1997.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

3. М. Кордуэлл. Психология А-Я (словарь-справочник) – М.2000

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2003.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989

II. Лекция

Лекция – весьма экономный способ изложения основ знаний, закладывает основы понимания студентами сущности этих знаний, эмоциональное отношение к знаниям, направляет пути и способы приобретения этих знаний.

Основная дидактическая цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция должна готовить студента к самостоятельной творческой работе.

Методы построения и проведения лекций:

1. Изложение материала личного творчества лектора

2. Лекция не допускает речевой небрежности

3. Обновляется наука – обновляется и содержание лекций

4. Непременным методическим условием лекции является ее идейно-

теоретическая направленность (материалистическое мировоззрение)

5. Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и

расположения материала

6. Лекция должна быть доступна

7. От лекции к лекции нужно повышать уровень научного изложения

8. Лектору целесообразно пользоваться планом или конспектом лекции

9. лекция должна организовывать самостоятельную работу студентов

11. Использование вспомогательных средств

1. Курс «Методика преподавания психологии» предназначен для студентов 3-го курса факультета психологии.

Уровень образования – среднее общеобразовательное и среднее специальное.

2. Основной целью освоения дисциплины является

сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о личности и деятельности, об основных тенденциях в развитии современных психологических представлений о личности и ее деятельности в процессе развития.

Дать более подробную информацию и возможность ориентировки и оперировании основными понятиями дисциплины.

3. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

Раскрыть основные понятия и категории

Сформировать у студентов представление о теоретических и прикладных задачах современной методики преподавания психологии

Методы обучения, применяемые на лекциях, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.

Организационная форма лекции: диалог, дискуссия, информационная, систематизирующая, монологическое высказывание, монолог с элементами эвристической беседы (частично поисковая). Так как эти формы наиболее прдуктивны.

III. Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, деятельностном подходе, методах и результатах исследований, теорий сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, лишь в основном, общепсихологическое содержание этого понятия.

1. Общее представление о личности в психологии.

Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием

смысловых значений. В значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе

общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

2. Личность как социо - культурная реальность.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: "Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору.

3.Личность и деятельность.

Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности. Личность как целостное единство психологических свойств. Не у каждого человека личность выражена
достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности. Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь "склонностями". Психические свойства личности – "это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах. Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность – общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется
и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими
условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции – деловая роль. Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла. Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только
предлагаемой ему информацией.

4. Деятельностный подход в психологии.

Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

5. Теория деятельностного подхода.

Теория деятельности зародилась в нашей стране в 20 – 30-е годы 20 века. Это был период развития марксистско-ленинского учения, в основе которого лежит диалектический материализм. Для психологии наиболее важным положением стало то, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Понятие «деятельность» достаточно емкое, поэтому можно выделить основные подходы к его трактовке.

6. Трактовки подходов.

К. Маркс под «деятельностью» понимал трудовую деятельность, в том числе, как разновидности – игру и учение. С.Л. Рубинштейн различал деятельность трудовую и поведение. Б.Г. Ананьев понимал деятельность как активность. А.Н. Леонтьев говорил о «предметной деятельности» как «чувственной практической деятельности человека».

В целом, деятельность может быть как психическая, так и практическая.

Основополагающими для развития теории деятельности можно назвать достижения следующих советских ученых:

Согласно теории Басова человек не только активно приспосабливается к окружающей среде, но также изменяет ее.

Л.С. Выготский впервые выявил конкретный механизм влияния среды. Этот механизм называется интериоризация знаков – переход во внутренний план внешних стимулов.

С.Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно которому человек взаимодействуя с миром, изменяет его и изменяется сам

Согласно теории А.Н. Леонтьева деятельность человека – сложная структура, включающая в себя следующие компоненты:

Потребности – Мотивы – Цели – Действия.

Совокупность мотивов человека формирует его мотивационную сферу. У каждого человека она своя. Мотивационная сфера, безусловно, характеризует человека как личность. Часто истинная ценность каждого мотива для человека проясняется именно в конфликтной или критической ситуации, когда необходимо сделать выбор.

6. Основные положения теории деятельности.

Принцип предметности.

Принцип активности.

Принцип неадаптивной природы предметной деятельности.

Принцип опосредствования

Принцип интериоризации / экстериоризации.

Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Если деятельность - жизненный процесс, то важно исследовать конкретный жизненный процесс, а не его абстракцию.

7. Представление о личности в деятельностном подходе.

Выдающейся заслугой отечественного обществознания является разработка деятельностного подхода как методологической основы комплексного изучения личности.

С точки зрения деятельностного подхода человек рассматривается в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь многофункциональной и полиструктурной системой, которая также состоит из разных подсистем.

Мы попробуем пройти через основные этапы развития представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе, чтобы найти закономерности такого развития; описать основные идеи, пронесенные через множество различных подходов; наметить перспективы изучения смысловых образований личности.

Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.

Социальное поведение характеризуется как внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка.

В широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение - это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.

Понятие “личность” фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.

Наиболее полное и всестороннее знание о человеке позволяет получить методология комплексного познания, соединяющая в себе познавательные возможности и применяющая на практике методы системного анализа и деятельного подхода.

8. Деятельностный подход как методологическая основа комплексного анализа личности.

К числу несомненных заслуг отечественных философов и ученых относится разработка деятельностного подхода к изучению личности. В отечественном человекознании деятельностный подход утвердился наряду с положениями системного анализа. Причем в отличие от структурно-функционального анализа этот подход имеет в отечественной традиции более широкое значение Большинство из них сходится в том, что сущностной характеристикой личности выступает деятельность, а главным способом ее изучения - деятельностный подход, содержание которого можно свести к следующему.

1. Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельностное существо. На этом настаивают многие отечественные ученые и философы.

Согласно С.Л.Рубинштейну (1889–1960), личность проявляется и формируется только в деятельности и посредством нее.

По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева (1903–1979), реальным основанием личности выступает деятельность человека. Иерархия видов деятельности определяет во многом своеобразие структуры личности.

Данный тезис имеет принципиальное значение для понимания сущности личности. Личность следует определять, не через психологию и тем более не через физиологию, а через целостно рассмотренную деятельность…

2. Деятельность обусловливает не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств.

В зависимости же от уровня организации деятельности можно выделить три взаимосвязанные стороны личности: (1) “внутреннюю” или субъективную, изучаемую главным образом общей психологией и психологией личности, (2) “внешнюю” или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего мира, и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией, (3) “смешанную” или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания, которые находятся в центре внимания социальной психологии.

3. Системно-функциональное понимание личности позволяет рассматривать ее как подсистему деятельности (действия) наряду с подсистемами культуры и социальной организации. При этом выделяются два основных подхода.

В культурной антропологии (этнографии) личность определяется чаще всего как “нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Ее “синонимом служит “модальная личность”, или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения, включая некоторые традиционные для данной культуры стереотипы поведения, такие, например, как трудолюбие или веселый и общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.”

Социологическое понимание личности исходит из представления о человеке как носителе статусов и ролей, включенных в различные институциональные системы.

Например, в терминах общей теории социального действия Т.Парсонса (1902–1979) различные свойства человека распределяются соответственно между основными подсистемами действия. Первичные потребности находятся в поведенческой подсистеме (поведенческом организме), цели и мотивы - в личностной подсистеме, ценности и ценностные ориентации - в культурной подсистеме, социальные позиции и роли - в социальной подсистеме.

С этой точки зрения индивид предстает как поведенческий организм, реализующий базовые потребности человека, а личность - как субъект целеполагания и волевого решения. В рамках же самой социальной системы (организации) личность выступает агентом социальных отношений, то есть носителем социальных позиций и ролей. Это - субъективная сторона социального действия человека, “отвечающая” за определение и достижение основополагающих целей.

4. Те или иные виды деятельности обусловливают в свою очередь соответствующие типы человека и личности.

Согласно такому подходу, той или иной форме деятельности соответствуют разные типы человека и личности. Например, психическая активность обусловливает тип личности, определяемый главным образом ее “внутренней стороной”. Личность есть “совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека”. В самом широком смысле личность включает в себя характер, темперамент и способности. В зависимости от этого выделяются разные типы личности, либо по типу характера, либо по форме темперамента.

Итак, каждый из указанных подходов к изучению феномена личности имеет свои достоинства и методологические преимущества. В результате совместных усилий философов и ученых развивается деятельностный подход, интегрирующий представления о личности как едином и целостном субъекте деятельности.

9. Асмолов о деятельности

В настоящее время в теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками, А. Г. Асмолов выделяет две парадигмы исследования психологии деятельности: морфологическую и динамическую.
При анализе деятельности в рамках морфологической парадигмы исследуются структурные единицы деятельности: особенная деятельность, побуждаемая мотивом; действие, направляемое целью; операция, соотносимая с условиями действия, и психофизиологические реализаторы деятельности.
При исследовании деятельности в рамках динамической парадигмы открывается движение самой деятельности. Это движение характеризуется такими находящимися в единстве и борьбе моментами, как надситуативная активность. Установочные моменты, за которыми стоят процессы стабилизации деятельности, не совпадая с ее структурными моментами, образуют неотъемлемое условие реализации деятельности. Установки исходного уровня деятельности и связанные с ними адаптивные интересы субъекта, «барьеры внутри нас», как бы пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, а надситуативная активность движение «поверх барьеров» рождается и обнаруживается в борьбе с этими установками. Без введения этих понятий нельзя объяснить ни процессы развития деятельности как ее самодвижения, ни устойчивый характер направленной деятельности субъекта.
Основные принципы психологического анализа в теории деятельности.
Асмолов считает, что общепсихологическая теория деятельности, созданная Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и их последователями, вступила в критическую фазу своего развития. Внешним симптомом наступления этой фазы являются участившиеся дискуссии о роли категории деятельности в построении концептуального аппарата психологической науки. В целом ряде выступлений все настойчивее звучит мысль, что категория готова поглотить все другие психологические понятия. Внутренним симптомом возникновения критической фазы развития теории деятельности

является разрыв между большим фактическим материалом, полученным в различных специальных областях психологии, разработка которых ведется на основе теории деятельности, и исходными принципами этой теории, сформулированными еще в период ее становления. В результате возникает парадокс: теория, рожденная запросами практики, начинает восприниматься как теория вне практики. Первый шаг для развития нового этапа теории деятельности должен быть нацелен на вычленение исходных принципов теории деятельности.
В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.
Методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

IV. 1.На данной лекции будут использованы формы сотрудничества, партнерства, совместное решение задач, так как эти формы наиболее убедительны и помогают лучше усваивать материал.

Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами и учащимися, с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авториторизм). Организация системы форм сотрудничества преподавателя со студентами и студентов друг с другом в процессе решения учебных задач. Выбор форм сотрудничества, адекватных уровню усвоения; сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; управление межличностными отношениями.

2. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы).

3. Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима, вокальная выразительность).

Поведение лектора (терпимость, выдержка, удерживание в поле зрения всей

аудитории) |

Внешний вид преподавателя

Опрятный внешний вид. Собранность.

Работа преподавателя с представлением о самом себе; учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами. Специфика учебных взаимодействий на начальном этапе - при формировании смыслов и цели обучения. Умение проектировать совместные, разделенные действия со студентами, помощь при переходе к самоорганизации учения

Заключение.С точки зрения деятельностного подхода человек рассматривается в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь многофункциональной и полиструктурной системой, которая также состоит из разных подсистем.

Глава 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагоги

Филол.----2.1. Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие "методология" педагогической науки. Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология - это учение о научном методе познания;

2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

-общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная (методология педагогики или др.
Размещено на реф.рф
науки);

-предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителœей математики и... т.д.)

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определœение методологии:

Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определœении соединœены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1} гносœеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2} праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целœеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целœей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3} аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделœей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; ᴛ.ᴇ. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки;

5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая) функция - состоит в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целœесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; ᴛ.ᴇ. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. К примеру, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др.
Размещено на реф.рф
научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целœей, задач, без определœения объекта и предмета͵ рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования.

Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целœей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.

Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:

Алгоритмы. Аналитические данные

Детерминизм педагогических явлений

Закономерности

Изобретения в педагогике. Инновации

Квалиметрические данные

Комплексы педагогические

Концепции

Критерии оценки

Методологические разработки

Методы исследования и преобразования педагогических структур

Модели педагогические

Нормативы педагогические

Открытия в педагогике

Ошибки педагогические

Парадигма

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов

Правила. Приемы. Принципы. Проблемы

Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике

Тезаурусы. Теоретические положения

Тенденции

Технологии

Условия функционирования и развития педагогических явлений

Формы деятельности

Эффективность преобразований, инноваций

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

1. Разработка критериального аппарата и измерителœей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью крайне важно сти её реформирования.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могу использоваться для моделирования нововведений.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный;

2) личностный;

3) деятельностный;

4) полисубъектный (диалогический);

5) аксиологический;

6) культурологический;

7) антропологический;

8) этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта͵ рассмотреть всœе его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

Принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента͵ свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

Принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

Принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

Принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

Принцип множественности представления системы, означающий крайне важно сть создания множества моделœей для описания системного объекта;

Принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, к примеру, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всœей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

2ГР.1К.ФИЛ.Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает крайне важно сть реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность - ϶ᴛᴏ способ существования и развития общества и человека, всœесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку крайне важно изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство - мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на базе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.

------------------ 2курс хоми Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, к примеру, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определœение содержания соответствующей деятельности, выработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое ʼʼчеловеческоеʼʼ содержание именно в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

По этой причине личность воспринимается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому ʼʼобъектноеʼʼ воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным ʼʼмостомʼʼ между теорией и практикой, ᴛ.ᴇ. выполняет роль механизма связи между практическим и абстракно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). 1) Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. 2) Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. 3) С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

1гр фил.11.02.2012 Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на базе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, станов­ление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучать и формировать эту среду, во-вторых, максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 ᴦ.ᴦ.). В его понимании - ϶ᴛᴏ системное использование данных всœех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

ʼʼВ случае если педагогика хочет воспитывать человека во всœех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всœех отношенияхʼʼ. Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:

Образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека рассматривается в образовании);

– цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширение традиционных понятий такими категориями, как ʼʼжизньʼʼ, ʼʼсвободаʼʼ, ʼʼсмыслʼʼ, ʼʼтворчествоʼʼ, ʼʼсобытиеʼʼ, ʼʼантропологическое пространствоʼʼ, ʼʼантропологическое времяʼʼ, ʼʼсамостановлениеʼʼ;

– использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

– условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

– природа воспитания диалогична;

– детство самоценно, ребенок – ключ в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, к примеру, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог - ϶ᴛᴏ антропотехник, владеющий средствами, ʼʼинструментамиʼʼ управления процессом становления личности ученика.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

«Направленность личности» - А. Человек есть природный, биологический факт. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека. Человек – существо биосоциальное! В жизни. Направленность личности. Структура направленности личности. Вопросы для изучения: Удовлет-ворение потреб-ностей и интересов.

«Человек как личность» - Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека А.Пьерон. Урок обществознания в 6 классе. Индивидуальность – плохо? Составьте словесный портрет девушек, изображенных на полотнах В.А.Серова и З.Е.Серебряковой. Чем человек отличается от животных? Можно ли влиять на наследственность?

«Личность и индивидуальность» - Как? От частного к общему. Идеальный вариант. А, зачем? Индивид и Индивидуальность. Природа - живой организм. 1.Цвет кожи 2.Антропо- метрия. 3.Группа крови и др. Человек причастен ко всему земному и небесному. Неделимая основа мира. Древняя Греция. Кант. Философские отличия. Боги. Человек, индивид, личность.

«Юношеский возраст» - Развитие самосознания – центральный психический процесс в подростковом и юношеском возрасте. 2 ЭТАПА: 15-18 лет – РАННЯЯ ЮНОСТЬ 18 - 23-25 лет – ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ. Возникают неформальные группы. Фиксация воспоминаний катарсис замена партнера самопознание самовоспитание творчество. В настоящее время юность не рассматривается как «невротический» период развития.

«Человек индивид личность» - Индивид. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек. Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Личность. Такие предельно общие понятия называют категориями. В науке проявляются два подхода к личности.

«Психологический портрет личности» - В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху - ДОВЕРИЕ. Вы, очевидно, доверчивы и легковерны, но в то же время у вас широкая натура. Синий считается цветом ума. Кофе без кофеина. Часто смущаетесь, предпочитаете оставаться в тени и, как говорят, "не раскрываться". Систематизацию черт личности лучше проводить исходя из модели успешной личности.