А. Т. Твардовский «По праву памяти»: анализ поэмы. Сочинения для школьников. Поэма о материнской любви

(Иллюстрация Петрова-Водкина "Мать" )

Каждый поэт в своём творчества обращается к теме матери. Каждый поэт находит особые слова, чтобы выразить свою безграничную любовь и признательность женщине, давшей ему жизнь. Для Александра Трифоновича Твардовского образ матери, родной и нежно любимой, переплетается с образом всех российских матерей. Это признание в сыновей любви, как обычно, только задним числом понимающей всю материнскую мудрость и терпение. Цикл стихотворений «Памяти Матери» является одним из самых пронзительных произведений в советской литературе.

Поэма о материнской любви

Без преувеличения эти стихотворения вместе можно назвать поэмой по своему построению и значимости. Цикл состоит из четырёх самостоятельных частей, в каждой из которых рассматривается своя грань взаимоотношений Твардовского с матерью. В каждой из этих частей поэт пытается выписать образ родного для него человека, как и образ и всех матерей трудного времени. Первая часть описывает обычные события взросления сына и ухода его в большую жизнь. Поэт описывает события своей жизни и поспешное прощание с матерью, а каждый из нас узнаёт в этом собственные промахи и невнимательность к родному человеку.

Вторая часть содержит воспоминания о чувствах матери в таёжной сибирской ссылке. Как многих русских людей, её не страшил тяжёлый труд и суровые условия жизни. Более всего её беспокоила возможность быть похороненной на неуютном таёжной кладбище прямо за бараками. Верность родным могилам и месту успокоения всегда была характерна для русских людей. Как тонко прописано у Твардовского это желание быть упокоенной дома, на родине. Третья часть продолжает эту тему. Матери поэта посчастливилось вернуться на родину, и была она похоронена на родном кладбище, но для сына похороны матери - тяжёлая событие в жизни. Твардовский нашёл сравнение работы двух копщиков с садовниками, так близко похожа их работа и так далека она по смыслу. Настроение растерянности, желание покончить с этим действом быстрее объясняется нежеланием умом принять эти похороны. Наверное, многие проходили через такое.

Воспоминание, общение с уже потерянной матерью, долгие раздумья о ней после смерти выразились в четвёртой части стиха. Здесь приводятся воспоминания о матери уже в новом их понимании. Через старую песню, привезённую в ссылку с родины, через размышления о нелёгкой жизни матери, о старении и словах о последнем перевозе, как о естественном ходе событий. Как в мифах древней Греции, как в старинной русской традиции. Здесь скрывается глубинный философский смысл жизни каждого. И только остаётся горькое сожаление, что не смог, не захотел, не успел понять мать свою лучше, при жизни.

Художественные приёмы стихотворений

Все четыре части цикла написаны в определённом стиле. От простого быстрого повествовательного, до протяжно-напевного, характерного для среднерусского говора. Сам размер строфы настраивает на определённое восприятие. То ли это тихие сетования о тяжести житья и боязни упокоится вдали от родины, то ли это распев народной песни о прощании молодой женщины с родителями выходя замуж. И только последняя часть стихотворения написана кратким языком ребёнка разговаривающего с мамой, неумелым стихом начинающего поэта-мальчика. И эти строки кажутся выразительнее всего.

Александра Трифоновича Твардовского можно смело отнести к поэтам народным, простым и душевным. Пройдя все ужасы войны, автор смог донести до читателя самые яркие моменты военных событий. Он создает свою грандиозную работу «Василий Теркин» и вместе с главным героем странствует по дорогам войны. Простого солдата поэт награждает самыми хорошими человеческими качествами. Поэма была необычайно близка простому воину и солдату, ведь в ней таился истинный смысл происходящих событий.

В 1943 году поэт решает обратить свое внимание на подвиги не только солдат, а и простых людей, которым также нелегко пришлось жить в военное время.

Главной героиней стихотворения «Награда» стала простая женщина, которая пыталась всеми усилиями сберечь советское знамя. Она перепрятывала его от врагов, тайком скрывала от оккупантов. И только тогда, когда земли снова перешли в руки советской власти, героиня передала сохраненное знамя солдатам. За такой подвиг женщина была награждена высшим орденом СССР. Сам генерал вручал орден Красного Знамени, признавая настоящий подвиг обычной селянки.

Героиня необычайно смутилась. Она никак не ожидала такой награды. Зная психологию простого народа, Твардовский понимал, что такая отметка была для жителей России наивысшей похвалой. Скромная героиня рассчитывала на менее серьезное вознаграждение и мечтала всего лишь о телочке. Ведь в после военное время в селах не было ни скота, ни домашнего хозяйства. И молодая коровка была бы весьма полезна.

В своем стихотворении Александр Твардовский пытается сказать о том, что подвиги и благородные поступки совершаются не только на поле боя, а и в обычных сельских поселениях.

Стихотворная работа «Награда» написана без использования ярких художественных приемов. В рифмованных строках используется простая, понятная обычному человеку речь. В этом и заключается особенность творчества замечательного поэта – Александра Твардовского.


Биография писателя


Александр Трифонович Твардовский принадлежит к числу величественных людей: лауреат трех Сталинских, Государственной и Ленинской премии; кавалер трех орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и многих других; депутат Верховного Совета РСФСР; кандидат в члены ЦК КПСС. Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 июня по новому стилю) 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Здесь и прошло детство писателя. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. «В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно», - пишет поэт в дневниках. Однако в тридцатые годы его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни.

В детстве вечерами вся семья собиралась за столом, и отец читал «Полтаву», «Дубровского», «Тараса Бульбу». Как-то в дом приехал дальний родственник - гимназист, и представил свой стих «Осень». 10-летний Саша решил, что такое дело и ему по плечу - через несколько дней уже была готова парочка стихов о лете.

В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного Твардовского, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

В 1928 году А.Т. Твардовский переезжает в Смоленск. Здесь начинается новый период творчества. С первых месяцев он стал профессиональным литератором, лишь эпизодически выполняя какие-то литературные работы, иногда занимал должности в местных органах печати. Жилось нелегко. В это время он много ездит по стране. Это был продуктивный отрезок пути Твардовского.

Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

В это время он печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», в журнале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произведений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы.

В 1939 – 1940 гг. участвовал в советско-финляндской войне. С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу спецкорреспондентом в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Именно эти годы стали для Твардовского переломными: поэтический голос поэта приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно настоящее творчество. Александр Трифонович награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).

Военная лирика А.Т. Твардовского

Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Пример изображение тихой армейской жизни в стихотворении «Армейский сапожник» (1942).

В лесу, возле кухни походной,
Как будто забыв о войне,
Армейский сапожник холодный
Сидит за работой на пне.

Стихотворение «Партизанам Смоленщины» (1942) призывает покарать пришедшего грозного врага. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой враг не похвалится тыловой тишиной!». В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале.

Но не только партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничная машина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк»:

И, как будто первопуток
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый,
Танк идёт с исходной в бой.

В этих строчках слышатся какие-то былинные мотивы: богатыри на Руси тоже обладали такой огромной мощью, что могли одним пальцем проложить «первопуток», а слова «одетый» и «обутый» также явно указывают на сходство танка с богатырём. Таким образом, танк – это символ скорой победы России в войне.

И всё же не вся военная лирика Твардовского состоит из обобщённых образов и пространных размышлений. Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:

Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…

Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда. Поэт берёт на себя часть вины лирического героя за то, что тот забыл спросить имя мальчика. Однако лирический герой уверен, что узнает его среди тысяч лиц. В стихотворении подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего боевого товарища, с которым они вместе боролись против общего врага.

В стихах Твардовского военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки».

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Стихотворение навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту не знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери, ярко выраженное в последней строфе.

Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, возможно, самое сильное, самое пронзительное свое произведение – «Я убит подо Ржевом» , сквозь строки которого проходит мотив братства и памяти. Необычна форма стихотворения – монолог погибшего солдата, его обращение к живым.

Я убит подо Ржевом.

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком начете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме.
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.

Но не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть».

Стихотворение завораживает ритмом своих строк, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким корням традиции. Это обращение –«братья».

Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время.

Мотив вины пронизывает такие стихотворения А. Твардовского, как «Жестокая память» и «Я знаю, никакой моей вины…».

Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение«Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же её заключается как раз в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга».

Война оставила в жизни людей глубокие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:

Полным-полно, народ в проходе
Бочком с котомками стоит.
И о лихой морской пехоте
Поёт нетрезвый инвалид.

И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.

Троекратный повтор частицы «все же », выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это иррационально - собственно, как мог Твардовский «сберечь» своих соотечественников? - но именно поэтому глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор).
Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

В другом стихотворении – «Лежат они, глухие и немые…» слышится элегическое звучание стихотворения,

щемящее-грустная интонация:

Лежат они, глухие и немые,

Под грузом плотной от годов земли -

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке.

И не затем, чтоб той судьбой своей

Убавить доблесть воинов мужскую,

Дочерней славой - славу сыновей, -

Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,

Верней всего, не думали о ней.

История создания стихотворения «В тот день, когда окончилась война…» по–своему замечательна. Повторив первую строку стихотворения, вынеся ее в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента – окончилась война!

В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В стихотворении ситуация драматизирована: происходящее не описывается, а развертывается перед нами. Исторические воспоминания о «том дне» пережиты Твардовским глубоко лично. Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность. По мере развития темы усиливается эмоциональное напряжение стиха. В эпически мерном движении строк мы чувствуем элегическую печаль , которая имеет действенную силу катарсиса:

И только здесь, в особый этот миг,
Исполненный величья и печали,
Мы отделялись навсегда от них:
Нас эти залпы с ними разлучали.

Поздняя лирика А.Т.Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

Размышляя о бытие, излагая свой жизненный опыт, лирический герой поздней лирики А.Твардовского постоянно затрагивает тему памяти и забвения. Стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» - яркий тому пример. Это произведение написано Твардовским в 1965 году под впечатлением уничтожения бюста Сталина в барвихинском парке. Но речь в нём идет не о конкретном событии, мы видим глубокое философское понимание памяти, жизни, истории, вечности:

Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота -

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой - выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том,

Что сам собою камень -

Лирический герой этого стихотворения не какое-то определенное «Я», но в то же время и не персонифицированное «Мы». Он выступает носителем того переживания, которое свойственно всему народу и в то же время осмысляется каждым по-своему.

«Чрезмерная о вечности забота » и «Чрезмерная забота о забвенье » воспринимаются лирическим героем как две крайности, бессмысленные и разрушительные. С одной стороны, «Крутой раствор особого цемента/ Рассчитан был на тысячу веков» , прилагались определенные человеческие усилия для возведения этого монумента, причем не только монумента как предмета материального, но и идеологического, с другой стороны, высказывается мысль о том, что всё в жизни относительно и бренно, и всё в мире циклично: сначала мы создаем себе кумиров и свято верим в них, прилагаем огромные духовные и физические усилия, чтобы поместить их в вечность, а затем опрокидываем их в забвенье, ломая, разрушая, уничтожая.

Необходимо также отметить, что стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» как будто отсылает читателя к огромной базе культуры прошлого: возникают ассоциации с «Памятниками» А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, с «Exegi monumentum» Горация. Это говорит о том, что лирический герой наделен богатым культурным, историческим опытом, а это, в свою очередь, позволяет ему излагать свои мысли, чувства, анализировать, делать глубокие, философские заключения.

Последние три строки стихотворения – это своеобразный вывод, который делает лирический герой в отточенной афористичной форме:

Но дело в том,

Что сам собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом.

Этими словами выражается особое понимание лирическим героем всех жизненных, социальных, исторических процессов. Камень – это неодушевленная, застывшая форма, ничего сама по себе не выражающая, только человек вкладывает в него тот или иной смысл, а значит, только человек является тем звеном, которое связывает «всё со всем» и «всех со всеми».

Мотив взаимосвязанности и повторяемости всего в мире очень характерен для позднего творчества Твардовского. Лирический герой размышляет о связях исторических, культурных, жизненных, родственных, пытается осмыслить их, объяснить, понять их истинный смысл. С этой позиции интересно рассмотреть стихотворение «Посаженные дедом деревца»:

Посаженные дедом деревца,
Как сверстники твои, вступали в силу
И пережили твоего отца,
И твоему еще предстанут сыну
Деревьями.
То в дымке снеговой,
То в пух весенний только что одеты,
То полной прошумят ему листвой,
Уже повеяв ранней грустью лета...

Ровесниками века становясь,
В любом от наших судеб отдаленье,
Они для нас ведут безмолвно связь
От одного к другому поколенью.



И дальше связь пойдет в таком порядке.

Ты не в восторге?
Сроки наши кратки?

В этом стихотворении лирический герой предстает перед нами как некое «Мы», обращенное к представителю молодого поколения («Ты»). Опыт лирического героя оказывается настолько огромным и глубинным, что он начинает постигать неотменимый, естественный порядок бытия. В этом стихотворении, по сути, формулируется важный закон мироздания, который заключается в вечном обновлении и вечных связях поколений – в цикличности жизни.

Твардовский становится носителем важной философской мысли: жизнь вписывается в общий природный порядок, всё бренно, но в то же время в бытие есть повторяемость, которая, можно сказать, становится аналогом бессмертия.

Причем, важно отметить, что повторяемость эта характерна как для человеческого существа, так и для самой природы: молодые деревца – звено, связывающее поколения людские, тоже имеют свой срок, и им на смену придут другие посадки, которые станут новым звеном в вечной цепочке жизни:

Им три-четыре наших жизни жить.
А там другие сменят их посадки.
И дальше связь пойдет в таком порядке.

Герой Твардовского подходит ко всему с особым осмыслением: он видит суть мироустройства, понимает, что человек не может бороться с естественными, непреложными законами мира, и пытается донести это до каждого, задавая, казалось бы в несколько небрежной форме очень серьёзные и вечные вопросы:

Ты не в восторге?
Сроки наши кратки?
Ты что иное мог бы предложить?

В этих строках возникает очень важная тема творчества Твардовского – это тема отпущенного срока, которая четко представлена в стихотворении «Все сроки кратки в этом мире» :


Все превращенья – на лету.

Сирень в году дня три – четыре,

От силы пять кипит в цвету.

Но побуревшее соцветье
Сменяя кистью семенной,

Она, сирень, еще весной –

Уже в своем дремотном лете.

И даже свежий блеск в росе
Листвы, еще не запыленной,

Сродни той мертвенной красе,

Что у листвы вечнозеленой.

Она в свою уходит тень.
И только, пета – перепета,

В иных стихах она все лето

Бушует будто бы, сирень.

Лирический герой этого стихотворения (также как и предыдущих) мыслит эпически. Он явно осознаёт, что жизнь состоит из определенных ограниченных по времени сроков, причем время это бегущее, стремительное и спешное:

Все сроки кратки в этом мире,
Все превращенья – на лету.

Образ сирени - центральный в стихотворении, он становится воплощением самой жизни во всем ее многообразии. Лирический герой, восхищаясь красотой не только цветущей и благоухающей сирени, но и других её состояний, высказывает мысль о том, что жизнь прекрасна на всех её сроках и, может быть, в увядании можно найти еще большую прелесть, чем в бушующей молодости. Он чувствует свою включенность в ход жизни, он принимает, осмысляет и понимает каждый её этап.

Необходимо сказать, что в сознании лирического героя нет идеализации жизни, он воспринимает её ход как естественный, необратимый процесс, всегда сопряженный со смертью. Смерть - это часть жизни, она всегда находится рядом с жизнью:

И даже свежий блеск в росе
Листвы, еще не запыленной,

Сродни той мертвенной красе,

Что у листвы вечнозеленой.

Смерть для лирического героя – это граница отведенного срока, часть всеобщего, всеобъемлющего цикла, законы которого одинаковы и для человека, и для природы.

Таким образом, лирический герой поздней лирики А.Т.Твардовского пытается осмыслить бытие, понять все его законы. Он воспринимает жизнь как определенные, завершенные сроки, циклы, которые постоянно повторяются в природе, в то же самое время, являясь особенными и неповторимыми. Лирический герой наделен большим культурным и жизненным опытом, и предстает перед нами человеком, который имеет право выражать свою нравственную, философскую позицию по отношению к мироустройству. Образ его становится шире индивидуального, он приобретает масштабные, эпические черты.

Особа пейзажная лирика Твардовского послевоенных лет. Отсюда особая трактовка темы природы. В стихах последних лет в эту тему включается новый мотив, который можно назвать памятью самой природы всей жизни на земле. Твардовский смотрит на природу, не поучая и не поучаясь. Природа у Твардовского – источник красоты.

Спасибо за утро такое

Спасибо за утро такое,

За чудные эти часы

Лесного – не сна, а покоя,

Безмолвной морозной красы.

Когда над изгибом тропинки

С разлатых недвижных ветвей

Снежинки, одной порошинки,

Стряхнуть опасается ель.

За тихое, лёгкое счастье –

Не знаю, чему иль кому –

Спасибо, но, может, отчасти

Сегодня – себе самому.

Твардовский видит в природе и ее, так сказать, собственные горести и заботы, и ее движение. Все пейзажи насыщены внутренней динамикой. Например, в стихотворении «Там–сям дымок садового костра» (1967) пейзаж передан через определение того, чего еще нет, но что должно произойти в будущем:

Там–сям дымок садового костра

Встаёт над поселковыми задами.

Листва и на земле ещё пестра,

Ещё не обесцвечена дождями.

Ещё земля с дернинкою сухой

Не отдаёт нимало духом тленья,

Хоть наизнанку вывернув коренья,

Ложится под лопатой на покой.

Ещё не время непогоды сонной,

За сапогом не волочится грязь,

И предаётся по утрам, бодрясь,

Своим утехам возраст пенсионный.

По крайности – спасибо и на том,

Что от хлопот любимых нет отвычки.

Справляй дела и тем же чередом

Без паники укладывай вещички.

В пейзажной лирике также прослеживаются характерные для Твардовского понятия – «пора» и «срок», которым подчинено круговращение природы и человеческой жизни: в главном они совпадают, и отсюда - лирическое приятие каждого срока, согласие с его особыми уставами и законами. Однако содержание этих сроков – очень разное. Отсюда – мотив неравномерности, неравноценности времени.

Чуть зацветёт иван–чай, -

С этого самого цвета –

Раннее лето, прощай,

Здравствуй, полдневное лето.

Липа в ночной полумгле

Светит густой позолотой,

Дышит - как будто в дупле

Скрыты горячие соты.

От перестоя трава

Никнет в сухом оперенье.

Как жестяная, мертва

Тёмная зелень сирени.

Где–то уже позади

День равноденствие славит.

И не впервые дожди

В тёплой листве шепелявят.

Не пропускай, отмечай

Снова и снова на свете

Лёгкую эту печаль,

Убыли–прибыли эти.

Все их приветствуй с утра

Или под вечер с устатку...

Здравствуй, любая пора,

И проходи по порядку.

Таким образом, военная и послевоенная лирика занимает важное место в творчестве Твардовского.

Произведение «По праву памяти» правдиво рассказывает о тяжелом времени. В нем явственно слышатся отголоски прошлого, страшная участь, которую уготовил своим детям «отец народов». Поэма Твардовского родилась как акт протеста и даже своим названием взорвала страшное молчание, которое покрывало преступления сталинского режима.

История создания

Со времени написания произведения и начнем целостный анализ «По праву памяти». Написано оно было в 1966-1969 годы. Автор пытается опубликовать свое творение на страницах «Нового мира». Но цензура настойчиво не пропускает поэму к печати. Критика Сталина в эти годы сменилась полным забвением и умолчанием. Твардовский так и не увидел поэму в печати. Новое произведение задумывалось как дополнение к работе «За далью - даль». Позже оно стало самостоятельным. Как покажет детальный анализ по главам, «По праву памяти» Твардовского - это произведение, которое отразило реакцию автора на политическую обстановку 60-х годов.

Публикации «Нового мира» приобретали явный оппозиционный характер. В 1968 году советские танки появились на улицах Праги, и в тетради Твардовского появилась запись: «Как в 45-м нас встречала Прага, и как встречает в 68-м». Писатель осудил эту акцию и не поставил подпись под письмом к чехословацким писателям. Это поступок с большой буквы - гражданский, человеческий. Но у чиновников это вызвало раздражение, и они буквально ополчились на журнал и главного редактора. Почему опубликовать эту поэму в те годы было немыслимо, покажет детальный анализ. «По праву памяти» - работа, которая была опубликована в журнале «Знамя» лишь в 1987 году.

Жанровые и композиционные особенности

В произведении три части, которым предшествует небольшое вступление. Многие литературоведы называют произведение Твардовского триптихом. Так же в процессе работы его называл и сам автор. Журнал «Знамя», опубликовавший впервые эту поэму, определил ее жанр, как лирическая поэма. В окончательном варианте обозначение «триптих» было снято, и частям поэмы были даны заголовки. Это подчеркивает сюжетно-психологическую составляющую произведения Твардовского «По праву памяти». Анализ по главам, который мы сейчас рассматриваем, покажет, что эмоциональный подтекст поэмы очень глубок. Это исповедь-покаяние, обращение, обвинение. Цельность поэме придает сам автор и монологическая форма повествования. Произведение открывается вступлением, в котором выражается жизненное кредо писателя.

Первая часть

Продолжим анализ «По праву памяти» Твардовского и рассмотрим первую главу произведения. В ходе работы над поэмой автор решил включить сюда эпизод отъезда из родного дома, фрагмент, который под названием «На сеновале» появился еще до публикации произведения. Это стихотворение и составило первую часть «Перед отлетом».

Писалось оно как юности и создавало атмосферу доверительности, когда ведутся разговоры о самом сокровенном. Автор точно передает чувства юности - надежды и устремления молодых героев. Двое деревенских юношей полны надежд и собираются в путь, «кидая наше захолустье». Ими движут высокие помыслы - «мы жили замыслом заветным», юношеский максимализм - «неведом сомненья дух» и романтическая мечта - «мы сами ждали только счастья».

Вторая часть

Анализ поэмы «По праву памяти» по главам продолжим словами, которые «обронил в кремлевском зале» Сталин, и они были восприняты многими людьми как избавление от «несмываемой метки» - «сын за отца не отвечает». Вторая часть произведения называется так же. Слова «отца народов» оказались обманом, и Твардовский отображает, как аморальны и бесчеловечны эти слова «для виновных без вины».

Повторяясь, они приобретают совершенно новое эмоциональное и смысловое значение в произведении «По праву памяти». Анализ показывает, что ровно в пять слов автор вписывает судьбы крестьян, искалеченных «великим переломом», целые народы, брошенные в изгнание, судьбы людей, которым пришлось оплатить вдвойне просчеты «великого полководца».

Третья часть

Продолжаем анализ «По праву памяти» Твардовского. Последняя глава поэмы «О памяти» передает мысли автора и мотивы, заявленные в ее названии: «забыть велят безмолвно». Она написана в свободной манере. В ней автор поднимает много вопросов: отголоски споров, которые велись в редакции «Нового мира», когда они отстаивали право литературы - говорить правду. «Забыть велят и просят - память под печать». Все строки текста создают целостное представление и построены на мироощущении автора, который ясно выражает свою позицию. «Все знают все; беда с народом!» Твардовский меряет все высшими для него критериями - «правдой сущей», «памятью правдивой» и совестью. Ключевыми словами третьей части являются: быль, правда, память, боль.

Как показал анализ «По праву памяти», слова Твардовского говорят каждому, что за свое время отвечаем только мы, и каждый из нас в долгу перед прошлым. Какой бы ни была правда горькой, и как бы ни хотели ее «в забвенье утопить», каждый должен знать правду, чтобы уберечься от повторения страшных и преступных ошибок. Поэтому поэт меряет все «памятью правдивой», поскольку без нее сопричастности к жизни не бывает. За героем произведения стоит поэт-гражданин, который учит нас высокой нравственности, милосердию и гражданственности. Быть теми людьми, которые «не прячут глаз».

Анализ стихотворения Александра Твардовского. Люди живут, люди умирают… И никто в этом не виноват. Нич­то не вечно. Но страшно, обидно, когда человек умирает не от не­победимой болезни или от старости, а от пули, мины, бомбы. И друг, вернувшийся с войны, не может смотреть в глаза родствен­никам своих погибших товарищей. Почему? Что заставляет его отводить в сторону взгляд? Стыд? Стыд за то, что он выжил, а они погибли? За то, что он пришел домой, а они «остались там»? Тяжкие раздумья терзают человека, потерявшего на поле боя своих дру­зей. Мысль мечется, не находя ответа - почему, зачем? По чьей вине «они - кто старше, кто моложе - остались там…»?

И даже рифма как бы тоже ищет выхода, ответа. В начале в первых двух строчках, где только исток раздумий автора, и рифма более спокойная, парная: «вины - войны». С развитием главной мыс­ли стихотворения и рифма усложняется, концентрируется на строч­ке «я их мог, но не сумел сберечь». Рифма становится более упор­ной, более глубокой, она передаёт смятение, острое раздумье, горь­кие мысли самого автора, тоже прошедшего дорогами войны. Само построение стихотворения подчёркивает развитие мысли. В начале - предложение маленькое, сжатое. Поэт как бы оправдывается (нет, не то слово), заверяет нас, да и в основном самого себя в том, что вины нет. Но ведь и друзей нет: «не пришли домой». Кольцевая рифма во втором предложении подчёркивает замкнутость этого круга - круга человеческого горя. Заключительное «все же», трижды повторенное, символизирует нескончаемость воспоминаний, бесконечность ответ­ственности, взятой на себя выжившими. Ответственность за невер- нувшихся, за их стариков и осиротевших детей. И горькие мысли, которыми полна минута раздумий, находят выход в этом «всё же». Здесь сконцентрирована идея стихотворения. Всего в двух словах.

«Краткость - сестра таланта», - писал Чехов. И это очень верно. Особенно в поэзии. Можно написать балладу, поэму и не сказать ничего, а можно всего лишь двумя предложениями создать рек­вием миллионам не вернувшихся с войны. В них вылилась вся изболевшаяся душа поэта и его народа. Радость победы не может полностью заглушить боль утраты. И люди, прошедшие в солдат­ских сапогах от Волги до Берлина, это понимают.

Друзья, оставшиеся на тех дорогах, не забываются. Они не канули в неизвестность - они твёрдым шагом вошли в бессмер­тие - в вечность с чистой совестью и душой. Они стали частью нашей общечеловеческой памяти, героями опер, фильмов, спек­таклей, картин, стихотворений. Одно из них написано Твардов­ским. Маленькое, оно вобрало в себя боль и память, угрызения совести и беспощадность войны. Заключительное «всё же» будто поднимает стихотворение над землею и уносит его туда, где, по словам другого поэта-фронтовика, Михаила Светлова, «небо пол­нится голосами тех, кто жил и любил на земле».