Алёна Арзамасская: монахиня, которая возглавила повстанцев. Алёна Арзамасская — героиня русской повстанческой традиции

· Биография · Образ Алёны Арзамасской в литературе · Примечания · Официальный сайт · Видео «Алёна Арзамасская»

Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.

30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.

Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:

Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука.

Танго и страсть

Студийная фотосъемка. Фотограф: Алена Замотаева Визажист: Елена Серякова Модель: Алина Воробьева Модель:
1:51 мин.

Алёна родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом (дата неизвестна), на территории современной Мордовии. Тот факт, что она была православной монахиней, позволяет художникам изображать её с типично русским лицом, однако, на деле, русской была скорее всего наполовину, а вообще почти наверняка чистокровной мордвинкой.

Алёна рано осиротела, родня по-быстрому сбагрила девушку замуж и забыла про неё. Замужество Алёны было непродолжительным, муж от «надсадной» работы заболел и умер. У Алёны было два пути: с сумой по миру ходить или уйти в монастырь, она выбрала второе.

В женском Николаевском монастыре, под Арзамасом, Алёна обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Знала, как лечить почками, корой деревьев и кустарников; с помощью «банной плесени» умела заживлять даже гнойные язвы (в просвещённой Европе их прижигали калёным железом), лечила болезни домашнего скота. Бунтарский характер проявился уже тогда, и пришлось Алёне, с благословения настоятельницы, а может и по её велению, перебраться в уединённый лесной скит – с глаз подальше.

В 1669 году, когда началось восстание Степана Разина, Алёна присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд, с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии, разбить войско арзамасского воеводы и занять город. Алёна более двух месяцев управляла Темниковым и отрядом, в котором насчитывалось до пяти тысяч повстанцев.

Алёна обладала огромной физической силой и острым умом, прекрасно обращалась с оружием, могла вести конный бой. Имела полководческие способности, грамотно применяла имеющиеся в отряде пушки. Такие нетипичные для женщины того времени дарования сослужили плохую службу: поползли слухи, что она «водится с нечистою силою» и «всё это от диавола».

Эти слухи умело были использованы направленным против неё воеводой Долгоруковым, дважды потерпевшим поражение в открытом бою (один из боёв закончился паническим бегством царского войска, за которым никто не гнался, остановить которое смогли только через 60 вёрст). Тайные подсылы воеводы проникли в ряды повстанцев, пробрались в город и начали поддерживать и усиливать разговоры о «колдовстве» и «бесовском наваждении» мятежной монахини.

Испугавшись Божьей кары сильнее земных казней, значительное число соратников предало Алёну и ушло на поклон к воеводе, купив прощение за бешенные по тем временам деньги: 340 рублей, а заодно открыв городские ворота.

4 декабря 1670 года Алёна была захвачена в плен. Русские воины воеводы Долгорукова побоялись выходить против «колдуньи» и её, укрывшуюся в церкви, атаковали немецкие солдаты-наёмники. Дальше процитирую одного из них, Иоганна Фриша, вернувшегося домой и написавшего книгу о своих приключениях:
« … она укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того как увидела что дальнейшее сопротивление невозможно - отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

После казни на пепелище не нашли ни останков Алёны, ни цепей, в которые она была закована…

Поговаривали разное: враги - что её забрал диавол, друзья – что Господь, романтики – что мордва в ночь после казни выкрала останки с неостывшего пепелища, что бы с честью похоронить.

В церквях Арзамасского уезда по Алёне долгое время шли поминальные службы, и власти не осмеливались их запрещать.

Именно информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована советским учёным-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии. В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах. В годы войны З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной удалось выделить из плесени пенициллин, который отличался более высокой активностью по сравнению с американским аналогом и был более дёшев в производстве. Это позволило спасти миллионы жизней раненых.

Алёна Арзамасская (эрз. Эрзямассонь Олена, в русских летописях её называют - Темниковская; дата рождения неизвестна, село Выездная Слобода, Арзамас - ум. 1670) - соратница Степана Разина, одна из вождей крестьянского восстания XVII века. Родилась в селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание. В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 от Арзамасса к Щацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев. 30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой-карателем Ю. А. Долгоруковым. После страшных пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве. Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет: Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука

Родилась будущая героиня крестьянской войны в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Считается, что в молодости Алену насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот захворал от тяжелой работы и старости, и вскоре умер. Алена осталась вдовой и вскоре от нужды пошла в монастырь. Она постриглась в монахини в Николаевском монастыре под Арзамасом. Там смышленая девушка быстро освоила грамоту и обучилась народному врачеванию. Монахини собирали различные травы, сушили их, делали настойки и мази. У крестьян не было денег, чтобы обращаться за помощью к лекарям, поэтому многие шли за помощью в монастырь.

Однако жизнь в обители была для девушки трудной, поэтому когда в 1669 году в стране вспыхнуло крестьянское восстание Степана Разина, она покинула монастырь и присоединилась к нему. Алену хорошо знали в соседних селениях, поэтому ей довольно быстро удалось собрать отряд из 200−300 человек. Видимо, казацкая кровь и боевой характер Алены убедили мужиков последовать за ней. Она поначалу хотела вести крестьян на Оку к Касимову, продвигаясь в центральные районы страны. Однако на пути у нее встали царские войска, и Алена повернула войско в сторону города Темникова в Мордовии, намереваясь выйти к берегам реки Мокши. По сообщениям пленных повстанцев, численность последователей Алены достигала 600 человек.

В тех районах действовали и другие повстанческие отряды под руководством Федора Сидорова, Исайя Фадеева и Еремы Иванова. Сидоров в 1670 году был освобожден разинцами из тюрьмы и быстро стал видным деятелем восстания. Алена планировала соединиться с его отрядом под Темниковым. По пути к нему к отряду Алены присоединялись крестьяне, ее встречали как освободительницу. Командовавший подавлением восстания воевода Юрий Долгоруков писал, что она собирает многих людей «с собою на воровство». Кроме того, старица рассылала «прелестные письма», в которых просила людей поддержать «батюшку Степана Тимифеевича», хотя сама с Разиным Алена никогда не встречалась.

Алена объединилась с силами Сидорова под Темниковым, и теперь ее отряд возрос до 700 человек, вооруженных орудиями и пушками. Совместно они разбили отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова, а затем пошли у Шацку. Однако неожиданно Алена повернула на Темников и взяла город. Целых два месяца Алека сама управляла городом и войском. В ее отряде насчитывалось более 2000 человек. Юрий Долгоруков послал против нее войско под командованием Лихарева. 30 ноября 1670 года царские войска атаковали повстанцев в 15 км от Темникова и одержали победу. В оставшийся без защиты город был послан отряд воеводы Волжинского. Когда тот вошел в город, то встретил отчаянное сопротивление оставшихся там повстанцев, которые защищали воеводскую избу и церковь. Алену пытались схватить, но она укрылась в церкви и до последнего отстреливалась из лука. Когда же стрелы кончились и сопротивление стало невозможным, она отвязала и отбросила в сторону саблю, а сама с распростертыми руками бросилась к алтарю. В таком положении ее и нашли ворвавшиеся в храм царские солдаты. Они увидели женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы. Все отмечали ее невероятную силы: «Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук».


4 декабря в город прибыл со своим войском и Юрий Долгоруков. Жители города вышли его встречать, а позади процессии вели связанных повстанцев, 15 человек. Среди них была и Алена. Ее долго пытали, но женщина не издала за все время ни звука. Мужики решили, что она колдунья, раз может смиренно терпеть такую боль. Долгоруков приказал повесить повстанцев на Рябчиковой горе за Мокшей. Но для несгибаемой монахини он уготовил другую казнь. Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» решено было сжечь в срубе на главной площади Темникова. Казачка встретила приговор спокойно. Она взошла на край деревянного сруба, перекрестилась и молча прыгнула внутрь. Когда же его подожгли и все было охвачено пламенем, по преданию, даже тогда Алена не издала ни звука. Ее казнь привлекла внимание даже современников-иностранцев. Так в 1677 году в Германии заметка о ней появилась в брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени».

Монахиня Алёна Арзамасская во второй половине XVII века возглавила многотысячный отряд повстанцев, который стал частью армии Степана Разина. Спустя несколько месяцев восставшие были разбиты под городом Темниковым войсками воеводы Юрия Долгорукова, а саму монахиню вместе с другими пленниками казнили.

Прошлое атаманши

До наших дней дошли немногочисленные исторические документы об Алёне Арзамасской. Известно, что она родилась в семье крепостных крестьян в слободе под Арзамасом, рано была выдана замуж и вскоре овдовела. Монашеский постриг в Никольском женском монастыре Алёна приняла вследствие крайней нужды. Историки утверждают, что именно в монастыре монахиня научилась читать и писать, а также освоила азы народной медицины.
При каких обстоятельствах Алёна Арзамасская решилась на организацию повстанческого отряда, не известно.

Когда о ней впервые услышали московские власти

Согласно одной из воеводских записок, Юрию Долгорукому доложили о рассказе пленного руководителя одной из повстанческих групп армии Степана Разина, сообщившего на допросе о «бабе-ведунье», которая собирает по селам воровских людей и объединяет их в отряд. Информатор доложил, что старица пользуется большим авторитетом у бунтовщиков, а ее повстанцы – грозная сила.

Захват Темникова

После объединения отряда Алёны Арзамасской с войском другого повстанца Федора Сидорова количество бунтовщиков достигло семи тысяч человек. Вооружено это соединение было не только ружьями и холодным оружием, но и трофейными пушками. Им удалось захватить город Темников и два месяца продержаться в нем. Руководя городом по своему усмотрению, Алёна Арзамасская «прелестными письмами» пыталась сагитировать как можно больше жителей окрестных сел и деревень, чтобы те присоединялись к повстанцам. Параллельно старица лечила народными средствами раненых и больных, используя, в том числе, и заговоры.

Поражение повстанцев

В конце ноября 1670 года под Темниковым объединенный отряд Алёны Арзамасской и Федора Сидорова был разбит войсками воеводы Ивана Лихарева. Темников сдался властям, и войска полковника Василия Волжинского были встречены «лучшими людьми города» с деньгами и слезными просьбами о прощении за то, что пришлось пребывать «под воровской властью».
Алёна Арзамасская с несколькими повстанцами билась до последнего, укрывшись в соборе Темникова. В начале декабря в город вошло войско Юрия Долгорукова, и сопротивление бунтовщиков было окончательно сломлено, а уцелевших их лидеров захватили в плен.
Спустя 7 лет после этой битвы немецкий публицист Иоганн Фриш в Германии издал брошюру, которая на сегодняшний день является единственным более или менее подробным документальным свидетельством, описывающим внешний вид, характер атаманши-старицы Алёны Арзамасской и ее последние часы жизни.

Как ее пленили и казнили

Фриш, который воевал в русском войске наемником, писал, что Арзамасская отстреливаясь из лука, убила несколько солдат воеводского войска. Когда «боеприпасы» иссякли, она упала у алтаря, и в таком положении была пленена. Наемник сообщил в своей брошюре, что поверх монашеского одеяния Алёна носила военные доспехи и оказалась очень сильной женщиной – ни одному из солдат не удалось натянуть тетиву лука, из которого стреляла атаманша.
Свыше полутора десятков пленных, среди которых был и Федор Сидоров, по приказу Юрия Долгорукова повесили за рекой Мокшей. Арзамасскую же воевода повелел сжечь в срубе как еретика и колдунью, побросав в огонь и ее «воровские письма» и «колдовские коренья».

Предварительно монахиня стойко перенесла пытки, ни разу не вскрикнув, чем потрясла своих палачей, утвердившихся в мысли, что атаманша на самом деле ведьма. Иоганн Фриш был свидетелем ее казни.
Перед смертью закованная в цепи Алёна Арзамасская произнесла короткую речь, смысл которой сводился к тому, что при большем количестве восставших Юрию Долгорукову повстанцев было бы не победить. Затем атаманша-старица сама прыгнула в горящий сруб и молча встретила свою смерть. Примечательно, что на пепелище потом не нашли цепей, которыми была скована покойная. Поэтому в народе долго жило предание, что «русская Жанна д"Арк» осталась жива, и непременно должна вернуться, чтобы вновь поднять людей на восстание.