Алхимия - удивительная «наука», прошедшая сквозь века. Тайны древних алхимиков. Неразгаданные загадки прошлого

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других - нахождение эликсира бессмертия, для третьих - трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия - мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами - тех, кому открылся секрет философского камня - становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму - учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро - в Луну, ртуть - в Меркурий, свинец - в Сатурн, олово - в Юпитер, железо - в Марс, медь - в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка - знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель - вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика - это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов - дракон, проглатывающий собственный хвост - олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения - философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф - Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма - избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия — «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет - тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет - и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой - «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

В маленьком чешском городке Кутна-Гора есть единственная в своем роде часовня: внутреннее убранство этой часовни сделано из костей человека. Исследователи посчитали, что люстра, которая висит на потолке, изготовлена из останков 5 000 человек. Для того чтобы сделать потолочные гирлянды понадобилось около 10 000 и примерно столько же – для изготовления хóров. При возведении этой жутковатой церкви использовались кости людей, погибших от чумы, поразившей Кутну-Гору в 1318 году. Эпидемия разразилась в городе абсолютно неожиданно, появившись непонятно откуда и не затронув при этом жителей соседних деревень.

Выжившие в то ужасное время горожане считали, что навлечь чуму могла хранившаяся в городке таинственная книга, в которой содержится самое древнее и самое большое из всех имеющихся на Земле изображение дьявола. Эта книга, где бы она ни появлялась, везде несла несчастья. Фолиант под названием Codex Gigas, или «Кодекс Гигас», «Гигантский кодекс» (раннее название – «Библия дьявола»), имеет высоту 93 сантиметра и толщину 22 сантиметра, весит 75 килограмм и считается самой большой книгой в мире. Проведенное в XX столетии исследование и радиоуглеродный анализ показали, что этот фундаментальный богословский труд написан около 1210–1240 годов в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (сейчас– часть города Храст).

Страницы изготовленные из телячьей кожи заполнены одним почерком неизвестного автора. Почти нечеловеческий труд, Кодекс Гигас, и тем не менее, был создан одним простым человеком. Почерк, которым написана вся книга, очень единообразен. Автор при написании книги мог потерять зрение, страдать от болезней и состариться, но ученые так и не нашли в Кодексе очевидных ошибок. В такую колоссальную работу попросту невозможно поверить, в особенности, увидев ее своими глазами. Возможно, потому и родилась всем известная легенда о приговоренном монахе, продавшем душу дьяволу. Доказательства того, что эта книга писалась одним человеком, нашли ученые и специалисты в ходе расследования, которое проводили при помощи анализа текста, почерка, взятия проб бумаги и чернил.

Из 640 страниц до нашего времени дошли только 624. Пропавшие главы находились за громадным рисунком дьявола. Есть предположения, что там излогались предсказания дьявола, из которых сохранились лишь последние строки, которые говорят о том, что на Землю придет тиран, поддерживаемый самим сатаной, и сделает попытку захватить мир, но у него ничего не получится – ему помешают северные народы.

Толкователи сделали выводы, что этим тираном, по– видимому, следует считать . Он втянул во Вторую мировую войну значительную часть человечества, а его целью было обретение мирового господства. И планы его были разрушены именно северным народом.

В этой книге также сохранился отрывок одной фразы, в котором было упоминание о трех попытках германских правителей захватить мир. Исследователей заинтересовало это пророчество, и они принялись разыскивать начало фразы в архивах Чехии и близлежащих стран. В конце концов искомое предсказание обнаружили в архиве Кельна – в книге «Оракул» (современное название «Алхимические загадки»), автором которой был не кто иной, как средневековый алхимик Альберт фон Больштед!
В наши дни «Кодекс Гигас», сокрытый под пуленепробиваемым стеклом, выставлен в пражской галерее Klementinum. Сокровище национальной культуры только временно гостит на своей исторической родине. Во время Тридцатилетней войны, в 1649 году, книгу как трофей забрали шведы, увезя в Стокгольм. Туда же она должна и вернуться. Лишь специалисты шведской Королевской библиотеки имеют право листать страницы средневекового фолианта – предварительно надев на руки перчатки.

Люди прозвали Кодекс Гигас библией дьявола не просто так. Кроме изображения нечистого, книга содержит группу колдовских заклинаний, а также описывается ритуал «изгнание дьявола». Нападающий лукавый был самым большим страхом средневекового человека, нападающий и проникающий в человеческую сущность. Чтобы справиться с этой напастью, необходимо было проводить страшный и пугающий ритуал изгнания дьявола, где священник и жертва сражались за душу одержимого. Также есть интересные моменты, в которых особо суеверные личности видят знак одержимости злом.

«Оракул»

Книга «Оракул», написанная Альбертом Великим в XIII столетии, и сегодня представляет огромный интерес. Она содержит предсказания, касающиеся будущей истории человечества вплоть до XXIV столетия.
В одном пророчестве учеными была обнаружена фраза, очень похожая по смыслу на ту, что содержит «Кодекс Гигас». Ее суть заключалась в том, что в течение следующих за пророчеством 700 лет Германия трижды будет очень близка к тому, чтобы обрести мировое господство.

Если обратиться к истории, то действительно можно найти соответствия. Еще в далеком XVI столетии германский император Карл V пытался захватить всю Европу. Реализовать свою идею германский правитель намеревался мирным путем – при помощи браков между представителями коронованных семейств. Он смог объединить Германию, Нидерланды, Италию и Испанию. Дальше дело не пошло – немецкая аристократия, недовольная действиями своего императора, развязала междоусобные войны в самой Германии.

Еще одна немецкая попытка завоевать мир принадлежит императору Вильгельму ІІ: он развязал Первую мировую войну, в которой Германия потерпела поражение. И наконец третья попытка – Адольф Гитлер и Вторая мировая война.
Также в «Оракуле» есть предсказание, что народ Германии никогда не сможет объединиться, так как им осквернен дух древних римлян. Как известно, именно германские племена сожгли в 455 году Рим, после чего, как полагают, на них легло мистическое проклятие. Только на короткие периоды немецкие народы объединялись, но затем вновь начинались междоусобицы, войны – и снова разъединение. Нынешнее объединение также нельзя назвать полным, ибо некоторые когда-то германские земли принадлежат теперь другим государствам.

А вот еще одно из пророчеств Альберта Великого:

Люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геракловых столпов. Эта земля будет населена северным народом, который заполнит ее и сделает великим государством. В государстве будет главенствовать крест.

Эти строки могут относиться к открытию Америки Колумбом и колонизации этих земель европейцами-христианами.
Пророчества Альберта Великого сбываются и в Новое время. В далеком XIII столетии, когда человечество не имело ни малейшего представления об электричестве, он предсказал его появление. Также ученый предсказал изобретение огнестрельного оружия, автомобилей, летательных аппаратов и даже роботов.
Но самые интересные события в истории человечества Альберт Великий предрекает на конец XXIV столетия:

Люди будут увлекаться машинами, автоматами, но по прошествии некоторого времени они их забросят, как ненужные детские игрушки. Будет создана шагающая машина, в которой будут сидеть люди.

Может быть, здесь Альберт Великий имеет в виду автомобили, на которых мы сейчас ездим, или шагоходы – их разработки ведут некоторые развитые страны.

Человек полетит к Луне и Марсу через 700–800 лет.

Ясновидец, умер в 1280 году. Соответственно, через семьсот и восемьсот лет получаются 1980 и 2080 годы. Однако люди впервые ступили на Луну даже раньше – в 1969 году, тем самым, немного опередив пророчество.

Будут полеты к другим планетам и в другие миры.

Сейчас ученые активно работают над проблемами полетов на Луну и ее освоения, а также создают программы, которые сделают возможными путешествия человека на Марс.

Через тысячу лет после моей смерти ангелы будут сходить с неба, как в во времена до потопа.

Стало быть, к 2280 году можно ждать нашествия инопланетян. Тем более что, по мнению предсказателя, «период самых страшных испытаний и страданий человечества будет через тысячу лет после моей смерти. Затем наступит . Новые острова поднимутся из океана. Странный древний остров покажет вершины своих гор из вод за Геракловыми столпами». Таким образом, как и некоторые другие ясновидцы, Альберт Великий пророчит возвращение погибшей Атлантиды, а также образование новых островов.
И наконец, последнее пророчество Альберта Великого, которое он записал за несколько дней до своей смерти. К какому периоду времени это относится – неясно. А звучит оно так:

Мир будет разделен на три огромных государства. Пусть Бог поможет разрешить спор между ними.

Если предположить, что предсказание касается нашего времени, то можно считать, что речь идет о трех союзах – Европейском, Североамериканском и Евроазиатском. Но если речь шла о чем-то другом, то нам остается только ждать и догадываться, что имел в виду ученый оракул Альберт Великий.

Из глубины веков

Не многим известно, что само название«химия»египетского происхождения. В очень давние времена величественная страна сфинксов и пирамид звалась Кеми (Черная Земля). Это название отражало плодородие египетских земель по сравнению с соседней безжизненной пустыней. В Древности Египет был центром наук. Например, за несколько сотен лет до нашей эры в Александрии действовала настоящая Академия наук, в которой химии было отведено особое значение и построено отдельное здание,храм Сераписа. Он почитался местом поклонения мудрости, жизни и смерти. Что касается происхождения слова«алхимия»,то некоторые исследователи считают, что к египетскому «кеми» прибавилась приставка «ал» от арабских кочевников, которые, возможно, переняли какую-то часть утерянных в результате грабежей египетских знаний.

Цели и задачи алхимиков

Наиболее ранним письменным упоминанием об алхимии считается рукопись Юлия Фирмика. Своей главной задачей древние алхимики считали получение философского камня. Теория возможности превращения «неблагородных металлов» в «благородные» основывалась на греческом представлении о «первоэлементах», из которых состоит материя.Философский камень именовался по разному: великий эликсир, красная тинктура, философское яйцо, панацея, красный лев или жизненный эликсир. Помимо способности превращать обыкновенные металлы в золото, философский камень должен был иметь чудодейственные исцеляющие свойства, которые позволили бы владельцу жить вечно. Менее известен «белый лев» или «белая тинктура», камень, который мог обращать вещества в серебро. Различали греко-египетскую, западно-европейскую и арабскую школу алхимии.

Знаменитые алхимики древности

Одним из самых известных алхимиков прошлого считается Альберт Великий. Ученый родился в 1193 году. Став членом Ордена доминиканцев, юный Альберт получил возможность заниматься наукой в тишине монастырской обители. После этого Альберт перебирается в Париж, где начинает читать лекции в университете, пользующиеся огромной популярностью у студентов.

Впоследствии площадь, на которой выступал мэтр Альберт, получила его имя (площадь Мобер — площадь «maitre Albert»). До наших дней сохранились 5 трудов этого замечательного разностороннего ученого. Его перу принадлежит «Свод правил», в котором говорится, что алхимик обязан хранить в тайне результаты своих экспериментов.

Не менее известен и монах францисканского Ордена Роджер Бэкон, живший в 1214-1292 годах. Англичанин посвятил алхимии все свое время.

За отказ выдать секреты получения золота его отправили в темницу на 15 лет, однако на самом деле тайными знаниями Бэкон не владел.

Филипп Ауреол, известный также как Парацельс, был великолепным врачом своего времени. Он отрицал возможность существования философского камня, однако успешно применял опыт, накопленный алхимиками в медицине. Известно, что методы лечения Ауреола во многом перекликались с мистикой. Он увлекался астрологией и магией, считал, что эти науки в силах помочь врачевателю больше, чем все трактаты по медицине.

Еще одного врача, Арнольда де Вилланова, современники обвиняли в общении с нечистой силой. По его мнению, золото обладало целительной силой. Арнольд врачевал даже Папу Римского, что спасло ему жизнь во время преследования инквизицией за «еретические» идеи и мысли. После смерти ученого его рукописи были уничтожены церковью как ересь.

Романтические устремления древних алхимиков живы и сегодня. Несмотря на развитие науки и техники, многие мечтатели верят в «египетскую науку» и до сих пор ломают голову над способами получения чудесного камня.

Алхимия и алхимики

Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией.

Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г.

На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали смертных - обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. Это старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Жить вечно… Наверное, это первое, о чем начал мечтать человек, как только произошел от обезьяны. С тех пор он ведет войну со временем и смертью, причем любыми доступными средствами. Древние царицы купались в крови убиенных младенцев, считая, что это продлит их молодость. Средневековые алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню, производящему золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой!

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал, что такое магия вообще и алхимия в частности. К сожалению, мало кто может внятно пояснить, что такое алхимия. Вот с этого и начнем.

Алхимия (араб. АГкйшуа - производится или от слова кет! туземного (коптского) названия Египта, или от греческого????? - жидкость, сок) - так называлась химия в Средние века, вплоть до

XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно, и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.

Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в неограниченном количестве. И если всевозможные маги и колдуны надеялись получить золото из ничего, по мановению колдовской палочки превращать в золото черепки или грязь, то алхимики, как люди кое-что смыслящие в строении веществ, надеялись получить золото из неблагородных металлов с помощью своеобразного катализатора - так называемого философского камня. Причем он должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия философский камень, это вещество также имело еще множество других названий: красный лев, великий эликсир, или магистериум, красная тинктура, панацея жизни и жизненный эликсир. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать жизнь более продолжительной. Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он, утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его разглядеть - это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.

Другое таинственное средство алхимиков, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума. Оно было способно превращать все неблагородные металлы в серебро.

Философский камень - это средство моментального обогащения - просто должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков становилось неоправданным. Вот примерная логическая цепочка среднестатистического алхимика: «Цель - обогащение, средство - золото. Цель - золото, средство - философский камень. Цель - философский камень, средство - неизвестно…»

Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то, что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом. Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень, но на самом деле он получил фосфор.

С развитием концепции «философского камня» вера в возможность превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше «драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь считали «несовершенным золотом», а олово - «переходным» металлом от свинца к серебру.

Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый» порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от черной к белой, затем желтой и наконец становится красным. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра Ag. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение - это было поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было «наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.

Откуда же ведет свою родословную таинственная «наука»? Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось герметическим.

Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил эту теорию эфиром - пятым началом, для небесных тел.

До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи (materia prima) произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений - все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл. Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели «первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, имевших цвет золота и серебра.

Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером. Он жил в Севилье в конце VIII - начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии. Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.

Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.

Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии. Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало» - соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а производными!

Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали, известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235 году, умер в 1315-м, по другим источникам - не позднее 1333-го), был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.

Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307 года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных - турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.

В честь победы на море над французами в 1340 году английский король Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.

Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени!) является бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью алхимии.

Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки - не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств.

Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в награду получил пустой мешок - весьма необходимый, по мнению папы, предмет для того, кто владеет таким великим искусством…

С XVI века в среде алхимиков уже нет единства. И от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс авантюристов (по большей части странствующих), злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Трансмутация, или превращение неблагородных металлов в золото, а в особенности ртути в золото, была наиболее эффектным фокусом, изобретенным еще на заре алхимии. Фокус может быть объяснен известным теперь любому школьнику фактом, суть которого заключается в почти мгновенном растворении золота в ртути без изменения характерного серебристого цвета последней. Из полученной таким образом амальгамы после испарения ртути получалось золото. Остальное было делом ловкости рук, психологической обработки зрителей, готовых к восприятию чуда, и… наглости.

При этом авантюрист подвергался страшному риску, ведь алхимика, уличенного в мошенничестве, ждала неминуемая и жуткая смерть. Порой алхимики использовали деревянные палочки с выдолбленными там скрытыми отверстиями, где прятали золотой порошок. Тайничок маскировался воском. Этой палочкой размешивали нагревающуюся ртуть. В процессе помешивания палочка полностью сгорала, следы мошенничества таким образом полностью заметались. В ртути же после этого содержалось нужное количество золота. Использовались также и тигли с двойным дном (золотой порошок скрывался в этом тайнике, а при высокой температуре он полностью растворялся в ртути), кузнечные мехи, которыми раздували огонь и через трубы которых в нужный момент в тигель вдувался золотой песок или порошок.

В общем, без хорошего знания химии хорошим алхимиком стать было нельзя!

Жертвою алхимических обманов были, главным образом, знать и владетельные князья. К тому же в XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами рьяно занимались алхимией. Так, например, интересовался алхимией английский король Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамой. Подобным образом в это же время действовал и Карл VII во Франции вместе с известным Жаком ле Кером. Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, считались адептами алхимии. А чаще других жертвами обмана становились, пожалуй, правители небольших средневековых государств и княжеств Центральной Европы. Среди них - император Рудольф II, курфюрст Август Саксонский, курфюрст Бранденбургский… Нюрнбергский бург-граф Иоанн сам занимался алхимическими опытами в надежде получить вожделенный металл.

Император Рудольф II (1576–1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. После смерти императора осталось 84 центнера золота и 60 центнеров серебра в виде слитков. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского императора жил в Праге, славился как пылкий приверженец тайных наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи, предсказатели, ясновидцы и алхимики. Поэтому для многих казалось несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое происхождение. Приближенные императора называли его германским Гермесом Трисмегистом.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август Саксонский (правил с 1553 по 1586 год), который собственноручно проводил опыты с философским камнем и, как говорили, успешно. На него работал также профессиональный алхимик Шверцер. Да и супруга курфюрста Анна Датская также активно занималась алхимией. Август - в своей оборудованной им самим дрезденской лаборатории, которую народ называл не иначе как Золотым дворцом (Goldhaus), а Анна - в своей не менее роскошно обустроенной лаборатории на даче в Аннаберге. Курфюрст Август писал в 1577 году одному итальянскому алхимику: «Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота».

Август оставил золота на 17 миллионов талеров, сумму по тем временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в том числе Август II, названный Сильным. Будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в 1701 году Август II в известном государственном споре с прусским королем Фридрихом I отнял у того алхимика Иоганна Бетгера. Последний был пленником в Дрездене, а позже в крепости Кенигштейн. Он получил фарфор, который немецкие князья в то время ценили на вес золота. Назначенный директором фарфоровой мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора и поныне хранится слиток чистого золота весом около 170 г, который Бетгер получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Каково же истинное происхождение золота Августа? Аптекарь и историк Иоганн Христиан Виглеб тоже задал себе такой вопрос. Точный ответ мы находим в его «Историко-критическом исследовании алхимии или воображаемого искусства изготовления золота», появившемся в 1777 году. Для опровержения легенды о золоте алхимиков Виглеб перерыл исторические источники и обнаружил, что золотому сокровищу саксонского курфюрста есть весьма прозаическое объяснение.

В XV и XVI веках разработка серебряных руд в саксонских рудоносных горах достигла расцвета. В рудниках в Шнееберге,

Фрайберге и Аннаберге добывали большие количества серебра. Десятая часть - так называемая десятина - должна была достаться властителю. Еще такое же количество курфюрст получал с монетного двора за предоставленную привилегию чеканки монет. Доказано, что за 1471–1550 годы саксонские курфюрсты получили только из шнеебергских серебряных рудников более 4 млрд талеров.

В период правления курфюрста Августа серебра в рудоносных горах не стало меньше. Поэтому, по мнению Виглеба, «уже не является загадкой, как Август после многолетнего правления и столь же длительной эксплуатации рудников… смог оставить 17 млн талеров… Можно удивляться, что он не оставил больше».

Шнеебергский пираргирит содержал и немалое количество золота, которое тоже извлекали. Шверцер, милостью курфюрста назначенный придворным алхимиком, имел особое пристрастие к этой серебряной руде и «трансмутировал» ее до тех пор, пока в плавильном тигле не начинало сверкать золото.

Судьба незадачливых алхимиков, искавших для своих занятий богатых покровителей, была, как правило, печальной. Герцог Вюртембергский, потратив безрезультатно на алхимика Генадера 60 тыс. ливров, повесил его на позолоченной виселице. Так же поступил со своим алхимиком маркграф Байрейтский, да еще приказал прибить к виселице дощечку с надписью: «Когда-то я умел делать ртуть более постоянной, а теперь меня самого сделали более постоянным». В 1709 году угодил на виселицу неаполитанец Каэтано, называвший себя графом Руджиеро.

Впрочем, не все великие мира сего были так доверчивы, хотя, конечно, не меньше других жаждали золота. Иной правитель не спешил раскошеливаться в ответ на жаркие уверения алхимика, что тот сумеет озолотить своего благодетеля, а сразу напрямик спрашивал: умеешь ли делать фальшивую монету? Иногда правителя это тоже устраивало.

Вокруг алхимии вообще развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога. Бесплодные попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в золото и серебро, откровенное мошенничество разного рода авантюристов и шарлатанов привели в конце концов к тому, что это занятие уже в Средние века воспринималось как искусство, основанное на обмане. «Пусть не останется здесь мною позабыт обман мошенника, алхимией прикрыт», - писал Себастьян Бранд в своем знаменитом сатирическом сочинении «Корабль дураков». Французский ученый Николя Лемери в 1675 году отозвался об алхимии так: «Алхимия - это искусство без искусства, которое в начале лжет, в середине работает и кончает нищетой». А Бернар Перно, один из тех несчастных, кто искренне поверил в идею и, потратив на нее состояние, стал нищим, с мрачным остроумием советовал: «Тот, кто желает кому-нибудь гибели, но не может осмелиться открыто напасть на своего врага, должен побудить его заняться изготовлением золота».

При нынешнем состоянии химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые вещества, получить золото возможно только из соединений, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя в это твердо верили в Средние века. Но как бы ни была химерна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, они принесли существенную пользу химии: алхимики положили начало этой науке.

автора Ютен Серж

Врачи-алхимики Среди алхимиков в Средние века встречалось немало профессиональных врачей. Факт, не заключающий в себе ничего удивительного: именно врачи, в силу своей профессиональной деятельности, проявляли особый интерес к алхимии.Мы уже видели, как средневекового

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Преследуемые алхимики: Арнольд из Вушановы и Роджер Бэкон И все-таки можно было бы резонно возразить нам, что два великих средневековых алхимика были осуждены по приговору, вынесенному церковным судом, и как раз по вероучительному мотиву.Первый из этих осужденных

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: АЛХИМИКИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА Средневековые алхимики, выходившие за пределы реально допустимого и достоверного, в воображении народной массы ассоциировались со всем самым таинственным, самым необычным. Не случайно и тамплиерам, имя которых было у всех на устах,

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Алхимия и алхимики Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией. Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г. На протяжении истории человечества два желания постоянно

Из книги МИСТИКА СС автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава восьмая. Эсэсовские медиумы и алхимики. Как вижу группу, прославляющую синархию,- даю ей политическую оценку. Но плохо то, что стоит углубиться в материал. натыкаешься, например, на следующее. Примерно в 1929 году некие Вивиан Постэль дю Мае и Жанна Канудо основывают

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Узники Бастилии автора Цветков Сергей Эдуардович

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Авантюристы Просвещения: «Те, кто поправляет фортуну» автора Строев Александр Фёдорович

Из книги Ордынский дефолт автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

2. Материалы: все это алхимия, алхимия… Для дальнейшего изложения необходимо совершить экскурс в химико-металлургическую историю вопроса. Традиционная история химии говорит, что до XII века было известно только семь металлов: золото, ртуть, свинец, серебро, медь, железо и

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Талисманы и алхимия Подавляющее большинство последователей даосизма уповали прежде всего на волшебные талисманы, эликсиры и пилюли, при помощи которых можно было обеспечить быстрое и легкое превращение человека в бессмертного.Подобного рода талисманов и эликсиров

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Алхимия Однако в свете пользы потенциальных результатов для фармакопеи постоянно шел обмен информацией между медиками и химиками, которые в основном занимались органическими материалами. Ар-Рази, в частности, известен тем, что разработал на основе знаний химии того

Загадки и тайны древних алхимиков

Древняя наука алхимия уходит корнями в туманное египетское прошлое. Мифические знания и легендарный философский камень не давали покоя нескольким поколениям ученых в древности и средневековье. Даже сегодня люди не оставляют попытки найти ключ к разгадкам тайн мироздания.

Из глубины веков
Не многим известно, что само название «химия» египетского происхождения. В очень давние времена величественная страна сфинксов и пирамид звалась Кеми (Черная Земля). Это название отражало плодородие египетских земель по сравнению с соседней безжизненной пустыней. В Древности Египет был центром наук. Например, за несколько сотен лет до нашей эры в Александрии действовала настоящая Академия наук, в которой химии было отведено особое значение и построено отдельное здание, храм Сераписа . Он почитался местом поклонения мудрости, жизни и смерти. Что касается происхождения слова «алхимия», то некоторые исследователи считают, что к египетскому «кеми» прибавилась приставка «ал» от арабских кочевников, которые, возможно, переняли какую-то часть утерянных в результате грабежей египетских знаний.

Цели и задачи алхимиков
Наиболее ранним письменным упоминанием об алхимии считается рукопись Юлия Фирмика. Своей главной задачей древние алхимики считали получение философского камня. Теория возможности превращения «неблагородных металлов» в «благородные» основывалась на греческом представлении о «первоэлементах», из которых состоит материя. Философский камень именовался по разному: великий эликсир, красная тинктура, философское яйцо, панацея, красный лев или жизненный эликсир. Помимо способности превращать обыкновенные металлы в золото, философский камень должен был иметь чудодейственные исцеляющие свойства, которые позволили бы владельцу жить вечно. Менее известен «белый лев» или «белая тинктура», камень, который мог обращать вещества в серебро. Различали греко-египетскую, западно-европейскую и арабскую школу алхимии.

Знаменитые алхимики древности
Одним из самых известных алхимиков прошлого считается Альберт Великий . Ученый родился в 1193 году. Став членом Ордена доминиканцев, юный Альберт получил возможность заниматься наукой в тишине монастырской обители. После этого Альберт перебирается в Париж, где начинает читать лекции в университете, пользующиеся огромной популярностью у студентов. Впоследствии площадь, на которой выступал мэтр Альберт, получила его имя (площадь Мобер - площадь «maitre Albert»). До наших дней сохранились 5 трудов этого замечательного разностороннего ученого. Его перу принадлежит «Свод правил», в котором говорится, что алхимик обязан хранить в тайне результаты своих экспериментов.

Не менее известен и монах францисканского Ордена Роджер Бэкон , живший в 1214-1292 годах. Англичанин посвятил алхимии все свое время. За отказ выдать секреты получения золота его отправили в темницу на 15 лет, однако на самом деле тайными знаниями Бэкон не владел.

Филипп Ауреол, известный также как Парацельс , был великолепным врачом своего времени. Он отрицал возможность существования философского камня, однако успешно применял опыт, накопленный алхимиками в медицине. Известно, что методы лечения Ауреола во многом перекликались с мистикой. Он увлекался астрологией и магией, считал, что эти науки в силах помочь врачевателю больше, чем все трактаты по медицине.

Еще одного врача, Арнольда де Вилланова , современники обвиняли в общении с нечистой силой. По его мнению, золото обладало целительной силой. Арнольд врачевал даже Папу Римского, что спасло ему жизнь во время преследования инквизицией за «еретические» идеи и мысли. После смерти ученого его рукописи были уничтожены церковью как ересь.

Романтические устремления древних алхимиков живы и сегодня. Несмотря на развитие науки и техники, многие мечтатели верят в «египетскую науку» и до сих пор ломают голову над способами получения чудесного камня.

Ткачева Дарья специально для http://сайт/

Еще статьи: