Астенические эмоции. Роль эмоций в жизни человека. Стеническая отрицательная эмоция

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения -- это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение -- идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то -- к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик -- оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж -- восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония -- способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение -- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий -- апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма.

Астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам -- кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции -- на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости».

Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств. Эмоции и чувства также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Выполняют еще и прединформационную , или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной , или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная . Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств.

Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические . В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).

Эмоциями является непосредственным переживанием отношение человека к предметам и явлениям действительности. Сегодня мы рассмотрим классификацию эмоций. Конечно все знают что если определенные предметы, явления соответствуют нашим потребностям, они вызывают у нас положительное отношение и, соответственно, положительные эмоции , если нет — возникают негативное отношение и соответствующие переживания.

Классификация эмоций.
Эмоции классифицируют в зависимости от сферы явлений, определяющих их возникновения. Самым общим является разделение эмоций (по критерию модальности переживания) на положительные и отрицательные . Как уже было сказано, эмоциями является непосредственным переживанием отношение человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Положительное отношение человека к чему-то выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость и т. п., отрицательное отношение — в эмоциях недовольство, печали, отвращения, гнева и т. п. По характеру воздействия на организм различают стенические и астенические эмоции. Эмоции и чувства могут мотивировать человека, их переживает, к исполнению (стенические) или прекращения (астенические) определенных действий.

Стенические эмоции (от гр. «Стенос» — сила) повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость. Это радость, «спортивная злость», ненависть и т.д..

Стенические чувства мобилизуют человека к выполнению поступков, словно придают ей сил . Так, человек в порыве гнева может выполнить такую ​​тяжелую физическую работу, на которую не смогла бы в нормальном состоянии. Радость от достигнутого успеха стимулировать к выполнению еще более сложных задач.

Астенические эмоции (от гр. «Астенос» — слабость, бессилие) уменьшают активность, энергию человека, подавляют жизнедеятельность. Это грусть, тоска, подавленность. При появлении астенических чувств лицо отчаивается, пасует перед обстоятельствами. Тогда даже выполнения простейших задач очень усложняется. Человека овладевает апатия, у нее расстраивается координация движений, все выпадает из рук. Такой парализующий воздействие на человеческую психику преимущественно производит страх. Если интенсивность слишком велика, то мы порой могут сделать ни шага.

Эмоции могут набирать стенические или астенической формы в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощный угнетенное состояние, у другого — бурную реакцию. Радость тоже бывает разной.
Бурная радость — эмоции стенические, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная, как правило, расслабляет.

Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности.

Основные характеристики эмоций

Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности. Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.

Виды эмоций

Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.

Определение 1

Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения.

В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.

Определение 2

Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.

В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность личности, астенические, наоборот, подавляют и угнетают все жизненные процессы организма.

Основные функции эмоций

Как активные (стенические), так и пассивные (астенические) эмоции выполняют ряд актуальных функций в жизнедеятельности личности, среди которых следует назвать следующие:

  • функция побуждения, которая позволяет эмоциям стимулировать или притормаживать деятельность индивидуума, направленную на удовлетворение тех или иных потребностей;
  • дезорганизационная функция;
  • следообразующая функция, которая проявляется исключительно в экстремальных состояниях;
  • предвосхищающая, эвристическая функция, дополняющая когнитивные процессы;
  • синтезирующая функция, которая состоит в интеграции эмоциональной и интеллектуальной составляющей, единства когнитивных процессов и эмоционального отношения к результатам познания, что обеспечивает возможность структурирования, целостного отражения переживания и познания;
  • экспрессивная функция, которая находит свое отражение в реализации влияния эмоционального состояния на коммуникативную сферу деятельности личности.

Таким образом, эмоции выступают неотъемлемой составляющей