Бар-кохбы восстание. Бар-Кохба, герой или экстремист

Привлекает туристов своим удобным расположением и развитой инфраструктурой. К тому же цены здесь на порядок ниже, чем на главных курортах страны – в , или . Береговая линия тянется на 12 км и практически вся она занята комфортабельными благоустроенными пляжами. Один из самых популярных среди туристов – пляж Бар-Кохба. О нем сегодня и пойдет речь.

Общая информация

Еще не так давно северную часть побережья в Ашкелоне украшала лишь красивая набережная. Затем власти города решили обустроить здесь еще один общественный пляж. И у них это очень хорошо получилось. Сегодня пляж Бар-Кохба входит в список лучших и удостоен «Голубого флага». Это значит, что он соответствует международным стандартам по всем критериям: в области информации и культуры, безопасности, экологичности, качества воды и сервиса.

На пляже Бар-Кохба есть все, что нужно для максимально комфортного отдыха: защитные тенты от солнца, шезлонги, площадки для занятий спортом, беседки, пункты проката снаряжения для водных развлечений, детские площадки, зонтики, раздевалки, будки спасателей. Если вы проголодаетесь, на пляже Бар-Кохба есть несколько бистро и баров с приемлемыми ценами. Можно пройтись по побережью и посетить кафе на соседних пляжах:



Кроме тщательно предусмотренной инфраструктуры, пляж Бар-Кохба славится еще окружающей красотой. Со стороны берега его обрамляет живописный променад с многоярусными террасами, цветущими клумбами и пальмами. В море эффектно врезаются красивые волнорезы, образуя спокойные бухты и лазурные лагуны.

Море в этой части побережья редко штормит, поэтому здесь часто отдыхают с детьми, но небольшие волны все же бывают. Заядлым сёрферам будет, конечно, не так интересно, но новички с удовольствием пытаются научиться ловить волну на доске. Также можно арендовать судно для морских прогулок, заняться парасейлингом или поиграть в активные пляжные игры.


Отели рядом с пляжем Бар-Кохба

На северном побережье Ашкелона расположено несколько гостиниц, которые по уровню сервиса приравниваются к отелям с 4 и 5 звездами. Ближе всего к пляжу Бар-Кохба находятся:



Достопримечательности вблизи пляжа

Всего в 500 метрах находится знаменитый ашкелонский яхт-клуб . Пешком также легко прийти по побережью к пляжу «Далила» и центральному городскому пляжу.


Если двигаться в сторону города, по пути можно встретить несколько красивых синагог, садов и парков, гробницу римского периода.

Удобно расположен пляж Бар-Кохба и относительно торговых точек. В радиусе 1 километра от него есть большой торговый центр, магазин товаров для сёрфинга, сувенирные лавки и множество небольших точек розничной торговли, где можно купить продукты и различные потребительские товары.

Как добраться?

На машине к пляжу Бар-Кохба можно подъехать практически вплотную. Недалеко от входа есть большая парковка.

Если вы передвигаетесь по на общественном транспорте, вам следует искать остановки автобусов № 3, 9, 18, 95. Все они проходят вдоль северного берега.

Но в Эрец Исраэль все еще оставалась еврейская жизнь: были общины в нескольких городах, и все еще действовал Санхедрин в Явне, перенесенный сюда великим раби Йохананом бен Заккаем после разрушения Иерусалима.

В 132-м г. н.э. на римский трон взошел Адриан. В начале его правления во многих провинциях произошли восстания против владычества римлян. Главной целью нового императора в этот период являлось наведение порядка в огромной империи. Чтобы усмирить восставших в западной части империи, Адриан пошел на некоторые уступки на востоке. Он вернул парфянам Вавилонию, а евреям обещал, что они смогут возвратиться домой и построить Храм.

Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие - Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте, и это условие делало строительство Храма неосуществимым.

Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецам с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Тем временем Адриан решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Евреи восприняли это решение, как оскорбление святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками , рассматривалось евреями, как святотатство. Времена правления императора Адриана напоминали эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана и времена Хануки : все усилия были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Шимон Бар Кохба, он же Бар Косба, он же Бар Козева

Вначале евреи воздерживались от прямых столкновении с римскими войсками. Они лишь атаковали из засад отдельные отряды римлян. С каждым днем ряды восставших пополнялись новыми воинами, так что вскоре они стали численно превосходить римские легионы. Турнус Руфус, тогдашний наместник римлян в Эрец Исраэль , пытался расправиться с восставшими. Однако каждый день приносил евреям новые победы над врагом.

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева - человек невиданной отваги и бесстрашия. Имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство. Отряды восставших пополнялись и евреями галута , храбро сражавшимися вместе со своими братьями из Эрец Исраэль против разрушителей Храма.

Вскоре почти вся территория Эрец Исраэль была очищена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом (Помазанником) . Потому его стали называть Бар Кохба - дословно означает «сын Звезды» . Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: «Взошла звезда от Яакова». Однако, после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был Машиахом , которого все так ждали.

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев. Он убедился, что мужество и отвага евреев беспредельны. И тогда римский полководец решил прибегнуть к неоднократно испытанной тактике. Сначала он приказал римскому флоту уничтожить все корабли, поставлявшие жителям Эрец Исраэль продовольствие и оружие. Дважды римская армия, расквартированная в Кейсарии, имитировала начало похода и возвращалась домой, так и не начав военных действий. Этот маневр прицел к ослаблению бдительности евреев. Многие из них считали нецелесообразным в разгар полевых работ начинать войну с римлянами. Север сумел воспользоваться недостатком осторожности евреев и постепенно захватывал город за городом. Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага. Но несмотря ни на что, Бар Козева не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему трудно выстоять против римской армии. Поэтому он укрепился в районе Иудейских гор.

Главным укрепленным пунктом была огромная крепость Бейтар . На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали и окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Обращаясь к Небу, он сказал, что не просит помощи Всевышнего, а только хочет, чтобы Всевышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. Кроме того, по ложному подозрению был убит праведник раби Элиэзер Амодаи , чьи заслуги и молитвы охраняли Бейтар от врага. За эти грехи и был наказан Бар Козева.

Самаритяне (народ, живший в Шомроне) указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. В последнем сражении пал Бар Козева. Бейтар был захвачен в день Девятого Ава - день разрушения Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.

Гонения и беды как последствия

После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.

Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе . Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение Шабата , заповеди Обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей.

Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.

Симон Бар-Кохба, или Симон Сын Звезды, возглавил последнее восстание евреев против римлян - безмерно кровопролитный мятеж, который привел к окончательному уничтожению древнеиудейской цивилизации.

Бар-Кохба остается загадкой, вызывающей большие споры. Мнения расходятся. Одни считают его великим борцом за свободу наподобие Иуды Маккавея, другие - безответственным тираном, не менее жестоко поступавшим с собственным народом, чем с его угнетателями. Римский историк Дион Кассий является главным источником наших знаний о том периоде. Согласно Диону, в войне погибли 580 тысяч евреев. После Великого мятежа 70 г. н.э. и вплоть до резни Хмельницкого в семнадцатом веке и Холокоста восстание Бар-Кохбы оценивается как самое катастрофическое событие в еврейской истории.

После взятия Иерусалима в 70 г. н.э. Титом, сыном императора Веспасиана, земля Иудеи стала военным лагерем. Во время восстания римляне понесли огромные потери. Повстанцы истребляли их целыми легионами. Императоры, сменившие Веспасиана, не хотели нового неуправляемого конфликта с евреями. Военное положение и преследования обеспечивали твердую власть римлян. В тот период официально одобренные труды известного римского историка Тацита положили начало поддержанному государством антисемитизму.

Поначалу сочувствовавший еврейским религиозным ценностям император Адриан во время своего пребывания на Востоке в 128–132 гг. н.э. инициировал политику унификации отличных друг от друга культур империи. Наиболее спорная из его идей состояла в строительстве римского храма со статуей Юпитера на руинах второго иерусалимского храма. Пока Адриан находился на востоке со своими двумя легионами, евреи боялись нанести ответный удар, но начали тайно перевооружаться под началом человека, который вскоре станет известен как Бар-Кохба. Неясно, однако, собирались ли римляне полностью искоренить иудаизм. Многие евреи Галилеи не поддержали мятежа и после окончания войны получили разрешение исповедовать и развивать свою религию.

Особая сила восстания проистекала не только от харизматического Бар-Кохбы, но и от поддержки со стороны самого известного раввина того периода - Акибы (ок. 60–135). Раввин Акиба был, возможно, величайшим ученым в истории иудаизма. В отличие от многих выдающихся еврейских ученых он вырос в нищете. Начинал пастухом и не получил никакого образования до сорока лет. Ко времени начала восстания в 132 г. н.э. он стал ведущим знатоком Торы и имел десятки последователей.

Армия Бар-Кохбы нанесла удар сразу же после возвращения Адриана в Рим. Она захватила Иерусалим, вынудив размещенный в нем римский легион отступить в Кесарию. Акиба якобы присоединился к восстанию и провозгласил Бар-Кохбу Мессией. Уже составлялись планы восстановления Храма. Были возобновлены жертвоприношения согласно древней традиции. Чеканились собственные монеты (их можно видеть и сегодня), был освящен новый календарь. Бар-Кохба правил с помощью указов (многие из них были найдены столетия спустя в пустыне близ Кумрана). Из Египта к центру Иудеи продвигался римский легион. Войска Бар-Кохбы полностью истребили римлян.

Император собрал двенадцать легионов с таких окраин империи, как Англия, чтобы подавить мятеж. Римские войска не рвались к столице страны. В жестокой войне на истощение каждый укрепленный район захватывался по отдельности. Общепринятая стратегия была приспособлена к ведению партизанской войны. Римляне были вынуждены охотиться за каждым повстанцем. В последней крепости Бар-Кохбы Бетаре его армия была разгромлена, а он сам убит. Раввин Акиба был схвачен и замучен до смерти (с него живого железными скребницами содрали кожу). Предание гласит, что он умер, улыбаясь от сознания, что всеми силами своей души любит Бога. Религиозная академия в Иавнеи была разрушена, а большинство семинаристов погибли в борьбе. В целом, повествует Дион, были разрушены пятьдесят крепостей и 985 городов или поселений. Вся Иудея стала выжженной землей.

Евреи останутся без родного очага на протяжении 1800 лет. За восемнадцать столетий они оставались меньшинством, куда бы ни направились, не имея армии, которая могла бы защитить их, и путеводителем им служили только собственные воззрения и религиозная культура.

Разрушение древней Иудеи подстегнет деятельность первых еврейских христиан. Перед восстанием они мирно сосуществовали с другими евреями как еще одна секта. Многие евреи-христиане рассматривали неудавшееся восстание Бар-Кохбы как провал традиционного иудаизма и подтверждение праведности собственной веры. Вот почему они стали агрессивнее вербовать новообращенных.

Иудеям Галилеи позволяли и дальше исповедовать их веру, хотя и они подвергались определенным преследованиям. Менее чем через столетие после падения Бетара в Галилее под руководством раввина Иуды Принца был составлен систематизированный сборник толкований закона Моисеева - «Мишна». Следующие четыре столетия ученые будут толковать «Мишну». Их толкования станут известны как Талмуд, который послужит после восстания Бар-Кохбы предписанием закона для народа, рассеянного на столетия.

В Музее Эрец-Исраэль, который теперь называется просто МУЗА, открылась интереснейшая выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм". Она посвящена знаменитому Бар-Кохбе, предводителю последнего большого еврейского восстания против римлян, о котором, казалось бы, что можно сказать нового, ан нет, все не так просто. Оказывается, Бар-Кохба, можно сказать, оставил огромное культурное наследие, которое замечательно представлено на выставке.

У нас, взрослых русскоязычных израильтян есть одна общая проблема: мы не учились в израильских школах. И тот багаж знаний о собственной еврейской и израильской истории, который получает средний выпускник, мы получаем с помощью самообразования. Эта выставка просто находка для нас, я считаю. Я открыла для себя столько нового, что и израильская школа не даст.
Сразу надо сказать, что выставка не посвящена восстанию, а посвящена личности Бар-Кохбы.

Итак, Бар-Кохба, "сын звезды", руководитель знаменитого еврейского восстания, названного его именем. Человек, обладавший необыкновенной харизмой, иначе за ним бы не пошли народные массы, мессия, по мнению его сторонников и "сын лжи", Бар-Козива, или Бар-Косба (по-арамейски) по мнению его противников. Он освободил Иерусалим от римлян и чеканил монеты, дошедшие до нас, его поддерживал знаменитый рабби Акива. Он был нелюбим Талмудом, но любим РАМБАМом...


Часть выставки, посвященная времени Бар-Кохбы 2 веку нашей эры.
От реального Шимона Бар-Кохбы до нас дошло очень мало материальных свидетельств.
Монеты да письма, им подписанные.

Монеты, отчеканенные во время правления Бар-Кохбы.


Письмо с приказом Бар-Кохбы.


На выставке можно посмотреть документальный фильм об археологических раскопках, которые возглавлял Игаэль Ядин , где были найдены письма Бар-Кохбы.

Нет сомнения, что это был реальный человек. Ему не повезло, ему не достался такой выдающийся историк, как Иосиф Флавий и сведения о Бар-Кохбе скудны.

Создатели выставки постарались собрать предметы, воссоздающие время Бар-Кохбы. И раз цель выставки рассказать о самом Бар-Кохбе, а не о восстании, то здесь представлены предметы быта.


На переднем плане кожаная женская сандалия, сшитая с помощью кожаных шнуров, без единого гвоздя. Отсутствие гвоздей объясняется нежеланием привлекать внимание к ходящему в таких сандалиях, чтобы ходить очень тихо.
Сзади плетеная сумка из листьев и волокон пальмы, такие сумки на Ближнем Востоке распространены до сих пор. Они были использованы для хранения стеклянных и металлических изделий.
Оба предмета найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות) , на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы.


Шерстяной платок, с разноцветными полосами, возможно использовался для заворачивания свитка Торы. Полосы окрашены с помощью красителей, изготовленных из растений. Красный цвет из марены красильной (Rubia tinctorum), синий из вайды красильной (Isatis tinctoria) и желтый цвет из резеды жёлтенькой (Reseda luteola).
Найден в той же пещере.


Косточки маслин из той же самой пещеры. Сохранились благодаря необычной сухости тех мест.


Нож или сечка из той же пещеры.


Стеклянная посуда, которой пользовались современники Бар-Кохбы, а может и он сам. Из разных пещер.


Расческа для борьбы со вшами. Там сторона, где зубцы находятся друг от друга на большем расстоянии, предназначена для обычного причесывания, а где на меньшем, предназначена для вычесывания вшей. Очень похожую можно купить в израильских магазинах. О такой расческе я уже рассказывала .


Карта Эрец-Исраэль времен Бар-Кохбы.

Почему же Талмуд плохо отзывался о Бар-Кохбе? Потому, что восстание потерпело поражение и было подавлено римлянами с особой жестокостью. Погибло в боях 580 тысяч человек, было продано в рабство огромное количество евреев, в Иудее почти не осталось жителей, Иерусалим был разрушен, государство Иудея перестало существовать и император Адриан приказал называть это место Палестиной... Может быть не будь восстания, евреи смогли бы сохраниться в рамках автономии? Но сейчас понятно, что существование народа в рамках автономии часто приводит к его исчезновению, а уж для евреев, склонных к ассимиляции, риск очень велик.

Или восстание Бар-Кохбы было примером героизма и национального подъема евреев, боровшихся против захватчиков? И евреи ушедшие тогда в Галут и 2 тысячи лет сохранявшие свою национальную идентификацию, по своей воле или по принуждению, смогли возродить государство именно благодаря поражению того восстания?

Возрождение Бар-Кохбы

Долгие годы еврейская традиция не любила вспоминать о Бар-Кохбе. Поэтому несколько неожиданным было появление его образа в литературном произведении в 1840 году. В немецком еврейском журнале раввин Шмуэль Меир напечатал произведение под названием "Бар-Кохба, король-мессия". В целом эта вещь имела реалистический характер, кроме сюжета, когда Бар-Кохба борется со львом, побеждает его и скачет на нем.


"Бар-Кохба, король-мессия", раввин Шмуэль Меир 1840г.


В 1858 году в Вильно писатель и переводчик Кальман Шульман перевел этот роман на иврит и выпустил под названием "Гибель Бейтара, чудесная история о героизме Бар-Кохбы и разрушении Бейтара, от рук Адриана, римского императора."

И понеслась Эта книга была переведена на множество языков (идиш, английский, ладино, арабский) и стала основой для многочисленных литературных произведений в прозе, в стихах, а также для пьес.

Образ героя Бар-Кохбы оказался необыкновенно востребованным, еще до того, как он стал одним из общепринятых образов сионизма.


Перевод на ладино, 1894г.


"Бар-Кохба", история с продолжением для детей. Автор Биньямин Левнер, Вильно, 1905г.


Партитура оперы "Бар-Кохба", автор Абрахам Гольдфаден, Нью-Йорк, 1917г.


Артист Ицик Гольденберг в спектакле "Бар-Кохба" Абрахама Гольдфадена, Бухарест, Румыния, 1914г.

Решительным шагом Бар-Кохба вошел не только в литературную и театральную еврейскую жизнь. Образ героя понравился и студентам. В начале 20 века в университетах Центральной Европы появились общества студентов-евреев. Они интересовались еврейской историей и культурой, организовывались лекции дискуссии на актуальные еврейские темы, включая сионизм. Самой активной такой организацией было общество "Бар-Кохба" в Праге. В ней состоял Хуго Бергман, в будущем первый ректор Еврейского университета в Иерусалиме.


Студенческое общество "Бар-Кохба", Вена, Австрия 1903г.


Приглашение на мероприятие студентов Галиции "Бар-Кохба", автор Яков Штарк, Бецалель, 1910г.

Помимо студенческих объединений был еще и еврейский спорт под эгидой "Бар-Кохбы".


Три гимнастки общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1900г.


Гимнастическое общество "Бар-Кохба", Берлин, Германия, начало 20в.


Плакат к 10летию общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1910г.


Врач Эммануэль Симон, спортивный врач, в прошлом чемпион Берлина и Баварии в беге 400 и 800 метров, принес с собой новый стиль спортивного воспитания в Израиле, один из основателей Института Вингейта.


Открытка Макаби-Бар-Кохба поощряющая занятия спортом. Берлин, Германия, 1920-1930гг.


Костюмированный бал общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1929г.

Молодежное движение "Бар-Кохба"


Спектакль поставленным детьми, участниками движения "Бар-Кохба", Влодава, Польша, 1920г.


Воспитанники движения "Бар-Кохба" в Вирушев, Галиция, 1932г.

Театральная жизнь Бар-Кохбы, можно смело сказать, была также богата и разнообразна.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", исторической оперетты в четырех действиях, с прологом, автор Абрахам Гольдфаден, Тель-Авив, 1928г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Рига, Латвия 1940г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Варшава, Польша, 60е годы прошлого года.


Сцена из спектакля "Бар-Кохба", идишского театра, которая демонстрировалась в Польше и Литве в 1938г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.


Сцена из спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.


Афиша спектакля "Бар-Кохба" в Театре оперетты на идиш, Тель-Авив, 60е годы 20 века.


А это уже вполне реальный человек, имя которого Бар-Кохба. Между Первой и Второй мировыми войнами в "Бар-Кохба" было принятым именем для детей еврейского ишува. Это старший сын Авраама Криници, основателя Рамат-Гана. На фотографии ефрейтор Бар-Кохба Криници, середина 20х годов 20 века.


Израильская марка "Бар-Кохба" из серии "С праздником", автор Ашер Кальдерон, 1964г.


"Ковер Банк Апоалим", автор Идо Михаэли, 2013г. На ковре в шуточном виде собраны знаменитые образы, которые мы видим на банкнотах, монетах, марках, плакатах, археологических артефактах. В самом нижнем ряду есть и изображение "Бар-Кохбы" с марки на предыдущей фотографии.

Вот оно покрупнее.


Античным героем представлял себе Бар-Кохбу скульптор Генрих (Ханох) Глиценштейн, Рим, Италия, 1905г.


А так покрупнее. Правда, красавец? :)


Менора у Кнессета, фрагмент, изображающий Бар-Кохбу, автор Бенно Елкан.


Во время раскопок в пещерах ручья Хевер были обнаружены кости участников восстания Бар-Кохбы, которые были торжественно перезахоронены.


Торжественная воинская церемония перезахоронения останков участнтков восстания Бар-Кохбы недалеко от ручья Хевер, 1982г. При участии Президента Израиля Ицхака Навона, Главного ашкеназийского раввина Шломо Горена и Главного сефардского раввина Овадия Йосефа.

Эта выставка задумывалась ее создателями как пост-сионистское развенчание сионистского мифа о Бар-Кохбе...
А в результате, Бар-Кохба победил и пост-сионистов, а у создателей выставки профессионализм победил концепцию. Во всяком случае такое было у меня чувство, когда я уходила с этой интереснейшей выставки.


И закончить я хочу кадром из фильма, который показывают при входе на выставку, где мальчик говорит о Бар-Кохбе, что он был хорошим, а все остальные - плохими.
Мифы для того и существуют, чтобы отличать плохое от хорошего...

Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» продлится до 20 июня 2016 года.
Страница выставки на сайте музея

: Баала - Бделлий . Источник: т. 3: Арабско-еврейская литература - Бделлий, стлб. 849-857 () Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ : ПБЭ : ЭСБЕ :


Бар-Кохба (בר כוכבא ). - Восстание киренских, кипрских и египетских евреев в последние годы царствования Траяна не было еще окончательно подавлено, когда Адриан в 118 г. принял бразды управления Римской империей. Театр войны был перенесен в Палестину, куда бежал еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его. Турбон приговорил к смерти Юлиана и Паппуса, двух братьев, бывших душой восстания, но сам был казнен по особому приказу из Рима; так спаслись оба брата (Sifra, Emor, VIII, 97, изд. Вейсса, 99г; Meg. Taanith, XII; Taanith, 18б; Семах., VIII; Kohel. r., 17). Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в Палестине. Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что р. Гамлиел II, лежавший на смертном одре и вскоре скончавшийся, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, напр., р. Элиезер и р. Иошуа бен-Хананья, осуждали эту меру (Jer. Taan., II, 66а; Jer. Meg., I, 70d; Rosch ha-Schan., 18б). Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито; «убитые в Лидде» часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения (Pes., 50a; Baba Bathra, 106; Kohel. rab., IX, 10). Паппус и Юлиан были также умерщвлены римлянами в этом году (Taan., 18б; Jer. Taanith, 66б). Это все, что упоминается в талмудических источниках о важных событиях кампании Квиета. Один древний еврейский источник утверждает, что между «polemas» (= войной) Квиета и восстанием Б.-К. прошло шестнадцать лет (Seder Olam Zutta, в конце); сохранившаяся на армянском языке летопись Евсевия (Chronicorum Canonum, стр. 383, Milan, 1818) и летопись Иеронима упоминают о войне с иудеями, происшедшей в первом году царствования Адриана. Последующие события становятся понятными, только если иметь в виду эту войну, ибо если Адриан непосредственно после восшествия на престол придерживался мирной политики, то он должен был раньше почувствовать силу повстанцев. Спартиан, биограф Адриана, сообщает, что император стремился сохранить мир в пределах империи, и указывает вместе с тем на беспокойное население Ливии и Палестины; это указание, несомненно, относится к евреям. Адриан, по-видимому, разрешил восстановить иерусалимский храм. Евреи диаспоры уже начали возвращаться в Иерусалим, и братья Юлиан и Паппус стали думать об обмене иностранных денег на римские, когда благодаря наговору самарян император приказал прервать строительные работы (Ber. r., LXIV, 7). Об этой предполагавшейся реставрации храма упоминают Златоуст (Oratio III in judaeos), Coron. Alex (в 118 г.), Никифор (Hist. eccl., III, 24) и Цедрен (Script. Byz., XII, 249). Смотрителем при постройке храма был, по словам Епифания, благочестивый прозелит Аквила (Епифаний, De ponderibus et mensuris, XIV). Адриан еще не решался просто запретить восстановление святилища, но потребовал, чтобы новый храм был несколько удален от того места, где стоял старый, условие, которого евреи, разумеется, не могли принять. Они взялись за оружие и собрались в долине Риммон, расположенной на знаменитой исторической равнине Изреел. Восстание казалось неминуемым, однако Иошуа бен-Хананья стал убеждать собравшихся успокоиться, указывая на грозящую им всем опасность; ему, наконец, удалось умиротворить их (Ber. r., LXIV, кон.). Но успокоение оказалось только внешним, в действительности же евреи в течение свыше пятнадцати лет готовились к борьбе против Рима.

Бронзовая монета второго еврейского восстания (первый год восстания).

Оружие, заказанное им римлянами, они нарочно изготавливали плохо, чтобы удержать его у себя, после того как римляне забракуют его. Они обратили горные пещеры в убежища и укрепления и соединили их между собой подземными ходами (Дион Кассий, LXIX, 12). Существует предположение, что путешествия знаменитого танная р. Акибы были предприняты с целью заинтересовать евреев самых отдаленных стран в будущей борьбе. Он посетил Парфянское царство, Малую Азию, Каппадокию и Фригию, а может быть, даже некоторые страны Европы и Африки. Приготовления, задуманные в таком широком масштабе, навряд ли были неорганизованными, и можно предположить, что вождь восстания, Б.-К., исподволь готовился к нему в первые годы правления Адриана. - Б.-К., герой третьей войны против римлян, цитируется под этим именем только у церковных писателей. Языческие авторы совсем не упоминают о нем, а еврейские источники называют его Бен (или Бар) Козиба или Козба. Некоторые полагают, что он назывался так по городу Кезиб (Быт., 38, 5) или Козеба (I Хрон., 4, 22), однако вероятнее, что таково было имя его отца. Другие полагают, что имя Бар-Козиба было оскорбительным прозвищем («Сын лжи»), полученным им после неудачного исхода восстания. Хотя такое объяснение, по-видимому, как бы подтверждается словами патриарха р. Иегуды I (Echa rabbati, II, 5), но это только доказывает, что уже в очень раннюю эпоху на Б.-К. возлагалась ответственность за несчастья, постигшие его народ; с другой стороны, несомненно, что имя Б.-К. является лишь прозвищем, полученным вождем благодаря тому, что р. Акиба применил к нему стих: "«Восходит звезда от Якова… и разит князей Моаба, и сокрушает всех сыновей Сета» (Числ., 24, 17). Евсевий (Hist. eccl., IV, 6, 2) также прибавляет к имени Βαρ κωχέβαβ замечание, что оно означает «звезда»; Синкелл (Chronographia, в Script. Byz., IX, 348) делает подобное же замечание. Это доказывает, что они знали, что имя Б.-К. только символ. Синкелл называет Б.-К. также «единственным сыном» (μονογενής), что соответствует еврейскому «Jachid». Если это не мессианическое имя, как предполагает Ренан (L’église chrétienne, 2 изд., стр. 200), тогда приходится понимать его как указание, что Б.-К. был единственным сыном своих родителей. Пылкая фантазия борцов за свободу пыталась найти особую заслугу даже в таком мелком факте. Была, между прочим, сделана попытка открыть на одной поддельной монете прозвище μονογενής и отнести, таким образом, данную монету к эпохе восстания именно Б.-К, так как и Талмуд упоминает про «монеты Козби», т. е. монеты Б.-К. (Tos. Maas. Scheni, I, 6; Baba Kama, 97б), но по контексту подобное толкование оказывается невозможным. По этим монетам следовало бы заключить, что Б.-К. назывался Симоном. Подобные же примеры опущения имени наблюдаются в именах Бен-Зома и Бен-Азай; каждый из них также носил имя Симона; но связь этих монет с Б.-К. не может быть поддержана, так как в действительности монеты относятся к Симону Маккавею (Ренан, там же, стр. 197). Вот почти все, что известно о личности Б.-К.

Медная монета второго восстания евреев.

Приведенные скудные данные так неопределенны, что оставляют под сомнением даже имя героя. Все другие сообщения о нем носят легендарный характер. Подобно вождю невольников «Евну из Сицилии», он, по рассказам, изрыгал горящую паклю (Hieronymus, Anal. II adv. Rufum). Сила его была так велика, что он мог коленями отбрасывать в римлян камни, пущенные римскими пращниками (Echa rabbati, II, 2). Б.-К., по рассказам, испытывал доблесть своих солдат, приказывая каждому из них отрубить себе палец. Когда об этом узнали еврейские мудрецы, они восстали против такого самоизувечения и посоветовали ему повелеть, чтобы каждый всадник показал, что он в состоянии вырвать с корнем кедр Ливанский, скача во весь опор. Б.-К., таким образом, получил 200.000 воинов, выдержавших первое испытание, и 200.000 героев, совершивших последний подвиг (Jer. Taanith, IV, 68d). Должно быть, во время войны, когда Б.-К. уже совершил чудеса геройства, р. Акиба сказал о нем: «Вот царь Мессия» (ib.). Ho заносчивый Б.-К. имел дерзость - так продолжает предание - обратиться к Богу с следующими словами: «Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи» (ib., Echa rabbati, l. c.; Git., 57a и сл.; Jalk., Debarim, 946); некоторые мудрецы, и между ними его дядя р. Элеазар из Модина, не верили поэтому в его мессианскую миссию.

Бронзовая монета времен войны Бар-Кохбы.

Еврейские средневековые источники упоминают также о сыне и внуке Б.-К. После смерти ему наследовал его сын Руф - имя, которое по правильному объяснению означает «красный», - а ему, в свою очередь, наследовал сын Ромул, и только в царствование Ромула, сына Руфа, сына Козибы, императору Адриану удалось подавить восстание (Авраам бен-Давид в Medaival Jewish chronicles Нейбауэра, Ι, 55). «Nizzachon» (к Дан., 9, 24) прибавляет, что Б.-К. был потомком царя Давида; это утверждение похоже на правду, так как происхождение от Давила было необходимо для того, чтобы быть признанным Мессией. Гедалья ибн-Яхья (Schalscheleth ha-Kabbalah, s. v. Akiba) и Гальперин (Seder ha-Doroth, I, 126а, виленск. изд., 1891) упоминают о трех поколениях царей из рода Б.-К. - факт, оспариваемый Давидом Гансом (Zemach David, ч. I, под 880 годом), причем, однако, прибавляет, что Ромул, подобно деду, носил имя Козибы; поэтому нет противоречия между этим фактом и сообщениями Талмуда. Утверждение Ганса, что Б.-К. и его потомки царствовали двадцать один год, могло бы быть приблизительно верным, если взять весь период от 118 до 135 г., хотя и тогда выйдет только семнадцать лет. Довольно странно, что Грец и другие еврейские историки совершенно умалчивают об этих еврейских преданиях, между тем как Мюнтер и Грегоровиус считают их по крайней мере достойными упоминания. - Как будто нарочно для того, чтобы еще более увеличить возбужденное состояние евреев, случилось так, что власть над Иудеей была вверена одной из наиболее ничтожных личностей тогдашнего Рима, главному наместнику Тиннию Руфу (таково, по-видимому, было его имя; ср. Боргези, Грегоровиуса, Ренана, Моммзена и Шюрера; другие называют его различно Тиннием, Титом Аннием, Тацинием или Руфом). Руф оскорблял евреев в их наиболее святых чувствах. За ним установилась репутация развратителя молодых женщин, и он, вероятно, послужил прототипом для изображения сладострастного Олоферна в книге Юдифь. С этим связана и талмудическая легенда, что непосредственной причиной восстания послужило оскорбление, нанесенное наместником новобрачным (Git., 57a). Пока император Адриан оставался поблизости, т. е. в Сирии и Египте (130 г. христ. эры), евреи сохраняли спокойствие (Дион Кассий, LXIX, 12) и даже чеканили особые монеты, на которых были выбиты в память посещения императором Иудеи слова «Adventui Aug. Judeae». Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию - Aelia Саpitolina, и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Дион Кассий, по крайней мере, упоминает об этом факте как о причине восстания, Евсевий же и другие историки церкви сообщают о решении императора как о результате восстания. Историки (Мюнтер, Грец, Грегоровиус) поэтому предполагают, что построение храма было начато еще до восстания, но прервано благодаря последнему. Сообщение (у Спартиана, гл. XIV) о том, что евреям было запрещено соблюдение обряда обрезания, также относится, вероятно, к периоду, последовавшему за восстанием. Еврейские источники сообщают, что во времена Б.-К. многие из тех, которые раньше старались скрыть знак Авраамова Завета, снова подвергли себя обрезанию (Jer. Schab., XV, 9; Jeb., 72а; Jer. Jeb., VIII, 9а; Beresch. r., XLVI). Из этих сообщений нельзя, однако, вывести, чтобы Б.-К. принуждал иудеохристиан подвергаться обрезанию (Basnage, Histoire des juifs, XI, 361, Роттердам, 1707), и рассказ о том, будто Б.-К. предавал мучениям христиан, не соглашавшихся отречься от Иисуса, сообщается только христианскими авторами (Юстин, Apologia, II, 71; ср. Dial., CX; Евсевий, в Hist. eccl., IV, 6, § 2, и в Chron., где он поэтому называет Б.-К. «разбойником и убийцей»; Орозий, Hist., VI, 13). Действительной причиной преследования христиан было, по-видимому, их нежелание соединиться с евреями в этой борьбе. Самаряне приняли в последней участие; евреи, жившие в других странах, также стекались массами; ряды восставших, кроме того, увеличивались примыкавшими к ним язычниками. Таким образом началась война, которая, по замечанию Диона Кассия, не была «ни ничтожной, ни кратковременной». Руф не мог выдержать первого натиска евреев и был вынужден уступать им почти без боя одно место за другим. В их руки перешло таким образом около пятидесяти крепостей и 985 неукрепленных городов и местечек (Дион Кассий, LXIX). Эти пятьдесят укреплений находились в Палестине, и можно довольно точно установить их местонахождение. Но хотя еврейское оружие не проникло за пределы Палестины, его успехи все же заставили римлян почувствовать грозившую им опасность. Они отправили на помощь Руфу сирийского легата Публия Марцелла, но и этот полководец также потерпел поражение. Неизвестно, овладели ли повстанцы Иерусалимом. Еврейские источники не упоминают об этом, а монеты, на которых написано «В память освобождения Иерусалима», не могут служить доказательством в пользу утвердительного ответа, потому что это, может быть, монеты Симона Маккавея. Грец является почти единственным историком, принимающим гипотезу о завоевании Иерусалима. Но если бы это было так, мятежники сделали бы центром своих операций не Бетар, а Иерусалим. Более того, Бетар, по Евсевию, находился по соседству с Иерусалимом. Это свидетельство Евсевия может одинаково относиться к местности, расположенной к северу или к югу от святого града. Как бы то ни было, в непосредственном соседстве с Иерусалимом никогда не мог бы возникнуть город, лежащий на том месте, которое, согласно еврейским источникам, занимал Бетар. - Адриан должен был после поражения Публия Марцелла призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера, для того чтобы отправить его против евреев. Севера сопровождал легат Адриана, Квинт Лоллий Урбик, прежний правитель Германии. Из этого видно, что Адриан лично не участвовал в данной войне (вопреки мнению, выраженному в еврейских источниках, в Hist. Armeniae Моисея Хоренского и в сочинениях Мюнтера и Лебрехта). В Палестине теперь действовали десятый, второй, третий и четвертый легионы; все эти войска были призваны из Сирии. Но даже с такой значительной армией Север не мог вступить в открытый бой с евреями. Он старался постепенно вытеснить их из занятых укреплений. Римляне были вынуждены вступить в Палестину с северной стороны, и здесь они взяли населенные и хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу, прозванный Цебуай (город красильщиков). Вслед за тем они обложили так называемый «Гар га-Мелех» (Тур Малка - «Царская гора»), где во главе евреев стоял некий «Бар-Дерома»; это, может быть, и был Бар-Кохба. Долина Риммон, называвшаяся, вероятно, также Бикат Яданим, исходный пункт восстания, стала ареной кровопролитного сражения (Elijahu r.; XXX; ср. Echa r., I, 16; Ber. r., LXIV, кон.). Римляне, рассказывают, должны были дать пятьдесят два, а по мнению некоторых писателей, пятьдесят четыре сражения, пока, наконец, не остался один только Бетар; последний благодаря измене также был захвачен римлянами, которые долго после этого не позволяли хоронить убитых.

Бронзовая монета времен второго еврейского восстания.

Война кончилась, и Б.-К. нашел смерть на стенах Бетара. Палестина подверглась неописуемым бедствиям. Страна превратилась в пустыню; евреи умерщвлялись массами Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий. Падение без явной внешней причины Соломоновой колонны в Иерусалиме должно было показаться евреям зловещим предзнаменованием. Действительно, по-видимому, настал конец еврейскому народу. Римляне также понесли большие потери. Рассказывают, что Адриан даже не послал в Рим обычного известия, что он и его войско здоровы (Дион Кассий, там же). Этот рассказ вряд ли верен ввиду того, что, как уже сказано, Адриан лично не участвовал в войне (см., однако, Revue ét. juives, I, 49). Сенат вторично избрал Адриана императором, а Юлий Север был удостоен ornamenta triumphalia (не нужно смешивать этого Севера с носившим то же имя правителем Вифинии, которого очень восхваляет Дион Кассий; полное имя этого правителя - Секст Юлий Север). - Указанная война, называемая в Мишне (Sotah, IX, 14) «последним полемосом», продолжалась три с половиной года (Seder Olam Rabba, в конце, согласно правильному чтению де Росси, а не два с половиной года, как обычно читается это место; Jer. Taanith, IV, 68г и сл.; Echa r., II, 2; Иероним к Дан., IX). Но это относится только к борьбе за Бетар. После падения этого города, которое, по преданию, произошло девятого Аба 135 г., римлянам пришлось еще сражаться с двумя братьями в Кефар-Харуба, близ Тивериады (Jalk, Debarim, 94в; в венецианском изд. здесь, однако, стоит «Кефар-Хананья», в противоположность тому, что в Echa r., l. c., и в Jer. Taanith). Адриан оставил гарнизоны в трех городах - в Хамате, находившейся близ Тивериады, в Кефар-Лекитии и в Бетэле, - чтобы перехватывать беглецов (Echa r., I, 16; в слегка измененном виде - в изд. Бубера, стр. 82). Тут, как и в вышеупомянутой долине Риммон, евреи завлекались ложными обещаниями. Многие евреи были проданы в рабство. Для этой цели был устроен рынок под теребинтовым деревом, которое отождествляется преданием с Авраамовым дубом; там евреи продавались по цене лошадей. Другие евреи были проданы в рабство на рынке в городе Газе, а остальные были увезены в Египет (Chronicon Alexandrinum, 224-я олимпиада, у Мюнтера, ib., стр. 113; Иероним, комментарий к Захар., 9, 5; Иер., 31, 15). Некоторым евреям все-таки удалось бежать в Малую Азию (Юстин, Dialogus cum Tryphone, I) или даже в Армению (Echa r., I, 15, изд. Бубера, стр. 77). - Эпоха, непосредственно следовавшая за подавлением восстания, была для палестинских евреев «опасным временем» («Schaat hasakanah»), в продолжение которого было запрещено соблюдение самых важных ритуальных обрядов. Талмуд сообщает, что были сделаны некоторые постановления на случай какой-нибудь неожиданной опасности. Время это называлось также временем «эдикта» («gezerah») или «преследования» («schemad», Schab., 60a; Schirr., II, 5). Прославляемые в легенде десять мучеников приняли в то время лютую смерть за веру, ибо государственная власть запрещала тогда изучение Торы, стремясь таким путем искоренить саму сущность иудаизма. Были, кроме того, запрещены празднование субботы, обрезание, ношение тефиллин и применение мезузы. Все эти и подобные постановления обнимаются выражением - «Адриановы гонения или репрессии» (см.). Было издано жестокое постановление, запрещавшее евреям приближаться к Иерусалиму, так что они не могли даже излить свое горе на Святой земле. Гора, на которой стоял храм, была вспахана плугом, а затем Иерусалим был превращен в языческий город под именем Aelia Capitolina. - История восстания Б.-К. была написана ритором Антонием Юлианом, но это произведение не сохранилось. Извлечение из сообщения Аристона из Пеллы дается в Historia Ecclesiastica Евсевия, IV, 6, но главным источником сведений является Historia Romana Диона Кассия, LXIX, гл. 12-14. Ценны также Chronicon Alexandrinum и сочинение Моисея Хоренского. Еврейские источники богаты сведениями, но ими нужно пользоваться с осторожностью. Это относится также к Samaritan Book of Joschua, изд. Juynboll, Leyden, 1848. Между современными авторами можно отметить Мюнтера, Ренана, Грегоровиуса, Иоста и Греца. - Ср.: Munter, Der jüdische Krieg, стр. 18, Altona und Leipzig, 1821; Revue des études juives, XXX, 212; Азарья де Росси, в Meor Enajim, XIX; Grätz, Geschichte, 3 издание, IV, 410; N. Brüll, в Jahrbücher; Rapoport, в Orient, 1840, стр. 248; G. Rösch, в Theol. Studien und Kritiken, 1873, стр. 77 и сл.; Magazin für das Wissenschaft des Judenthums, XIX, 229; Monatsschrift, XLIII, 509; Jüdische Zeitschrift Geiger’а, I, 199, II, 126; Weiss, Dor Dor we-Dorschaw, II, 131; Revue des études juives, XXXII, 41; см. также Derenbourg, Essai sur l’histoire et la géographie de la Palestine, стр. 415 и сл., Paris, 1867; Schürer, Gesch., I, 583 и сл.; Mommsen, Römische Gesch., V, 544 и сл.; Schlatter, Die Tage Trajans und Hadrians, Gütersloh, 1897; Derenbourg, Quelques notes, sur la guerre de Bar Kozeba, в Mélanges de l’École des hautes études, Paris. 1878. [Статья S. Krauss’а, в J. E., II, 505-509].