Читаем вместе с детьми. Консультация (младшая группа) на тему: Читаем детям, читаем вместе с детьми! Будет ли эта книга слишком сложной для меня

Пока родители сами читают детям , такого вопроса не возникает. Главное требование, чтобы книга была интересной для ребенка и соответствовала его возрасту.

Как только начинает ребенок читать самостоятельно, резко изменяются. Необходимо обращать внимание не только на соответствие возрасту, но и на качество исполнения книги и стиль написания. Кстати, стиль написания очень сильно влияет на интерес ребенка к книге и чтению вообще.

Несмотря на то, что нынешние дети очень продвинуты в некоторых вопросах, часто начинают читать намного раньше, чем родители, но они все равно остаются детьми и мозг ребенка развивается по тем же законам, что и 30-40 лет назад. А это значит, что книги для чтения должны быть написаны именно для детей. И не только для детей, а именно для самостоятельного чтения ребенка. Чем они отличаются?

Давайте возьмем только одно предложение из всем нам известной сказки для детей:

« Молодая королева поставила свою прялку поближе к окну, распахнула раму из черного, очень дорогого дерева – ведь королевским особам не делают оконные рамы из чего попало!» (Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм)

Как Вы думаете, ребенок 6 лет, который только , сможет прочесть и понять это предложение из 25 слов? Начнем с того, что 25 слов в минуту читает хорошо читающий первоклассник. Это значит, что ребенок будет это предложение читать больше минуты. Кроме того, сложные обороты в предложении, уточнения никак не способствуют лучшему пониманию текста. А ведь нам надо чтобы ребенок не только механически прочитал, но и понял то, о чем читает.

Значит, такие сказки можно читать только вместе с родителями. Взрослый читает весь текст, по ходу чтения объясняет непонятные слова, а ребенку предлагает прочитать короткое предложение из 3-4 слов. У ребенка создается впечатление соучастия в чтении. Когда мы так читаем детям, то ребенок считает, что это он читает книгу, а мама или папа только помогают. А значит, это доставляет ребенку огромное удовольствие и дает повод гордиться своими успехами.

Давайте откроем книгу рассказов для детей и посмотрим, что можно увидеть там.

«Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.» (Н.Носов. «Саша»)

Вы заметили, какие простые предложения в этом отрывке? И таким же образом написаны все рассказы Н. Носова. Никаких сложных конструкций и оборотов! Очень удобные для чтения предложения легко читаются и понимаются детьми даже при самостоятельном чтении.

Конечно, далеко не все рассказы написаны таким образом. Так же как и не все сказки трудны для понимания и чтения.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что выбирая , надо смотреть не только на внешнее оформление, что тоже важно, но и на структуру и объем предложений, и стиль написания текста.

Если Вы , а там много достаточно длинных предложений, более 5-6 слов, то такую книжку необходимо читать вместе. Наличие в тексте прилагательных, причастий, деепричастий, редко употребляемых слов, авторских слов со смещенным ударением (часто бывает в стихотворениях), архаизмов и диалектов,- всего, что украшает речь, значительно затрудняет чтение и понимание текста ребенком.

Читая книжку вместе с ребенком, взрослый читает большую и трудную часть текста, а ребенку предлагает прочитать 1-2 маленьких предложения. И так, по-очереди, можно за короткое время прочесть достаточно большой рассказ или сказку и ребенок совсем не устанет и не потеряет интерес к чтению.

Таким простым способом взрослые приучают ребенка к чтению, помогают быстрее и легче научиться читать и читать с интересом. И все это без слез и скандалов, без принуждения. Надо только сказать волшебную фразу:

А что Вы думаете по этому поводу?

Как родители могут помочь своим детям найти книги, которые не очень сложные и не слишком простые, а те, что подходят в самый раз? Обучение детей чтению может происходить как в процессе чтения вслух, так и при совместном чтении, в ходе которого вы будете помогать вашему ребенку, объяснять ему суть происходящего, а также рассказывать о значении отдельных слов. Дети любят читать книги, но вам нужно помочь им выбрать подходящую для их возраста литературу. Как это сделать? Вот несколько полезных советов, которыми можно воспользоваться как в случае чтения вслух, так и при совместном чтении. Если речь идет о втором варианте, то вы можете использовать правило пяти пальцев, о котором пойдет речь дальше, не для себя, а для ребенка. То же самое касается и вопросов, которые вам нужно будет задавать: вы можете задавать их не себе, а ребенку, если у него есть желание пытаться читать самостоятельно.

Правило пяти пальцев

  1. Выбирайте книгу, которая понравилась бы и вам.
  2. Прочитайте вторую страницу.
  3. Подсчитывайте каждое слово, значение которого вам было бы сложно объяснить ребенку, то есть те, какие вы не знаете или в них не уверены. При этом на каждом таком слове загибайте палец одной руки.
  4. Если на одной странице найдется пять или более таких слов, вам стоит выбрать другую книгу.

Если вы все равно думаете, что книга может быть подходящей для вашего ребенка, попробуйте использовать это правило на нескольких страницах, чтобы убедиться.

Выбирайте книгу, которая вам подходит

В первую очередь, когда выбираете книгу для чтения ребенку, нужно ориентироваться на себя. Вы хотите выступать ролевой моделью для вашего малыша, поэтому стоит всегда проверять все на себе, в том числе и книги, которые вы хотите читать вашему ребенку. Поэтому необходимо убедиться в том, что конкретная книга является наиболее подходящей для вас. Как это сделать? Сейчас вы об этом узнаете. Вам нужно прочитать две-три страницы этой книги, а затем задать себе несколько вопросов.

Будет ли это легкая и веселая книга, которую приятно читать?

Первый вопрос: понимаю ли я, что я читаю? На него очень важно ответить, так как от этого будет зависеть, поймет ли ваш ребенок суть книги, а также сможете ли вы ему все объяснить, если у него будут возникать проблемы с пониманием.

Второй вопрос: знаю ли я практически каждое слово? Это также очень важный вопрос, так как у ребенка могут возникать трудности не только с понимание сути происходящего в книге, но еще и со смыслом отдельно взятых слов. Помните, что ваш ребенок учится вместе с чтением, поэтому вам нужно иметь возможность объяснить каждое слово, с которым у него будет возникать проблема.

Третий вопрос: когда я читаю вслух, могу ли я это делать качественно? Вам стоит послушать себя заранее, прежде чем вы начнете читать книгу непосредственно вашему ребенку, чтобы понять, насколько хорошо звучит ваше чтение. Потренируйтесь так, чтобы вашему ребенку было приятно слушать, однако каждая книга имеет свою специфику, и некоторые из них могут быть неподходящими для чтения вслух. Поэтому выбирайте те, которые будут звучать лучше всего.

И четвертый вопрос: думаю ли я, что эта тема меня заинтересует? Дело в том, что необходимо сочетать приятное с полезным, и если книга, которую вы выбрали, не вызывает у вас интереса, то стоит отказаться от нее, даже в том случае, если вы считаете, что она будет очень полезна для ребенка. В мире существуют миллионы книг, так что вам всегда будет из чего выбрать. Если на все или большую часть этих вопросов вы ответили утвердительно, то выбранная книга будет идеальным вариантом для вас и вашего ребенка.

Будет ли эта книга слишком сложной для меня?

Отдельно вам стоит задаться вопросом касательно того, будет ли конкретная книга слишком трудной именно для вас. Ведь если это так, то для ребенка она вообще станет неподъемной. Как это проверить? Опять же вам нужно ответить на несколько вопросов.

Первый вопрос: Есть ли на одной странице этой книги пять или более слов, которые мне непонятны? Об этом речь уже шла выше: если на одной странице имеется слишком много неизвестных или трудных слов, то вы не сможете объяснить их вашему ребенку, что нивелирует пользу от чтения.

Второй вопрос: является ли эта книга трудной для понимания? Вызывает ли она смятение? Этот вопрос касается сути всей книги. Если вы не можете уловить общий смысл, проследить все повороты повествования, то вам также стоит отказаться от чтения такой книги, так как вашему ребенку будет интересен сюжет, а вы не сможете прояснить ситуацию.

Третий вопрос: когда я читаю книгу вслух, запинаюсь ли я? Читаю ли я слишком медленно? Если на этот и на хотя бы один из двух предыдущих вопросов вы ответили утвердительно, то выбранная книга будет слишком сложной для чтения ребенку. Вам стоит подождать, прежде чем начинать читать эту книгу вместе с ребенком.

Что делать, если ребенок не может понять слово?

Если ваш ребенок испытывает трудности с пониманием слова, которое вы ему прочитали или которое он сам пытается прочитать, вот что следует ему сказать:

  • Можешь его произнести?
  • Покажи его.
  • Какой звук является первым, а какой последним? К какому слову они подойдут?
  • Есть ли в этом слове что-то, что ты можешь узнать из других слов?
  • С чего начинается слово?
  • Какое слово, начинающееся с этих звуков, будет иметь здесь смысл?
  • Проводи пальцем под словом, когда его произносишь.

Эти указания помогут ребенку быстрее разобраться с неизвестным и непонятным ему словом, а также освоить его и использовать для понимания дальнейших конструкций.

Что делать, если ребенок хочет читать слишком сложную книгу?

Порой могут возникать ситуации, когда ваш ребенок будет испытывать желание прочитать книгу, которая ему не подходит. Не стоит ему этого позволять, потому что опыт, полученный в процессе, может оказаться резко негативным, и это оттолкнет ребенка от чтения. Вот что нужно ему сказать в таком случае:

  • Давай читать эту книгу вместе.
  • Это книга, которая понравится тебе гораздо больше, если отложишь ее чтение на следующий год.
  • Когда люди читают книги, которые для них слишком сложные, они очень часто пропускают важные моменты. Ты получишь больше удовольствия от этой книги, если подождешь до того времени, когда сможешь с легкостью ее прочитать.

Уже в середине прошлого века учёные забили тревогу - жители планеты всё меньше и меньше читают.

А сейчас место книг всё больше и больше вытесняют интернет и телевидение, но эта замена не равнозначная. В жизни человека роль книги неоценима. Без неё невозможны ни образование, ни формирование культуры в обществе. Именно книга хранит то, что в различных областях деятельности накопило человечество.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Он не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать, пользоваться информацией, исследовать её. А в наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе её анализа считается высоким профессионализмом. Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой. Чтение - импульс к творческому озарению и созданию нового художественного творения [Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003.].

Читательские навыки, как и большинство других, закладываются в родном доме. Доказано, что чтение вслух - это та основа, на которой вырастает любовь к книге. Прививая культуру чтения, следует помнить, что родители - самый главный пример для ребёнка.

Невозможно найти замену совместному семейному чтению с раннего возраста.

Долгое время это было обязательным не только в дворянских усадьбах и дворцах, но и в скромных мещанских домах и квартирах. практически в каждой библиотеке и школе размещался лозунг «Чтение - вот лучшее учение».

Сегодня во многих семьях картина иная: родители проводят вечера за компьютером или телевизором, приобщая к этому малышей. Специалисты подсчитали, что 90% школьников читают не по желанию, а по необходимости, исключительно в рамках учебной программы. Между тем, именно литература расставляет акценты духовных ценностей и нравственных приоритетов личности.

Дошкольников просто необходимо ненавязчиво подводить к удивительному миру чтения, книжных чудес и загадок.

Процесс приобщения к духовному наследию посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешным, то со временем число молодых людей, которые любят книгу, значительно увеличиться. Семейное чтение весьма значимо не только в тот период, когда ребёнок не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Психологи рекомендуют читать детям вслух до 12 лет. Это позволяет протянуть своеобразную ниточку от старших к младшим, поддержать общение в семье. Чтобы ребёнок рос всесторонне здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, а не только во время приготовления ужина или просмотра телепередач.

Вместе с тем, через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях. Наилучший эффект достигается в тех случаях, когда чтение дополняется совместным обсуждением с ребёнком того, что ему понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, царит гармоничная и доброжелательная атмосфера.

Традицию семейного чтения важно возобновлять и сохранять как можно дольше. Есть ли что-нибудь приятнее, чем взяв маленького человечка под мышку, усесться с книгой и отправиться в незабываемое путешествие в иные времена и страны.

Есть у меня иллюстрация, которая теперь уже с историей. Она называется «В ожидании письма. Март». Именно она была моей отправной точкой в мире книгоиздания. Благодаря ей, я и познакомилась с издателем Вадимом Мещеряковым. История была очень непростая и долгая. Где-то с полгода между нами продолжалась переписка. Вот тогда, в этих письмах, Вадим, обладая каким-то внутренним чутьем издателя, разглядел во мне не только иллюстратора, но и будущего автора книг. За это ему большое спасибо! Сама на такой серьезный шаг я бы не решилась.

Вы писатель и иллюстратор. Что приходит раньше - визуальная картинка или текст?

Всегда по-разному. Бывает, что я не могу удержаться, и рисунок рождается задолго до текста. Он просто живет в моей голове и рвется наружу. Образ, который хочет родиться, должен попасть на бумагу, а то он просто не дает мне покоя. А бывает, что иллюстрация рождается уже после текста. Мне самой больше нравится первый вариант, в котором меньше ограничений, потому что текст жёстче диктует правила. Тут главное понять, что важнее. Бывает, что иллюстрация по своей задаче главенствует, а бывает, что рисунок лишь незаметно подчеркивает важную мысль текста. В любом случае я рада, что могу сама решать, как поступать с иллюстрациями. Рисуя для других авторов, я не имею такой свободы.

На каких книгах выросли вы?

Думаю, что моя любовь к книгам началась с Сутеева и его маленьких историй. Когда уже начала читать самостоятельно, то к любимчикам добавились Носов, Драгунский, Астрид Линдгрен, Джеймс Кервуд. Но был писатель, который покорил меня в восемь лет. Это был Рэй Брэдбери. Его голубая пирамидка (рассказ «И всё-таки наш») меня так потрясла, что с этого момента я стала его фанатом. До сих пор это самый любимый мой писатель.

Как приучать ребенка к чтению?

С какого возраста покупать ребенку книги и какие? Что в книгах самое сложное для детей, на ваш взгляд?

Мне кажется, что книги можно покупать с самого рождения. Сейчас на книжном рынке такое разнообразие, есть что выбирать. Главное - всегда помнить: книжка должна быть безопасной. И по возрасту. Часто на книжках пишут, для какого возраста она предназначена. Для совсем маленького ребенка самое сложное - размер книги и острые края страниц. Учитывайте это, когда покупаете книгу. Книжки-малышки - отличный вариант. У детей постарше проблема с книгами может возникнуть, если история, которую вы предлагаете, им не интересна. Старайтесь учитывать развитие ребенка на данный момент. Не пытайтесь бежать быстрее паровоза. Куда важнее, чтобы книги для ребенка были чем-то очень своим и простым. Чрезмерная толщина книги и отсутствие картинок тоже может усложнить вовлечение в чтение.

Когда ждала рождения дочки, такая мысль мне не пришла в голову, думаю, что это отличная идея. Это очень сближает и маму, и ребенка. Когда ребенок слышит мамин голос, это его успокаивает. Совершенно не вижу ничего плохого в том, чтобы читать ребенку книги еще до того, как он родился. Возможно, я выбирала бы истории очень добрые и коротенькие.

Как правильно выбирать книги для своих детей или в подарок?

Для совсем маленького ребенка старайтесь выбирать те, которые его не поранят и не напугают. Есть книги, которые совсем без текста, где только картинки. Поделюсь маленькой хитростью. Перед тем как пойти в магазин с ребенком, постарайтесь найти ту книгу, которая, на ваш взгляд, будет интересна ребенку. Например, про машины. И весь день говорите с ребенком на эту тему. И когда вы придете в магазин, как бы случайно покажите ему именно ту, которую обсуждали. Еще при выборе книг учитывайте качество печати, шрифт. Было бы прекрасно, если бы вы прочитали книгу до того, как предложите ее ребенку.

Как привить любовь к чтению ребенку, если ему это не нравится и он требует в руки не книгу, а гаджеты?

Приучить ребенка к чтению непростая задача. Тут нужно терпение со стороны родителей, бабушек и дедушек. Еще раз повторюсь, что заставлять не стоит. Нужно пойти на хитрость. Вы сами лучше знаете своего ребенка. И нужно всегда уважать его мнение. Это не значит, что, если он отказывается, нужно бросить это дело. Возможно, нужно искать компромисс. Например, пусть ребенок сам их выбирает. Возможно, использовать поощрительные моменты. Старайтесь обсуждать книги, героев, ситуации в них.

Сколько книг должно быть в доме для малыша?

Мое мнение - чем больше книг, тем лучше. Но, как и с игрушками, не стоит все книги разом предлагать ребенку. Пусть на полке будет выбор. Дети часто выбирают для чтения одну и ту же книгу. На протяжении месяца это может быть всего лишь «Курочка ряба» или «Колобок». Для взрослого это покажется скучным, но ребенок так устроен, и ему важно повторять то, что ему нравится.

Нужно ли создавать какую-то спецзону для чтения или нет?

Со своим ребенком такую специальную зону для чтения я не создавала. Бывало так, что ребенок приходил с прогулки и, не раздеваясь, мог открыть книгу и в одежде заинтересованно читать. Интерес к книгам может возникнуть в любое время. Тут главное - найти баланс. Например, я шла на хитрость и предлагала прочитать абзац смешным голосом, пока ребенок снимет сапоги или куртку.

Читать книги нужно в разное время. Тут еще, конечно, зависит от ребенка. Если ребенок - непоседа, то чтение на ночь - это выход. Потому что поймать и усадить попрыгунчика днем - сложно. Но все равно не сдавайтесь и старайтесь читать в разное время. Важно читать книги, когда ребенок в спокойном состоянии. Дайте немного остыть малышу. Тогда ему будет проще переключиться с баловства на книгу.

Уважаемые родители! Для ребенка не так важно, сколько времени в день вы ему уделяете. Важно как вы это делаете. Удается ли вам настроиться на волну ребенка, слышать его, видеть, быть искренним и по-настоящему взаимодействовать, или вы выполняете свои родительские функции автоматически.

Рекомендую вам список книг. Совместное прочтение и последующее обсуждение сделает ваше общение еще более наполненным и разнообразным. Буду стараться пополнять список, делиться с вами новинками и просто своими открытиями. Всего вам самого доброго!

Читаем вместе с детьми от 2 до 7 лет:

1. Райт, Оливер: Кролик Прыг-Скок и его смешная мордочка

В нашей жизни иногда все складывается не так, как нам хочется. Мы думаем, что лучше не показывать друзьям своего разочарования, и держим это чувство при себе. Но рано или поздно оно все равно прорывается наружу. Например, у кролика Прыг-Скока даже уши изнутри становились красными. Но постепенно он научился справляться со своим гневом. Н. Райт и Г. Оливер предлагают и вам последовать примеру нашего героя.

2. Норберт Ланда: Охота на монстра

Рано утром гусыню разбудили зловещие звуки, доносившиеся из-под кровати. Гусыня никак не могла понять, что же это такое, а заглянуть под кровать боялась. Мало ли что там! А вдруг монстр? На помощь гусыне приходят друзья - Поросёнок, Медведь, Волк и Сова. Вместе им удаётся разгадать тайну «грозного монстра». Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

3. Петер Никл: Правдивая история о добром волке

«Правдивая история о добром волке», написанная немецким философом-антропологом Петером Никлом - это красивая и мудрая сказка о том, как из-за глупых предубеждений и устоявшихся стереотипов нам порой трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла, тем более, если зло выглядит так притягательно и звучит столь убедительно, что хочется верить ему без оглядки. Но, как и в любой сказке, добро здесь, конечно же, побеждает и преподносит нам важный урок: умей видеть и думай своей головой.
Йозеф Вилкон (р. 1930) - польский художник и скульптор с мировым именем. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Однако широкой публике Вилкон известен, прежде всего, как книжный иллюстратор, создавший более 200 книг для детей и взрослых, изданных на многих языках.
Его иллюстрации имеют особый, неповторимый характер и, кажется, выходят за рамки двухмерного, плоского пространства, творя чудеса. Вилкон умеет передавать не только образы, но и ощущения. Нарисованный им рыхлый, свежий снег - пахнет снегом и его хочется потрогать. К нарисованным зверькам тянется рука, чтобы погладить шкурку. Вилкон умеет нарисовать даже ветер - холодный, зимний пронизывающий ветер, который задувает со страниц и от которого тянет поёжиться.
В России книги с иллюстрациями Йозефа Вилкона выходят впервые: это «Правдивая история о добром волке» и «История про кошку Розалинду, непохожую на других». Обе - в издательстве «Мелик-Пашаев». Для детей 3-6 лет.

4. Кэрил Харт: Принцесса и подарки

Что вас ждет под обложкой: Профилактическая смешная сказка для избалованных принцесс (а также принцев). Таких избалованных принцесс, как наша, ещё поискать. И уж точно другие принцессы не получают в день рождения столько замечательных вещей. Но знаете, что? Порой даже у принцесс бывает перебор с подарками. И тогда каждая принцесса, даже самая капризная и жадная, вдруг понимает: а ведь вещи-то - не самое главное в жизни! Яркие и красочные иллюстрации. Рекомендованный возраст: 3-7 лет.

5. Екатерина Серова: Сказка о страхе

Однажды в лес пришел Страх, и мышонок Малыш решил отправиться в путешествие, чтобы найти того, кто научит зверей и птиц не бояться… Сказка в стихах, написанная Екатериной Серовой, расскажет детям, что победа над страхом - одна из самых больших и важных в жизни! А выразительные, наполненные нежностью и добротой иллюстрации кисти Платона Швеца придутся по вкусу даже самым взыскательным юным читателям и подарят много радостных минут общения с книгой.

6. Леви Пинфолд: Чёрный пёс.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать легенду про Чёрного Пса? Говорят, от одного только взгляда на это чудовище в жизни начинают происходить жуткие вещи… Никто не упрекнул бы английское семейство по фамилии Хоуп, когда, увидев Чёрного Пса возле дверей своего дома, они все слегка перепугались. Эта история - про страх. Про бесстрашие. Про то, как мы смотрим на мир.

7. Сказки перед сном

Приглашаем вас в чудесный мир сказок, которые перевел замечательный поэт и переводчик Григорий Кружков. Вы найдете здесь пять трогательных и веселых историй о любви, доброте и дружбе, которые с удовольствием будете читать своему малышу на ночь. Отправляйтесь в африканскую пустыню вместе с песчанкой Робле и в волшебный сад вместе с Нанукой, помогите Совушке найти верного друга, а малышу Теду - справиться со своими страхами, а потом сладко засыпайте! Для чтения взрослыми детям.

8. Нильсон, Эриксон: Один на сцене

Мой младший брат считает, что я пою лучше всех. Но петь перед публикой я не хочу ни за что на свете. Прожекторы светят прямо в глаза. Я ужасно стесняюсь. Я крепко цепляюсь за учительницу… Выйти на сцену? Одному? Настоящий кошмар!
Ульф Нильсон и Эва Эриксон - легендарный шведский тандем лауреатов Международной премии имени Астрид Линдгрен - с понимаем и юмором расправляются с очередным знакомым всем с детства страхом - страхом перед сценой.

9. Дэвид Макки: Элмер на ходулях

Беда! В лес идут охотники! Слоны волнуются: что же делать? Элмер, слон в клеточку, придумывает, как провести злодеев. Но в жизни не всегда всё идет по плану…
Внутри книги вы найдете лист с наклейками, которые можете использовать в «Альбоме для творчества» Элмера.

10. Томи Унгерер: Три разбойника

История про трех разбойников - одна из самых популярных историй Томи Унгерера, писателя и непревзойденного мастера иллюстраций. Его произведения уже давно относят к классике детской литературы, а автора ставят в один ряд с такими великими сказочниками как Ганс Христиан Андерсен и братья Гримм.
Книжка-картинка Томи Унгерера, живого классика современной иллюстрации, лауреата премии Андерсена (1988), про трёх свирепых разбойников, которые неожиданно для себя начали помогать осиротевшим детям. Для детей дошкольного возраста.

11. Стив Смолман: История про овечку, которая пришла на обед к волку
Однажды в дом голодного-преголодного волка постучалась маленькая овечка. Волк не поверил своей удаче - он так давно мечтал отведать мясного рагу, и вот, наконец, «рагу» само пожаловало к нему прямо в лапы! Но овечка так дрожала, что волку пришлось сперва ее отогреть (он терпеть не мог замороженные продукты). Потом овечка начала икать и волк долго ее успокаивал (он боялся, что икота заразна и что съев икающую овечку ему сделается плохо). Словом, одно за другим, волк и сам не заметил, как готовя овечку «к обеду» он проникся к ней нежностью и уже не мог вот так запросто взять ее и съесть.
Трогательная история о зарождении дружбы и любви, написанная британцем Стивом Смолманом и проиллюстрированная молодой французской художницей Жоэль Дрейдеми. Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

12. Ленэн Тьерри «Надо бы»

Еще не родившийся ребенок наблюдает со своего сказочного острова тот мир, в котором ему предстоит жить. Чистая душа видит много несправедливости и понимает: так быть не должно. Надо бы жить по-другому. Силой фантазии малыш превращает ружья в жердочки для птиц и дудочки для пастухов - чтобы не было войны, наполняет молоком и водой реки - чтобы не было голодающих. Он хочет поделить между всеми людьми хлеб, землю и деньги, чтобы все жили в достатке. Трогательная, очень ласковая история подскажет маленьким читателям, что изменить мир, сделав доброе дело, - в наших силах. Стоит только захотеть. Для детей 3–7 лет.

13. Мария Кутовая «Сказки от слез», «Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах»

Дети растут, общаются друг с другом и взрослыми, познают окружающий мир и… иногда ведут себя так, что мамы и папы, бабушки и дедушки удивляются, возмущаются и сердятся! Как без нотаций и нравоучений, не ругая, дать детям понять, что есть «хорошо», а что - «плохо»? Как ненавязчиво научить правилам, по которым живет окружающий мир? Как тактично подсказать выход из затруднительных ситуаций?
В новой книге М. С. Кутовой вместе с детьми вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

14. Анни М.Г. Шмидт «Саша и Маша»

В стране Голландии нет ни одной мамы, ни одного папы, ни одного мальчика и ни одной девочки, которые бы не знали и не любили смешных и интересных историй про Сашу и Машу. Только в Голландии этих детей зовут Йип и Йанеке… Трудные имена, правда? Поэтому мы решили, что в России их будут звать Саша и Маша. Написала эту книжку Анни М. Г. Шмидт. Самая знаменитая голландская писательница. Она написала очень много разных историй и сказок, и даже получила самую главную премию всех детских писателей в мире — имени Ганса Христиана Андерсена.
Для детей младшего школьного возраста.

15. С. Прокофьева «Капризик и Зловредик» (3-5 лет)

В этой книге вы найдете добрые и поучительные сказки для совсем маленьких детей. Они узнают, как хорошо быть добрыми и заботливыми, как здорово иметь много друзей и к чему приводят капризы и хулиганство.

16. Людмила Петрановская «Что делать, если…» (5-7 лет)

Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.

17. Элинор Портер «Поллианна» (от 7 лет)

Удивительная история девочки-сироты (которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка), умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям. Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор создает образы, - все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений.

18. Наталия Кедрова «Азбука эмоций» (младшие школьники и подростки)

Книга детского психолога и гештальт-терапевта Наталии Кедровой адресована младшим школьникам и подросткам, которым хочется больше узнать, как устроены их переживания, как понять себя и других людей в радости, горе, обиде или зависти, как переживается уважение или гордость. Книгу можно читать сразу целиком или небольшими частями, перечитывая важные места. Это поможет лучше узнать свои чувства и научиться мудро с ними обращаться. Книга будет интересна не только детям, но и взрослым, ведь им тоже необходимо понимать переживания детей и разбираться в своих чувствах.

19. Дорис Берт «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей? В книге австралийского детского психолога Д. Бретт читатель найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для этих и многих других проблемных ситуаций.