Что нужно знать родителям детей с овз. Как помочь ребенку с овз успешно адаптироваться в доу. Создание «безбарьерной» образовательной среды

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.

Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.

Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.


Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка . Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5 . Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку .

Информационная поддержка для родителей

  • Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»

Динара Денисова
Консультация «Как помочь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Семья - микросоциум , в котором, не только протекает жизнь ребенка , но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора : чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка . Современный подход к семье , воспитывающей ребенка с ОВЗ , рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания . Каждая семья , воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи . Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи , существование которой характеризуется следующими особенностями :

Родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;

Испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;

Стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка» , ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи ;

Возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

Нарушаются внутрисемейные отношения;

У родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Основными проблемами семьи , имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются :

- медицинские проблемы : получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка , его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д. ;

- экономические проблемы : в семьях , имеющих ребенка-инвалида , уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми . Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т. д. ;

Проблема воспитания , обучения и ухода за больным ребенком , которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении , особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка , формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка , способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

Социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка -инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка ; формирование уклада жизни семьи , подчиненного интересам ребенка ; трудности с поведением досуга;

Психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка -инвалида всех членов семьи , напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи ; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка .

Семьи , воспитывающие ребенка с ОВЗ , условно можно разделить на две группы :

1. Семьи ребенка носит конструктивный характер , не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

2. Семьи , в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка .

Следует отметить, что каждая семья при этом по своему , переживает случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким , какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка , его социальной адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке , но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты самореализацией, понимая, что успешный родитель становится для ребенка опорой , образцом для подражания. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Важным для родителей является поддержание тесного контакта с общественными организациями различной направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием. Развитие сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения общих проблем, организации досуга и т. п. Однако, наиболее существенной и результативной становится помощь специалистов , имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и семьями , в которых они воспитываются . Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ , способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем , чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет личность ребенка , позволит родителям взглянуть на него по-новому. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка , пройденные совместно с родителями и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи . Немаловажным являются мероприятия, направленные на «излечение» общества от стереотипов, связанных с особенностями детей с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т. п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их. Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку помогут сгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка . Ранее выявление отклонений в развитии ребенка , своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка . Значительная часть детей, получивших помощь в службах ранней помощи , впоследствии включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.

Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи :

Определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома , требованиям его возрастного развития;

Выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье ;

Определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье ;

Определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

Определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.

В жизни каждого малыша наступает ответственный момент первой встречи с детским коллективом. Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер.От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ. Групповая консультация для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" направлена на повышение психологической компетентности родителей в сфере особенностей воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. В ходе групповой консультации с использованием Интернет-технологий планируется выявить и расширить представления родителей об особенностях адаптации детей, способствовать освоению Интернет-технологий для использования семьёй в целях успешного развития ребенка и ознакомить с возможностью получать дистанционную консультативную помощь психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ

Проблема и её обоснование

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опрно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с "законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Одним из важнейших, на мой взгляд факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив. Мероприятие для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" и направлено на формирование компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и успешной адлаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе, а также повышению компетентности в сфере владения ИКТ с целью их дальнейшего использования для решения возникающих проблем, саморазвития родителей.

Базовая идея

Для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.

Цели, задачи мероприятия

Цель - развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ

Задачи:

1) Осознанный выбор родителями адекватных возможностям ребенка условий воспитания в ДОУ;

2) Создание в семье условий, способствующих успешной адаптации ребенка в ДОУ;

3) Использование эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы: наглядные, словесные, практические.

Планируется использовать: беседы, анкетирование, дискуссии, видеоряд, визуализация (в Dabbleboard), "мозговой штурм", совместная работа с документами в Google, общение в блоге и на форуме

Новизна

Использование ИКТ в групповой работе с родителями, пролонгированный характер мероприятия (по завершению очной встречи- виртуальный мастер-класс), возможность постоянного проведения (в виде "Школы адаптации для родителей") с разными группами родителей.

Используемые Инет -сервисы и их роль в рамках мероприятия

Блог "Разговор о детях и не только" для получения обратной связи, обсуждения проблем, возникающих в период адаптации ребенка в детском саду.

Форум для родителей детей с ОВЗ - общение родителей по проблемам воспитания, развития детей с ОВЗ, консультации узких специалистов

Анкета для родителей об особенностях адаптации ребенка - изучение представлений родителей и особенностей возможной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Dabbleboard - визуализация тревожных ожиданий родителей, взаимодействие с дистанционными участниками

Wiki - дистанционный мастер-класс на заключительном этапе

Google - создание совместного документа с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

АНКЕТЁР.ru дает возможность оперативной обработки и наглядного представления результатов, причем анкета составляется именно так, как необходимо исследователю. Использование Dabbleboard позволяет: 1) не затрачивая дополнительных расходных материалов (бумага, краски, карандаши) визуализировать проблемы, представления о них, работать с настроем на позитивные решения; 2) организовать дистанционное сетевое взаимодействие участников для выявления проблем, сформировать "чувтво сопричастности" к группе. Возможность дистанционно общаться на форуме, в блоге позволяет расширить охват целевой аудитории. Использование совместного редактирования документов в Google обеспечивает и преодоление чувства "одиночества в проблеме" у родителей и формирует умение работать в команде.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Размещение информации на сайте ПМПК, информирование родителей при первичной записи на ПМПК по телефону и/или первичной консультации на ПМПК

Активизация деятельности родителей происходит при обсуждении результатов анкетирования, во время "мозгового штурма" и составления рекомендаций, визуализации тревожных ожиданий, обсуждении итогов.

Ожидаемые результаты

Повышение психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ;

Осознание родителями своей роли в вопросах воспитания и степени влияния на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

Активное использование родителями эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации (и не только:).

Ресурсы, необходимые для проведения

1. Помещение, оборудованное ПК, имеющими доступ в интернет.

2. Обладание ПК и доступом в интернет родителей ребенка с ОВЗ по месту жительства

Ход мероприятия

1. Вводное сообщение - обозначается проблематика мероприятия, актуальность проблемы адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ, создается позитивный настрой на совместную работу

2. Анкетирование родителй с помощью сервиса "Анкетер" : Насколько успешно Ваш ребенок адаптируется? - с обсуждением результатов анкетирования (работа в таблице Google - заполнение части совместного документа - формулировка возможных проблем)

3. Обсуждение вопросов, вызывающих повышенную тревожность родителей по поводу адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ, отражение возможных проблем и/или тревожных ожиданий в в виде текста с картинками.

4. "Мозговой штурм" для составления правил, подходов, конкретных действий родителей, помогающих успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ (продолжаем заполнять таблицу в Google).

5. Использование видеоряда для позитивного настроя родителей на решение проблем (сервис YouTube)

6. Обучение родителей общению на форуме, блоге для обсуждения возникающих проблем и получения рекомендаций специалистов.

Рефлексия.

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии:

1. Позитивные отзывы со стороны родителей.

2. Успешная адаптация ребенка в ДОУ.

3. Использование родителями дистанционных форм общения (блог, форум) для решения возникающих проблем после мероприятия.

Способы оценки: Анкетирование, подсчет количества обращений на форум, блог, получение обратной связи от педагогов ДОУ в период адаптации.


Таких семей много… К сожалению, со временем их будет становиться ещё больше (снижение количества здоровых родителей, ухудшение экологической ситуации и качества употребляемых в пищу продуктов, высокий уровень эмоционального напряжения и стрессов – вот лишь некоторые тому причины).


Как правило, родителям «особых» детей иногда приходится ой, как нелегко. И дело зачастую совсем не в том, что с такими детьми больше забот. Существуют и другие трудности и проблемы, как объективные, так и субъективные. Мне они зачастую хорошо заметны, т.к. я, во-первых, в силу своего занятия чуть ли не каждый день встречаюсь с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья); а во-вторых, у меня всё же взгляд «со стороны», а со стороны обычно видней. Предлагаю обозначить эти трудности и постараться разобраться, как от них избавиться или хотя бы ослабить их тяжесть.


Одна из первых проблем – это озабоченность тем, «что люди скажут (или подумают)» . Мы живём среди людей, в обществе, и поэтому вполне понятно, что их мнение для нас может быть небезразлично. Однако в данной ситуации, которая касается вас и вашего ребёнка (а ведь он – один из самых дорогих и близких человечков!) слушать лучше не окружающих, а своё сердце. Ведь только вы (а не соседи, друзья или знакомые) знаете, сколько не только трудностей, но и радостей приносит вам ваш малыш…


Чувство вины – ещё одна трудность, характерная для родителей ребёнка с ОВЗ. «Я виноват(а) в том, что у меня ребёнок не такой, как все… », «Если бы раньше знать, тогда можно было бы…», «Наверное, мы что-то сделали не так…» - эти и подобные мысли очень часто возникают у мам и пап. Здесь хочется сказать, что на самом деле никто, ни один родитель, будь он хоть сто раз прекрасен во всех отношениях, не застрахован от появления в семье «особого» ребёнка. Потому что причины этому могут быть самыми разными, и в числе главных из них – физиологические, не зависящие от желания человека. И даже если вы действительно в чём-то виноваты, ситуацию вспять вы всё равно не повернёте. А это значит – стоит отбросить чувство вины, тем более, что именно оно «в ответе» за то, что многие дети с особенностями в развитии вырастают совершенно неприспособленными к жизни и ориентированными только на потребительское отношение ко всем и всему.


Спросите – как такое может произойти? Да всё очень просто: когда мама или папа, «жалея» ребёнка, подсознательно или сознательно желая «искупить перед ним свою вину» за то, что он не такой, как все, делают за него то или иное дело (вместо того, чтобы научить его самого справляться с ним), «ограждают» от всевозможных трудностей – они воспитывают совершенно несамостоятельного человека, который просто не сможет обойтись без посторонней помощи, даже когда станет взрослым. А ведь родители, к сожалению, не вечны, и рано или поздно ребёнок останется без их поддержки, вынужден будет жить самостоятельно. Каково ему будет, если его никто ничему не научил? Такой пример: 12-летнийребёнок, имеющий ДЦП, не может даже застегнуть пуговицы на одежде, т.к. мама до сих пор делает это за него, оправдывая свои действия тем, что «у него не развита мелкая моторика». Вопрос «на засыпку»: разовьётся ли у него моторика, если мама будет продолжать всё делать за него сама? И как он будет застёгивать одежду, когда мамы рядом не будет?


Конечно, бывает так, что у ребёнка действительно очень серьёзные проблемы в развитии, и научить его можно лишь самым элементарным действиям (держать ложку, умываться, одеваться). Но совсем другое дело, когда ребёнок не умеет и не хочет делать то, что вполне ему по силам, лишь потому, что взрослые его «пожалели» и не научили этому. Так что важнейшая задача родителей ребёнка с ОВЗ – не «жалеть», а сделать всё, чтобы ребёнок во взрослой жизни мог обойтись без чьей-либо помощи, максимально был готов к самостоятельной жизни.


Иногда, правда, чувство вины и боязнь мнения окружающих приводят к тому, что родители ребёнка с проблемами в развитии не признают их наличия, отрицают, что с их сыном или дочерью не всё в порядке. Т.е. не обращают внимания на имеющиеся проблемы, даже если они – явные, надеясь, что «со временем всё само пройдёт». И получается, что ребёнок остаётся один на один со своими трудностями, «барахтается» в них, но выбраться из них не может. Конечно, посмотреть правде в глаза и честно признаться самому себе, что собственный ребёнок – не такой, как все, очень трудно, больно, а для многих – и стыдно. Но это – первый (и необходимый) шаг на пути помощи ребёнку. Только после этого вы сможете делать то, что можно и нужно для лечения, развития и обучения ребёнка. Я думаю, родителям детей с ОВЗ нужно помнить: не стыдно иметь «особого» ребёнка, стыдно отказывать ему в помощи. Потому что без вас он не справится.


Следующая проблема, с которой сталкиваются многие родители ребёнка с ОВЗ – чувство обречённости , неверие в то, что ситуацию можно если не исправить, то хотя бы улучшить. А это ведёт к тому, что родители прекращают всякие попытки помочь ребёнку или останавливаются лишь на том, чтобы состояние его не ухудшилось – «А какой в этом смысл? – говорят они, - Всё равно лучше вряд ли будет». Я считаю, что причина такого поведения взрослых – недостаток знаний об имеющихся у ребёнка нарушениях и способах их преодоления, и, конечно, недостаток веры в свои силы, в возможности медицинской, педагогической, психологической и иной реабилитации, в Бога. А ведь есть огромное множество примеров, когда «особые» дети вырастали удивительно талантливыми, обаятельными, умными людьми! Буквально вчера прочитала такой неожиданный факт о Томасе Эдисоне.


Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века".


Поэтому, дорогие мамы и папы, несмотря ни на что, верьте в лучшее и ни в коем случае не опускайте руки! Делайте не только то, что нужно и что можно, но и то, что сверх этого! Ведь этот ребёнок, каким бы он ни был – ваш, и вы горячо его любите таким, как есть. И если он не станет великим, талантливым, если он всегда будет отличаться от других – меньше любить вы его из-за этого не станете. Потому что всё равно он – уникальный.


Педагог-психолог территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии г. Красноуфимска Е.М. Белоусова