Что такое мужество определение. Мужество мужественный человек

Этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М.… … Философская энциклопедия

МУЖЕСТВО, мужества, мн. нет, ср. (книжн.). Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. || Душевная стойкость и смелость. «В ней (революционной песне) звучало железное мужество.» Максим Горький. Иметь мужество… … Толковый словарь Ушакова

См. храбрость... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мужество смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм,… … Словарь синонимов

- (1) 1. Храбрость, отвага, доблесть: Истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ. 5. Радуя ся въ уности добродѣтели искусъ приятова, Еустафие, дѣти лишенъ бывая и съвьрьстьница твоея пленение престрада тьрьпѣньно, поносивъ… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

- (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутр. силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах (2Кор 12:10; Евр 12:3; Иак 5:13); в негативном значении способность быстро поддаваться гневу… … Библейская энциклопедия Брокгауза

МУЖЕСТВО, а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и стойкость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

См. Храбрость (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

мужество - качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для… … Большая психологическая энциклопедия

Не следует путать с мужественностью. Сандро Боттичелли, Fortitudo (мужество) Мужество одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способн … Википедия

мужество - беспредельное мужество беспримерное мужество большое мужество величайшее мужество исключительное мужество настоящее мужество немалое мужество необыкновенное мужество непоколебимое мужество несгибаемое мужество огромное… … Словарь русской идиоматики

Одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было… … Русская история

Книги

  • Мужество , Вера Кетлинская. Прижизненное издание. Москва, 1957 год. Государственное издательство художественной литературы ГОСЛИТИЗДАТ. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В центре романа «Мужество» советской…

Что такое Мужество? Значение и толкование слова muzhestvo, определение термина

1) Мужество - Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

2) Мужество - - 1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

3) Мужество - - этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество ». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда - представление о нем как мужской добродетели (соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. М. этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий (напр., в идеальном гос-ве Платона М. - специфическая добродетель стражей). С переходом от греч. античности к рим. термин «М.» (лат. - virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. М. ценится также мещанской моралью, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стали важнейшими выражениями и результатами сдвига в общественных нравах, в ходе которого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф. Ницше). В филос. этике Нового времени М. низводится до второстепенной темы. Т. Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б. Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И. Кант определяет понятие М. как способность «отваживаться на то, что велит долг », считая, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх насмешки, глумления). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что для ненасильственной борьбы нужно во много раз больше М., чем для насильственней. Углубление смысловых акцентов и расширительное понимание М. как «М. быть» в философии 20 в. типично прежде всего для экзистенциализма. О Цицерон. Об обязанностях. Кн. I // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Аристотель. Никомахова этика. Кн. III // Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4; Платон. Лахет// Диалоги. М., 1986; Оссовская М. Рыцарский этос // Рыцарь и буржуа. М., 1988; Тиляих П. Мужество быть // Избр. Теология культуры. М., 1995. А.А. Гусейнов

4) Мужество - - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Мужество

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

Этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество ». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда - представление о нем как мужской добродетели (соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. М. этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий (напр., в идеальном гос-ве Платона М. - специфическая добродетель стражей). С переходом от греч. античности к рим. термин «М.» (лат. - virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. М. ценится также мещанской моралью, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стали важнейшими выражениями и результатами сдвига в общественных нравах, в ходе которого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф. Ницше). В филос. этике Нового времени М. низводится до второстепенной темы. Т. Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б. Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И. Кант определяет понятие М. как способность «отваживаться на то, что велит долг », считая, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх насмешки, глумления). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что для ненасильственной борьбы нужно во много раз больше М., чем для насильственней. Углубление смысловых акцентов и расширительное понимание М. как «М. быть» в философии 20 в. типично прежде всего для экзистенциализма. О Цицерон. Об обязанностях. Кн. I // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Аристотель. Никомахова этика. Кн. III // Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4; Платон. Лахет// Диалоги. М., 1986; Оссовская М. Рыцарский этос // Рыцарь и буржуа. М., 1988; Тиляих П. Мужество быть // Избр. Теология культуры. М., 1995. А.А. Гусейнов

Моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Неделя осталась до дня 23 февраля дня защитника Отечества. Говоря и вспоминая эту тему, конечно на первом месте появляется ассоциации с людьми, которым как долг перед Родиной, Страной не просто слова, они своим трудом, поступками каждый день доказывают, прежде всего, себе и окружающим, что есть она Родина, Страна и Отчизна…

Думаю, на таких людях все и держится… Они являются основой, примером, результатами для тех, кто после них будут продолжать нести свою службу Родине, Стране, Отчизне…

Часто видно, что не всякий воин, одетый в военную одежду является настоящим воином. Настоящему воину не обязательно одевать военную форму или быть военным, он и без нее остается самим собой и будет верен своему долгу перед Отечеством, Родиной, страной в которой он родился, живет и работает, а может и находится в далеке от неё.

Если изучить истории великих воинов, которые оставили свой след своими подвигами, то можно в каждом увидеть не просто хорошего солдата, а еще и разносторонне развитого человека, который имеет свои достаточно серьезные убеждения, по отношению к своей Стране, Родине, Отечеству. У каждого конечно по своему они выражаются, однако они есть по степени ясности намного выше обычного человека. Самое важное он ясно видит свое будущее, будущее своей страны.

Настоящее мужество — разница между обычным и великим.

Ну, это немного о мышлении, а теперь…

Что отличает великих людей, так это сильные личностные качества, которые позволяют быстро принимать решения и действовать, именно действовать на основе своих ясных, четких, личных убеждений.

Говоря о личностных качествах воина, можно после недолгого поиска остановиться на таком качестве как мужество.

Под пониманием мужества объединяются много благородных качеств, таких как смелость, силу, не просто физическую силу, а еще и внутреннюю силу преодолевать боль, невзгоды, страх, смерть.

Аристотель писал про мужество, что оно единственный и самый достойный способ поведения в бою… Мужество поколения в поколение в разных странах считалось качеством воина или человека, который по воле обстоятельств не смотря на опасность, жертвуя собой, дорогим для себя выполняет свой долг, который он ясно осознает, понимает.

Настоящее Мужество воспитывается!!!

О мужестве личности говорилось, писалось очень много. Самое интересное и очень познавательное, так это то, что в каждом Сильном обществе в любую эпоху создавались условия, методики воспитания этого качества — МУЖЕСТВО!

Да именно создавались условия осознано воспитания мужества у будущих мужчин. В итоге, зрелый мужчина становился оплотом, образцом для подражания, центром внимания, примером.

Как показывает практика мужество невозможно развить в комфортных условиях. Нужны условия, в которых мужчина будет сопротивляться своим слабостям (как врожденным, так и приобретенным ), старым привычкам и несмотря, к примеру, на ранний подъем, холодное обливание, специальные подготовки изо дня в день становиться все сильнее, крепче, выносливее, учится с легкостью преодолевать страх и воспитывает в себе множество других качеств, которые входят в понятие мужество.

На мой взгляд, нужно понимать, что все это обучение идет, чуть отставая от воспитания такого чувства как любовь к своей Родине, Отчизне. Четкого и ясного понимания, что такое безопасность страны, что ее нужно создавать и поддерживать…

Настоящее мужество. Как найти методику воспитания…?

Участь в институте при подготовке к коллоквиумам по педагогике с удовольствием и интересом переписывал с «первоисточников» системы, методики воспитания детей в разных эпохах разных стран, которые на то время были одними из великих и сильных. Там очень серьезное и внимательно относились к мелочам в воспитании именно МУЖЕСТВЕННОГО Человека, защитника своего Отечества, Страны, Родины и ее интересов. Далее даже отслужив после, выполнив свой воинский долг, этот человек став свободным гражданином, понимает, что он в любом случае будет отстаивать интересы своей Страны, Родины…

Настоящее мужество это надолго…

Говорить о том, что эти страны были одними из самых сильных можно часами, а вот как там воспитывали? Говорим, изучаем и применяем мало… а главное создаем условия для воспитания настоящего мужества?

В наше время, работая в школе, начинаю видеть, что все это мало сходиться с общим понятием будущего мужчины по отношению воспитания мужественного Человека. Даже видение самого ученика расходятся с тем, что он каждый день делает, чему учиться, и как учится…

Ну и немного о предстоящем празднике, раз начал с этого вначале. Посмотрев, что объединяет настоящих воинов солдат – героев, которые с честью, прямо, открыто и без всякого там лишнего служат Отечеству сейчас в армии, служили и будут служить, это личностные качества, желание действовать на основе своих убеждений, которые сводятся в одно из свойств личности человека как мужество. Понятно все это воспитывается годами как самим человеком, так и его окружением: семья, школа, улица.

Многим как показывает практика один из распространенных вариантов воспитания, очень . Это уже без вопросов. Какой? Это уже имеет не очень большое значение, главное, постоянные и упорные тренировки воспитывают многие качества, которые относятся к такому понятию как МУЖЕСТВО.

Как Вы думаете может ли только спорт воспитать мужественного Человека?

Настоящее мужество примеров много и сегодня..

Вчера была дата 25 лет вывода наших войск из Афганистана. На мой взгляд люди, которые создали этот фильм, герои его, несомненно мужественные люди, которые имеют помимо МУЖЕСТВА еще ИМЕЮТ и твердое и ясное понимание своего предназначения в жизни как в гражданской, так и в военной. Ответственно относятся к своей истории, к Стране, Отчизне, которой они служили и служат до сих пор всеми возможными способами.

И что же делать? Как сделать так, чтобы помимо теоретического объема знаний, убеждений вложить в будущего человека еще и такое качество как мужество, которое воспитывается не только по книжкам?

В наше время нередко можно слышать про мужество. При том иногда таким качеством наделяют даже представительниц прекрасного пола. У каждого из нас будет свое мнение относительно того, правильно это или нет. Что такое мужество, как выглядит мужественный мужчина предлагаем узнать сейчас.

Мужество - что это?

Принято считать, что обладающий таким качеством характера человек действительно сильный и волевой. Мужество – это одна из положительных черт каждого , проявляющаяся в готовности прийти на помощь не только себе и своим близким, а и даже посторонним людям. Такое благородное качество характера может проявляться в любой сфере жизни:

  • в коллективе;
  • на работе;
  • в общественной жизни;
  • на войне.

В чем проявляется мужество? У каждого из нас свое понимание того, какой поступок можно считать мужским. Однако большинство мужчин и женщин склоняются к тому, что мужественный поступок проявляется в смелости и готовности пожертвовать собственной жизнью для блага других людей. Примером такого поступка может быть спасение человека во время пожара или же какого-либо стихийного бедствия. Хотя для кого-то такое проявление храбрости может показаться нормальным человеческим шагом, то для других это действительно достойный уважения подвиг.

Для чего нужно мужество?

Кто-то хорошо живет без этого , а для кого-то это уже стало жизненным принципом. Такие мужественные люди встречаются везде:

  1. Во время стихийного бедствия. Иногда можно наблюдать, когда не очень физически сильные, но действительно храбрые люди спасают тех, кто оказался в беде.
  2. На войне. Даже здесь можно различить сильных смелых людей и трусов, которые готовы предать друга в трудную минуту.
  3. В повседневной жизни. Порой случается так, что человеку угрожает опасность, но только единицы могут прийти на помощь и помочь пострадавшему. Таких смелых людей вполне заслуженно можно назвать мужественными.

Какое бывает мужество?

Выделяют такие виды мужества:

  1. Психологическое – способность человека увидеть себя не таким каким он есть на самом деле, признавая свои достоинства и недостатки. Такое мужество человека позволяет очертить стратегию своего развития и жизни.
  2. Гражданское – способность защитить себя, а также собственные права в обществе, на работе, в коллективе. Такие люди не боятся казаться не такими как все и отстаивать собственные права.
  3. Боевое или инстинктивное – готовность человека вступить в драку. Это, прежде всего, психологическая способность. Такое мужество может быть врожденным, но часто корректируется при воспитании. Здесь многое зависит от родителей и всех тех людей, которые принимают участие в .

Как стать мужественным?

Бывает и так, что человек не обладает такими качествами характера, но у него есть желание узнать что такое мужество, став храбрее и смелее. Можно развить в себе такие черты и стать действительно сильной и волевой личностью. Для этого необходимо:

  1. Повысить самооценку. Понятно, что неуверенный в себе человек вряд ли сможет кого-то защитить и доказать окружающим, что он мужественный человек.
  2. Обучиться боевым искусствам. Особенно это будет актуально для мальчиков. Так если ребенок с ранних лет будет расти сильным и сумеет постоять за себя, то для него не будет проблемой защитить других.
  3. Научиться быть неравнодушным к окружающим и происходящему вокруг. Такие люди не могут оставаться позади, если кто-то оказался в беде.

Мужество в наше время

Встретить человека, который действительно готов прийти на помощь тому, кто в беде, можно и сейчас. Проявляется мужество в наши дни не только во время военных действий, а и в повседневной жизни. Мужественный человек никто не откажет, если его попросят про помощь. При том порой такие люди помогают окружающим без просьбы, а просто видя такую необходимость.

Каждый из нас может назвать массу примеров того, как не обладающий особой физической силой человек спасает ребенка во время пожара или же защищает пострадавшего на улице. Помимо того, мужественные поступки очень часто можно наблюдать на войне, когда человек способен доказать, что он готов ценой собственной жизни защитить другого. Мужество – это качество характера человека, который ежедневно преодолевает сложности в жизни для блага своих близких.

Что такое мужество в православии?

Положительно говорит про такие качества как мужество и благородство православие. Под такими качествами религия понимает жертвенность, способность человека прийти на помощь в трудную минуту. При этом под данными терминами понимают не дерзость и не лихость. Так мужественным можно назвать человека, готового жертвовать многим для своей семьи. Когда человек готов прийти на помощь тем, кто оказался в беде, его тоже можно назвать мужественным и даже героем. Под мужеством православие понимает благодетель, которая заключается в проявлении любви к окружающим.

Мужество – одно из волевых и моральных качеств, включающее в себя самообладание, смелость, терпеливость, стойкость и способность дерзать.

В античные времена мужество считалось одной из четырех основных, фундаментальных добродетелей.

Под этой чертой подразумевался не только бравый характер, но и умение владеть собой в трудных ситуациях.

Виды мужества и их особенности

Мужественный – не значит совершенно бесстрашный: ничего не боится только глупец.

Волевой человек должен быть наделен мудростью, спокойствием духа, рациональной предусмотрительностью и достоинством. Нравственная сила помогает индивиду преодолеть самый жуткий страх и начать действовать вопреки ему.

Формы, в которых проявляется мужество, бывают самыми разными:

1. Готовность противодействовать внешним вражеским силам, желание бороться с противником, невзирая на его численный перевес и силу.

2. Мужественно (то есть – стойко, терпеливо) можно переносить боль, страдания, утрату, нищету, болезнь.

3. Церковь полагает мужество важной составляющей веры.

4. Способность отречься от своих интересов ради блага многих . Человек, ухаживающий за родственником-инвалидом, обладает несомненным мужеством.

5. Определенное мужество требуется детям, чтобы переносить унижения и едкие шутки в школе. Взрослым – чтобы справляться с враждебным настроем окружения.

Мужественный человек не станет разводить панику в опасной и страшной ситуации: вместо криков и заламывания рук, он будет трезво мыслить и действовать.

История мужества: от чести к самопожертвованию

Во все временя мужество как добродетель было тесно связано с классом стражей, воинов и рыцарей. Проводилась явная параллель между этой чертой и понятиями чести, достоинства, крепости духа и нравственной твердости.

Разумеется, героическое качество было присуще лишь сильному полу и неоднократно демонстрировалось (читайте – отстаивалось) на турнирах, соревнованиях и поединках.

Американский оратор и военный Роберт Ингерсолл полагал, что для мужества самым суровым испытанием является поражение.

Если человек после того, как упадет на дно и познает самое сильное унижение, не потеряет своего достоинства – его можно считать по праву мужественным.

Аристотель утверждал, что мужество выражается в готовности рискнуть своей жизнью (и даже добровольно отдать ее) ради совершения добра. При этом герой не должен страшиться смерти и обязан верить в силу добродетели.

Именно с древнегреческого философа пошла ассоциация мужественности с доблестным поведением во время боя и исключительно с сильным полом.

Современные рыцари: мужчины и женщины

Ницше считал, что в новейшее время, когда обществом завладели промышленные ценности, а аристократические порывы ушли на второй план.

Понимание мужества «побледнело», его значимость нивелировалась. Нравственная стойкость стала необязательной для большинства граждан.

Некоторые философы даже стали считать это качество лишним и «вредным для жизни»: ведь страх смерти как нельзя лучше способствует поиску компромиссов с вражескими странами и, в итоге, ведет к перемирию.

Но Ницше до последнего надеялся, что со временем этический смысл мужества возродится.

Сегодня, несмотря на «брутальный» корень слова, мужественной может считаться и дама, и никаких языковых противоречий филологи не отмечают.

Да и незачем: достаточно вспомнить, какой силой характера во времена войны обладали медсестры и сотрудницы госпиталей. С каким самоотверженным старанием они выхаживали раненых и вытаскивали тех из-под обстрела.

Представьте, с какой смелостью жены уезжали вслед за сосланными в Сибирь неугодными государству мужьями. С какой гордостью и честью переносили они невзгоды военного времени, голод и бедноту.

Возможно, для современного мира это и есть демонстрация мужества в его первоначальном, добродетельном смысле?