Что такое разноспрягаемые глаголы: полный список

В нередко встречаются исключения из правил. Эти слова сохраняют историческое написание. Разноспрягаемые как раз такие исключения. Уметь находить тип спряжения нужно, чтобы понять, что за буква пишется в безударных окончаниях (И либо Е).

Вконтакте

Ищем глагол в тексте

Такая часть речи называет действие или состояние предмета. Чтобы найти глагол в тексте, следует запомнить, на какие вопросы он отвечает . Вопрос зависит от формы, в которой стоит слово:

  • : что делать? что сделать? (читать, прочитать);
  • настоящее время: что делаю (-ем)? (смотрю, смотрим); что делаешь (-ете)? (берешь, берете); что делает (-ют)? (гуляет, гуляют);
  • прошедшее время : что делал (-а, -о)? (берег, берегла, берегло);
  • будущее время: что сделаю/сделаем? (заберу, заберем, буду/будем забирать); что сделаешь/сделаете? (позвоню, позвоните, будешь/будете звонить); что сделает/сделают? (уберет, уберут, будет/будут убирать);
  • сослагательное : что делал (-а, -о) бы? (думал бы, думала бы, думало бы);
  • повелительное наклонение: что делай? (плыви, крути).

Обратите внимание! Часть речи, обозначающая действие, в предложении является не только сказуемым. Она может выполнять разные функции.

Чем еще бывает в предложении:

  1. Подлежащем: читать – значит быть образованным человеком.
  2. Дополнением: друг попросил (о чем?) закрыть дверь.
  3. Определением: его попыткам (каким?) помочь я не доверял.
  4. Обстоятельством: начальник пришел (зачем?) проверить работу.

Как образуются

Чтобы получить новое слово, нужно к основе присоединить словообразовательные морфемы (части слов). Это , суффиксы и постфиксы. Они добавляют новое лексическое значение, а приставки еще и меняют вид с несовершенного на совершенный. Морфемы могут присоединяться по одной, а могут по две или по три.

Образуются глаголы несколькими способами:

  • приставочным: бросать – на бросать, лететь – при лететь, держать – за держать;
  • суффиксальным: хитрый – хитри ть, закрыть – закрыва ть, красный – красне ть;
  • постфиксальным: подпереть – подпереться , кусать – кусаться, волновать – волноваться ;
  • приставочно-суффиксальным: толстый – рас толсте ть, соль – по соли ть, ветер – про ветри ть;
  • приставочно-постфиксальным: пить – на питься , гулять – вы гуляться ;
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный: земля – при земли ться , смелый – о смели ться .

Что такое спряжение

Спряжением глагола называют его изменение по числам и лицам (я ворчу – мы ворчим, ты ворчишь – вы ворчите, он ворчит – они ворчат). Такое возможно только в двух временах: будущем и настоящем. Только в них есть категория лица. В прошедшем же времени выделяют только род и число – заканчиваться слова будут одинаково.

Чтобы узнать, какая гласная пишется, смотрим, куда падает ударение. Когда в слове окончание ударное, то тип изменения определить легко – смотрим в таблице или запоминаем. Если безударное, тогда следует посмотреть, какой инфинитив . Поставим слово в начальную форму (растаем – растаять ) и смотрим, какая буква стоит перед суффиксом -ть :

Обратите внимание! Если образовать слово с помощью приставки или постфикса, вид спряжения не изменится: писать – записать – записаться – все I спр.; верить – проверить – довериться – все II спр.

Что такое разноспрягаемые глаголы

Глагольные формы строго следуют своей модели изменения. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Полный список этих исключений – 2 слова: «бежать» и «хотеть». Их считают разноспрягаемыми . Это значит, что в личных формах они имеют окончания обоих типов.

Глагол бежать

Рассмотрим на примере, почему он разноспрягаемый. Изменим по лицам и числам:

В форме 3 лица множественного числа окончание I-го спряжения -ут , в остальных случаях – II-го.

Хотеть

примеры разноспрягаемых глаголов

Теперь изменим разноспрягаемое слово «хотеть» и увидим, почему оно так называется:

В единственном числе мы видим окончания I-го спр. (с буквой Е), а во множественном – II-го (с буквой И).

Разноспрягаемые глаголы

Разноспряга́емые глаго́лы

Глаголы, личные формы которых используют окончания 1-го и 2-го спряжения. Эти немногочисленные глаголы (хотеть, бежать и их производные) доставляют определённые трудности говорящим: хочет (не хотит!), хотим (не хочем!), бежим (не бегим!). Особые формы спряжения у глаголов есть, дать и их производных.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "разноспрягаемые глаголы" в других словарях:

    Глаголы, образующие одни формы по первому спряжению, а другие по второму. Бежать, хотеть … Словарь лингвистических терминов

    разноспрягаемые глаголы - Глаголы, в составе окончаний которых могут быть буквы е и и, в связи с чем одни личные формы образуются по I спр., другие – по II спр.: хотеть, бежать, чтить, а также производные от них: захотеть, побежать, сбежать, убежать, почтить и т.п …

    О глаголе как части речи в языках мира см. статью «Глагол». В современном русском языке начальной (словарной) формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой (по старой терминологии неопределенным наклонением) глагола.… … Википедия

    Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

    Спряжение - (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

    спряжение глагола - 1) В широком значении: изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, по родам в прошедшем времени и сослагательном наклонении; 2) в узком значении: изменение глагола по лицам и числам. В современной русистике выделяются: 1) первое… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ, ая, ое: разноспрягаемые глаголы в грамматике: глаголы, в своей парадигме совмещающие формы двух разных спряжений, напр. хотеть, чтить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Современная энциклопедия

    1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

    1) словоизменение личных форм глагола по лицам и числам, даёт основание для именования форм спрягаемыми. 2) Класс глаголов по формальным признакам – окончаниям и тематическим гласным; 1 е и 2 е спряжения глаголов различаются в формах… … Литературная энциклопедия

Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть .

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Орфографическая пятиминутка.

Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.

Слова, какой части речи мы записали?

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?

В каком времени спрягаются глаголы?

III. Введение в тему урока.

А сейчас внимательно послушайте стихотворение:

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть .
– Предположите, какая будет тема урока.

Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.

Есть, писать, говорить.

Я ем пишу говорю

Ты ешь пиш ешь говор ишь

Он ест пиш ет говор ит

Мы ед им пиш ем говор им

Вы ед ите пиш ите говор ите

Они ед ят пиш ут говор ят

Что мы сделали с глаголами?

Что нужно знать для определения спряжения?

IV. Актуализация изученного.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.

е, а,т (я,т) – I

и, у,т (ю,т) – II

ЛИЧНОЕ

Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)

I спр. II спр.

Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)

Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.

V. Постановка проблемного вопроса урока.

Упр. 579 – введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

Выделите корни в слове разноспрягаемые.

О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

Чтение правила.

VI. Открытие новых знаний.

Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

Как вы поняли, что такое производные глаголы?

Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)

ЛИЧНОЕ

И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)

I + II спр.

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.

(почему глагол работал остался вне столбиков?)

Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения – вы садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете.

Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.

Упр. 581 – развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой

А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

VIII. Итог урока.

Назовите ключевые слова урока.

Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов – … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений – I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

Что узнали на уроке?

Что научились делать?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?

IX. Домашнее задание.

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).

2. Упр. 582

В этой статье мы перечислим , а также объясним, почему они так называются .
Разноспрягаемые глаголы - это глаголы, которые спрягаясь по лицам, имеют окончания, как первого, так и второго спряжения. Поэтому они и называются разноспрягаемые.
Напомним, что к первому спряжению относят глаголы, неопределенная форма которых, как правило, заканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть. Ко второму спряжению глаголы, оканчивающиеся на –ить. Конечно, есть много глаголов исключений.
Отдельная группа - разноспрягаемые глаголы. Перечислим их.
К разноспрягаемым глаголам относятся основных 2 глагола: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Также сюда относятся их производные: прибежать, захотеть, убежать, перехотеть и т.д.. Чтобы показать наглядно их свойства, проспрягаем их по лицам.
Глагол – хотеть :
я хочу
ты хочешь
он хочет
Как мы видим, они имеют окончания первого спряжения. НО спрягаем дальше
мы хотим
вы хотите
они хотят
В этом формах глагол идет с окончаниями второго спряжениями.

Проспрягаем глагол бежать.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
Казалось бы, все формы имеют окончания второго спряжения.
Но, в 3-м лице множественного числа:
они бегут - окончание I спряжения.

Есть также глаголы, которые часто путают с разноспрягаемыми. Это глаголы с особой нехарактерной формой образования окончаний: дать, есть, создать и производные от них: съесть, отдать и т.п.
Для примера проспрягаем глагол дать.
Я дам
Ты дашь
Он даст
Мы дадим
Вы дадите
Они дадут
Этот и другие глаголы не разноспрягаемые, хотя и имеют отличные от других окончания при спряжении.

Также путают глаголы, имеющие формы на выбор.
Например: чтить > они чтут / чтят , сыпать > они сыплют /сыплят , трепать > они трепят /треплют и другие….Это тоже не

Особых проблем с написанием разноспрягаемых глаголов не возникает. Все формы создаются правильно на уровне интуиции. Иногда вместо хотим, поспешно употребляют – хочем, что, конечно же, неверно.
Запомнить разноспрягаемые глаголы можно достаточно просто, поскольку их всего два.
В зависимости от того, как работает ваша память, можно:
1. Составить ассоциацию. Хотеть бежать – полезно для здоровья.
2. Запомнить в стихах.
Бежать, хотеть, мы будем по-особому спрягать
Разноспрягаемы они, и это надо знать!
3. Нарисовать образ. Например бегуна, который хочет бежать.

После такого подробного разъяснения вопросов по разноспрягаемым глаголам остаться не должно. Желаем вам запомнить это надолго. Если у вас остались какие то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

tradingbanks отзывы (http://www.moidagestan.ru/news/politics/51984) - вы можете почитать на сайте moidagestan.ru .