Деньги для марии анализ. Разговор с попутчиками. Кузьма решает отправиться к своему брату

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился по стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы. Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука. Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно. Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать. Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра; повернешься одним боком, холодно другому. Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой.

Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Автобус снова трогается. Шофер, молодой еще парень, оглядывается через плечо на пассажиров и лезет в карман за папиросой. Кузьма обрадованно спохватывается: он совсем забыл про папиросы. Через минуту по автобусу плывет синий клочковатый дым.

Опять деревня. Шофер останавливает автобус возле столовой и поднимается.

– Перерыв, – говорит он. – Кто будет завтракать, пойдемте, а то еще ехать да ехать.

Кузьме есть не хочется, и он выходит, чтобы размяться. Рядом со столовой магазин, точно такой же, как и у них в деревне. Кузьма поднимается на высокое крыльцо, открывает дверь. Все так же, как и у них: в одной стороне – продовольственные, в другой – промтовары. У прилавка о чем-то болтают три женщины, продавщица, скрестив руки на груди, лениво их слушает. Она моложе Марии, и у нее, видно, все хорошо: она спокойна.

Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму.

Кузьма хорошо знает, что ветер поднялся только сегодня и что еще ночью, когда он вставал, было спокойно, и все-таки не может отделаться от чувства, что ветер дует давно, все эти дни.

Пять дней назад пришел мужик лет сорока или чуть побольше, с виду не городской и не деревенский, в светлом плаще, в кирзовых сапогах и в кепке. Марии дома не было. Мужик наказал, чтобы завтра она не открывала магазин, он приехал делать учет.

На следующий день началась ревизия. В обед, когда Кузьма заглянул в магазин, там стоял полный тарарам. Все банки, коробки и пачки Мария и ревизор вытаскивали на прилавок, по десять раз считали их и пересчитывали, сюда же принесли из склада большие весы и наваливали на них мешки с сахаром, с солью и крупой, собирали ножом с оберточной бумаги масло, гремели пустыми бутылками, перетаскивая их из одного угла в другой, выковыривали из ящика остатки слипшихся леденцов. Ревизор с карандашом за ухом бойко бегал между горами банок и ящиков, вслух их считал, почти не глядя, перебирал чуть ли не всеми пятью пальцами на счетах костяшки, называл какие-то цифры и, чтобы записать их, встряхивая головой, ловко ронял себе в руку карандаш. Видно было, что дело свое он знает хорошо.

Советское время. Начало денежной реформы. Выявляется большая недостача, во время ревизии в одном магазине. Продавщицу могут заключить в тюрьму. Ее супруг обращается за помощью к односельчанам.

Поздней ночью, Кузьма отправляется к брату, но не верит, что тот сможет одолжить денег. Родственники давно стали чужими друг для друга. Во время поездки мужчина припоминает с чего все началось.

Несколько дней назад в деревню приехал мужчина, что бы провести ревизию в магазине, где продавщицей была Мария. В течение года ревизия не проводилась. Что бы спасти девушку и мать четверых детей от наказания, в виде уголовного срока, ревизор предлагает внести не достающие тысячу рублей, пока будут проверяться другие магазины. Такую огромную сумму, паре нужно найти в течение пяти дней.

Многим стало жалко семью. Председатель пообещал выдать ссуду, но только в конце года. Это не много дало надежды Марии. Девушка оставалась расстроенной, а муж всячески пытался поддержать ее. Денег у них не было и продавать было не чего. Кузьма вспоминает про своего богатого брата и покупает билет на поезд. Ожидая свой поезд мужчина с горем вспоминает, как унижался и просил денег у людей. Первым делом он обратился к зажиточному директору школы, который держал свои денежные средства в банке. Он согласился занять не большую сумму, говоря, что все должны помогать друг другу.

На пироне дует холодный ветер. Мужчина понимает, что все взаимосвязано. Соседом, во время поездки, Кузьмина является Геннадий Иванович-директор радиостанции. Он с презрением относится к жителям села, считая, что у них больше привилегий, чем у городских людей. Мужчине не хочется слушать подобный разговор, но он с терпением дожидается, когда второй сосед переведет тему, на более пристойную. Мужчины начинают играть в преферанс, но Кузьма не знает правил этой игры. Он меняется местами с человеком из другого вагона.

Злополучный магазин, считался проклятым. У многих работников была недостача. Последнюю продавщицу, и вовсе, посадили. Мария стала заменять беременную женщину. Семье жилось туго. Последний ребенок появился на свет очень слабеньким. Жена постоянно болела, ей запретили выполнять тяжелую работу. Вначале все шло хорошо. Девушка, из-за своего доброго нрава, давала продукты в займы, а закупку товара доверяла чужим людям. Это и подвело ее. Она верила, что супруг поможет ей, но послушав разговоры соседок, потеряла надежду.

Новыми соседями Кузьмы стали взрослая пара и пьяный молодой человек. Мужчина засыпает, но даже во сне ему видеться, как он собирает деньги для жены.

Деньги у семьи водились, но их всегда не хватало. Опять начались воспоминания.

Однажды, ночью Кузьмин с товарищем по имени Василий, решили отправиться к скупой Степаниде. Она была любительницей выпить и мужчины решили напоить ее, дабы удобрить. Все оказалось бессмысленно. Она осталась такой же вредной. Друг мужчины был давно разведен. Он предвзято относился к женскому полу и считал, что его попутчик изменял своей жене. Кузьма признается, что совершил такой проступок один раз, после чего Мария хотела уйти от него. Ему удалось отговорить ее остаться. Подобного больше не повторялось.

Поезд приближался к городу. Вся деревня пыталась помочь несчастной семье. Многие по просьбе председателя отказались от месячного оклада. Сонного мужчину будет парень. Выйдя в тамбур он жалуется на свою жизнь. Его бросила девушка, забрав маленького ребенка. Кузьма предполагает, что она нашла другого, на что молодой человек злится.

Мужчине предлагают не собирать деньги, а просто сделать свою женщину опять беременной.

Наконец Кузьма приезжает. Он сходит с поезда и понимает, что ветер стих, значит быть добру. Найдя дом брата, мужчина жмет на звонок.

Картинка или рисунок Деньги для Марии

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Главный инженер

    Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку

  • Краткое содержание Шекспир Кориолан

    Пьеса повествует о жизни римского народа, который голодает в то время, когда аристократия продолжает набивать карманы. Под воздействием тяжелых времен зреет восстание, и тогда полководец Кай Марций, выступая за интересы горожан

  • Краткое содержание Бродяги Севера Кервуд

    Медвежонок Неева остается без матери. Медведицу убил охотник Чэллонер, и забрал ее детеныша себе. У охотника дома жил щенок, по кличке Микки. Он был небольшим и забавным. Щенок пытался подружиться с медвежонком

  • Краткое содержание Матренин двор кратко и по главам (Солженицын)

    1959 год. Александр Солженицын пишет рассказ «Матренин двор», который опубликуют лишь в 1963 году. Суть сюжета текста произведения в том, что – Матрена, главная героиня живет как все в то время. Она одна

  • Краткое содержание Тынянов Восковая персона

    События романа происходят в петровскую эпоху, а герой сам Петр Великий. Вот только это конец блестящей эпохи, самодержец здесь уже болен и немощен. Страдает Петр не столько от болезни, но из-за ощущения незаконченности своего царского дела

В 1967 году была написана повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание этого произведения мы предлагаем вашему вниманию. Автором повести является Валентин Распутин. Фото автора представлено ниже.

Его перу принадлежат такие произведения, как "Живи и помни", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Уроки французского", а также интересующая нас повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание ее начинается следующими событиями.

Кузьма решил ехать за помощью к своему брату еще ночью. Но в глубине души он сомневался в том, что тот будет ему помогать: они стали чужими людьми уже давно. Трясясь в автобусе, Кузьма вспоминает события, с которых все началось.

Ревизия в магазине

В их деревню 5 дней назад явился мужик лет 40 для того, чтобы провести в магазине ревизию. Единственной продавщицей этого магазина Кузьмы, Мария. Целый год не было ревизии. За это время образовалась недостача в размере 1000 рублей. Мария могла сесть за это в тюрьму. Однако ревизор пообещал это дело замять, пожалев четверых ее ребятишек. Но для этого нужно было внести недостачу, пока он отправится проверять другие магазины. Марии предстояло за 5 дней найти сумму, которую ни она, ни Кузьма в руках никогда не держали.

Кузьма решает отправиться к своему брату

Про ее несчастье на другой день знала уже вся деревня. Войдя в положение Марии, председатель пообещал выделить женщине ссуду, но только в конце отчетного года. Данное им обещание несколько поддержало Кузьму, но жена его не могла оправиться от шока. Успокоив ее немного, Кузьма стал прикидывать: у них не было денежных сбережений, продать также было нечего. Следовательно, необходимо будет занимать. Кузьма вспомнил сразу же о своем зажиточном брате и решил отправиться через несколько дней к нему на поезде. Плацкартных мест не было, и он вынужден был ехать в мягком вагоне.

Посещение директора школы

Кузьма, дожидаясь прибытия поезда, вспоминает о том, как ходил по домам в деревне, клянчил деньги, унижался. Он направился в первую очередь к наиболее зажиточному односельчанину, Евгению Николаевичу, директору школу. Краткое содержание повести "Деньги для Марии" позволяет лишь в основных чертах описать этот визит. У Евгения Николаевича было свое хозяйство, больших расходов не было, поэтому директор с женой складывали на сберкнижку свои зарплаты. Узнав о том, что Кузьма пришел первым делом к нему, Евгений Николаевич пообещал помочь, подчеркнув при этом несколько раз, что люди бывают разные, могут и не отдать.

Разговор с попутчиками

Ветер гуляет по перрону, и Кузьма никак не может выбросить из головы мысль о том, что он дует не зря. Он присоединяется в поезде к другим пассажирам мягкого купе. Геннадий Иванович, директор радиостанции, его попутчик, относится с презрением и даже с некоторой завистью к "колхозникам": у сельских жителей чересчур много привилегий и льгот по сравнению с городскими. Этот разговор Кузьме не по душе. Но ему приходится терпеть, пока полковник, еще один попутчик, не переводит его на преферанс. 4 игрока требуется для этой Кузьма не умеет, поэтому его просят поменяться местами с другим пассажиром, едущим в купейном вагоне. Кузьме все равно, ему лишь бы доехать, поэтому он соглашается.

Кузьма вспоминает, как его жена стала работать в магазине

Кузьма вспоминает, что магазин, в котором работала его жена, "был как проклятый". Из-за него пострадало множество людей. Почти у каждого из работавших здесь продавцов обнаруживалась недостача. После того как последнюю продавщицу посадили, магазин 3 месяца был закрыт. В конце концов Надя Воронцова, в то время беременная третьим ребенком, после родов согласилась взять его на себя. Марии предложили заменить ее на несколько месяцев, до того как родится ребенок.

Семье Кузьмы в то время туго жилось. Последний родившийся малыш оказался слабым, жена часто болела. Врачи не советовали Марии делать тяжелую работу. Именно поэтому она и пошла в продавщицы, а затем осталась работать. Справлялась Мария неплохо, но из-за доброты отпускала в долг товары, за которыми ездила не сама - посылала других. Она пострадала из-за этого. Сначала Мария верила в то, что ее спасет Кузьма. Однако, послушав причитания своих соседок, перестала верить.

Сон Кузьмы

В купе, где теперь ехал Кузьма, находился сильно выпивший парень и пожилая чета. Пережившие войну старики друг к другу относятся с большой нежностью. Кузьма погружается в сон и видит, что он собирает для Марии деньги. Этот сон приходит к нему уже не в первый раз. Кузьма, проснувшись, не может больше заснуть и пускается вновь в свои воспоминания. Ими продолжается повесть "Деньги для Марии", краткое содержание которой нас интересует. Ниже - фото ее автора.

Сомнения в том, что брат поможет

Директор дал ему 100 рублей. Кузьма вечером пошел к Василию, своему Однако тот не предложил денег, хотя и знал о несчастье, произошедшем в семье Кузьмы. Тогда он подумал о брате. Мария 3 года назад ездила лечиться в город, а пожить остановилась у Алексея. Супруга его тогда решила, что у чужих жить лучше. Односельчанин Кузьмы также ездил в город. Он заходил к его брату, однако тот даже не пригласил его к столу. Но главный герой тем не менее заставлял себя верить в то, что брат поможет ему. Мария считала, что он не даст денег, да и сам Кузьма начинал сомневаться.

Кузьма навещает Степаниду

Главный герой просто относился к деньгам: если они есть, хорошо, если нет, то и не надо. Семья его не голодала, однако средств часто не хватало. Кузьма не понимал, как можно собирать деньги. А теперь ему пришлось это делать.

Василий пришел к нему, когда стемнело. Друзья вместе отправились к Степаниде, торгующей самогонкой. Это была скупая женщина. Все знали, что у нее много денег. Друзья решили подпоить ее, чтобы та стала добрее. Но план этот не удался: Степанида, опьянев, скупой быть не перестала.

Разговор о супружеских изменах

Недавно разошедшийся с женой попутчик Кузьмы к женщинам относится цинично. Он уверен в том, то старик изменил своей жене хотя бы раз. Он спрашивает и Кузьму, изменял ли тот своей супруге. Тот признается, что один раз это было, когда Кузьма встретился со своей первой женщиной. Узнав об этом, Мария хотела уйти. Но супруг уговорил ее вернуться и больше не изменял. Кузьма верит старикам. У него в селе тоже встречаются такие однолюбы. Тем временем поезд приближался к городу.

Помощь председателя

Кособокий дед Гордей на второй день, утром, принес 15 рублей, выпрошенные им у сына. Затем Василий отвел главного героя к своей матери, которая была тяжело больна. Та отдала ему деньги, которые собрала "на смерть", однако попросила вернуть побыстрей, так как смерть не ждет. Жена Кузьмы перестала плакать. Она ходила по дому, будто неживая. Даже дети, глядя на нее, притихли. Невмоготу было находиться дома, поэтому Кузьма пошел к председателю в контору. Он вспомнил события 1947 года, когда председателя в самую страду посадили. Тогда не было бензина, осыпались хлеба. Он купил с баржи краденое топливо. В 1954 году председателя выпустили, после амнистии. Местные жители добивались того, чтобы его вновь назначили на свой прежний пост, но произошло это лишь 5 лет назад.

Председатель, велев обождать, собрал специалистов из колхоза и предложил им отказаться от своего оклада в пользу Кузьмы. Они согласились, так как никто не хотел показаться скупым. Так подошел к концу второй день.

Мы узнали, как провел его Кузьма, главный герой интересующей нас повести. Познакомит с дальнейшими событиями произведения "Деньги для Марии" краткое содержание. "Литра", "Брифли", наш сайт и другие ресурсы знакомят читателей с сюжетами произведений, изучать которые, конечно, лучше по оригиналам. Однако в современном ритме жизни это не всегда удается. А познакомиться с ними все же хочется. Для этого и нужны краткие содержания.

Попутчик рассказывает о своей судьбе

Кузьму среди ночи в поезде будит парень. Он вызывает его покурить и жалуется на свою жизнь. Парень завидует старику, он хотел бы, чтобы все женщины были такими, как его супруга. Попутчик рассказывает о том, что от него забрав дочь с собой. Теперь парень гадает, вернется она или нет. Он злится, когда Кузьма говорит, что его супруга может найти другого.

Идея деда Гордея из повести "Деньги для Марии"

Предлагает его точно так же, как и эта статья) дает представление лишь об основных событиях повести. Она продолжается описанием третьего дня Кузьмы после получения известия о недостаче. На третий день главному герою были выданы деньги в конторе. После этого к нему стали приходить специалисты, а также их жены и жаловаться на нехватку средств к существованию. Кузьма отдавал им деньги беспрекословно. Дед Гордей присеменил под вечер. Он заявил, что никакие деньги Кузьме не нужны. Нужно лишь сделать беременной Марию, и ее не посадят. Лишь половина необходимой суммы собралась к этому времени. Кузьма стал подумывать, что дед Гордей прав. Так заканчивается третий день. На следующее утро главный герой едет к брату.

Финал

Сойдя с поезда, он видит, что ветер стих. Снег падает лохматыми хлопьями. Кузьма думает, что это к добру. Главный герой сходит с автобуса и, дойдя до дома брата, стучит к нему. На этом заканчивается произведение "Деньги для Марии", краткое содержание которого было описано в этой статье.

Для более подробного знакомства с повестью вы можете также посмотреть одноименный фильм-спектакль, снятый по произведению. Он вышел в 1985 году. Режиссеры - Владимир Храмов и Краткое содержание рассказа "Деньги для Марии" было положено в основу этого фильма. Московский театр им. Ермоловой (на фото ниже) поставил этот спектакль.

На этом завершаем наш рассказ. "Деньги для Марии" кратко мы описали в этой статье. Лучше всего, конечно, обратиться к тексту самого произведения. Тем более довольно интересно читать повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание по главам, к сожалению, не передает ее художественной ценности. Валентин Григорьевич - великий мастер слова. Это видно уже по ранним его произведениям, к которым относится повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии".

Валентин Распутин


Деньги для Марии

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился но стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы. Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука. Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно. Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать. Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра: повернешься одним боком, холодно другому. Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой. Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Автобус снова трогается. Шофер, молодой еще парень, оглядывается через плечо на пассажиров и лезет в карман за папиросой. Кузьма обрадованно спохватывается: он совсем забыл про папиросы. Через минуту по автобусу плывет синий клочковатый дым.

Опять деревня. Шофер останавливает автобус возле столовой и поднимается. – Перерыв, – говорит он. – Кто будет завтракать, пойдемте, а то еще ехать да ехать.

Кузьме есть не хочется, и он выходит, чтобы размяться. Рядом со столовой магазин, точно такой же, как и у них в деревне. Кузьма поднимается на высокое крыльцо, открывает дверь. Все так же, как и у них: в одной стороне – продовольственные, в другой – промтовары. У прилавка о чем-то болтают три женщины, продавщица, скрестив руки на груди, лениво их слушает. Она моложе Марии, и у нее, видно, все хорошо: она спокойна.

Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму.

Кузьма хорошо знает, что ветер поднялся только сегодня и что еще ночью, когда он вставал, было спокойно, и все-таки не может отделаться от чувства, что ветер дует давно, все эти дни.

Пять дней назад пришел мужик лет сорока или чуть побольше, с виду не городской и не деревенский, в светлом плаще, в кирзовых сапогах и в кепке. Марии дома не было. Мужик наказал, чтобы завтра она не открывала магазин, он приехал делать учет.

На следующий день началась ревизия. В обед, когда Кузьма заглянул в магазин, там стоял полный тарарам. Все банки, коробки и пачки Мария и ревизор вытаскивали на прилавок, по десять раз считали их и пересчитывали, сюда же принесли из склада большие весы и наваливали на них мешки с сахаром, с солью и крупой, собирали ножом с оберточной бумаги масло, гремели пустыми бутылками, перетаскивая их из одного угла в другой, выковыривали из ящика остатки слипшихся леденцов. Ревизор с карандашом за ухом бойко бегал между горами банок и ящиков, вслух их считал, почти не глядя, перебирал чуть ли не всеми пятью пальцами на счетах костяшки, называл какие-то цифры и, чтобы записать их, встряхивая головой, ловко ронял себе в руку карандаш. Видно было, что дело свое он знает хорошо.

Мария пришла домой поздно, вид у нее был измученный.

– Как там у тебя? – осторожно спросил Кузьма.

– Да как – пока никак. На завтра еще промтовары остались. Завтра как-нибудь будет.

Она накричала на ребят, которые что-то натворили, и сразу легла. Кузьма вышел на улицу. Где-то палили свиную тушу, и сильный, приятный запах разошелся по всей деревне. Страда кончилась, картошку выкопали, и теперь люди готовятся к празднику, ждут зиму. Хлопотливое, горячее время осталось позади, наступило межсезонье, когда можно погулять, осмотреться по сторонам, подумать. Пока тихо, но через неделю деревня взыграет, люди вспомнят о всех праздниках, старых и новых, пойдут, обнявшись, от дома к дому, закричат, запоют, будут опять вспоминать войну и за столом простят друг другу все свои обиды.

Валентин Распутин. Русский гений Чернов Виктор

«Деньги для Марии»

«Деньги для Марии»

Весной 1967 года в журнале «Ангара» (№ 4) была напечатана повесть «Деньги для Марии», сразу привлекшая к тридцатилетнему Распутину внимание и принесшая ему всесоюзную славу. Именно это произведение некоторые критики стали считать «точкой отсчета» деревенской прозы В. Распутина. Литературовед С. Семенова пишет: «После многолетнего господства поверхностно-народной бескомпромиссности, «лирически»-фальшивой ноты в повествовании о жизни деревни, его конкретность, подчеркнутая документальность произвели впечатление настоящего творческого опыта». В отличие от других авторов-«деревенщиков», идеализировавших зачастую жизнь села с его традиционным укладом, В. Распутин на страницах своих произведений «задался вопросом: так ли уж идеальна и однородна деревня и является ли она в современном неспокойном мире оплотом нравственности и милосердия?»

Попыткой дать ответ на этот вопрос и являлась повесть «Деньги для Марии».

Сюжет повести прост: у продавщицы сельского магазина Марии обнаружилась недостача. Долг ужаснул и Марию, и мужа ее тракториста Кузьму, и детей. Ревизор, правда, пожалел героиню и дал доброй, неумелой Марии возможность за пять дней собрать требуемую сумму.

Казалось бы, что особой проблемы с этим быть не должно: достаточно каждому из односельчан внести четыре рубля, и Мария будет спасена. Но эта небольшая сумма, чуть превышающая стоимость бутылки водки, стала той лакмусовой бумажкой, которая позволила определить суть каждого из них.

В повести глазами Кузьмы мы видим целый ряд сельских жителей, к которым он обращается за помощью. И каждый реагирует на беду другого человека по-разному. Дед Гордей, которому уже за 70, человек старой довоенной закалки, сразу же решил помочь, и, хотя не имел ни копейки, но выпросил у сына 15 рублей и просто вынудил Кузьму их принять: «Он стоял перед Кузьмой с протянутой рукой, из которой торчали свернутые в трубочки пятирублевые бумажки. И смотрел он на Кузьму со страхом, что Кузьма может не взять. Кузьма взял». Тетка Наталья отдала свои «смертные деньги», приготовленные для поминок, «чтоб поболе народу пришло и подоле меня поминали». Помог председатель, отдавший свой месячный оклад и призвавший сделать то же колхозных специалистов.

Но были и те, кто не хотел помочь Марии, и они нашли повод ей отказать. Ее подруга Клава вместо помощи решила «лучше поплакать, повыть над ней, как над покойницей». И старуха Степанида тоже изображает слезы, и хотя в заначке у нее лежит много денег, не дает ни копейки. Директор школы дал сотню, но взамен душу вымотал своими нравоучениями. Да и расстается он со своей сотней не из человеческого соучастия, а из желания сохранить самоуважение и из боязни, что люди обвинят его в жадности.

Вывод однозначен: деревня далека от идеала, в ней нет того братства и общности, которые автор наблюдал когда-то в детстве (вспомним, как односельчане спасли имущество Распутиных от конфискации и «потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла»).

Кузьма, идеалист, сам не умеющий отказывать, слишком хорошо думает о других, веря в понимание, которое не нуждается в словах: он «даже в мыслях не осмеливался просить у них деньги. Он представлял себе свой обход так: он заходит и молчит. Уже одно то, что он пришел, должно было людям сказать все». Но, видимо, время идеалистов прошло, четыре рубля перевесили на весах истории милосердие и традицию. Кузьме не удается собрать в деревне нужную сумму.

И он едет в город к брату, в надежде на чудо. Автор ставит вопрос и перед собой, и перед читателем, и перед историей: сможет ли новая городская цивилизация, идущая на смену деревне, создать нечто равнозначное прежнему общинному миру? Кузьма стучит в дверь брата. Последняя фраза повести: «Сейчас ему откроют».

И от того, что он найдет за этой дверью зависит уже не просто будущее Марии и ее семьи, зависит будущее страны и народа.

Финал повести остается открытым, Распутин не лишает читателя надежды. Но исподволь готовит читателя к тому, что на благополучный исход надеяться не стоит. В городе та цепь поколений, о которой говорилось автором еще в цикле рассказов о Тофаларии, разорвана еще более откровенно, чем в деревне: Мария, как-то переночевав у Алексея две ночи, заметила, что лучше жить у чужих. А односельчанин, побывавший у Алексея, сказал потом Кузьме, что тот «…узнать меня узнал, а вот за товарища не захотел признать…»

«Век расшатался, распалась связь времён…», – так можно определить словами Шекспира ту ситуацию, в которую Распутин ставит своих героев. Они как бы находятся сразу в двух временных пластах, прошлом и настоящем, сопоставление которых позволяет автору показать всю глубину того этического сдвига, тектонику, которая грозит разрушением материковой плиты крестьянского быта.

Из книги Сама жизнь автора Трауберг Наталья Леонидовна

Земля Марии Представив себе глобус или карту, мы легко вспомним, что на атлантическом берегу Америки лежат один за другим прославленные города, в том числе и «главный» – Нью-Йорк, и столица – Вашингтон. Есть там и изысканный Бостон, и прелестная Филадельфия, и (поближе к

Из книги Письма автора Гессе Герман

Карлу Марии Цвислеру [конец мая 1932] Дорогой господин Цвислер!Жизнь коротка, а моя скоро кончится, так что не следовало бы тратить время, мысли, зрение на такие бесплодные споры, как Ваш о Кестнере. Тем не менее скажу еще кое-что по этому поводу, потому что тут у меня есть

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-5 автора Тимофеев Николай Семёнович

Рассказ Марии Недаром говорят: «Выйти замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть». Так у меня и получилось. Встретились случайно. Наслушалась о его трудной судьбе, созвучной с моей. Ведь я перенесла блокаду Ленинграда и знаю, что такое голод. И стали мы с 6 декабря 1946

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Дар от Марии Петровны Какая радость: ко дню рождения Шолохова родился сын! Назвали Михаилом. С утра потянувшиеся с поздравлениями соседи отмечали: три мужчины в этой семье - майские. После доброго стакана с хмельным гости сыпали присказками: «Дай Бог вспоить, вскормить,

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Марии Возвращались мы обратно из Красноуральска в разгар лета не через Пермь, а через Свердловск. Наши проездные билеты были настолько гибкие, что позволяли нам пользоваться ими так, как нам было удобно. День мы провели в Свердловске, в походах по музеям, посетили

Из книги Дело Кольцова автора Фрадкин Виктор Александрович

Рассказ Марии Все женщины были в отдельном лагере за двойной проволокой. Встречаться с обитателями мужского лагеря не разрешалось.- Вначале было не так строго, и некоторые женщины находили утешение в разврате, - рассказывала Мария. - Рядом со мной на нарах жила

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

«ДЕЛО» МАРИИ ОСТЕН «УТВЕРЖДАЮ»Народный Комиссар Государственной БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА ССР - (МЕРКУЛОВ)«23» июня 1941 года«САНКЦИОНИРУЮ»прокурор Союза ССР - Комиссар Гос. БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА - (БОЧКОВ)«23» июня 1941 годаПОСТАНОВЛЕНИЕ (на арест)Гор. Москва, 1941 года, июня «22»

Из книги Гениальные аферы автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Деньги – это деньги, пусть и фальшивые После Крымской войны 1853–1856 годов финансовое состояние Российской империи внушало известную тревогу не только высокопоставленным лицам, но и простым гражданам. С 1856 года покупательная способность рубля неудержимо снижалась.

Из книги Путешествие в Индию автора Гама Васко да

Глава III ПРИВЯЗАННОСТИ МАРИИ Дети XVII век не любит детей - они наводят на него тоску. Их много рождается, много умирает в младенчестве. Жизнь и смерть настолько проворны, что не хватает времени привязаться к самым маленьким. Детей крестят только к 6–7 годам, когда детская

Из книги Это Америка автора Голяховский Владимир

Коронация Марии Медичи Для Марии это был, вероятно, один из самых прекрасных дней в ее жизни. «Я хотела бы, чтобы ты присутствовал, - сказала она после смерти короля чрезвычайному послу Великого герцога Тосканского, - потому что это лучше всего могут делать во Франции.

Из книги Стюарты автора Янковяк-Коник Беата

Острова Св. Марии В субботу, 15 числа, мы обнаружили, что находимся возле группы островков примерно в двух лигах от берега. Мы снарядили лодку и установили колонну на одном из этих островов, которые назвали в честь святой Марии. Король приказал поставить три колонны

Из книги Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники автора Гиппиус Василий Васильевич

32. Деньги делают деньги Прошло уже несколько лет с тех пор, как Лиля с Алешей могли смело причислять себя к классу состоятельных граждан. Их общий заработок составлял 250 тысяч в год, столько получало лишь два процента населения. Лиля с Алешей принадлежали к «высшему

Из книги Тайны политических убийств автора Кожемяко Виктор Стефанович

Из книги автора

А. О. Смирнова – в. Кн. Марии Николаевне .Ваше императорское высочество милостиво изволили принять мою просьбу о Гоголе и приказали составить о нем записку, которую имею честь представить. Сочинения его известны вашему императорскому высочеству. Публика

Из книги автора

Реквием по Марии Сегодня - сорок дней после авиакатастрофы 9 июля 2006 года в Иркутске. Все потерявшие в то черное воскресенье своих близких будут их поминать. А я особенно думаю о единственном знакомом мне человеке из 125 погибших. Ее звали Мария, она - дочь выдающегося