Дискуссия статья. Значение слова «дискуссия

Тема: «Что такое дискуссия?»

Выполнили: уч-ся 4-Г класса

Руководитель: Плеханова Т. В.

2012 г.

I.Введение.

Что такое дискуссия?

Как правильно её проводить?

II. Цели и задачи:

1. Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем.

2. Учиться правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

3. Разработать правила проведения дискуссии.

III. Основная часть.

3.1. Что такое дискуссия?

Латинское слово "дискуссия" означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия – то спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и "больные" проблемы класса, намечаются пути их решения, Эти проблемы могут быть самыми различными, Например, такими:

Каким должен быть современный человек?
Легко ли быть умным?
40 минут урока: много это или мало?
Кто в нашем классе хозяин?
Самоуправление или самоуправство?
Как наш класс сделать дружным?

Дискуссия поможет...

– акцентрировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;
– выработать общее мнение по этим проблемам;
– побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;
– выявить тех учащихся, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, инетересное и полезное для класса и его друзей.

3.2. Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков.

1. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, "завести" участников дискуссии, "накалить страсти". Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление "агитбригады" и т.д.
2. Собственно дискуссия – публичное обсуждение проблемы: "Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?" Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

3.3 .Правила дискуссии.

1. Правило уважения человека основное правило дискуссии, Отношение к лющям (как к присутствующим, так и к отсутсвующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное, Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.
7.Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку – все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Заключение.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:
– не говори "длинно": излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
– в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы – краткое изложение основных идей выступления;
– не стесняйся высказывать необычные идеи:
оригинальность мышления – признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;
наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством. Во время выступления:
– старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;
прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
– серьезно аргументируй свое мнение;
– не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;
внимательно выслушай возражения, постарайся выявить, правильные и ошибочные утверждения оппонента;
– не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Словарь Ушакова

Дискуссия

диску ссия , дискуссии, жен. (лат. discussio) (книж. ). Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.

Политическая наука: Словарь-справочник

Дискуссия

(от лат. discussio рассмотрение, исследование)

обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Дискуссия

(лат. discussio - исследование, обсуждение) - устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:

1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. - предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);

2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);

2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. - 1978. - № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.- М., 1997.

Н. И. Махновская

Педагогический терминологический словарь

Дискуссия

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.

2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.

3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

Словарь лингвистических терминов

Дискуссия

(лат. discussio исследование) Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, спор.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Дискуссия

всестороннее обсуждение какого-либо вопроса.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Дискуссия

Дискуссия

♦ Discussion

Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того, оба эти понятия часто употребляются как синонимичные. Если все же попытаться провести между ними различие, я думаю, разумно опереться на этимологию, которая в слове «дискуссия» подчеркивает идею столкновения (discutere в переводе с латыни означает «разбивать»). Итак, диалог есть обмен идеями или аргументами; дискуссия – столкновение идей или аргументов. Диалог стремится к достижению общей истины, которой предварительно не обладает ни один из участников. Дискуссия – это своего рода противоречивый диалог, каждый из участников которого считает себя правым, во всяком случае по тому или иному конкретному пункту, и старается убедить в своей правоте остальных. И диалог, и дискуссия подразумевают универсальность. Поэтому можно рассуждать об этике дискуссии (например, Хабермас (***) или Аппель (***)), но также и об этике диалога (например, Марсель Конш). Дискуссия или диалог имеют смысл только в том случае, если ее (его) участники в равной мере способны признать, что истина существует или хотя бы вероятна, иными словами, если все участники находятся по отношению к истине в равном, хотя бы теоретически, положении. Однако одно дело – вести поиск универсального сообща (при помощи диалога), и совсем другое – в противоборстве с остальными (в дискуссии). В этом узком смысле слова дискуссия – это не столько совместный с другими поиск универсального, сколько попытка убедить остальных ее участников в том, что лично ты этой истиной уже обладаешь. Таков частный парадокс дискуссии.

Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) – немецкий социолог, последователь франкфуртской школы. Возглавлял Институт М. Планка по исследованию жизненных условий представителей научно-технического мира.

В современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия - это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора - это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Дискуссия - это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия - это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

Определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

Поиск наиболее оптимального решения вопроса;

Поиск компромиссов;

Выработка новых идей;

Поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии - не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия - это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия - это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы - это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия - это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала.

Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно "оппонентом", в полемике - "противником".

У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми-ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полемика - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.

Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.


Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС . А.А.Ивин, А.Л.Никифоров . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "дискуссия" в других словарях:

    - (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему … Википедия

    Дискуссия - Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того,… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат., от discutere делать выводы). Прение, рассуждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСКУССИЯ лат., от discutere, выводить одно из другого. Прение, рассуждение. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутирование Словарь русских синонимов. дискуссия 1. см. обсуждение. 2. см. спор … Словарь синонимов

    дискуссия - и, ж. discussion f. <лат. dicussio исследование, обсуждение. дипл. Спор, прения. Сл. 18. Мы по многим дискусиям взяли все то на донесение. АВ 13 88. || расш. Обсуждение какого л. спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДИСКУССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн.). Обсуждение какого нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. discussio рассмотрение исследование), обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе … Большой Энциклопедический словарь

    ДИСКУССИЯ, и, жен. Спор, обсуждение какого н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. | прил. дискуссионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Д. одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ… … Философская энциклопедия

    - (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    дискуссия - Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Дискуссия о программе партии перед вторым съездом , В.И.Ленин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство "партиздат…

обсуждение спорного вопроса двумя или более участниками беседы, предполагается наличие разных точек зрения, противоречий в постановке вопроса. В педагогике Д. - метод обучения и диагностике

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИСКУССИЯ

от лат. discussio - рассмотрение, исследование), 1) способ организации совм. деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. 2) Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность уч. процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 3) Психотерапевтич. прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.

Д. как специфич. метод психол. исследования разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже, к-рый показал, как в ходе Д. со сверстниками ребенок освобождается от эгоцентрич. манеры мышления и учится становиться на точку зрения др. человека. Важную роль в развитии метода Д. сыграли иссл. К. Левина, выявившего влияние групповых обсуждений на изменение социальных установок.

наиб. популярные области применения Д.: активные методы обучения, социально-психол. тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов, терапия пограничных состояний и т. д.

Д. является одним из важных средств разрешения психолого-пед. проблем. К положит. свойствам метода Д. относятся кумулятивный эффект от одновременного использования обучающего и тера-певтич. факторов группового взаимодействия, а также демократичность, обусловленная разделением ответственности. Своеобразие метода Д. заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках др. участников Д., а также позволяет реализовать активность субъекта через включение в обучение элементов исследования.

Использование Д. дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собств. идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практич. и уч. деятельности.

Групповая Д. позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Конкретные формы и приемы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа, включающие все многообразие их проявлений от производств. совещаний до специально подготовленных Д. типа «мозгового штурма». Е. И. Рогов.

Отличное определение

Неполное определение ↓