Дураки и дороги высказывание. В россии две беды, дураки и дороги

«С младенчества мы знакомы с поговоркой: в России две беды, дураки и дороги»;
«Вездесущая фраза „дураки и дороги“ сопровождает нас из поколения в поколение»;
«Меня просто тошнит, когда я встречаю цитаты о дураках и дорогах спустя полторы сотни лет после первой публикации этой мысли», — такими замечаниями пестрит Рунет.
Мнения об авторстве расходятся, но в древности изречения уверены все.


Между тем я не нашел примеров его цитирования ранее 1989 года, когда на II съезде народных депутатов СССР депутат от Коми АССР заметил: «Николай Васильевич Гоголь почти 150 лет назад говорил, что России мешают две вещи — плохие дороги и дураки».

Версия об авторстве Гоголя наиболее популярна, хотя изречение приписывается и другим: Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Петру Вяземскому.
А в почтенном журнале «Россия XXI» за 2010 г. читаем: «Император Николай I был крут и афористичен. Его фраза о том, что в России две беды — дураки и дороги, известна, пожалуй, всем соотечественникам, хотя и без указания авторства. В другой раз царь сказал: «Расстояния — наше проклятье».
Фразу «Расстояния — бич России» царь действительно произнес в беседе с французом де Кюстином в июле 1839 года, но о дураках и дорогах он дипломатично умолчал.

Жалобы на дороги обычны у наших классиков, достаточно вспомнить хрестоматийное «Пока у нас дороги плохи, / Мосты забытые гниют...»
Сетования по поводу дураков тоже не были редкостью.
Самая известная цитата, где в одной строке встречаются «Россия» и «дураки», принадлежит Некрасову («Убогая и нарядная», 1857):

Дураков не убавим в России,

А на умных тоску наведем.

Некрасов шел по стопам Фонвизина (неоконченная сатира «К уму моему»):

Ты хочешь здешние обычаи исправить;

Ты хочешь дураков в России поубавить.

Впрочем, у Фонвизина речь шла о дураках не столько отечественных, сколько импортируемых из-за границы. Изречение о дураках и дорогах встречается также в форме «В России две напасти...». Это первая строка эпиграммы, приписываемой Владимиру Гиляровскому:

В России две напасти:

Внизу — власть тьмы,

А наверху — тьма власти.

Как видим, дороги в русской литературе были отдельно, а дураки отдельно. Ближе всего к формуле «дураки и дороги» подошли Ильф и Петров («бездорожье и разгильдяйство»), но они в качестве предполагаемых авторов не называются из-за всеобщего убеждения в древности этой сентенции.

Так что же, выходит, это безымянное народное творчество, и автора у фразы о дураках и дорогах нет?


И мы хорошо его знаем. Это наш современник Михаил Задорнов. В конце 1980-х гг., в разгар «перестройки», он с успехом читал с эстрады сатирический монолог «Страна героев» (в печати монолог появился в 1989 г.). Согласно Задорнову, «Н. В. Гоголь писал: „В России есть две беды: дороги и дураки“. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день».

Ничего подобного Гоголь, разумеется, не писал; ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной.

Из задорновской цитаты вскоре исчезло необязательное слово «есть», а «дороги и дураки» были вытеснены ритмически более точным «дураки и дороги». Повальное распространение этой формулы стало возможным как раз благодаря ее замечательному фонетическому оформлению: формула врезается в память мгновенно.

Фраза Задорнова породила множество других фраз. Вот некоторые из них:

«Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах» (сатирик Анатолий Рас).

28-07-2003

"Авось дороги нам исправят..."
"Евгений Онегин", глава десятая.

Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: "В России две беды - дураки и дороги." С тем, что дороги на Руси нехороши, никогда никто не спорил. А вот в дураках себя числить никто не хотел. Поэтому всегда как-то само собой считалось, что дураки - это власть, а не простой народ. Властью это убеждение вполне разделялось, не зря ею был введён негласный запрет на цитирование упомянутого выражения и цензура безжалостно вымарывала его из статей в газетах и журналах. Ограничение гласности привело к тому, что вслух бранить стало принято одни только дороги, но дураки всё же при этом обязательно подразумевались. Примерно в это же время в писательской среде установилось своего рода состязание - кто ловчее и незаметнее для цензуры вставит крамольную мысль в своё произведение. Очень неплохо вышло для начала у Вяземского: Дороги наши - сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша -
И вспомнишь стих: для проходящих!

Хитроумный Гоголь, усыпляя бдительность цензуры, начал свою поэму с безобидного диалога двух русских мужиков. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" -/ "В Казань не доедет", - отвечал другой. Но опытного читателя не проведёшь. Он легко видел между строк следующее: "Дороги-то у нас хреновые. А все от чего? Дураки кругом. Городничий - вор и взяточник." - "Это точно. И губернатор лихоимствует. Любой человек от власти портится. Наши-то местные ещё ничего. Посмотри, вон что творится в Москве!" - "Да, рыба гниёт с головы. Говорят, в Казани у татар ещё хуже..."

Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" прозрачно намекает об обреченности одиночного противостояния власти. Один в поле не воин! В двадцать строчек поэт уместил всю жизнь своего лирического героя, бьющегося над решением мучительно сложных вопросов бытия. "Кремнистый путь" - образное воплощение собственной печальной судьбы поэта, павшего, в конце концов, жертвой дураков.

Даже Достоевский, выйдя с каторги, не смог удержаться, чтобы не плюнуть в сторону власть предержащих. Действие первой же своей повести "Село Степанчиково" он начинает на обочине тракта в кузнице, где герои, ещё пока не знакомые друг с другом, вынуждены остановится из-за поломки своих тарантасов, разбитых на дорожных ухабах. Познакомившись, они ведут неторопливую беседу, "...меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы..."

Конечно, Пушкин. Пушкин пользовался эзоповым языком с большой лёгкостью. Его едкие замечания о дорогах рассыпаны в десятках стихотворений, поэм и прозаических заметок. В начале тридцатых годов он даже задумал очерк "Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург", но вовремя остановился, вспомнив о печальном встречном опыте Радищева.

Надо сказать, дураки тоже не дремали. В 1830 году они торжественно открыли, наконец, шоссе Москва - Санкт-Петербург, строительство которого было начато ещё до войны двенадцатого года. Покрытое макадамом - "холодным асфальтом" - гладкое и широкое шоссе позволило организовать регулярное движение пассажирских экипажей со сменой лошадей на почтовых станциях. Из одной столицы в другую стали с удобствами добираться в три дня. Пушкин, наблюдая нетропливое, растянувшееся на 20 лет строительство, предугадал дальнейшее развитие событий в России на ближайшие 500 лет. В приятнейшей ремарке к седьмой главе "ЕО" он пишет:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот ) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

И тут же не удержался от желания дать пинка под зад дуракам: Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но холодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медл
ительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы,
Благославляя колеи
И рвы отеческой земли.

Опыт постройки Санкт-Петербургского шоссе, несмотря на сложности с финансированием и великим воровством, получился для России неплохим и его было решено распространить по всей стране. Для этого в 1834 году высочайшим повелением императора Николая I ввели практику целевых дорожных налогов в виде особого земского вспомогательного сбора. Устройство шоссе между губерниями, согласно повелению, относилось к разряду общегосударственных земских повинностей, а устройство и содержание дорог внутри губерний - к числу губернских земских повинностей.

Итак, дороги на Руси постепенно улучшались, одновременно понемногу снижалось количество дураков. В связи с этим писательская "дорожная" традиция постепенно сходила на нет и практически полностью оборвалась на Чехове. После его "Степи" ничего интересного о "дураках и дорогах" в литературе не появилось, не считая, может быть, короткого шукшинского рассказа "Забуксовал". Степная дорога - чеховский сюжет без начала и конца с раздольем для читательской фантазии. "Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги... Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно." Вместо обыкновенного почтового тракта, по которому выехала из города NN обшарпанная чичиковская бричка, у Чехова появляется метафора древнего пути из конца в конец Степи, созданного для громадных, широко шагающих людей, для былинных фигур: "И как бы эти фигуры были к лицу и степи и дороге, если бы они существовали..."

Но нет уже былинных фигур на Руси. Измельчали великие. "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади... Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа... Русь-тройка, всё гремит, вс заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…"

«Мертвые души», Н. В.Гоголь:

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты», сказал один другому, «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» — «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», отвечал другой. -- Этим разговор и кончился»

«Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать»

Изображение labirint.ru

«Евгений Онегин», А. С.Пушкин:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы,

Благословляя колеи

И рвы отеческой земли.


Изображение artlemon.ru

«Золотой теленок», Ильф и Петров:

Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того-лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.

Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.


«Путешествие из Петербурга в Москву. Вышний Волочок», А. Радищев:

«Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства. Когда нынешние державы от естественных и нравственных причин распадутся, позлащенные нивы их порастут тернием и в развалинах великолепных чертогов гордых их правителей скрываться будут ужи, змеи и жабы, — любопытный путешественник обрящет глаголющие остатки величия их в торговле.

Римляне строили большие дороги, водоводы, коих прочности и ныне по справедливости удивляются; но о водяных сообщениях, каковые есть в Европе, они не имели понятия. Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому наша долгая зима и сильные морозы, а каналы и без обделки не скоро заровняются. Немало увеселительным было для меня зрелищем вышневолоцкий канал, наполненный барками, хлебом и другим товаром нагруженными и приуготовляющимися к прохождению сквозь шлюз для дальнейшего плавания до Петербурга. Тут видно было истинное земли изобилие и избытки земледелателя; тут явен был во всем своем блеске мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие. Но если при первом взгляде разум мой усладился видом благосостояния, при раздроблении мыслей скоро увяло мое радование. Ибо воспомянул, что в России многие земледелатели не для себя работают; и так изобилие земли во многих краях России доказывает отягченный жребий ее жителей. Удовольствие мое пременилося в равное негодование с тем, какое ощущаю, ходя в летнее время по таможенной пристани, взирая на корабли, привозящие к нам избытки Америки и драгие ее произращения, как-то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании»

Изображение для анонса статьи на главной странице: colors. life

Изображение для лида: huaban.com

Новости и анонсы


02.08.2013

В № 6 (июнь) журнала «Читаем вместе» за 2013 г. опубликована статья Константина Душенко «Дураки и дороги» из цикла «История знаменитых цитат».

Дураки и дороги

«С младенчества мы знакомы с поговоркой: в России две беды, дураки и дороги»; «Вездесущая фраза „дураки и дороги“ сопровождает нас из поколения в поколение»; «Меня просто тошнит, когда я встречаю цитаты о дураках и дорогах спустя полторы сотни лет после первой публикации этой мысли», — такими замечаниями пестрит Рунет. Мнения об авторстве расходятся, но в древности изречения уверены все.

Между тем я не нашел примеров его цитирования ранее 1989 года, когда на II съезде народных депутатов СССР депутат от Коми АССР заметил: «Николай Васильевич Гоголь почти 150 лет назад говорил, что России мешают две вещи - плохие дороги и дураки».

Версия об авторстве Гоголя наиболее популярна, хотя изречение приписывается и другим: Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Петру Вяземскому. А в почтенном журнале «Россия XXI» за 2010 г. читаем: «Император Николай I был крут и афористичен. Его фраза о том, что в России две беды - дураки и дороги, известна, пожалуй, всем соотечественникам, хотя и без указания авторства. В другой раз царь сказал: «Расстояния - наше проклятье». Фразу «Расстояния - бич России» царь действительно произнес в беседе с французом де Кюстином в июле 1839 года, но о дураках и дорогах он дипломатично умолчал.

Жалобы на дороги обычны у наших классиков, достаточно вспомнить хрестоматийное «Пока у нас дороги плохи, / Мосты забытые гниют...» Сетования по поводу дураков тоже не были редкостью. Самая известная цитата, где в одной строке встречаются «Россия» и «дураки», принадлежит Некрасову («Убогая и нарядная», 1857):

Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.

Некрасов шел по стопам Фонвизина (неоконченная сатира «К уму моему»):

Ты хочешь здешние обычаи исправить;
Ты хочешь дураков в России поубавить.

Впрочем, у Фонвизина речь шла о дураках не столько отечественных, сколько импортируемых из-за границы. Изречение о дураках и дорогах встречается также в форме «В России две напасти...». Это первая строка эпиграммы, приписываемой Владимиру Гиляровскому:

В России две напасти:
Внизу - власть тьмы,
А наверху - тьма власти.

Считается, что эпиграмма была написана по поводу запрещения к постановке драмы Льва Толстого «Власть тьмы» (1886). Здесь мы находим «Россию», «две напасти» и темноту народа, но о дорогах опять-таки ни слова.

Как видим, дороги в русской литературе были отдельно, а дураки отдельно. Ближе всего к формуле «дураки и дороги» подошли Ильф и Петров («бездорожье и разгильдяйство»), но они в качестве предполагаемых авторов не называются из-за всеобщего убеждения в древности этой сентенции.

Так что же, выходит, это безымянное народное творчество, и автора у фразы о дураках и дорогах нет?

Автор есть. И мы хорошо его знаем. Это наш современник Михаил Задорнов. В конце 1980-х гг., в разгар «перестройки», он с успехом читал с эстрады сатирический монолог «Страна героев» (в печати монолог появился в 1989 г.). Согласно Задорнову, «Н. В. Гоголь писал: „В России есть две беды: дороги и дураки“. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день».

Ничего подобного Гоголь, разумеется, не писал; ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной.

Из задорновской цитаты вскоре исчезло необязательное слово «есть», а «дороги и дураки» были вытеснены ритмически более точным «дураки и дороги». Повальное распространение этой формулы стало возможным как раз благодаря ее замечательному фонетическому оформлению: формула врезается в память мгновенно.

Фраза Задорнова породила множество других фраз. Вот некоторые из них:

«Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах» (сатирик Анатолий Рас).

«В России две беды, и одна постоянно чинит другую».

«В России две беды, и если с одной можно справиться при помощи асфальтоукладчика, то с дорогами придется повозиться» (излюбленная фраза в лекциях дьякона Андрея Кураева).

«Дороги России - в десятке худших в мире; дураков еще не посчитали».

«В России две беды: дураки и дороги. А „пробка“ - это когда те и другие встречаются в одном месте».

«Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти» (афорист Борис Крутиер).

В 2011 г. группа «Ундервуд» написала песню «Дураки и дороги». Ундервудовцы тоже считали авторство Гоголя несомненным:

Горьким смехом моим посмеюсь,
Но это не повод для тревоги.
Минус на минус всегда дает плюс,
Вот так вот, дураки и дороги,
Дураки и дороги...
Подскажите, как выйти к Третьему Риму,
Кто-нибудь знает?

Константин Душенко.