Есть чувства восполняющие и затемняющие разума. Вариант сочинения по направлению "разум и чувство"

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

⁠итоговое сочинение по проблеме «Разум и чувства»

Что такое разум? Что такое чувства? Всегда ли они представляют собой единое целое? Этими вопросами задавался, наверное, каждый из нас. Я думаю, Бог хотел, чтобы разум и чувства составляли в человеке гармоничное единство. К сожалению, далеко не всегда это возможно. Нередко человек живёт эмоциями, которые не контролируются разумом, или, наоборот, холодный рассудок подавляет все чувства.
На мой взгляд, примером чувств, которые восполняют разум, является главная героиня

Матрёна добра, бескорыстна, сострадательна. Она живёт ради других: выполняет самую тяжёлую мужицкую работу в колхозе, постоянно помогает соседям, ничего не требуя при этом взамен. Большинство людей считают Матрёну глупой и откровенно пользуются её добротой. Но эта женщина, по мнению автора, не глупа – она умна сердцем. И именно сердечность героини восполняет ей недостаток образования и интеллекта.
Чувства, затмевающие разум, мы можем увидеть

Главная героиня забывает всё, влюбившись в графа Алексея Кирилловича Вронского. Она оставляет нелюбимого мужа, хотя при этом лишается встреч с обожаемым сыном Сергеем, и сходится с графом. Но даже это Толстой мог бы простить своей героине, ведь она отказалась жить во лжи, отказалась скрывать свою любовь, как это делали многие люди её круга. Не прощает же ей автор того, что и в отношениях с Вронским Анна глубоко эгоистична. Она равнодушна к дочке, рождённой от него, потому что постоянно занята мыслями только о том, где сейчас возлюбленный, с кем, любит ли он её по-прежнему. Каренина ослеплена ревностью. Именно ревность и мысли о том, что весь мир создан для того, чтобы приносить ей страдания, настолько затемняют разум героини, что она решает покончить жизнь самоубийством.
В качестве доказательства, что разум способен охлаждать наши чувства, можно привести пример

Так, Печорин, получивший письмо от Веры, в котором она пишет, что рассказала мужу о своих отношениях с ним и что они расстаются навсегда, вначале поддаётся нахлынувшим эмоциям и бросается в погоню. Но рассудок героя в итоге берёт верх. Печорин понимает, что не сможет воссоединиться с Верой, и, главное, не сможет сделать её счастливой, так как не предназначен для тихой семейной жизни, не умеет радоваться простым человеческим вещам. Как ни горько было герою, он примиряется с тем, что безвозвратно потерял любимую женщину.
Подводя итог сказанному, хочу сказать, что слова М. Пришвина совершенно справедливы. И хотя несомненно то, что разум и чувства человека должны составлять гармоничное целое, этот идеал далеко не всегда достижим.

Михаил Михайлович Пришвин считал, что «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Так оно и есть! Человек, имея от природы самую совершенную нервную систему, является владельцем разума. Но, помимо разума человеку присущи чувства; их может быть огромное количество, они могут быть самыми разными: чувство счастья, чувство любви, чувство зависти, чувство грусти, чувство одиночества и так далее, можно перечислять бесконечно. Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов о природе человека является взаимодействие разума и чувств. За доказательствами истинности данного тезиса обратимся к работе Н. В. Гоголя «Портрет».

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли взаимосвязь между вышеназванными составляющими сущности человека, и, если она есть, то какова ее природа. Рассмотрим образ главного героя произведения: Чартков - молодой и талантливый художник, но, к сожалению, бедный; человек, который умеет восхищаться чужим превосходством, а не завидовать, пожалуй, это одно из самых прекрасных умений, свойственных человеку; он трудится, выкладывая все свои способности красками на холсте, но его внутренний мир ущемляет одно но: такие же как и он молодые художники получают за свои работы целые состояния, а ему лишь остается и дальше работать в нищете, и дальше быть неизвестным талантом, о котором знают единицы. В один прекрасный день Чартков посещает картинную лавку и ему попадается очень необычный портрет пожилого человека, зацепивший его душу выразительностью глаз старика; практически не обдумывая, Чартков отдает последние деньги за эту работу. И вот здесь-то мы и можем проследить взаимодействие чувств и разума. Не задумываясь о том, что денег практически нет и жить не на что, главный герой слушает свои чувства и покупает понравившуюся ему картину. Именно эти чувства, управляющие Чартковым в ту роковую минуту, мы можем назвать «затемняющими». Далее с главным героем произведения начинают происходить самые необычные явления. Ему везде мерещатся эти глаза с портрета. Магическим образом получив крупную сумму денег и став богатым, Чартков получает и славу, и признание, и роскошь, но он теряет самого себя. Абсолютно не задумываясь о развитии своего таланта, молодой художник живет «на широкую ногу», подчиняясь власти чувства материальной ненасыщенности. «Кисть его хладела и тупела…», работы получались однообразными и эмоционально скучными, он больше не вкладывал в них свою душу, а лишь пытался угодить заказчикам. Неутолимая жажда славы искушала Чарткова все сильнее, но, увидев однажды превосходные работы неизвестного молодого художника, он понял, что свой талан променял на деньги. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что он наконец-то обратился к разуму, что он высвободился от рабства чувств. Это и есть тот самый случай, когда разум охлаждает движение чувств. К огромному сожалению, эта свобода была кратковременной. Очень скоро им овладевает чувство зависти. Он вновь становится жертвой своеобразной схватки ума и чувства. Как правило, такие явления приводят к потере разума, что и произошло с главным героем произведения.

В заключение мне бы хотелось сказать, что человек – это одно из самых уникальных созданий природы. Умея чувствовать душой и думать головой, он страдает от вечной междоусобицы. Незаменимый и такой необходимый для жизни разум довольно часто может быть потеснен тем необъяснимым, что называют чувством. Прекрасно, когда власть чувства приводит к счастью, гораздо хуже, когда плохие чувства просто растаптывают в человеке все великолепие и неповторимость его души, ущемляют разум человеческий, не позволяя здраво анализировать всю суть происходящих с ним событий .

Всего: 518

Ф.М. Достоевский утверждал: «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Я считаю, что писатель определенно прав. Человек, который хотя бы раз в своей жизни поддался искушению, перешёл черту дозволенного никогда больше не сможет жить без этого. Человеку свойственно меняться по жизни, создавать другой круг общения или переезжать в новый дом, но если человек покусится на саму свою сущность, внутреннее «я», ему уже никогда не стать прежним. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.

Я предлагаю вместе со мной постараться открыть смысл, который вложил в своё высказывание Фёдор Михайлович, взяв за основу всем известное произведение Н.В.Гоголя: «Портрет». В своём произведении сатирик повествует нам о жизни талантливого художника: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе», который так неосторожно и можно даже сказать глупо потерял свой талант. В короткое время Чартков входит в моду: он пишет множество портретов, на которых рисует уже не людей, а лишь их копии, устраивающие заказчиков. С помощью своих «портретов-кукол» некогда бедный, но ужасно талантливый Чартков становится богаты человеком, принятым высшее общество. Теперь его речи о художниках, также как и его нрав, становятся резкими и высокомерными. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Забывая наставления своего учителя который предостерегая его говорил: «Смотри, брат, -…- у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится - ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.». Но с появлением портрета, из головы художника улетучивается всё, что хоть как-то связывало его с прежней жизнью. Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой, искореняя в своей душе «себя настоящего». Проще сказать переходит черту, убивая в себе не только дар художника, но личность. С той стороны Чартков уже не возвращается, так и умерев в слепой ярости на тех, кто рисует душой, а не следую стандартам. Им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства. «К счастию мира и искусств, такая напряженная и насильственная жизнь не могла долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для слабых сил ее. Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Иногда несколько человек не могли удержать его. Ему начали чудиться давно забытые, живые глаза необыкновенного портрета, и тогда бешенство его было ужасно.».

В заключение мне бы хотелось сказать, что Михаил Федорович оказался очень точен, излагая свои мысли по поводу запретной черты. Я думаю, что мы убедились на примере жизни героя Гоголя, Чарткова, что обратной дороги нет и никогда ни будет. Во всяком случае без возвращения за своеобразную черту человек не сможет прожить свою жизнь.


Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

Идея взята из книги Фефиловой Г.Е. Литература. 10 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2015.

Предложенная ниже работа учеников собрана из ответов всех групп

Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ. Амурская область


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Views: 4263

Все люди разные. Каждый воспринимает мир по-своему, у каждого своя реакция на происходящее. Часто перед человеком встаёт непростой выбор: подчиниться чувствам или прислушаться к разуму? В таких случаях от принятого решения зависит будущее человека. А может ли быть такое, что человек не в силах бороться с чувствами? Могут ли они полностью охватить человека? А может ли тогда разум охладить движение чувств?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к произведениям русской классической литературы. Одной из главных героинь романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Во время длительного отсутствия своего жениха князя Андрея Болконского, которого она любила, она повстречалась с Анатолем Курагиным – с человеком красивым внешне, но бесчестным. Наташа им очень сильно увлеклась, её чувства к Анатолю затмили ей разум. Наташа собралась сбежать с Анатолем из родного дома и написала княжне Марье, сестре Андрея Болконского, что отказывает своему жениху. Наташе казалось всё легко и просто, она совсем не задумывалась о последствиях этого поступка. Её кузина Соня, прочитав письмо Курагина к Наташе, где был предложен чудовищный план побега, приходит в ужас. Соня не понимает, как можно было полюбить человека за три дня, какие у Анатоля могут быть тайные причины не просить открыто Наташиной руки. Разумные доводы Сони злят Наташу, которая под воздействием сильных чувств не хочет верить в бесчестность Анатоля. Наташа злится на Соню и говорит, что, раз Анатоль говорит, что причины есть, значит, они есть, а она, Соня, не знает, что такое любовь. Наташа говорит, что она раба Анатоля Курагина, что она сделает всё, что он скажет. Её страсть к Анатолю полностью затмила ей разум, она ничего и никого не хотела слушать. К счастью, план побега не удался. Во время разговора с Пьером Безуховым Наташа узнала, что Анатоль женат. Не в силах выдержать горя, она наелась мышьяку (ещё одно проявление затмения разума чувствами), но, испугавшись, рассказала об этом Соне и, к счастью, была спасена. В данной ситуации чувства полностью затмили разум.

Но было бы неверно думать, что чувства – это всегда плохо. Плохо, когда они затемняют разум. А вот когда они его восполняют, когда они действуют с разумом заодно, человек под влиянием этих чувств способен совершить благородный и самоотверженный поступок ради блага других людей. Ярким тому примером является Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – благородный и смелый человек, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других жизней. Однажды завоеватели прогнали его племя в страшный лес, где люди стали гибнуть. Впав в отчаяние, они хотели уже сдаться врагу, но бесстрашный Данко остановил их. Он убедил своё племя идти через лес, ведь у леса есть конец, как и у всего в этом мире. Путь был очень труден и долог. Обессилев, люди озлобились на Данко. Им стыдно было признаться в своей слабости, поэтому они во всём обвинили его. Когда Данко сказал им, что они не сумели сохранить силы на долгий путь, они взбесились ещё больше и захотели его убить. Данко понял, что они как звери. Сначала в душе его закипело негодование. Но чувство жалости, чувство любви к людям победило. В глазах его загорелись искры. Люди подумали, что он рассвирепел, и окружили его, чтобы легче было его убить. Но смелый и благородный Данко, чьи чувства были переполнены любовью к людям, крикнул: «Что сделаю я для людей?!», разорвал себе грудь и вынул оттуда горящее сердце. Люди, как зачарованные смотрели на него. Данко сказал: «Идём!» И теперь они, зачарованные шли за ним, шли, не глядя ни на какие трудности. И вот, наконец, вышли из этого леса. Данко, глядя на ширь степи, гордо засмеялся. А потом упал – и умер. Данко знал, на что шёл. Ему нужно было осуществить свой план – вывести своё племя из леса. Его чувства восполнили разум, он осознанно пожертвовал жизнью из любви к людям.

Примером того, как разум охлаждает движение чувств, является решение Кутузова отдать без боя Москву французам, что хорошо описано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Это решение далось Кутузову очень нелегко. Ведь поверхностное чувство патриотизма требовало без раздумий защищать Москву до последнего. Многие были против её оставления. Тем не менее, Кутузов понимал, что защищать Москву не было никакой физической возможности. Его занимал страшный вопрос: неужели это он допустил Наполеона до Москвы, и когда он это сделал? Кутузову было тяжело от того, что он был убеждён в своём предназначении спасти Россию, он был убеждён, что только он один может стоять во главе русской армии. Он был избран главнокомандующим против воли государя и по воле народа. Кутузов ужасался при мысли о том страшном приказании, которое ему предстоит отдать. Но всё же он решился на этот шаг. Хорошенько всё обдумав, Кутузов решил, что оставление Москвы – единственно правильный выход в сложившейся ситуации. Но нельзя при этом говорить, что его разум переборол чувство патриотизма, ведь Кутузов оставил Москву из того же чувства патриотизма, то есть его решение было одновременно разумным и патриотическим. Но в этом случае разум охладил движение чувств, ведь Кутузов не стал бездумно поддаваться поверхностному чувству патриотизма, требующему защищать Москву до последнего.

Итак, каждый человек по-своему реагирует на происходящее. Кому-то сильные чувства затемняют разум. В этом случае чувства могут толкнуть человека на бездумные и глупые поступки. Бывает, что чувства восполняют разум, действуя с ним воедино, и человек совершает благородный и самоотверженный поступок. А в других ситуациях, прежде чем принять какое-либо решение под влиянием чувств, человек сначала прислушивается к голосу разума, что помогает ему избежать роковых ошибок. Вне всяких сомнений, без чувств жить нельзя, но, если есть возможность, человеку в сложной ситуации стоит обдумать, нужно ли их на данный момент проявлять.

Формат

«Разум и чувство»

Официальный комментарий:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М. Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф. Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.

Список литературы по направлению «Разум и чувство»

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    А.Н. Островский «Гроза»

    А.М. Горький «На дне»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Ги де Мопассан «Ожерелье»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ к литературным аргументам.

( Введение )

Что такое любовь? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Для меня любовь-это желание всегда находиться рядом, несмотря на ссоры, проблемы, обиды и недопонимание, стремление найти компромисс, умение прощать и поддержать в трудной ситуации. Великое счастье, если любовь взаимна. Но в жизни бывают ситуации, когда возникает безответное чувство. Неразделённая любовь приносит большие страдания человеку. Но самое страшное, когда безответное чувство становится неподвластным разуму и приводит к непоправимой трагедии. (69 слов)

(Аргумент)

Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Многие авторы описывают это великое чувство в своих произведениях. И хочется вспомнить замечательный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». На первых страницах произведения нам раскрывается жизнь семьи Шеиных. Любви в супружеской паре уже нет, и Вера Николаевна разочаровывается в своём браке. Она чувствует уныние в душе. Мы можем только догадываться что ей, как и любой женщине, хочется внимания, ласки, заботы. К сожалению, главная героиня не понимает, что всё это совсем рядом. Мелкий чиновник, Георгий Желтков, уже восемь лет любит Веру Николаевну необыкновенно сильной и искренней любовью. Он полюбил её в первого взгляда и был счастлив, потому что Бог наградил его этим чувством. Но главная героиня не обратила внимания на человека, незнатного происхождения. Вера Николаевна выходят замуж, и просит Желткова больше ей не писать. Мы можем только догадываться, какие трудности это принесло нашему герою и поразиться его силе духа. Георгий не имел возможности быть рядом с Верой, быть любимым ею, но он счастлив, потому что она просто есть, потому что Вера живёт на этом свете. Желтков дарит Вере Николаевне на день рождения гранатовый браслет. Он не рассчитывает, что госпожа Шеина будет носить подарок. Но Георгия греет мысль, что его любимая просто прикоснётся к этому украшению. На Веру же этот браслет навевает чувство тревоги, переливы камней напоминают ей капли крови. Таким образом, автор даёт нам понять, что в главной героине начинает зарождаться ответное чувство к Желткову. Она беспокоится за него, чувствует приближение беды. Вера поднимает тему любви в разговоре с другом её родителей, которого считает дедушкой, и она начинает понимать, что любовь Желткова, это та самая настоящая и редкая искренняя любовь. Но вмешивается брат Веры, Николай Николаевич, возмущённый подарком Георгия, и решает поговорить с Желтковым. Главный герой произведения понимает, что ему никуда не деться от своей любви. Ему не поможет ни отъезд, ни тюрьма. Но он чувствует, что мешает своей любимой, Георгий боготворит Веру, он готов сделать всё для её благополучия, но он не может побороть свои чувства, и Желтков принимает решение о самоубийстве. Вот так сильная безответная любовь привела к трагедии. А Вера, к сожалению, слишком поздно поняла, что мимо неё прошла очень редкая и искренняя любовь. Никто и ничто не сможет исправить ситуацию, если человека не стало. (362 слова)

(Вывод)

Любовь – это великое чувство, но очень страшно, когда оно приводит к трагедии. Какие бы сильные не были чувства, нельзя терять разум. Жизнь – это лучшее, что даруется человеку. Так же можно сказать и про любовь. И какие бы испытания не возникали на нашем пути, мы должны держать чувства и разум в гармони. (51 слово)

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» «Разум и чувство»

(Аргумент 132)

Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью.

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» Любовь или сумасшествие? «Разум и чувство»

(Введение 72) Любовь – одно из самых теплых чувств, которое можно испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюблённому, Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюблённых называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанным чувством и зависимостью?

(Аргумент 160) Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство. Желтков влюбился в Веру. Увидев её всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться её расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в её жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после её замужества, хоть и признавал неприличность своего поведения. Супруг княгини отнёсся к Григорию Степановичу с пониманием. Шеин сказал жене, что Желтков любил её, а вовсе не был сумасшедшим. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришёл к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры ему не быть счастливым и, в то же время, не хотел ей мешать.

(Аргумент 184) Н а страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума поднимается очень часто. Так, например, в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчётливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно из-за избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для неё, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 93) Главная героиня романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», юная Наташа Ростова, нуждалась в любви. Будучи в разлуке со своим женихом, Андреем Болконским, наивная девушка в поисках этого чувства доверилась коварному Анатолю Курагину, который и не думал связывать с Наташей свою жизнь. Попытка побега с человеком дурной славы – рисковый поступок, на который Наташа Ростова решилась, опираясь прежде всего на чувства. Печальный итог этой авантюры известен всем: помолвка Наташи и Андрея расторгнута, бывшие возлюбленный страдают, репутация семьи Ростовых пошатнулась. Если бы Наташа задумывалась о возможных последствиях, она бы не оказалась в таком положении.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 407) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории разум и чувство вынесены на первый план. Они выражаются в двух главных героях: в Андрее Болконском и Наташе Ростовой. Девушка живет чувствами, мужчина – разумом. Андреем руководит патриотизм, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, Андрей не ищет лёгкой карьеры и наград. В жизни Наташи всё основано на чувствах. У девушки очень лёгкий характер, Наташа радуется жизнь. Она освещает и греет своих близких и родных, как солнышко. При знакомстве с Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Наташа стала причиной духовного возрождения Болконского. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. Рядом с Наташей Андрей почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Все ее живые эмоции давали силу ему, и вдохновляли на новые дела и события. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу. Андрей делает предложение Наташе, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять того, что чувствует Наташа, что ожидание для неё очень болезненно, она не может сдерживать свои чувства, своё желание любить и быть любимой. Это привело к тому, что Наташа изменяет Андрею, и они расстаются. Болконский уходит на войну и получает смертельное ранение. Испытывая тяжелейшие страдания, осознавая, что умирает, он перед порогом смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Только в этот момент Андрей и Наташа смогли понять друг друга, приобрели то, что так им не хватало. Но было уже поздно.

(Аргумент 174) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением. Героиня стремится к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» «Разум и чувство»

(Аргумент 246) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к произведению А. Н. Островского «Гроза». Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. В девятнадцатом веке девушек отдавали замуж не по любви, каждый хотел отдать свою дочь в более богатую семью. В такой ситуации оказалась Катерина. Она попадает в мир Кабанихи, где властвует устаревшая патриархальная мораль. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Разумом главная героиня понимает, что она – «мужняя жена», но душа Катерины требует любви. Главная героиня влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное, но только при условии, что об этом не узнают посторонние. Катерина берет ключ от калитки в поместье Кабановых, который ей даёт Варвара, она принимает свой грех, она берется за протест, но обрекает себя на гибель с самого начала. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время хочет познать счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Чувство победили разум Катерины, она изменила мужу, но главная героиня не смогла жить с этим, поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

(Аргумент232) Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы, как, вопрос об истине и лжи . Размышляя на данную тему , автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука – герои – антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение. Изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, вселить в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Сатин был резок. Он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права. Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав? Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставит его открытым. Каждый должен решать за себя сам.

М. Горький пьеса «На дне» «Разум и чувство»

(Введение 62) Что лучше – истина или сострадание? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если бы вопрос звучал, что лучше – правда или ложь, мой ответ был бы однозначным. Но понятия истины и сострадания нельзя противопоставлять друг другу. Нужно искать тонкую грань между ними. Бывают ситуации, когда сказать горькую правду – это единственное верное решение. Но иногда людям требуется сладкая ложь, сострадание для поддержки, для поднятия духа.

(Аргумент 266) В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к пьесе М. Горького «На дне». Дейсвтие происходит в ночлежке у Костылёвых, в которой собрались люди совершенно разные. Вместе их собрала их нелёгкая судьба. И вот в жизни людей, потерявших всё, появляется старец Лука. Он рассказывает им, какая прекрасная жизнь их ждёт, как всё изменится, стоит только лишь этого захотеть. Обитатели этой ночлежки уже не надеются выбиться назад в люди.Они смирились с тем, что их жизнь обречена, им не выбраться из бедности. Но Лука по своей натуре добрый человек, жалеет их вселяет надежду. На каждого человека его утешающие речи сказались по – разному. Двумя самыми яркими примерами являются анна и Актёр. Анна тяжело болела, она умирала. Лука успокаивает ее, говорит, что в загробной жизни её ждёт только хорошее. Старец стал последней родостью в её жизни, она просила посидеть рядом и поговрить ней. Лука своим состраданием помог Анне, он облегчил её последние дни жазни, внёс в них радость, надежду. И Анна ушла на тот свет со спокойной душой. Но с Актёром сострадание сыграло злую шутку. Лука рассказал ему о больнице, в которой организм избавляют от воздействий алкоголя. Актёр очень переживал по поводу того, что его организ отравлен и был рад рассказам Луки, вселяющим в него надежду на лучшую жизнь. Но когда Актёр узнал, что такой больницы не существует, он сломался. Человек поверил в лучшее будущее, а потом узнал, что его надежды обречены. Актёр не справился с таким ударом судьбы и покончил жизнь самоубийством. Чкловек человеку друг. Мы должны помогать друг другу, проявлять сочувствие, сострадание, но не должны вредить этим. Сладкая ложь может принести больше неприятностей, чем горькая правда.

(Аргумент 86) Героем, противоположным Луке, является Сатин. Истории старца раздражали его, ведь он реалист. Он привык к жестокой реальности. Сатин очень резок, он считает. Что нужно не слепо надеяться, а бороться за своё счастье. На помгал ли как-то Сатин своим сожителям истиной? Нужно ли было обитателям ночлежки ещё одно напоминание, что их жизнь находится на дне? Я считаю, что нет. Горький поставил вопрос читателям – кто прав, Лука или Сатин? Думаю, что нельзя на этот вопрос дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым в своём произведении.

(Вывод 70) Каждый человек должен сам выбирать свой путь. Но мы должны помогать друг другу. Сказать правду или проявить сострадание – это выбор каждого. Нужно дейсвтвоать в заисимости от ситуации. Главное – не навредить своим вмешательством. Ведь от нас зависит не только наша жизнь, но и жизнь нашего окружения. Своими словами, поступками мы оказываем влияние на наших близких и знакомых, поэтому в каждой ситуации мы должны задумываться о том, что лучше – истина или сострадание?

(Аргумент205) Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума» Именно в данном произведении автор затрагивает такие важные темы. Как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честность служения отечеству и долгу, самобытность, национальность русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчёт всё-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - «умеренность и аккуратность» - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество». Молчалин – убеждённый консерватор, зависящий от мнения других и потакающий «всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жёсткий расчёт лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великий русский писатель хотел донести до сердца читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

А. С Грибоедов пьеса «Горе от ума» «Разум и чувство»

(Аргумент345) Обратимся к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». В особняк московского помещика-дворянина Фамусова приезжает молодой, блистающий умом и остроумием Александр Андреевич Чацкий. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву. В недалёком прошлом Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувства не охладели. Он счастлив видеть похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, он не любит Софью. Молчалин хочет подвинуться по карьерной лестнице, используя девушку. Ради этого он не гнушается ни лицемерием, ни подлостью. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он из другого круга. Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Герой рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный её выбором до глубины души. Во всем случившемся Софья винит себя. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Софья старалась жить разумом, извращенным в понятии фамусовского общества, но она так и не смогла отказаться от чувств, это привело к тому, что героиня запуталась, Софья упустила свою любовь, но пострадала от этого не только героиня, сердце Чацкого было разбито.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

Андрий осознавал, что предаёт отца, пошёл на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.