Где еще действуют башни молчания. История и предназначение "башен молчания". Ядерный ракетный двигатель

Вы и сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывают трупы мертвых, для того, чтобы их обгладывали птицы.

Фото 2.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Фото 3.
Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Фото 4.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Фото 5.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

Фото 6.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Фото 7.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Фото 8.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Фото 9.
Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

Фото 10.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Фото 11.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Фото 12.

Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Фото 13.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

Фото 14.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Фото 15.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Фото 16.
Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Фото 17.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Фото 18.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.

Фото 19.

Фото 20.
Родственники усопшего в башне молчания.

Фото 21.

Фото 23.
Процесс погребения в башне молчания, Индия.

Башни молчания в индийском городе Бомбее, в настоящее время известен как Мумбаи, около 1890.

Зороастрийцы применяют необычный способ утилизации своих мертвецов. Они не хоронят их и не кремируют.
Вместо этого, трупы оставляют на вершине высоких башен, известных как дахмы, или Башни Молчания, где
они подвергаются разложению и потребляются птицами мусорщиками, такими, как грифы, коршуны и вороны.
Эта мрачная похоронная практика проистекает из убеждения, что мертвые нечисты потому, что они загрязнены
«демонами» и злыми духами, которые внедряются в тело, как только душа покидает его.


Захоронение и кремация, таким образом, рассматривается как загрязняющей природу и огонь, оба из которых
зороастрийцы в своей религии призывают защищать. Это почитание привело некоторых ученых провозгласить
зороастризм, как «первой в мире экологической религией».

Несуществующая башня молчания в Йезде, Иран.

Зороастрийская практика «обработки» мертвых известна как dokhmenashini и была впервые описана Геродотом
в середине 5-го века до нашей эры. Хотя использование башен молчания началось намного позже, в начале
9-го века. Башня молчания представляет собой невысокую постройку цилиндрической формы с плоской крышей,
разделенной на три концентрических кольца, где выкладываются обнаженные тела мертвых. Наружное кольцо
используется для мужчин, центральное — для женщин, а срединное — для детей. После того, как
птицы-падальщики склевывают плоть, и обнаженные кости выгорают на солнце, остатки собираются в яме под
склепом в центре башни и в нее добавляют известь, от чего кости постепенно разрушаются. Весь процесс
занимает около года. От каждой дахмы отведено четыре канала, через которые оставшийся материал смывается
дождевой водой, но перед этим он проходит через нескольких угольных и песочных фильтров.


Башня Молчания, Doongerwadi, Мумбаи, видно из близлежащих высоток.

Зороастрийцы Ирана следовали древней практике использования башен молчания вплоть до 1970-х годов, пока
башни не объявили опасными для здоровья и незаконными. Но дахмы до сих пор практикуются парсами в Индии,
которые составляют самую большую зороастрийскую прослойку население в мире. В последнее время быстрая
урбанизация оказывает сильное давление на традиции парсов, и этот странный ритуал использование башен
молчания постепенно уходит в историю. Хотя, на самом деле, самая большая угроза для процедуры dokhmenashini
исходит не от органов здравоохранения или общественного протеста, а от банального отсутствия грифов.


Печатный рисунок «башни молчания».

Количество стервятников, которые играют важную роль в уничтожении трупов, неуклонно снижается на Индийском
субконтиненте, начиная с 1990-х годов. В 2008 году их численность снизилась на 99 процентов из-за того,
что один из препаратов, который ветеринары вводят крупному рогатому скоту, оказался смертельным для грифов.
После обнаружения этого факта, опасный препарат был запрещен правительством Индии, но восстановить
популяцию грифов все еще не удалось. Таким образом, из-за отсутствия стервятников, которые раньше
управлялись с трупом за несколько часов, сейчас тело умершего человека медленно разлагается месяц или
больше, источая неприятный запах. Поэтому, некоторые башни молчания должны быть закрыты из-за
постоянных жалоб населения.
Некоторые теперь начали предпочитая кремацию.


Один из двух башен молчания, Йезд, Иран.


Башня молчания в Индии.

Даже сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

О существовании в древности таких башен я знала давно, но как оказалось, остатки их существуют до сих пор, а благодаря любопытным людям, которые путешествуют, фотографируют и выкладывают фотки в сеть, можно наглядно представить себе эти сооружения.

Зороастризм — одна из древнейших религий в мире, берущая начало в откровении пророка Заратуштры, которое тот получил от Бога - Ахура Мазды. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К XIV в. остались только сообщества в останах Йезд и Керман. Также зороастризм является одной из малочисленных, но крайне важных религий, распространённых в современной Индии, Пакистане и Шри-Ланке. Большинство людей, исповедующих зороастризм, именуют себя парсами. Парсы - потомки древних персов-зороастрийцев, бежавших от исламского гнёта в IX в.

Башни молчания (дакхмы) это – древние кладбища зороастрийцев. Непременным заветом которых является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Башни молчания обычно высотой около 6 м сооружаются из кирпича или камня на возвышенностях, чтобы никто не мог видеть, что там происходит. Она представляет собой увеличенную версию полой трубы – иногда круглой, иногда квадратной – без крыши и окон, однако с глубоким колодцем посредине. На решётчатых площадках на их вершине выкладываются мёртвые тела, которые расклёвывают затем птицы-падальщики. Вокруг колодца в три ряда идут «воздушные гробы», открытые всем ветрам и птицам. Первый ряд – для детей, поскольку они занимают меньше места. Второй – для женщин. Третий – для мужчин. Разумеется, зороастрийцы объясняли разницу между расположением покойников не рациональными, а религиозными причинами. Эти круги именовались рядами «добрых поступков, нежных слов и чистых помыслов». Других различий между умершими никто не делал. Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. В этих колодцах кости продолжают тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут смыты дождевой водой.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями. Когда птицы склёвывали всё мясо, а кости под действием солнца полностью очищались, их сбрасывали в колодец, находившийся внутри башни молчания.

‘Documenting a Dwindling Race’ by Nishitha Nair Shrivastava, in Herald Review, Herald Goa, Sunday 17 August, 2014; Pix courtesy below Tower of Silence, Malabar Hill, by Bea Gomez

Первый труп, принесенный в новую дакхму, должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти «мобеда» (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), ремесло коих наследственное и которым закон строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из Башни Молчания не произнося ни слова.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э. Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.) Слово «дакхма», восходящее к индоевропейскому корню, означающему «хоронить», изначально обозначало любую могилу, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться главным образом к ним.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.

Фотогрфии башен молчания города Йезд, башни Чилпык к западу от Нукуса и башни в Мумбаи.

Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в народе как «гробница Зороастра». Однако научные исследования не подтверждают факта захоронения здесь основателя древней иранской религии. По мнению ученых, это сооружение являлось алтарем зороастрийцев, где они совершали свои ритуальные обряды.

Огнепоклонничество — культ огня, света и солнца — возник в Персии более 3000 лет назад, а в VII-VII веках до н. э. пророк Зороастр воплотил древние восточные верования и легенды в религиозно-этическое учение. Он изложил их в виде откровений, полученных от всемогущего бога света Ахурамазды, и несколько веков спустя его учение стало господствующей в Иране религией Сасанидской империи.

Зороастр (Заратустра) проповедовал, что все в мире имеет два противоположных начала: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, холод и тепло, день и ночь… Добро олицетворяет бог Ахурамазда, которому противостоит злой бог Ариман, и между ними идет постоянная борьба. История противостояния двух начал, сотворения мира, основные принципы зороастризма и все основные молитвы, которые возносятся богу Ахурамазде, содержатся в священной книге «Авеста». А сам Заратустра считается создателем гат (песен) самой древней части «Авесты».

Зороастризм утверждал веру в загробную жизнь, в пришествие Мессии, который после 12 000 лет борьбы между добром и злом придет к людям, чтобы спасти мир от гибели. Люди тоже должны бороться со злом: согласно учению Заратустры, человек должен «думать о добре, говорить о добре, делать добро», и тогда все закончится победой благого начала.

Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и последователи Заратустры, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее время больше всего последователей Заратустры живет в Индии, где их называют парсами. Но где бы ни проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.

Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Согласно учению парсов, все мы вышли из земли и туда же вернемся, но тело умершего нельзя зарывать в землю, чтобы не осквернить ее. Земля должна цвести и плодоносить, поэтому ей должны достаться очищенные останки усопшего. И уж тем более нельзя предавать тело огню, который не должен быть осквернен прикосновением к покойному. В древности покойника сразу после смерти переносили в здание, которое называлось «кед» (дом). Название это могло означать и комплекс строений жилой усадьбы, и отдельное здание специального назначения (например «аташкед» — храм огня), а в погребальном обряде это был особый дом для усопшего. Погребальные «кеды» сооружались отдельно для мужчин, для женщин и для детей, причем размеры их определялись так, «чтобы не задевать головы стоящего человека, вытянутых рук и протянутых ног». В селениях зороастрийцев существовали коллективные «кеды», но в усадьбах знати они представляли собой особые постройки.

Из «кеда», соблюдая определенные церемонии, труп переносили на «дахму» (насыпь или круглое сооружение), где его оставляли на съедение хищным птицам. Через год кости, омытые дождем и высушенные солнцем, считались «чистыми»: их уносили и помещали в «наусах». Останки знати складывались в фамильные «наусах», а сосуды с останками простых людей зарывали в землю.

Древнегреческие писатели, сообщая о персидских погребальных обрядах, писали о сохранении тела и существовании особых гробниц персидских царей. Подтверждением этому служат и археологические памятники — вырубленные в скалах или отдельно стоящие гробницы, а также надгробные башни. А между тем, как указывалось выше, «Авеста» предписывала выставлять трупы на возвышенные места, где их уничтожали хищные звери и птицы. Кажущееся несоответствие объясняется тем, что свидетельства древнегреческих писателей и археологические памятники относятся к собственно персам, а в «Авесте» сказано о погребальных обрядах «магов». Например, Геродот сообщает, что персы сообщают тела усопших воском, а потом хоронят их в земле, а у «магов» трупы погребаются только после того, как их разорвут птицы или собаки.

Об этом же писал и Страбон, сообщавший, что трупы на растерзание выставляли на северо-востоке Персии. Такой же обычай существовал и в эпоху Сасанидов, например, Агафий отмечал, что тело умершего выносили за город, где его съедали птицы и собаки; класть тело в гроб и зарывать его запрещалось, поэтому кости умершего разбрасывали, и они со временем сгнивали. Считалось добрым знаком, если тело усопшего быстро поедалось хищниками, так как за город выносили и опасных больных, еще живых, давали им хлеб и палку, чтобы они могли, сколько хватит сил, отбиваться от собак.

В отчете китайского посла Вэй-цзе, побывавшего в начале VII века в Согдиане, сохранился такой рассказ о местном погребальном обряде:

«Вне главного города живет отдельно более двухсот семейств, специально занимающихся погребением. Они построили в уединенном месте особое сооружение, где воспитывают собак. Когда кто-нибудь умирает, они берут тело и помещают в этом сооружении, где его и поедают собаки. Затем они собирают кости и хоронят их в особой погребальной процессии, но не кладут их при этом в гроб.»

В рассказе китайского посла есть тоже указание на особое сооружение — дахму, которая была предшественницей знаменитых зороастрийских «Башен молчания». Парсы считают, что после смерти душа человека еще трое суток витает в этом мире и только потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, где лежит усопший, перед чашей со священным огнем, а на четвертый день он молится в храме, куда тело покойного вносить нельзя. Во время богослужения на жреце должна быть белая одежда, волосы убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрыто белой тканью. Жрецы должны быть чище других, поэтому они не могут прикасаться к покойному и совершают все полагающиеся обряды на расстоянии полутора метров от него.

После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные площадки — отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине «Башни молчания» находится колодец, окруженный стеной. В Бомбее стервятники за полчаса оставляют от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись, «работают» солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5 метра. Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если главный колодец переполнится.

«Башню молчания» полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения «Башни молчания» должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется «ниранг». Приготовлена она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не подвергается разложению.

Чтобы возвести «Башню, молчания», надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но все меньше остается жрецов, знающих их. Поэтому «Башен молчания» осталось на земле немного.